LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
Пушкин

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
Л. Толстой

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
Лермонтов
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
Некрасов

Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба - это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.
Белинский
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
А. Н. Толстой

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...
Лермонтов

Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...
Лермонтов

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Пушкин

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
Н. Островский
Но (без оттенка предупреждения):
Слышу, земля задрожала.
Некрасов
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности - прямой вопрос или восклицание, например:
Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: "Вы ко мне писали, не отпирайтесь".
Пушкин

По окончании работы Петр спросил Ибрагима; "Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?"
Пушкин

А я думал: "Какой это тяжелый и ленивый малый!"
Чехов
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть пря мая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его - знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад? Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!




ТИРЕ
§ l64. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:
Дуб - дерево.
Оптика - раздел физики.
Москва, Ленинград, Киев, Баку - крупнейшие города СССР.
Старший брат - мой учитель.
Старший брат мой - учитель.
Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:
Бедность не порок.
Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:
Кто твой отец?
§ 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:
Назначение каждого человека - развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.
Белинский

Жизнь прожить - не поле перейти.
§ 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:
Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.
Ленин

Поэзия - это огненный взор юноши, кипящего избытком сил.
Белинский

Романтизм - вот первое слово, огласившее пушкинский период; народность - вот альфа и омега нового периода.
Белинский
§ 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:
Надежду и пловца - все море поглотило.
Крылов

Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье - ничто не вызовет почивших из гробов.
Жуковский
§ 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:
1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно, например:
Я не слишком люблю это дерево - осину.
Тургенев

В отношениях с посторонними он требовал одного - сохранения приличия.
Герцен

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову - Штольца.
Добролюбов
2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:
Со мною был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Лермонтов
§ 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них Содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:
Я вышел, не желая его обидеть, на террасу - и обомлел.
Герцен

Я спешу туда ж - а там уже весь город.
Пушкин

Хотел объехать целый свет - и не объехал сотой доли.
Грибоедов

Хотел рисовать - кисти выпадали из рук. Пробовал читать - взоры его скользили над строками.
Лермонтов
Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:
Проси в субботу расчет и - марш в деревню.
М. Горький

Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но - боюсь.
М. Горький
Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:
И щуку бросили - в реку.
Крылов

И съела бедного певца - до крошки.
Крылов
§ 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:
Я царь - я раб, я червь - я бог.
Державин

Немудрено голову срубить - мудрено приставить.
Пословица

Здесь не житье им - рай.
Крылов
§ 171. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:
Хвалы приманчивы - как их не пожелать?
Крылов

Солнце взошло - начинается день.
Некрасов
§ 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:
Назвался груздем - полезай в кузов.
Лес рубят - щепки летят.
Сам запутался - сам и распутывайся; умел кашу заварить - умей ее и расхлебывать; любишь кататься - люби и саночки возить.
Салтыков-Щедрин
§ 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:
Я вас спрашиваю: рабочим - нужно платить?
Чехов
Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:
Пусторослеву за верную службу - чижовскую усадьбу, а Чижова - в Сибирь навечно.
А. Н. Толстой

Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги.
Жуковский

Мне все послушно, я же - ничему.
Пушкин
§ 174. Посредством тире выделяются:
1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:
Тут - делать нечего - друзья поцеловались.
Крылов

...Как вдруг - о чудо! о позор! - заговорил оракул вздор.
Крылов

Лишь один раз - да и то в самом начале - произошел неприятный и резкий разговор.
Фурманов
2. Распространенное приложение, стоящее после определяемого cyществительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:
Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу - скомандовал "строиться".
Шолохов

Перед дверями клуба - широкого бревенчатого дома - гостей ожидали рабочие со знаменами.
Федин
3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:
Обычно из верховых станиц - Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской - брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.
Шолохов
Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как то, например, а именно (см. § 160).
§ 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:
Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, - муж мой, которого я знала, как самоё себя.
Л. Толстой

Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, - все у него в руках.
Л. Толстой
§ 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам.
Крылов

Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, - мы этого не знаем.
Добролюбов
§ 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:
О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы
Я тень зову, я жду Лейлы:
Ко мне, друг мой, сюда, сюда!
Пушкин

В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового спета, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного свеча; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.
Л. Толстой
§ 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова "от... до"), например:
Перелеты СССР - Америка.
Рукописи XI - XIV вв.
§ 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое либо учение, научное учреждение и т. п., например:
Физический закон Бойля - Мариотта.




ЗНАК ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ
§ 180. Знак вопросительный ставится после прямого вопроса, в том числе и после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений, например:
Это кто же? Сам главнокомандующий был?
Л. Толстой

Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?
Пушкин

Кто ты? Живая? Мертвая?
А. Блок
Примечание. В вопросительных предложениях с однородными членами знак вопросительный может ставиться после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса, например:
Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?
Грибоедов
§ 181. Знак вопросительный в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста.


ЗНАК ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ
§ 182. Знак восклицательный ставится в конце восклицательного предложения, например:
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Пушкин

Печально я гляжу на наше поколенье!
Лермонтов

Армия пролетариев, встань стройна! Да здравствует революция, радостная и скорая!
Маяковский
Примечание 1. Всегда являются восклицательными и, следовательно, заканчиваются на письме восклицательным знаком:
а) предложения, не являющиеся придаточными и имеющие в своем составе восклицательные слове как, какой, что за и т. п., например:
Как за минуту тому назад она была близка ему, как важна для его жизни! И как теперь она стала чужда и далека ему!
Л. Толстой

Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок!
Крылов
б) повелительные предложения, а которых приказание или требование выражено не формой повелительного наклонения, например:
Не сметь!
Сюда, скорей!
За мной, товарищи!
Примечание 2. В восклицательных предложениях знак восклицательный может ставится после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи, например:
Пил мертвую! не спал ночей до девяти!
Всё отвергал: законы! совесть! веру!
Грибоедов
§ 183. Знак восклицательный ставится после обращений, стоящих в начале предложения, и междометий, стоящих как в начале, так и в середине предложения (второе встречается только в поэтической речи), если такие обращения и междометия являются восклицательными (о запятой при обращениях и междометиях см. § § 156, 157), например:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Лермонтов

А ныне, ах! за весь его любовный жар готовился ему несносный столь удар.
Крылов
§ 184. Знак восклицательный в скобках ставится внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т. п.) к цитируемому тексту.


МНОГОТОЧИЕ
§ 185. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, причем знаки вопросительный и восклицательный, если они требуются характером предложения, сохраняются перед многоточием, например:
Простите, государь!.. Стоять я не могу... Мои колени слабеют...
Душно... Душно... Где ключи? Ключи, ключи мои!..
Пушкин

Не правда ль, ты одна?.. Ты плачешь? Я спокоен... Но если:
Пушкин

Не мешает сделать замечание, что Манилова: но, признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить, да притом мне пора возвратиться к нашим героям.
Гоголь
§ 186. Многоточие ставится для обозначения заминок в речи, в том числе и внутри слова, например:
Мама, ты не входи ко мне, а только подойди к двери. Вот что... Третьего дня я заразился в больнице дифтеритом и теперь... мне нехорошо.
Чехов

...Ва... ва... ва... ваше превосходительство, - шептал Попов.
А. К. Толстой
§ 187. Многоточие ставится в цитатах:
1. Для указания, что начало или конец цитаты, являющейся по отношению к окружающему тексту самостоятельным предложением, не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:
Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: "...Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения..."
Но:
Пушкин писал, что "некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения".
2. Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:
Маркс писал, что "язык - есть практическое, cyществующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание".



СКОБКИ
§ 188. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний (о тире при таких вставках см. § 174). Вставленными в предложение могут быть:
1. Cлова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или ее части, например:
На половине перегона лес кончился, и с боков открылись елани (поля)...
Л. Толстой

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке.
Тургенев
2. Слова и предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые в качестве добавочного замечания, в том числе и выражающие вопросы или восклицание, например:
Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой.
Пушкин

Души неопытной волненья смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга.
Пушкин

Наши поэты - сами господа, и если наши меценаты (черт их побери!) этого не знают, то тем хуже для них.
Пушкин
3. Слова и предложения, хотя и связанные синтаксически с данным предложением, по приводимые в качестве добавочного, второстепенного замечания, например:
Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь.
Пушкин

Но целью взоров и суждений в то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный).
Пушкин

Нам остается свести отдельные черты, разбросанные в этой статье (за неполноту и нескладность которой просим извинения у читателей), и сделать общее заключение.
Добролюбов
§ 189. В скобки заключаются фразы, указывающие на отношение слушателей к излагаемой речи какого-нибудь лица, например:
(Аплодисменты.)
(Смех.)
(Движение в зале.)
§ 190. В скобки заключаются непосредственно следующие за цитатой указания на фамилию автора и название произведения, из которого взята цитата.
§ 191. В скобки заключаются ремарки в драматическом тексте.



КАВЫЧКИ
§ 192. Кавычками выделяются цитаты.
§ 193. Кавычками выделяются: слова, употребляемые не в своем обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. п., например:
У нас, как я уже говорил, еще и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим "табель о рангах" и боимся говорить вслух правду о "высоких персонах".
Белинский

Вся деятельная сторона чувства законности совершенно исчезает в "темном царстве" и остается одна пассивная.
Добролюбов

Рано весной, как только сойдет снег и станет обсыхать "ветошь", т. е. прошлогодняя трава, начинаются "палы", или лесные пожары.
С. Аксаков
§ 194. Кавычками выделяются названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, пароходов и т. п., являющиеся условными наименованиями, например:
"Капитал" Маркса; "Война и мир"; газета "Правда"; колхоз "Путь к коммунизму"; шахта "Мария"; линкор "Парижская коммуна".
Примечание. Кавычками не выделяются названия, в состав которых входят имени..., памяти..., например:
Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина. Больница памяти 26 комиссаров.



ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
Маленькая девочка бежала и кричала:
- Не видали маму?
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например:
Маленькая девочка бежала и кричала: "Не видали маму?"
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
Справедливо сказал Гоголь, что "в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка".
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит ("слова автора"), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи - знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
Он отвернулся и, отходя, пробормотал: "А все-таки это совершенно против правил".
Лермонтов

Наконец я ей сказал: "Хочешь, пойдем прогуляться на вал?"
Лермонтов

Она взглянула и вскрикнула: "Это Казбич!"
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:
"А что Казбич?" - спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
или:
- А что Казбич? - спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
"Как это скучно!" - воскликнул я невольно.
Лермонтов
или:
- Как это скучно! - воскликнул я невольно.
"Умерла..." - эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
или:
- Умерла... - эхом откликнулась Аксинья.
"Вон окружной атаман", - шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
или:
- Вон окружной атаман, - шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся: перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или занятия (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;
после слов автора - точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая - если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
- Не хотите ли подбавить рому? - сказал я моему собеседнику. - У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов

- Ну, полно, полно! - сказал Печорин, обняв его дружески. - Неужели я не тот же?
Лермонтов

- Выслушайте меня... - сказала Надя, - когда-нибудь до конца.
Чехов

- Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.
Тургенев

- Дождь пойдет, - возразил Калиныч, - утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:
- Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указанными, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог ("мысленная речь"), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
"Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?" - "А смотрела, откуда ветер дует". - "Зачем тебе?" - "Откуда ветер, оттуда и счастье". - "Что же разве ты песнею зазывала счастье?" - "Где поется, там и счастливится".
Лермонтов




О СОЧЕТАНИЯХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign