LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>














В ПОМОЩЬ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ




















СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация

2.Памятка молодому учителю

3.Программа комплексной работы с текстом по русскому языку

4.Образец практического материала к экзаменам по русскому языку и стилистика для учащихся 11 кл.

5. Примерная схема анализа литературного произведения.

6.Методика изучения обзорных тем по литературе

7.Методика работы над устным ответом учащегося.

8. Содержание и форма контроля за уровнем ЗУН по литературе (5-11 кл.)

9.Программа по русскому языку как иностранному.

























Объяснительная записка

В настоящем издании представлены лишь некоторые методические материалы, разработки конкретных методических проблем, рекомендации. Объем издания и его цели не предполагают исчерпывающего содержания публикуемого материала. Однако и в таком виде он может быть полезен молодым учителям и завучам, так как указывает направления работы, проблемные моменты.
Для учителя остается возможность творчески переработать и осмыслить этот материал, который не предлагается законодательно, а лишь как консультационный. За уточнением и дополнением учитель и завуч всегда может обратиться к методистам УМЦ.
































Памятка для молодого учителя

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно- недисциплинированных ребят. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2.Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене, не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
3.Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?". Это приучает к мысли, будто невыполненное задание учителя- дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните паузы, медлительность, безделие- бич дисциплины.
4.Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5.Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уровне посторонним делом.
6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7.Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда.











АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.История создания
Когда написано произведение, как работал писатель над ним, какие явления эпохи отразил автор.
2.Тема
Избегая пересказ содержания, коротко сказать, что изображается в произведении
3. Проблема
Основной вопрос (или вопросы), который ставится и решается в произведении
4.Идея
Тот ответ, который дает писатель на поставленный им вопрос, нужно уметь выделить основную идею произведения, как связаны с ней второстепенные
5.Направления, творческий метод
Мало сказать, что произведение романтическое и т.д., главное- показать, какие характерные для данного направления черты присущи ему
6.Основные черты
Не следует рассказывать о каждом из них в отдельности. Лучше дать групповую характеристику, а потом раскрыть индивидуальное своеобразие каждого из героев. При этом главное внимание уделять анализу характера.
7.Художественное своеобразие произведения
а) род, жанр



б) сюжет, композиция






в) пейзаж


г) поэтика (средства поэтической выразительности)





д) язык (героев и автора)






е) особенности стиха
Идея и художественная форма произведения неразрывно связаны.
К какому из трех родов литературных произведений (эпос, лирика, драма) и к какому жанру и виду относится произведение

Найти основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка),охарактеризовать построение сюжета, своеобразие конфликта, лежащего в его основе, проанализировать композицию (построение произведения)

Показать своеобразие пейзажа и роль его в раскрытии характеров и идеи произведения.

Важно не просто привести примеры эпитетов, сравнений, метафор, но показать их своеобразие, охарактеризовать образную систему произведения. Примеры следует брать не шаблонные, не приведенные в учебнике, но оригинальные

Показать индивидуальное своеобразие языка героев, охарактеризовать язык автора, обратив внимание на употребление слов книжного и разговорного языка, на церковнославянизмы, архаизмы (устаревшие слова и выражения), неологизмы, диалектизмы (слова областных диалектов) и т.п.
Каким размером написано произведение, какие рифмы, или правильнее, окончания (мужские, женские, дактилические) используются в нем. Желательно проанализировать ритм, интонацию стиха и выражаемое ею настроение.
8.Значение произведения
Место произведения в творчестве писателя, значение его для развития литературы и общественной жизни своего времени и последующих эпох.





































Рекомендации по изучению обзорных тем
в предметах гуманитарного цикла в начале учебного года
(на примере курса литературы)

Известно, что в начале учебного года многие предметы гуманитарного и естественного циклов начинаются с повторения или с знакомства с темами, изучение которых в полном объеме в школе невозможно.
Именно по этому старшеклассникам (не только) систематически предлагаются так называемые обзорные системы, когда рассматриваются общие процессы развития той или иной науки, исторической эпохи.
Эти темы ставят определенные трудности перед учителем и учеником, т.к. на самом деле в них предлагается осмыслить большой по объему и важный по содержанию материал.
Задача наших рекомендаций- помочь учителю определить методическую стратегию такой темы. Рассмотрим ее на примере литературы.
Самое главное в обзоре- раскрытие специфики литературного процесса для данного исторического периода: анализ развития, борьбы и смены литературных направлений, видов и жанров литературы; освещение ее основных тем, идейно- нравственных проблем и т.п.
Но неправильно было бы думать, что все обзорные темы одинаковы. Одни являются самостоятельными, т.е. не связанными ни с предыдущими, ни с последующими монографическими темами (например: обзор литературы 18 в.) Другие предваряют текстуальное изучение крупных художественных произведений. Наконец, в программу 11 кл. включены обзорные темы ("Литература 20 г.", "Литература 30 г."), которые связывают изучение монографических тем в единый курс.
В чем же главные трудности изучения обзорных тем?
В обилии материала: предлагается масса сведений по истории и теории литературы, по науке и искусству. Кроме того, необходимо понять многообразие и сложность общественно- политических, философских, идейно- нравственных проблем, которые поставлены жизнью и находят своеобразие, часто неоднозначное отражение в художественной литературе. Наконец, просто надо усвоить большое количество фактов, дат, имен, названий... И все это- за два- за три урока!
Эти трудности можно преодолеть с помощью известных способов "свертывания" информации до размеров плана тезисов и конспекта.
Например, по всей теме составляется простой план:
1. Общедемократический подъем в России 60-х годов 19 в.;
2. Основные общественные группы: консерваторы, либералы, революционеры- демократы;
3. Общественно- политическая ситуация и ее основные показатели (признаки);
4. Правительственная реакция;
5. Русская литература 60-х годов 19 в.;
Глава первая
Либерально- консервативный лагерь;
Глава вторая
Революционно- демократический лагерь
6. Русское искусство второй половины 19 в.: музыка, живопись.

Если материал темы очень большой, (как в нашем случае), то простой план может оказаться недостаточным: при восстановлении ("развертывании") знаний что-то существенное будет упущено.
Тогда мы даем сложный план одного из главных пунктов простого.
5.Русская литература 60-х годов 19 в.
Глава первая
Либерально-консервативный лагерь
Глава вторая
Революционно- демократический лагерь
6.Русское искусство второй половины 19 века: музыка, живопись.

Если материалы темы очень большой, (как в нашем случае), то простой план может оказаться недостаточным6 при восстановлении ("развертывании") знаний что-то существенное будет упущено.
Тогда мы даем сложный план одного из главных пунктов простого
7.Русская литература 60-х годов 19 века
Глава первая
1.Либерально- консервативные позиции журналов "Русский вестник" и "Отечественные записки" (до 1868г.)
2.С.Я.Маршак о творчестве А.Фета
3.Общая характеристика романа 50-х годов
4.И.А.Гончаров "Очерки жизни и творчества"
а) детство (Симбирск, Частный пансион, знакомство с русской и зарубежной литературой);
б) учеба (Коммерческое училище, Университет);
в) карьера чиновника;
г) творчество "Обыкновенная история" (1897г.), "Фрегат Паллада"
(1858 г.), "Обломов" (1859 г.);
д) разрыв с "Современником", "Обрыв"
Глава вторая
По той же схеме и т.д.
Напомним, что для составления сложного плана весь текст по ходу чтения на логически законченные составные части, в которых определяются 2ключевые" мысли и их доказательства в виде:
-умозаключений, то есть рассуждений, которые обосновывают правильность главных мыслей (тезисов, суждений)
-аргументов, т.е. примеров фактов, событий, явлений и т.п.;
- иллюстраций, т.е. ссылок на аргументы или умозаключения
Рекомендуется использовать карандашные пометки на полях изучаемого текста:
-логически законченная часть текста
№ В ("Обрати внимание")- основные главные мысли текста, которые надо запомнить.
111- доказательства, которые важны и интересны, их надо излагать близко к тексту
11- умозаключения (доказательства), которые нужно излагать своими словами
12 - доказательства (иллюстрации) на которые можно сослаться
Еще более способствует усвоению материала составление тезисного плана. Например:
Глава вторая
1.Журнал "Современник" был основан А.С.Пушкиным (1836 г.), перешел в руки Некрасова и Белинского (1847г.). С приходом Н.Г.Чернышевского (1853г.) и Добролюбова (1855г.) стал ведущим органом революционной демократии 60-х годов.
2.Раскол в журнале "Современник" (1859г.).Гонения, запрещения, цензурные строгости, аресты, годы реакции, закрытие (1866г.)
3.Н.А.Добролюбов(1836-61г.г.) возглавил критический отдел. Друг и соратник Чернышевского. Основные труды "Что такое "обломовщина"? (о романе Гончарова "Обломов"), "Когда же придет настоящий день?" (о романе Тургенева "Накануне"), "Темное царство" и "Луч света в темном царстве" (о пьесе Островского)
4.Тема Родины, народа, поэта и поэзии в творчестве Некрасова ( в сравнении с поэтами, "чистого искусства")
5.Журнал "Русское слово" Д.И.Писарева и т.д.
Наконец, возможен способ составления опорных положений ""Ключевые мысли") в виде схем (схема-план, схема-конспект, когда насыщенный информационный материал дается крупными кусками)

















Схема- план обзорной темы "Русская литература 60-х г.г. 19 в."



УДИВИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ 55-59 г.г. РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ 59-61 г.г. РЕАКЦИЯ 61-66 г.г.


Смерть Николая - 55 г. 1.Невозможность сохранить в неизменном виде аресты цензура
Крымская война - 56 г. государство преследования карательные
Проблемы: 2.Ухудшение жизни народа журналов отряды
Консерваторы- судьба России 3.Повышение активности масс
Либералы- крепостное право
Рев. демократы- гражданственность,
свобода личности Н.Г.Чернышевский "Что делать?"(63)
Романы И.С.Тургенева: М.Е.Салтыков-Щедрин:
"Рудин" (55), Дворянское гнездо" (58), "Невинные рассказы" (59), "Сатиры в
"Накануне"(59), "Отцы и дети"(61), в прозе" (61)
А.Н.Островский "Гроза" (59),
Ф.М.Достоевский Темы поэзии "Современник"
"Преступление и наказание"(66), Родина, народ, А.С.Пушкин Некрасов Чернышевский
Л.Н.Толстой "Война и мир" (63-69) роль поэта и поэзии 36 г. 47г. 53г.
в обществе Н.Добролюбов Раскол-59г. Закрыт -66г.
Журнал Журнал
"Русский вестник" "Отечественные записки"(до 67г.) "Отечественные записки" (1868г.)

Поэты Творчество Н.А.Некрасова
"чистого искусства"
Н.А.Добролюбова (36-61г.)
Духовная семинария-
пед. институт- "Современник"
Литературно- критическая и
Публицистическая деятельность

И.А.Гончаров ж. "Искра" Д.И.Писарев

Симбирское коммерческое училище- Карикатура, сатира, стихи, (40-68г.г.)
Университет- чиновник- писатель пародии, публицистика Семейное воспитание, гимназия,
"Обыкновенная история"(47г.): университет. Отрицание рабских
Александр Оценка М.Горьким: "Журнал "законов". Прокламация в защиту
Адуев доступен, выражал общее мнение, Герцена. Одиночное заключение.
Петр Адуев обличал соц. устои, солидарен с Гибель (несчастный случай).
"Обломов"(59г.): Чернышевским и Добролюбовым"
Обломов, Штольц,
Ольга Ильинская
"Обрыв"(69г.):
Райский, Вера, Марк,
Волохов

Музыка Живопись
Бесплатные муз. Школы Братья Бунт 14- м в Академии Живописи - 63 г.
Петербургская Рубинштейн Петербург, артель свободных художников.
консерватория - 62 г. Первая выставка передвижников - 71г.
Московская В.Стасов, П.Третьяков "Новая порода художников"
консерватория - 66г. Темы: "Россия, народ, обличие "власть имущих",
пропаганда высоких идеалов.


"Могучая кучка"
Собирание Оперы-сказки П.И.Чайковский
и обработка Римского-Корсакова Душевный мир
русских песен. Программная музыка, человека, мелодизм,
Народные романсы, песни многообразие жанров,
героические лиризм.
сюжеты опер
Система работы
над устным ответом учащихся

За последние годы стало очевидным снижение речевой культуры учащихся, но основные усилия направляются по-прежнему на развитие письменной речи учащихся. Чаще учителя следят за содержанием речи, т.е. за тем, что говорят ученики, а не за тем, как они говорят. Введены уроки развития речи, во многих школах есть курс риторики, но все это не дает результатов, так как методический аспект этой проблемы просто остается без внимания. Именно поэтому мы считаем дать некоторые рекомендации.
Можно констатировать, что словарный запас школьников беден, синтаксические конструкции однообразны, учащиеся не умеют продуманно отбирать материал, располагать его в целесообразной логической последовательности, пользоваться цитатами. При этом отличается отсутствие собственной точки зрения, неумение так подать материал, чтобы мысли, факты, которыми пользуется ученик. Дошли до сознания слушателей.
Все эти факты говорят о том, что над ответами учащихся надо работать систематически и целенаправленно, если мы хотим добиться результатов.
Выделим те практические приемы работы над ответом учащегося и охарактеризуем их.
Можно ввести специальные уроки по развитию устной речи. В структуре такого урока желательно выделить следующие части:
1 часть.
Рассказ учителя о значении устной речи
2 часть.
Работа с образцами публичных выступлений.
Цель такого урока:
Показать, как строится публичное выступление, привлечь внимание учеников к тем выразительным средствам, с помощью которых выступающий добивается необходимого эмоционального воздействия на слушателей. В качестве образца можно взять речи Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева на открытии памятника А.С.Пушкину., выступления Паустовского, Вернадского, Шолохова, Твардовского.
Как пример разберем отрывок из речи Ф.М.Достоевского на открытии памятника А.С.Пушкину в 1880 году.
После прочтения речи зададим вопросы:
1.Как начинает Достоевский свою речь? Каким приемом пользуется? (он начинает речь с цитаты Гоголя, определяющей масштаб гения Пушкина)
2.Чем объясняет Достоевский пророческую роль Пушкина? (с Пушкиным развивается национальное самосознание. Пушкин своим гением освещает "темную дорогу нашу")

страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign