LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

проблема касается учреждений дополнительного образования
24



детей.
Как отмечает ФОМИНА Л.В. [60], вся наша школьная
педагогика основана на принуждении и педагогическом диктате
взрослого. Это началось ещё со времён В. Шекспира и Яна Амоса
Коменского. Отсюда во всех публикациях и исследованиях по
школьной педагогике ребёнку отводится роль объекта. По её
мнению, в «гуманистической педагогике» выделяются три
главных принципа :
1) природосообразность – взаимосвязь с природой и
соответствие ей;
2) культуросообразность - переплетение педагогики с
динамично развивающейся культурой;
3) системная целостность воспитания с образом жизни.
Мы ещё не раз вернёмся к главному предназначению
сферы дополнительного образования, предоставляющей детям
возможности творить, созидать, развиваться, формировать свою
индивидуальность. При этом не только готовить себя к будущей
“взрослой” жизни, но и, будучи ребёнком, жить полноценно
сейчас, а не откладывать всё на потом. Так, чтобы с радостью
вспоминать годы счастливого детства. И совсем непонятно, как
можно сделать эти процессы нормированными и
стандартизированными. Можно ли творчество поставить в
какие-то рамки, можно ли ребёнка как творца считать объектом
воздействия педагога? Это не только заблуждение, но и
антигуманно [60] .
В современном мире образование, даже на Западе, стало
пониматься шире, нежели процесс только обучения. Оно
включает в себя воспитание (в советской педагогике это было
всегда), а также условия социальной и культурной жизни, в
которых ребёнок и взрослый осваивают культурные ценности,
различные виды деятельности, приобретают знания, умения.
Образование органично включает в себя обучение и учение,
25


воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие,
социализацию и внутренний рост индивида.
В нашей стране имеются в наличии богатейшие
внутренние резервы и потенциальные возможности СДО (опыт,
традиции, мобильность и многофункциональность системы,
личностно-ориентированная и практическая направленность
деятельности, разноуровневость и вариативность и др.). Всё это
сохранено и продолжает развиваться благодаря педагогам-
энтузиастам, работающим в СДО. Тем не менее, уже давно
назрела необходимость разработки гоударственной концепции
развития системы дополнительного образования детей.
ВОРОБЬЕВА И.В.(зам. директора обл. ЦДиЮ, г.
Ярославль) также считает существенным препятствием на
сегодняшний день для развития системы дополнительного
образования детей отсутствие концептуальных основ,
программно-методического обеспечения, новых педагогических
и технологических проектов [11]. Она полагает, что процессы
разработки теоретических аспектов дополнительного
образования детей и выстраивание системы подготовки кадров
могут быть объединены на определённых этапах своего развития
в деятельности некоторой структуры. Речь идёт о Центре
профессиональной стажировки педагогических кадров (ЦПСПК).
Такой Центр создан на базе учреждений дополнительного
образования Яро славской области с управляющим и
координирующим органом в Ярославском областном Центре
детей и юношества. ЦПСПК входит в областную систему
повышения квалификации работников образования, действует в
согласованном контакте с областным Институтом повышения
квалификации. Целевая направленность ЦПСПК - достижение
нового качественного уровня работы системы дополнительного
образования детей в Ярославской области, развитие и
совершенствование системы дополнительного
26



профессионального образования, интеграции её в единую
региональную систему непрерывного образования.
Нам бы хотелось несколько подробнее остановиться на
таком приоритетном направлении деятельности ЦПСПК как
обучение и охарактеризовать основные типы образовательных
программ [11], реализуемых в Центре.
1. Программы повышения квалификации (на уровне
последипломного образования). Цель программы - обновление
теоретических и практических знаний педагогических работников
УДО в соответствии с постоянно повышающимися требованиями
государственных образовательных стандартов или на основе
адаптационных достижений в области педагогической науки и
практики. Основная форма реализации - сессионные встречи (два
раза в год в течение недели), включающие в себя: лекционно-
практические курсы, семинары, тренинги и т.д.
2. Программа профессиональной переподготовки (на
уровне дипломного и последипломного образования). Основная
направленность - предоставление возможности в изучении
отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии,
необходимых для выполнения нового вида профессиональной
деятельности. Реализуется в двух аспектах [11]:
1) “производство кадров” (для студентов) - введение в
Ярославском государственном педагогическом университете и
Педагогическом колледже специализации “педагог
дополнительного образования”;
2) “воспроизводство кадров” (для работников УДО и
учителей) через деятельность стажёрских площадок, творческих
мастерских по самым разным профилям.
3. Программа собственно стажировки, которая
рассматривается как самостоятельный вид дополнительного
профессионального образования (стажировка педагогов в
течение одного года и более и как один из разделов учебного
27


плана при повышении квалификации, например, в ходе
сессионных встреч в рамках аттестации).
Известно, что одной из наиболее актуальных проблем в
системе дополнительного образования является оценка
результативности деятельности педагога. Что следует считать
критерием оценки его работы: достижение высоких результатов
воспитанниками в овладении умениями и навыками, развитие
их творческих возможностей, формирование нравственных
качеств личности? Как оценивать объект (УДО, педагог, ребёнок)
в комплексе? Здесь следует учитывать потенциальные
возможности рассматриваемых объектов, нереализованные в
силу каких-то причин или ограничений. Оценку возможностей
объекта необходимо интегрировать с оценками его деятельности
и полученных результатов. Методологией исследования и
решения таких проблем должен стать системные анализ [51].
Сегодня существуют различные подходы к этим проблемам.
28




2. Назначение, цели, функции и задачи
учреждений дополнительного образования детей

В деятельности учреждения дополнительного
образования важным компонентом выступает управление,
обеспечивающее целенаправленную работу всех субъектов
педагогического процесса по функционированию и развитию
системы; создание гибких организационных структур и
многообразных образовательных и развивающих программ.
Управленческая деятельность сегодня также претерпевает
изменения: авторитарное администрирование уступает место
демократическому характеру, делегированию управленческих
полномочий педагогам.
Важная идея по формированию педагогической системы
высказана КОВАЛЬ М.Б. Она предложила термин
“образовательное пространство”, где осуществляется
специальная деятельность различных систем по развитию
личности. Сложное, многоуровневое образовательное
пространство служит связующим звеном всех факторов,
взаимодействий субъектов образования, в их числе и учреждения
дополнительного образования. Оно является открытой
социально-образовательной системой, его “открытость” диктует
необходимость оценивать результаты своей работы не только
внутри учреждения, но и в социально-культурной среде [23].
В последнее время программно-целевому подходу в
управлении общеобразовательной школой уделял внимание
целый ряд исследователей. Среди них ПОТАШНИК М.М.,
ТРЕТЬЯКОВ П.И., ШАМОВА Т.И., ФИШМАН Л.И. и др., а в
отношении учреждений дополнительного образования эта тема
освещалась явно недостаточно.
Невозможно объективно оценивать результаты, если нет
29


строгой целевой декомпозиции на каждом иерархическом уровне
СДО. Прежде чем оценивать результаты системы, её следует
спроектировать. А начинать надо с определения назначения
системы, установления целей и выбора задач.
На этом аспекте проблемы, открывая Ярославскую
конференцию, остановился в своём выступлении БРУДНОВ А.К.
(Москва, начальник отдела дополнительного образования
Минобразования РФ) [8]: «Что содержит в себе дополнительное
образование, когда вместе мы пытаемся проектировать его лицо,
выстраивать перспективы, а самое главное - вместе
реализовывать свою личность, свой профессионализм в работе
с детьми в столь важной сфере образования, как образование
личностно-ориентированное, образование свободное,
образование во имя самого ребёнка. К такому образованию мы
относим дополнительное образование, нисколько не
преуменьшая роль других сфер образования.
…Заслуга наших предшественников заключается в том, что
во внешкольной работе было замечено рациональное зерно,
которое получило поддержку государства, и государство
целенаправленно выстраивало систему образования,
ориентированного на личность; образование, которое, прежде
всего, решало задачи воспитания личности, её духовности,
увлечённости.
…Отличительность сети учреждений дополнительного
образования детей от других образовательных учреждений
заключается в том, что мы проходим с ребёнком другой
образовательный путь. Мы не только даём ему поддерживающую
информацию; главное - мы включаем его в деятельность. Когда
ребёнок осваивает ту или иную область человеческой
деятельности, человеческого знания, приобретает умения и
навыки, вглядывается в мастерство рук, в совершенство своего
педагога, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и свой
30



выбор осваивать. Право ребёнка на выбор реализовано в
дополнительном образовании от самых истоков, рождавших эту
подсистему образования. Иначе мы и не мыслим себе её
деятельность, её основы.
… Главное в нашей системе - это воспитание ребёнка,
воспитание увлечённости предметом той деятельности, которой
он отдаёт предпочтение. Наше отличительное свойство - в
приоритете воспитания. Если внимательно посмотреть на
программы, которые реализуются в дополнительном
образовании детей, то можно увидеть, что до 80% программ –
практико-ориентированных. Это тем более важно сегодня, когда
в общем образовании из-за экономических и прочих трудностей
сворачивается этот практико-ориентированный компонент, а у
нас ребёнок имеет возможность и делать, и наблюдать, и
обобщать, и извлекать знания в процессе взаимодействия с
предметами труда.
…Согласно перечню Министерства образования в
системе дополнительного образования детей выделены 10 видов
учреждений, а внутри каждого вида многообразие определяется
направленностью реализуемых образовательных программ:
технических, экологических, социальных и других - до 15
направлений, которые имеют, в свою очередь, собственные
модификации. Поэтому очень непросто сделать критериальный
ряд, который удовлетворял бы все типы и виды учреждений
дополнительного образования детей».
Кандидат педагогических наук ЧЕПУРНЫХ Е.Е.
(заместитель министра образования РФ) выделяет [62] среди
функций детских организаций специфические однородные
задачи, которые определяют содержание деятельности детских
организаций, раскрывают и развивают цель, реализуемую
участниками объединения. Она особо отмечает специфические
для СДО социально-педагогические функции, свойственные
31


детским организациям. Под ними понимаются функции,
регулирующие социальные отношения детей и способствующие
созданию условий для их социального благополучия, К
социально-педагогическим относятся: функции социальной
защиты, формирования социальной грамотности, коррекции
социального поведения и социальных связей, профилактики
асоциального поведения, социальной реабилитации.
Формулировку целей деятельности УДО предложил
ГАЙНУТДИНОВ Р. М. (Ярославль, директор Центра «Лад»),
который представил мнение творческой бригады на секции
“Проблема сущности результата в системе дополнительного
образования”. Провозглашается [53], что при анализе результатов
деятельности учреждения или педагога необходимо исходить из
целей, которые из целей-значений, одобренных обществом в виде
социального заказа, перешли бы в цели-смыслы, принятые
педагогом или коллективом. Разработано взаимосоответствие
двух классов целей (см. приложение, табл. 2).
В ходе работы группы было предложено также
классифицировать цели деятельности по известной философской
триаде. Они могут быть [53]:
- общими для всех видов учреждений;
- специфическими для определенных их видов;
- индивидуальными для каждого отдельного заведения.
По нашему мнению, в число элементов рассматриваемой
СДО обязательно следует включить педагога и ребёнка, у которых
также имеются свои цели. Для чего предназначена СДО?
Безусловно, это коренной вопрос концепции. Без ответа на него
нельзя говорить об оценках и критериях. Своё мнение о
назначении, целях и задачах СДО, её структуре авторы высказали
в шестом параграфе.
Как отметил кандидат педагогических наук
УСПЕНСКИЙ В.Б. (профессор ЯГПУ им К.Д. Ушинского,
32



г. Ярославль), помочь молодому человеку отыскать счастье - одна
из задач учреждений дополнительного образования. Важной
составляющей этой задачи является профессиональная
ориентация. Она должна быть одной из целевых функций этих
учреждений. «В деятельности с элементами профессионального
труда учащийся имеет возможность глубоко познать себя,
определить наличие, отсутствие, уровень развития
профессионально значимых качеств, т.е. заняться самоанализом»
[59].
Методологической базой исследований, которые провела
КОВАЛЬ М. Б., является системный подход [51]. Цель и
результат управления у ней обращены на ребёнка, на создание
условий, необходимых для развития творческого потенциала
личности педагога. Объектом управления являются структурные
подразделения учреждения. Важно подчеркнуть, что управление
реализуется на трёх взаимосвязанных уровнях [23]:
а) стратегическом (деятельность директора во
взаимодействии с региональными управленческими структурами
по определению социального заказа и выработке нормативно-
правовой базы);
б) тактическом (работа директора и его заместителей,
руководителей подразделений по разработке программ развития
УДО, Устава, программ отделов и др. и по обеспечению
внутреннего контроля);
в) оперативном (включение, наряду с руководителями,
педагогов дополнительного образования в реализацию
функций управления).
Оценка эффективности и действенности управления
учреждением дополнительного образования - это не только
информация об обратной связи управленческой деятельности
руководителей, но и средство достижения прогнозируемых
целей. Оценка возможна при учёте уровней реализации
33


функций управления на каждом этапе его осуществления.
Современный подход к критериям оценки эффективности
управленческой деятельности основывается на расширении и
уточнении функций управления, которые включают:
информационно-аналитическую, мотивационно-целевую,
планово-прогностическую, организационно-исполнительскую,
контрольно-диагностическую, коррекционно-регулятивную.
Кандидат биологических наук ВИКУЛОВ А.Д. (доцент
ЯГПУ им К.Д. Ушинского, г. Ярославль) акцентирует внимание
на одной из задач любого образовательного учреждения –
формировании здорового образа жизни с малых лет через
естественный двигательный потенциал ребёнка [47, стр.51].
На настоящий момент, по его мнению, достаточные
педагогические условия для решения этой задачи имеются лишь
в государственной системе дополнительного образования, и
только в рамках этой системы сегодня возможно решение задач
по управлению естественным двигательным потенциалом детей
и подростков.
Речь идёт о “выращивании” здорового человека. Школьная
многочасовая “сидячая жизнь” не способствует формированию
здорового ребёнка. К сожалению, глобальные диспансеризации
показывают, что лишь незначительная часть учеников выходит
из школы здоровыми. Особенно заметной становится эта
проблема на медицинских комиссиях при осмотре призывников
в военкоматах.
34




3. Результат, качество, эффективность
(проблема терминологии)

У большинства авторов применяются разные варианты
трактовки и определения результата, и качества. Поэтому для
начала необходимо уточнить общие понятия того и другого,
поскольку оба термина являются коренными в рассматриваемой
проблеме.
Доктор педагогических наук ТИТОВА Е. В. (РГПУ
им. А. И. Герцена, г. С-Петербург,) понимает под результатом
прямые следствия состоявшейся деятельности и поведения её
участников[55]. Под качеством - характеристику реального
состояния осуществляемой деятельности относительно
установленных эталонов (стандартов, нормативов, норм). Она
отмечает, что понятие “качество” может быть применимо как к
самой деятельности, так и к её результатам. В одном случае будет
идти речь о качестве деятельности, в другом - о качестве
полученных результатов.
Поэтому под деятельностью учреждения дополнительного
образования следует иметь в виду согласованное упорядочение
различных видов деятельности (педагогической, управленческой,
методической, информационной, издательской, рекламной,
обслуживающей и др.), осуществляемой индивидуальными и
совокупными субъектами (микропедколлективами отделов,
студий, клубов и других творческих коллективов), входящими в
состав, структуру конкретного учреждения.
Относительность рассмотрения качества и результатов
деятельности учреждений дополнительного образования Титова
Е.В. иллюстрирует в табл.3 [55].
Из этой таблицы следует характерный для системного
35


подхода вывод. Оценку эффективности можно осуществлять
лишь после анализа целевой декомпозиции всех иерархических
уровней СДО [51].
Основными критериями эффективности реализации
социально-педагогических функций детских организаций
Чепурных Е. Е. называет [62] : коммуникативный
(защищённость ребёнка от негативного общения);
дидактический (отсутствие дидактической деятельности,
наносящей вред ребёнку, его физическому и моральному
здоровью); прогностический (отсутствие действий, которые
впоследствии могут нанести вред ребёнку); интегративный
(мотивационно-ценностное отношение ребёнка к
взаимодействию с социумом).
По мнению Титовой Е.В., цель отражает результат
мыслимый, предвосхищаемый, прогнозируемый, планируемый
и, в определенном смысле, идеальный. Этот образ желаемого
результата (иначе можно сказать - результат-образ) рождается,
формируется, строится, создаётся и существует, прежде всего, в
сознании субъекта деятельности. Он может получать либо не
получать адекватное вербальное отражение.
Кроме того, есть основание предполагать, что результат-
реальность (реальные последствия осуществленной
деятельности) может содержать две части: предсказуемую, или
предвиденную, совпадающую с результатом-образом полностью
или частично, и непредсказуемую, т.е. непредвиденные
последствия деятельности. Соотношение этих двух частей
полученного результата характеризует степень осознанности,
прогностичности и целенаправленности деятельности [51, 56].
Это определяет подход к оценке результата.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign