LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Родиченко М.А.
Гончаренко Г.М., руководитель
Программный комплекс "Химия"
В настоящее время одна из самых сложных специальностей - профессия учителя. Ведь на его плечи ложится тяжёлое бремя обучения подрастающего поколения. Порой учителю того или иного предмета за урок приходится проверять домашний материал, проводить тест или самостоятельную (контрольную) работу, объяснять новую тему. Иногда учителю не хватает времени, ему требуются помощники, поэтому я решил написать программный комплекс-помощник по химии.
Программа будет тестировать учащихся по теме "Решение задач окислительно-восстановительного характера". Это поможет учителю проверить умение ученика уравнивать примеры электронного баланса. Я выбрал именно эту тему, потому что это - база химии, то, что должен знать каждый ученик. Причём программный комплекс будет не только тестировать, но и ставить оценку в журнал (компьютерный журнал). Учитель в любое время может просмотреть оценки ученика, создать новый классный журнал, внести в список нового ученика и многое, многое другое. Мой ПК достаточно функционален и сможет помочь учителю в его трудной работе.
В процессе работы над моим программным комплексом я улучшил свои знания в области динамического программирования, работы с файлами и модулями. Я создал свой программный интерфейс, состоящий из простого (на взгляд пользователя) меню, окон, содержимое которых можно просматривать с помощью известных всем клавиш-стрелок. Также я предусмотрел вариант изменения опций, то есть учитель сам может создавать задания, вводить проценты правильных ответов, необходимые для той или иной оценки. Одним словом, мой программный комплекс доступен широкому кругу пользователей.
С другой стороны, мою программу можно улучшить, создав, например, модуль, отвечающий за решение задач на избыток-недостаток. Другими словами, учитель сможет тестировать ученика по двум и более темам.
И, наконец, мой программный комплекс имеет практический характер. Это действительно полезная программа, помогающая учителю оценивать знания учеников.

СЕКЦИЯ "АТМОСФЕРА"
Скворцов Р.Н.
Некрашевич Е.А., руководитель
Оптические явления в атмосфере
Первые представления древних ученых о свете были весьма наивны. Считалось, что из глаз выходят особые тонкие щупальца и зрительные впечатления возникают при ощупывании ими предметов. Тогда под оптикой понимали науку о зрении. Именно таков точный смысл слова "оптика". В средние века оптика постепенно превратилась из науки о зрении в науку, о свете, этому способствовало изобретение линз и камеры-обскуры.
Сейчас оптика - это раздел физики, в котором исследуются процессы испускания света в различных средах, его взаимодействие с веществом.
Меня заинтересовали оптические явления, так как они часто встречаются в практической жизни и в природе. Удивительно, насколько велика роль оптики в развитии современной физики. Возникновение двух наиболее важных и революционных физических теорий ХХ столетия (квантовой механики и теории относительности) в существенной мере связано с оптическими исследованиями.
Оптика - один из древнейших разделов физики: ведь людей с незапамятных времен привлекали солнечные лучи и волновала загадка зрения. И вместе с тем оптика - одно из наиболее бурно развивающихся направлений современной физики.
Современная оптика характеризуется множеством интереснейших научно-технических направлений: пикосекундная оптика, фотобиология, голография, радиооптика, волоконная оптика, спектроскопия, молекулярная, когерентная, волновая и геометрическая оптика.
Особый импульс оптические исследования получили в последние четыре десятилетия в связи с появлением лазерных технологий.
Удивительный мир оптических явлений, которые мы можем наблюдать в окружающей нас природе, по моему мнению никого не может оставить равнодушным. Приоткрыв завесу тайн происхождения множества явлений, хочется узнавать о них больше и больше. Ведь такие явления, как радуга, миражи, галло, хочется понять и объяснить суть их возникновения.
Многолетние, кропотливые труды, опыты, исследования многих ученых, систематизировавших удивительные природные явления в необычайно стройный и увлекательный раздел физики - оптику, помогли мне понять и осмыслить многие загадочные явления природы, приводившие в восторженный ужас людей, живших до объяснения законов оптики. А когда становятся понятными такие прекрасные и сложные явления, хочется все дальше идти по пути познания. Ведь со знанием приходит и понимание того, что физика - это не только сухая строгая наука цифр и формул, но и окно в бесконечно богатый и красивый окружающий нас мир, порой стройный и последовательный, а порой парадоксальный и противоречивый.

Каминский А.И.
Борисова М.О., руководитель
Проблема глобального потепления
Тема глобального потепления актуальна на сегодняшний день. Многие учёные затрагивают проблемы глобального потепления и его последствия. Человечество задаётся такими вопросами, как: пойдёт ли на пользу глобальное потепление или нет, стоит ли бояться этого явления или это просто ещё один катаклизм природы, как скоро это произойдёт и произойдёт ли вообще, какие будут последствия? Но кроме этой проблемы есть ещё и много других экологических проблем, многие из которых взаимосвязаны и некоторые из них связаны с глобальным потеплением, которое приближается. Ведь если мы сейчас не задумаемся и не придумаем решения этих проблем, и не реализуем эти решения, то, что останется следующим поколениям после нас?
Возможные последствия глобального потепления климата многоплановы и взаимосвязаны, они затрагивают многие стороны жизни и деятельности человека. Несмотря на неопределенность многих климатических прогнозов, тенденции современного потепления климата очевидны. Его проявления будут разными в различных регионах планеты. Не все изменения имеют отрицательный характер, некоторые из них могут оказаться полезными для людей. Вопрос состоит лишь в том, сможет ли человек эффективно адаптироваться к ним и научиться жить в изменившейся окружающей среде?


СЕКЦИЯ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Перова А.Г.
Маянков Ю.В., руководитель
Культура народа Майя
На мой взгляд, народ майя наиболее высокоразвитый, оригинальный, таинственный среди народов Мезоамерики. Эта удивительная цивилизация выросла без каких-либо предшественников, питаемая своеобразными, собственными корнями. Именно поэтому для реферата я выбрала тему "Культура народа майя".
Основная часть моей работы начинается с рассказа о верованиях майя, поскольку религия - это своеобразный фундамент для развития всех сторон культурной жизни человечества.
Во всем многочисленном пантеоне майя выделяются наиболее значимые божества: верховный бог Ицамна, Кими, бог смерти, Чаак, бог дождя и молнии, богиня Луны и родов Иш Чель, бог маиса, бог жизни и плодородия. В эпоху влияния тольтекской культуры, объектом культа стал бог Кецалькоатль (пернатый змей), которого майя назвали Кукулкан.
Боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Отсюда идея об исключительной важности любой формы жертвоприношений. Майя были убеждены, что так достигались реальная взаимосвязь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.
Для записи цифр майя использовали точки и черточки. Но, наверное, главным достижением майя является то, что они ввели понятие нуля на сотни лет раньше, чем это было сделано в других высокоразвитых цивилизациях.
Майя пользовались двумя календарями. В первом год состоял всегда из 260 дней и назывался "тцолкин", а во втором "нечетный год" состоял из 365 дней.
Существенным различием между древними индейцами и Европой Темных Веков является то, что майя были опытными астрономами. Свой счет времени они вели от "Рождения Венеры", то есть от появления этой планеты на звездном небе. Причем жрецов интересовали не столько повседневные сведения об этой планете, сколько средний цикл ее вращения за длительные периоды времени.
Наиболее ярким архитектурным стилем является Пуук. Для него характерны строения в форме многоуровневой пирамиды, гребни в верхней части фронтона, мозаичный декор из камня. В период этого стиля строители открыли бетон из щебня, связанного известковым раствором.
Колоритна и живопись майя. Принимая во внимание мистицизм и религиозные чувства народа, художники делали акцент на характеристики, которые, по их убеждению, принадлежали сверхъестественным существам.
Скульптуры майя носили ритуальный, мифический, исторический или символический характер и очень часто сопровождались календарными глифами.
Религиозный характер искусства майя особенно ярко проявляется в великолепной расписной керамике этого народа. Многие расписные сосуды из богатых гробниц майя содержат изображения богов подземного мира, чудовищ, мифологических существ.
Далее в своем реферате я рассказываю о наиболее ярких культурных центрах майя. Это города Ушмаль, Чичен-Ица и Паленке.
Ушмаль - лучший из юкатанских городов по художественному уровню. Самые интересные здесь здания - "Пирамида Чародея" (высокое, округлое сооружение с очень узкими ступенями, в целом представляющее собой как бы каменное изображение бога дождя Чаака), "Дворец Правителей" и постройка, называемая из-за обращенных лицом во внутренний двор зданий "Женским монастырем".
Чичен-Ица - один из самых больших и великолепных церемониальных центров культуры майя.
Главной достопримечательностью города является "Пирамида Кукулкана". На каждой из четырех лестниц 91 ступень, то есть всего 364. Последняя, 365-я (последний день "нечетного года") находится на вершине пирамиды, перед святилищем Кукулкана.
Паленке - еще одна историческая загадка Мексики. И хотя это вовсе не самый большой город майя, археологи и туристы признают его самым красивым из них.
Центр города образуют "Дворец", "Храм Надписей", "Храм Креста", "Храм Лиственного Креста", "Храм Солнца". (Современные названия трех последних храмов произведены от главных мотивов алтарных плит, находящихся внутри святилищ.)
В 1952 г. мексиканец А.Рус обнаружил в "Храме надписей" великолепную, ни с чем не сравнимую гробницу. Перед глазами ученого предстала усыпальница неописуемой красоты. Но наибольший интерес представляла крышка саркофага.
Скульптурная каменная плита сплошь покрыта резьбой. На боковых ее гранях вырезана полоса из иероглифических знаков, среди которых есть и несколько календарных дат, относящихся к VII веку н. э. На наружной поверхности плиты запечатлена глубоко символическая сцена.
Мне понравилось изучение данной темы, поскольку цивилизация майя оригинальна и неповторима. В ходе работы я расширила свое представление о культуре этого народа. И я надеюсь, что мой реферат будет полезен не только преподавателям истории и культорологии, но и учащимся, интересующимся культурой цивилизаций Мезоамерики.

Поляков А.А.
Маянков Ю.В., руководитель
Ритуальное оформление религии
Богослужение, в более широком смысле, поклонение божеству, есть ответ человека тому, что воспринимается им как священное. К типичным формам ответа священному относятся разнообразные культовые акты: ритуальные действа, молитвы, танцы, экстатическая речь, воздавание почестей различным личностям и объектам; церемонии, безмолвная медитация, церковная музыка и пение. В представлении верующих небесный мир вознесен высоко над земным и удален от него, но его реальность и мощь привлекаются в земной мир благодаря актам поклонения и через них. Субъект поклонения в этих актах переносится из земного мира в небесный или чувствует, что небесный мир опустился на землю.
С точки зрения верующих, изменение происходит благодаря возвращению субъекта в акте поклонения к примордиальному времени, в сферу, в которой достигается единство и блаженство. Публичные ритуальные действа часто включают в себя рецитацию мифов о сотворении мира или о его начале; подобная рецитация переносит поклоняющегося из времени и обстоятельств повседневной жизни в примордиальную эпоху, к началу существования мира. Результатом становится возрождение самого мира и субъекта поклонения вместе с ним.
Главная функция поклонения - установление и поддержание связи между человеком и священным.
К поклонению, особенно в древних обществах, относились весьма заинтересованно, потому что его требовало уже само продолжение жизни. В обществах первобытных охотников и собирателей непрерывность добывания пищи зависела от осуществления ритуальных актов, направленных на обеспечение средств поддержания жизни. В земледельческих обществах бытовало представление о связи плодородности почвы с ритуалами, обеспечивающими обильные урожаи (например, в сирийской и палестинской религиях). В государственных религиях (например, религия Древнего Рима) сохранение общества во времена кризисов рассматривалось как зависящее от соответствующих актов поклонения, с помощью которых мощь сакрального концентрировалась на конкретных общественных нуждах.
Земное царство понималось как отображение царства небесного. Само по себе поклонение также имело свой небесный архетип; образы богов и богинь моделировались согласно представлениям об их роли в небесном месте поклонения.
Религиозные истины становятся органической частью самого существования группы, воплощаясь в искусстве, музыке. Исследования функционирующих в наши дни религиозных групп вскрывают множество сходных черт в их верованиях. В некоторых общинах участие женщины в актах поклонения полностью исключено, хотя дискриминация женщин в религиозном плане в последние десятилетия подвергается критике, и в этом положении намечаются изменения. Большинство религиозных общин и большинство верующих людей рассматривают сочетание публичных и индивидуальных форм поклонения как оптимальный вариант духовной жизни.
Некоторые религии понимают поклонение, прежде всего как служение единому божеству, Богу в иудаизме, христианстве и исламе, Амитабха-Будде в буддизме махаяна. Поклонение обычно происходит в определенное время и в определенном месте. Поэтому значение религиозного календаря для общины огромно: акты поклонения связаны с критическими периодами в ее жизни. Поклонение осуществляется в строго определенных местах. Эти места становятся почитаемыми и пригодными для богослужения благодаря наблюдавшимся здесь явлениям священного. Иногда это бывают одновременно и места, обладающие особым природным и историческим значением для данной общины: родники, реки, деревья, у которых члены сообщества собирались для обсуждения своих дел, холмы и горы, защищавшие племя от вражеских набегов, и. т. д. В различных религиозных сообществах поклонение опирается на многообразные виды деятельности .и вспомогательные объекты. Как правило, всякое поклонение предполагает наличие алтаря - земляного, каменного (хотя бы простого камня без инструментальной обработки) или металлического. Обычно на алтарь возлагаются приношения - зерно, скот, фрукты, цветы.
Среди прочих важных разновидностей деятельности человека в процессе поклонения можно назвать следующие: молитвы, индивидуальные и публичные проповеди и поучения, обычно сопровождающие поклонение; активнее молчание. По мнению Ф.Шталя простые обряды в древнейшую эпоху имели реальную цель - добычу еды, защиту от врагов и злых духов. Ритуальное поведение, установленное и зафиксированное религиозной традицией, наблюдается повсеместно на протяжении всей истории человечества. Некоторые авторы считают первичным и определяющим фактором ритуал, некоторые - миф. В ряде случаев различие между ритуалом, мифом и системой верований настолько стерто, что ритуал рассматривается как целостность, включающая в себя миф или веру. Как бы ни интерпретировать ритуал, - это, прежде всего, символическое, внерациональное поведение.
Данная тема выбрана мной по причине её актуальности в современном мире. Религий и обряды в мире играют одну из важнейших ролей, так, каждое государство в мире имеет свою религию, также есть страны, в которых религия - есть основа государства. Сегодня в мире всё больше новых течений в религии, а также возрастает интерес к религии и её течениям. Религия - это реальная сила в современном мире, не понимая и не контролируя которую, нельзя не избежать конфликтов.
При составлении данной работы, мною было изучено множество различных верований, также получен огромной опыт по вопросам религии и религиоведения.

Голованов И.Е.
Маянков Ю.В., руководитель
Религизация философии Китая
На протяжении многих веков и до нынешнего времени основными религиями в Китае являются буддизм, заимствованный из Индии в конце II века н. э.; конфуцианство и даосизм, развившиеся из философских учений.
Таким образом, основной особенностью исконно китайской религии является ее философская основа. В своем реферате я рассмотрел положения названных философских учений и процесс формирования на их основе религиозных систем.
Основными составляющими всякой религии, по общепринятому мнению, считаются высшая сакральная ценность, личность создателя; священные канонические тексты, излагающие сущность мировоззрения данной религиозной системы; и каким-либо образом организованные последователи данного мировоззрения. Попытаемся рассмотреть эти три составляющие на примере китайских религиозных систем.
Конфуцианство
Основателем конфуцианства считают Конфуция (Kong Fuzi (???) или Kongzi (??) по-китайски). Конфуций жил в 6-5 в. до н.э. в царстве Лу, которое было одним из наиболее развитых и типичных для той эпохи: власть правителя пришла в упадок и царство было поделено между тремя владетельными князьями. В возрасте 30 лет Конфуций организовал частную школу и занялся просветительством юношества, став первым в истории Китая профессиональным преподавателем. Постепенно школа Конфуция приобрела большое влияние в Древнем Китае, его ученики заняли крупные должности в различных китайских царствах.
В чем же заключались эти идеи конфуцианства? Прежде всего, это - Пиетет перед идеализированной древностью, когда правители отличались мудростью и умением, чиновники были бескорыстны и преданы, а народ благоденствовал.
В центре учения Конфуция находится доктрина цзюньцзы (??), то есть совершенного, благородного мужа, который должен обладать пятью добродетелями wude (??): гуманностью ren (?), благопристойностью li (?), долгом yi (?), мудростью zhi (?) и верностью xin (?). Надо отметить, все "пять добродетелей" - полноценные философские категории и их значение гораздо шире переводов терминов. Так, в понятие ren Конфуций включал скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям и многое другое.
Конфуций сформулировал и основы социального порядка, одной из важных основ которого было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь - это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Общественной нормой поведения в Китае стало xiao (?) - сыновняя почтительность. Конфуцианский культ предков и нормы xiao способствовали расцвету культа семьи и клана. Символами их единства были родовые храмы предков с могильными и храмовыми землями.
Рассмотренные аспекты теории и практики конфуцианства не исчерпывают всего того, что включало в себя это учение. Но именно они были главными в конфуцианстве, им суждено было сыграть решающую роль в судьбах Китая.
Превращение стало поворотным пунктом, как в истории этого учения, так и в истории Китая.
В эпоху Хань (к. III в. до н.э. - н. III в.н.э.) конфуцианство стало официальной идеологией. Опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати de конфуцианство выработало постулат, по которому правитель получал божественный мандат ming (?), на право управления страной. Отступая от принятых норм (выражением чего был произвол власти, экономический упадок, социальный кризис и т.п.), правитель терял de и право на мандат. Начиная с эпохи Хань, конфуцианские чиновники не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры были общепризнанными, превратились в смысл истинно китайского. Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был быть конфуцианцем.
Превращение конфуцианства в официально принятое учение повлекло за собой унификацию древних текстов, утверждение списка канонических книг и становление культа Конфуция по модели культов божественных персонажей, c оформлением соответствующей литургии (церемонии жертвоприношения Конфуцию и его ученикам). В начале VI века был воздвигнут первый храм, посвященный Конфуцию, а в эпоху Мин утвердилась стандартная иконография Конфуция: в виде величественного густобородого старца в парадном одеянии, близком к императорскому облачению, с чиновничьей шапочной на голове.
Таким образом, если в древнем конфуцианстве религиозный элемент был лишь намечен. То со временем оно приобрело функциональные черты религиозной системы.
Однако можно ли считать конфуцианство религией?
В конкретных условиях китайской империи конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции официальной государственной идеологии. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало бoльшим, чем просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - то есть основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации.
Как было показано, конфуцианство, действуя преимущественно в сфере социально-семейных отношений, господствовало лишь в общественной жизни. Конфуцианские цзюньцзы должны были обращать как можно меньше внимания на сферу чувств, которая считалась проявлением низшего, животного начала. И именно даосизм с его культом простоты, естественности, отсутствия желаний и обязательств предоставлял наибольший простор для свободы личности. Существует мнение, что каждый китайский интеллигент, в социальном плане конфуцианец, в душе немного даос.
Даосизм
Даосизм как философская доктрина появился в Китае примерно одновременно с конфуцианством, в середине I тысячелетия до н. э. Вначале это учение никак не было связано с религиозными верованиями, популярными суевериями и обрядами. Социальным идеалом ранних даосов была природная простота и естественность, уход от всяческой суетности, страстей и желаний. Так было положено начало институту аскетов-отшельников, уходивших далеко от людей, обычно в горы. Там первые даосы и проводили свою жизнь, окруженные ореолом мистики и святости. Главным и основополагающим сочинением даосизма является трактат "Daodejing"("???"), автором его считается Лаоцзы, который был старшим современником Конфуция. Однако существование личности Лаоцзы подвергается сомнению. Согласно учению Лаоцзы, основой основ природы и общества, всей Вселенной является великое dao (?). Это
все и ничто. Никто не создал dao, но все происходит от него
и возвращается к нему. Великое, всеобъемлющее dao порождает все, но все это проявляется лишь через посредство de(? )добродетели. De - конкретное качество dao, средство его обнаружения.
Существует две противоположные трактовки учения Лаоцзы: одни видят в этом учении материализм, другие (их большинство) - бескрайний идеализм и мистику. Если даже и согласиться с фактом наличия в "Даодэцзин" некоторых материалистических положений, то мистики в нем во много раз больше. Уже в самом трактате Лаоцзы были заложены основы для перерождения даосской философии в религию.
Двумя другими наиболее известными трактатами даосского направления были "Zhuanzi" и "Liezi", названые по именам их авторов. Первыми из китайских мыслителей они уделили большое внимание проблеме жизни и смерти, бытия и небытия. Так, в трактате "Чжуанцзы" много говорится о даосском принципе wuwei (??), который означает примерно следующее: не делай ничего - и не будет ничего несделанного, все сделается само собой, в результате естественного хода закономерно обусловленных событий.
Из всех положений философского даосизма сохранили свою силу и получили дальнейшее, развитие и влияние на умы многих поколений китайцев три основных момента, которые составили теоретическую основу религиозного даосизма (??). Это учение о dao; учение об относительности бытия, жизни и смерти и о возможности длительной жизни, достижения бессмертия; принцип wuwei.
Основой же обрядовой стороны, культов религиозного даосизма стали народные верования, суеверия и обряды. Даосские философы целенаправленно переработали народные мифические сюжеты в плане приспособления их для оправдания и подкрепления нарождавшегося тогда религиозного даосизма. Характерены в этом отношении мифы о Хуанди Паньгу, Сиванму. История трансформации даосами мифа о Сиванму имеет прямое отношение и к одному из главных, кардинальных догматов религиозного даосизма - к учению о бессмертии. Именно с пропаганды этого учения фактически берет свое начало даосизм как религия.
Даосские проповедники, развивая свое учение, сделали ряд важнейших изобретений человечества: описывая способы достижения бессмертия, они изобрели компас; создавая волшебные талисманы, эликсиры и пилюли - порох; именно на даосском учении основана знаменитая китайская медицина.
Таким образом, религиозный даосизм возник на рубеже нашей эры в качестве своеобразной реакции на официальную конфуцианскую идеологию и санкционированные конфуцианством образ жизни, формы социальной структуры. Он возник в результате синтеза некоторых интерпретированных в мистическом духе сторон философского даосизма и многочисленных народных верований, культов, мифов и суеверий.
В своем реферате я постарался показать становление, развитие, трансформацию и роль в обществе двух наиболее авторитетных философских систем в Китае: конфуцианства и даосизма, обе из которых в процессе развития стали выполнять роль религии. Другими словами, произошла религизация философии, что является особенностью именно китайской идеологии.
При всей своей несхожести конфуцианство и даосизм сыграли огромную роль в истории китайской цивилизации, предопределили ход развития китайского общества, и если конфуцианство формировало взаимоотношения человека в обществе, то даосизм был незаменим для совершенствования самого человека.







Добринец Д.В.
Чебанова Т.С., руководитель
Тема семьи в русской классической литературе
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители.
А.С. Макаренко

Человек - своего рода дерево, а оно, как известно, не способно жить без корней. Для людей такими корнями является семья. Тема семьи актуальна во все времена, потому что она глубоко нравственна. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие иногда порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные всем по произведениям "Горе от ума" А.Грибоедова или "Отцы и дети" И.Тургенева.
Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но ведь не зря говорят: "Каков батька, таковы и детки". Именно поэтому никому не следует становиться Иванами, не помнящими родства; страшно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее.
Однако семья - это не только отцы и дети и их разногласия, это ячейка общества, которая показывает не только отношения между членами семьи, но и является своеобразным зеркалом общих социально-исторических условий.
Может быть, именно поэтому тема семьи по сей день остается актуальной, но в силу изменения общества постоянно приобретает новые оттенки и направления.
В реферате я показала это на примере некоторых произведений XIX века, в которых, как мне кажется, семейная тема раскрыта наиболее интересно и наглядно. В работе использованы статьи Б.Эйхенбаума, Ю.Айхенвальда, А.Ельчальникова и других критиков.
В работе приведены примеры не только классических литературных семей, но и тех, которые, на мой взгляд, были бы интересны читателям. Очевидно, что не все семьи, представленные здесь, могут называться этим поистине святым словом. Произведения, на примере которых рассматривалась тема, расположены в хронологическом порядке, поэтому можно проследить, как менялись взгляды на семью со временем.
Конечно, эта работа не была полностью самостоятельным исследованием. Здесь, скорее всего, анализ критических статей, опубликованных на эту тему.
На самом деле про семью написано уже немало, и я со своей работой не стала пионером и не открыла Америку: просто мне самой было интересно читать и перебирать материал по этой теме (а его, поверьте, очень и очень много), поэтому я взяла на себя смелость отобрать все самое важное, нужное и любопытное, на мой взгляд, и уже в готовом виде представить это публике.
И не случайно к реферату взят такой эпиграф: ведь всем известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность создается и растет в домашней атмосфере. Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом души, и родители - первые люди, вносящие свой вклад в его формирование.

Семенкова С.С.
Чебанова Т.С., руководитель
Особенности творчества Анны Ахматовой
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия- поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.
Анна Андреевна принадлежит к числу поэтов, красота и многозначность созданий которых могут раскрыться только при неоднократном к ним возвращении. Отдельные ее строки, строфы и целые стихотворения запоминаются и принимают самое деятельное участие в нашей духовной жизни, преображая ее. А для того, чтобы наиболее точно выявить всю прелесть, красоту и неповторимость произведений Ахматовой, необходимо разобраться в ее творчестве, изучить особенности языка, проблематику, провести целостный анализ произведений, что я и попыталась сделать в своей работе.
Любовь, Россия и вера - это три главные темы ахматовской поэзии. Быстрая и широкая популярность Ахматовой вначале могла казаться несколько подозрительной. В мире, насыщенном сложной и высокой поэзией русского Серебряного века, вдруг прозвучало что-то очень простое. Это была женская лирика о любви и влюбленности, об изменах и верности, о боли и радости, о встрече и разлуке. Женская лирика о любви и почти только о любви совершила нечто насущное в самой русской поэзии, очищая ее изнутри и указывая ей как раз тот путь, который она всей своей мистической взволнованностью, всей своей болью искала.
И вот простые женские любовные стихи Ахматовой, такие, казалось бы, "незначительные" на фоне всех взлетов и крушений, в атмосфере этого мистического головокружения, на деле были возвратом к правде - той простой человеческой правде о грехе и раскаянии, боли и радости, чистоте и падении, которая одна имеет в себе силу нравственного возрождения.
Вызывало недоуменное восхищение и странное немногословие ее любовной лирики, в которой страсть походила на тишину предгрозья и выражала себя обычно лишь двумя - тремя словами, похожими на зарницы, вспыхивающие за грозно потемневшим горизонтом. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным нервом, ее идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. Герцен сказал однажды как о великой несправедливости в истории человечества о том, что женщина "загнана в любовь". В известном смысле вся лирика (особенно ранняя) Анны Ахматовой "загнана в любовь". Но здесь же, прежде всего, и открывалась возможность выхода. Именно здесь рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики двадцатого века. В ее поэзии есть и "божество", и "вдохновение". Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер."Великая земная любовь" - вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно она заставила по-иному - уже не символистки и не акмеистски, а, если воспользоваться привычным определением, реалистически - увидеть мир.
Несчастной любви и ее страданиям принадлежит очень видное место в содержании ахматовской поэтики - не только в том смысле, что несчастная любовь является предметом многих стихотворений, но и в том, что в области изображения ее волнений Ахматовой удалось отыскать общеобязательные выражения и разобрать поэтику несчастной любви до исключительной многотрудности.
Но не только это выражает лирика Ахматовой. В меньшем количестве стихотворений, но отнюдь не с меньшей силою выпевает она и другое страдание: острую неудовлетворенность собою несчастная любовь, так проникшая в самую сердцевину личности, многое поставит под вопрос для человека, которому доведется ее испытать.
Каждый русский поэт имеет свой образ России, каждый на творческом пути так или иначе, раньше или позже, но говорит о России, включает ее в свою лирику. Поэзия Ахматовой не обращена к России как к "объекту" любви или значительно какой-то особой судьбы. Тут тоже можно говорить о женском отношении Ахматовой к России, которое воплощается в чувстве какой-то почти утробной от нее неотделимости. У Ахматовой совсем нет стихотворений "патриотических". Даже в страшные годы войны, осады Ленинграда Родина является ей всегда в образе матери, и притом почти всегда страдающей, - так сказать, "реальной" матери, матери "реальных" детей. Тут и вопрос, и ответ:
Что такое победа, что ей сказать?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей -
Так мы долгожданной ответим.
Родина, Россия - это реальные люди, и реально в них, прежде всего, их страдание. И Родина - это тоже живой, свой город, о котором столько писала, который так любила Ахматова, про который в разлуке говорила:
Разлучение наше мнимо -
Я с тобой не разлучима.
Как и любовь, как и Россия, вера для нее - не "тема" и не "проблема", не что-то внешнее, о чем можно раздумывать и страдать, с чем соглашаться или не соглашаться, мучиться. Это снова что-то очень простое, ее почти "бабья вера", которая всегда живет, всегда присутствует, но никогда не "отчуждает" в какую-то внешнюю проблему. Ни пафоса, ни громких слов, ни торжественных славословий, ни метафизических мучений. Это светит изнутри, и изнутри не столько указывает, сколько погружает в какой-то таинственный смысл. Этой верой пронизан "Реквием". И тут тоже она присутствует не как какой-то высший смысл, объединяющий и анализирующий неслыханное человеческое страданье. Она просто есть, и самая страшная бессмыслица, самое бездонное горе не способны ее поколебать. Вот вынесен приговор, вот свершилось непоправимое:
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего - ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
Все в этом удивительном, потрясающем "справлюсь с этим как-нибудь".
Важнейшей и, может быть, наиболее интересной мыслью Эйхенбаума, на мой взгляд, было его соображение о "романности" ахматовской лирики, о том, что каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман, имеющий к тому же в своем генеалогическом древе русскую реалистическую прозу. Доказывая эту мысль, он писал в одной из своих рецензий: "Поэзия Ахматовой ? сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьется этот роман".
Поэзия - это сам поэт и его время, его дух и противоборство с несправедливостью ради благородства и красоты. Время Ахматовой прошло через резкие переломы, и это был путь великих утрат, потерь. Только поэт великой силы, глубокой сущности и воли мог выдержать выпавшие на его долю испытания, противостоять всему силой своего правдивого искусства. И именно таким человеком и была Анна Андреевна, еще в юные годы восхищавшая мир строками неподдельной, нежной и тонкой лирики: она была и твердой, и непреклонной, прямой и величавой в эту грозную переломную эпоху.
В своей работе я раскрыла лишь частично творчество Ахматовой, которое является неотъемлемым звеном современной русской и мировой культуры. Надеюсь, что, ознакомившись с моим рефератом, читатели захотят еще раз вернуться к произведениями Анны Андреевны, по-новому взглянуть на ее творчество, станут глубже понимать поднятые автором проблемы.







Крупская О.С.
Чебанова Т.С., руководитель
Проблема времени и пространства в романе М.А.Булгакова
"Мастер и Маргарита"
Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом последний роман - "Мастер и Маргарита" - принес автору мировую славу. Работа над произведением велась на протяжении 12 лет, неслучайно Булгаков считал роман главным делом своей жизни.
У сегодняшнего читателя "Мастера и Маргариты" возникает множество вопросов и трудностей в понимании этой сложнейшей книги, в которой время настоящее, будущее и прошедшее тесно переплелись.
Поэтому, я считаю, что реферат по изучению пространственно-временных категорий является очень важным и актуальным при более подробном анализе произведения.
Три основных мира в романе "Мастер и Маргарита" - это древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Они обладают собственными шкалами времени. В потустороннем мире оно вечно и неизменно. В ершалаимском мире - время прошедшее, в московском мире - настоящее. Эти три мира имеют три соотносящихся между собой ряда основных персонажей, причем представители различных миров формируют триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего мира, а в ряде случаев - и портретным сходством. Три мира в романе имеют также ряд параллельных эпизодов и описаний.
Всего исследователи творчества Булгакова выделяют восемь триад.
Два таких, тесно связанных друг с другом персонажа романа, как Иешуа Га-Ноцри и Мастер, образуют не триаду, а диаду. Мастер принадлежит как современному, так и потустороннему миру. Иешуа Га-Ноцри совершает жертвенный подвиг во имя истины и убеждения, что все люди добрые, ценой жизни заплатив за желание говорить правду и только правду. Мастер же совершает подвиг творческий, создав роман о Понтии Пилате.
Маргарита, в отличие от Мастера, занимает в романе уникальное положение, не имея аналогов среди других персонажей. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость любви героини к Мастеру и делает ее символом милосердия и вечной женственности.
В романе есть четвертый, мнимый, мир и соответствующий ему ряд персонажей. Этот мир, в полном согласии с мыслями Флоренского, не является структурообразующим и не имеет самостоятельного значения.
Мнимый мир романа - это новая ипостась в недрах современного московского мира, связанная пространственно с Театром Варьете и "нехорошей квартирой" №50 в доме 302-бис по Садовой.
Хронология событий играет ключевую роль в идейном замысле и композиции. Однако в тексте романа точное время событий нигде не названо. Очевидно, действие происходит в 1929 г., когда Пасха приходилась на 5 мая (22 апреля по старому стилю). 1929 г. был провозглашен И. В. Сталиным "годом великого перелома", призванного покончить с нэпом и обеспечить переход к сплошной коллективизации и индустриализации. Тогда же переломилась и судьба Булгакова: все его пьесы оказались под запретом.
Горькая ирония: повествование начинается в день международной солидарности трудящихся. Люди в Москве разобщены еще сильнее, чем прежде. Ночь же на 1 мая - это знаменитая Вальпургиева ночь, великий шабаш ведьм на Брокене, восходящий еще к языческому древнегерманскому весеннему празднику плодородия. Прямо после Вальпургиевой ночи Воланд со свитой прибывает в Москву.
Московские сцены приурочены к периоду со среды до субботы Страстной недели 1929 г. (последний полет Воланда, его товарищей и Мастера и Маргариты происходит в ночь на Пасху, с субботы 4-го на воскресенье 5-го мая).
29 г. - наиболее вероятное время действия в ершалаимских главах романа. События московских глав в пародийном, сниженном виде повторяют события ершалаимских через промежуток ровно в 1900 лет.
Изучение романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" продолжается и в настоящее время. Но критики уже пришли к определенным выводам о пространственно-временном построении произведения. Так, например, М.О.Чудакова считает, что троемирие в романе создано для того, чтобы сцепить "новозаветные" главы с их специфической проблематикой с "московскими".
В своем реферате я рассмотрела, как раскрывается тема пространства и времени в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", и пришла к выводу, что в произведении образ художественного времени тесно связан с образом художественного пространства, так как, перемещаясь во времени, герои перемещаются в пространстве. Цель писателя в романе - показать людей разных эпох (прошлого, настоящего и будущего) и сравнить их - достигается через композицию романа. Таким образом, моя работа позволяет более точно понять идейный замысел писателя.

Погорелова Е.А.
Чебанова Т.С., руководитель
Трагические мотивы в творчестве О.Э.Мандельштама
Главная цель исследования заключается в выявлении своеобразия трагического пафоса лирики поэта. Эта цель реализуется через следующие задачи:
* ознакомиться с определением трагического в литературе;
* осмысление концептуальной основы творчества;
* исследование образной системы творчества Мандельштама;
* интерпретация стихотворений "Я скажу тебе с последней..." и "Куда мне деться в этом январе?.." в контексте осмысления трагических мотивов его творчества.
Задачи эти непросты. Мандельштам справедливо считается одним из сложнейших поэтов XX века. В его стихотворениях соединяются мотивы и образы, далекие друг от друга, их верное истолкование невозможно без изучения мифопоэтических основ лирики поэта. Между тем для современного читателя культурный разрыв с эпохой Серебряного века трудноопределим: соединение в новое целое мифологических образов античности, Ветхого и Нового завета, средневековья - привычный "шифр" образованного человека рубежа столетий - остается до конца непонятым. Современный читатель, таким образом, лишается заветного "ключа" и осваивает мандельштамовский текст наполовину вслепую, руководствуясь эмоциями и ассоциациями. Все это в полной мере относится и к восприятию трагичного в лирике Мандельштама. Для преодоления непонимания пришлось обратиться к работам, посвященным исследованию мифологических мотивов и образов в лирике Мандельштама.
В результате проделанной работы удалось прийти к выводу, что пафос трагизма - это осознание непоправимой утраты каких-то важных жизненных ценностей - человеческой жизни, счастья, свободы, возможности личного счастья и т.п.
Изучая литературу, посвященную лирике О.Э.Мандельштама, я столкнулась с проблемой подмены трагического как эстетической категории обсуждением трагических обстоятельств жизни поэта в период написания анализируемых стихотворений. В лирике Мандельштама при таком подходе вычитывается безысходный трагизм. Такая подмена объясняется трудной судьбой поэта, однако личные обстоятельства не должны заслонять художественной правды, реальной структуры трагического в стихотворениях поэта.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что трагические мотивы и трагизм в творчестве Мандельштама не являлись ранее предметом отдельного исследования, а входили в труды литературоведов как составляющая часть анализа творчества поэта, поэтому данный реферат содержит обобщение изученного по этой проблеме и самостоятельно сделанный вывод о своеобразии трагического в лирике Мандельштама.
Занимаясь изучением трагических мотивов в творчестве Мандельштама, я увидела, что большая их часть связана с темой смерти: во-первых, личной смерти человека, а во-вторых, с умиранием культуры. Первый комплекс мотивов восходит к мифологически представлениям о хаосе - смешении всех форм; второй - к представлениям о ледяном аде - мертвенном застывании форм. Есть и третий комплекс трагических мотивов - расчеловечения, нисхождения человека вниз по эволюционной лестнице. Для создания трагического пафоса Мандельштам широко использует мотивы предшествующей литературы - картины ада Данте, "вывихнутый век" шекспировского "Гамлета", пушкинские образы наводнения, пира во время чумы.
Трагические мотивы в лирике Мандельштама многочисленны. Трагическое в стихотворениях воплощается на всех уровнях - образном, лексическом, фонетическом, синтаксическом. Однако мандельштамовский текст противится пониманию его как безысходно трагичного. Почти во всех стихотворениях присутствует сюжетный поворот, образ, мотив, содержащий преодоление мотива смерти.
Все эти примеры опора на опыт собственного исследования помогают сделать вывод о том, что трагическое мироощущение Мандельштама является по сути эсхтологическим - то есть в умирании мира поэт предвидел Страшный суд и обновление; в личной смерти - надежду на новую жизнь. Этим особым мироощущением и определятся своеобразие трагического в лирике Осипа Мандельштама. Пафос трагизма и его преодоление является основополагающим для понимания многих произведений поэта. "Поэзия, - писал Мандельштам в статье "О собеседнике", - есть осознание своей правоты. Горе тому, кто утратил это осознание. Он явно потерял точку опоры". Трагизм поэзии Мандельштама является отражением его убежденности в правоте выбора свободного человека в эпоху революционного хаоса и тоталитарного общества, в верности носителя культуры в эпоху ее разрушения, в мужестве смертного человека перед лицом гибели.

СЕКЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Postoenko A.V.
Rakitskaya L.P., tutor
INTERNATIONAL SUBCULTURES: HACKERS
As you know, subculture is a particular group of people with beliefs, activities, habits that are different from the rest of the society. I have studied the subculture of hackers. Nowadays it is very actual to know about hacker-subculture as it is one of the main features of the modern life.
We live in the Information Age when the usage of Internet is very important. About 300 million computer users are now connected to each other. Each connection is a potential opening for hackers. This situation makes computer security a very hot topic today. The computer data such as personal e-mails, corporate secrets and so on needs to be protected from unauthorized access or hacking.
Hacking is as much an art, a way of thinking, as it is a science. Today we can speak of a hacker subculture or hackerdom, an international culture which is about forty years old. It has its own heroes, dreams, in-jokes and much more.
In my research I focused on what a hacker-culture actually is and what things it consists of.
WAHT YOU SHOULD KNOW ABOUT THE HACKERS
You can find the definition of a word hacker in New Hacker's Dictionary written by Eric Raymond. Originally, a hacker meant someone who makes furniture with an axe. Nowadays, a hacker means someone who enjoys programming, someone who is good at it and a great expert in it.
There are four categories of hackers:
* old School Hackers - who are interested in lines of code, but not involved in the criminal activity;
* script Kiddies or Cyber-Punks - kids who are good at technology and who intend to vandalize and disrupt the systems;
* professional Criminals or Crackers - who break into the systems and sell the information;
* coders or Virus Writers - who are excellent programmers and write code but don't use it themselves.
Hackers have their own specific appearance, dress, reading habits, interests in physical activity and sports, education, food patterns, politics, religion, communication style. For example, hackers are intellegent, not fat, like to wear jeans, T-shirts, running shoes, don't like business dress. Very often they have long hair, beards and moustaches. They like to read scientific magazins and science fiction. They are not religious. They don't like team sports, they prefer bicycling, auto racing, kite flying, sailing, caving, skiing and skating. They like spicy oriental food. In general the hackers are white males.
Saying in short, a computer hacker is someone who lives and breathes computers and who can make a computer do anything.
HISTORY
In 1960s in the times of mainframe computers a term hacker meant a person who was a master of computers. In 1978 two men from Chicago created the first computer bulletin-board system which still operating today. In 1981 a "personal computer" was born. The change was big. Many people started to move into the online world. The Internet appeared.
The first hackers were called 414. It is the area-code of Wisconsin State. This hacker group broke into the state and governmental systems until the cops arrested them.
In 1990s there were two cyber gangs, called the LOD (Legion of Doom) and the MOD (Masters of Deception). They led the online-war for two years (breaking, stealing, jamming). After that events the government create the law to protect computer users. As a result of this many hackers were convicted and sentenced.
The recent cyber hysteria was about the infamous year 2K bug, there were several serious hacker attacks.
Nowadays security in the computer word is a major issue. Hacking is becoming the reality of our everyday life.
LANGUAGE OF HACKERS
Hackers have developed their special vocabulary. It helps them to share their values and experiences. Hackers' nature is very inventive and their language reflects that. Hackers love wordplay and a lot of their vocabulary is thought- provoking. For example:
* back door - means a hole left by designers in the computer system;
* bogus - means non-functional, false;
* KISS Principle - a maxim or a rule means "Keep it Short and Simple" or "Keep it Simple and Stupid" (a joke);
* Klug - means clever;
* Netiquette - the rules of politeness in the Usenet;
* Tiger team - a team of crackers;
* Wannabee - a person who don't want to be a hacker, but is very competetive in computers. It is based on the word play "a would-be" hacker.
CONCLUSION
Hackers built the Internet. And hackers make the World Wide Web work. Hackers solve problems and built things. They belive in freedom and voluntary mutual help. To be a hacker means to be intelligent, practical, dedicated and hard working.
I found this topic very interesting as I understood lots about hacking world. And I think that my research will be interesting for the young people who are crazy about computers.

Krypskaya O.S.
Rakitskaya L.P., tutor
The best Broadway musicals
I think all of you have heard something about musicals or have seen some of them. Nowadays musicals have revived. Such kind of art is in great demand today.
I suppose many of you associate the word "musical" with the word "Broadway". It's absoutly right. But what is Broadway?
Broadway is a big, wide avenue that runs the entire length of Manhattan Island in New York City. It passes through the middle of the Theater district concentrated around Times Square (the heart of the Theater District) and has lent its name to those spectacular musical productions known as the Broadway play. No visit to New York City would be complete without seeing at least one Broadway musical production.
We can't speak about musicals, if we don't understand what it is.
Let's start with a basic definition:
musical is a stage, television or film production utilizing popular-style songs and dialogue to either tell a story or showcase the talents of varied performers.
The best musicals have three essential qualities: Brains - intelligence and style; Heart - genuine and believable emotion; Courage - the guts to do something creative and exciting.
Of course, quality is no guarantee of a commercial success. However, musicals with these qualities are more likely to stand the test of time.I believe that a great musical is a great musical, no matter what its point of origin. Those created for the large or small screen are no less interesting than those written for the stage.
Nowadays we needn't go to the Broadway theatre to see any musical,we can watch TV and enjoy the beauty of the musical at home. Many musicals have taken the journey from the stage to the screen. For some, it was a rocky road and the show arrived damaged. Others took a safer route and the film resulted in a good documentation of the stage perfomence.
The first genuine musical, fully integrating singing and dancing into a 'backstage musical' plot was MGM's first musical, The Broadway Melody, shot in 1929,and starring Anita Page and Bessie Love.
The 1930s were considered the beginning of the "Golden Age of the Musical" with a greater variety of musical vehicles and stars.
Musicals had been developing very fast, that's why a great number of musicals appeared. For example "My fair Lady (1964)", "Oliver! (1969)", "Singing in the rain (1952)", West side story (1961). Each of these films has been called "the best movie musical ever made" by different critics and fans.
"The Sound of Music" was one of the best-selling soundtrack recordings, and one of the most recognizable film logos. The musical was shot in 1964. The director was Robert Wise. The main roles of Maria and Captian von Trapp were played by Julie Andrews & Christopher Plummer.
"The Sound of Music" is the winner of five Academy Awards, including Best Picture and Best Director. The film, based on a real family and their true events.
The 21st Century has opened with a rebirth of musical comedy on Broadway.

Such shows as "Moulin Rouge", "Chicago" prove that the musical has been changing. And change is the clearest sign that the musical is still a living, growing genre. It has survived.
Just as I open my essay with a definition of the musical, so now I close with another, courtesy of Oscar Hammerstein II, who was one of the most influential liricist and librettist of the American theatre. He said
"It is nonsense to say what a musical should or should not be. It should be anything it wants to be, and if you don't like it you don't have to go to it. There is only one absolutely indispensable element that a musical must have. It must have music. And there is only one thing that it has to be - it has to be good."

СЕКЦИЯ ОБЖ
Крупская О.С.
Колесник Е.В., руководитель
Иммунитет и иммунопрофилактика
инфекционных заболеваний
Вопрос иммунитета и иммунопрофилактики очень актуален в наше время. В связи с экономическим неблагополучием, нерациональным питанием, стрессами, безосновательным, бесконтрольным приемом некоторых медикаментов, нашему иммунитету наносится один сокрушительный удар за другим. Без естественного защитного механизма, то есть иммунитета мы были бы совершенно беспомощны.
Что же такое иммунитет? Иммунитет - это способность живых существ оставаться неуязвимыми для определенной болезни. Иммунитет бывает естественный (активный; пассивный) и искусственный (активный; пассивный).
Естественный иммунитет (врожденный, видовой, наследственный) передается из поколения в поколение по наследству.
Естественный активный иммунитет приобретается вследствие успешного преодоления болезни. Такой иммунитет может сохраняться годами (грипп - 1-2 года) или десятилетиями (корь). Естественный пассивный иммунитет, приобретаемый в зародышевый период и в период кормления грудью.
Искусственный иммунитет: в организм вводятся уже готовые антитела. Искусственный активный иммунитет приобретается профилактическим методом. Искусственный пассивный иммунитет - лечение сыворотками, когда болезнь уже началась.
Главные органы, принимающие участие в организации иммунитета - это костный мозг, тимус (вилочковая железа) и лимфатические узлы.
Иммунная система - это система защиты организма. Она обеспечивает:
* Защиту организма от внедрения чужеродных клеток и от возникновения злокачественных).
* Уничтожение старых, поврежденных собственных клеток.
* Нейтрализацию с последующим удалением всех генетически чужеродных для организма веществ.
Нарушения в иммунной системе принято называть иммунодефицитом.
Причиной развития иммунодефицита могут быть различные факторы:
* вирусные инфекции;
* бактериальные инфекции;
* нарушение питания;
* патология обмена веществ;
* травмы, операции, ожоги и др.
Наука, изучающая механизмы формирования иммунитета, - иммунология возникла лишь в конце XIX века после открытия бактерий. Большой импульс зарождению и развитию иммунологии дали работы Эдварда Дженнера и Луи Пастера. Хотя клиническая иммунология - молодой раздел медицинской науки, но уже первые результаты ее применения в профилактике и лечении открывают широкие перспективы.
Иммунопрофилактика - метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета; это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.
Иммунопрофилактика бывает:
* специфическая - против конкретного возбудителя;
* неспецифическая - активизация иммунной системы вообще.
Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В, ротавирусной инфекции) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, гемофильной инфекции).
Современный мир немыслим без иммунопрофилактики, позволившей ликвидировать оспу и взять под контроль многие тяжелые инфекции, обусловливавшие высокую заболеваемость и смертность, в первую очередь, в детском возрасте. Прекращение прививок или даже временное снижение охвата ими чревато развитием эпидемий. Это, в частности, произошло в странах СНГ в 1990-х годах, кода разразилась эпидемия дифтерии с более чем 100 000 случаев заболевания (из них около 5 000 с летальным исходом). Прекращение прививок в Чечне привело в 1995 г. к вспышке полиомиелита со 150 паралитическими и 6 летальными случаями. Эти и подобные им ситуации в других странах показывают, что человечество стало вакцинозависимым. В настоящее время речь идет не о том, прививать или не прививать, а об оптимальном выборе вакцин, тактике проведения прививок, сроках ревакцинации и экономической эффективности использования новых, дорогостоящих вакцин.
В заключение я бы хотела сказать, что в организме человека все взаимосвязано, и нельзя отделять желудочно-кишечный тракт или дыхательную систему от их местного иммунитета, являющегося составной частью всей иммунной системы. Поэтому одной из причин развития заболевания может быть снижение иммунитета. Многие заблуждаются, считая, что здоровый организм с любой инфекцией справится сам: витамины, минералы, разумный режим, полноценный сон, закаливающие и другие полезные процедуры, безусловно, укрепляют здоровье, но при серьезном заболевании этого недостаточно. Чтобы не дать своему организму ослабнуть, человеку поможет иммунопрофилактика: отношение к прививкам всегда было неоднозначным, а ведь только они позволяют создать иммунитет к конкретному недугу. И в большинстве случаев прививки не вызывают никаких проблем, а в будущем могут спасти жизнь и здоровье.


СПИСОК АВТОРОВ
ТЕЗИСОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИЧЕСКИХ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Оргкомитет XII научно-практической конференции принял решение опубликовать тезисы докладов учителей и лучших работ учеников, принявших участие в работе конференции.
В список учителей включены докладчики секций и руководители ученических работ.
В списке учеников указывается класс, в котором учился автор тезисов в 2003-2004 учебном году.
Учителя:
БОРИСОВА Марина Олеговна - преподаватель географии высшей категории, зав. кафедрой гуманитарных наук, победитель городского конкурса "Учитель года-96", звание "Отличник просвещения".
ГОНЧАРЕНКО Галина Михайловна - преподаватель химии высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, звание "Учитель-методист", лауреат краевого конкурса "Учитель года-92".
КОЛЕСНИК Елена Валерьевна - преподаватель ОБЖ высшей категории.
КОРОСТЕЛЕВА Елена Александровна - преподаватель информатики высшей категории.
МАЯНКОВ Юрий Викторович - преподаватель истории и обществознания высшей категории.
НЕКРАШЕВИЧ Елена Александровна - преподаватель физики высшей категории, звание "Отличник просвещения", соросовский учитель.
ПЕЛЫХ Игорь Борисович - преподаватель информатики 11 разряда.
РАКИТСКАЯ Людмила Павловна - преподаватель английского языка высшей категории.
СТЕПАНОВА Ольга Алексеевна - преподаватель истории высшей категории.
ЧЕБАНОВА Татьяна Спиридоновна - преподаватель русского языка и литературы высшей категории.
ЧЕРЕПАНОВА Любовь Дмитриевна - преподаватель математики высшей категории, звание "Отличник просвещения", дважды лауреат краевого конкурса "Учитель года", дважды соросовский учитель.
ШЕКЕРА Галина Владимировна - преподаватель математики высшей категории, соросовский учитель.
ШЕСТОПАЛОВ Дмитрий Васильевич - зам. директора по учебной работе (НИТ), преподаватель информатики высшей категории, руководитель школы раннего развития.
Ученики:
БРОСЛАВСКИЙ Максим Владимирович, 11 "А"
ГОЛОВАНОВ Игорь Евгеньевич, 10 "А"
ДОБРИНЕЦ Дарья Владиславовна, 11 "Б"
ЕРМОЛИНСКИЙ Павел Леонидович, 9 "А"
ЖИВОТОВСКИЙ Владимир Викторович, 11 "Б"
КАМИНСКИЙ Алексей Иванович, 10 "Г"
КАТЕНКО Евгений Александрович, 8 "Б"
КОЛЕСОВ Павел Викторович, 9 "А"
КОЛОДЕЗНАЯ Ольга Михайловна, 11 "Г"
КРУПСКАЯ Ольга Сергеевна, 11 "Б"
МИЛЕВСКИЙ Игорь Олегович, 11 "Б"
НОВОСАД Андрей Олегович, 9 "А"
ПЕРОВА Александра Геннадьевна, 10 "А"
ПОГОРЕЛОВА Елена Анатольевна, 11 "Б"
ПОЛЯКОВ Анатолий Александрович, 10 "Г"
ПОСТОЕНКО Анатолий Владимирович, 11 "Б"
РОДИЧЕНКО Михаил Александрович, 9 "Б"
СЕМЕНКОВА Светлана Сергеевна, 11 "Б"
СКВОРЦОВ Роман Николаевич, 9 "В"
ТРУШНИКОВ Дмитрий Павлович, 9 "Б"
ФАРМАКОВСКИЙ Илья Игоревич, 9 "А"









































СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................
3
СЕКЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ................................................................
4
Л.Д. Черепанова, Г.М. Гончаренко
Применение проектной методики на уроках математики и химии ......
Е.А. Некрашевич
Система работы по развитию одаренности в процессе обучения физике ....................................................................................
Л.П. Ракитская
Из опыта проведения недели английского языка ...................................
СЕКЦИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИТ ................................................
9
И.И. Фармаковский
Возможный план реконструкции ЛИТ на базе программ 3DS Max 5 и AutoCAD 2004 ......................................................................
Е.А. Погорелова
Создание архиватора: опыт написания программы ................................
В.В. Животовский
Web-сайт "Хабаровский край" ..................................................
И.О. Милевский
Flash программирование .................................................................
Д.П. Трушников
Криптография .......................................................................

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign