LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Привлечение к созданию образовательного портала сотрудников
университета позволяет в полной мере учесть принципы
организации различных форм обучения в высшей школе,
оптимально использовать научный потенциал профессорско-
преподавательского состава и современную материальную базу
университета.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры № 72-п от 12.02.2004 определен
организационный механизм формирования и обеспечения
функционирования образовательного информационного портала:
создана межведомственная комиссия по обеспечению его
функционирования - постоянно действующий межведомственный
коллегиальный орган, осуществляющий комплексное рассмотрение
вопросов формирования, развития и функционирования
образовательного информационного портала автономного округа. В
состав Комиссии входят представители исполнительных органов
государственной власти автономного округа, образовательных
учреждений, библиотек, музеев а также деятели науки автономного
округа.
Утвержден Регламент взаимодействия между
исполнительными органами государственной власти автономного
округа и Центром управления порталом по формированию
образовательного информационного портала Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, целью которого является описание
процедуры взаимодействия органов, участвующих в процессе его
формирования. Регламент устанавливает перечень основных
разделов образовательного информационного портала и определяет
регулярность обновления информации.
Необходимо отметить, что в рамках мероприятий
Федеральной целевой программы «Электронная Россия» «Создание
образовательной информационной сети Ханты-Мансийского
автономного округа», образовательные учреждения округа имеют
возможность подключиться к информационно-энциклопедическому
Интернет-ресурсу «Рубрикон». Для образовательных учреждений,
не имеющих выхода в Интернет, проводится размещение
«Рубрикона» в их локальных сетях.
Сегодняшний «Рубрикон» это— 63 энциклопедии и словаря,
включая электронную энциклопедию «Югория», около 600 тысяч
статей, около 80 тысяч иллюстраций и карт. Это — быстрый поиск и
стремительный ответ на любой вопрос, множество гиперссылок на
другие информационные ресурсы, темы которых отвечают
поисковым запросам, уникальная возможность систематизировать,
36
анализировать и компилировать полученную информацию,
создавать собственные авторские тексты рефератов, курсовых и
дипломных работ, базирующиеся на предыдущем опыте людей,
прошедших через тернии научного знания. «Рубрикон» — это
универсальное и доступное хранилище любой информации,
своеобразная электронная энциклопедия, «книга книг» Рунета.
К Образовательному порталу, который представляет собой
технологически и системно организованный массив информации,
должен быть обеспечен свободный доступ. Поэтому Комитет по
информационным ресурсом активно занимается созданием пунктов
общественного доступа в Интернет и Интранет. Особое внимание
уделяется созданию пунктов общественного доступа в сельской
местности, где с этим существуют наибольшие проблемы. За
последнее время такие пункты созданы на базе компьютерных
классов, которые установлены в молодежных центрах и клубах не
только городов, но и небольших поселков, таких как
Горноправдинск, Каркатеево, Салым. Компьютерные классы
закупаются Комитетом по информационным ресурсам для установки
именно в молодежные центры, подростковые клубы, станции юных
техников и т.п., где они работают в режиме 7х12х365 для обучения
информационным технологиям максимального числа жителей
округа.
Дополнительно отметим, что в настоящее время ведется
работа по созданию корпоративной библиотечной системы Ханты –
Мансийского автономного округа. Проект направлен на
объединение библиотечной информации, разрозненно и разнотипно
представленной в библиотеках округа и создание новых
электронных библиотечных ресурсов. Данные информационные
системы создаются вместе с пунктами доступа, одновременно
продолжается подключение библиотек-филиалов к локальным
информационным сетям, действующим в центральных городских
библиотеках.
Таким образом, можно говорить о создании хорошей основы
для дальнейшего формирования информационных ресурсов как
локального, так и сетевого уровня.
О достижениях Ханты-Мансийского автономного округа в
сфере информатизации убедительно свидетельствуют результаты
общероссийского конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ», который
проводился Министерством экономического развития и торговли РФ
в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия
(2002-2010 годы)». В 2003 году эксперты признали Ханты-
Мансийский автономный округ победителем по шести номинациям:
1-е место – в номинации «Деловая среда»;
-
1-е место – в номинации «Электронный бизнес»;
-
2-е место – в номинации «Электронное правительство»;
-
37
2-е место – в номинации «Человеческий капитал в ИКТ»;
-
3-е место – в номинации «Доступность ИКТ»;
-
В итоге округ занял 3-е место в номинации «Лучший регион в
1-й социально-экономической группе» (после Москвы и Санкт-
Петербурга).


Формирование внутреннего мира молодого поколения
Югры.
Измайлов Алексей Кимович – председатель Комитета по
средствам массовой информации и полиграфии автономного округа

Жизненная позиция – это одно из важнейших и устойчивых
отношений личности, оценочно связывающая эту личность с
действительностью и проявляющаяся в ее жизнедеятельности и
поведении.
По сути, жизненная позиция - это суммарное воплощение
влияния всех людей и событий, которые каким-либо образом
воздействовали на человека с момента его рождения.
По результатам социологического исследования,
проведенного Комитетом по молодежной политике Ханты-
Мансийского автономного округа, на третьем месте после примера
отца, матери, родственников (69,3 %) и влияния друзей и товарищей
(39 %) на формирование жизненной позиции, молодые
респонденты поставили «публикации и репортажи в средствах
массовой информации» (11,2 %). Это явно свидетельствует о
достаточно высокой степени доверия к СМИ автономного
округа, с другой стороны - о высокой степени ответственности
этих самых СМИ.
В Ханты - Мансийском автономном округе - Югре
зарегистрировано более 200 средств массовой информации,
включая телевидение, радиовещательные каналы, печатные
средства массовой информации и информационные агентства.
По принадлежности все СМИ можно условно разделить на
Государственные (учредителями которых выступают Правительство
автономного округа и муниципалитеты), корпоративные (хозяева -
нефтяные и газовые компании, учредившие собственные
корпоративные СМИ, в основном, в форме медиа - холдингов), а
так же, немногочисленные частные средства массовой информации,
где учредителями выступают частные лица - это, в основном, газеты.
Необходимо отметить и специфику региона, влияющую, в
свою очередь, как на медиапредпочтения, так и на формирование
внутреннего мира молодежи:
- это, прежде всего, территориальная протяженность Югры,
затрудненность в осуществлении межличностной коммуникации,
38
- это удаленность большинства городов от социально - культурных
центров и событийная бедность культурной жизни средних и
малых населенных пунктов округа по сравнению с
цивилизационными центрами.
Не надо говорить о том, сколь велика ответственность
средств массовой информации перед обществом в формировании
взглядов на жизнь, ценностных ориентиров, модели поведения.
Если шире говорить о том, что информационно формирует наш
социум, то, на мой взгляд, стоит говорить и четко разделять
несколько видов влияния на аудиторию.
Это, прежде всего, телевидение. Социологические опросы
показывают, что сегодня именно телевидение является главным
источником в получении информации. Сравнима с телевизионной
аудиторией разве что аудитория радио и Интернета, и на
последнем месте - печатные СМИ. Правда, отношение к
печатному слову в нашем автономном округе достаточно
серьезное- во-первых, печатное слово является «долгоиграющим»,
к написанной статье можно вернуться, изучить ее более
детально. Телевидение и радио не дают такой возможности в
силу одномоментности появляющихся на экране и в эфире
образов, на подсознательном уровне формируя стереотипы и
модели поведения.
Социологические исследования последних лет
свидетельствуют о снижении степени эмоционального комфорта,
повышению раздражительности и пессимизма при оценке
деятельности местных телекомпаний именно в молодежной среде, к
снижению интереса к информационным событиям в Югре.
Акценты на официальных мероприятиях, проходящих,
преимущественно, в г. Ханты - Мансийске, «сдержанная»
стилистика подачи «материала», определенная статичность и
консервативность программ определяют коммуникативную
дистанцию, неприемлемую для подавляющей части молодежной
аудитории, вызывает эмоциональную реакцию отторжения.
К слову сказать, телекомпании «Югория» и «Югра»,
радиокомпания «Югра» в целом, позитивно освещают жизнь
автономного округа. Ряд специальных молодежных программ,
безусловно, позитивно влияют на формирование молодежного
досуга. Анализ сеток вещания наших каналов говорит о
разнообразии гуманитарных, просветительских материалов в
формировании вкусов зрительской аудитории.
Вообще, среди нескольких десятков телеканалов нашего
региона прокатилась целая волна создания молодежных программ.
Нельзя не отметить программу «Немягкие игрушки»
телекомпании г. Нягань, молодежные программы телевидения
городов Нефтеюганска, Нижневартовска, Сургута и других городов
39
автономного округа, получивших достойное признание на
всероссийских телевизионных конкурсах, в частности, на
международном фестивале «Золотой бубен», прошедшим недавно в
г. Ханты - Мансийске.
Теперь перейдем непосредственно к медиапредпочтениям,
прежде всего, федерального уровня.
1. Телевидение.
Лидерство «Первого канала» абсолютно и не подлежит
сомнению. В сравнении с общенациональными исследованиями,
канал НТВ по прежнему «обходит» канал РТР, хотя преимущество
НТВ стало минимальным. Общенациональные тенденции,
выраженные в сегментировании телевизионной аудитории,
индивидуализации потребностей телезрителей, постепенно
проявляются на территории Ханты-Мансийского автономного
округа.
Если в относительных распределениях частотности
смотрения изменения по сравнению с 2003 годом в отношении
канала «Югра» минимальны, то пропорциональный учёт доли
отдельных муниципалитетов, реализованный посредством
«перевзвешивания» полученных данных, показывает, что «Югра»
находится в достаточно сложной конкурентной ситуации. Парные
распределения частотности смотрения в разрезе муниципальных
образований демонстрируют, что вхождение Югры в четвёрку
лидеров относительных распределений, обеспечено за счет
мелких и средних муниципальных образований. В промышленно-
развитых крупных муниципалитетах (г.г. Сургут, Нижневартовск,
Нефтеюганск), отличающихся существенно более развитой
системой телекоммуникаций, выбор со стороны аудитории канала
«Югра» в ряду множества других молодёжных, семейных,
развлекательных каналов (СТС, ТНТ, МТВ, МузТВ) выглядит не
столь однозначно.
2.Радио.
Распределение переменных в таблице частотности слушания
радио демонстрируют ещё меньшую региональную специфику, чем
телевидение. Как и по России в целом, на рынке радиовещания
доминируют две FM-станции «Европа Плюс» и «Русское Радио».
Оставшуюся часть рынка поделили между собой
специализированные «узкоформатные» и «субформатные» АС.
Нельзя забывать, что именно средства массовой информации
и, прежде всего, телевидение и радио являются проводниками таких
могучих институтов общественного сознания, как кино, песня,
устный разговорный жанр в виде многочисленных ди-джеев,
подспудно внедряющих ценностные ориентации, особенно в круг
молодежной аудитории.

40
Особое внимание хотелось бы уделить тому негативному
влиянию на подростков и молодежь, которое оказывают
представители «блатного» жанра восприятия мира, в своем
творчестве пропагандирующие и воспевающие тюремно-бандитский
образ жизни.
В этом направлении есть резервы по пути создания
просветительских программ, демонстрации иных ценностей, в том
числе и ценностей общемировой культуры, предлагаемых
широкой аудитории жителей автономного округа силами
Департамента по культуре и администрацией культурно-
концертного комплекса, открытие которого планируется в декабре.
Только повышение профессионального уровня журналистов
региона, создание условий для поддержки молодежных программ,
повышение общего уровня журналистики, создания острых,
интересных, эмоциональных информационных продуктов
позволит поднять интерес молодежи к средствам массовой
информации, понизить депрессивный фон по отношению к ним, а
значит, и степень влияния на формирование внутреннего мира
молодого поколения Югры.


СМИ как важнейшее средство формирования
толерантного сознания
Р.А. Вафеев д.ф.н, профессор, зав.кафедрой журналистики
Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск

Проблема толерантности, являясь многоаспектной,
чрезвычайно актуальной, в то же время мало изучена, особенно в
современном обществе. Это связано с тем, что распад СССР и
вместе с ним мировой системы социализма не привели к
ожидаемому миру и согласию в Российской Федерации, на мировой
арене в целом. Объективная реальность такова, что современный
мир становится все более хрупким и неустойчивым. В этой связи
международное сообщество считает разработку, принятие и
реализацию идей толерантности одним из важнейших направлений
своей деятельности. Еще в 1995 году ЮНЕСКО была принята
«Декларация принципа толерантности», а 1996 год был объявлен
ЮНЕСКО «годом толерантности», а в «Курьере ЮНЕСКО»
печатались статьи, посвященные этой проблеме.
В документах мирового сообщества принципиальные позиции
заявлены достаточно четко, хотя не все системно прописано. В
«Декларации тысячелетия», принятой ООН, основными ценностями
общества признаются свобода, равенство, солидарность,
толерантность. В других документах тема толерантности и
связанных с нею требований развивается шире и глубже. В одном из
41
них Генеральная Ассамблея ООН, ссылаясь на свою резолюцию
54/113 от 10 декабря 1999 года о провозглашении 2001 года Годом
диалога между цивилизациями под эгидой Организации
Объединенных Наций, предлагает Генеральному секретарю
укрепить информационный потенциал Департамента общественной
информации. Усиление потенциала Департамента направлено на
распространение информации о диалоге между цивилизациями, о
его возможной роли в поощрении взаимопонимания, толерантности,
мирного сосуществования и международного сотрудничества, а
также в целях привлечения внимания международной
общественности к этим вопросам. В одном из документов на основе
требований толерантности она призывает государства в
соответствии с их законодательством предпринять все усилия в
целях предотвращения использования традиционных СМИ и новых
информационных, коммуникационных технологий для подрыва
законных правительств и демократии, разжигания национальной
розни, ксенофобии и ненависти, подстрекательства к насилию и
содействия любым проявлениям экстремизма.
Для полиэтнического общества России формирование
идеологии толерантности превратилось в одну из наиболее
актуальных задач. Принятая и подписанная президентом РФ
Государственная федеральная целевая программа «Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в
российском обществе (2001-2005 гг.)» является тому
подтверждением. Идея толерантности и согласия призвана сыграть
свою позитивную роль в гармонизации внутри национальных и
межнациональных, внутриэтнических и межэтнических отношений,
в становлении социально устойчивого мира, стабильности в РФ.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение
мира и ведёт от культуры войны к культуре согласия», т.е.
толерантность – это согласие и терпимость. Понятие толерантности
стало актуальным в современной России не только и не столько в
силу какой-либо общемировой моды. Сегодня становится
очевидным, что толерантность, как в общемировом, так и в
региональном масштабе – это один из наиболее важных механизмов
выживания человека. Высокий уровень этнополитической
конфликтности в нашей стране, социальная, экономическая
нестабильность заставляют искать применимые на практике для всех
составляющих современного общества, в том числе, разумеется, и
для СМИ, способы достижения межэтнического согласия,
соответствующей идеологии толерантности.
В наше время СМИ по своей функции – это важнейшее
средство формирования толерантного сознания личности и
общества, следовательно, и соответствующей идеологии. Пресса,
радиовещание, кино, телевидение, реклама, интернет являются
42
неотъемлемым компонентом социального бытия современного
человека, основным способом его приобщения к событиям
окружающего мира, принятия и правильного понимания
многообразия культур, форм самовыражения и проявления
человеческой индивидуальности, а также взаимосвязи Человека,
Природы и Земли. Все это дает основание утверждать, что
демократически и гуманистически ориентированным силам
чрезвычайно важно иметь полное и развернутое системное
представление о толерантности в структуре мировоззренческих
ценностей и социальных норм цивилизованного общества XXI века.
Общество должно освободиться от агрессивности и
непримиримости, причем не только в этике и в политике, но и в
основополагающих мировоззренческих представлениях, в сфере
онтологии и гносеологии.
В этой связи предполагается формирование идеологии
толерантности по следующим аспектам:
1. Создание широкомасштабной сети пропаганды идеи
толерантности в СМИ:
• организация статей, публикация в Интернете, создание
телепрограмм для широкого распространения идеи толерантности в
различных сферах;
• создание журнала или небольшого информационного
агентства «Толерантность»;
• критику политических и общественных деятелей,
позволяющих себе нетолерантные высказывания, а также
политических и общественных организаций, проводящих свою
работу на базе нетолерантных акций и высказываний;
2. Помощь образовательным учреждениям в формировании
толерантного поведения и установок преподавателей вузов,
учителей и учащихся:
• анализ уровня толерантности профессоров, учителей,
воспитателей и обсуждение полученных результатов в СМИ;
• сбор информации о возможностях формирования в вузах,
колледжах, школах толерантных установок на уроках литературы,
истории и т.д., обмен опытом в этой сфере при помощи Интернета;
• подготовка на данной базе учебно-методических пособий,
помогающих преподавателям вузов и учителям формировать
толерантные установки.
3. Объединение усилий различных организаций, как в России, так
и за рубежом, заинтересованных в пропаганде идей толерантности и
формирования толерантных установок.
4. Организация тренингов по формированию установок
толерантного сознания и поведения государственных служащих,
профессорско-преподавательского состава, учителей, журналистов,
43
родителей и т.д., то есть всех категорий людей, которые, осознав
важность распространения идей толерантности, смогли бы в силу
своих служебных обязанностей пропагандировать эти идеи в
широких слоях населения.
Таким образом, идеология толерантности в СМИ предполагает
оказание помощи в изменении содержания образования и
воспитания; интеграцию культуры толерантности в учебные
предметы; изучение культурно-исторических традиций,
направленное на интеллектуальное, нравственное, эмоциональное
развитие учащихся в контексте национальной культуры;
формирование в среде учащихся понимания многообразия и
взаимовлияния культур; установление ценностей, взглядов и норм
поведения, свойственных идеологии толерантности; воспитание
уважения прав человека; культивирование позитивных методов
предотвращения и разрешения любых конфликтов. При этом
интеграция идей толерантности в учебном процессе связана с
учетом региональных различий, с особенностями национально-
культурных образований, со стремлением национальных,
этнических общностей к сохранению и возрождению своих культур.
Воспитание личности и общества через СМИ является
наиболее эффективным средством предупреждения национальной и
межнациональной, этнической и межэтнической, конфессиональной
и межконфессиональной нетерпимости. Началом воспитания в духе
толерантности является обучение людей тому, в чем заключаются их
общие права и свободы, что позволит обеспечить осуществление
этих прав независимо от политической, национальной, этнической,
религиозной принадлежности. Важно научить людей анализировать
состояние, уровень толерантного сознания населения в регионе,
городе, селе, определять причины возникающих конфликтов, а
также пути формирования толерантного сознания, уметь
анализировать собственное отношение и поведение по отношению к

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign