LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Физические основы большой Географии "


Наименование разделов, тем
Всего часов
В том числе
Форма контроля

Лекции
Деловые игры
Практические, лабораторные, самостоятельные работы
1
Модуль 1
Происхождение Вселенной
10
2
1
7
Мнемотурнир
Проект
2
Модуль 2
Горы
8
3
5
Решение задач

3
Модуль 3
Атмосфера Земли

10

4

1

5
Мнемотурнир, решение задач, проект "И на Марсе будут яблони цвести"
4
Модуль 4
Сейсмические волны
8
3
1
4
Мнемотурнир

5
Модуль 5
Почвы
6
2
1
3
Семинар

6
Модуль 6
Озёра
6
2
1
17
Решение задач

7
Модуль 7
Проблемы экологии

20

2

1

17
Деловая игра, мнемотурнир, экскурсия, мониторинг.

Итоговая межпредметная конференция "Методы научного познания".

Содержание курса
"Физические основы большой Географии"

Модуль1. Происхождение Вселенной
Введение. Донаучные представления о происхождении и устройстве Вселенной. Теории ХХ века о происхождении Вселенной. Современная наука о происхождении Вселенной. Реликтовое излучение. Большой взрыв. Стандартный сценарий Большого взрыва. Проблемы теории большого взрыва. Современные теории о дальнейшей эволюции Вселенной.
Базовый уровень. Представления древних народов о Вселенной. Общие представления о Вселенной, ее происхождении и структуре.
Повышенный уровень. Реликтовое излучение. Большой взрыв. Современные теории о дальнейшей эволюции Вселенной.
Мнемотурнир: частицы и античастицы, Галактика и Вселенная, гамма- и рентгеновское излучение, свет и цвет, нейтроны и нейтрино, масса и плотность.
Рефераты.
8. Происхождение Вселенной: история научного познания.
9. Вторжение космических тел в атмосферу Земли.
10. Встреча с кометой Галлея.
11. Поиск и исследование внеземных форм жизни.
12. Размеры и плотность звезд.
13. Развитие представлений о Солнечной системе.
14. Допущения и проблемы теории Большого взрыва.
Проект "Электроэнергия из космоса".
Портфолио: результаты мнемотурнира, защиты рефератов, проектной деятельности.

Литература для учащихся.

1. Бурлаков В.П. электроэнергия из космоса. - М.: Энергоатомиздат,1991. -152 с.
2. Гуревич Ю. Холодное горение.//Квант.-1990.- № 6. - С. 9-15.
3. Кириллин В.А. Энергетика. Главные проблемы: в вопросах и ответах. - М.:Знание,1990. - 128 с.
4. Мировая энергетика: прогноз развития до 2010 г./Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Старшикова.-М.:Энергия,1980. - 256 с.
5. Подгорный А.Н. Водородная энергетика. - М.: Наука,1988.- 96 с.
6. Темко С.В. и др. Физика раскрывает тайны Земли. - М: Просвещение. 1976.
7. Физика и астрономия (учебник для 9 кл. общеобраз. Учреждений. / Под ред. А.А. Пинского, В.Т. Разумовского) - М.: Просвещение, 1999.

Литература для учителя.
1. Ефименко В.Ф., Макогина Е.И., Хоменко Е.А. Развитие представлений об эволюции физической картины мира. № 6.-С.45.
2. Интернет ресурсы.
3. Кесарев В.В. Эволюция вещества по Вселенной. - М.: Атомиздат, 1989.
4. Левитан Е.П. Эволюционирующая Вселенная. - М.: Просвещение,1993.
5. Макаров С.И. Мир Вселенной. № 3.-С.53.
6. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. 3 издание. - М.: Наука, 1993.
7. Пономарёв В.В. Задачи по астрономии из художественной литературы.//Физика в школе.-1999.-№3.-С.43.
8. Ривс Г. Прохождение солнечной системы - М.: Мир, 1976.
9. Синякин Е.В. Развитие представлений о Солнечной системе.//Физика в школе.-2002.- № 6.-С.56.; № 7. - С. 58.

Модуль 2. Горы.
Горы, общая характеристика. История горообразования. Высотная поясность. Горные породы. Горные пещеры. Законы гидродинамики в гидрографии карста.
Решение задач.
Базовый уровень. Основные понятия, различие гор по высоте, история горообразования, высотная поясность, эрозия, карст.
Повышенный уровень. Ламинарное и турбулентное движение воды, влияние шероховатости и силы тяжести на движение воды в трещиноватых породах; пористость, проницаемость, методы определения скорости карстовой денудации.
Мнемотурнир: ламинарное и турбулентное движение воды, пористость и проницаемость пород.
Рефераты.
4. Современные теории горообразования.
5. Горные пещеры: механизм образования.
6. Действие физических процессов в гидрографии карста.
Портфолио: результаты мнемотурнира, защиты рефератов.

Литература для учащихся.

1. Б.С.Э. том 10, 1972.
2. Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. "Физика". - М.: Наука,1982.
3. Зисман Г.А., Тодес О.М. "Курс общей физики" I том. - Киев: Эдельвейс, Днипро, 1994.
4. Любушкина С.Г. "Естествознание: землеведение и краеведение". - М.: ВЛАДОС, 2002г.
5. Никонова М.А., Данилова П.А. "Землеведение и краеведение". - М.: Центр "Академия", 2003.
6. Перельман Я.И. "Занимательная физика" выпуск - 2, М.,1971.
7. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. - М.: Издательство "Просвещение", 1999.
8. Темко С.В. и др. Физика раскрывает тайны Земли. - М: Просвещение. 1976. с.12-13.
9. Элементарный учебник физики. Под редакцией Лансберга Г.С.
10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. География. - М.: Издательство АСТ, 1998 г., 356 с.

Рекомендуемая литература для учителя.

1. Гвоздецкий Н.А. Карст. - М.: Мысль, 1981.
2. Гвоздецкий Н.А. Карст. Вопросы общего карстоведения.
3. -М.: Государственное издательство географической литературы, 1950, 186 с.
4. Елькин В.И., Гармаш Л.Д. , Браверман Э.М. Физика и астрономия в походе и на природе. - М.: Школьная Пресса, 2003, 96 с.
5. Мельничук В.С., Арабаджи М.С. "Общая геология". - М.: Недра, 1989, 333 с.
6. Карст в карбонатных породах. Труды Московского общества испытателей природы - М.: Издательство МГУ, 1972.
7. Якушев С.В. "Общая геология". - М.: Недра, 1988, 375 с.

Модуль 3. Атмосфера Земли.
Атмосфера Земли. История возникновения атмосферы. Строение и современное состояние атмосферы. Озоновый слой. Озоновые дыры. Физические явления в атмосфере. Молния. Скорость звука. Громкость звука. Эхо. Давление воздуха. Ветер. Вода в атмосфере. Туманы. Радуга. Мираж. Гало.
Мнемотурнир: барометрическая формула; температура и влажность воздуха, точка росы; количество теплоты, внутренняя энергия и работа газа; звуковые и световые волны, нижние и верхние миражи, гало.
Решение задач на расчёт высоты атмосферы, концентрации молекул воздуха, энергии ионизации, адиабатическому расширению и сжатию воздуха. Занимательные комплексные задачи.
Базовый уровень. Атмосфера, состав и строение атмосферы, давление воздуха, влажность воздуха, значение атмосферы для жизни на Земле.
Повышенный уровень. Механизм физических явлений в атмосфере: волновые явления, молния, скорость и громкость звука, эхо, давление воздуха, водяной пар, законы термодинамики в атмосфере, туманы, радуга, мираж, гало.
Расчёт высоты земной атмосферы. Концентрация молекул воздуха. Расчёт энергии ионизации. Адиабатическое расширение и сжатие воздуха.
Задача 1. Найдите количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг льда, взятого при температуре -10°С .
Задача 2. Сколько теплоты выделится при превращении 800 г пара, находящегося при температуре 100°С в воду при 20°С ?
Задача 3. Подумайте, почему не плавится скафандр космонавта на высоте 400 км, где температура может достигать 2000 К?
Задача 4. Определите, во сколько раз масса иона N2+ больше массы электрона.
Задача 5. Подумайте, как обеспечивается электрическая нейтральность воздуха в тропосфере и стратосфере.
Задача 6. Рассчитайте, какой кинетической энергией будет обладать родившийся при ионизации электрон?

Рефераты.
3. Парниковый эффект и его последствия.
4. Проект "И на Марсе будут яблони цвести".
Портфолио: результаты мнемотурнира, защиты рефератов.

Литература для учащихся.

1. Костко О.А. На воздушном океане...//Физика в школе. - 1997.-№ 12.-С. 12-15; № 15 с. 9 - 12.
2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс, - М.: Дрофа, 2001.
3. Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: Наука, 1971.
4. Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся - М.: Просвещение, 1988. с. 351
5. Трофимова Т.И. справочник школьника. Физика от "А" до "Я". - М.: Дрофа, 2002 с.266
6. Физика и астрономия (учебник для 9 кл. общеобраз. учреждений под ред. А.А.Пинского, В.Т.Разумовского) - М.: Просвещение. 1999, с.187 - 190.
7. Элементарный учебник физики. Под редакцией Лансберга Г.С.

Литература для учителя.

1. Арабаджи В.И. Как образуются облачные смерчи.//Физика в школе.-2000.-№4.-С.14.
2. Ашбова И.М., Скоробогатова Т.В. Урок деловая игра "Озоновый экран нашей планеты".//Физика в школе.-2001.- №4.-С.17.
3. Боровский Е.Э Туманы//География в школе. - 2001. - №3.
4. Комиссарова О.В. Слет специалистов по оптике. Радуга. Мираж.//Физика в школе. - 2002 -№1.- с.62.
5. Ловягин С.А. Изучение Физики в 7 - 8 классах на основе простых, наглядных и содержательных экспериментов./Физика в школе. - 2003.- №9.- С. 11.
6. Озоновый слой. Озоновые дыры.//География. - 2000.- № 41.- с.3-6.
7. Орлов В.Н. Интересные "если бы", касающиеся земной атмосферы.//Физика в школе.-1999.-№5.-С.47.
8. Соловьянов А.А. Проблема защиты озонового слоя в России. //Химия в школе.-1999.-№2.-С4.

9. Физика и астрономия (учебник для 9 кл. общеобраз. учреждений под ред. А.А.Пинского, В.Т.Разумовского). - М: Просвещение. 1999.
10. Элементарный учебник физики. Под редакцией Лансберга Г.С.
11. Эллиот А., Уилкокс У. (перевод с английского под редакцией проф. Китайгородского А.И.). Физика. - М: Наука, 1967.

Модуль 4. Сейсмические волны.
Сейсмические волны. Донаучные объяснения причин землетрясений. Современные объяснения причин землетрясений и образования сейсмических волн. Механизм землетрясений и их классификация. Трудности прогноза и перспективы предсказаний.
Базовый уровень. Основные понятия: землетрясения, сейсмология, эпицентр, гипоцентр, очаг, сила землетрясения. География землетрясений.
Повышенный уровень. Механизм землетрясений и их классификация. Объёмные и поверхностные сейсмические волны. Предсказание землетрясений: статистические методы, сейсмически активные "новые" зоны, смещения земной коры, изменение соотношений скорости продольных и поперечных волн, изменение магнитного поля и электропроводности горных пород, поступление глубинного газа, форшоки, исследование распределения очагов во времени и пространстве.
Мнемотурнир. Амплитуда, период и частота колебаний, длина волны; балл, гипоцентр, афтершоки, граница Мохоровичича, граница Конрада, магнитуда, очаг, сейсмология, эпицентр.
Рефераты.
4. Предсказание землетрясений.
5. Цунами.
6. Последствия индонезийского землетрясения 26 декабря 2004 года.
Портфолио: результаты мнемотурнира, защиты рефератов.

Литература для учащихся.

1. Викулин А.В., Семенец Н.В., Широков В.А. Землетрясение будет завтра. -П. Камчатский, 1989.
2. География. Справочные материалы - М.: Просвещение, 1989.
3. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. Физическая география: Начальный курс: Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 1994.
4. Гир Дж., Шах Х. "Зыбкая твердъ". - М.: Мир, 1988.
5. Детская энциклопедия - М.: Педагогика, 1971.
6. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 1999.
7. Кисеин И.Г. Землетрясения и подземные воды - М.: Наука, 1982.
8. Кукал З. Природные катастрофы - М.: Мир, 1988.
9. Моги К. Предсказание землетрясений - М.: Мир, 1988.
10. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учебник для 11 класса. - М.: Просвещение, 1994.
11. Никонов А.А. Землетрясения - М.: Знание, 1984.
12. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника. - М.: Философское общество "Слово", 1997.
13. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс. - М.: АСТ, 1996.
14. Поляков С.В. Последствия сильных землетрясений. - М.: Стройиздат, 1978.
15. Рязанов И.А. Великие катастрофы в истории Земли. - М.: Наука, 1980.
16. Темко С.В., Соловьев Г.А., Милантьев В.П. Физика раскрывает тайны Земли. - М.: Просвещение, 1976.
17. Сифр М. В безднах земли. - М.: Прогресс, 1982.
18. Шалпо В.Н. Земля раскрывает свои тайны. - М.: Недра, 1979.
19. Эйби Дж. Землетрясения. - М.: Недра, 1982.

Литература для учителя.

1. Крысов В.В. Ашхабадское землетрясение. //"География в школе".-2002.- № 4
2. Лазаревич К.С. Строение литосферы. //"География". Приложение к газете "Первое сентября". -2003.-№ 30.
3. Мирайников Л.Д. Человек в мире геологических стихий. - Лен. : Недра, 1989.
4. Никонов А.А. Землетрясение на Алтае. // "География". Приложение к газете "Первое сентября". -2003.-№ 39.
5. Олейников А.И. Геологические часы. - Лен.: Недра, 1987.
Модуль 5. Почвы.
История почвоведения. Образование почв. Роль почв. Изменение почв по широте. Температурный и водный режим почв. "Дыхание" почвы. Смачивание, капиллярные явления.
Семинар-практикум "Изучение и описание почвы".
1. Составление чертежа почвенного разреза в масштабе 1: 10.
2. Взятие почвенного монолита.
3. Исследование почв:
- определение количества воды, перегноя, глины и песка, содержащихся в почве;
- определение кислотности почв;
- определение мер нейтрализации кислотности почв.

Модуль 6. Озера.
Образование, морфометрические характеристики и география озёр. Физические свойства воды и их значение для природных процессов. Плотность воды и давление в озёрах в зависимости от глубины. Температурный режим озёр. Горные озёра.
Решение задач.

Литература для учащихся.

1. Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды. //Химия в школе. - 2001.- № 7. - С. 64.
2. Авакян А. Водохранилища. - М.: Мысль.
3. Богословский Б. Озероведение. - М., МГУ
4. Таллин Л. История современных озер. - М.: Научная школа.
5. Закопалов М. Общие закономерности возникновения и развития озер. - С.-П.: Наука.

Литература для учителя.

1. Вирачёв Б.П. Определение температуры воды при максимальной плотности.//Физика в школе.- 2002.- № 6. - С. 49.
2. Титов Е.В., Теплов Д.Л. Экскурсия на водоём.//Биология в школе.-2000.- № 2. - С. 74.
3. Звездин А.Г. Парадоксы воды.//Химия в школе.-2001. - № 7. - С. 19.
4. Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды.//Химия в школе.- 2001.- № 7. - С. 64.

Модуль 7. Проблемы экологии.
Интегративный характер экологических проблем. Мировой круговорот воды и охрана водных ресурсов. Разнообразие организмов на Земле и их воздействие на земные оболочки. Антропогенное воздействие на природу. Природные комплексы и влияние на них человека. Экологическая обстановка в регионе.
Транспорт и окружающая среда: основные виды топлива, влияние вредных веществ и шума на природную среду и человека. Методы контроля и приборы для измерения концентрации газообразных примесей в атмосфере, меры по защите окружающей среды от влияния автотранспортных средств.
Спецкурс. Планирование научно-экспериментальной работы с использованием экологической тропы.
Методика создания экологической тропы.
Паспорт на учебную экологическую тропу.
Формы организации учебной деятельности.
Формы проведения занятий: оздоровительные прогулки, наблюдения, подвижные перемены, уроки-походы.
Мнемотурнир: экология, экологическое равновесие, экологическая катастрофа, экологическая доктрина, экологическая политика, экологический кризис, экологический мониторинг, экологические ресурсы, экологическая устойчивость, экологические системы, экологическая экспертиза, экологическая безопасность, экологическое прогнозирование.
Спецкурс "Школьный экологический мониторинг".
Цель: освоение простейших методов эколого-географических исследований.
Средства обучения: нивелир, рейка, штатив, эклиметр, эккер, мерная лента,
данные наблюдений метеопостов, транспортиры,
линейки, карандаши, бумага (формат не менее А-4),
анемометр, психрометр, буссоль.
1. Теоретическая часть.
Роль географии в практической экологии. Эколого-географическое картографирование. Использование простейшего инструментария для картографирования. Простейшие методы оценки состояния окружающей среды. Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Изучение микроклимата. Активные и эффективные температуры. Подсчет суммы эффективной температуры для некоторых видов насекомых.
2. Практическая часть.
Картографические работы с помощью нивелира, буссоли, экера, эклиметра. Построение экологического профиля местности. Определение температурного режима и влажности воздуха. Подготовка прогнозов размножения вредителей сельскохозяйственных растений.
3. Подготовка и защита комплексных эколого-географических работ.
4. Практикум: Использование географического инструментария в экологическом обследовании заданной территории.
5. Практикум: Методика обследования водо-охранной зоны.
6. Экологическая экскурсия на очистные сооружения.
Цель экскурсии: знакомство с очистными сооружениями; методами очистки сточных вод.
Методы очистки сточных вод:
1. механические;
2. физико-химические;
3. биологические;
Технологическая схема очистки сточных вод на биологической очистной системе.
Рефераты.
1. Модель школы экологического комфорта.
2. Практикум по изучению экологического состояния школы.
3.Экологический паспорт школы.
4. Использование альтернативных источников энергии.
5. Электромобили - экологически чистый вид транспорта.
6. Радиоактивность и цивилизация.
7. Ядерная энергетика и её экологические проблемы.
8. Возрождение "традиционности" ветроэнергетики.
9. Приливные электростанции.
10. Как использовать внутреннюю энергию нашей планеты.
11. Почва. Её место и роль в биосфере Земли.
12.В.В. Докучаев-основоположник генетического почвоведения.
Итоговая межпредметная конференция "Методы научного познания".
Портфолио: результаты и материалы деловых игр, мнемотурнира, экскурсии, экологического мониторинга, итоговой межпредметной конференции "Методы научного познания".

Литература для учащихся.

1. Попов В.А. Биосфера и проблемы ее охраны. - М.,1981.
2. Голованова Т. Защищай, береги, умножай. - М.,1989.
3. Естествознание 5 класс. 1991 г., интегрированный курс.
6. Дотто Л., Планета Земля в опасности. - М.,1988.
7. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. "Дайте планете шанс". - М.,1995.
8. Рянжин С.В. Экологический букварь. - М.,1994 г.
9. Суравегина И.Г., Сенкевич В.Н. Как учить экологии. - М.,1995.
10. Плешаков А.А. Природоведение 4 класс. - М.,1993.
11. Тарасов Л.В., Пушкарева Т.А. Наша планета Земля. - М.,1993.

Список рекомендуемой литературы для учителя.

1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. - М.: Просвешение, 1997.
2. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование. - М.: Просвещение, 1998.
3. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учебник для 10 - 11 кл. проф. школ. - М.: Просвещение, 1998. С. 89
2. География в школе. Предметный журнал. - Экологические выпуски;
3. География и экология в школе XXI века. Журнал, издаваемый с 2004.
4. Гладкий, Лавров. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 1995;
5. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. - М.: Дрофа, 1998.
6. Груздева Л.П., Суслов С.В. Биоиндикация качества природных вод.//Биология в школе.-2002. - № 6. - С.10.
7. Гуляева Т.Т. Математическое описание электромагнитной волны. //Физика в школе.- 2002. - № 3. - С. 75 - 76.
8. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая Гвардия, 1979г.;
9. Демина Т.А. Экология природопользования, охрана окружающей среды. 10. Гуревич А.Е. Физика. Строение вещества 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа. 1998, с.25, с. 56
11. Духов В.М. Электромагнитные излучения и экология с.20-22
12. Заборьева О.М. Материал к уроку: колебания и волны. Звук/Физика в школе.- 2003.- №7.- С. 4.
13. Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986г.;
14. Катасонов В. Великая держава или экологическая колония? - М.: Молодая Гвардия, 1991;
15. Камерилова Г.С. Урбоэкология. - М.: Просвещение. 1997.
16. Леонова Н.А. Весенний физический практикум.//Физика в школе.-2000.-№2.-С.42.
17. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М.: Просвещение, 1991г.
18. Реймерс Н.Ф. Беседы об экологии. - М.: Просвещение, 1979г.;
19. Суравегина И.Т. Естествознание. 5 класс. - М.: Просвещение, 1991г.;
20. Суравегина И.Г., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 1995г.;
21. Сурдин В.Г. Не удивляйтесь, в небе дирижабль.//Физика в школе.-1999.-№2.-С.43.
22. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1998г.;
25. Экологическое и эстетическое образование и воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1984.
26. Жилин В.И. Межпредметная конференция "Развивающийся мир".//Физика в школе.-2000.-№6.-С.55.
25. Жилин В.И., Подольников Л.А. Межпредметная конференция о науке.//Физика в школе.- 2000.- № 7. - С. 79.



ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
"МЕХАНИКА В АНАТОМИИ"

Т.В. Куренева
зав. кафедрой методики преподавания естественнонаучных
дисциплин ИРО РТ;
Павлова И.Р., методист кафедры ИРО РТ
Галеева Н.А., методист кафедры ИРО РТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс призван обеспечить условия для того, чтобы девятиклассник утвердился в сделанном им выборе профориентационного направления дальнейшего обучения (медицина, физиология, физика, биохимия), увидел многообразие видов деятельности, связанных с ним.
Интегрированный курс призван решить задачу - обобщение и систематизации знаний, умений, навыков, полученных учащимися в ходе изучения дифференцированных естественнонаучных предметов, с целью осознания учащимися тесной взаимосвязи всех естественных наук. Любой объект природы подчиняется законам и закономерностям, описанными в биологии, физике, химии. Взглянуть на привычное с разных точек зрения, используя научные методы исследования, позволяет предложенный курс.
Основной отличительной чертой курса является нетрадиционный отбор содержания. В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного курса выбрана живая биологическая система - человек, рассматриваемый через призму физических и химических взаимодействий внутри системы и с окружающим миром.
Необходимо ориентировать учащихся на серьезное овладение экспериментальными методами. Важно показать учащимся, что современные естественные науки являются, в основном, экспериментальными науками.
Интегрированный курс (биология, химия, физика) открывает широкие возможности для активизации обучения путем использования проблемного обучения, аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, формирующей целенаправленность и самоорганизацию.
В связи с возникшими в современных условиях качественно новыми требованиями к будущим специалистам - профессиональной мобильности, т.е. способности быстро осваивать новые знания, и даже новые специальности, курс позволяет формировать такие качества личности как стремление к успеху, умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией. "Насыщенность" интегрированных занятий учебными демонстрациями, опытами - одно из важнейших требований к ним. Любая научно-исследовательская деятельность предусматривает умение рационально работать с текстом. Такие приемы, как смысловая переработка текста, выделение в нем исходных идей, принципов, законов (выписки, планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты, рецензии) предусмотрены на занятиях. Роль курса заключается не только в создании фундамента естественнонаучных знаний, но и в формировании мотивации выбора профессии. Поэтому предусмотрены занятия, где учащимся дается возможность на время ощутить себя представителем той или иной профессии: врачом, физиологом, ученым-физиком, биохимиком-лаборантом и др. При этом нельзя пренебрегать и внешними атрибутами профессии, такими как спецодежда, оборудование, элементы оформления рабочего места. Для некоторых учащихся эти уроки - прекрасная возможность проявить свое актерское дарование.
Цель: формирование восприятия живой системы - человека как объекта интеграции естественнонаучных дисциплин в их единстве, его взаимосвязи с окружающей средой и формирование здорового образа жизни.
Задачи:
* Оформление представлений о единстве живых систем;
* Овладение методами научных исследований - наблюдением, опытом, экспериментом, работой с лабораторным оборудованием и научными текстами;
* Овладение приемами анализа и интерпретации опытов, построением гипотез;
* Овладение коммуникативными и профессиональными навыками.

Методы преподавания и формы контроля

Содержание и способы работы на занятиях должны напоминать работу творческого кружка, который не только поможет девятикласснику получить аттестат, но и определить профиль будущего обучения.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign