LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

местной печати – дефицит профессиональных кадров. Сейчас нет
централизованной системы распространения выпускников высшей
школы, молодые журналисты не хотят ехать на работу в районные
газеты… – Таковы наблюдения одного из руководителей Минпечати
РФ по завершении общероссийского исследования печати. –
Редакция вынуждена брать на работу библиотекарей,
культработников, учителей, представителей других специальностей
и вчерашних школьников. В целом результаты исследования
показали, что существует необходимость усиления
профессиональной подготовки журналистов, совершенствования
форм и методов работы с авторским активом. Нужно создать
систему повышения квалификации. При этом может оказаться
полезным опыт подобной деятельности, который был ранее
накоплен в стране»6.
Отдельно и специально следует говорить о роли
университетов в распространении всеобщего медиаобразования.
Они, в согласии со своей просветительской миссии и традициями
российской высшей школы, не могут оставаться в стороне от
решения столь масштабных и значимых национально-культурных
задач. Усилиями ряда университетов, прежде всего факультета
журналистики МГУ, разработан российский модуль
медиаобразования, который заметно отличается от стандартов,
27
принятых в европейских странах. Он в большей мере включает в
себя элементы участия в деятельности СМИ, хотя навыки
пользования массовой информацией, конечно, лежат в основе
учебной работы. Существует уже и методическая разработка под
названием «Типовой проект курса по медиаобразованию,
предлагаемого для учащихся VII-VIII классов средней школы».
Наконец, при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве в 2003 году
прошла международная научно-практическая конференции
«Медиаобразование в XXI веке». Ее участники – представители
факультетов журналистики нескольких университетов – приняли
Декларацию о совместной деятельности в этой области. Она, по
существу, является программой работы на ближайшие годы. Вот как
выглядит текст Декларации в сокращенном варианте:
1. Разработанный при поддержке ЮНЕСКО «Российский
модуль медиаобразования» представляет собой базовую
универсальную программу, на основе которой осуществляется
преподавание по дисциплине «Медиаобразование» с учетом
конкретных национальных и региональных особенностей.
2. Факультетам и школам журналистики принадлежит особая
роль в развитии и внедрении программ медиаобразования среди
широких слоев населения. В связи с этим повышается значение
сотрудничества учебных журналистских заведений России и стран
СНГ. В рамках такого сотрудничества предусматривается
проведение регулярных научно-практических конференций для
координации деятельности в области медиаобразования, издания
учебно-методической литературы, организация виртуальных
конференций, реализация совместных образовательных проектов,
проведение медиафестивалей.
3. Важнейшей задачей, стоящей перед факультетами и
школами журналистики, на сегодняшнем этапе является подготовка
кадров для практической реализации программ в области
медиаобразования. Сотрудничество в этой области предполагает
организацию стажировок преподавательского состава в тех учебных
заведениях и редакциях СМИ, которые внедрили и используют в
своей практике технологии медиаобразования. В рамках этой работы
следует шире привлекать к реализации программы
медиаобразования журналистов-практиков, специалистов в области
информационных технологий7.
Таким образом, сегодня сложились достаточные
теоретические, методические и организационные предпосылки для
развертывания повседневной, всеохватной медиапросветительской
работы. Пришло время конкретных организационных шагов, причем
делать их предстоит не только в столице, но и в регионах. Не
исключено, что самые зримые результаты принесет как раз не

28
«инициатива сверху», а энтузиазм и умение поставить дело в
отдельных областях и городах страны.
1
Лозовский Б. Н. «Четвертая власть» и общество: на
тернистом пути к согласию. Екатеринбург, 2001. С. 38.
2
Короченский А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в
контексте информационного рынка. Ростов н/Д, 2002. С. 152.
3
См. об этом подробнее: Короченский А. П. «Пятая власть»?
Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов н/Д, 2003.
С. 184-191.
4
Корконосенко С. Г. Динамика теории журналистики в
современной России // Факультет журналистики. Первые 50 лет./
Отв. ред., сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 1996. С. 70-72.
5
http://edu.of.ru/mediaeducation
6
Пуля Ю. С. Качественные характеристики журналистов
районной (городской) печати. Итоги социологического
исследования // Журналистика и социология’2003. Журналистика в
перспективе социологической культуры / Ред.-сост. С. Г.
Корконосенко. СПб., 2004. С. 70-71.
7
См. подробнее: Информационное общество. 2003. № 3. С.6-
22.

О проблемах и перспективах развития информатизации и
информационных ресурсов Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры.
Маслова Н.Р., председатель Комитета по информационным
ресурсам Администрации губернатора Ханты-Мансийского округа -
Югры, кандидат технических наук.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра относится к
регионам-донорам России и лидирует по целому ряду
экономических показателей – 1-е место по объему промышленного
производства, 1-е место по производству электроэнергии, 1-е место
– по добыче нефти, 2-е место – по поступлению налогов и сборов в
бюджетную систему РФ.
Кроме того, округ входит в число ведущих регионов России в
сфере применения ИКТ и развития информационных ресурсов.
Планомерное развитие информатизации в округе берет свое
начало с утверждения Концепции информатизации постановлением
Губернатора № 206 от 05.06.96. Нормативно-правовую базу в
области информатизации в округе составляют Закон «Об
информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного
округа» и более 130 постановлений и распоряжений Губернатора и
Правительства по вопросам формирования, использования и защиты
информационных ресурсов.
29
Комитет по информационным ресурсам Администрации
Губернатора Ханты-Мансийского округа был создан в 1997 г.
постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа для осуществления государственной политики в сфере
информатизации, формирования информационных ресурсов на
территории округа, а также с целью эффективного и качественного
информационного обеспечения принятия управленческих решений
органами государственной власти.
В настоящее время в состав Комитета по информационным
ресурсам входят 7 отделов: организационно-методический,
сопровождения программных средств, информатизации,
информационно-аналитический, администрирования локальной
вычислительной сети, ситуационного анализа и техническая служба.
Штатная численность Комитета составляет 32 человека.
В целях лучшей организации внедрения и сопровождения
проектов в рамках Концепции информатизации автономного округа
и мероприятий ФЦП «Электронная Россия», улучшения
информационно-аналитического и технического обслуживания
органов власти на территории автономного округа Распоряжением
Правительства автономного округа № 167-рп от 10.03.2004 было
создано ГУ «Окружной центр ИКТ».
Семь лет успешной работы по реализации Концепции
информатизации Ханты-Мансийского округа – огромный опыт. За
это время Комитет внедрил более 80 информационных систем и
программных продуктов, причем 46 специализированных программ
разработаны сотрудниками Комитета самостоятельно. Все
информационные системы и программы, созданные в Комитете либо
приобретенные за счет средств окружного бюджета безвозмездно
передаются в подразделения органов власти, в бюджетные
организации, во все муниципальные образования округа.
Однако в процессе формирования информационной системы
территориального управления автономного округа были выявлены
проблемы, возникающие при внедрении и развитии ИТ-проектов:
1. Недостаточное взаимодействие различных министерств и
ведомств по вопросам формирования единой информационной и
телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для
совершенствования работы органов государственной власти и
органов местного самоуправления;
2. Слабое взаимодействие органов государственной власти
и органов местного самоуправления по вопросам внедрения
информационных технологий и создания единой информационной
системы территориального управления;
3. Недостаточное развитие нормативно-правового
регулирования и организационно-методического обеспечения
процессов информатизации;
30
4. Отсутствие методических рекомендаций и нормативов по
расчетам затрат на внедрение, эксплуатацию, развитие
информационных систем для обоснования бюджетных расходов по
статье «Информатика»;
5. Становление системы подготовки специалистов в
области информационно-коммуникационных технологий и
квалифицированных пользователей, которая находится на этапе
начального формирования в автономном округе, и как следствие –
дефицит ИТ специалистов в регионе;
6. Недостаточное понимание важности вопросов
финансирования сферы информатизации руководителями органов
государственной власти и местного самоуправления.
К 2002 году (году принятия ФЦП «Электронная Россия») в
Ханты-Мансийском автономном округе была сформирована
телекоммуникационная инфраструктура информатизации, создана
региональная корпоративная сеть органов власти для внедрения и
эксплуатации корпоративных информационных систем. Таким
образом, активное включение округа в реализацию ФЦП –
закономерный этап.
В настоящее время в округе реализуется в общей сложности
15 мероприятий ФЦП «Электронная Россия».
Реализация ФЦП «Электронная Россия» в Ханты-Мансийском
автономном округе осуществляется на основе распоряжения
Правительства автономного округа от 25 сентября 2002 г. В 2003 г. в
данный документ были внесены дополнения (распоряжение
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 3 апреля
2003 г.), способствовавшие более эффективной реализации
основных программных мероприятий ФЦП.
С целью взаимодействия в области реализации мероприятий
ФЦП Правительство Ханты-Мансийского округа подписало
соглашение с Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации. Данное соглашение основывается на
действующем законодательстве РФ и автономного округа и
позволяет обеспечить совместное финансирование и реализацию
мероприятий ФЦП, по которым округ является опорной зоной.
Комитетом по информационным ресурсам подготовлены
соглашения с муниципальными образованиями автономного округа
о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации
программных мероприятий ФЦП. На сегодняшний день соглашения
подписаны с главами 18-ти из 22-х муниципальных образований
автономного округа.
В рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» в 2003 г. в
муниципальные образования было передано около 1 тыс. единиц
компьютерной техники. Все муниципальные образования в округе
имеют собственные локальные сети с выходом в Интернет. В
31
настоящее время обеспеченность компьютерами муниципальных
служащих региона составляет более 90 %.
Реализация ФЦП «Электронная Россия» на региональном
уровне требует информирования широкой общественности о ее
целях и задачах, основных мероприятиях, осуществляемых в
регионе и влиянии этих мероприятий на повседневную жизнь
населения. Формирование позитивного отношения населения к ФЦП
способствует ускорению информатизации региона и повышает
эффективность программных мероприятий. Поэтому в Ханты-
Мансийском автономном округе информационному сопровождению
ФЦП «Электронная Россия» уделяется особое внимание. Такое
сопровождение проводится с помощью публикаций в СМИ,
выступлений на радио и телевидении, а главное - на официальном
сайте органов власти Ханты-Мансийского автономного округа в
разделе «Информатизация».
Официальный сайт был создан в рамках Концепции
информатизации и формирования единого информационного
пространства на территории Ханты-Мансийского автономного
округа в 1998 г. Сейчас он устойчиво входит в первую десятку
наиболее посещаемых сайтов России в разделе «Администрации»
рейтингового сервера Рамблер. Его постоянно посещают жители
других субъектов федерации: так, четверть российских посетителей
сайта проживает в Москве; также посетителями сайта являются
жители Свердловской, Новосибирской и Тюменской областей и т.п.
Каждый двадцатый пользователь сайта проживает в США, Канаде и
других зарубежных странах.
За время своего существования сайт превратился в настоящую
энциклопедию экономического и социального развития округа, его
культурного наследия и деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления. По оценке специалистов фирмы
«РосБизнесКонсалтинг», на сайте органов власти содержится одна
из лучших в России баз данных по региональному законодательству,
организованная по тематике и статусу, а также одно из самых
полных и развернутых описаний структуры региональной власти.
В настоящее время 14 муниципальных образований имеют
свой сайт в Интернете. Вместе с сайтом органов власти они
составляют единую систему информирования населения Ханты-
Мансийского автономного округа.
Для доступа государственных служащих к информационным
ресурсам корпоративной вычислительной сети органов власти
Ханты-Мансийского автономного округа использована Интранет-
технология. На её основе создан Портал, методологически
совместимый с сайтом органов власти, на котором размещены
информационные ресурсы как коллективного, так и ограниченного
пользования. Это обеспечивает единый интерфейс работы с
32
различными информационными ресурсами, высокую скорость
доступа к данным. Портал содержит необходимые ресурсы для
информационного обеспечения деятельности государственных
служащих.
В 2000 году для решения задач Электронного правительства
был создан отдел ситуационного анализа, который осуществляет
информационное обеспечение процесса стратегического анализа и
планирования развития округа, структуризацию решаемых проблем,
оценку вариантов управленческих решений на основе современных
информационных технологий и средств отображения информации.
В деятельность органов государственной власти был внедрен
презентационный комплекс информационно-технического
обеспечения совещаний высших должностных лиц автономного
округа. В него входят методики проведения стратегических бесед,
средства информационной поддержки совещаний, системы анализа
слабоструктурированных проблем, комплекс когнитивного
моделирования, различные имитационные комплексы и модели,
которые позволяют выбирать варианты стратегического развития
округа и определять тактические шаги.
В рамках решения задач Электронного правительства
Комитетом проводится внедрение информационно-графической
системы «Терра». Ее основное назначение – системный анализ
социальной инфраструктуры автономного округа, информационное
обеспечение органов власти и управления в решении ряда задач,
таких как анализ социально-экономического положения населения,
формирование и развитие программ адресной социальной защиты
населения, прогнозирование потребности в социальных услугах и
средствах реабилитации, и проч.
ИГС «ТЕРРА» позволяет осуществлять быстрый и удобный
ввод, поиск и анализ показателей, характеризующих состояние
объектов окружной инфрастуктуры. Результаты аналитических
запросов представляются в виде таблиц, графиков, картограмм и
могут быть выданы на печать или опубликованы на официальном
сайте органов власти Ханты-Мансийского автономного округа.
Непременным условием реализации ФЦП «Электронная
Россия» является создание системы нормативно-правового
регулирования этой области, обеспечивающей защиту всех
составляющих информатизации с учетом их нормативно
определяемых правовых режимов и защиты интересов государства,
общества, человека и гражданина.
В рамках проведения работ по правовой информатизации
Комитетом выпущена и ежегодно актуализируется серия
электронных сборников правовых актов в различных областях
законодательства: законодательство Ханты-Мансийского
автономного округа, правовое регулирование в области образования,
33
здравоохранения, финансов, государственного и муниципального
управления, социальной защиты населения, использования и охраны
природных ресурсов, предпринимательской деятельности,
жилищных правоотношений. В сборниках имеется нормативно-
правовая база федерального, окружного законодательства и десяти
лучших в этом направлении субъектов РФ. Эти диски пользуются
популярностью у директоров школ, главных врачей больниц,
руководителей социальных учреждений и т.д.
В целях обеспечения достоверными информационными
ресурсами органов власти всех уровней, а также бюджетных
организаций и учреждений Комитет по информационным ресурсам
стал инициатором создания презентационных компакт-дисков,
содержащих информацию о социальной, экономической и
политической ситуации в округе, а также историю развития округа с
момента его образования. Кроме того, на дисках представлена
информация о деятельности органов власти автономного округа,
показана инвестиционная привлекательность Югры.
Презентационные компакт-диски "Ханты-Мансийский автономный
округ - Югра" имеют английскую версию и выпускаются ежегодно.
В Комитете по информационным ресурсам готовится электронный
макет диска, который затем передается на тиражирование.
По соглашению с Министерством экономического развития на
условиях софинансирования реализуется проект «Создание системы
электронных муниципальных закупок». В состав опорных площадок
входят 5 муниципальных образований: города Лангепас,
Нижневартовск, Нягань, Ханты-Мансийск и Югорск. В системе
реализуется комплекс задач информационного обеспечения
процесса проведения электронных закупок для муниципальных
нужд. В настоящее время система готовится к сдаче в опытную
эксплуатацию.
Ханты-Мансийский автономный округ также является
опорной зоной для реализации мероприятий ФЦП «Электронная
Россия» по формированию системы электронного документооборота
в органах власти (мероприятия № 15, 17).
Электронный документооборот предполагает совместную
работу пользователей с электронными документами,
регламентированную в соответствии с требованиями современного
делопроизводства. Поэтому помимо традиционных учетно-
контрольных функций, свойственных системе бумажного
документооборота, система электронного документооборота должна
поддерживать современный набор функций для работы с собственно
электронными документами. Важнейшими из этих функций
являются преобразование бумажных документов в электронные,
организация защиты и разграничения доступа к электронным
документам, их маршрутизация, механизмы обсуждения и
34
согласования документов, механизмы контекстного поиска,
взаимодействие с системами электронной почты, использование
современных web-технологий документальных порталов и т.д.
К настоящему моменту система электронного
делопроизводства и документооборота органов государственной
власти автономного округа сдана в опытную эксплуатацию. Система
обеспечивает выполнение следующих функций: регистрацию
входящей и исходящей корреспонденции, регистрацию движения
документов по рассмотрителям и исполнителям, ввод данных о ходе
рассмотрения и исполнения документа, многокритериальный
(атрибутный) поиск информации.
Приобретено оборудование и программное обеспечение для
создания окружного удостоверяющего центра, способного
осуществлять управление сертификатами ключей подписи
пользователей путем установления связи между открытым ключом
субъекта и содержащейся в сертификате информацией по
идентификации этого субъекта.
Несколько муниципальных образований округа избраны в
качестве опорных зон для реализации проекта «Электронный
документооборот», в том числе города Ханты-Мансийск,
Нижневартовск, Мегион и др. В этих муниципальных образованиях
отрабатываются проекты и методы электронного документооборота,
которые в дальнейшем будут распространены на другие
муниципальные образования округа.
В 2001 году в соответствии с распоряжением правительства
Ханты-Мансийского автономного округа Комитет по
информационным ресурсам приступил к формированию окружной
образовательной сети. В рамках данного мероприятия в 2003 году
был создан Окружной образовательный информационный портал. За
счет эффективного использования современных информационных
технологий образовательный портал обеспечивает доступ к
образовательным ресурсам и сервисам и создает условия для
повышения качества образования как в городе так и в сельской
местности, тем самым формируя равные возможности в получении
образования любого уровня для всех категорий населения
автономного округа.
В настоящее время Портал превратился в централизованный
банк всех педагогических и научно-методических ресурсов округа.
В дальнейшем в рамках образовательного Портала планируется
проведение телеконференций, а также создание дистанционных
подготовительных курсов, проведение тестирования поступающих в
ВУЗы и многое другое. Тем самым будет продолжено формирование
новой образовательной среды и значительно повышено качество
образования и эффективность образовательного процесса.

35
Работа над содержательным наполнением портала ведется
совместно со специалистами ведущего образовательного
учреждения округа – Югорского государственного университета.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign