LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

6,24
2,634
11.4.
Регионов
7,61
2,259
11.5.
Профессиональных сообществ
6,91
2,731
11.6.
Самой системы образования (ВПО).
8
2,411
12.
Обеспечение академических свобод вузов (в том числе, в результате оптимизации федеральных компонент).
8,35
2,263
13.
Содействие конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
8,81
1,564
14.
Экономичность, эффективность использования ресурсов, потенциала студентов (интеллектуальных, памяти, времени, здоровья) при освоении ими ОП.

8,06

2,304
15.
Другие критерии (укажите).

Структурные характеристики ГОС-3.

16.
Наличие общих требований к подготовленности ученика.

16.1.
В форме этих требований в ГОС-1
5,75
2,558
16.2.
В виде, предложенном в проекте макета ГОС-2 "Общих требований к интеллектуальной подготовке выпускника" (см. анкету 2)
7,35
2,697
16.3.
В другом виде (укажите)

17.
Наличие целей воспитательной деятельности:

17.1.
В виде "Требований к общей культуре выпускника"
6,72
2,807
17.2.
В виде совокупности личностных качеств выпускника (см. анкету 4)
6,39
3,23
17.3.
В другом виде (укажите)

18.
Сохранение КХ аналогичных действующим ГОС-2


18.1. 18.2. 18.3. 18.4. 18.5.
18.6.
18.7.
С видами деятельности
Преподавательская
Воспитательная
Научно-методическая
Социально-педагогическая
Коррекционно-развивающая
Культурно-просветительская
Управленческая

9,07
7,68
8,07
7
5,93
5,37
5,37

1,609
2,109
1,944
2,211
3,292
3,421
3,376
18.8.
С перечнем задач по каждому виду деятельности
8,37
2,151

Анализ опыта проектирования ГОС, КХ и КТ первого и второго поколений (ГОС-1, ГОС-2, КХ-1, КТ-1, КХ-2, КТ-2), анализ содержания соответствующих им ООП позволяет утверждать, что ни один вариант ГОС не может удовлетворить хотя бы приемлемому уровню качества предложенного, тем более расширенного в результате экспертизы набора критериев.
В качестве гипотезы в [10] выдвигается утверждение, что подобному набору критериев может удовлетворять только система образовательных стандартов и программ, например в виде следующего варианта:
* общие требования к подготовленности выпускника;
* ГОС направлений подготовки, включающие эти "общие требования" (ГОС-НП);
* ГОС специальностей, включающие содержание ГОС направлений подготовки (ГОС-СП);
* вузовские ОС по специальностям или направлениям подготовки - ВОС-СП или ВОС-НП, разрабатываемые на основе соответствующих ГОС (включающие их обязательные составляющие - сейчас это федеральные компоненты) и общевузовского документа (своего для каждого вуза);
* общевузовский документ, определяющий (или рекомендующий) общие для всех ВОС-СП и ВОС-НП требования к содержанию вузовских и регионально-национальных компонент, в том числе, требования к КХ и КТ, к составу дисциплин (например, в виде общевузовского образовательного стандарта - ВОС);
* ООП по СП и НП, разрабатываемые на основе соответствующих ВОС-СП или ВОС-НП.

Ниже предлагается Инвариант концептуальной модели выпускника (учебная компонента в виде требований к его общеинтеллектуальной подготовке):
* владеет методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
* умеет пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности или выбирать (строить) адекватные объекту модели;
* умеет анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием методов и средств анализа и прогноза;
* умеет корректно формулировать задачи (проблемы) своей деятельности (проекта, исследования), устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач (проблем), анализировать, диагностировать причины появления проблем;
* умеет формулировать цели проекта (программы) решения задач (проблем), критерии и показатели достижения целей, строить структуры их взаимосвязей, устанавливать приоритеты решения задач (проблем), учитывать нравственные аспекты деятельности;
* умеет прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса, задач, проблем, их систем, пользоваться для этого формализованными моделями (методами);
* владеет современными методами проектирования: умеет строить обобщенные варианты проекта (концепции) решения проблемы, задачи, их систем, анализировать эти варианты, прогнозировать последствия каждого варианта, синтезировать альтернативные варианты, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта;
* владеет методами контроля качества своей деятельности;
* умеет делать обоснованные, доказательные выводы;
* владеет методами обучения в процессе деятельности, обучения новым методам, средствам деятельности, приобретения новых знаний, используя современные образовательные технологии, компьютерные программы; умеет рефлексировать (моделировать, анализировать, оценивать) свою интеллектуальную деятельность и деятельность в кооперации с коллегами;
* умеет осуществлять деятельность в кооперации с коллегами, находить компромиссы при совместной деятельности;
* владеет применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности компьютерными средствами, программами моделирования, анализа, прогноза, проектирования, планирования и обучения;
* владеет необходимыми для выполнения всех перечисленных интеллектуальных функций знаниями (фундаментальными и прикладными);
* знает системы задач профессиональной деятельности по соответствующему направлению подготовки, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий и алгоритмов (МСАТ) решения этих задач [4, 6].
Отметим, что в плане обсуждаемого компетентностного подхода включение подобных предложенным выше общеинтеллектуальных компетенций соответствует долговременным глобальным тенденциям в сфере труда и других видов деятельности в расширяющейся и усложняющейся интеллектуально-информационной среде.



4. Цели и содержание эксперимента


На основе вышеизложенного предложена и начала экспериментальную проверку новая технология проектирования ГОС-3. Вкратце основное содержание предлагаемого подхода состоит в следующем:
* разработка концептуальной модели выпускника вуза с учетом "Концепции и методического обеспечения..." [1];
* разработка квалификационной характеристики выпускника на основании концептуальной модели, Квалификационного справочника Минтруда и положений Болонской декларации;
* включение в макет ГОС-3 принятых в проекте макета ГОС-2 "Общих требований к интеллектуальной подготовке выпускника" и варианта воспитательной компоненты вместе с условиями ее обеспечения (аналогично условиям обеспечения учебной составляющей в ГОС-2);
* разработка и применение для экспертизы вариантов проекта макета ГОС-3 и конкретных ГОС-3 критериев их качества;
* привлечение в явном виде основных субъектов образования к проектированию ГОС-3, определения критериев, их качества и их последующей экспертизе.
Данный подход в плане одного из направлений эксперимента был принят Советом УМО по специальностям педагогического образования в 2003 г. при создании перспективных ГОС третьего поколения (ГОС-3). По инициативе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов в процесс проектирования в плане эксперимента включено выявление обобщенного мнения руководителей, преподавателей и студентов нескольких заинтересованных педагогических вузов по основным составляющим ГОС-3.
Для Исследовательского центра данные работы являются продолжением начатых с 2001 г. совместно с Тульским государственным педагогическим университетом (ТГПУ) и Воронежским государственным промышленно-гуманитарным колледжем (ВГПГК) исследований в области разработки целей воспитательной деятельности и средств достижения этих целей. А также развитием проводившихся 1999 г. совместно с Координационным советом УМО исследований и разработок по созданию проекта макета (структуры) ГОС-2 [1].
На данном этапе исследование осуществляется при поддержке отдела Высшего педагогического образования Минобразования РФ.
При этом, в качестве основных целей такого исследования и анкетирования предполагается следующее:
* экспериментальная проверка и отработка нового подхода к проектированию образовательных стандартов в современных условиях;
* приобщение руководителей, преподавателей и студентов вузов к разработке ГОС-3, а также образовательных стандартов своих вузов по своим специальностям и направлениям подготовки (ВОС-СП/НП) на основе предлагаемых Исследовательским центром современных методов разработки образовательных стандартов и содержания образования и технологии;
* использование в явном виде интеллектуального потенциала вузов для разработки варианта макета ГОС ВПО-3 как одного из основных средств обеспечения их качества и обоснованности при принятии окончательных решений по структуре и содержанию ГОС-3;
* создание предпосылок для минимизации федеральных компонент ГОС-3 благодаря освоению вузами современной культуры проектирования своих вузовских образовательных стандартов (ВОС);
* использование результатов, опыта и мнения академической общественности вузов при разработке инвариантной - общей для всех специальностей и направлений подготовки структуры (макета) ГОС-3 и его содержания;
* использования разработанных ВОС-СП/НП в качестве основания для разработки своих систем управления качеством образования по направлениям подготовки, специальностям и по вузу в целом;
* отработки и развития экспериментальной технологии достижения компромиссов всех субъектов проектирования.
Для этого руководителям, преподавателям (а в дальнейшем и работающим выпускникам) педагогических вузов предлагается высказать свое мнение по всем пяти анкетам (по концепции, задачам деятельности выпускников, критериям качества ГОС-3, целям воспитательной деятельности и средствам их достижения). Студентам предлагается высказать свое мнение по двум анкетам; по целям воспитательной деятельности и средствам их достижения.
В принципе, в данном конкретном эксперименте основными субъектами проектирования рассматриваются исследователи и разработчики исходного - первого варианта макета ГОС-3 и его отдельных составляющих, преподаватели и руководители педагогических вузов, выпускники и их руководители по месту работы, а также лица, принимающие решения по окончательной структуре и содержанию ГОС - члены Совета УМО по специальностям педагогического образования и ответственные за ГОС работники Минобразования. В идеале выявление и согласование мнения всех этих субъектов проектирования по предлагаемой технологии до принятия окончательных решений могло бы стать важнейшим фактором его высокого качества!
Компьютерную обработку результатов анкетирования, расчет и анализ обобщенного мнения каждого субъекта, каждого вуза и всех вузов по специальной технологии достижения компромиссов субъектов проектирования выполняют авторы данной брошюры (а также могут выполнять сами вузы по предложенной им методике и технологии).



5. Анализ промежуточных результатов
эксперимента


Все вышеизложенное, подробнее представленное в соответствующих документах, исследованиях и разработках, в том числе в [1-14], послужило основанием проектирования исходных вариантов анкет по учебной и воспитательным компонентам ГОС-3. Так, анкета по задачам педагогической деятельности основывается на принятых в проекте макета ГОС-2 и удовлетворяющих многим критериям качества ГОС "Общих требований к интеллектуальной подготовке выпускников" [4, 6] и их применения при разработке ряда ГОС-2 и средств комплексной оценки КПВ [12, 13].
С разработкой в 2004 г. МПГУ задач педагогической деятельности, основывающихся на Квалификационном справочнике Минтруда, создан новый компромиссный вариант анкеты по задачам педагогической деятельности, который планируется предложить вышеприведенным субъектам проектирования ГОС-3. По результатам выявления мнения этих субъектов и разработки проекта ГОС-3 ВПО представляется возможным предложить Минтруду корректировку состава и содержания видов и задач педагогической деятельности.
Анкеты по целям и факторам воспитательной деятельности разработаны в результате исследований на базе анализа документов ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования, Конституции РФ, Закона "Об образовании", исследований по проблемам воспитания [3, 7], а также по результатам анкетирования в ряде вузов и колледжей, в том числе в четырех педагогических университетах. Отметим, что эти анкеты разработаны в секторе содержания и оценки качества образования с использованием критериев, разработанных в секторе гуманизации образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.

Результаты анкетирования по учебной компоненте
образовательных стандартов


Составляющие концептуальной модели
Ср.знач.
Ст.отклон
1
2
3
4
1.
Преподаватель - выпускник вуза - способен готовить, обеспечивать и осуществлять образование как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства".

9,24

1,584
2.
Педагогическая деятельность относится к духовно-интеллектуальной деятельности, осуществляемой выпускниками современных вузов в педагогическом коллективе с помощью развивающейся интеллектуально-информационной среды в виде специального программного и коммуникационного обеспечения. Выпускники вуза должны быть подготовлены к эффективной деятельности в такой среде.



8,55



1,796
3.
Выпускник педагогического вуза одновременно является гражданином своей страны, интеллигентом, специалистом в конкретной профессиональной области и членом взаимосвязанной системы сообществ людей: своей семьи, учебного заведения, профессиональных сообществ, нации, региона, страны, живущего поколения и всего человечества. Педагогические вузы осуществляют подготовку своих выпускников для осуществления такой сложной многофункциональной деятельности.



8,97



2,212
4.
Одна из основных целей педагогического коллектива и каждого педагога состоит в помощи учащемуся, студенту в формировании и развитии у него высоконравственного интеллекта, способного к эффективной индивидуальной и совместной профессиональной и общественной деятельности в структурах образовательных учреждений, их педагогических коллективов, профессиональных и других сообществ с помощью информационных и коммуникационных технологий.



7,92



2,21
5.
Предметная и общекультурная подготовка в педагогическом вузе, а также опыт исследовательской деятельности в вузе должны обеспечивать для их выпускников способность реализовать требования ГОС общеобразовательной школы (ООШ), с одной стороны, с другой стороны, способность к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, реализующих вариативные, специализированные и экспериментальные образовательные программы.



8,97



1,7
6.
Быстрая адаптация к изменяющимся условиям педагогической деятельности и рынка труда, экономическая безопасность преподавателя должны обеспечиваться сочетанием высокого качества его предметной подготовки с широким профилем, облегчающим получение смежных педагогических и других квалификаций (например, в областях менеджмента, экономики, управления).


7,05


2,527


1
2
3
4
7.
Воспитательная деятельность в образовательном учреждении должна осуществляться подготовленными по специальной образовательной программе педагогами, обладающими необходимыми нравственными качествами.

7,46

2,694
8.
Воспитательную деятельность преподаватель-"предметник" планирует и осуществляет с помощью педагога-воспитателя.
6,47
3,421
9.
Высокий уровень общей культуры, нравственности преподавателей и руководителей образовательного учреждения - один из основных и обязательных факторов их авторитета среди учащихся и успешности воспитательной деятельности. К такой культуре, обстановке творчества, доброты и ответственности студенты должны приобщаться в своем вузе, в том числе, знакомясь с применяемыми к ним в вузе целями и методами воспитательной деятельности.



8,41



2,204
10.
Другие составляющие концептуальной модели



Задачи педагогической деятельности
Ср.значен.
Ст.отклон.
1
2
3
4
1.
Разработка целей обучения (по предмету) и воспитания в процессе обучения, согласование этих целей с целями других дисциплин (предметов) образовательного стандарта и всей программы обучения

8,57

1,98
2.
Сбор и обновление информации о каждом учащемся и каждой группе (классе) (успеваемость, мотивация изучения предмета и т.д.), используя их текущую успеваемость, результаты социально-психологических измерений, и формирование соответствующей базы данных (в т.ч. компьютерных)

7,38

2,812
3.
Анализ имеющейся информации, формулировка проблемы каждого учащегося и их классов (групп), диагноз (психологический) причин этих проблем

6,65

3,011
4.
Разработка проекта программы изучения предмета, реализующей выбранные цели обучения и воспитания, включая выбор методов и средств (технологии) обучения; разработка плана (во времени) реализации программы с учетом индивидуальных возможностей учащихся; согласование проекта и плана с проектами и планами по другим дисциплинам (предметам) и всего учебного плана.


9


1,577
5.
Прогноз возможных положительных и отрицательных последствий своего поведения, своих решений, проекта и планов для всех участников образовательного процесса и корректировка их с учетом результатов прогноза.

8,16

1,951
6.
Разработка (создание или компетентное применение готовых) необходимых средств оценки успешности реализации программы каждым учащимся и всем классом (группой), в т.ч. с помощью педагогических измерений с использованием компьютера.

7,68

1,973
7.
Организация выполнения программы и планов учебной и воспитательной деятельности в процессе изучения физики, в т.ч., самостоятельной работы учащихся, мотивации их успешному изучению предмета.

7,91


1,974


1
2
3
4
8.
Организация промежуточного (текущего) контроля реализации программы и планов каждым учащимся и всем классом (группой), в т.ч. с помощью компьютера; объективно оценивать и давать объективные оценки учащимися, учитывая их индивидуальные психологические особенности.

7,78

2,392
9.
Организация заинтересованного взаимодействия основных участников учебно-воспитательного процесса - учащихся, их родителей, других преподавателей - при выполнении программы и планов изучения предмета.

7,03

2,92
10.
Анализ положительных и отрицательных результатов выполнения программы и планов изучения предмета, воспитания в процессе обучения и внесение необходимых коррекций в программу и планы (анализ индивидуальный и совместно с другими преподавателями).

7,7

2,379
11.
Повышение своей педагогической квалификации, освоение новых методов и технологий преподавания (в т.ч. компьютерных) и воспитания; обучение в процессе педагогической деятельности (в т.ч. с использованием современных программных средств).

8,86

1,988
12.
Убедительное, обоснованное (для соответствующей аудитории, класса) изложение учебного материала; убедительное, обоснованное изложение своих позиций в дискуссиях по предметной, педагогической областям в аудитории педагогов и учащихся.

8,64

2,206

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign