LINEBURG


страница 1
(всего 8)

ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

—лед. стр. >>

—одержание
I. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈ 5
II. ѕ–ќЅЋ≈ћџ »Ќ‘ќ–ћј“»«ј÷»» ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ –≈√»ќЌ≈ » ѕ”“» »’ –≈Ў≈Ќ»я 6
III. ќѕџ“ —ќ«ƒјЌ»я » Ё —ѕЋ”ј“ј÷»» –≈√»ќЌјЋ№Ќќ… ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ… —≈“» ѕ≈–≈ƒј„» ƒјЌЌџ’  ≈ћ≈–ќ¬— ќ√ќ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”Ќ»¬≈–—»“≈“ј 12
IV. »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»≈ —ќ—“ќяЌ»я “≈Ћ≈ ќћћ”Ќ» ј÷»ќЌЌќ… —–≈ƒџ, ќ÷≈Ќ ј Ё ќЌќћ»„≈— ќ… Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“» »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я –ј«Ћ»„Ќџ’ “≈Ћ≈ ќћћ”Ќ» ј÷»ќЌЌџ’  јЌјЋќ¬ ¬  ”«Ѕј—— ќћ –≈√»ќЌ≈ 18
V. —ќ«ƒјЌ»≈ »Ќ“≈√–»–ќ¬јЌЌќ… јЌјЋ»“»„≈— ќ… —»—“≈ћџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ≈ћ√” 22
1. ќЅў»≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я 22
2. ’ј–ј “≈–»—“» ј —ќ—“ќяЌ»я ”∆≈ —”ў≈—“¬”ёў≈… ј—”-¬”« 23
3. ќЅ«ќ–  ќћѕЋ≈ —Ќџ’ —»—“≈ћ, ѕ–≈ƒЋј√ј≈ћџ’ —“ќ–ќЌЌ»ћ» –ј«–јЅќ“„» јћ» 24
3.1. —»—“≈ћј "”Ќ»¬≈–—»“≈“" 25
3.2. »»ј— ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬”«ќћ 25
4. Ќј«Ќј„≈Ќ»≈, ÷≈Ћ№ » ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕ–»Ќ÷»ѕџ ѕќ—“–ќ≈Ќ»я »ј— 26
4.1. Ќј«Ќј„≈Ќ»≈ 26
4.3. ÷≈Ћ№. 26
4.4. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ… »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ… —»—“≈ћ≈ ¬џ—Ў≈√ќ ”„≈ЅЌќ√ќ «ј¬≈ƒ≈Ќ»я 27
4.4. ѕ–»Ќ÷»ѕџ ѕќ—“–ќ≈Ќ»я 28
4.5. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   –ј«–јЅќ“ ≈ 29
4.6. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   »Ќ“≈–‘≈…—” ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћя 30
4.7. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   ƒќ ”ћ≈Ќ“ј÷»» 30
5. ѕ–≈ƒЋј√ј≈ћјя —“–” “”–ј »ј—  ≈ћ√” 31
5.1. ’ј–ј “≈–»—“» ј ќЅЏ≈ “ќ¬ »Ќ‘ќ–ћј“»«ј÷»» 31
5.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ-“≈’Ќ»„≈— јя ќ—Ќќ¬ј »ј— ¬  ≈ћ√”. 33
5.3. ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќƒ—»—“≈ћџ » »’ »Ќ“≈√–ј÷»я. 34
6. “–”ƒќ«ј“–ј“џ Ќј —ќ«ƒјЌ»≈ —»—“≈ћџ 39
7. «ј Ћё„≈Ќ»≈ 39
—“–” “”–ј ѕќЋЌќ√ќ  ќћѕЋ≈ “ј ќ“„≈“Ќџ’ ƒќ ”ћ≈Ќ“ќ¬ ¬ ∆÷ Ѕј«ќ¬ќ… ¬≈–—»» —Ћќ∆Ќќ√ќ ѕ— Ќј Ѕј«≈ —“јЌƒј–“ќ¬ ISO 12207 » ISO 9000-3 41
Ё“јѕ 1. —»—“≈ћЌџ… јЌјЋ»« ѕ–ќ≈ “ј ѕ— 41
Ё“јѕ 2. ѕ–≈ƒ¬ј–»“≈Ћ№Ќќ≈ (ѕ»Ћќ“Ќќ≈) ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»≈ Ѕј«ќ¬ќ… ¬≈–—»» ѕ—. 41
Ё“јѕ 3. ƒ≈“јЋ№Ќќ≈ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»≈ Ѕј«ќ¬ќ… ¬≈–—»» ѕ— 42
Ё“јѕ 4.  ќƒ»–ќ¬јЌ»≈ (ѕ–ќ√–јћћ»–ќ¬јЌ»≈), ќ“Ћјƒ ј » –ј«–јЅќ“ ј ƒќ ”ћ≈Ќ“ј÷»»  ќћѕќЌ≈Ќ“ќ¬ Ѕј«ќ¬ќ… ¬≈–—»» ѕ— 43
Ё“јѕ 5. »Ќ“≈√–ј÷»я ( ќћѕЋ≈ —»–ќ¬јЌ»≈) »  ќћѕЋ≈ —Ќјя ќ“Ћјƒ ј Ѕј«ќ¬ќ… ¬≈–—»» ѕ— 43
Ё“јѕ 6. »—ѕџ“јЌ»я » ƒќ ”ћ≈Ќ“»–ќ¬јЌ»≈ Ѕј«ќ¬ќ… ¬≈–—»» ѕ— 43
Ё“јѕ 7. ¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»≈ » ѕќƒƒ≈–∆ ј –ј«–јЅќ“„» јћ» ѕ–ќ÷≈——ј Ё —ѕЋ”ј“ј÷»» ¬≈–—»» ѕ— ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћяћ» 44
Ё“јѕ 8. —ќѕ–ќ¬ќ∆ƒ≈Ќ»≈ » –ј«¬»“»≈ Ѕј«ќ¬ќ… ¬≈–—»» ѕ— 44
–ј—„≈“ “–”ƒќ«ј“–ј“ Ќј –ј«–јЅќ“ ” ѕќƒ—»—“≈ћџ " јƒ–џ —ќ“–”ƒЌ» ќ¬" 46
VI. ј¬“ќћј“»«»–ќ¬јЌЌјя »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌјя —»—“≈ћј "јЅ»“”–»≈Ќ“" 49
1. ”—Ћќ¬»я Ё —ѕЋ”ј“ј÷»» —»—“≈ћџ 50
2. Ќј—“–ќ… ј Ќј  ќЌ –≈“Ќ”ё —–≈ƒ” 51
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —Ћќ¬ј–≈… 51
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —ѕ»— ј —≈–»» » Ќќћ≈–ќ¬ Ќ≈ƒ≈…—“¬»“≈Ћ№Ќџ’ ј““≈—“ј“ќ¬ 52
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ѕЋјЌј ЌјЅќ–ј Ќј —ѕ≈÷»јЋ№Ќќ—“» » –ј—ѕ»—јЌ»я Ё «јћ≈Ќќ¬ 53
3. ѕ–»≈ћ ƒќ ”ћ≈Ќ“ќ¬ 53
¬¬ќƒ јЌ ≈“џ 53
ѕ–ќ¬≈– ј ѕќƒЋ»ЌЌќ—“» ј““≈—“ј“ј 54
ѕ–ќ—ћќ“–/ ќ––≈ “»–ќ¬ ј —¬≈ƒ≈Ќ»… ќЅ јЅ»“”–»≈Ќ“≈ 54
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —ѕ»— ќ¬, —¬ќƒќ  55
4. ¬—“”ѕ»“≈Ћ№Ќџ≈ »—ѕџ“јЌ»я 55
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ¬≈ƒќћќ—“≈… 55
¬¬ќƒ » ќЅ–јЅќ“ ј ќ÷≈Ќќ  55
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —ѕ–ј¬ќ  » —¬ќƒќ  56
¬≈ƒ≈Ќ»≈ ∆”–ЌјЋј —ƒј„» Ё «јћ≈Ќќ¬ јЅ»“”–»≈Ќ“ќћ 56
5. «ј„»—Ћ≈Ќ»≈ 56
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —ѕ»— ќ¬ » ѕ–≈ƒ¬ј–»“≈Ћ№Ќџ’ —¬ќƒќ  56
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ѕ–ќ“ќ ќЋќ¬ » ѕ–» ј«ќ¬ 56
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —¬ќƒќ  57
6. ћ≈’јЌ»«ћ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я ƒќ ”ћ≈Ќ“ќ¬ 57
VII. “≈’Ќ»„≈— ќ≈ «јƒјЌ»≈ Ќј –ј«–јЅќ“ ” ѕќƒ—»—“≈ћџ "”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  јƒ–јћ» —ќ“–”ƒЌ» ќ¬" 58
1. ќЅў»≈ —¬≈ƒ≈Ќ»я ќ ѕ–ќ≈ “≈ 58
1.1. ѕќЋЌќ≈ Ќј»ћ≈Ќќ¬јЌ»≈ ѕ–ќ≈ “ј 58
1.2. Ќј«Ќј„≈Ќ»≈ » ÷≈Ћ№ –ј«–јЅќ“ » ѕќƒ—»—“≈ћџ 58
1.3. ќ—Ќќ¬јЌ»≈ ƒЋя ¬џѕќЋЌ≈Ќ»я » ‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»я ѕ–ќ≈ “ј ѕ— 58
1.4. ќ–√јЌ»«ј÷»я-«ј ј«„»  ѕ–ќ≈ “ј 58
1.5. ќ–√јЌ»«ј÷»я-√ќЋќ¬Ќќ… »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№ » —ќ»—ѕќЋЌ»“≈Ћ» ѕ–ќ≈ “ј 58
1.6. ќЅў»≈ —–ќ » ¬џѕќЋЌ≈Ќ»я ѕ–ќ≈ “ј 59
2. ќЅў»≈ “≈’Ќ»„≈— »≈ “–≈Ѕќ¬јЌ»я » Ѕј«ќ¬џ≈ Ќќ–ћј“»¬Ќџ≈ ƒќ ”ћ≈Ќ“џ ƒЋя ¬џѕќЋЌ≈Ќ»я ѕ–ќ≈ “ј ѕ— 59
3. ’ј–ј “≈–»—“» » ќЅЏ≈ “ј »Ќ‘ќ–ћј“»«ј÷»» 59
3.1.  –ј“ »≈ —¬≈ƒ≈Ќ»я ќЅ ќЅЏ≈ “≈ »Ќ‘ќ–ћј“»«ј÷»» 59
3.2. —¬≈ƒ≈Ќ»я ќЅ ”—Ћќ¬»я’ Ё —ѕЋ”ј“ј÷»» ќЅЏ≈ “ј »Ќ‘ќ–ћј“»«ј÷»» » ’ј–ј “≈–»—“» ј’ ќ –”∆јёў≈… —–≈ƒџ 60
3.3. ќЅў»≈ “–≈Ѕќ¬јЌ»я   »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ… —»—“≈ћ≈ 60
4. ƒ≈“јЋ№Ќџ≈ —ѕ≈÷»‘» ј÷»» “–≈Ѕќ¬јЌ»…   ‘”Ќ ÷»яћ,  ќћѕќЌ≈Ќ“јћ » Ё —ѕЋ”ј“ј÷»ќЌЌџћ ’ј–ј “≈–»—“» јћ ѕќƒ—»—“≈ћџ 64
4.1. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   —“–” “”–≈ » ‘”Ќ ÷»ќЌ»–ќ¬јЌ»ё ѕќƒ—»—“≈ћџ 64
5. —ѕ≈÷»јЋ№Ќџ≈ “–≈Ѕќ¬јЌ»я   јѕѕј–ј“Ќќ… » ќѕ≈–ј÷»ќЌЌќ… ѕЋј“‘ќ–ћјћ ƒЋя –≈јЋ»«ј÷»» ѕќƒ—»—“≈ћџ 72
6. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   —ќƒ≈–∆јЌ»ё, ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»ё » ќЅќ«Ќј„≈Ќ»яћ Ё —ѕЋ”ј“ј÷»ќЌЌќ… » “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ… ƒќ ”ћ≈Ќ“ј÷»» 72
7. “–≈Ѕќ¬јЌ»я   —ќ—“ј¬” » —ќƒ≈–∆јЌ»ё –јЅќ“ ѕќ ¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»ё ѕќƒ—»—“≈ћџ ¬ Ё —ѕЋ”ј“ј÷»ё 73
8. Ё“јѕџ, —–ќ » » √–ј‘»  ¬џѕќЋЌ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ –јЅќ“ 73
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 1“ 74
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 2“ 76
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 3“ 77
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 4“ 79
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 5“ 91
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 6“ 92
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 7“ 93
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 8“ 95
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 9“ 96
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 10“ 98
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 11“ 99
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 12“ 101
ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 13“ 103







I. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈
ѕостроение информационной компьютерной сети на основе »нтернет-технологий дл€ задач управлени€ университетским образовательным комплексом €вл€етс€ задачей трудной и многоплановой.  роме собственно информационной составл€ющей, немаловажную, а в некотором смысле и основополагающую роль играет построение региональной образовательной сети. Ёту задачу  емеровский госуниверситет решает начина€ с 1997 г., когда по программе правительства –‘ и »нститута ќткрытое ќбщество (фонд —ороса) в  ем√” был открыт центр »нтернет. ¬ конце 2000 г. сдана в эксплуатацию основна€ часть высокопроизводительной телекоммуникационной сети, объедин€ющей все на этот момент открытые филиалы.
¬ насто€щее врем€  ем√” ставит задачи информатизации региона, опира€сь на данную сеть более широко, что нашло отражение в р€де работ, опубликованных в сборниках всероссийских и международных конференций. „асть из этих материалов приведена ниже.








II. ѕ–ќЅЋ≈ћџ »Ќ‘ќ–ћј“»«ј÷»» ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ –≈√»ќЌ≈ » ѕ”“» »’ –≈Ў≈Ќ»я
 емеровский госуниверситет €вл€етс€ ведущим вузом –оссии по развитию региональной университетской сети. «а последние п€ть лет  ем√” в рамках проекта создани€ региональной вузовской системы организовал филиалы в городах Ќовокузнецк, Ѕелово, јнжеро-—удженск и ѕрокопьевск. ѕоследовательно развива€ идею непрерывного образовани€ (€вл€€сь головным вузом –оссии), университет сформировал в этих городах центры непрерывного образовани€, слагающиес€ в региональную систему ÷Ќќ. Ѕольшое внимание в последние годы удел€етс€ системе дистанционного образовани€. —оздан и успешно развиваетс€ институт дистанционного образовани€.
¬  емеровской области по проектам Ќ— “ Ќ¬Ў "—оздание Ќациональной сети компьютерных телекоммуникаций дл€ науки и высшей школы" и "»нститута открытое общество" "–азвитие »нтернет - технологий дл€ подключени€ образовательных, библиотечных, административных структур, музеев и учреждений здравоохранени€ городов  емеровской области" была построена региональна€ высокоскоростна€ сеть передачи данных с выходом в »нтернет дл€ учреждений образовани€, науки, культуры и медицины. Ёта образовательна€ сеть соедин€ет все филиалы университета. ¬ажной особенностью этих проектов €вилось создание городских точек доступа дл€ подключени€ к образовательной сети других учреждений.
ѕоэтому на данный момент назрела необходимость и объективные услови€ дл€ организации единого информационного пространства крупного учебного и научно - образовательного комплекса на базе »нтернет - технологий [1-2]. Ёто будет €вл€тьс€ важным звеном в развитии научно-образовательного процесса  узбасса, в целом.
ѕоследнее врем€ в  ем√” проводитс€ активна€ работа по информационному наполнению телекоммуникационной инфраструктуры. ƒл€ этого университет принимает участие в различных международных, российских и отраслевых проектах. ¬ рамках проекта ћеждународного Ѕанка –еконструкции и –азвити€ "‘ормирование организационной структуры и системы управлени€ региональным комплексом непрерывного образовани€"  ем√” продолжает создание (одного из наиболее крупных в –оссии) образовательного комплекса. »нформационное обеспечение процессов управлени€, образовани€ и научных исследований €вл€етс€ одной из важнейших задач этого проекта.
¬ рамках решени€ других задач федерального уровн€ рассматриваютс€ вопросы:
1. —оздани€ прототипа распределенной системы научно-методического и информационного обеспечени€ сельских школ  емеровской области на базе образовательной телекоммуникационной сети.
2. –азвити€ системы дистанционного образовани€  узбасса.
3. –азработка информационно-аналитической системы управлени€ вузом с филиалами.
4. –азработки системного проекта и плана создани€ первой очереди развертывани€ региональной компоненты (инфраструктуры) федеральной информационно-образовательной среды (на ближайшие 3-5 лет) в  узбасском регионе.
5. —оздани€ »нтернет-экспозиций научно-исследовательских программ и наукоемких разработок вузов  узбасса.
6. —оздани€ научно-образовательного атласа  узбасса, на основе √»— технологий.
—тратегическа€ цель всех проектов состоит в объединении информационно-образовательных и научных ресурсов  узбасского региона в единое информационно-образовательное пространство. ќбъединение информационных ресурсов региона создает услови€ дл€ повышени€ качества обучени€, развити€ дистанционного образовани€, снижени€ затрат на организацию и управление учебным процессом, создание межвузовских, отраслевых и региональных информационных систем, дл€ своевременного прин€ти€ решений.
1. ÷елью первого проекта €вл€етс€ преодоление различий в подготовке учащихс€ городских и сельских школ и в обеспечении учебной, правовой и нормативной документацией преподавателей и руковод€щих работников общеобразовательных учреждений. ќдной из серьезных проблем в области образовани€ €вл€етс€ низкий уровень образовательных услуг, который предоставл€етс€ как сельским, так и многим городским и малокомплектным школам. ќтсутствие компьютерной техники, соответствующих телекоммуникаций лишает преподавателей и учащихс€ доступа к богатейшим информационным ресурсам, накопленным как в нашей стране, так и за рубежом. ѕрофессиональный рост педагогов в услови€х информационного "голода" весьма осложнен. ¬ св€зи с этим меры, направленные на развитие образовательной сферы, актуальны и заслуживают внимани€, как со стороны правительства страны, так и со стороны администраций регионов.
«адачи, которые предлагаетс€ решить дл€ достижени€ поставленных целей в рамках данного корпоративного проекта, состо€т в следующем:
1). ¬ области информационного обеспечени€:
- исследование современной типовой (сельской, малокомплектной, городской) школы и вы€вление проблем, решение которых невозможно без применени€ современных информационных технологий;
- создание электронных библиотек учебно-методических, научно-методических и образовательных материалов, созданных в рамках проекта;
- апробаци€ методик дистанционного обучени€, оценка возможностей по широкому внедрению данных методик.
2). ¬ области нормативно-правового обеспечени€:
- разработка нормативных документов, регламентирующих состав, принципы работы и методику создани€ распределенных образовательных систем;
- разработка положени€ по государственному тестированию школьников на базе сети Internet.
3). ¬ области кадрового обеспечени€:
- –азработка и внедрение методики подготовки преподавательских кадров.
јктуальность проекта состоит в том, что затрагиваемые в нем вопросы определены на самом высоком государственном уровне. Ёто и вопросы развити€ телекоммуникационной инфраструктуры регионов, и вопросы информатизации сельских школ, и проблемы дистанционного обучени€ и информационное обеспечение системы образовани€. «адачи, решаемые проектом, коррелируют с цел€ми и задачами ёЌ≈— ќ по развитию демократических принципов и созданию открытого информационного общества. ¬ажным шагом в направлении развити€ образовательных задач стала поддержка ёЌ≈— ќ по созданию в  ем√” кафедры по новым информационным технологи€м дл€ нужд образовани€ и науки в  емеровской области.
2. „тобы реализовать права человека в получении знаний, смене профессий в течение жизни необходимо развивать новые формы в системе непрерывного образовани€. ѕерспективна€ система образовани€ должна быть способна не только вооружать знани€ми обучающегос€, но и, вследствие посто€нного и быстрого обновлени€ знаний в наше врем€, формировать потребность в самосто€тельном непрерывном овладении ими, умени€ми и навыками самообразовани€, а также самосто€тельный и творческий подход к знани€м в течение всей активной жизни человека. “аким образом, образование должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку различные виды образовательных услуг, позвол€ющих учитьс€ непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получени€ послевузовского и дополнительного образовани€.
Ѕурное развитие научно-технического прогресса, информатизаци€ общества требуют значительного повышени€ образовательного уровн€ работающих, расширени€ подготовки специалистов высокой квалификации. ¬ св€зи с этим все более возрастает спрос на получение образовани€, как узкопрофессионального, так и классического университетского.
—егодн€ академической общественностью –оссии признано, что важным и перспективным направлением развити€ системы образовани€ €вл€етс€ широкое внедрение методов дистанционного обучени€ (ƒќ) на основе использовани€ современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Ёто особенно актуально в услови€х стран и регионов, имеющих обширную территорию, например, таких как  узбасс.
ѕоэтому целью второго проекта €вл€етс€ создание информационно-образовательной среды в сети »нтернет и развитие системы дистанционного образовани€ на базе региональной телекоммуникационной сети, котора€ св€зывает  ем√” и его филиалы в основных городах  емеровской области, при главной ориентации на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихс€ по самому широкому диапазону учебных курсов, специальностей, уровней образовани€, учебных заведений, и информационных ресурсов, независимо от места нахождени€ как учащегос€, так и образовательного учреждени€, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Ёта система ƒќ должна представл€ть собой фактически региональное учебное заведение, работающее в среде »нтернет, поскольку »нтернет-технологи€ €вл€етс€ наиболее универсальной и перспективной технологией, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучени€ как обучающегос€, так и преподавател€ на любом уровне (внутривузовском, городском, областном и т.д.).
3. ѕовышение качества образовательного процесса в вузе тесно св€зано с необходимостью своевременного контрол€ состо€ни€ учебного процесса и социально-бытового обеспечени€ студентов. –ешение указанной проблемы потребует образование информационных ресурсов вуза и создание системы их оперативной обработки и анализа с целью прогнозировани€ качества образовани€ и социально-бытовых условий в вузе.
√лавной целью третьего проекта €вл€етс€ создание информационно-аналитической системы (»ј—) управлени€ вузом с филиалами на базе региональной коммуникационной сети. »ј— должна строитьс€ в соответствии с прин€той в  ем√” концепцией построени€ информационно-аналитической системы управлени€  емеровским госуниверситетом и должна включать подсистемы "јбитуриент", "ƒеканат", "”чебна€ часть", "”правление кадрами сотрудников", "ќтдел кадров студентов" и "ѕланово-финансовое управление" (блок "управление штатным расписанием").
ѕроблема состоит в интеграции информационных ресурсов вуза, региона и отрасли в единое информационно пространство. ѕредложенна€ авторами концепци€ в области информатизации образовани€ опираетс€ на следующие решени€:
- создание дл€ всех задач управлени€ образовательным процессом в вузе единой базы данных;
- применение Internet/Intranet технологий в качестве средства использовани€ информационных ресурсов;
- ориентацию на постепенную интеграцию базы данных вуза в региональные базы данных и в распределенную базу данных ћинобразовани€ –‘;
- открытость системы дл€ разработки новых приложений.
4. ѕредметом исследований в четвертом проекте €вл€ютс€ телекоммуникационные и информационные ресурсы  емеровской области, предназначенные дл€ интеграции в единую телекоммуникационную структуру –оссии на ближайшую среднесрочную перспективу развити€.
—реди приоритетных вопросов рассматриваютс€:
- изучение перспектив развити€ сегментов телекоммуникационной среды (наземный сегмент, спутниковый сегмент);
- состо€ние св€зности внутри  узбасского региона;
- использование телекоммуникационных каналов и оценка их экономической эффективности при использовании в  узбасском регионе (выделенные каналы, коммутируемые каналы, VSAT - технологии, модемные радиоканалы, телевизионные каналы, альтернативные каналы);
- организационные структуры региона, обеспечивающие предоставление телекоммуникационных услуг (научные учреждени€ системы образовани€, организации высшей школы, другие образовательные учреждени€ и коммерческие организации);
- нормативно-правовые основы взаимодействи€ организационных структур с конечными пользовател€ми телекоммуникационной среды.
5. ÷ель п€того проекта - разработать единую концепцию, технологию и прототип информационного портала, ориентированного на удаленный доступ к банку данных о научных работах и наукоемких разработках  узбасса.
Ќа базе будущей интернет-экспозиции предполагаетс€ организовывать и проводить конкурсы проектов в региональную научно-техническую и научно-гуманитарную программу " узбасс", в межрегиональную программу Ќ»– "јлтай- узбасс", другие программы и конкурсы проектов.
ќсновной задачей проекта €вл€етс€ обеспечение информационной поддержкой научных коллективов  емеровской области, представление результатов работ широкому кругу общественности, привлечение инвесторов дл€ выполнени€ фундаментальных и практических научных исследований.
ѕри реализации проекта необходимо решить р€д задач:
- создать базу данных о Ќ»– и наукоемких разработках, выполненных ранее и выполн€емых в насто€щее врем€ вузами  узбасса, результаты которых могут представл€ть интерес потребител€м научной продукции;
- создать портал на сервере  емеровского государственного университета и его зеркало на сервере Ќовокузнецкого филиала  ем√” с базой данных о Ќ»– и наукоемких разработках вузов  узбасса;
- наполнить портал и его зеркало информацией о Ќ»–, выполн€емых вузами  узбасса, о действующих в регионе научных программах, конкурсах проектов, научных конференци€х, школах молодых ученых и т.п.;
- разработать сервер научных конференций и зарегистрировать его в "–ќ—»Ќ‘ќ–ћ–≈—”–—".
»нформационный портал позволит информировать научную общественность региона о выполн€емых и планируемых научных программах и проектах, проводить конкурсы научных проектов в региональные программы, рекламировать научную продукцию ¬”«ов  узбасса с целью поиска покупателей и инвесторов в создаваемые наукоемкие технологии.
6. ќсновна€ цель шестого проекта - дать развернутую картографическую характеристику системы образовани€  емеровской области дл€ использовани€ в задачах планировани€ и управлени€, на основе современных информационных технологий.
«адачи проекта:
- составление свода современной статистической информации о состо€нии, уровне развити€ и динамике развити€ системы образовани€  узбасса;
- представление аналитического материала дл€ разработки федеральных и региональных научно-образовательных и социально-экономических программ;
- проведение аналитических работ в интересах национального территориального планировани€ и управлени€ образованием.
–ешению поставленных задач во многом способствует то обсто€тельство, что  емеровский госуниверситет €вл€етс€:
- ведущим вузом –оссии по созданию регионального образовательного университетского комплекса;
- головным в –‘ по развитию системы непрерывного образовани€;
- головной организацией  узбасского научно-образовательного комплекса. Ётому же способствует наличие ÷ентра Ќ»“ в составе  емеровского госуниверситета, оснащенного необходимой техникой и имеющего подготовленных высококвалифицированных специалистов.  роме того, университетский ÷ентр »нтернет обслуживает региональную образовательную сеть передачи данных, ведет активные разработки по созданию информационных ресурсов как областного, так и федерального уровней.






III. ќѕџ“ —ќ«ƒјЌ»я » Ё —ѕЋ”ј“ј÷»» –≈√»ќЌјЋ№Ќќ… ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ… —≈“» ѕ≈–≈ƒј„» ƒјЌЌџ’  ≈ћ≈–ќ¬— ќ√ќ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”Ќ»¬≈–—»“≈“ј
 емеровский государственный университет ( ем√”) €вл€етс€ одним из крупнейших учебных заведений —ибирского региона, облада€ сетью филиалов, расположенных во всех крупных городах  узбасса. Ќа сегодн€шний день  ем√” выступает инициатором и организатором создани€ единого информационного пространства в системе высшего образовани€  узбасса.
— 1996 года ÷ентр »нтернет (”÷») и ÷ентр новых информационных технологий (÷Ќ»“)  ем√” участвует в реализации федеральных и региональных программ образовани€ единого информационного пол€ [3] - [6], а именно: федеральной программе - "—оздание национальной сети компьютерных телекоммуникаций дл€ науки и высшей школы" (1996), совместной программе правительства –‘ и института "ќткрытое общество", фонд —ороса - "”ниверситетские центры »нтернет" (1997), региональной программе - "–азвитие »нтернет-технологий дл€ подключени€ образовательных, библиотечных, административных структур, музеев и учреждений здравоохранени€ городов  емеровской области" (1998) и других. ќсновной задачей этих программ €вл€етс€ создание и развитие сетей передачи данных, предназначенных дл€ доступа организаций образовани€, науки, культуры, здравоохранени€, средств массовой информации в –оссийские и международные информационные сети, совершенствование сетевой инфраструктуры и информационного наполнени€, создание условий дл€ доступа широкого круга граждан к мировым информационным ресурсам на базе »нтернет/»нтранет - технологий.
ќдним из основных этапов становлени€ информационного пространства  емеровской области €вл€лось построение магистральной сети передачи данных, св€зывающей города јнжеро-—удженск,  емерово, Ћенинск- узнецкий, Ѕелово и Ќовокузнецк. ¬ этих городах предусматривалось создание опорных точек доступа во всемирную сеть »нтернет и дальнейшее самосто€тельное развитие городских сетей передачи данных, основанных на технологии Radio Ethernet (2/11 ћбит/сек). ѕрименение технологии Radio Ethernet позвол€ет использовать новейшие программные средства дл€ обмена различной информацией от данных в текстовом виде до видеоконференций. ќпорные точки доступа в »нтернет планировалось располагать в филиалах  ем√” городов јнжеро-—удженск, Ѕелово, Ќовокузнецк. ¬ качестве пользователей городской сети должны выступать: администрации городов, учебные заведени€, библиотеки, учреждени€ здравоохранени€ и др.
—данна€ в эксплуатацию в августе 1999 года областна€ сеть передачи данных [7] - [8] имеет пропускную способность 2 ћбит/с, объедин€ет городские сети городов  емерово, Ќовокузнецк, јнжеро-—удженск, Ѕелово и подключена к »нтернет через магистральный канал сети RBNet пропускной способности 256  бит/с (–ис. 1). –егиональные магистральные каналы базируютс€ на аналоговых радиорелейных лини€х, покрывающих всю  емеровскую область и принадлежащих федеральному государственному предпри€тию св€зи "ќбластной радиотелевизионный передающий центр" (ќ–“ѕ÷), с использованием отечественных модемов MD-DAV, которые позвол€ют передавать данные со скоростью до 2 ћбит/с по аналоговым радиорелейным лини€м путем их доуплотнени€. “ехнологическа€ схема построени€ магистральных каналов представлена на рисунке 2.


–ис. 1. —хема региональной сети передачи данных
ќбластна€ магистраль построена на следующем оборудовании:
1. ћаршрутизаторы Cisco Systems - модели Cisco 4500 M, Cisco 3640, Cisco 2611.
2. ћультиплексоры E1 RAD FDC - 24.
3. –адиорелейные модемы E1 MD-DAV-01 отечественного производства с пропускной способностью 2 ћбит/сек.
4. ћодемы дл€ выделенных линий Cronyx PCM2D отечественного производства с пропускной способностью 2 ћбит/сек и возможностью ограничени€ скорости.
5. –адиомодемы Arlan производства компании AiroNet. ”стройства €вл€ютс€ мостами, работают по протоколу Ethernet с пропускной способностью 2 (11) ћбит/сек.
¬ областной магистрали дл€ передачи данных используетс€ протокол TCP/IP. ћаршрутизаторы работают со статическими таблицами маршрутов и протоколами динамической маршрутизации RIP, OSPF и BGP. ¬озможно физическое разделение потоков данных с помощью маршрутизаторов и мультиплексоров.
¬ каждом городе организована точка доступа (–ис. 3) к областной сети на территории ќ–“ѕ÷, на базе модульных маршрутизаторов фирмы Cisco Systems и радиоустройств Arlan BR2000 (2 ћбит/с), BR500 (11 ћбит/с) или радиомаршрутизаторов Revolution 210 (2ћбит/с). –адиоустройства и антенны установлены на площадках телебашен (отметка 140 метров). “аким образом, радиосв€зь доступна практически из любой части этих городов. “очка доступа города Ѕелово подключена к областной сети через радиомосты Arlan BR2000, один из которых находитс€ на телебашне города Ћенинск- узнецкий. –ассто€ние между телебашн€ми этих городов 40 км, пропускна€ способность такого соединени€ 500  бит/с. ‘илиалы  ем√” подключены через радиоустройства к городским точкам доступа.


–ис. 2. “ехнологическа€ схема областной магистрали


–ис. 3. “ипова€ схема точки доступа
¬ городе  емерово беспроводна€ сеть эксплуатируетс€ уже п€тый год [9]. ”даленные сегменты локальной сети  ем√” св€заны между собой радиомостами на базе устройства Arlan (–ис. 4). „ерез радиоточку на телебашне к городской и региональной сет€м подключены: ќјќ ÷ентр Ќовых “ехнологий √лубокой ѕереработки ”глей и —ертификации "”голь - C", ќбластной ÷ентр «ан€тости населени€,  емеровский “ехнологический институт пищевой промышленности, ÷ентр независимой журналистики, газета " емерово", √ородской классический лицей, ≈стественнонаучна€ гимнази€ N62, Ёкономико-математическа€ гимнази€ є1, ќфтальмологическое отделение  емеровской областной клинической больницы,  емеровский горнотехнический колледж, удаленные факультеты  ем√”.
¬ Ќовокузнецке к городской и региональной сет€м  ем√” подключены: Ќовокузнецкий филиал  ем√”, √орздравотдел, —ибирский государственный индустриальный университет, ќ–“ѕ÷. ¬ јнжеро-—удженске - јнжеро-—удженский филиал  ем√”, школа є 11, јдминистраци€ города, казначейство города, √осударственный земельный комитет, √еодинамический полигон ¬Ќ»ћ», ќ–“ѕ÷. ¬ Ѕелово - Ѕеловский филиал  ем√”, администраци€ города. “очками доступа также €вл€ютс€ коммуникационные узлы  ем√”. ¬  ем√” через коммуникационный узел к городской и региональным сет€м подключены:  узбасский государственный технический университет, областна€ научна€ библиотека, организаци€ " расный крест", газета "— тобой", офис √еодинамического полигона ¬Ќ»ћ», журнал "ѕосле 12" и др.
Ќа основании п€тилетнего опыта работы по созданию и обслуживанию сетей на базе беспроводных устройств типа Arlan можно сделать следующие выводы:
1. Ѕеспроводные технологии организации сетей передачи данных хорошо зарекомендовали себ€ как достаточно надежный, высокоскоростной и относительно недорогой способ объединени€ удаленных сетевых сегментов в единое сетевое пространство, однако указанна€ производителем пропускна€ способность радиомоста Arlan €вно завышена.
2. Ѕеспроводные технологии €вл€ютс€ удобной альтернативой дл€ построени€ городских (районных) сетей передачи данных оборудованию, предлагаемому другими компани€ми, предоставл€ющими услуги св€зи (например, "Ёлектросв€зь", городские и междугородние телефонные станции и др.).
3. ƒл€ обеспечени€ устойчивой св€зи между удаленными сетевыми сегментами обосновано использование сотовой структуры соединений. —ледует отметить, что разделение радиочастот дл€ устройств, сто€щих на общедоступном и выделенном каналах, значительно вли€ет на качество св€зи.
4. ѕрименение фильтров дл€ неиспользуемых протоколов и статической регистрации устройств значительно повышает безопасность и производительность радиосети.
5. »спользование отечественных маршрутизаторов Revolution, созданных на базе радиомостов Arlan, более удобно и надежно, но имеет р€д существенных недостатков, например, отсутствие мультикастовой маршрутизации.


–ис. 4. —хема точки доступа города  емерово
ќбслуживанием и мониторингом областной магистрали занимаютс€ сотрудники ÷Ќ»“  ем√”, обслуживанием и мониторингом точек доступа к магистрали в городах занимаютс€ сотрудники филиалов  ем√”. ƒл€ мониторинга, сбора статистики и обслуживани€ областной магистрали используютс€:
* протоколы telnet, SNMP (на маршрутизаторах и радиомодемах), SMPP (дл€ организации технологической св€зи);
* сервера мониторинга и статистики дл€ сбора технической информации о работе мультиплексоров (соединение через консоль);
* сервера мониторинга и статистики дл€ сбора информации о трафике, проход€щем через маршрутизаторы;
* программное обеспечение Tivoli NetView, WhatsUp, MRTG и пр.;
* автоматическое уведомление на пейджер и по электронной почте о технических проблемах, возникших на основных устройствах магистрали.
¬ насто€щее врем€ в  ем√” ведутс€ работы по расширению областной и городских сетей, удовлетвор€ютс€ за€вки на подключение, поданные от образовательных учреждений городов  емерово, Ќовокузнецк, јнжеро-—удженск, Ѕелово. ¬ ближайшее врем€ планируетс€ переход на устройства нового поколени€ типа Revolution и оптоволоконные технологии.
— начала 2000 года в развитии информационного пространства  узбасса наступает новый важный этап - информационное наполнение существующей сети. ѕервыми шагами в этом направлении служат: разработка и внедрение распределенной информационно-аналитической системы управлени€ университетом, а также усили€  ем√” и других провайдеров городов  емеровской области по объединению своих информационных ресурсов.








IV. »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»≈ —ќ—“ќяЌ»я “≈Ћ≈ ќћћ”Ќ» ј÷»ќЌЌќ… —–≈ƒџ, ќ÷≈Ќ ј Ё ќЌќћ»„≈— ќ… Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“» »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я –ј«Ћ»„Ќџ’ “≈Ћ≈ ќћћ”Ќ» ј÷»ќЌЌџ’  јЌјЋќ¬ ¬  ”«Ѕј—— ќћ –≈√»ќЌ≈
Ќа первом этапе работ было проведено аналитическое исследование телекоммуникационной инфраструктуры  емеровской области, рынка информационных услуг, предоставл€емых жител€м региона различными коммерческими и некоммерческими провайдерами и операторами св€зи. ƒл€ исследовани€ выбирались несколько самых крупных операторов св€зи и провайдеров  емеровской области.
ƒл€ проведени€ анализа использовались:
* материалы региональных выставок-€рмарок "Ёкспо-—ибирь 2000", "Ёкспо-—в€зь 1999", "Ёкспо-—в€зь 2000", "Ёкспо-—в€зь 2001", "Ёкспо-–еклама 1999", "Ёкспо-–еклама 2000";
* материалы –егиональной научно-практической конференции "»нформационные недра  узбасса 2001";
* материалы, размещенные на сайтах провайдеров и операторов;
* материалы, опубликованные в открытой печати;
* информаци€, предоставленна€ при личных контактах с представител€ми провайдеров и операторов и с их разрешени€.
јнализ рынка телекоммуникационных услуг в  емеровской области показал, что операторы св€зи представлены несколькими крупными компани€ми, €вл€ющимис€ приемниками бывших государственных монополий - ќјќ "Ёлектросв€зь", јќ "–остелеком" и «јќ "«ап-—иб “ранс“елеком". Ёти операторы контролируют почти 80% существующей магистральной канальной инфраструктуры, расположенной на территории  емеровской области. ќколо 15% контролируютс€ ќбластным радио-телевизионным передающим центром и  емеровским университетом, организовавшим на базе аналоговых каналов ќ–“ѕ÷ свои цифровые магистральные каналы. ќколо 5% остальной инфраструктуры принадлежит мелким компани€м, которые только начинают направл€ть свои усили€ в развитие этого рынка услуг.
Ѕолее развита мелко-территориальна€ телекоммуникационна€ инфраструктура (городские, районные, корпоративные и др. каналы св€зи). ¬ этом секторе рынка естественные монополии сдали свои позиции другим провайдерам. ќсобенно это характерно дл€ двух крупных городов  узбасса - Ќовокузнецка и  емерово. «десь конкуренцию традиционным телекоммуникационным провайдерам составл€ют компании, использующие новые технологии, особенно беспроводные.   таким компани€м можно отнести (самые крупные) - «јќ "—в€зь-—ервис" и “ќќ "ћорекс" г. Ќовокузнецк, «јќ "“елематические —истемы  узбасса", ќќќ "–егиональна€ цифрова€ телекоммуникационна€ компани€" г. емерово.
ќсобое место среди провайдеров и операторов св€зи занимает  емеровский университет, который построил и эксплуатирует некоммерческую –егиональную сеть передачи данных (–—ѕƒ) дл€ нужд образовани€ и науки.  ем√” обладает системой магистральных каналов, объедин€ющих крупнейшие города  узбасса - јнжеро-—удженск,  емерово, Ѕелово, Ћенинск- узнецкий и Ќовокузнецк. ¬ этих городах  ем√” имеет свои точки присутстви€ дл€ подключени€ городских и корпоративных сетей к –—ѕƒ и развитые телекоммуникационные инфраструктуры в городах  емерово и јнжеро-—удженск, построенные с использованием, в основном, беспроводных технологий.
—равнительные цены на услуги операторов представлены в таблице. «а базовую услугу здесь принимаетс€ аренда канала емкостью 256  бит/сек вместе с арендой порта маршрутизатора на стороне оператора.
ќператор
јбонентска€ плата, у.е.
ћинимальный трафик, включенный в абонентскую плату, √байт
ѕлата за каждый дополнительный √байт, у.е
ѕлата за подключение, у.е.
ѕримечани€
«јќ "«ап-—иб “ранс“елеком"
228,00
4
49,00
700,00
—пециальна€ цена
«јќ "“— "
2840,00

855,00
јрендует канал у оператора "—в€зь-Ёнерго"
«јќ "—в€зь-—ервис"
2990,00
0,1
1500,00
400,00
—путниковый канал
 емеровский областной телеграф
800,00

900,00
јрендует канал у оператора "Global-1"
ќјќ "Ёлектросв€зь"
800,00
-
50,00
900,00
јрендует каналы у "–ос“елеком"
ќќќ "ћорекс"
800,00
-
50,00
900,00
ќќќ "»нфо“ех"
3180,00

780,00
—путниковый и наземный каналы
"–егиональна€ цифрова€ телекоммуникационна€ компани€"
2990,00

799,00
 ак видно из таблицы, ценова€ политика в  узбассе на услуги операторов и провайдеров уже сложилась. ÷ены у провайдеров выше, чем в других регионах –оссии. ¬ыгодно отличаютс€ ценовые предложени€ компаний "«ап-—иб “ранс“елеком".
¬ таблице ниже представлены цены на дополнительные услуги провайдеров по предоставлению WWW-хостинга и разработке WWW-серверов по заказу клиента.
ѕровайдер
–азмещение WWW-сервера
јбонентска€ плата за хостинг
–азработка небольшого проекта WWW-сайта (только основна€ графика и макет)
ѕримечани€
ќјќ "Ёлектро—в€зь"
10 руб.
15 руб за ћбайт
ƒо 4000 руб.
«јќ " онтакт-—в€зь-—ервис"
5 у.е за каждые 100  байт
10 у.е.
договорна€
ѕервые 200  байт бесплатно.
«јќ "—в€зь-—ервис"
0,44 у.е. за ћбайт
12,50 у.е.
Ќет данных
ѕервые 10 ћбайт бесплатно
ќќќ "»нфо“ех"
2,40 - 18,00 у.е. за страничку до 3 или 5 ћбайт, соответственно.

¬ эту цену входит пакет дополнительных услуг.

»з приведенных данных пон€тно, что усто€вша€с€ ценова€ политика на рынке информационных услуг еще не выработана, сам рынок находитс€ в "зачаточном" состо€нии. ќднако некоторые компании выход€т на рынок со своими оригинальными проектами, такими, как "¬иртуальный госпиталь", "√ородской »нтернет", "Ёлектронный универмаг" и др.
ѕо итогам работ, выполненных на первом этапе, составлен отчет-рекомендаци€, отражающий:
* состо€ние цифровых каналов св€зи, их фактическую загрузку и потенциальные мощности по региону. »з потока в 34 ћЅ, предоставл€емого јќ "–остелеком" до г.  емерово используетс€ только 40 %. »з потока в 155 ћЅ, предоставл€емого фирмой "«ап-—иб “ранс“елеком" на сегодн€шний день зан€то только 10 ћЅ. »з этого можно сделать очевидный вывод - мощностей внешних каналов дл€ удовлетворени€ потребности –—ѕƒ и ее дальнейшего развити€ вполне достаточно;
* ценовую политику коммерческих провайдеров и уровень услуг, предоставл€емых пользовател€м. ¬ этом направлении заметен €вный прорыв на снижение цен за услуги операторов св€зи, что, несомненно, в ближайшем времени сильно оживит спрос на услуги как операторов св€зи, так и региональных провайдеров;
* структуру региональной некоммерческой образовательной сети передачи данных дл€ науки, образовани€ и культуры, созданной  емеровским государственным университетом. —еть, безусловно, будет и в дальнейшем базироватьс€ на уже существующей телекоммуникационной инфраструктуре. ќднако существующие емкости каналов уже заполнены на 90%, поэтому сеть будет интенсивно развиватьс€ на взаимовыгодных соглашени€х с коммерческими провайдерами, в частности, «јќ "«ап-—иб “ранс“елеком". ќсновными технологи€ми на ближайшем этапе развити€ останутс€ IP на выделенных каналах, Dial-Up и беспроводные технологии. ¬ дальнейшем планируетс€ перевод опорной сети на 100 ћбитные скорости с использованием ATM;
* информационное наполнение некоммерческой региональной сети. ¬ насто€щее врем€  емеровским университетом проводитс€ интенсивна€ политика, направленна€ на поддержку информационных ресурсов в регионе, особенно образовательной и культурной направленности. —ейчас в региональной сети  ем√” имеетс€ около 56 сайтов вузов, школ, научных учреждений;
* перечень организационных и технических задач, которые необходимо решить в рамках данного проекта. ¬ первую очередь необходимо создать правовую и административную базу функционировани€ –—ѕƒ. Ёто особенно актуально в св€зи с окончанием действи€ некоторых грантов, направленных на ее развитие. ѕервые шаги в этом направлении уже сделаны - разработано положение о –—ѕƒ, технические услови€ подключени€, договора с партнерами и пользовател€ми.
ѕрактическое использование результатов анализа позволит наметить план конкретных работ по выполнению основных целей и задач проекта, заложит основу дл€ создани€ нормативно-правовой базы по объединению усилий различных партнеров в достижении стратегической цели проекта - формирование единого информационно-образовательного пространства  узбасского региона.









V. —ќ«ƒјЌ»≈ »Ќ“≈√–»–ќ¬јЌЌќ… јЌјЋ»“»„≈— ќ… —»—“≈ћџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ≈ћ√”
1. ќЅў»≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я
¬ рамках проекта ћеждународного Ѕанка реконструкции и развити€ "‘ормирование организационной структуры и системы управлени€ региональным комплексом непрерывного образовани€"  ем√” завершает создание образовательного комплекса в составе распределенной региональной сети филиалов (институтов), каждый из которых €вл€етс€ центром непрерывного образовани€ (÷Ќќ), с включением в них гимназий, лицеев, школ, собственно вуза и подразделений послевузовского образовани€. ¬ насто€щее врем€ все филиалы  ем√” (за исключением филиала в г. ѕрокопьевске) и опорные гимназии св€заны в единую корпоративную сеть [10]. »нформационное наполнение этой сети, кроме всего прочего, должна составл€ть автоматизированна€ система управлени€ образовательными услугами, основой которой €вл€етс€ »ј— [11].
ќрганизаци€ процессов управлени€ - одна из важнейших задач в жизни ¬”«а. —овременные информационные технологии заставл€ют пересмотреть уже существующие в  ем√” способы работы с информацией и методы управлени€. »спользуема€ структура коммуникаций позвол€ет перевести управление ¬”«ом на совершенно новый технологический и управленческий уровень.
¬  онцепции предлагаютс€ методы организации автоматизированной информационной системы управлени€ вузом, основанной на интеграции информационных ресурсов вуза и его филиалов в распределенную базу данных, средствах анализа и прин€ти€ решений. –азработка ведетс€ в соответствии с методическими рекомендаци€ми [12, 13]. јктуальность предлагаемого решени€ обусловлена возрастающей ролью современных информационных технологий в организации образовательной де€тельности в учебных заведени€х. Ёти требовани€ могут быть удовлетворены только при наличии развитой информационной инфраструктуры. »нтеграци€ информационных ресурсов позволит использовать современные методы анализа состо€ни€ учебного процесса в вузе, планировать и эффективно управл€ть образовательной де€тельностью. ¬  онцепции учитываютс€ объективные факторы, оказывающие существенное вли€ние на стратегию реализации системы. —реди них:
* наличие большого объема общей метаинформации, используемой в вузе;
* потребность интеграции информационных ресурсов вуза в единый образовательный ресурс, доступный дл€ глобального анализа и оценки;
* потребность в оперативности и обоснованности прин€ти€ решений;
* потребность в информационном взаимодействии между подразделени€ми вуза;
* потребность в непрерывном изменении информационных ресурсов;
* потребность в информировании общественности об имеющихс€ образовательных, материальных и иных ресурсах вуза.
«а последние два года в  емеровском университете качественно изменилась инфраструктура информационно-технической среды. ¬се больше и больше организационна€ структура ¬”«а адаптируетс€ к требовани€м и принципам открытости образовани€. ¬ таких услови€х разработка информационной аналитической системы управлени€ и прин€ти€ решени€ становитс€ не только актуальной, но и вполне реальной задачей. “ака€ задача должна решатьс€ на базе долгосрочной поэтапной программы создани€ и внедрени€ »ј—, основные черты которой описаны в данном документе.
2. ’ј–ј “≈–»—“» ј —ќ—“ќяЌ»я ”∆≈ —”ў≈—“¬”ёў≈… ј—”-¬”«
Ќа нынешнем этапе информационна€ система  ем√” представл€ет собой разрозненные подсистемы, эксплуатирующиес€ в различных службах университета и зачастую не св€занные между собой информационными потоками. Ёти подсистемы создавались различными группами разработчиков при использовании различного программного обеспечени€ (ѕќ). ¬следствие этого они не имеют единого системообразующего начала, что делает крайне сложным процесс интеграции их в единую систему. Ќедостатком €вл€етс€ и то, что одни и те же данные дублируютс€ в различных приложени€х. Ќаиболее часто это - контингент сотрудников, студентов, справочники, причем справочники не согласованы между собой, одни и те же параметры имеют различные коды.
ѕодсистемы, эксплуатирующиес€ в  ем√” в насто€щее врем€ (название, —”Ѕƒ):
I. " адры сотрудников" (Clipper).
II. ѕодсистемы учебного комплекса:
"ƒеканат" (FoxPro),
"”чебна€ часть" (FoxPro),
"–асчет нагрузки и штаты кафедры" (FoxPro).
III. ѕодсистемы бухгалтерского учета:
"”чет и начисление заработной платы" (Clipper),
"”чет основных средств" (FoxPro),
"—типенди€" (Clipper),
"√осбанк" (1— Ѕухгалтери€),
"√лавна€ книга" (1— Ѕухгалтери€),
" асса" (1— Ѕухгалтери€),
" омандировочные расходы" (1— Ѕухгалтери€),
"–асчеты с организаци€ми" (1— Ѕухгалтери€),
"ѕенсионный фонд" (Clarion),
"Ќалогоплательщик" (Clipper).
IV. ѕодсистемы библиотеки (FoxPro):
"«аказ литературы",
"”чет новых поступлений",
"«аказ и подписка на периодические издани€",
"Ќаучна€ обработка литературы",
"–абота с Ёлектронным каталогом",
"ѕоиск в Ёлектронном каталоге",
" аталог периодических изданий",
"–убрикатор Ќ“»".
¬се подсистемы работают автономно, использу€ свой набор данных, оформленных в виде таблиц формата DBF, DBS или 1— Ѕухгалтерии. ѕередача данных между подсистемами "јбитуриент" - "ƒеканат" - "”чебна€ часть", "”чет и начисление з/пл" - "ѕенсионный фонд" и "”чет и начисление з/пл" - "Ќалогоплательщик" производитс€ посредством специализированных программ-стыковок.
“аким образом, "персональные" информационные системы €вл€ютс€ на данном этапе сдерживающим фактором при их адаптации к новым услови€м сопровождени€ и эксплуатации.  роме того, зачастую эти системы не ориентированны на удовлетворение информационных потребностей заинтересованных в развитии и функционировании ¬”«а лиц (студенты, преподаватели, научные работники, потенциальные потребители образовательных и информационных услуг).
≈ще один фактор "неполноценности" таких систем - отсутствие перспектив по интеграции в единую распределенную информационную систему ћинистерства образовани€ –оссийской ‘едерации.
¬ 2000 году в  ем√” разработана подсистема "јбитуриент" на основе Oracle, интерфейс написан на Visual Basic 5.0 и Excel 97 + VBA. ќна €вл€етс€ первой очередью формирующейс€ системы управлени€  ем√”, подсистемы которой свободны от вышеперечисленных недостатков. ¬ 2001 году начато формирование подсистемы " адры сотрудников", включающую блок планово-финансового управлени€ в части управлени€ штатным расписанием. –азработано и утверждено техническое задание, на основании которого ведетс€ создание подсистемы.
3. ќЅ«ќ–  ќћѕЋ≈ —Ќџ’ —»—“≈ћ, ѕ–≈ƒЋј√ј≈ћџ’ —“ќ–ќЌЌ»ћ» –ј«–јЅќ“„» јћ»
»з всех предлагаемых в –оссии комплексных подсистем наиболее подход€т дл€ внедрени€ в вузы две разработки: ≈дина€ интегрированна€ распределенна€ информационна€ система дл€ управлени€ российским высшим учебным заведением "”Ќ»¬≈–—»“≈“" (разработчик - компани€ Redlab) и »нтегрированна€ информационна€ система (»»ј—) управлени€ вузом (разработчики - группа вузов –оссии).
3.1. —истема "”ниверситет"
¬ составе системы имеютс€ следующие подсистемы:

* —истема "”правление ѕерсоналом";
* —истема "”правление ‘инансами";
* —истема "ћатериальна€ ѕомощь";
* —истема "ƒовузовска€ ѕодготовка";
* —истема "јбитуриент";
* —истема "—тудент";
* —истема "¬ыпускник";
* —истема "јспирант";
* —истема "”чебный ѕроцесс";
* —истема "ƒистанционное обучение";
* —истема "Ќаучные »сследовани€".
* —истема "Ѕиблиотека";


ƒанна€ система реализована на основе системы R/3 компании SAP AG и охватывает практически все стороны де€тельности вуза, но из-за дороговизны (100-200 тыс. долларов в зависимости от комплектации) ее установка и использование в –оссийском вузе практически невозможны.

страница 1
(всего 8)

ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

—лед. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign