LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Интересно трактует этот образ в творчестве писателя И. Минералова, который рассматривает его символическое значение в русле библейской мифологии. Однако. думается, не стоит преувеличивать религиозное звучание этого мифообраза - Бунин не был человеком глубоко религиозным. Религию, в частности православие, он воспринимал в контексте других мировых религий, как одну из форм культуры. Возможно, именно с этой культурологической точки зрения религиозные мотивы в тексте следует трактовать как намек на умирающую духовность русской культуры, на разрушение связей с ее историей, утрата которых ведет к всеобщему заблуждению, хаосу.
Через Красные Ворота автор вводит читателя в московский быт, погружает в атмосферу праздной Москвы, в бурном веселье потерявшей историческую бдительность. Через другие ворота - "ворота Марфо-Мариинской обители" - выводит нас рассказчик в пространство Москвы Святой Руси: "На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители...Мне почему-то захотелось непременно войти туда". (V; 471). А вот еще один важный топос этой Святой Руси - описание Буниным кладбища Ново-Девичьего монастыря: "Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам по кладбищу было светло, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг нас спокойными, грустными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами"(V;465).
Состояние внешнего природного мира, окружающего героев, способствует сосредоточенно-углубленному восприятию и осознанию героиней своих чувств и поступков, принятию решения. Кажется, уходя с кладбища, она уже сделала выбор.
Важнейшим топосом в московском тексте рассказа является также трактир Егорова, вместе с которым автор вводит значимые фольклорно-христианские реалии. Вот перед читателем появляются "егоровские блины", "толстые, румяные, с разными начинками". Блины, как уточняет И. Минералова, "символ солнца - пища празднично-поминальная. Прощеное воскресенье совпадает с языческим праздником Масленицы, тоже днем поминовения усопших"9. Примечательно, что на блины в трактир Егорова герои едут после посещения на кладбище Ново-Девичьего монастыря могил горячо любимых Буниным людей - Эртеля и Чехова.
Подробно описан трактир Егорова у В. Гиляровского: "Трактир Егорова - старозаветный, единственный в своем роде. Содержатель его, старообрядец ...Нижний зал трактира "Низок" - с огромной печью. Здесь посетителям, прямо с шестка, подавались блины, которые у всех на виду беспрерывно пеклись с утра до вечера. В этом зале гости сидели в шубах и наскоро ели блины, холодную белужину или осетрину с хреном и красным уксусом. В зале второго этажа для "чистой" публики, с расписными стенами, с бассейном для стерлядей, объедались селянками и разными рыбными блюдами богачи - любители русского стола..."10. К моменту описываемых в рассказ событий хозяин трактира уже сменился, теперь это был высокопробный ресторан для изысканной публики, сохранивший однако в своем облике древнерусские мотивы, ставшие уже элементами стилизаторства, столь характерными для московского модерна.
Сидя на втором этаже трактира, бунинская героиня восклицает: "Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и Богородица Троеручица. Три руки! Ведь это Индия!" (V; 466). Л. Долгополов опять же видит в этом двойственность Москвы: "Та же самая двойственность подчеркивается здесь Буниным: "дикие мужики", - с одной стороны, "блины с шампанским", - с другой, а рядом - Русь, но опять же необычная, как бы сопрягаемая с обликом христианской богородицы, напоминающей буддийского Шиву"11. Действительность, вившая следствием назревающую в России революции, сложилась, по мысли А. Горелова, не только благодаря смешению восточного и западного в культуре, но и "исконно национального бунтарства"12.
С образом Богородицы Троеручицы в тексте связана история из жизни святого Иоанна Дамаскина. Лев Исавр, иконоборец, противник Иоанна Дамаскина, приверженца иконопочитания, оклеветал его, Калиф приказал отрубить Иоанну руку, которая с помощью Святой Богородицы чудесно срослась с телом". Тогда Иоанн в память и в благодарность за заступничество "приклеил (или приписал) к иконе Богородицы изображение серебряной руки и перевез икону с собой из Дамаска в Лавру Саввы Освященного, где позднее был монахом. В 1661 году в Москву из Афона, где находилась икона, был принесен верный список и помещен в Воскресенском монастыре13.
Буддийский Шива, который упоминается в рассказе, как известно, является "одним из верховных богов, имеющим на многих своих изображениях пять лиц и четыре руки. Шива одновременно и бог-созидатель, и бог-разрушитель, именно ему отведена роль уничтожения мира и богов"14. Очевидно, это нагромождение символов и ассоциаций с разными культурами и разными религиями в одном православном образе Богородицы дает нам возможность неоднозначной трактовки этого образа. С одной стороны, это укоренившееся, слепое поклонение народа своему божеству - матери-Богородице, корнями своими уходящее в языческую первооснову, с другой - поклонение, готовое обернуться в слепой, жестокий в своей наивности народный бунт, а бунт в любом своем проявлении Бунин-писатель осуждал.
Таким образом, "Чистый понедельник" И.А. Бунина посредством "московского текста" приобретает некую цельность и символичность: через этот текст мы выходим к тексту культуры Москвы с ее мозаичностью, модернистской эклектикой, которая создает ощущение утраченного навсегда праздника, а вместе с тем в нем ощущается предчувствие будущих катастроф. Все уровни "московского текста" Бунина пронизаны этим ощущением.










Раздел II. УРОКИ, ПРОГРАММЫ.


Горовая А.А., учитель литературы гимназии № 1 г. Томска
СИСТЕМА УРОКОВ ПО ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА
"МЕДНЫЙ ВСАДНИК"

Урок №1. Поэма "Медный всадник" (Петербургская повесть).

Цели и задачи урока. Подготовить учащихся к анализу поэмы. Дать историко-культурный комментарий, уяснить жанровое своеобразие, показать сложность, внутреннюю противоречивость образов поэмы, сформулировать основные проблемы произведения, побудить к внимательному прочтению поэмы, к перечитыванию на основе исторического и нравственно-эстетического подхода к изучению поэмы
Ход урока.
1. Тема Петра в творчестве А. С. Пушкина. (Беседа).
1.Образ царя, "вечного работника" на троне.
2.Урок царю Николаю I. Какую просветительскую задачу ставил поэт во второй половине 20-х годов ХIХ века? (Гуманный монарх на троне, "милость к падшим", гражданское примирение, согласие).
3.Пушкин-поэт-государственник, патриот. Отношение к самодержавию, отсутствие односторонности в оценке русской государственности и самодержавия ("Анчар", 1828 г.).
Вывод по первой части урока.
Петр I у Пушкина - герой, творящий мир, утверждающий свою личную волю, возрожденческий герой: созидатель, творец и гуманный человек, прощающий своих врагов. Пушкин дает урок царю Николаю I. Поэт-государственник глубоко осознавал не только значение самодержавия в сознании великой державы, но и губительность безграничной самодержавной власти и деспотизма, порождаемого этой властью. В феврале 1826 г. Пушкин писал Дельвигу по поводу страшных итогов восстания декабристов: "Не будем ни суеверны, ни односторонни...".
II. Замысел поэмы /сообщение уч-ся/.
Импульсом творческой фантазии поэта послужило предание о том, что во время страшного наводнения в ноябре 1824 г. князю Галицыну приснился сон, в котором Медный всадник подъезжает к окнам Зимнего дворца и, обращаясь к Александру, говорит: "Молодой человек! До чего ты довел мою Россию!.. Но пока я здесь стою, ничего не грозит МОЕМУ городу".
"Какая поэзия!" - восхищался Пушкин. На замысел поэмы имели влияние и беседы с польским поэтом Адамом Мицкевичем, который в поэме "Дзяды" проклинал русскую государственность, самодержавие и воплощение их - Петербург. Польша в своей борьбе за независимость дышала ненавистью. Пушкин, любя отечество, не мог не видеть жестокости самодержавия. Мысль П. Вяземского: "Петр скорее поднял Россию на дыбы, чем погнал ее вперед", - мучила поэта.
20 августа 1833 года буря на Неве произвела сильнейшее впечатление на поэта. В письме к жене, написанном по дороге в Болдино, Пушкин описал, что видел: "Нева была так высока, что мост стоял дыбом...Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись. Болота волновались белыми волнами. Что-то было с вами, петербургскими жителями?".
Поэма была начата в Болдине : октября и закончена 31 октября 1833 г. Какая концентрация творческой энергии! "Медный всадник не был напечатан: царская цензура не пропустила.
III.Своеобразие жанра. (беседа и запись в тетрадях уч-ся).
"Медный всадник" - это историческая трагедия и городская повесть (Петербургская повесть), поэма о судьбе человеческой и судьбе народной, о русской государственности и ее взаимоотношениях с тремя стихиями: народной, природной, личностной. Поэт откликается на все, что есть в жизни.
"Пушкин сопрягает реальные данности жизни: с одной стороны, красоту, стройность, пышность, веселость Петербурга, с другой - его гибельность для судьбы и счастья маленького человека...Это сопряжение противоположных начал не примиряется, так как Пушкин не знает рационального (разумного, правильного, единственно правильного) разрешения конфликта", - пишет Юрий Борев.
Но что же поэт знает? Какова идея поэмы?
К идее идем через осознание проблем. Какие вопросы задаем, прочитав поэму?
Предполагаемые ответы уч-ся:
1. В чем смысл существования простого человека? Какова ценность жизни маленького человека?
2. В чем смысл великих деяний, государственного интереса?
3. Является ли неизбежным конфликт между частными интересами и общими, государственными?
Вопросы сформулированы, записаны в рабочих тетрадях, определены подходы к анализу поэмы. Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопросы? Конечно, перечитать поэму, почувствовать музыку ее стиха.
IY. Впечатление о поэме.
1.Что осталось непонятным?
2. Какие вопросы возникли?
3. Как вы думаете, что вызвало недовольство царя, главного и первого цензора?
Пожалуй, вопросов больше, чем ответов. Да, поэма "Медный всадник" - самое значительное и самое "трудное" произведение Пушкина последних лет его жизни. Послушаем, что писали о поэме, как толковали ее смысл разные литературоведы./Уч-ся делают записи в тетради/.
Айхенвальд (1908 г.): "Непобедимо красуется град Петров. Только исчезло из него НЕСКОЛЬКО человеческих жилищ и жизней, и помешался один невысокий ум; но этот БЕСПОРЯДОК смыли жизненные воды. И все вошло в колею, и мимолетное приключение истории было бы забыто, если бы не участливый рассказ поэта".
Слонимский: "Конфликт Евгения с Петром нереален. Он происходит только в расстроенном воображении героя. В его обвинении против Петра нет логики".
Гуковский (1957 г.): "...личность подчинена общему, и это закономерно и необходимо. Частные цели и индивидуальное счастье Евгения при столкновении с целями поступательного хода государственности должны уступить, должны быть принесены в жертву. Таков закон иерархии бытия, и этот закон благ".
Опережающее домашнее задание к третьему уроку.
Аргументировать или опровергнуть высказывания, обращаясь к тексту поэмы.
Y. Домашнее задание к следующему уроку:
1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы (по выбору).
2. Групповые задания.
1-я группа. Проследить по тексту за цветом в характеристике Петербурга и окружающей природы в эпизодах:
- вступление;
- кульминация (бунт Невы, бунт героя);
- заключительные строки.
2-я группа. Историки. Сообщение о строительстве Петербурга, о значении города для России, об отношении современников Петра к царю-революционеру, к его преобразованиям, к его городу.
3-я группа. Искусствоведы. Памятник Петру I Фальконе. Иллюстрации Бенуа (фантастический город в работах художника, отраженный свет).

Обобщение учителя.
Философский смысл поэмы очевиден, но трудно уловим. С каких позиций можно лучше понять поэму: социальных? исторических? нравственно-эстетических? Какие подходы мы изберем? Разговор об этом - на следующем уроке.

Урок №2. Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник".
/Интегрированный урок/.

Цели и задачи урока: показать эстетическую ценность литературного произведения, ставшего основой для произведений изобразительного и музыкального искусства, учить анализу текста литературного произведения в единстве формы и содержания, дать представление об историко-культурной традиции в изображении "града Петрова".
Ход урока.
I. Выразительное чтение и анализ "Вступления". (Беседа).
1.Каким вы представляете город Петра?
2.Как музыка стиха передает пафос поэмы?
(Возможные ответы: "Вступление" - энергия, динамика, возвышенно-мажорное звучание. Автор любуется, гордится, славит, выражает надежду и призывает стихию смириться навек. Все дышит гармонией и покоем.).
3.Звучит вступление из балета Глиера "Медный всадник" (гимн великому городу). Открывается стенд с видами Петербурга.
После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о музыке, о городе, читают строки из поэмы, воссоздающие облик города:
- Насколько, по-вашему, созвучны произведения Пушкина и Глиера? (Жанры - музыкальный гимн и ода).
- В чем близость поэтики литературного и музыкального произведений? (Широкое дыхание: "Люблю!" Звучание труб в оркестре - звучание самой славы. Аллитерации и ассонансы в тексте).
- Поэтика какого творческого метода ярко проявляется во вступлении к поэме "Медный всадник"? (Поэтика классицизма - державность, строгая простота, величие. Ода Петербургу, а за ней петербургская повесть о судьбе и гибели "маленького человека").
4.Было ли строительство Петербурга ошибкой царя? (группа историков):
- Строительство Петербурга.
- Отношение современников Петра к его преобразованиям и к его городу.
- Значение новой столицы для России.
II. Обобщение и дополнение учителя.
"существуют два мифа о Петербурге - в устной традиции - город сатанинский, обреченный ("быть городу пусту") и в книжной, официальной, культурной традиции - город бессмертный, чудотворный, созданный с помощью Бога. Белинский о Петербурге - "новая надежда, прекрасное будущее страны".
Почему в народе, в устной традиции, Петербург представлялся сатанинским городом? (Гибель тысяч людей на строительстве каменного города, староверчество как протест против петровских реформ, сопровождавшихся жесточайшей эксплуатацией народа).
Какой традиции ближе пушкинское понимание значения Петербурга?
III.Работа с текстом поэмы.
1. Как образ Невы художественно оттеняет и обосновывает действия Петра и Евгения?
Нева - образ многоликий, отражающий сложные связи между героями, "мшистые топкие берега и державное течение реки, одетой в гранит, и страшный вызов, грозный бунт стихии. "Нева, как зверь остервенясь, на город кинулась. Осада, приступ, злые волны, как воры лезут в окна". Стихия уходит непобежденной, "своим любуясь возмущеньем".
"Да умирится...побежденная стихия - звучит во вступлении как призыв, как горячее желание. Но стихия не покорена, даже более того, стихия природная порождает стихию человеческого бунта, отчаянного, злобного. (Читаем: "Дышал ненастный ветер..." до "...как челобитчик у дверей".
3. Как цвет в создании образа города помогает понять смысл поэмы? (Вступает 1-я группа : пейзаж в начале поэмы, в кульминационных моментах - бунт Невы и бунт Евгения, заключительные строки). Вывод: преобладающие цвета, цветовая динамика - серый - черно-золотой - зеленый - серый. Символика цвета и цветовой динамики.
Значение кольцевого обрамления: поэма открывается картиной дикого, пустынного, серого места, широкой реки, на которой - одинокий челн. Но вот город вознесся "пышно, горделиво", и с ним утвердилась слава России. Но это город лишен милосердия. И Евгений - дитя этого великолепного города - находит свой конец на берегу пустынного острова, куда лишь изредка заплывает челн. Город - детище Петра - отторг бедняка. И его приняла та стихия, которая, бросив вызов городу, стала непосредственной причиной гибели человека. Круг замкнулся. Пир жизни не для "маленьких людей"...
4. Двойственность образа Петербурга в поэме: "город пышный, город бедный, город реальный и город фантастический". Работа с иллюстрациями Бенуа к поэме "Медный всадник" (выступает группа искусствоведов): колорит иллюстраций; значение композиции; отражение в иллюстрациях содержания поэмы.
В ходе беседы отмечаем отсутствие солнца: отраженный свет луны, прозрачный сумрак, призрачный свет, блеск безлунный, теснящиеся громады зданий, булыжная (каменная) мостовая, холодная. Медный всадник не прекрасен, он безобразен; художественные детали в описании памятника - бронза, камень, медная голова, железная узда - и их интерпретация в иллюстрациях. Отчаянный побег, безумный страх в изломанности всей фигуры, неловкость, детская незащищенность Евгения. Контрастность, мрачный, холодный колорит.
Кто же действительно сумасшедший: "Безумен бедный Евгений, омраченный гибелью невесты, посмевший ПРОШЕПТАТЬ слова "Ужо тебе", беспомощные слова обвинения, или же безумен медноголовый всадник, с тяжелым топотом скачущий по потрясенной мостовой в погоне за крамолой и ее носителем, бедным и немощным человеком", - спрашивает литературовед Ю. Борев.
Вопрос риторический, но он дает возможность подвести к осознанию главной проблемы следующего урока: "Можно ли говорить о равновеликости героев поэмы "медны всадник"?
Домашнее задание:
I.Сообщения искусствоведов о памятнике Петру Фальконе.
II.Устное сочинение по данному плану "Образы Петра Великого и Евгения. Сопряжение великого и малого".
План.
1. Программа жизни героев поэмы.
2. Два лика героев: живой и неживой, кентавр и сфинкс (Петр на коне и Евгений на льве).
3. Неизбежность конфликта.
4. Возвышение "маленького человека" и снижение великого.
III. Индивидуальные задания.
1.Что в судьбе и характере Евгения близко к судьбе самого Пушкина? (см. стих-я "Поэт", "Моя родословная", письма жене 30-х годов).
2.Бунт Евгения и восстание декабристов. Можно ли проводить сравнение, есть ли в них общее?
Урок №3. "Властитель полумира" и "маленький человек" в поэме
"Медный всадник".
Задачи урока: сопоставляя образы и приемы их создания, уяснить сущность основного конфликта, показать сложность, объемность, многоплановость и противоречивость образов и решений, раскрыть гуманистическую идею поэму - "никакая всеобщность не может благополучно существовать за счет личности". (Ю. Борев).
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
1. Устное сочинение "Образы Петра I и Евгения в поэме "Медный всадник". Обсуждение выступлений уч-ся. Беседа:
- В каком отношении Петр I и Евгений - фигуры равновеликие?
- Не кажется ли вам Евгений жалким и ничтожным?
- В чем равновелики? (В художественном воплощении, в эстетическом и нравственном содержании образов, созданных великим поэтом-гуманистом).
2.Сообщение уч-ся:
- Герой и автор.
- Бунт Евгения и бунт декабристов.
2. Обобщение, выводы. Отношение Пушкина к бунту одиночек и к бунту народному, "бессмысленному и беспощадному": сопротивление гибельно для человека, а непротивление невозможно; губительно и смирение, принижающее личность, обезличивающее человека, и губителен злобный бунт. В поэме наш великий поэт в совершенной художественной форме выразил вечную мечту человечества о гармоничном существовании человека в обществе. Люди вершат судьбы людей, все связано в жизни людей, все взаимообусловлено. В поэме происходит поразительное. Поэт не только наделяет героя "страшно прояснившимися" мыслями, но и отдает ему свое самое сокровенное - признаки высокого вдохновения в преддверии бунта. В стихотворении "Поэт" А. С. Пушкин пишет: "бежит он дикий и суровый, и звуков, и смятенья полн на берегу пустынных волн...". Теми же словами поэт говорит о Евгении: "Его смятенный ум", "взоры дикие"...
II. Образ Петра в поэме и в скульптурном памятнике Фальконе.
Сообщение уч-ся о скульптурном памятнике ПетруI:
1. История создания памятника.
2. Смысл всех композиционных элементов.
3. Место расположения - Сенатская площадь, рядом Нева.
4. Образ царя-законодателя, создателя государства, благодетеля своей страны. (Демонстрируется памятник Петру работы Растрелли на Михайловской площади). Почему Пушкина привлек не памятник Растрелли, а памятник работы Фальконе?
III. Литературный образ памятника.
В поэме литературный образ памятника построен с глубоким знанием круглой скульптуры. Читаем описание памятника: "Кругом подножия кумира безумец бедный обошел...". И далее: ощущение движения в повороте головы царя, копыта коня вот-вот раздавят стоящего внизу. Отмечаем в тексте детали, создающие образ памятника: "кумир на бронзовом коне", "неподвижно возвышался во мраке медной головой", "горделивый истукан". Помните, ведь именно эти слова подчеркнул первый цензор поэмы Николай I! Образ же живого Петра - это образ героя Возрождения, великого человека, глядящего в историческую даль, дерзкого, порывистого, уверенного в себе, помышляющего только об общей пользе, живого, любимого поэтом; образ Петра-памятника - символ.
Как вы понимаете символический смысл этого образа? (Предполагаемый ответ: да Евгения преследует не Петр, умерший сто лет назад, а самодержавие, которому грозит герой: "Ужо тебе!". Безумец бедный вдруг в каком-то озарении понимает, что не небеса, а люди вершат судьбы людей. Мелкий чиновник, Евгений обезличен, раздавлен государством, созданным Петром.
IY. Идейное содержание поэмы. Ответы на вопросы, поставленные на первом уроке. Обобщение.
Равнодушие к человеку - состояние мира или эпохи и общества - осуждается поэтом-гуманистом. Счастье и судьба личности - дело государственное, и оно может зачеркнуть все общие дела, державные успехи, если эта "частность" не учитывается. Что дают державные успехи, если люди остаются несчастными! Вот какова мысль Пушкина, и она исторически прозорливей, гуманнее и много далее прорывается в будущее человечества, чем исторически временная идея - общее превыше частного.
Поэма Пушкина, как волшебный фонарь, через который мерцают многие проблемы современности и будущего. (По Ю. Бореву).
Y. Домашнее задание.
1. Наизусть "Вступление" или письменная работа "В чем я вижу современность звучания поэмы Пушкина "Медный всадник".
2. Конспект фрагмента работы Г. П. Макогоненко "Медный всадник". (Хрестоматия историко-литературных материалов, стр. 138 - 144).
YI. Оборудование уроков.
1. Иллюстрации Бенуа к поэме "Медный всадник".
2. Рисунок Пушкина "Конь, сбросивший всадника".
3. Набор открыток "Виды Ленинграда".
4. Музыкальная запись. Глиэр. "Гимн великому городу" (Вступление к балету "Медный всадник").
5. Карточки для домашних заданий (планы-вопросники).
Литература.
1. Ю. Борев. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения "Медного всадника- М. - 1981.
2. Д. Устюжанин. Александр Пушкин. "Медный всадник!. - ЛВШ,5. 1983.


Горовая А.А., учитель литературы гимназии № 1 г. Томска

УРОК. "БЫЛИННЫЕ МОТИВЫ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ".
Задачи урока:
1. Раскрыть значение фольклора как неиссякаемого духовного и эстетического источника искусства.
2. Показать особенности художественного мира произведений изобразительного искусства, музыки и литературы.
3. Развивать эстетические вкусы, эмоции, умение понимать и передвигать свои впечатления о произведениях искусства в устном высказывании.
Запись на доске:
Мотив в литературе - часть, элемент сюжета.
Ход урока.
I. Уяснение темы.
* Мотив в худ. произведении - это часть, элемент сюжета.
* Мотив - мелодия, напев, голос.
II. Проверка дом. задания. Письменный ответ на вопрос по выбору.
* Кто выбрал ответ на вопрос " В чем я вижу прелесть и красоту русского героического эпоса"?
*Что я узнал и понял о родине, прочитав былины?
Учащиеся дополняют, не повторяясь, своими идеями, важными и интересными, с их точки зрения.
III. Слово учителя.
Многие поколения русских поэтов, художников, композиторов используют былинные мотивы в своем творчестве. Создать оригинальное произведение по фольклорным мотивам очень трудно, потому что гармонический мир произведения может быть разрушен, если автор не разделяет народных представлений об идеале.
Сегодня мы поговорим о шедеврах русского искусства по былинным мотивам.
Послушайте описание картины русского художника ХIХ века, узнайте ее.
Тишина... Широко, раздольно раскинулось поле. Русское поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в небе плывут облака. Вдруг порывистый ветер подхватил, развеял гривы коней, принес запах полыни. Сверкнул грозно глаз неистового Бурушки. Суров богатырь. Изготовлено копье червленое. Подъята тяжелая длань. Зоркие очи глядят в далекую даль. Насторожены и други его. Грозная сила в молчаливом ожидании, но спокойны богатыри. Клубятся тучи над бескрайними далями. Стоит, не дрогнет богатырская застава.
Узнали?
Открываем картину В. М. Васнецова "Богатыри". Работу над ней художник понимал как гражданский долг, "обязательства перед родным народом".
Что сказал своей картиной художник? Каково ваше прочтение ее?
Васнецов показал уверенную силу, доброту незлобного, мирного народа, облагородил сверхмощную силу богатырскую, соединил мощь народного богатыря с благородным обликом князя. Идея картины - сила народа в единстве: дружина богатырская - это князь Добрыня, крестьянский сын Илья Муромец, Алеша Попович. Богатыри, витязи, рыцари.
Васнецов создал цикл картин по былинным мотивам.
Открываем картину "Витязь на распутье". Опишите картину, расскажите, что вы видите на ней, используя былинный стиль, особенности речи героического эпоса.
Витязь никуда не мчится, сидит глубоко задумавшись. Думы у него, видно, невеселые: куда ни поедешь - всюду опасности подстерегают, как гласит надпись на камне придорожном: "ни езжему, ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному". Может, повернуть назад, пока не поздно?
Как вы думаете, повернет назад витязь или поедет по страшной дороге вперед?
Почему так думаете? А как бы вы поступили?
Картина заставила задуматься, художник как бы спрашивает нас: "А как бы вы поступили в трудную минуту7", а ведь он не говорит нам ни слова. Художник разговаривает с помощью красок, линий, человеческих жестов и других знков - это язык живописи. Васнецов хотел показать народ. Каким он сам себя представлял в былинах.
А вот русский художник М. А. Врубель, который увлекался устным народным творчеством, считал, что богатыри Васнецова "недостаточно былинные". Почему?
Рассматриваем картину Врубеля "Богатырь".
Каким увидел Врубель русского богатыря, чем его взгляд отличается от художественного видения Васнецова?
Богатырь Врубеля из незапамятных времен, в этом образе - фантазия, мифические верования народа. Сказочная силища великана-богатыря, изображенного в состоянии повышенной настороженности в жутковатом, темном лесу. Конь его будто увяз в земле, его длинная шерсть, как у зверя лесного. Вот силища, которую мать-сыра-земля не держит!
Видение и понимание разное. Спор художников. Как вы думаете, кто прав в этом творческом споре?
Героический эпос Руси складывался на протяжении длительного времени, начиная с 9 по 13 век, после этого новые былины не создаются, но продолжают исполняться певцами-сказителями. В начале ХХ века ученые записали былинные напевы, один из которых, записанный в Ростовской области, на юге России, разобрала и покажет ученица на фортепиано. /Напев былины "Добрыня и Змей".
Есть замечательная (единственная) былина о певце-музыканте, в чьих руках гусли становятся могучим оружием.
Как называется эта былина?
Кто написал оперу по мотивам былины "Садко"?
Перед прослушиванием песни Садко из оперы Римского-Корсакова задаем вопросы уч-ся:
- Что достигается благодаря соединению слова и музыки?
- Как музыка и слова передают внутреннее состояние героя?
- Что вызывает отчаяние Садко?
Протяжная лирическая народная песня, обращение к силам природы, олицетворение, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Звучат гусли (арфа имитирует), одинокий голос рожка (флейты), затем группа оркестра и в конце - звучит весь оркестр - оркестровка передает чувства от тоски-печали до взрыва отчаяния.
В песне композитор высказал свое чудесное мастерство создавать мелодии, стоящие наравне с лучшими образцами народного творчества, и облекать их в "обдуманный наряд" оркестровых красок.
Что помогает Садко преодолеть все обиды и беды?
Великая сила искусства.
Когда слово соединяется с музыкой, смысл понятен. Но ведь бывает музыка без слов. Как найти смысл в музыке без слов? Можно ли увидеть живые картины, слушая такую музыку? /Звучит 1-я часть 2-ой симфонии русского композитора А. П. Бородина/.
Немецкий дирижер Вайнгартнер сказал: "Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку".
Что музыка рассказывает и что показывает? Закройте глаза и увидите. Слушаем.
Светлая мажорная мелодия рисует раздольице-поле чистое с цветочками лазоревыми, звучит ласково, любовно, нежно. Ритм сонной скачки... И возникает образ дружины, мчащейся в бой. Характер мелодии в конце 1-ой части напоминает могучие и суровые, дышащие стариной и грозной силой былинные напевы, простая, упругая, маршеобразная мелодия создает ощущение неодолимого движения.
Былинные мотивы в поэзии - большая тема, интереснейшая.
Звучит выразительное чтение стихотворения А. К. Толстого "Илья Муромец".
Обмен впечатлениями.
Домашнее задание: учить стихотворение наизусть, сформулировать вопросы к нему.
Использованные на уроке иллюстрации и муз. произведения:
1. В. М. Васнецов. "Богатыри", "Витязь на распутье".
2. М. А. Врубель. "Богатырь".
3. А. П. Бородин. Симфония №2 "Богатырская".
4. Н. А. Римский-Корсаков. Опера "Садко".


И.К. Москвина
Разработка урока на тему: Позднее творчество Л. Петрушевской. "Карамзин. Деревенский дневник".
Место в системе литературе в уроков по современной 11-ом классе: урок даётся в конце спецкурса по современной литературе, после знакомства с творчеством писателей онтологического и экзистенциального реализма, после проведения 2-х уроков по более ранним новеллам писательницы.
Цель: дать представление о новых тенденциях в современной литературе на примере анализа глав из "Деревенского дневника", выявить повторяющееся и новое в творческом мире Л. Петрушевской, выйти к формулировке основных особенностей картины русского мира в представлении писательницы.
Форма: урок-беседа эвристического типа.
Ход урока.
1. Обозначить проблему периодизации творчества Л. Петрушевской. Место "Деревенского дневника" в нём (слово учителя).
2. Учитель обращается к ученикам с просьбой рассказать фабульную канву произведения. Какая проблема намечена на уровне фабулы?
3. Доказать, что рассказчик является автобиографическим.
4. С какой целью вводятся в произведение литературные и культурные реалии? Их природа? Источник?
5. Назвать традиционные (с поздней русской реалистической литературы) черты русского мира в произведении Л. Петрушевской (анализ новеллы "Автовокзал"). Роль реминисценций из Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
6. Образ дороги в произведении, его композиционное и концептуальное значение. Особенность русской дороги. Кто находится в движении? Куда ведёт дорога?
7. Образ круга-кольца в "Деревенском дневнике" и во всём творчестве Л. Петрушевской. Символический смысл образа. Жанровое своеобразие произведения. Особенности повествования, графического оформления текста, его содержательное наполнение. Принцип парадокса в произведении.
8. Образ дома в русской литературе и в произведении писательницы. Образ дома в творчестве А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского? От чего защищал дом? Что разрушало дом и его традиционные функции по представлению писателей-классиков? Образ дома в творчестве русских писателей-реалистов 20 века (А. Платонов, М. Булгаков, В. Распутин, Ю. Трифонов, Ф. Абрамов), причины разрушения дома. Почему холод бытия проникает в дом в творчестве Л. Петрушевской?
9. Отношение к смерти русского человека. Анализ новелл "Голубь", "Соседка тётя Тося", "Рая", "Страшная находка". Вера и суеверие. Отношение к судьбе ("Мамонька. Мама").
10. Русский человек и природа. Карамзинские мотивы, из роль в произведении.
11. Тема любви в произведении. Мужчина и женщина в русском мире Л. Петрушевской. ("Бедная Руфа", "Отелло").
12. Назвать основные отличия реалистического, модернистского, постмодернистского творчества (актуализация знаний, полученных на вводных к спецкурсу лекциях).
13. К какому из перечисленных направлений относится произведение Л. Петрушевской? Возможен ли однозначный ответ? Назвать черты и принципы реализма, модернизма и постмодернизма в произведении "Деревенский дневник".


Кузнецова А. А., учитель литературы Заозерной школы№16 г. Томска
Урок литературы по повести М. М. Пришвина "Жень-Шень".

Повесть М. М. Пришвина "Жень-Шень" изучалась на уроках спецкурса по литературе в 10-м классе. Пришвина в современном литературоведении оценивают противоречиво и неполно, чаще всего как "великого писателя-эколога", как писателя, убежавшего "в пантеизм от разрешения социальных проблем", как писателя "третьего пути - помимо революционного и буржуазного". Задачей уроков по Пришвину ставилось в связи с этим углубление знакомства с его творчеством, открытие его глубины, философичности, выявление отклика Пришвина на социальные преобразования; вторым важным моментом на уроках, в том числе и по Пришвину, ставилось развитие умение работать со словом.
Изучение повести происходило в течение 4-х уроков.
1-й урок. Углубление знакомства с писателем, чье творчество известно из начальной школы; сообщение биографических сведений, противоречивых оценок его критиками; погружение в художественный мир: чтение и анализ отрывка из "Незабудок" ("Мертвая бабочка").
Домашнее задание: выразительное чтение описаний природы (гл.2, 9, 11, 12), описание истории оленей.
2-й урок. (См. ниже разработку урока).
3- урок. Лувен и рассказчик.
Прослушивание ответов учащихся по сравнительной характеристике героев, подведение к выводу в ходе анализа ответов и беседы об особенности русского сознания - "склонность к синтетическому восприятию действительности".
4-урок. Анализ финала. Подведение итогов изучения повести через анализ художественного времени и пространства; отношение к социальным преобразованиям (анализ настроения финала и истории создания повести).
Урок №2.
Тема: Природа и человек в повести М. М. Пришвина "Жень-Шень".
Эпиграф:
Так отчего же, если
кругом так прекрасно,
является эта как будто
смертельная боль?
"Жень-Шень".
Урок начался с беседы, в ходе которой произошла проверка чтения и уровень осмысления текста:
1. Назовите основные события повести (Уход с войны, встреча с Лувеном, создание питомника, создание семьи.
2. Что еще включено в повесть? Что особенно запомнилось? (Описание боя оленей, описание Хуа-Лу в беседке, описание камня-сердца).
3. Что оказалось непонятным, неясным? Какие вопросы вы бы задали? (Почему, например, уходит женщина? Счастлив ли герой? Кто виноват в гтбели Серого Глаза и Черноспинника?).
4. Обобщение учителя: судя по вопросам и вашим ответам, мы можем сделать предварительный вывод о том, что последовательность событий, фабула повести, проста, но содержания всей повести не предает. Чтобы проникнуть в содержание повести, мы должны посмотреть на то, что включено в повесть, чего в ней много - на описания природы.

Второй этап урока - анализ описаний природы в указанных для домашнего задания главах.
1.Описание природы во 2-й главе. Что это за описание и какое оно? (Выразительное чтение отрывка). Что главное в этом описании? (Слова, обозначающие цвет: "маленькое солнце", "красные", "оранжевые", "желтые" и т. д.). Что это за цвета по отношению к друг другу? (Контрастные, нет полутонов, сочные, насыщенные, без оттенков).
Вывод: т.о., мы увидели, что главное в описании природы - художественная деталь, которой является цветовой эпитет, в описании нет детализации, господствует яркие, контрастные тона. С их помощью создается пестрая, праздничная картина. Она подчеркнута сравнением: цветы, как бабочки, и бабочки, как цветы. Такое видение мира присуще ребенку. Мы понимаем, что герой расстался с теми принципами жизни, которые у него были; он будет теперь по-другому воспринимать мир, пока детски-ярко.
2.Перечитайте описания природы в 9-й, 11, 12 гл., прокомментируйте их, сравнивая с тем, что мы получили в анализе первого описания. (9 гл. - описание осени в той же долине, доминируют те же цвета: красный, желтый, ореховый, золотой, черный; 11 гл. - зимнее описание; 12 гл. - весеннее описание).
Т. о., с помощью этих описаний Пришвин показывает жизнь природы, она идет по своим законам, но соотносится с жизнью человека. Что общего в их жизни? Что появляется уже в описании осенней азалии? (Красный цвет соотносится с кровью: "кроваво-красный", "пятна крови"; появляется драматизм, ощущение смерти, гибели, которые есть в природе: замерзающие соки разрывают дерево. Это неизбежно и не зависит от человека. Так устроен мир.)
3. Посмотрите, что дальше происходит с описаниями природы? Какой цвет
господствует? (Описания природы уменьшаются, в низ появляется туман, основной цвет - белый. Трагическое мироощущение появляется у героя и без войны; белый цвет, если вспомним, что это восточная земля, восточная культура, цвет смерти, цвет траура, утраты.
4. Что происходит в жизни оленей? (Хуа-Лу - олень-цветок, в ее описании красота, грациозность, но у нее дырочка в ухе - от пули, а в конце повести она становится ручной, домашней. Серый Глаз оказывается без пантов и гибнет в любовном поединке с Черноспинником, а до этого тоже - красота, сила, мощь, но постоянное обновление - сбрасывают рога; а если не сбрасывают, то оказывается, что они не могут "длить жизнь", престают быть ее продолжателями.
5. Вы увидели, что цветы, птицы, камни, олени - все живет своей жизнью, но она соотносима с жизнью человека. А герой как воспринимает это в начале повести?
Ответить текстом 4-й гл. ( "...выученное в книгах о жизни природы, что все отдельно...все это...не свое, как бы расплавилось, и все мне стало как свое...". Но к этому выводу герой придет не сразу.).
6. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Можете вы ответить на этот вопрос?
(Боль появляется оттого, что у мира природы и человека единая судьба, и она трагична, связана со страданиями).
7. Дом. задание: приготовить рассказ о судьбе Лувена, о судьбе рассказчика; обратить внимание на то , что их сближает, что разделяет.











Мазур Н.Н., (учитель литературы Первомайской СШ)
Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках
Литературы в старших классах.

"За рубежом вседневного удела"...
(Урок по поэзии А.Фета в 10 классе)







В этих словах цель литературы как урока, на котором мы обращаемся к душе ученика, на котором идет систематическая работа над словом, ведется воспитание вдумчивого читателя, самостоятельного в своих суждениях, способного вести диалог с автором и текстом художественного произведения, с одноклассниками, с учителем. Если исходить из такого понимания цели уроков литературы, то надо делать акценты на чтении и прочтении учащимися художественного произведения, на эстетическом восприятии читаемого, на анализе текста.
Наиболее эффективно, на мой взгляд, решается такая задача на уроках в форме деловой игры, приближающей тексты произведений классической литературы к реалиям сегодняшнего дня. Например, в 10 классе урок по поэзии А.Фета можно проводить в форме ярмарки-распродажи поэтических сборников.
За 2-3 недели до урока класс получает задание: самостоятельно почитать стихи А.Фета и составить свой собственный сборник, сопроводив его вступительной статьей с объяснениями принципа строения сборника, необходимыми комментариями, иллюстрациями и рекламой.
Задание можно выполнять индивидуально или группой. В классе назначаются 4-5 менеджеров-дилеров, которые координируют работу в группах. Они набирают команду, распределяют роли библиографа, критика, художника, музыканта, оформителя рекламы, чтецов-исполнителей.
В чем плюсы такого задания? Во-первых, поэт ни в коем случае не навязывается ребятам. Напротив, они имеют возможность найти пусть несколько, но действительно близких им стихотворений, рассказать о своем Фете, учатся отбирать, систематизировать и выстраивать в определенном логическом порядке художественный материал. Во-вторых, естественным образом знакомятся с эпохой Фета, его поэтической концепцией и взглядом на искусство, расширяется круг поэтических произведений, с которыми знакомятся ученики, т.к. задание предполагает обращение к достаточно большому количеству текстов, к музыкальным произведениям на стихи поэта, к иллюстрациям художников. В-третьих, ученики пробуют свои силы в доселе им незнакомом и достаточно трудном жанре вступительной статьи, что побуждает их внимательно отнестись к аннотациям, сопровождающим различные сборники, уяснить особенности их строения и характер информации, в них представленной; перелистать выступления критиков и современников поэта. И, наконец, в-четвертых, поскольку основная часть работы вынесена за пределы урока, учитель может, с одной стороны, сэкономить время, а с другой, уделить больше внимания анализу сборников, чтобы подвести определенные итоги коллективной и индивидуальной работы, расставить акценты, дополнить и обобщить выводы ребят, а второй урок посвятить комплексному анализу текста какого-либо стихотворения.
Урок начинается с объявления учителя об открытии ярмарки и о том, что конвертируемой валютой является улыбка, нарисованная на цветном листке бумаги, и что во время рекламной кампании ученики должны записывать тезисы, помечая плюсы и минусы каждого сборника (им это делать легко, т.к. каждый изучил немало материала по творчеству поэта).
Торги начинаются. Авторы первого сборника отмечают, что "каждый раз, читая стихи Фета, вновь и вновь переживаешь те самые неуловимые мгновения, захватившие когда-то душу поэта. В нашей жизни слишком мало гармонии, любви, неги, в наших душах зима, поэтому рядом с темой весны становится тема любви, так как в нашем сознании весна ассоциируется с любовью, а любовь с весной. Так пусть весна растопит лед наших сердец, а любовь согреет душу. Пусть читающий этот маленький сборник хоть на несколько минут забудет о житейских заботах и окунется в чистый мир весны, любви и жизни."
Библиографы останавливаются на характеристике времени, в которое приходилось писать Фету, на его позиции в споре об искусстве, отвергают нападки критиков, утверждающих, что поэт далек от жизни, что он "сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор".
Рекламные агенты в попытках наиболее точно передать собственные впечатления от "неуловимо прекрасной" поэзии Фета представляют чтецов, свои иллюстрации, прибегают к музыкальным аналогиям: "Если переложить некоторые стихи Фета на музыку, то получится медленная, задумчиво-отрешенная, словно из тихого сна страны Покоя пришедшая, загадочная и неясная, органная месса". Другие представляют П.И.Чайковского лично, который в конце своего выступления замечает, что именно музыканты признают поэта своим и что "Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область". Затем звучит романс "Сияла ночь. Луной был полон сад". (Можно предложить грамзапись в исполнении Георгия Виноградова). Заканчивается представление сборников стихами ученика, который до этого поэтом считал только В.Маяковского.

Открой глаза.
Жизни
покиньте
обыденность!
Полетим
мы сейчас
в небеса
Для Фета
реальной
видимости.
Вдумайтесь
в строчки
звучащие,
Ощутите
их звук
и прелесть -
Это не просто
струны
бренчащие
И какая-нибудь
ересть.
Это нити
души
поэта,
В клубок
с природой
свитые.
Будем
помнить
про это,
А не строки
учить
избитые.

Урок подходит к концу. Подводятся итоги. Учащиеся просматривают свои тезисы, выводы, раздают улыбки.
Думается, урок прошел в своеобразном поэтическом ключе. Нет работ выполненных формально. Фет "задел", заинтересовал, вызвал желание читать, искать, стал определенной потребностью, зовущей человека туда, где " за рубежом вседневного удела" царит вечное, прекрасное.





Малярова С. Г. (методист кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО)
Программа спецкурса
"Изучение поэзии на уроках в 5-7 кл."


Отзыв о программе спецкурса
"Изучение поэзии на уроках литературы в 5-7 кл.".
Разработчик - Малярова С.Г.

Программа представляет профессионально разработанный раздел программы углубленного изучения поэзии на основе программы под редакцией М.Б. Ладыгина. Разработчик определяет в содержании курса оптимальное соотношение теории литературы (система стихосложения) и практической части.
Спецкурс предполагает интенсификацию учебного процесса, использование продуктивной методики организации деятельности учащихся. Разнообразные творческие задания: художественное описание предметов, сочинения-миниатюры, выразительное чтение, игра, поэтические опыты сочинительства учащихся в разных жанрах, игры - способствуют осознанному восприятию теоретико-литературных понятий и развитию креативных способностей гимназистов.
Представляется обоснованным место спецкурса в учебном плане: учебный год завершается изучением поэзии, высшей формы литературы как искусства.



Зав. кафедрой словесности Горовая А.А.
гимназии №1 г. Томска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкурса разработана в соотношении с программой по литературе для углубленного изучения предмета /под редакцией М.Б Ладыгина.

Целью спецкурса является стремление дать более глубокое представление о системе стихосложения, изобразительно-выразительных средствах художественной речи, развитие умения "читать" стихи: слышать автора, вдумываться в неожиданные мысли, сопереживать, в конечном итоге - развить умение разбираться в стихах, отличать настоящие стихи от подделки.
Характер подачи материала - беседа, которая должна стимулировать читательское воображение; она включает филологический анализ и обязательную творческую работу, способную пробудить воображение и творческие силы учащихся.
Программа рассчитана на 3 года: 5-7 кл. Общий объем - 30 часов (по 10 часов в каждом классе).
Уроки по изучению поэзии являются завершающими в курсе литературе каждого класса. Они должны зародить в учащихся ощущение, что Поэзия - это великое чудо, способное выразить время, воздействовать на ум и душу, сформировать человека-личность.

5 КЛАСС (10 часов)

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - дать начальное представление о лирике как роде литературы, особенностях художественного мира лирического произведения, начальное понятие о лирическом герое; сформировать интерес к поэзии, ощущение магии ритма и поэтического слова через наблюдение над поэтической интонацией, звукописью.

ТЕМА №1 "Путешествие в страну "Поэзия" (1 ч.)
* Специфика лирики как рода литературы.
* Начальное представление о ритме и рифме.
* Творческая работа: чтение наизусть учащимися и учителями любимых стихотворений.

ТЕМА №2 "Зримые" стихи" (2 ч.)
* Фигурная поэзия: акростих, палиндром.
* Начальное представление о лирическом герое.
* Творческая работа: написание акростиха со своим именем или с любым другим словом; игра в слова, одинаково читающиеся слева направо и справа налево; составление фразы, которая одинаково читалась бы с любого конца.

ТЕМА №3 "Звуковые" стихи" (1ч.)
* Звук как одно из основных средств выразительности в поэзии (понятие звукописи, аллитерации, ассонанса).
* Закрепление представления о ритме и рифме.
* Творческая работа: описание любого предмета или явления словами с повторяющимися звуками.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign