LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМА №4 "Смешные стихи" (1ч.)
* Понятие доброго и злого смеха в поэзии.
* Эпиграмма как жанр.
* Лимерики (веселая чепуха).
* Продолжение работы по формированию чувства ритма и рифмы.
* Творческая работа: игра в смешные слова, сравнения, предложения; составление веселой чепухи (лимериков).

ТЕМА №5 "Пейзажная лирика" (5 ч.)
* Понятие "пейзажной лирики".
* Начальное представление о метафоре, олицетворении, литературных аналогиях и ассоциациях, эпитете.
* Филологический анализ лирического текста (пейзажная лирика А.Н. Майкова, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, А.Т. Твардовского, А.А. Заболоцкого и др. русских поэтов).
* Творческая работа: выразительное чтение; сочинения-миниатюры о любимом времени года, о любимом уголке природы с использованием эпитетов, метафор, литературных ассоциаций и др.; самостоятельный анализ лирического текста.

6 КЛАСС (10 часов)

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - дать основы стихосложения и поэтической образности; представление об отдельных лирических жанрах; продолжить работу по формированию у учащихся интереса к поэзии через собственные поэтические опыты.

ТЕМА №1 "Тайны стихотворчества" (1 ч.)
* Работа над теоретико-литературными понятиями: силлабо-тоническая система; стих, строфа, стопа, ритм, метр (размер): ямб, хорей, пиррихий, спондей, рифма (мужская, женская, дактилическая).

ТЕМА №2 "Урок-практикум" (1 ч.)
* Анализ художественного, ритмического и строфического своеобразия стихотворений А.С. Пушкина "Зимнее утро", М.Ю. Лермонтова "Парус".
* Творческая работа: выразительное чтение, составление метрических схем стихотворений А.С. Пушкина "К няне", М.Ю. Лермонтова "Утес", самостоятельный подбор рифм на ямб и хорей.

ТЕМА №3 "Трехсложные размеры" (1ч.)
* Введение теоретико-литературных понятий: трехсложные размеры (анапест, амфибрахий, дактиль).
* Систематизация знаний через определение метрического рисунка стихотворений Н.С. Гумилева "Сказочное", Н.А, Некрасова "Крестьянские дети", М.Ю. Лермонтова "Тучи".
* Творческая работа: составление буриме.

ТЕМА №4 "Урок-практикум" (2 ч.)
* Филологический анализ стихотворений А.С. Пушкина "Зимнее утро", "Няне", "Бесы";
М.Ю. Лермонтова "Парус", "Утес", Тучи", "Горные вершины"; Н.А. Некрасова "Тройка";
Ф.И. Тютчева "Пусть сосны и ели всю зиму торчат..."; А.А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила...".
* Творческая работа: выразительное чтение.

ТЕМА №5 "Творческий практикум" (1 ч.)
* Подбор рифмы для стихотворения, создание стихотворения на заданные рифмы, сочинение стихотворения.

ТЕМА №6 "Суровый Дант не презирал сонета..." (2 ч.)
* Введение понятия "сонет" как формализованного стихотворного жанра.
* Анализ ритмического, строфического и идейного своеобразия сонетов Ф. Петрарки "На смерть мадонны Лауры", А.С. Пушкина "Сонет", В.Я. Брюсова "Сонет к форме", А.А. Тарковского "Беженец".
* Творческая работа: выразительное чтение.

ТЕМА №7 "Сердце, полное огня и аромата..." (Поэтический мир И.А. Бунина) (2 ч.)
* Понятие о поэтическом мире.
* Слово о поэте.
* Филологический анализ стихотворений И.А. Бунина "Бушует полная вода", "После половодья", "Помню долгий зимний вечер...", "Летняя ночь", "На окне, серебряном от инея", "Первый утренник, серебряный мороз...".
* Творческая работа: выразительное чтение, сочинение-метафора "Впечатление от прочитанных стихотворений".

7 КЛАСС (10 часов)

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - закрепить стиховедческие понятия, полученные в 5-6 классах, углубить представление об изобразительно-выразительных средствах художественной речи, стилистических и риторических фигурах, продолжить работу по формированию навыков филологического анализа текста, собственного стихотворчества.

ТЕМА №1 "Виды строф" (1 ч.)
* Работа над теоретико-литературными понятиями: двустишие, моностих, трехстишие (терцета), четверостишие (катрен), шестистишие (секстина), восьмистишие (октава), свободный стих (верлибр), вольный стих.

ТЕМА №2 "Виды рифм" (1 ч.)
* Углубление представлений о рифме: мужская, женская, дактилическая, простая, составная, точная и неточная; рифма парная (смежная), перекрестная, кольцевая (опоясывающая).
* Творческая работа: создание строф по заданным рифмам.

ТЕМА №3 "Урок-практикум" (2 ч.)
* Анализ художественного и строфического своеобразия стихотворений: А.С. Пушкин "Осень" (октава), "Песнь о вещем Олеге" (секстина), А. Дельвиг сонет "Вдохновение" (пример терцеты), А. Тарковский "Кактус" (пример катрена), А. Блок "Она веселой невестой была" (пример двустишия), моностих В. Брюсова, К. Бальмонта, верлибр: А. Блок "Когда Вы стоите на моем пути...".
* Творческая работа: составление двустиший, моностиха, белых стихов.

ТЕМА №4 "Урок-практикум" (2 ч.)
* Филологический анализ программных стихотворений: А.С. Пушкин "Няне", "Анчар";
Е.А. Баратынский "Признание"; Н. Бараташвили "Ты самое большое чудо Божье...";
А.С. Хомяков "России".
* Выявления своеобразия образов лирического героя в этих произведениях.
* Определение авторской позиции в стихотворениях.
* Творческая работа: выразительное чтение.

ТЕМА №5 (1 ч.)
* Углубленное представление о тропах: метонимия, перифраз, литота, синекдоха.
* Введение понятий:
А. "стилистические фигуры" (параллелизм, инверсия, антитеза, риторический вопрос);
Б. "риторические фигуры" (оксюморон, анафора, эпифора);
В. звукопись (аллитерация, ассонанс)..
* Творческая работа: создание предложений с тропами, стилистическими и риторическими фигурами.

ТЕМА №6 "Поэтический мир Н.М. Рубцова и Н.А. Заболоцкого" (3 ч.)
* Слово о поэтах.
* Филологический анализ стихотворений Н.М. Рубцова, введение понятия "тихая поэзия": "Звезда полей", "Русский огонек", "Тихая моя Родина".
* Филологический анализ стихотворений Н.А. Заболоцкого, введение понятия "пантеизм": "Метафоры", "Лицо коня", "Меркнут знаки Зодиака". Своеобразие лирического героя и авторской позиции в стихотворении "В этой роще березовой".
* Творческая работа: продолжить строку: "Когда я читаю Н. Рубцова..., Н. Заболоцкого....", создание поэтических миниатюр.


ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский В.С. История русской поэзии: 1970 - 1880 г. Компендиум. - М.: "Интерпракс", 1994.
2. Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. - М.: "Наука", 1994.
3. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., 1984.
4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - 3-е издание. - М.: "Просвещение", 1997.
5. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М.: "Дрофа", 1998.
6. Русский сонет. Первая четверть 20 в. (сост., авт. Вступ. Ст. Ю. Линник; худож. Н. Брюханов). - Петрозаводск: "Карелия", 1991.
7. Урбан А. Стихи-собеседники: Очерки. - Л.: "Детская литература", 1978.
8. Шлегель Ф. Идеи. Разговор о поэзии. Фрагменты по литературе и поэзии. История древней и новой литературы. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.
9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: "Педагогика", 1988.
10. Эткинд Е. Разговор о стихах. - М.: "Детская литература", 1970.


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: "Весна - утро года".

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Обогатить словарный запас учащихся.
2. Совершенствовать коммуникативные стратегии и навыки.
3. Способствовать формированию эстетического отношения к искусству.
4. Формировать абстрактное мышление.
5. Развивать творческие способности учащихся.

Межпредметные связи: репродукция картины И. Левитана "Большая вода";
муз. миниатюра П.И. Чайковского "Подснежник".


Оформление: на доске чертится таблица-схема

Объект наблюдений
Эпитеты
Глаголы
Небо


Вода


Деревья


Тени


Облака




ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.
Стать поэтом дано не каждому, для этого нужен талант, а вот учиться не менее важному - стать читателем - можно и необходимо потому, что стихи способны сотворить чудо: подарить нам радости открытия, помочь пережить высокие чувства, а значит, стать умнее и красивее.
Для этого нужно быть внимательным и наблюдательным, и в каждом обычном предмете, примелькавшемся явлении суметь увидеть необычное и передать его словом.
Тема нашего урока - "Весна - утро года", и мы будем наблюдать сегодня за предметами и явлениями, характеризующими это время года; учиться у поэтов и художников внимательности и наблюдательности.

II. Беседа.
2.1. Посмотрим, были ли вы наблюдательны и внимательны. Прочтите свои домашние сочинения-миниатюры, а ребята скажут, что их тронуло в ваших сочинениях, оценят вашу наблюдательность, поделятся впечатлениями, которые произведет ваша работа (см. Приложение 1).
2.2. Самостоятельная работа: каждый ребенок получает листок со стихотворением А. Твардовского "Снега потемнеют зимние...".
Задание №1. Во время прослушивания текста (стихотворение выразительно читает подготовленный ученик)
- подчеркнуть поразившие вас слова, сочетания слов;
- порадоваться за поэта, которому удалось посмотреть на обычные предметы и приметы необычным взглядом;
- определить состояние лирического героя, свое собственное.
Примерная беседа:
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Какое настроение создалось у вас?
Определим, совпало ли наше настроение с настроением лирического героя. А помогут нам тропы. Это такие слова-маячки, слова-сигналы (вы их подчеркнули), которые посылает автор своему читателю.
(Учащиеся комментируют эпитеты, говорят о наблюдательности автора, делятся своими впечатлениями).

Задание №2.
- А как мы смотрим на мир? Подберите к словам, написанным на доске, емкие эпитеты, глаголы, которые передавали бы и состояние человека. (Это задание позволяет выйти на ассоциации, погрузиться в собственное сознание). 5 минут учащиеся работают в тетради, затем схема заполняется коллективно:

Объект наблюдений
Эпитеты
Глаголы
небо
лазурное, голубое, высокое, чистое
отражается
вода
синяя, холодная
бурлит
деревья
мокрые, сырые, одинокие, высокие, пустые
качаются, шумят
тени
черные, стрельчатые
упали, вытянулись
облака
прозрачные, хрустальные
сверкают, переливаются, искрятся

Задание №3.
Посмотрим на картину И. Левитана.
- Что увидел художник и что увидели мы?
(Продолжение работы над схемой).

вода
сизая гладь
застыла
деревья
обнаженные
тянутся
тени
черно-коричневые на песке и дымчато-голубые на воде

облака
прозрачные
плывут

- Почему так назвал художник картину?
- Как вы думаете, что он чувствовал, ощущал, когда создавал ее?
- Какое настроение создала вам эта картина?

2.3. На одно и то же явление могут откликнуться несколько человек. У И.А. Бунина есть стихотворение "Большая вода".
Стихотворение выразительно читает подготовленный ученик.
Беседа:
- Сравните стихотворение И.А. Бунина и картину И. Левитана. Объект один, а в чем отличие отображения в поэзии и живописи?
(Учащиеся говорят, что живопись может запечатлеть один момент, а поэзия - несколько; можно даже понаблюдать, как они меняются, и в связи с этим, как меняется и состояние лирического героя, и наше).

2.4. Практическая работа.
Учащиеся получают лист со стихотворением И.А. Бунина "После половодья" с пропущенными словами.
ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно....
И....дымкою синеет
В далеких просеках в бору.

И....дремлет бор.....
И в серебре лесных озер -
Еще стройней его....,
Еще свежее сосен кроны
И....лиственниц узор!

И.А. Бунин
Задание:
Проверим себя, насколько мы выросли за урок, насколько научились чувствовать ритм и рифму. Вставьте пропущенные глаголы, эпитеты, которые бы не только точно обрисовывали предмет, но и выражали состояние лирического героя.
После небольшой самостоятельной работы стихотворение (авторский текст) выразительно читает ученик, учащиеся сверяют со своими текстами. Этот прием позволяет формировать чуткость к слову.

2.5. Творческая работа.
Мы говорим сегодня больше о состоянии лирического героя, а ведь мы с вами тоже что-то ощущали, чувствовали. Попробуйте передать свои ощущения:
- от картины Левитана - в форме хокку;
- от стихотворений А. Твардовского или И. Бунина - в форме буриме (См. Приложение 2.)

III. Домашнее задание.
Отредактировать собственные тексты, вставить туда необходимые изобразительно-выразительные средства.

Пример хокку:
Большая вода затопила долины.
Лодку прибило к берегу.
Рвется душа моя к иным берегам.

Долго весны ожидала земля.
Только в мае сошли снега.
Плачет душа моя в ожиданье тепла.



Приложение 1.
СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА
"Одно из сокровищ мая"

Мой самый любимый весенний месяц - это май. Идешь по улице и дивишься: кругом все светло и весело. Радостно чирикают воробьи, играет облаками солнце, чистое и ясное небо кажется огромным голубым океаном, затихшим и слегка покачивающимся, как небольшой кораблик на воде.
Но больше любуешься гигантскими лужами, которые напоминают летние глубокие озера. А заглянешь в одну из луж и увидишь в ней столько красивого и интересного: мелкие травки рядом с высокими дубами-великанами, летящий самолет, гоняющих мяч ребят, но как ты огорчишься, когда поймешь, что это только отражение.
Когда идет осенний дождь, лужи покрываются пеной, пузырями, напоминая сердитое море. Но ливень проходит и выглядывает солнце, которое придает лужам вид огромного озера.
Любуешься и понимаешь, что это и есть одно из сокровищ мая.

Юдич К., 6а класс

Приложение 2

* * *
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще песок.

Недвижной гладью, прикинутся,
И разом - в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава.

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была, да канула,
А есть и будет с тобой.

1955 г.
А. Твардовский








1 Анненский .И. Книги отражений. М., Наука, 1979. С.147.

1 Нефагина Л.Г "Поиски новых путей" в книге "Русская проза второй половины 80-х - 90 гг. ХХ века М., 1990. С.197-198

1. Гачев Г. "Национальные образы мира". Космо-Психо-Логос. М., 1995.

1 Дмитриев А. "Война и мы //Знамя.1996 . №4. С. 240.

1 Борисова Е., Стерник Г. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990. С. 6-50.
2 Очерки русской культуры XIX века. Издательство Московского университета, 2002. С. 171-175.
3 Там же.
4 Там же.
5 Никонова Т. О смысле человеческого существования в творчестве И. Бунина.// И. Бунин. Pro et contra. СПб., 2000. С. 602.
6 См.: Булгаков С. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С..97.
7 Долгополов Л. О некоторых особенностях реализма позднего Бунина // Русская литература. - 1973. - №2. С. 96-97.
8 Долгополов Л. О некоторых особенностях... С. 96.
9 Минералова И Поэтический портрет эпохи // Чехов. Дама с собачкой. Бунин. Чистый понедельник. Куприн. Суламифь. Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельных работ. - М.,2000. С. 112.
10 Гиляровский В. Москва и москвичи. - М.,1968. С, 165-166.
11 Долгополов Л. О некоторых особенностях ... С. 97.
12 Горелов А. Три судьбы. М., 1985. С. 559.
13См. :Еремина Т. Мир русских икон и монастырей. История преданий. М., 1998.
14 Мифологический словарь. М., 1991. С. 623.
??

??

??

??


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign