LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

О ПРЕПОДАВАНИИ ОБЖ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ И РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ- ОРГАНИЗАТОРА ОБЖ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Значение данного совещания для нас практиков, бесспорно имеет большое значение.
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать - определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения (слайд 2).
Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации "Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России" (от 14.07.98 № 1133/14-12) является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим (слайд 3).
Следует заметить, что данный курс, введенный в учреждениях общего и профессионального образования, представляет собой один из немногих интегрированных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать "нет" вредным привычкам.
Безусловно, в разных типах образовательных учреждений он имеет свои особенности преподавания.
В общеобразовательных школах образовательный процесс осуществляется в соответствии с примерными программами, разработанными на федеральном уровне и предложенными в качестве основы для разработки школьных рабочих программ (слайд 4).
Примерные программы курса ОБЖ предусматривают учебную нагрузку в объеме 430 часов, которые включают инвариантное и вариативное время. Это время распределяется следующим образом:
за счет инвариантной части базисного учебного плана по одному часу в неделю
в 1-4 классах -128 часов;
в 10-11 классах - 68 часов;
за счет вариативной части базисного учебного плана по одному часу в неделю
в 5-9 классах - 160 часов;
в 10 классе 34 часа теоретических занятий и 40 часов практических занятий по разделу "Основы военной службы" во внеурочное время на учебных сборах (слайд 5).

В начальной школе основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности предусматривается включать в содержание предмета "Окружающий мир". Анализ, проведенный нами показал, что в большинстве школ области обеспечивается связь курса ОБЖ с предметом "Окружающий мир". У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, противопожарной безопасности, личной гигиены.
Считаю необходимым отметить, что в педагогических училищах, занимающихся подготовкой учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, не преподаются правила дорожного движения в объеме знаний безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах и методика преподавания "Основ безопасности жизнедеятельности" в начальных классах и безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Думается, что необходимо внести коррективы в образовательные программы педагогических училищ (примерная программа методики преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе, опубликована в журнале "Основы безопасности жизни" № 7 за 2003г.) (слайд 6).
Особое беспокойство вызывает преподавание "Основ безопасности жизнедеятельности" в основной школе, где должны системно закладываться основы культуры безопасности личности. Причины в том, что предмет ОБЖ самостоятельно на этой ступени преподается не во всех школах.
Из 796 образовательных учреждений, реализующих программу основной школы, время на самостоятельное изучение курса ОБЖ выделяется:
в 5-9 классах только в 240 школах 30%
в 8-9 классах только в 310 школах 38%
в 9 классах только в 180 школах 23%
не выделяется время в 66 школах 9%
Обучающиеся не получают систематизированных знаний и не приобретают практических навыков безопасного поведения в быту, в образовательном процессе и в производственной деятельности, что естественно не отвечает потребностям общества в разрешении проблем обеспечения безопасности.
Причина такого положения кроется в отсутствии региональных требований по преподаванию "Основ безопасности жизнедеятельности" и в недопонимании некоторых руководителей образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, что подготовка подрастающего поколения в области безопасного поведения и формирование у него основ здорового образа жизни способствуют повышению уровня безопасности личности, общества и государства в целом.
Цель преподавания курса ОБЖ в старшей школе и учреждениях начального и среднего профессионального образования носит несколько другой характер. Здесь основная цель - формирование гражданской позиции, патриотизма и ответственности за свою судьбу и судьбу государства.
В 10-11-х классах завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Как показывает анализ, преподавание курса ОБЖ на 3 ступени в общеобразовательных учреждениях области ведется в основном за счет инвариантной части учебного времени. Только в 293 образовательных учреждениях в 10-м классе выделяется по 68 часов, т.е. дополнительно к инвариантной части выделяется по 34 часа времени из вариативной части учебного плана, а в 47% средних общеобразовательных школ программа курса в10-11 классах полностью не выполняется из-за сокращения учебного времени.
Вместе с тем в организации и обеспечении образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях ряд проблем остается нерешенным. Прежде всего, это кадровое обеспечение преподавания ОБЖ.
На штатных должностях преподавателя-организатора ОБЖ по данным стат. отчетов на 1 октября 2004 года находилось только 255 человек, это при том, что в целом в области основных и средних общеобразовательных школ 796. В остальных школах занятия ведутся преподавателями ОБЖ, преподавателями-предметниками или преподавателями-совместителями на условиях почасовой оплаты (слайд 7).
По базовому образованию преподавателей, преподающих "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательных учреждениях, можно привести следующие данные:
* военное или специальное педагогическое по преподаванию ОБЖ имеется у - 11,2%
* высшее педагогическое у - 35,5%
* среднее профессиональное педагогическое у - 25%
* высшее не педагогическое у - 9,6%
* среднее профессиональное не педагогическое у - 11,5%
* общее среднее у - 7,2%




По возрастному цензу можно привести следующие данные:
* преподаватели до 40 лет составляют - 45 %
* до 55 лет - 40%
* свыше 55 лет - 15%
средний возраст - 44 года, но есть преподаватели в возрасте 70 лет и старше.
В учреждениях же начального и среднего профессионального образования преподавание основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в соответствии с требованиями примерных учебных планов и программ, разработанных для каждой профессии и специальности.
Укомплектованность штатными преподавателями-организаторами ОБЖ в учреждениях начального и среднего профессионального образования составляет примерно 78%, в остальных учреждениях обучение ведется преподавателями на условиях почасовой оплаты. Только 24% преподавателей имеют военное или специальное педагогическое образование по преподаванию "Основ безопасности жизнедеятельности".
Средний возраст преподавателей в учреждениях начального и среднего профессионального образования составляет 46 лет.
На данном совещании мне хотелось бы особое внимание обратить на состояние учебно-материальной базы, необходимой для преподавания курса ОБЖ. На сегодняшний день только 26% общеобразовательных учреждений, 29% учреждений начального профессионального образования, 25% учреждений среднего профессионального образования имеют оборудованные кабинеты ОБЖ. Но и в них недостаточно учебно-наглядных пособий, учебного оборудования, аудиовизуальных средств обучения. Многие наглядные пособия устарели и требуют замены.
Итак, результатом изучения курса ОБЖ должно быть формирование у обучающихся мышления о безопасной жизнедеятельности, способствующего предвидению потенциальной опасности, безопасному поведению в повседневной жизни, бережному отношению к себе и к окружающим, грамотным действиям в экстремальной ситуации. В требованиях к преподаванию данного курса подчеркнуто, что выпускники должны быть готовы использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
* обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
* соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
* пользования бытовыми приборами и инструментами;
* проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
* обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Эти требования должны знать не только преподаватели, но и руководители образовательных учреждений, несущих ответственность за обеспечение образовательного процесса и качество обучения.
В сегодняшних условиях необходимо акцентировать внимание на изучении вопросов, связанных с антитеррористической устойчивостью личности, с основами государственного, общественного и личного предупреждения возможных терактов. Поэтому тактично, не нагнетая излишнего страха, необходимо обучать детей, подростков и студентов правилам поведения в экстремальных ситуациях. Нужно внести коррективы в содержание рабочих программ по данному разделу курса.
Считаю необходимым изменить отношение к итоговой аттестации по курсу ОБЖ, обращая при этом внимание на результативность обучения на каждой образовательной ступени.
Безусловно, результаты обучения во многом зависят и от подготовленности преподавателя, от его ответственного отношения к выполнению функциональных обязанностей, определенных постановлением Минтруда РФ от 17.08.95 № 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации" (дополнительно оно опубликовано в журнале "Основы безопасности жизни" № 4 за 2004 год).
В сегодняшних условиях возрастает роль преподавателя-организатора ОБЖ, не только как преподавателя, но и как организатора обеспечения безопасности образовательного процесса, и антитеррористической устойчивости образовательного учреждения.
Позволю себе напомнить, что основными функциональными обязанностями преподавателя-организатора ОБЖ, кроме обучения и воспитания учащихся на уроках и внеурочных занятиях, как это определено нормативными документами, являются:
* организация и участие в планировании и проведении мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения;
* взаимодействие с заинтересованными учреждениями и организациями в аспекте данной проблемы;
* организация планирования и контроля выполнения мероприятий по ГО в образовательном учреждении.

Поднятые на этом совещании вопросы должны содействовать улучшению работы в данном направлении и повышению ответственности всех заинтересованных лиц за формирование навыков безопасного поведения обучаемых.
Пермский областной институт повышения квалификации работников образования и впредь будет выполнять роль научно-методического центра по обеспечению данного направления работы.

Спасибо за внимание.

Основы безопасности жизнедеятельности

Курс основы безопасности жизнедеятельности

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности"

• ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - область знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них....Безопасность - явление потенциальное, она не существует в открытом виде, но может проявлять себя в любой момент


Курс "Основы безопасности жизнедеятельности"

• Структурно программы курса состоят из трех содержательных линий:
• безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
• подготовка по основам военной
службы








??

??

??

??




1





ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign