LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Введение

В современных условиях модернизации российского образования все большее распространение получают различные инновационные процессы. Образовательная система Иркутской области отличается значительным разнообразием видов учебных заведений, развивающихся в инновационном режиме. В практике обучения реализуется широкий спектр разноуровневых образовательных программ, повышается вариативность содержания образования, идет переход на целевую дифференциацию образовательных учреждений. На протяжении нескольких лет лаборатория инновационной деятельности, а далее Центр научно-методического сопровождения федеральных, областных проектов и программ Иркутского института повышения квалификации работников образования осуществляют координационную деятельность по экспертизе авторских педагогических разработок образовательных учреждений Иркутской области, их анализу и обобщению.
В настоящем сборнике представлен банк авторских учебных программ, областных экспериментальных площадок и опытно-экспериментальных площадок, программа которых разрабатывалась и реализуется совместно с образовательными учреждениями структурными подразделениями ИПКРО.
Начиная с 2000 года, в ИПКРО поступило около 400 учебных программ и учебно-методических пособий и комплексов, претендующих на статус "авторских". Банк авторских программ и пособий содержит сегодня 76 документов.
Каждая программа имеет аннотацию, что поможет пользователю сборника ориентироваться в спектре их возможного использования в практике учебно-воспитательной работы.
Кроме того, в сборник включено положение об авторских педагогических разработках (приказ Глав УОиПО от 25.06.04 №1163).
Наиболее актуальные и значимые, с точки зрения развития образования Иркутской области, педагогические разработки представлены в электронном информационном банке ИПКРО.
Материалы сборника могут быть использованы в практической деятельности учителей, руководителей образовательных учреждений, преподавателей педколледжей, вузов, ИПКРО.




Приложение № 5
к приказу Глав УОиПО
от 25.06.04 № 1163

Положение
об авторских педагогических разработках

1. Общее положение

1.1. Настоящее положение устанавливает порядок и условия определения авторских педагогических разработок учреждений общего и дополнительного образования Иркутской области.
1.2. Под авторской педагогической разработкой понимается творческая работа:
- адаптационная (связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям);
- комбинаторная (новая конструкция создается посредством различных сочетаний известных способов, форм, средств);
- радикальная (содержащая принципиальную новизну).
1.3. Авторская разработка любого типа, указанного выше, должна отвечать следующим требованиям:
- обоснование объективной необходимости данной разработки - что не устраивает действующих;
- определение преемственности данной разработки для конкретного образовательного учреждения или системы образования района, города, области;
- формулировка конкретной цели целостного педагогического процесса - какие изменения могут произойти в учащихся, как они будут фиксироваться;
- обозначение изменения содержания в соответствии с указанной выше системой целей;
- определение условий реализации авторской разработки, в т.ч. методики и/или технологии ее реализации.
1.4. Работа по авторской разработке разрешается после получения двух рецензий и положительного заключения соответственно областного или муниципального экспертного советов.

2. Структура и содержание авторской разработки

Структура и содержание авторской разработки должна включать: титульный лист, пояснительную записку, описание разделов, учебно-тематический план, приложения.
2.1. Титульный лист содержит название авторской разработки, ее форму (учебная, воспитательная программа, УМК, концепция, методические рекомендации); ФИО автора (авторов) с указанием должности и места работы; год и место разработки предлагаемых материалов.
2.2. Пояснительная записка раскрывает:
- актуальность создания авторских разработок: исходя из какой объективной потребности жизни обновления того или иного компонента образовательного процесса вытекает необходимость в создании данной авторской разработки; какие проблемы и противоречия образовательного процесса может решить данная авторская разработка;
- новизну авторской разработки: какая педагогическая идея, замысел положены в основу разработки;
- методологические положения авторской разработки: основные теоретические идеи, категории и понятия (раскрыть встречающиеся в разработке, если их употребление в данной области науки носит неоднозначный характер);
- цель и задачи авторской разработки:
цель - идеальное предвосхищение результата деятельности;
задачи - конкретное выражение в условиях проверки авторских гипотетичных идей.
- краткое описание структуры авторской разработки.
2.3. Описание разделов авторской разработки (содержит подробное описание содержательного компонента авторской разработки, а также формы, методы, средства его освоения учащимися).
2.4. Учебно-тематический план (при необходимости). Данный раздел
авторской разработки включает перечисление тем занятий (уроков, лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий и т.д.) с указанием времени отводимого на их выполнение.
2.5. Приложение, содержащее методическое обеспечение реализации
авторской разработки:
- диагностическую программу выявления эффективности реализации авторской разработки;
- дидактический материал, творческие задания для самостоятельной работы, примерные алгоритмы (планы) проведения занятий, воспитательных мероприятий;
- список литературы, использованный при составлении авторской разработки.

3. Заключение по результатам экспертизы авторских разработок

Заключение по результатам экспертизы дается с отражением следующих педагогических аспектов:
1. Выполнение областного Положения об экспериментальных и
авторских разработках.
2. Ведущие теоретические идеи авторской разработки:
- степень новизны, инновационный характер авторской разработки;
- роль авторской разработки в организации целостного педагогического процесса;
- ключевые понятия, ведущая идея авторской разработки.
3. Содержательная характеристика авторской разработки:
- проблемные вопросы теоретического характера;
- задачи и задания творческого характера (общие, дифференцированные, индивидуальные);
- обобщенные способы действия, обобщенная характеристика умений;
- тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль).
4. Реализация принципов преемственности и перспективности.
5. Практическая направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концепции целостного педагогического процесса).
6. Наличие критериев и диагностического сопровождения по выявлению результативности авторской разработки.
7. Степень апробации.
Областной экспертный совет по обсуждению авторской разработки проводится по рекомендации органов управления образованием и на основе заявок с приложением отзыва муниципальных методических служб или муниципальных экспертных советов.







АВТОРСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
2001 - 2005 гг.

Филология
1.
Название программы: "Шелехов литературный".
Автор: Н.М. Блохина, учитель русского языка и литературы школы № 1 г. Шелехова.
Аннотация:
Содержательной основой программы "Шелехов литературный" для 7-11 классов является творчество местных поэтов и прозаиков, систематизированный материал о литературном процессе в г. Шелехове. Пояснительная записка к программе включает все необходимые аспекты, раскрывающие актуальность, цели, задачи, типы учебной деятельности на уроках и во внеклассной работе. В программе дается подробное описание тематики уроков, список литературы, вопросы и учебные задания, задачи, которые необходимо решить в процессе занятий. Каждая тема сопровождается содержательной аннотацией, направленной в помощь учителям, занимающимся литературным краеведением. Программа свидетельствует, что Н.М. Блохина стремится не только повысить интеллектуальный уровень учащихся, но, прежде всего, утвердить любовное сыновнее отношение к родному городу, сибирской литературной традиции.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Шахерова О.Н.,
зав. кафедрой ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 03.07.2001 г.

2.
Название программы: "Культура и литература Сибири".
Автор: Т.А. Барчук, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ
№ 6 г.Усть-Кута.
Аннотация:
Программа Т.А. Барчук вызвана "необходимостью обращения учащихся к проблеме более полного сознательного познания культуры родного края, в центре которого находится человек". В рамках данной программы учащимся 5-9 классов предлагается знакомство с отдельными компонентами национальной культуры народов Сибири. Особое внимание уделяется культурному разнообразию родных мест, в частности, г. Усть-Кута, Т.А. Барчук учитывает его несомненную историческую и культурную ценность, возрастные особенности учащихся.
Рецензент: Ангархаева Е.А., ст. методист ИПКРО
Отметка об утверждении статуса "авторская": 18.04.2003 г.
3.
Название программы: "Центр детской и юношеской прессы".
Автор: Г.А. Попова, Иркутское городское отделение "Союз журналистов России".
Аннотация:
Образовательная программа для детей 14-17 лет "Центр детской и юношеской прессы" Иркутского городского отделения "Союза журналистов России" состоит из пояснительной записки и описания разделов учебной программы, основанной на синтезе профессионального знания и практики начинающего журналиста. Программа спецкурса "Основы журналистики" включает в себя установки не только на обучение азам журналистского труда, но и на формирование представлений о правовой и эстетической культуре журналиста, что особенно актуально для современного общества.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Шахерова О.Н.,
зав. кафедрой ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 17.10.2002 г.

4.
Название программы: "Культура и литература Казачинско-Ленского района".
Автор: А.А.Подымахина, учитель русского языка и литературы Ключевской средней общеобразовательной школы.
Аннотация:
В программе А.А.Подымахиной "Культура и литература Казачинско-Ленского района" для 7-8 классов собран богатейший материал по истории развития культуры и журналистики Казачинско-Ленского района. Главный пафос программы связан с воспитанием самосознания личности человека, воспринимающего себя наследником существующей культурной традиции и способного к творческому инициативному развитию себя и окружающего мира. А.А.Подымахина предлагает учащимся информацию о культурных центрах района, знакомство с их деятельностью, с биографией и творчеством авторов газетных публикаций. Таким образом, школьники могут чувствовать себя участниками существующего культурного процесса района, тем более что программа включает в себя практическую работу по сбору фольклора, лингвистическое краеведение, работу в библиотеках, экспедиции.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Шахерова О.Н.,
зав. кафедрой ИПКРО
Отметка об утверждении статуса "авторская": 07.06.202 г.

5.
Название программы: "Изучение зарубежной литературы в курсе "Литература как предмет эстетического цикла".
Автор: И.Б. Шаманаева, учитель МОУ СОШ №1 г. Усть-Илимска.
Аннотация:
Программа "Изучение зарубежной литературы в курсе "Литература как предмет эстетического цикла" Шаманаевой И.Б. предлагает традиционный историко-литературный подход к изучению творчества зарубежных писателей. При этом она включает и теоретические темы. Таким образом, учителем не только совмещаются два подхода, но и формируется представление о подлинно историческом развитии мировой литературы. В 7 классе дается представление о зарождении литературных родов на примере античной литературы, в 8 классе - о мировом литературном процессе на материале Средневековья и Возрождения, в 9-11 классах - на материале Нового времени (17-20 века). Безусловно, знакомство и изучение зарубежной литературы в соответствии с предлагаемой программой позволяет не просто расширить представления о культуре и литературе, но укрепляет базовый фундамент гуманитарного образования.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Шахерова О.Н.,
зав. кафедрой ИПКРО
Отметка об утверждении статуса "авторская": 23.10.2003 г.

6.
Название программы: " В мире А.Вампилова".
Автор: Т.В.Никитюк, учитель русского языка и литературы МОУ
"Гимназия № 1" г. Саянска.
Аннотация:
Цель программы "В мире А.Вампилова" - создание представления о нравственном идеале свободной личности и, как следствие, формирование ценностного мировоззрения учащихся. На практическом уровне учащиеся должны закрепить навыки написания литературно-критической статьи, эссе, получить возможность проявить творческие способности в "вампиловских" жанрах. Автор программы Т.В.Никитюк не ограничивается изучением творчества одного драматурга, а целенаправленно вводит учащихся в контекст литературного процесса, выявляя традиции, которые отразились в творчестве Вампилова, и новации, которые повлияли на дальнейшее развитие русской драматургии. Достоинством программы является то, что акцент в ней сделан не только на получение знаний, но и на развитие эмоционально-чувственной сферы, опыта философской рефлексии. Учащиеся получают практические навыки публичного выступления, ведения дискуссии, подбора аргументов и способов их доказательства. Воспитательный момент программы реализуется за счет знакомства с незаурядной личностью писателя и нравственной проблематикой произведений.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Шахерова О.Н.,
зав. кафедрой ИПКРО
Отметка об утверждении статуса "авторская": 28.03.2005 г.

7.
Название программы: "Творчество писателей Сибири".
Автор: Т.Н. Молоткова, учитель МОУ СОШ № 17 г. Усолья-Сибирского.
Аннотация:
Авторская педагогическая разработка по литературе "Творчество писателей Сибири" направлена на решение задачи изучения истории своего края, его культурного наследия. Целью факультативного курса является формирование знаний учащихся о развитии литературы Восточной Сибири как составной части общероссийской, что указывает на ее актуальность. Программа Т.Н. Молотковой представлена пояснительной запиской, тематическим планированием, учебно-методическим обеспечением. Программа построена на изучении произведений писателей Сибири второй половины 20 века, значимость которых неоспорима не только в русской, но и в мировой литературе (В. Распутин, В. Астафьев, А. Вампилов). Изучение творчества писателей-сибиряков, как считает автор, позволяет, не только дополнить содержание литературного образования в 10 классе, но и реализовать задачи нравственного воспитания учащихся старших классов на уроках литературы, нацеленных на формирование этических ориентиров, становление личности.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Шахерова О.Н.,
зав. кафедрой ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 15.11.2004 г.

8.
Название программы: "Развитие творческого воображения и эстетических способностей на уроках восприятия поэтического текста".
Автор: И.В. Ульданова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 25 г. Тулуна.
Аннотация:
Целью программы И.В.Ульдановой "Развитие творческого воображения и эстетических способностей на уроках восприятия поэтического текста" является формирование творческих способностей учащихся, их умения чувствовать красоту мира, слышать его звучание в процессе восприятия и осознания поэтического произведения. Главная задача видится учителю в том, чтобы учащиеся приобщились к тайнам русского слова, неизмеримым смысловым возможностям художественного образа. В связи с этой важнейшей задачей разрабатывается тематическое планирование, последовательно включающее этапы разностороннего подхода к восприятию и постижению художественного образа (звук, цвет, ритм, идея, поэтические тропы).
Программу сопровождает приложение, включающее в себя не только поэтические тексты, но и материалы к урокам. Пояснительная записка и тематическое планирование отражают осознанность подходов к обучению, а материалы к урокам демонстрируют разнообразие этих подходов.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Шахерова О.Н.,
зав. кафедрой ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 25.05.2004 г.

9.
Название программы: "Речь - ОСК".
Автор: А.И.Ивченко, учитель МОУ СОШ с. Ербогачен Катангского района.
Аннотация:
Программа "Речь - ОСК" А.И.Ивченко направлена на решение проблемы, связанной с развитием устной и письменной речи учащихся посредством использования опорных схематических конспектов, демонстрирующих уровень восприятия художественного текста, что указывает на ее актуальность. Названная программа представлена пояснительной запиской и тематическим планированием. Развивая правильную богатую речь, учитель одновременно отрабатывает навыки работы с языком художественного текста и формирует когнитивные, также креативные (вдохновленность, гибкость ума, прогностигность и др.) и методологические, коммуникативные качества учащихся, а также как способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять, умение ставить цель и организовывать ее достижение и т.п.
Рецензент: Рябинина Л.И., старший преподаватель ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 25.05.2004 г.

10.
Название программы: "Сатира и юмор в русской литературе".
Автор: Г.А. Черепанова, учитель МОУ "Солерудниковская гимназия" Заларинского района.

Аннотация:
Авторская педагогическая разработка по литературе "Сатира и юмор в русской литературе" Г.А. Черепановой направлена на воспитание потребности в книге, обучение анализу произведения, развитие читательского восприятия, эмоциональной отзывчивости, активности воображения. Целью факультативного курса является изучение развития юмора и сатиры в русском фольклоре и литературе, что указывает на ее актуальность. Автор программы выделяет основные задачи изучения учебного курса, в которые включены не только учебные задачи, но и развитие творческого потенциала учащихся, а также необходимость формирования умения эмоционального восприятия литературного произведения.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Шахерова О.Н.,
зав. кафедрой ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 15.11.2004 г.

11.
Название программы: "Культура общения и речевой этикет".
Автор: И.М. Пескова, учитель русского языка и литературы ВСШ - 2
при Ангарской ВК
Аннотация:
Программа "Культура общения и речевой этикет" И.М. Песковой построена в соответствии с современными представлениями о речевой культуре, демонстрирует филологическую и педагогическую компетентность автора. Актуальность и новизна работы не вызывает сомнений. В содержании программы органично сочетаются материалы различных учебных курсов: русского языка, речевого этикета, литературы, психологии общения и др.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент Рябова Л.Г., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 15.11.2004 г.

12.
Название программы: Изучение иностранного (английского языка).
Автор: М.В. Жадовец, учитель английского языка Усть- Илимского экспериментального лицея.
Аннотация:
Программа ставит своей целью достижение результатов за счет специальной организации учебного материала. В программе обучения английскому языку интересные формы и методы обучения в разновозрастных группах. Основные технологии, представленная в программе -концентрированное обучение, блочно-модульное обучение, коллективный способ обучения.
Рецензент: Каменяр И.Н., старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 23.10.2003 г.

13.
Название учебно-методического пособия: "Художественная литература Франции от буржуазной революции XVIII века до окончания второй
мировой войны".
Автор: В.В. Филатова, учитель французского языка.
Аннотация:
Программа представляет собой интегрированный курс предметов: "История Франции", "Литература Франции", "Мировая художественная культура", "Практический курс французского языка", "Страноведение". В учебное пособие включены отрывки из произведений, относящихся к различным жанрам французской литературы. Каждый из отрывков представляет анализ политической ситуации периода, философское осмысление событий и требует высокого уровня интеллектуального развития, осознанной мотивации и сформированности политического мышления, что необходимо для развития старшеклассников.
Рецензент: Каменяр И.Н., старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 18.04.2003 г.

14.
Название учебно-методического пособия: "Наука. Медицина. Здоровье".
Авторы: И.Е. Воробьева, заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 27 г. Ангарска, Н.А. Сенникова, учитель английского языка лицея № 3
г. Иркутска
Аннотация:
Авторами учебно-методического пособия подобраны и систематизированы аутентичные научные и научно-популярные тексты естественнонаучной направленности, к которым разработаны коммуникативные упражнения по обучению чтению. Ценностью данного пособия является то, что учитель через иноязычное общение способствует формированию и развитию положительного отношения к науке, медицине, здоровью.
Рецензент: Каменяр И.Н., старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 15.11.2004 г.

15.
Название учебно-методического пособия: "Белоснежка и семь гномов".
Автор: Т.Н. Олейникова, учитель испанского языка, гимназии № 1 г. Ангарска.
Аннотация:
Пособие представляет собой оригинальное использование аутентичного текста детской сказки "Белоснежка и семь гномов". В пособии каждый раздел представляет собой законченный по содержанию фрагмент сказки с лексико-грамматическими комментариями. Упражнения и задания имеют три уровня сложности. Автор предлагает использование технологии групповой и проектной работы. В процессе работы по данной программе предполагается использование самооценки результатов работы учащихся по темам.
Рецензент: Каменяр И.Н., старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 25.05.2004 г.

16.
Название программы: "Индивидуализированная программа по английскому языку для учащихся 9-11 классов".
Автор: Л.Н. Захарян, учитель английского языка ЦО № 47 г. Иркутска.
Аннотация:
Данная программа представляет собой попытку создания индивидуальной образовательной траектории учащихся. Основой программы является психолого-педагогическая диагностика учащихся, выявляющая уровень развития учащихся.Особую ценность составляют результаты годовых опросов каждого учащегося по видам речевой деятельности. В приложении предлагаются варианты тестовых заданий.
Рецензент: Каменяр И.Н., старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 12.09.2005 г.

17.
Название программы: "British and American Studies".
Авторы: Захарян Л.Н., Шибанова Л.С., Г.Г. Шишова, учителя английского языка ЦО № 47 г. Иркутска.
Аннотация:
Программа рассчитана на 200 часов и предлагается для классов с
углубленным изучением английского языка. Данный курс представляет собой лингвострановедение и помогает школьникам обогатить свои знания о стране изучаемого языка. Курс носит практическую направленность и предлагает вариант сопоставления двух культур. Программа содержит учебно-методическое обеспечение дисциплины, методические рекомендации и методическое пособие к курсу.
Рецензент: Каменяр И.Н., старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 12.09.2005 г.
Дополнительное образование
1.
Название программы: "Основы любительской гитары".
Автор: Ю.П. Богородский, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Октябрьского округа г. Иркутска.
Аннотация:
Программа "Основы любительской гитары" предназначена для практических занятий с небольшими группами детей подросткового возраста. Основная цель занятий - быстрое и качественное обучение практическому аккомпанементу на гитаре туристических или любых популярных песен, текст которых сопровождается т.н. цифровкой. Программа создана для реализации общего музыкального образования в области приоритетных интересов детей и представляет собой обобщение уникального опыта занятий с детьми вне музыкальной школы.
Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент Чижова И.А., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 13.11.2001 г.

2.
Название программы: "Программа по дополнительному образованию для детской вокальной эстрадной студии".
Автор: С.А. Степанов, учитель средней школы - интернат 3 ст. Вихоревка ВСЖД
Аннотация:
С.А.Степанов первым (и пока единственным) среди учителей музыки образовательных учреждений Иркутской области создал для своих учеников от 2 до 11 классов вокальную эстрадную студию и написал достойную программу. В современном мире музыка массовых жанров занимает место намного большее, чем в искусстве прошлых столетий. Подрастающему поколению хочется проявить себя и в этой области, и в этом нет ничего предосудительного. Главное заключается в том, чтобы уметь исполнительски грамотно и убедительно петь в классе, в актовом зале своей школы и на престижной эстраде элитного фестиваля. В школе-интернате 3 ст.ВСЖД Вихоревки ученики С.А.Степанова умеют это делать, что свидетельствует о практической результативности программы.
Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент Чижова И.А., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 14.03.202 г.

3.
Название программы: "Мы по солнышку живём".
Автор: Т.В.Сипакова, педагог дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества Октябрьского округа г. Иркутска, руководитель фольклорного ансамбля "Ленушка".


Аннотация:
Т.В.Сипакова своей работой по программе "Мы по солнышку живём" для занятий с участниками фольклорного кружка "Ленушка", прежде всего, обобщает историю творческого синтеза важнейших музыкальных элементов русской и белорусской культур, которые в Иркутской губернии развивались совместно с начала ХХ века - времени переселения на сибирские земли целых белорусских деревень. В течение нескольких лет участники кружка, ведомые учительской смекалкой и мастерством своего руководителя, постигают азы музицирования, познавая не только секреты пения и игры на гитаре, но и целый мир приязни и понимания не только отдельных людей, но и целых народов.
Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент Чижова И.А., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 14.03.2002 г.

4.
Название программы: "Шестиструнная акустическая гитара".
Автор: А.Н.Зайцев, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра г. Усть-Кута.
Аннотация:
А.Н.Зайцев обладает собственной системой обучения игре на гитаре подростков, которые традиционно тянутся к этому инструменту, не
подозревая, что научиться играть на нём совсем не легко, как это кажется. Но всё, что содержит программа их учителя, предназначено успешному преодолению трудностей: история гитары и гитарного искусства, основы музыкальной грамоты, музицирование соло и в ансамбле, пение романсов и грамотное его сопровождение.
Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент Чижова И.А., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 23.10.2003 г.

5.
Название программы: "Интегрированная коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет".
Автор: О.В. Пуляевская, ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии ИГПУ на базе МДОУ № 49 г. Иркутска.
Аннотация:
Программа построена на глубоком изучении нейропсихологических особенностей детей дошкольного возраста. Учет этих особенностей в коррекционно-развивающей работе позволяет сделать ее более результативной. Программа включает ряд блоков, которые последовательно отражают работу по развитию процессов активного слушания музыки, адекватного музыкального восприятия, развитию двигательных навыков в
ходе импровизации и элементарного музицирования, расширению возможностей эмоционального реагирования, осознания своего состояния, повышению уровня работоспособности.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Баширова Т.Б., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 17.10.2002 г.

6.
Название программы: "Обучение детей с ограниченными возможностями на ручном вязальном аппарате".
Автор: Т.Н. Корякина, педагог дополнительного образования дома
детского творчества № 5.
Аннотация:
Программа разработана с целью обучения детей вязанию на ручном вязальном аппарате. Формирование умений и навыков вязания у детей с трудностями развития имеет многоаспектное значение. Хорошо развитый навык вязания может иметь значение для дальнейшей социальной адаптации ребенка, в частности, формирования адекватных форм проведения досуга, появления интереса к ручной деятельности. В программе учтены возможности коррекции в процессе обучения вязанию. Это развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений, волевой регуляции и произвольности деятельности.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Баширова Т.Б., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 17.10.2002 г.

7.
Название программы: "Развитие социальной компетентности личности воспитанников 1-9 классов в условиях школы-интерната VIII вида".
Автор: Г.Н. Юрченко, учитель истории специальной (коррекционной) школы - интернат № 6 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VIII вида г. Зимы.
Аннотация:
Программа направлена на развитие социальной компетентности личности воспитанника в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. Программа актуальна для современного состояния образовательного процесса в коррекционных учреждениях, в ней систематизирован богатый материал по подготовке детей к самостоятельной жизни.
Содержание программы направлено на формирование у детей и подростков ценностных установок: здорового образа жизни; формирования навыков трудовой деятельности; гражданских позиций и т.д. В содержании программы учтены и отражены возможности коррекции психического развития школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Баширова Т.Б., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 25.05.2004 г.

8.
Название программы: "Пчелка".
Авторы: С.В. Орлова, Л.М. Емец, Т.Г. Кузнецов, воспитатели специального (коррекционного) детского дома г. Тулуна.
Аннотация:
Программа направлена на подготовку к ручному труду и развитие ручной умелости детей дошкольного возраста воспитанников специального (коррекционного) детского дома. Ручной труд обладает богатыми и разноообразными коррекционными возможностями в работе с детьми с нарушениями развития. В программе учтены особенности детей, воспитывающихся в условиях детских домов, и представлены возможности для развития социальной адаптации и коммуникативных навыков.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Баширова Т.Б., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 28.03.2005 г.

9.
Название программы: "Сивка-бурка".
Авторы: Т.Н. Бычай, методист первой квалификационной категории, О.А. Шумилова, зав. отделением, Д.В. Соколовская, тренер-педагог областного летнего, санаторно-спортивного лагеря для детей с ограниченными возможностями
Аннотация:
Ипотерапия в настоящее время является одним из признанных практических направлений коррекционного воздействия на детей с физическими и психическими недостатками в развитии. Общение ребенка с лошадью, обучение езде на лошади обладает огромным ресурсом возможностей воздействия на психику и соматику детей с отклоняющимся развитием. В программе представлена система работы летнего, санаторно-спортивного лагеря для детей с ограниченными возможностями. В программе содержательно представлены теоретические и практические занятия и даны методические рекомендации к их выполнению.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Баширова Т.Б., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 12.09.2005 г.

10.
Название программы: "Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и развития одаренных детей".
Автор: О.А. Верхозина, зав. лабораторией ИПКРО, психолог высшей категории.
Аннотация:
В программе "Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и развития одаренных детей" четко обозначены
основные научно-теоретические идеи по подготовке учителей к работе с одаренными детьми. Программа курса предусматривает овладение психологическими знаниями об особенностях одаренных детей и их обучения в школе, формирование понятийного аппарата по данной проблеме, знаний и навыков идентификации одаренных детей, а также формирование готовности педагога к работе с одаренными детьми, развитие навыков недирективного межличностного взаимодействия, овладения новыми технологиями работы с одаренными детьми. Структурно подготовка педагогов осуществляется через различные формы организации образовательного процесса. Кроме лекционного блока (24ч.), автор вводит большой блок практический (36ч.): коммуникативный тренинг, деловую игру, тренинг личностного роста, рефлексивный тренинг.
Рецензент: Винобер Т.А. старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 03.07.2001 г.

11.
Название программы: "Основы менеджмента".
Автор: кандидат педагогических наук Л.А. Магальник, ИПКРО.
Аннотация:
В программе "Основы менеджмента" обозначен автором выход на ученическую аудиторию: специальная грамотная подготовка в области менеджмента и самоменеджмента облегчит социальную адаптацию выпускника в условиях внешней среды, поможет выработать поведенческие ориентиры, разовьет навыки аналитической деятельности, коммуникативные и другие качества, необходимые современному образованному человеку. Обращает на себя внимание то, что освоение большей части содержания программы спецкурса рекомендуется автором через активные формы обучения (деловые и ролевые игры, тренинги), что усиливает ее практическую направленность и значимость.
Рецензент: Балахчи Л.В. старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 03.07.2001 г.


12.
Название программы: "Разработка технологии ранней профилактики учебных затруднений ребенка".
Автор: А.Ф. Валеева, ДОУ № 11.
Аннотация:
Программа направлена на профилактику учебных затруднений младшего школьника в период дошкольного детства. В программе даны критерии результативности исследования, представлены этапы и методы исследования проблемы учебных затруднений ребенка.
Рецензент: Соколова Л.В., зав. кафедрой ИПКРО
Отметка об утверждении статуса "авторская": 03.07.2001 г.

13.
Название программы: "Школа развития" (развитие познавательных и творческих способностей младших школьников через внеклассную
работу).
Автор: Л.И.Истомина, учитель начальных классов МОУ гимназии №1 г.Усолье-Сибирского.
Аннотация:
Программа направлена на формирование интеллектуальной, творческой микросреды младшего школьника, формирование нравственных,
духовно-эстетических качеств.
В программе представлены разнообразные формы проведения занятий, сценарии учебных встреч и "привалов", дано учебно-тематическое планирование по каждому модулю: гуманитарному, математическому, естественнонаучному.
Рецензент: Наймушина Л.И., старший методист ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 13.11.2001 г.

14.
Название программы: "Защита прав и достоинства детей дошкольного возраста из семей социального риска".
Автор: МДОУ "Детский сад "Колосок" с.Кеуль Усть-Илимского района.
Аннотация:
Программа коллективного авторства "Защита прав и достоинства детей дошкольного возраста из семей социального риска" направлена на реализацию права маленьких детей, воспитывающихся в малоимущих семьях, на получение дошкольного образования и права на защиту от отсутствия заботы или небрежного отношения, провозглашенных Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.). Она раскрывает возможности ДОУ в сотрудничестве с администрацией района, Управлением социальной защиты населения, Попечительским Советом в организации поддержки дезатаптированных детей, создании условий для прохождения ими процесса ресоциализации, восстановления их социального статуса.
Рецензент: кандидат педагогических наук Чистякова Л.А., зав. кафедрой ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 25.05.2004 г.

15.
Название программы: "Декоративно-прикладное искусство. Изонить" из раздела "Рукоделье, вышивка".
Автор: В.Л. Батурина, педагог школы - интернат № 25 г. Братска.
Аннотация:
Программа В.Л. Батуриной является дополнением к основной обязательной программе "Технология", раздела "Вышивка" и рассчитана на учащихся 5,6,7 классов коррекционных школ. Занятия по курсу расширяют познавательный опыт детей, открывают большие возможности для самовыражения, становления психофизических функций детей с интеллектуальными нарушениями, стимулируют развитие восприятия, образного наглядно-действенного мышления, пространственного воображения, эмоционально-волевой сферы, моторики.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Соколова С.М., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 15.11.2004 г.

16.
Название программы: "Развитие моторики рук у первоклассников".
Автор: А.А. Понявина, педагог-психолог МОУ СОШ №1.
Аннотация:
Программа предназначена для работы с детьми 6-8 лет, имеющими слаборазвитую моторику. Рассчитана на 30 часов работы, которые описаны в 2-х разделах: подготовка руки к письму и письмо элементов букв с рисунками на строке. Материал подобран системно, логично и интересно. Имеются 10 приложений.
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент Ковалева Е.Б., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская":17.10.2002 г.

17.
Название программы: "Я среди людей, люди округ меня".
Автор: Е.Н. Павленко, педагог-психолог лицея г. Усть-Кута.
Аннотация:
Программа предназначена для учащихся 2-3 курсов лицея, рассчитана на 150 часов (2 года работы). Предусматривается системность и комплексность работы по социализации учащихся выпускных классов.
Содержатся необходимые методические рекомендации и материалы,
позволяющие контролировать степень освоение старшими подростками данной программы.
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент Ковалева Е.Б., ИПКРО.
Отметка об утверждении статуса "авторская": 18.04.2003 г.

18.
Название программы: "Школа для родителей "Понимание".
Автор: О.Н. Саидова, А.Ю. Ершова, педагоги-психологи МОУ СОШ №27 г. Ангарска.
Аннотация:
Программа предназначена для работы психолога с родителями
с целью оптимизации детско-родительских отношений. Предусматривает ознакомление родителей с особенностями психического развития детей на разных возрастных этапах; повышение родительской сензитивности; приобщение к базовым знаниям о потребностях детей; изменение неадекватных родительских позиций; расширение осознанности мотивов воспитания в семье. Основное содержание представлено в пяти разделах по возрастам. Определены критерии эффективности программа и сделана серьезная апробация.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Харченко В.Д.,
зав. кафедрой ИПКРО
Отметка об утверждении статуса "авторская": 23.10.2003 г.

19.

страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign