LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

менеджменту принято называть организационной культурой.
Основными компонентами организационной культуры
являются [14]:
1) организационная структура учреждения;
2) стиль руководства, модель лидерства;
3) ценности организации;
4) история, традиции, мифы и символы учреждения.

Профессиональная педагогическая деятельность
осуществляется с помощью педагогической системы,
содержащей все характерные для сложных систем атрибуты:
цель и задачи, субъект, объект, предмет, технология,
инструментарий, результат. Отсутствие любого из них разрушает
систему, прекращает её деятельность [51].
К сожалению, деятельность большинства учреждений
дополнительного образования (и не только их) строится
60



традиционно по схеме: план - структура - содержание
деятельности. В результате деятельность оказывается, как бы
квазидеятельностью - без идеологии, концепции, программы.
Кандидат педагогических наук УМАНСКИЙ А. Л. (декан
факультета педагогики и психологии КГПУ им. Н. А. Некрасова,
г. Кострома) предлагает [58], по его мнению,
принципиально иную схему, в рамках деятельностного
подхода: ИДЕЯ - КОНЦЕПЦИЯ - ПРОГРАММА - ПЛАН. В
параграфе 7 мы рассматриваем (см. приложение, табл. 3)
несколько иную трактовку схемы рождения результата.
ИЛЬИНА Т.В. отмечает сложившиеся две позиции в
оценке качества деятельности и результатов деятельности
учреждений дополнительного образования детей [17]:
1) по объекту (ребёнку) – показатели личности ученика, а
также сумма показателей его обученности конкретному предмету
и воспитанности;
2) по субъекту (педагог-практик) –профессионализм
коллектива в целом и каждого конкретного педагога (творческий,
научно-исследовательский, методический потенциал,
общечеловеческая культура, такт, сдержанность, внимательность,
заботливость).
Авторский коллектив учреждений дополнительного
образования детей Ярославской области, разрабатывающий
параметры и критерии оценки педагогической деятельности,
посчитал необходимым сделать основополагающим понятие
СИСТЕМА.
Это вполне актуально. Сегодня системный подход [51]
из техники начинает активно проникать в педагогику.
Построенная на уровне профессиональной
“Я - концепции” (в идеях, принципах, целях гуманной
педагогики) и воплощенная в действительности модель системы
взаимодействия педагога с детьми, включающая в себя и личность
61


самого педагога (его профессиональные, творческие, личностные
свойства, способности и возможности), и многообразие
содержательных направлений во взаимодействии всех
участников образовательного процесса, и сложившийся облик
образовательного объединения, его место и роль как в
учреждении, так и во “внешней среде”. Этот образ включает
подсистему самоорганизации педагога (планирование им
педагогического процесса, анализ результатов, самоподготовка к
учебному процессу, обеспечение деятельности детского
коллектива и т.п.), а также подсистему образовательных и
воспитательных результатов и т.д.
И по содержанию, и по способам организации - даже на
этих основаниях нельзя приравнивать полностью результат
педагога к результату ребёнка.
На взгляд Ильиной Т.В. системообразующим фактором
в такой системе должно быть предназначение педагогической
деятельности в системе дополнительного образования, которое
выражено в приоритетных функциях и ценностях [17]. В
отношении ребёнка - это развитие, воспитание, укрепление
здоровья, реабилитации и пр. В отношении внешней среды и
“внешних объектов” - методические, организаторские,
координационные и прочие функции. Наш взгляд на назначение
СДО выражен в шестом параграфе.
ВОРОНИНА В.Б., анализируя разноуровневость
результатов структурного подразделения УДО, предлагает
результаты педагога складывать из [13]:
- умения вывести личность в зону её ближайшего
развития;
- умения перевести педагогическую цель в
индивидуальную цель конкретного учащегося;
- умения отбирать такое содержание образования, которое
будет адекватно условиям данного момента;
62



- способности помогать каждому конкретному ребёнку
(на профессиональном уровне; с общечеловеческих позиций);
- профессионального роста педагога;
- умения диагностировать и оценивать их результаты;
- развития прогностических умений как условия
эффективности педагогической деятельности и др.
В Центре творчества “Юность” (г. Пермь) разработана
четырёхступенчатая структура обучения. Об этом доложила
его директор ВОРОБЬЕВА Т.В. [12]:
А. Начальная (нулевая) ступень - это подготовительный
этап, призванный способствовать более раннему включению
ребёнка в систему дополнительного образования. Сюда
принимаются дети дошкольного возраста.
Б. На этой ступени учащиеся осуществляют выбор
направления кружка, проходит апробация избранного вида
деятельности. Результативность работы педагога на этом этапе
определяется уровнем базовых знаний, умений и навыков (ЗУН),
которыми овладели учащиеся.
В. На следующей ступени дети продолжают обучение
на углубленном уровне, они включаются в исследовательскую
работу, принимают участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях.
Результативность работы определяется их активностью,
поиском, творческим ростом.
Г. На третьей ступени педагог работает с детьми,
добившимися определённых результатов по индивидуальным
планам. На каждого учащегося составляется карта личностного
роста. Здесь создаются условия для их творческого саморазвития,
профессионального самоопределения.
Таким образом, наличие разных уровней обучения
позволяет в большей степени учитывать индивидуальные
особенности детей и дифференцировать оценку результативности
деятельности педагога.
63


Доктор педагогических наук РОЖКОВ М.И. (директор
Института педагогики и психологии ЯГПУ им К.Д. Ушинского,
г. Ярославль) выделяет три сферы, в которых происходит процесс
становления личности: деятельность, общение, самопознание.
Включение учащихся в деятельность УДО является, по
мнению автора, процессом, в ходе которого происходит
следующее [48]:
- индивидуальная проблематизация личности по
отношению к выбору вида деятельности;
- индивидуальное самоопределение личности по
возможным видам деятельности и личностно приемлемым
вариантам участия в ней;
- включение в социальную деятельность под
руководством педагога на основе осознания цели деятельности
и сопоставления личностных целей, эмоциональной
привлекательности деятельности (процесса, промежуточных
результатов, системы межличностных отношений, возникающих
в ходе этой деятельности);
- рефлексия личностью процесса деятельности и
собственного участия в ней с последующей коррекцией
процесса в выбранном направлении.
Третья сфера социализации - самопознание личности,
которое предполагает становление в человеке образа его “Я”,
возникающее у него не сразу, а складывающееся на протяжении
всей жизни под воздействием многочисленных социальных
влияний. Наиболее распространенная схема самопознания
своего “Я” включает три компонента: познавательный (знание
себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий
(отношение к себе).
ГОРШКОВА Н.С. (директор Центра внешкольной работы,
г. Самара) так формулирует цель деятельности своего
учреждения - создание особой среды (образовательной,
64



развивающей, сотворческой), погружаясь в которую личность
получает заряд к саморазвитию в сотворчестве с другими [15].
Фактически по ряду направлений в упомянутом Центре
разработаны отдельные программы, совокупность реализации
которых позволяет сформировать особую среду. В стадии
подготовки находятся (1997) подпрограммы “Кадры:
профессионализм, культура, коммуникации”, “Три С:
самопознание, самоопределение и самореализация” и “Обратные
связи”. Такая декомпозиция целей позволяет более точно
определить, какой именно результат предполагается получить,
какими средствами и в какие сроки. Причем, все названные цели
отвечают, на взгляд автора, требованиям конкретности,
реальности и контролируемости. Меняются только привычные
“по школе” оценки, на первый план выходят методики,
применяемые в психологии и социологии.
Анализируя ситуацию с кадрами в Центре внешкольной
работы (г. Самара), заместитель директора НАУМОВА Е.А.
пришла к выводу о необходимости системной работы по
обозначенным проблемам. Была создана модель организации,
в которой люди [28]:
- понимают и разделяют идеи концепции;
- любят работу;
- являются творцами, могут реализовать свой
творческий потенциал;
- могут сами управлять своей деятельностью и сами себя
контролировать в соответствии с поставленными целями;
- готовы принимать на себя ответственность;
- умеют взаимодействовать;
- знают основы практической психологии и применяют
их в деятельности.
Фактически Наумова Е.А. перечисляет качества, которые
желательно оценивать.
65


В организации обучения огромная роль отводится
информационно-методической и психолого-социологической
службам. Задачами служб являются:
- создание информационного банка для обучения;
- методическое обеспечение педагогического процесса;
- консультационная и методическая помощь педагогам;
- организация семинаров, педсоветов по проблемам и т.д.
Предполагаются следующие формы отслеживания
результативности деятельности [28]:
1) по усвоению теоретических знаний в области
культурологии, педагогики и психологии - выполнение тестовых
заданий;
2) по применению их в практике - периодическая
диагностика состояния личности и коллектива, изучение
удовлетворенности профессиональной деятельностью и
психологического климата в коллективе;
3) изучение развития у педагогов исследовательских
качеств на основе знания детской физиологии и психологии
(например, изучение изменения уровня личностной
тревожности в детском объединении; изучение развития
коммуникативных качеств старшеклассников и т. д.);
4) анализ результатов и достижений воспитанников,
которые является объективными показателями повышения
профессионального мастерства педагога;
5) участие педагога в конкурсах, смотрах мастерства, в
обмене опытом, в семинарах, их организации и т.д.
Здесь требуются свои критерии, их ещё предстоит разработать.
66




6. Итоги анализа и обобщения публикаций
различных авторов

6.1. Исследуя ПРОБЛЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, следует указать на очевидную её
важность и актуальность. Как показано выше, в последнее
время этой проблеме уделяется значительное внимание [25, 27,
30-36, 38, 47]. Нами изучены предложения разных авторов.
Подробно рассмотрены опубликованные материалы
Ярославской научно-практической конференции [47]. На ней
было высказано многообразие мнений, которые необходимо
изучить, осмыслить, привести в систему, так как проблема
аттестации и аккредитации касается сегодня всех УДО.
Основные противоречия и различия мнений охватывают:
а) центральные понятия (результат, качество, критерий и
т.п.) с философских и терминологических позиций;
б) выбор объекта и предмета оценки;
в) выбор оцениваемой деятельности и результата;
г) критериальную базу и др.
При разрешении этих противоречий необходимо учитывать
специфику СДО:
1) индивидуальность подхода к ученику, его высокую
самостоятельность;
2) авторские методы педагога, адаптируемые к уровню
обучающегося;
3) различные возможности конкретных УДО и кружков,
4) отсутствие государственных стандартов и жёсткой
регламентации на сроки получения результата и др.
Успех в создании критериального комплекса возможен
67


после тщательной отработки целевой декомпозиции СДО. То есть
следует чётко определить назначение, цели и задачи каждого
иерархического уровня СДО. Частично такое исследование
опубликовано в работах [9,10]. Применительно к проблемам
аэрокосмического образования некоторые результаты подобных
исследований представлены в статьях и докладах [43-46, 50], а
также в монографии [51].

6.2. Мы считаем, что НАЗНАЧЕНИЕ системы
дополнительного образования – создание для ребёнка
естественной среды, обеспечивающей ему счастливое
детство.
При этом основные ЦЕЛИ СДО можно определить так:
1) интересная детская жизнь,
2) подготовка к взрослой жизни,
3) постепенное вхождение в общество.
Необходимо также сформулировать вспомогательные и
обеспечивающие цели. После формулировки категорий верхних
уровней (назначение и цели) предстоит большая работа по
систематизации и ранжированию задач.
Учреждения дополнительного образования являются
специфическими организациями, оказывающими существенное
влияние на социализацию детей [62]. Образовательные услуги,
оказываемые этими учреждениями, способствуют овладению
ребёнком новых для него социальных ролей, позволяют
включиться в разнообразные социальные ситуации, в которых
он выступает в качестве субъекта социальных отношений. Судьба
ребёнка, рассматриваемая как основание педагогического
процесса, определяет его содержание, формы и методы работы.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление
индивида к условиям социальной среды, а социальная
автономизация - реализацию совокупности установок на себя,
68



устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует
представлению личности о себе, её самооценке.

6.3. Исходя из проведённого анализа, мы предлагаем
следующую ПОСТАНОВКУ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ по
рассматриваемой суперпроблемы.
В качестве ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ нами принята
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, а также
ЕЁ ПОДСИСТЕМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ разных уровней.
ПРЕДМЕТ - ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЪЕКТА И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ С ПОЗИЦИЙ ОЦЕНИВАНИЯ
ИХ КАЧЕСТВ (В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ СДО)
ЦЕЛЬ исследования – РАЗРАБОТКА КРИТЕРИАЛЬНОЙ
БАЗЫ И МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
МЕТОДОЛОГИЯ - главным инструментом обозначим
системный подход [51], с позиций которого в табл. 4
представлена схема подготовки и получения результата сложной
системы, т.е. системы дополнительного образования детей.
В табл. 4 (см. приложение) фактически изображена схема
деятельности научного коллектива. Первые четыре этапа
представляют лишь разработку информационных объектов. На
этих этапах нет результатов конкретной педагогической
деятельности, поэтому ещё нечего оценивать. Критерии здесь
нужны лишь для прогнозирования, планирования,
проектирования. То есть они лишь “бумажные величины”. И
только на последнем, пятом этапе, критерии насыщаются
материальным смыслом оценивания результата.
Для создания критериальной базы необходимо разработать
целевую и организационную декомпозицию системы
дополнительного образования. Иерархическая структура СДО
нами рассматривалась в работах [9,10], один из вариантов.
69


предложен на рис.1 (см. приложение).
Чтобы приступить к целевой декомпозиции, составим схему
“заказа”. Основу её составляют требования к воспитанию,
знаниям, умениям, навыкам (ВЗУН), направленным на решение
задач, представленных на рис.2 (см. приложение).

6.4. Исследовательская сторона проблемы может быть
выражена рядом вопросов:
1. ЗАЧЕМ ОЦЕНИВАТЬ?
2. КТО И КАК ОЦЕНИВАЕТ?
3. ЧТО ОЦЕНИВАТЬ?
4. КАКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАТЬ?
Коротко проанализируем эти вопросы и сделаем попытку
сформулировать ответы на них.
1.ЗАЧЕМ ОЦЕНИВАТЬ? Выясняется, что на разных
уровнях будут различные ответы, а значит, и предлагаемые
критерии оценки степени достижения цели будут разными:
1) Минобразование РФ (для разработки и
совершенствования доктрины и концепции СДО, для
оптимального финансирования);
2) Орган управления образованием (республиканский,
краевой, областной департамент науки и образования (то же
самое, что и для министерства, но в региональном масштабе, а
также для рационального управления УДО);
3) Городское УНО (тоже, что и на втором уровне, но в
муниципальном масштабе);
4) УДО (для планирования работы и оценки деятельности
учреждения и его сотрудников, для аттестации педагогов, для
оценки результатов отдельных творческих объединений-
кружков и обучающихся).
2. Ответы на вопрос «КТО И КАК ОЦЕНИВАЕТ?»
зависят от отношений между объектами и субъектами. Они
сводятся к следующим вариантам:
70



1) самооценка,
2) оценка нижним уровнем верхнего;
3) оценка верхним уровнем нижнего;
4) выводы аттестационной комиссии,
5) оценка «клиентами» (ученики и родители).
3. К вопросу «ЧТО ОЦЕНИВАТЬ?» большинство
авторов подходит по своему. Мы посредством анализа основного
блока сложной педагогической системы, представленного на
рис. 3 (см. приложение), выделим то, что, по нашему мнению,
требует особого внимания. Оценке подлежат объекты, их
деятельность и результаты, поэтому на поставленный вопрос
будут следующие ответы (см. табл.5) на примере НТТУ:
а) состояние и возможности объектов СДО на разных
уровнях (технический объект, ученик, педагог, УДО, …);
б) деятельность верхних уровней СДО (федеральный,
субъект РФ, муниципальный УДО);
в) деятельность элемента УДО (подразделение, педагоги и
сотрудники );
г) деятельность учащихся;
д) результаты работы УДО;
е) результаты педагогов;
ж) достигнутые результаты базового элемента УДО
(обучающиеся).
4. Рассмотрение четвёртого вопроса приводит к широкому
кругу АСПЕКТОВ ОЦЕНИВАНИЯ, среди которых выделяются
оценки по:
а) временным этапам (месяц, квартал, год, ...);
б) охвату детей;
в) массовым мероприятиям(соревнования,
конкурсы,олимпиады,выставки и т.п.);

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign