LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* Работать в группах;
* Определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки;
* Составлять схемы миграции тяжелых металлов в пищевых целях;
* Писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
Содержание курса
Введение (1 ч.) Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов, обуславливающие их физические, химические и биологические свойства. Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах)
Тема 1. Металлы в живых организмах (2ч). Понятие о металлах- биогенах. Биологическая роль металлов. Токсическое действие металлов. Биологическая взаимозависимость. Лабораторный практикум (2ч) Практическая работа 1 "Качественные реакции на ионы железа (II, III), свинца (II), цинка, меди (II). Практическая работа 2 "Действие солей металлов на биологические объекты".
Тема 2. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами (4ч). Понятие "тяжелые металлы". Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду, промышленность, автотранспорт, коррозия, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды металлами. Миграция тяжелых металлов в биогеоценозах. Пищевые цепи. Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм.
Тема 3. Способы предупреждения загрязнения окружающей среды (3ч). Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы, комплексное использование руд, улавливание и использование газообразных выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение малоотходных технологий, использование новых видов топлива и способов получения энергии.
Практикум по решению расчетных задач (1ч).
Тема 4. Экологическая обстановка в Татарстане (2ч). Основные источники загрязнения природной среды Татарстана тяжелыми металлами. Направления деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.
Итоговая конференция (1 ч)

Тематическое планирование учебного материала


Содержание занятия
Форма занятий
Итог занятий
1.
Введение. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов обуславливающие их физические, химические, биологические свойства. Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах)
Игра "Путешествие по Периодической системе"
Структурно-логи-
ческая схема "Строение и свойства металлов.
2.
Понятие о металлах-биогенах. Роль металлов в живых организмах. Соли металлов Са, Mg и Fe, обуславливающие жесткость воды.
Лекция
Опорный конспект
3.
Токсическое действие металлов. Биологическая взаимозаменяемость
Семинар
Сообщения, таблицы
4.
Практическая работа № 1
Практическая работа "Качественные реакции на ионы железа (II, III), свинца (II) , цинка, меди(II)
Отчёт
5.
Практическая работа № 2
Практическая работа "Действие солей металлов на биологические объекты"
Отчёт, домашняя практическая работа
6,7.
Понятие "тяжелые металлы". Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Последствия загрязнения природной среды металлами.
Семинар, групповая работа
Структурно-логическая схема "Загрязнение среды тяжелыми металлами
8.
Миграция тяжелых металлов в биогеоценозы. Пищевые цепи
Практикум
Схема пищевых цепей
9.
Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм
Семинар
Сообщения, таблицы
10.
Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы.
Лекция
Опорный конспект, тезисы
11.
Комплексное использование руд, улавливание и использование газообразных выбросов, переработка твердых отходов. Разработка и внедрение малоотходных технологий.
Работа в группах, семинар
Структурно-логические схемы, доклады
12
Использование новых видов топлива и источников энергии
Семинар-практикум, работа в группах
Решение проблемных задач, структурно-логические схемы, доклады
13.
Решение расчетных задач с экологическим содержанием.
Практикум, работа в группах
Решение задач, домашняя контрольная работа
14.
Основные загрязнения вашего района (города) и прилегающих биогеоценозов
экскурсия
Отчет об экскурсии
15.
Направления деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды республики Татарстан
Практикум, работа в группах
Решение проблемных задач
16.
Металлы в окружающей среде и здоровье человека
Конференция
Рефераты
Темы рефератов:
1. Железо и процессы дыхания в живых организмах.
2. Фотосинтез глазами химика.
3. Металлы, когда их слишком много или мало.
4. "Металлические болезни"
5. Водород - экологически чистое топливо
6. Содержание ионов металлов в окружающей среде промышленных зон республики Татарстан.
7. Металлизация природной среды (почв).
8. Красная и желтая кровяные соли.
9. Коррозия металлов как источник антропогенного загрязнения окружающей среды.
10. О металлах и ферментах. Железо и медь в организмах, их роль в энергетике клетки.

Литература для учащихся

1. Абрамов С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. - М., 1987
2. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. - М.: Высшая школа, 2003
3. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. - М.: Новая школа, 1997
4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М., Высшая школа, 1992
5. Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. - М.: Просвещение, 1981.
6. Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. Книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1986.
7. Новиков Ю.В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991.
8. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М.: ФАИР - Пресс, 2003.
9. Онкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. Книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1984
10. Подчайнова В.Н., Смирнова Л.И. Медь. - М., Наука, 1990
11. Романенко В.Н. Книга для начинающего исследователя - химика. - Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1987.
12. Сидоренко Г.И., Ицкова А.И. Никель. - М.? Медицина, 1980.
13. Трахтенберг И.М., Коршун М.Н. Ртуть и ее соединения в окружающей среде. - Киев: Высшая школа, 1990.
Литература для учителя

1. Барбье М. Введение в химическую экологию. - М.: Мир, 1978.
2. Невский Г.В. Защита окружающей среды от техногенных воздействий. - М.: Издательство МГОУ, 1993.
3. Израэль Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984.
4. Лисичкин Г.В. Химики изобретают. - М.: Просвещение, 1990.
5. Пекшева Н.П. Химия металлов. / Уч. пособие. - Красноярск, 1987.
6. Ртуть: экологические аспекты применения. - М.: Медицина, 1992.
7. Свинец в окружающей среде. - М.: Наука, 1987.
8. Сычев А.М., Фадеев Г.Н., Химия металлов: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов. - М.: Просвещение, 1974.
9. Химия платиновых и тяжелых металлов. - М.: Наука, 1975.
10. Хром. - М.: Медицина, 1990
11. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы и экологии. - М., 2001.
12. Галеева Н.А., Хабибуллина А.Б., Национально-региональный компонент на уроках химии (тема "Металлы"). /Пособие для учителя. - Казань, 2002.



Программа элективного курса
"Озеленитель, растениевод-дизайнер"
9 класс (17 часов)

Ф.Н. Салахова,
методист УМЛ естественно-математических дисциплин ИРО РТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С глубокой древности человек стремился к прекрасному - украсить свое жилище цветами и растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающей его эстетическим потребностям. Комнатные растения несут радость, улучшают настроение, повышают работоспособность: защищают человека от стрессов, исцеляют от различных заболеваний, обеззараживают воздух. Растения несут большую пользу, лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены. При подборе комнатных растений для озеленения кроме эстетических качеств необходимо учитывать фитонцидные свойства растений, поэтому целесообразно провести анализ фитонцидности имеющихся растений и подобрать необходимый ассортимент декоративных комнатных растений.
Предложенная программа предусматривает участие школьников в экспериментах, индивидуальных работах, конкурсах. Данный курс призван развивать познавательную творческую деятельность. Знания, практические навыки и умения, приобретенные учащимися в процессе изучения данного курса могут сыграть роль в выборе будущей профессии.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, химии.

Цели курса:
Образовательные: формирование знаний учащихся о видовом многообразии, фитонцидных и лечебных свойствах и агротехнике комнатных растений.
Развивающие: развитие познавательной активности, творческих способностей, практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями.
Воспитательные: воспитание эстетической культуры и бережного отношения к живому; трудолюбие; формирование эмоционально- ценностного отношения учащихся к профессиям озеленителя и растениевода-дизайнера.

Задачи курса:
* ознакомить с видовым многообразием, фитонцидными и лечебными свойствами, с правилами оформления паспортов комнатных растений, с агротехническими мерами по уходу за растениями, способами их размножения;
* научить определять вредителей, болезни комнатных растений и меры их защиты;
* формировать интерес и положительную мотивацию к естественнонаучному профилю;
* познакомить учащихся на практике со спецификой деятельности озеленителя, растениевода-дизайнера;
* научить совместным коллективным формам деятельности.

Курс "Озеленитель, растениевод-дизайнер" должен познакомить учащихся 9-го класса с профессиями озеленителя и растениевода-дизайнера.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся после окончания элективного курса должны знать:
* видовое многообразие, происхождение, особенности питания, способы размножения, заболевания и вредителей комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
* работать со справочной литературой;
* проводить паспортизацию растений;
* подобрать субстраты, соответствующие требованиям к питанию отдельных видов растений;
* выполнять приемы агротехники;
* оформить комнатными растениями интерьер помещения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. История комнатного цветоводства. Оранжереи и теплицы. Появление первых комнатных растений. Географическая карта распространения растения закрытого грунта. Роль коллекционеров - путешественников в распространении комнатных растений.(1 ч.)
2. Многообразие комнатных растений. Декоративно-цветущие растения (пеларгонии, бегонии, фиалки и другие). Декоративно-листные растения (папоротники, филодендроны, марантовые и другие). Лианы (аспарагус, плющ и другие). Ампельные растения (циссусы, хлорофитумы и другие). Эпифиты (орхидеи, эпифиллюм). Суккуленты (кактусы, молочаи и другие).(2 ч.)
3. Паспортизация растений. Ознакомление с правилами оформления паспортов комнатных растений. Работа учащихся со справочниками по составлению паспортов комнатных растений кабинета.(2 ч.)
4. Почвенные смеси и их приготовление. Необходимые варианты земельных смесей для различных растений. Практическая работа.(2 ч.)
5. Агротехника комнатных растений. Полив: обязательный, умеренный, редкий. Правила полива. Влажность воздуха. Температурный и световой режим. Правила пересадки растений. Обрезка и прищипка растений. Практическая работа.(1 ч.)
6. Питание растений и удобрения. Химические элементы, необходимые для роста и развития растений. Виды удобрений. Микроэлементы. Стимуляторы роста. Практическая работа.(2 ч.)
7. Размножение комнатных растений. Способы размножения: семенной, вегетативный и спорами. Практическая работа. Размножение листовыми черенками (сансевьера, фиалка, бегония); черенками (фуксия, циссус, монстера, пеларгония); усами (хлорофитум, камнеломка), делением куста (аспидистра, аспарагус); делением клубней (глоксиния, цикламен), семенами (колеусы).(1 ч.)
8. Вредители болезней комнатных растений. Защита комнатных растений от вредителей. Сосущие вредители. Признаки болезней комнатных растений. Биологические и химические средства защиты растений. Растительные пестициды. Техника безопасности при работе с растительными пестицидами. Практическая работа.(2 ч.)
9. Фитонцинды. Фитонцидные свойства комнатных растений. Специфичность их действия. Практическая работа: составление списка фитонцидных растений кабинета и оценка их состояния.(1 ч.)
10. Фармакологическое действие комнатных растений. Целебные свойства комнатных растений, их применение в народной медицине.(1 ч.)
11. Фитодизайн. Задачи и функции фитодизайна. Профессия озеленителя, растениевода - дизайнера. Комнатные растения в интерьере. Практическая работа. Составление проекта уголка комнатных растений в кабинете с учетом биологических особенностей растений. Конкурс. Создание зеленых уголков в школе. Творческая работа в микрогруппах.(2 ч.)
ЛИТЕРАТУРА

1. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. - М.: "Педагогика-Пресс", 1995.
2. Герасимов С.О., Журавлев И.М. Комнатное цветоводство. - М.: "Нива Татарстана", 1992.
3. Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате - М.: "Высшая школа", 1993.
4. Полежаева А.И., Колесникова Э.М., Архипов Г.Е. Комнатное цветоводство. Чебоксары: "Чувашское книжное изд-во", 1974.
5. Соболева Л.С., Крылова И.Л. Зеленая аптека Татарии. - Казань: "Татарское книжное издательство", 1990.
6. Справочник-лечебник по народной и нетрадиционной медицине. Тула: "Ариэль", 1993.
7. Энциклопедия комнатного цветоводства. Сост. Б.Н. Головкин.- М.: "Колос", 1993.
8. Журналы "Биология в школе". 1957-2004 гг.


Элективный курс
"Программирование рисунков"

Е. Н. Семагина, ведущий учитель информатики школы № 146 г. Казани
А.А. Рябова, зав. УМЛ информатизации образования ИРО РТ

Аннотация
к элективному курсу по информатике "Программирование рисунков"

Элективный курс "Программирование рисунков" содержит:
1. Учебное пособие "Паскаль для школьников. Основы графики".
2. Методическое пособие для учителя.
3. Программы к заданиям учебных пособий для учителя (на диске).
4. Компьютерная программа "Тесты" (на диске).
Раздел "Программирование" в информатике является одним из важнейших и сложнейших для усвоения.
Ранее, когда школы не были обеспечены компьютерной техникой, учителя имели возможность большую часть учебного времени выделять под раздел "Программирование" и за счет этого добивались качественного усвоения материала данного раздела. Для изучения программирования чаще всего учителем выбирался язык "Бейсик", так как этот язык поддерживали почти все старые компьютеры, и для него было разработано много методической литературы.
С обеспечением школ новыми компьютерными классами появилась возможность на уроках информатики изучать новые технологии и, соответственно, уменьшилось количество часов, отводимых ранее на программирование.
Сегодня учителю приходится искать новые подходы и методы при обучению программированию. Во-первых, под сомнение ставится выбор языка "Бейсик" так как он имеет ряд существенных недостатков:
- ограниченные возможности самого языка по сравнению с другими;
- "тупиковый" язык: нет возможности на его базе дальнейшего совершенствования в программировании;
- неудобства при подготовке учеников к олимпиаде.
Этих недостатков нет при изучении языков Pascal и Delphi , но возникают другие трудности: методическая литература для учителя годами разрабатывалась для языка программирования "Бейсик" и при отсутствии методической литературы с одной стороны и уменьшении количества часов с другой стороны, возникает сложная ситуация. Как выход из этой ситуации мною разработана новая методика изучения курса "Программирование".
Методика многоступенчата и обеспечивает дифференцированный подход к выбору тематического планирования, при любом количества часов, выделенных для данного раздела.
Данная методика опирается на опыт экспериментальной работы в школах № 152, № 146, 113 и многие другие школы города Казани и РТ с 1996 года.
Работа с учебниками и тестовой программой облегчает работу учителя в классе и позволяет выделить часть работы для самостоятельного изучения на дом, а ученики получают возможность закрепления ЗУН при работе с учебными пособиями и тестами дома. Содержание и методика учебных пособий нацелена на формирование творческих, исследовательских качеств учащихся. Отсюда и главные направления методики - творчество и дифференцированный подход при обучении программированию. Такая форма обучения позволяет увидеть и использовать способности каждого ученика, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности даже при минимальном количестве часов, выделяемых на раздел "Программирование".
Для учителя имеется методическое пособие, в котором выделены основные цели, задачи, педагогические направления курса и даны методические рекомендации в соответствии с тематическим планированием курса. В данном методическом пособии подробно разобраны решения всех задач и произведен анализ практических работ, что дает возможность начинающим учителям работать по данной методике.

Пояснительная записка к элективному курсу по информатике
"Программирование рисунков"

При выделении часов в 9-м классе на предпрофильную подготовку, у учеников появляется возможность познакомиться с языком программирования Pascal и изучить основные алгоритмические структуры используя графические процедуры и функции языка.
По данной методике начальных знаний по программированию не требуется.
Ученик перед освоением данного курса должен обладать знаниями основ работы на ПК.
Материал данного пособия можно включать в тематическое планирование, как автономный курс.
Данный курс является пропедевтическим перед изучением языков программирования (Pascal, Delphi).

К данному курсу разработаны:
1. Методическое пособие для учителей информатики, где разработаны методические рекомендации к курсу "Паскаль для школьников. Основы графики".
2. Учебное пособие "Паскаль для школьников. Основы графики".
3. Тестовая программа для контроля знаний по темам "Основы графики".
4. Исходные файлы задач для учителя.
5. Контрольные работы (программы).
Решенные задачи, тесты и контрольные работы к данному разделу прилагаются на диске.
Тематическое планирование скорректировано с учетом выделяемых часов для предпрофильной подготовки в 9-х классах.

Тематическое планирование к элективному курсу по информатике
"Программирование рисунков"


Тематическое планирование
Количество часов
1
Язык программирования Pascal. Работа с графикой
Редактирование в среде ТР
1
2
Координаты.
1
3
Изображение простейших геометрических фигур
2
4
Раскрашивание рисунков
2
5
Создание рисунка в конкретных координатах
2
6
Оператор присваивания
1
7
Вывод объекта в относительных координатах
1
8
Оператор повторения
3
9
Движение объекта
1
10
Проект
2
Итого
16

Методические рекомендации к элективному курсу по информатике
"Программирование рисунков"

Ученик перед освоением данного курса может обладать знаниями основ работы на ПК. Никаких начальных знаний по программированию не требуется.
Решение задач и контрольные работы к данному разделу прилагаются на диске.
Язык программирования Pascal. Работа с графикой. Редактирование в среде ТР - 1 час
Знакомство с языком. Знакомство с редактором. Редактирование текста. Меню редактора. Шаблон файла для подключения графического драйвера.
Ученик должен иметь представление о
- языке программирования Паскаль;
- графических возможностях компьютера;
- принципе работы с графикой в Паскале;
Ученик должен уметь в среде программирования Паскаль :
- набирать с клавиатуры и редактировать текст;
- работать с блоками (копировать, переносить, удалять);
- переключать языки;
- сохранять и открывать файлы;
- компилировать и запускать программу на выполнение;
- заканчивать работу;
Координаты - 1 час
Основные понятия. Координаты экрана.
Контрольное тестирование по теме: "Координаты"
Ученик должен иметь представление о
- координатной плоскости с декартовой прямоугольной системой координат;
координатах экрана
Ученик должен знать
- координатные четверти;
- количество пиксел экрана в строках и столбцах.
Ученик должен уметь
- находить координаты точки;
- производить построение фигур по заданным координатам.
Изображение простейших геометрических фигур - 2 часа
Процедура вывода линии. Процедура вывода прямоугольника. Окружность. Процедура вывода окружности. Процедура вывода эллипса.
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
Контрольное тестирование по теме: "Изображение простейших геометрических фигур"
Ученик должен иметь представление о
- принципах построения простейших геометрических фигур на координатной плоскости экрана
Ученик должен знать
- процедуры вывода линии, прямоугольника, окружности, эллипса
Ученик должен уметь
- составлять линейные программы, используя вышеизложенные процедуры;
- открывать ранее созданный файл;
- сохранять файл под другим именем.
Раскрашивание рисунков - 2 часа
Контрольное тестирование по теме: " Раскрашивание рисунков"
Цвет фона. Цвет изображения. Тип штриховки и цвет закрашивания. Процедура раскрашивания фигуры.
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Ученик должен иметь представление о
- способах закрашивания различных фигур
Ученик должен знать
- процедуры, используемые для закрашивания фигур
Ученик должен уметь
- составлять линейные программы используя вышеизложенные процедуры закрашивания;
- использовать таблицы констант.

Создание рисунка в конкретных координатах - 2 часа
Практическая работа
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Ученик должен иметь представление о
- координатах экрана;
Ученик должен знать
- операторы, которые необходимо использовать для создания своего рисунка
Ученик должен уметь
- составить программу, используя масштабный рисунок в тетради

Оператор присваивания - 1 час
Переменная. Имя переменной. Значение переменной. Выражения. Выполнение оператора присваивания.
Контрольное тестирование по теме: "Оператор присваивания"
Ученик должен иметь представление о
- имени переменной;
- выражениях;
- оперативной памяти компьютера.
Ученик должен знать
- оператор присваивания
- в каком разделе программы описываются переменные и каким образом
Ученик должен уметь
- описывать переменные, используемые в программе

Вывод объекта в относительных координатах - 1 час.
Объекты. Вывод объекта на экран. Изменение координат объекта..
Ученик должен знать
- способ рисования объекта относительно выбранной точки.
Ученик должен уметь:
- использовать способ рисования объекта относительно выбранной точки в программе;
- изменять положение объекта на экране.

Оператор повторения - 3 часа.
Повторение в программе. Количество повторений. Упрощение записи при повторах в программе. Общий вид оператора повторения.
Контрольное тестирование по теме: "Оператор повторения"
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Контрольная работа по изученному материалу
Ученик должен иметь представление о
- возможностях и назначении оператора повторения.
Ученик должен знать:
- принцип выполнения оператора повторения;
- структуру оператора
Ученик должен уметь
- составлять программы, используя оператор повторения.

Движение объекта - 1 час.
Копирование объекта. Перемещение объекта. Задержка объекта на экране. Перемещение по фону.
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
Ученик должен иметь представление о
- возможных приемах движения объекта в относительных координатах по экрану;
- движении со "следами" и без них.
Ученик должен знать
- алгоритм движения;
- процедуру задержки объекта на экране.
Ученик должен уметь
- составлять программы с движущимися объектами.
Индивидуальный проект
Индивидуальная практическая работа (см. приложение)
Учащиеся должны знать основные понятия, определения, данного курса. и уметь применять свои знания на практике.

Контролирующие материалы
к элективному курсу по информатике
"Программирование рисунков"

Самостоятельные работы предлагаются в виде индивидуальных карточек.
Выполняются для приобретения навыков работы с изученными операторами и умения работать самостоятельно.
Пример:
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам по теме: "Создание рисунка в конкретных координатах"

Пример одной из карточек




<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign