LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Унисон"
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. Герцена





"Первые дни ребенка в школе"
(сетевой образовательный проект)
Полякова Марина
кандидат педагогических наук РГПУ имени А.И.Герцена














Санкт-Петербург
2005



Постановка проблемы. Начало школьного обучения - это закономерный переход ребенка на более высокую ступень психического развития. Появление потребности в новой общественно значимой деятельности - одна из важнейших закономерностей психического развития старших дошкольников (Т.И. Бабаева, М.М. Безруких, Н.И. Гуткина, В.Г.Каменская, Е.Е.Кравцова, Д.Б. Эльконин и др.).
Без преувеличения можно сказать, что вопрос: "Готов ли ваш ребенок к школе?" волнует сегодня не только родителей, чьи дети поступают в первый класс, но и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений. Прежде всего, потому, что это один из самых сложных периодов в жизни человека. От того, насколько успешно включится ребенок в новую для него ситуацию систематического обучения, будет зависеть успешность его в школе, а, возможно, и в жизни.
С приходом в школу ребенок попадает в новую для него социальную ситуацию развития и сталкивается с новой деятельностью, которая становится главной. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению (Н.И.Гуткина, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова). Причины этого явления имеют разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к школе, приводит к множественным проблемам как в учебной деятельности, так и в личностном развитии ребенка. По данным Э.М. Александровской, только 56% детей обладают адекватной формой адаптации, у 30% - неустойчивая адаптация, для которой характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам. У 14% фиксируется нарушение форм социально-психологической адаптации, что выражается в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Как отмечают В.А. Аверин, Э.М. Александровская, это в значительной мере обусловлено личностными особенностями ребенка.
Снижение возраста поступления ребенка в школу - одна из причин сложностей адаптационного периода. По данным М.В. Антроновой, в возрасте от 5 до 6 лет число незрелых детей (т.е. не готовых к школе) составляет до 60%, от 6 до 6,5 лет этот показатель снижается до 35%, к 7 годам - до 10-13%. В возрасте 7,5 лет 98% детей относятся к школьно зрелым. Введение предшкольного обучения как систематического может усугубить ситуацию и привести ко многим проблемам как самого ребенка, так родителей и педагогов. Следовательно, важно учесть этот фактор при подготовке ребенка к школе и организации обучения детей-шестилеток с учетом психофизиологических характеристик.
Вариативность образования, конечно, являющаяся несомненным достижением современной школы, имеет и оборотную, "негативную" сторону. Ребенок, готовый к освоению программы одной школы, может совершенно не быть готовым к другой школе. Благо выбора школы родителями породило проблему выбора: на что ориентироваться в этом выборе, что существенно, а что вторично - этот вопрос на сегодняшний день еще не имеет четких ответов. Проблема диагностики - ключевая в определении готовности ребенка к школе вообще и к конкретной школе в частности, а также возможных прогнозов адаптации. Диагностику обычно проводит психолог. Он выявляет детей, имеющих существенные проблемы эмоционально-личностного и интеллектуального развития, и проводит коррекционно-развивающие занятия с ними. Но что делать, если психолога нет? И что делать тем детям, у которых проблемы неготовности к школе не столь существенны, хотя и проявляются? Ведь в практике работы дошкольной ступени образования педагог не всегда может использовать психологические методы диагностики школьной готовности, а хорошей, добротной диагностики нет.
Требуется технологичная, единая педагогическая диагностика для определения общей (личностной) готовности ребенка к школе и планирование образовательного процесса по ее результатам.
Современный ребенок уже не тот, который был несколько лет назад, и школа уже не та, она перестраивается, совершенствуется. Сегодняшняя начальная школа отличается от той, которая была много лет назад, прежде всего нагрузкой. Интеллектуальными нагрузками, физическими, эмоциональными. Сегодня одна школа может существенно отличаться от другой - и количеством учеников, и образовательной программой, и качеством преподавания.
Как отмечает Б.С. Волоков, современный первоклассник имеет следующие особенности:
* У детей большие различия паспортного и физиологического возраста. Различный уровень развития, степень эмоциональной и психической готовности к началу учебы. Сегодня нет ни одного класса, где был бы более или менее ровный контингент учащихся.
* У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Часто их информированность носит противоречивый характер. Возникает тревожность и неуверенность.
* У современных детей сильнее ощущение своего "Я" и более свободное и независимое поведение, чем у детей прошлых лет.
* Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Не все сказанное взрослыми они принимают на веру.
* У современных детей более слабое здоровье.
* Современные дети в большинстве перестали играть в коллективные "дворовые" игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры. И как следствие - дети приходят в школу учиться, не обладая навыками общения и практически, не будучи социализированы, т.е. плохо понимают, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
Нас заинтересовал вопрос, какие личностные качества помогают ребенку успешно включиться в школьную жизнь, а какие затрудняют этот процесс. Было проведено анкетирование учителей начальной школы. Анкета включала список из 64 личностных характеристик, требовалось выбрать двенадцать из них, в большей степени характеризующих ребенка, и ранжировать их по степени выраженности в ребенке. При этом взрослый отмечал на анкете, успешен или неуспешен ребенок в школе. В исследовании приняли участие учителя начальных классов девяти школ г. Санкт-Петербурга, они заполнили анкеты на 86 первоклассников, из них половина детей характеризовалась как успешные, а другая половина как неуспешные в школе.
Результаты, с нашей точки зрения, весьма интересны и заставляют задуматься о некоторых моментах педагогической теории и практики дошкольного и начального школьного образования. В характеристике успешных детей преобладали позитивные качества, тогда как в характеристике неуспешных в школе детей отмечалось до 35% качеств, которые негативно характеризуют ребенка. Характеристика успешных детей более вариативна (представлен больший набор качеств), а у неуспешных детей менее вариативна - включает меньшее число качеств.
Дети, характеризуемые как "успешные": активные, любознательные, внимательные, настойчивые, самостоятельные, сообразительные, дружелюбные, аккуратные, вдумчивые, исполнительные, общительные, умные.
Дети, характеризуемые как неуспешные: пассивные, невнимательные, беспокойные, заторможенные, обидчивые, конфликтные, нетерпеливые, веселые, непринужденные, общительные, робкие, доверчивые.
Таким образом, для успешного включения в школьную жизнь, прежде всего, необходимо уметь общаться (учение - коллективная деятельность), быть активным в познании и в проявлении себя, а также обладать определенной степенью развития воли (внимательность, самостоятельность, аккуратность, старательность и др.). Хороший ум и широкий кругозор сами по себе не гарантируют успешности в школе для ребенка. Однако многие родители, да и педагоги, главным направлением в подготовке к школе все еще считают обучение письму, чтению и счету. Программы групп раннего развития, занимающихся направленной подготовкой детей к школе, включают занятия по чтению, письму (печатанию), математике, развивающие игры. А вот направленность на развитие произвольности (поведенческой, психических процессов), коммуникативности, самопознания часто не включаются в программу или этим задачам отводится второстепенная роль.
Л.И. Божович на основе своих исследований пришла к выводу, что готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, сформированностью у ребенка тенденции общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, тенденции к новой социальной позиции. Л.И. Божович выделяет две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями".
С того времени, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность ("Хочу в школу"). Поэтому внутренняя позиция школьника может быть показателем готовности ребенка к социальной позиции школьника постольку, поскольку она является внутренней позицией ученика, т.е. системой потребностей и стремлений, направленных на осуществление учения.
Семья, особенно в раннем и дошкольном детстве, является главной составляющей социальной ситуации развития. Необходимость взаимодействия детского сада и семьи в подготовке дошкольников к школе осознается современными воспитателями как очевидная истина. О важности сотрудничества этих двух социальных институтов написано много убедительных слов. Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребенка. В каждом возрастном периоде складывается специфическое для данного возраста исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Это отношение Л.С. Выготский называл "социальной ситуацией развития", она определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие в данном возрасте.
Результаты нашего исследования (анкетирования) свидетельствуют, что большинство родителей серьезно озабочено вопросами образования детей. 70% родителей именно себя считают ответственными за подготовку ребенка к школе и делают это всякими возможными для них способами: ищут хороший детский сад, нанимают домашних учителей, водят детей в секции и кружки, сами занимаются с ребенком. Педагогическая компетентность сегодняшнего родителя достаточно высока. Однако не всегда он может сориентироваться в образовательной ситуации сам, без помощи специалистов образовательного учреждения. Педагогическое образование родителей в ДОУ ориентировано на "среднего родителя", педагоги недостаточно осознают специфику семейного воспитания дошкольников, часто переносят содержание и методы воспитания детей в ДОУ на условия семьи и рекомендуют их родителям. Это приводит к низкой результативности педагогического образования родителей в дошкольных учреждениях.
Многие исследователи отмечают, что в современной практике ДОУ используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия - консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков, такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму (Т.И. Бабаева, А.Л. Венгер, Л.Ф. Тихомирова). Эти формы взаимодействия ДОУ и семьи предполагают более активную позицию сотрудников ДОУ и, чаще всего, пассивную исполнительскую позицию родителей. Основная цель такого взаимодействия - информирование родителей.
О работе детского сада большинство родителей делает вывод на основе оценки особенностей отношения воспитателей к ребенку. Следовательно, чтобы взаимодействовать эффективно, доверять друг другу, воспитателю, прежде всего, необходимо эффективно сотрудничать с детьми.
Этот вывод подтверждается данными исследования Л.Н. Башлаковой: стиль общения воспитателя с родителями близок стилю общения с детьми. Если родителей не удовлетворяет стиль общения воспитателя с ребенком, то они уже не доверяют такому воспитателю и с большим трудом идут на контакт либо конфликтуют.
Выбирая наиболее приемлемые формы взаимодействия, родители отдали предпочтение индивидуальным формам, в которых легче решить конкретные проблемы воспитания ребенка. Приоритетная форма - индивидуальное консультирование (44%) - свидетельствует о потребности родителей решать конкретные проблемы развития ребенка, а не просто узнавать какую-либо информацию о воспитании и обучении детей. Это также проявление потребности услышать добрые отзывы о ребенке, поделиться сомнениями с воспитателем. На практике не всегда охотно родители взаимодействуют с педагогами. Одна из причин - неверно определенное содержание взаимодействия. Многие педагоги из благих побуждений говорят с родителями о проблемах ребенка, почти не отмечая его достижения. Это эмоционально для родителя тяжело, и он уходит от контакта. Взаимодействие становится формальным, стороны недовольны, проблема не решена.
Так, Т.И. Бабаева отмечает, что в практике взаимодействия детского сада и семьи при подготовке детей к школе существует ряд серьезных моментов, снижающих эффективность сотрудничества. Прежде всего, выявились недостатки в реализации центральной связи взаимодействия "цель - результат". Характерно, что подавляющее большинство родителей и воспитателей понимают значимость задачи подготовки детей к школе и включают ее в число наиболее актуальных воспитательных задач в старшем дошкольном возрасте (98%). Все опрошенные воспитатели единодушны в том, что задача воспитания готовности ребенка к школе требует совместных усилий детского сада и семьи. Однако лишь 60% опрошенных родителей положительно оценили это сотрудничество, 18% выразили сомнение в возможности современного детского сада осуществить полноценную подготовку ребенка к школе, отдав приоритет в этом вопросе семье. До 20% родителей отрицали необходимость участия семьи в подготовке к школе, подчеркнув, что эта важная задача должна быть решена полностью усилиями детского сада. Таким образом, существуют расхождения в понимании роли взаимодействия детского сада и семьи в реализации единой цели - подготовки ребенка к школе.
Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями. Умение построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества составляет важный компонент ценностных установок педагога наших дней.
...И вот ребенок переступает порог школы, он стал первоклассником. Это один из самых сложных моментов в жизни человека. Ведь меняется очень многое: до школы можно было играть, во что хочешь, а в школе - надо делать то, что скажет учитель; до школы ребенок "еще маленький", а ученик - "уже большой"; меняется окружение, правила взаимодействия с ним, меняются режим и распорядок дня. Хорошо подготовленный к школе ребенок - любознательный, контактный, умеющий думать и анализировать, рефлексивный, физически крепкий и здоровый - адаптируется к ситуации школьного обучения без особого труда. Но если есть проблемы готовности, ошибки в выборе школы и учителя, то адаптация может протекать тяжело. В этой ситуации требуется оперативная помощь, конкретные действия или система действий для оптимизации адаптации. Довольно часто для этого не хватает знаний, времени, средств, сил у учителя, самих родителей.
Часто решение имеющейся у ребенка проблемы определяется пониманием ее причин, а причины - в дошкольном детстве. Может пройти немало времени, прежде чем учитель выявит причину и поймет, что можно делать для исправления ситуации. Поэтому важно налаживать связь "воспитатель-родитель-учитель", чтобы прогнозировать возможные трудности и предупреждать их.
Итак, основные проблемы недостаточной готовности ребенка к школе и сложностей адаптационного периода это:
> Неверно выбранные приоритеты подготовки ребенка к школе из-за некомпетентности взрослых, направленности традиционной диагностики школьной готовности на выявление уровня развития мышления и полноты знаний у ребенка;
> Ошибки в выборе школы, учителя для конкретного ребенка с его индивидуальным своеобразием, вызванные недостаточной практикой выбора в условиях вариативности образования; незнанием специфики образовательных программ школы и неумением оценить и соотнести реальные возможности ребенка с требованиями школы;
> Снижение возраста детей, поступающих в школу, проявление физиологической незрелости и недостаточной сформированности произвольного поведения, игнорирование этих особенностей первоклассников современной практикой школьного обучения.
> Отсутствие систематической поддержки и помощи со стороны учителя и школьного психолога в случае сложностей адаптационного периода первоклассника.
Необходимость специального исследования этапа адаптации и связанного с ним этапа подготовки ребенка к школе обусловлена экспериментальной деятельной НОУ "Унисон" - "Интеграция основного, дополнительного и домашнего образования как условие развития ребенка". Начало систематического обучения - ступень сама по себе значимая для ребенка, а в условиях интеграции разных видов образования - тем более. Изучение особенностей протекания процесса адаптации и оптимизация его - вот причины, побудившие к созданию данного проекта.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Определение условий повышения адаптивности ребенка к школе в условиях вариативности образовательной системы.
Гипотеза.
Полагаем, что адаптивность ребенка к новой ситуации школьного обучения станет лучше при условии
* Направленности школьной подготовки на развитие социально-личностной готовности у ребенка как приоритетному направлению;
* Выбора школы, учителя с учетом индивидуальных особенностей будущего первоклассника;
* Своевременного выявления и оперативного решения выявленных проблем готовности и адаптации ребенка к школе в процессе взаимодействия всех воспитывающих взрослых;
* Повышения педагогической компетентности родителей, педагогов в аспекте готовности и адаптации ребенка к школе, что в условиях вариативности образовательной системы целесообразно делать при использовании сетевого ресурса - создания сайта "Первые дни ребенка в школе", где будет суммироваться общественный опыт по изучаемой проблеме.
Задачи проекта.
1. Определить необходимые (инвариативные) направления подготовки ребенка к школе в условиях вариативности образования.
2. Определить эффективные формы и содержание повышения педагогической компетентности родителей и педагогов в аспекте диагностики и развития готовности ребенка к школе.
3. Разработать и апробировать программу "Создание позитивного образа ближайшего будущего у ребенка и родителей" для уверенного вхождения в новую социальную ситуацию развития.
4. Разработка технологии педагогического сопровождения ребенка в первый год обучения для оперативного выявления и решения проблем адаптации к школе.
5. Изучить возможности сетевого ресурса "Эврика" для решения вышеназванных задач через разработку и создание сайта "Первые дни ребенка к школе".
Теоретические основы решения проблемы.
* Концепция вариативного образования (А.Г.Асмолов), предполагающая вариативное изменение образовательных моделей в изменяющейся социальной среде, их эволюцию по "смешанным линиям", что делает систему образования более гибкой и устойчивой к социальным переменам, способной удовлетворять разнообразные образовательные потребности личности.
* Концепция педагогического взаимодействия как субъект-субъектного взаимодействия (А.А.Бодалев, Н.Ф.Радионова и др.). Взаимодействие рассматривается как согласованная деятельность субъектов по достижению совместных целей при решении значимых для нее проблем. При таком подходе активизируются процессы саморазвития и самоактуализации субъектов образования.
* Концепция особого влияния семьи как социально-воспитательного института на становление и развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Исследование семьи как целостного системного образования в многообразии ее структурных и функциональных характеристик.
* Концепция преемственности содержания образования дошкольного и начального образования (Н.Ф. Виноградова), в которой сформулирована единая задача для двух ступеней образования (дошкольной и начального обучения) и определены специфические для каждого возраста задачи.
* Концепция социальной активности личности (В.А.Ситаров). Постепенное включение ребенка в систему общественных отношений способствует развитию его личности, а, следовательно, и развитию различных форм социальной активности как системообразующего фактора самой личности. Это предполагает активный процесс взаимодействия ребенка с социокультурной средой.

Этапы экспериментальной работы.
1 этап. Проектно-аналитический. Предполагает изучение научных источников и достижений практики по проблемам подготовки и адаптации ребенка к школе, взаимодействия субъектов образовательного процесса, методы психологической и педагогической диагностики готовности ребенка к школе, методы диагностики особенностей протекания адаптационного периода. Определяются технические характеристики, содержание и рубрики сайта "Первые дни ребенка в школе".
Разрабатываются вариативные программы, направленные на решение поставленных в экспериментальной работе задач:
* С детьми: "Воспитание интереса к школе у дошкольников", "Развитие произвольности у старших дошкольников", "Скоро в школу" (приложения №№ 1,: "Раскрытие природных возможностей ребенка", "Кемпинг"), "Развитие познавательной и социальной децентрации у дошкольников и младших школьников", "Я - это кто?" и др. Эти программы направлены на развитие школьно значимых личностных качеств и могут использоваться в условиях общественного образования и семьи.
* С педагогами: "Диагностика школьной готовности", "Диагностика и выявление проблем адаптации у первоклассников", "Решаем проблемы вместе" и др.
* С семьей: "Готов ли мой ребенок к школе?", "Выбираем школу, выбираем учителя", "Кемпинг" и др.
Анализ исследований по проблеме показывает, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить
> ориентируя цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка;
> используя вариативные формы и методы образования родителей;
> развивая родительскую рефлексию, делая акцент на эмоциональной стороне взаимодействия;
> учитывая личностный опыт родителей, аппелируя к нему в процессе взаимодействия;
> объединяя, консолидируя родителей в процессе образования;
> используя возможности параллельного образовательного процесса "родители-дети".
Разрабатываются основные задачи технологии сопровождения ребенка в первый год обучения в школе, определяются условия ее реализации.
Для использования сетевого ресурса и расширения возможностей информирования педагогов и семьи по проблеме школьной готовности определяются содержательные характеристики для сайта "Первые дни ребенка в школе". Предполагаемые рубрики: "Пора ли в школу?", "Готовимся к школе", "Правовое поле", "Трудности первых школьных дней", "Горячая линия", "Советы бывалых", "Золотой пеликан".
Краткая характеристика рубрик.
"Пора ли в школу?" - включает доступные диагностические материалы, позволяющие научиться родителям и педагогам оценивать готовность к школе и определять задачи развития школьно значимых качеств для каждого ребенка. Материалы пополняются через Сеть педагогами, которые делятся своими наработками.
"Готовимся к школе" - включает материалы по подготовке ребенка к школе в условиях семьи, образовательных учреждений (детский сад, группы развития при школе, учреждения дополнительного образования). Главное внимание уделено материалам по развитию произвольности, коммуникабельности, децентрации, рефлексии. Также большой блок материалов направлен на создание образа ближайшего будущего: какие школьные образовательные программы есть и как их выбирать; как выбирать школу, учителя; какие школьные принадлежности будут необходимы в первый год обучения; какой должна быть среда ребенка, идущего в школу. Пополнение материалов предполагается через Сеть.
"Правовое поле" - включает нормативно-правовые документы, регламентирующие прием в школу, образовательный процесс в первые школьные дни, взаимодействие родителей с социальными институтами и т.п.
"Трудности первых школьных дней" - включает материалы о протекании адаптационного периода, проблемах адаптации и путях их решения. Рубрика интересна и полезна родителям и воспитателям. Пополнение материалов - через Сеть.
"Золотой пеликан" - тестовые задания для родителей, по результатам которых родитель определяет свою компетентность в вопросах подготовки ребенка к школе. Предполагается три (как минимум) номинации. Например, "Почти Дока", "Дока", "СуперДока". Режим тестирования - интерактивный. Возможен и официальный, серьезный вариант проверки компетентности (через выявление знаний и умений решать педагогические задачи и ситуации) для разрешения работать с детьми предшкольного возраста.
"Советы бывалых" - это форум, где имеющие опыт обучения детей родители, педагоги высказывают свое видение организации подготовки ребенка к школе и в первое время обучения.
"Горячая линия" - обеспечение обратной связи. Общественные дежурные (педагоги Сети или на основе договора компетентные специалисты) отвечают на вопросы родителей, педагогов, помогают советами в решении проблем подготовки к школе, адаптации к школе.
Ожидаемый результат. Создание комплексной методики диагностики готовности ребенка к школе, доступной для педагогов и родителей. Создание рабочих программ подготовки ребенка в школе в условиях семьи и дошкольного звена образовательной системы. Разработка тестов для проверки педагогической компетентности родителей и педагогов. Создание программ повышения педагогической компетентности воспитателей, родителей. Создание проекта сайта для сети.
2 этап. Внедренческий. Внедрение разработанных проектов, их коррекция.
Внедрение проектов осуществляется параллельно как на этапе дошкольном, при подготовке детей к школе, так и на этапе собственно адаптационном. Остановимся на значимых моментах внедрения проектов, позволяющих повысить качество образования, помочь ребенку легко вступить на новую социальную ступень развития.
Готовность к школе выступает как интегральная характеристика новообразований социально-личностного развития старшего дошкольника, представляет сложное структурное единство ряда взаимосвязанных компонентов (интеллектуального, эмоционально-волевого, социального и физического). Центральным моментом, определяющим новую ситуацию развития ребенка, поступающего в школу, отмечает Бабаева Т.И., является изменение его места в обществе, в системе социальных отношений. Впервые с поступлением ребенка в школу он включается в выполнение социально значимой учебной деятельности, добросовестное выполнение которой вменяется ему как первая общественная обязанность. В связи с этим перестраиваются отношения к ребенку взрослых. Они целенаправленно формируют в сознании ребенка чувство его личной ответственности за результаты учебы, что способствует перестройке самосознания. Направленность работы с дошкольниками на развитие активности в познании и общении, развитие рефлексии и произвольности, обучение умениям управлять собой - вот те базовые основания, на которых формируется готовность к школе.
Специфика позиции педагога по отношению к родителям состоит в том, что в ней сочетаются две функции: формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух ролях одновременно: в роли официального лица и доверительного собеседника. Отношения с родителями сложатся, если обе стороны выступают с правом собственной позиции как равные собеседники. Но при этом каждый остается со своей манерой общения, способом восприятия, несет свои переживания, которым еще предстоит стать общими. На этих основаниях зарождается диалог, строятся доверительные отношения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения. (Т.П. Гаврилова, В.М. Иванова).
Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта.
В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Е.П. Арнаутова, Т.А. Куликова и другие). Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.
Проблема педагогического взаимодействия активно изучается. В философии понятие "взаимодействие" определяется как принцип существования природных и общественных явлений, взаимная связь структурных уровней материи, материальное единство мира. Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого (БЭС). Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности (А.А. Бодалев, Л.И. Уманский). Взаимодействие всегда разворачивается в виде согласованной деятельности субъектов по достижению совместных целей и результатов при решении значимых для них проблем (Н.Ф. Радионова).
Взаимодействие всегда предполагает какие-то формы, в которых оно осуществляется. В практике часто используются традиционные формы взаимодействия педагогов и родителей - групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды для родителей - разработанные много десятков лет назад. Не всегда эти формы учитывают особенности современной ситуации развития и не всегда способствуют реальному повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей, согласованию общих педагогических целей, поскольку предполагают активную позицию воспитателя и пассивную позицию родителя при взаимодействии. Родителям хочется не только получить информацию, но, главным образом, услышать добрые слова о своем ребенке, узнать, как складываются его отношения в группе сверстников, понять, как решать конкретные проблемы своего ребенка.
Нетрадиционные формы, построенные на диалоге с семьей, учитывающие личностный опыт родителей, направленные на развитие родительской рефлексии, ведут к объединению, консолидации родителей и воспитателей в процессе образования, реально способствуют повышению педагогической компетентности родителей, развивают эмоциональную и содержательную сторону взаимоотношений родителей с ребенком. В условиях вариативности образования, разных образовательных запросов и возможностей современной семьи требуется активный поиск новых форм взаимодействия детского сада и семьи, основанных на сотрудничестве. При этом важно, чтобы родители и дети, покидая дошкольную ступень образования, реально представляли себе ближайшее будущее, были готовы к школьным условиям и ощущали уверенность в своих силах для решения сложных задач новой ситуации развития.
Ожидаемый результат. Разработаны разные формы, содержание взаимодействия (для разных условий протекания образовательного процесса) педагогов с родителями, педагогов дошкольных и школьных, способствующие повышению качества подготовки ребенка к школе. Определены основные компоненты технологии сопровождения первоклассника в адаптационный период, реализующейся в разных образовательных условиях (при наличии психологической службы, без нее). Создан сайт "Первые дни ребенка в школе", содержание его наполняется через обмен наработанными в разных регионах программами, направленными на подготовку ребенка к школе и обеспечение успешной адаптации, а также обеспечение взаимодействия субъектов - родителей, педагогов, детей, общественности - как условия повышения результативности образования.
3 этап. Итоговый. Изучение результатов эксперимента: статистика протекания адаптационного периода, экспертные оценки внешних и внутренних экспертов. Фактическое оформление материалов, собранных и проанализированных в ходе предыдущей работы. Создание сборника "Проблемы адаптационного периода у первоклассников и пути их решения", методические материалы "Программы повышения компетентности родителей, педагогов по проблеме школьной готовности", "Педагогическая диагностика готовности ребенка к школе для родителей", "Педагогическая оценка готовности к школе" и др.
Ожидаемый результат. Цикл методических пособий, в которых будет отражено основное содержание и выводы по экспериментальной работе, постоянно пополняющийся сайт, использующий интеллектуальный потенциал сети, обогащающий опыт работы педагогов (воспитателей, учителей), родителей, психологов и всех заинтересованных данной проблемой лиц.
Общие ожидаемые результаты экспериментальной работы.
Научные результаты.
Проведение данного эксперимента позволит определить инвариант (то, что необходимо всегда, везде и всем) и вариативную составляющую (то, что необходимо для некоторых школ, условий, детей) готовности ребенка к школе в условиях вариативности образовательной системы России. Реализация задач при активном использовании интеллектуального сетевого ресурса позволит изучить возможности и условия эффективного использования сети для обогащения педагогического опыта субъектов образования, а также позволит выявить особенности состояния изучаемой проблемы в разных регионах России (аналитический аспект).
Педагогические результаты.
* Повышение уровня готовности детей к систематическому обучению в школе;
* Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в аспекте готовности и адаптации детей к школьному обучению;
* Создание позитивного "образа ближайшего будущего" для уверенного вхождения родителей и детей в мир школы;
* Оптимизация адаптации ребенка к школе и школьному обучению;
* Определение эффективных форм и содержания взаимодействия педагогов и родителей;
* Повышение уровня педагогической рефлексии и стремления к самообразованию у родителей и педагогов
* Повышение качества образовательных программ вследствие общественной (внешней) экспертизы через сеть.
Методические результаты.
Создание учебно-методических материалов по проблеме школьной готовности и адаптации; создание материалов для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов.
Издание образовательных программ, их доступность (электронные носители) пользователям сети.
Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы.
Реализация целей эксперимента будет способствовать повышению качества образования не в одном отдельно взятом образовательном учреждении или организации, но системно по всей России. Результаты эксперимента могут найти применение в разных местностях, где есть сетевой доступ. Принцип сетевого интеллектуального ресурса может быть реализован на другом содержании.
Возможно! Можно использовать материалы сайта для подготовки и переподготовки педагогов, родителей к работе с детьми "предшкольного возраста", продумав систему сертификации и тестовые задания. Для этого необходимо согласование с Министерством образования и соответствующие полномочия.
Методы исследования.
Используется комплексная методика, предполагающая анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эксперимента, обобщение опыта взаимодействия педагогов ДОУ, учителей и родителей, диагностические методы (наблюдение, беседы, анкетирование, экспериментальные задания), качественный и количественный анализ с использованием методов математической статистики, метод педагогического эксперимента.
Научное и ресурсное обеспечение эксперимента.
Научное сопровождение - Общественный институт развития школы, РГПУ имени А.И. Герцена.
Кадровое обеспечение - педагогический коллектив негосударственного образовательного учреждения "Унисон", студенты и педагоги (Дворец творчества юных, Аничков лицей, РГПУ имени А.И. Герцена), заинтересованные родители и педагоги Сети.
Источники финансирования:
Оплата труда педагогов - за счет грантовой поддержки и родительской платы;
Создание сайта и его администрирование - грантовая поддержка.

Приложение №1


Раскрытие природных возможностей ребенка
(образовательная программа детей дошкольного возраста)
Введение

За последние годы система образования и воспитания претерпевает колоссальные изменения. Проблемы модернизации образования вышли на первый план. Система воспитания личности ищет новые пути в соответствии с требованиями времени. Возникло огромное количество эстетических центров, групп домашнего обучения, лицеев, альтернативных, авторских школ и т.д. У педагогов появилась возможность внесения собственных изменений и дополнений в образовательные программы.

Каким должен вырасти маленький человечек, будет ли он готов к Новой жизни, сумеет ли осознать себя как деятельная Личность, найдет ли он себе место в хитросплетении дорог, сумеет ли отстоять свое достоинство, раскрыть свои способности и таланты, хватит ли ему душевных и физических сил, ума и воли, нравственной закалки?

Эти непростые проблемы встали перед группой педагогов, вдохновленных девизом мудрых - "Да осилит дорогу идущий!". Начав в 1991году, как маленькая экспериментальная группа под названием "Школа раннего развития "Унисон", программа школы "Раскрытие природных возможностей ребенка" за эти годы превратилась в разветвленную образовательную систему, получившую достойную оценку в России и за рубежом. Программа получила положительный резонанс в среде научно-педагогической общественности: Министерство образования России (А. Асмолов), Российская Академия наук (Б. Братусь), Московский (Е.Шлягина) и Санкт-Петербургский (М.Осорина) Государственные университеты, Сессия европейского Диплома им. Марселя Хитнера (Бельгия), Педагогический университет г. Йюнчепинга (Швеция). О школе сделаны документальные фильмы: "Репортаж из 22...", "Годы молодые".

Определив для себя изначальную цель, педагогический коллектив нацелил свою деятельность на изучение психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста и актуализацию их потенциала в специально интегрированном процессе, который органически интегрирует в себе различные направления искусства, педагогические технологии, усилия музыковедов, искусствоведов, педагогов Городского Дворца творчества юных.

Педагоги школы находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство "ребенок-родитель-педагог", понимая, что домашняя среда имеет основное воспитательное и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребенка. Таким образом, проблема целенаправленного поиска путей оказания помощи ребенку в становлении его личности остается актуальной. Основное представление о мире, в котором мы живем, критерии элементарных нравственных оценок событий, которые происходят вокруг, складываются уже в раннем детстве.

Педагогическая наука постоянно напоминает о важности дошкольного периода развития ребенка. Именно в раннем детстве идет интенсивный процесс познания окружающего мира, когда ребенок максимально впечатлителен и чуток, эмоционально открыт и, вместе с тем, раним. Это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.

В основе предлагаемой программы лежит особое внимание к развитию индивидуальности ребенка уже в раннем возрасте.

Наша задача - оказание помощи в становлении личности высоконравственной, интеллектуальной, независимо, творчески мыслящей и, вместе с тем, адаптированной к окружающей среде, в которой предстоит существовать. В понятие "адаптация" мы вкладываем следующий смысл: не нивелировка личности среди себе подобных, не стремление уподобиться среде и быть незамеченным, пытаясь прожить бесконфликтно, а воспитание сильной натуры, имеющей глубинный внутренний стержень, имеющей свое мнение и корректно отстаивающей это мнение, уважая оппонента, способной достойно существовать в изменяющихся условиях жизни. Это личность, активно существующая в среде и оказывающая на нее формирующее воздействие.

Сверхзадача заключается в том, чтобы вырастить не эгоистического потребителя, а человека, у которого в процессе роста собственного сознания формируются естественные разумные отношения с окружающим миром. Такой подход позволит сохранить в ребенке данную от природы силу, творческую свободу, естественность, интуицию, свободу выбора и принятия самостоятельных решений. Не теряет своей злободневности высказывание В.Ф. Одоевского: "...чему же учить ребенка? - спросят меня.... Отвечаю просто: ничему, пока умственные силы не скрепились, работаю над тем, что ребенок уже знает; словом все первоначальное воспитание должно быть не передача знаний, но усовершенствование того снаряда, которым приобретаются знания. "Не передавайте человеку знание, но старайтесь, чтобы он получал способность сам доходить до него",- вот крайний предел педагогии во всех степенях учения, а тем более - на степени элементарной".


Цель программы

Создание совместно с семьей условий для раскрытия природных возможностей ребенка с включением всего его личностного потенциала (эмоционального, физического и интеллектуального) в процесс познания, осмысления и творческого созидания окружающего мира.

Задачи программы
Теоретические основы решения задач

? Изучение возрастных возможностей ребенка.
? Стабилизация и гармонизация внутреннего состояния ребенка.
? Повышение уровня достижений ребенка.
? Выработка устойчивого интереса к самовыражению, познанию нового.
? Развитие у ребенка способностей решать познавательные и коммуникативные проблемы в условиях детского учебного коллектива в сотрудничестве с педагогами, родителями и сверстниками.
? Определение перспективных программ дополнительного образования, способствующих развитию ребенка.
? Активное включение родителей в образовательный процесс с целью осознания педагогических задач и выработки единого оценочного критерия в подходе к ребенку. Оказание помощи родителям в осознании сущности процесса развития ребенка и возможностей педагогического управления этим процессом.
Постановка вышеуказанных задач основывается на материалах научных исследований по проблеме личности ребенка (В.Выготский, Ж Пиаже, М.Осорина). Программа "Раскрытие природных возможностей ребенка" опирается также на концепцию образованности, которая разработана группой петербургских ученых (О.Лебедев, А.Тряпицына, Р.Богданова и др.). Концепция образованности исходит их того, что образование не сводится только к школьному образованию, но включает в себя и домашнее и дополнительное образование. Концепция образованности рассматривает образование как процесс развития способности к самостоятельному решению проблемы на основе использования социального опыта, одним из элементов которого является собственный опыт обучения, и с этой точки зрения родители могут выступать не только в роли "соисполнителей" программы, но и ее "соавторами". Только тесный контакт педагога, ребенка и родителей даст положительный результат не только в становлении и формировании личности ребенка, и, что немаловажно, положительно скажется на духовном и нравственном облике родителей.

Основополагающие принципы

? Единство педагогических взглядов.

? Доброжелательный подход к ребенку, предполагающий уважение к личности ребенка и признание его права на собственное мнение.

? Видение индивидуального развития ребенка, учет динамики личностного роста, возрастных психофизиологических особенностей.

? Построение программы по различным направлениям с единой ориентацией их на включение каждого ребенка в творческий процесс познания, естественным результатом которого становится приобретение знаний, умений, навыков.

? Взаимопонимание и единство педагогического подхода преподавательского коллектива и коллектива родителей.

Содержание деятельности

Образовательная программа "Раскрытие природных возможностей ребенка" реализует комплексный подход в педагогической практике. Все программы различных видов деятельности взаимодействуют между собой как отражение целостного мира человека. В программе гармонично сочетаются несколько педагогических линий, затрагивающих наиболее важные аспекты психического развития ребенка:

развитие форм самовыражения личности:
развитие речи
изобразительная деятельность
хореография
музыка
физическое развитие:
физическое оздоровление
развитие представлений об окружающем мире:
природа
мой город




развитие социально-психологических способностей и навыков существования
в окружающем мире:
групповая жизнь
общение и игра со сверстниками
интеллектуальное развитие:
развивающие игры
компьютер
обучение грамоте
игровая математика
шахматы

Программа предполагает индивидуализацию и дифференцированный подход к образовательному процессу в зависимости от психологической и физической готовности ребенка. Численность группы: 8-10человек.
Особым видом деятельности является общение. С этой целью предусматриваются беседы, свободные игры, прогулки в парках, по городу, экскурсии в музеи, посещение театров, совместное проведение с родителями праздников.
Решение задач предполагает слаженную работу педагогического коллектива, что достигается путем регулярных обсуждений совместно с психологом наблюдений за детьми, анализ и оценку деятельности, поведения для выработки новых эффективных путей развития детей. Учебные программы постоянно корректируются как для всей группы в целом, так и для каждого ребенка индивидуально.
Равенство возможностей учащихся, предполагаемые виды деятельности и педагогические принципы преподавания создадут условия для наиболее полного раскрытия возможностей ребенка.
Уровень результативности каждого ребенка будет соответствовать уровню его способностей и желанию. Активная, глубокая вовлеченность ребенка в учебный процесс будет способствовать расширению интересов и форм познания.

Следуя этому можно:
- повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс, способствующий увеличению эффективности усвоения;
- повысить уверенность ребенка в своих силах;
- стимулировать творческие усилия ребенка.

Ступени программы.

Первая ступень (3-4года).
Игровые группы, в которых осуществляется знакомство с детьми: происходит адаптация детей к условиям работы школы, приобретаются навыки коммуникативной культуры.
Работа направлена на активизацию слухового, зрительного внимания, памяти и т.п.
Постепенное введение цикла предметов эстетического направления.
В этот период очень важно дать возможность прочувствовать ребенку не только свое право, но и право других людей, необходимость соизмерения своих прав с правами других. На этом этапе у детей идет проработка таких понятий как "можно", "нельзя", "нужно".


Вторая ступень(4-5лет).
Группы, в которых идет изучение психофизиологических возможностей детей для дальнейшей дифференциации. Для ребенка предоставляется возможность расширения спектра восприятия окружающего мира через знакомство с новыми видами деятельности.
На этом этапе ребенку предоставляется возможность открыть одну за другой двери в мир и войти в эти двери без страха, с любопытством и желанием самому участвовать в созидательном процессе. Не случайно здесь в большинстве видов деятельности, включенных в программу, предполагается активное участие каждого ребенка в процесс обучения:
музыка - не мне играют, а я сам пою и играю;
изобразительная деятельность - не мне показывают как рисовать бабочку, а я сам леплю, рисую и не боюсь передавать свои ощущения и т.д.
На этом этапе внимание больше направлено на процесс, а не на результат творчества. Результат, как правило, предполагает оценку. Это рождает страх: а вдруг будет плохо, не так, не правильно? А в результате - "лучше не буду делать". От взрослых в этот период требуется проявление максимума терпения, умения почувствовать возможности и настроение ребенка, который, быть может, первый раз в своей жизни взял в руки кисть или прикоснулся к клавишам. На этом этапе важно помочь ребенку поверить в собственные силы.
Вводятся совместные занятия детей и родителей во время учебного процесса, во время проведения семейных абонементов (например, в рамках данной программы существуют семейные абонементы "Учимся слушать музыку", "Прогулки в Эрмитаже").

Третья ступень (5-6лет)

Эта ступень предполагает углубление познания ребенком окружающего мира, его целостности и многообразия. Предусматривается введение новых дополнительных направлений интеллектуального цикла в сочетании с выше обозначенными (физическое и эстетическое).
Дифференциация групп с учетом психофизических возможностей детей.
Работа на этой ступени направлена на воспитание умения следовать определенным правилам, умения учиться, выполнять задания, на формирование чувства долга.
В этот период идет расширение и углубление музейных семейных программ, филармонических семейных программ и др. Эти программы ориентированы на приобщение детей и родителей к образцам высокого искусства, к культурным ценностям города. Важно сделать посещение музеев, филармонии одним из элементов образа жизни семьи, необходимой потребностью.


Ожидаемые результаты

Первая и вторая ступени.

Формирование общей доброжелательной, спокойной атмосферы в группе, побуждающей к проявлению творческой активности и самовыражения себя в различных видах деятельности. "Плавное" вхождение новых взрослых в мир ребенка осуществляется через отлаженную спокойную жизнь группы (совместные с взрослыми прогулки, игры и т.п.).
Формирование у каждого ребенка устойчивой потребности в предлагаемой деятельности. Поощрение удачной попытки творческого самовыражения.
Воспитание интереса и любви к музыке, слову, гармонии движения, изобразительному искусству, развитие чувства сопричастности к окружающему миру, способности сопереживания.
Развитие
- зрительного внимания;
- чувства цвета, его тональности, насыщенности, оттенков чувства и
понятия форм, пространственного воображения, фантазии;
- чувства ритма, слухового внимания;
- различных видов памяти;
- логического мышления;
- ребенок научиться узнавать настроение, характер, ритм музыки, танца,
слова, красок. Научиться рассказывать, проигрывать, выражать в
движении и действии увиденное и услышанное.
Снятие комплексов, неадекватной оценки, с которыми дети очень часто приходят
в школу. Предоставление детям возможности почувствовать вкус к тому, что они умеют, могут и имеют право творить.

Единство понимания станет основой единства действий педагогов и родителей.

Третья ступень.

Улучшение психического и физического здоровья ребенка.
Повышение вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствующий эффективности усвоения учебного материала.
Приобретение знаний, умений и навыков, являющихся органичной частью ребенка, а не отдельно существующей в его внутренней жизни информации.
Повышение уверенности ребенка в собственных силах.
Выработка механизмов взаимодействия между школой и семьей.


Педагогический коллектив

Основным фактором успеха программы является сам учитель, ибо, в основном, именно он является основным творческим потенциалом, профессиональным и культурным проводником содержания программы.
Поэтому очень важно создать команду педагогов с высоким уровнем профессионального и личностного потенциала. Создание в педагогическом коллективе творческой и интеллигентной атмосферы в профессиональной деятельности и в межличностных отношениях будет естественным образом проецироваться на детский коллектив и коллектив родителей. Высокий уровень интеллекта и культуры педагога автоматически влечет за собой повышение "планки" интересов и возможностей учащихся, самостоятельности и активности, стимулируя их познавательную деятельность, формируя соответствующие оценочные критерии.
Основное зерно программы - формирование через различные учебные программы единого подхода педагогов к образовательному процессу, развитию творческого потенциала ребенка через формирование навыков исследовательской культуры. Педагог на занятиях должен создавать деловую и творческую атмосферу, поощряя активность, целеустремленность и настойчивость в освоении учебного материала, ориентировать детей на продуктивное использование времени, уважительное отношение к труду и учебе.
Создать наиболее комфортные условия для ребенка помогает также единство педагогических принципов всего коллектива:
> доброжелательность и уважение личности ребенка: ребенок не объект педагогического воздействия, а творящий субъект, имеющий право на собственное мнение, позицию, собственное видение ситуации;
>учет индивидуального развития ребенка, темпа его продвижения, учет возрастных психофизиологических особенностей; внимание к внутреннему миру ребенка и ориентир на его душевное состояние; стремление не к большему количеству всевозможных умений и навыков, а воспитание познавательной активности;
>постоянная тонкая помощь, а не жесткие требования. У каждого свой темп продвижения, и поэтому все сравнения успехов ребенка - только относительно его самого. Стимулирование творческого процесса на основе ощущения успешности.

Программа предусматривает постоянную внутреннюю работу педагога над собой, постоянный анализ своей деятельности, коррекцию учебных программ, повышение профессионального мастерства и исследовательской культуры.

Педагог должен обладать:
- профессиональной компетентностью;
- эмоциональной стабильностью;
- чуткостью;
- способностью к индивидуальному подходу в обучении;
- способностью учитывать возможность и степень участия родителей в образовательном процессе.


Родители

Родители являются основным звеном в триаде "ученики-родители-педагоги" для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда - основа формирования личности ребенка.
Важнейшее условие полноценного развития ребенка - создание духовной образовательной среды, включающей учащихся, родителей, педагогов, общественность, инициирующей учебные творческие и нравственные достижения личности, рассматривающей индивидуальные успехи и неудачи как события, связанные с жизнью всего сообщества. Ткань подобной системы образуется из встреч и контактов, где каждый человек ответственен за происходящее рядом, за микровзаимодействия. На этом этапе необходимо выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку. Необходимо договориться о единстве требований, предъявляемых к ребенку в школе и дома, как в образовательном процессе, так и в построении межличностных отношений, в вопросах нравственных.

Поэтому необходимо оговорить формы сотрудничества:
- определение принципов сотрудничества в договоре между школой и родителями;
- родительские собрания, индивидуальные собеседования;
- проведение семинаров и тренингов по вопросам механизмов взаимодействия между взрослым и ребенком, специальных способов и методов образования, стимулирующие мировоззренческую деятельность и рефлексию;
- посещение занятий, получение коммуникационной грамотности взаимодействия со знакомыми своего ребенка, его сверстниками, с их родителями, с учителями, самоанализ;
- вовлечение в жизнь группы (организация и проведение экскурсий, проведение совместных занятий, подготовка и проведение мероприятий и т.д.)
- деловые игры, специальные фильмы, имитационные игры, лекции.

Если мы зададим себе вопрос: "Что самое желанное для грудного ребенка, дошкольника или школьника?", то должны признаться себе, что это - внимание любимых родителей, являющееся сильным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают внимание в общении с ребенком. Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, которое тесно связано и с другим желанием - быть на родителей похожим.
И как для педагога самый лучший способ воспитать в детях творческие способности - самим быть творческой личностью, так и компетентный родитель - прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.
Родители создадут прекрасные условия для развития личностных положительных качеств детей, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
1. Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном и интеллектуальном плане.
2. Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка.
3. Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, - даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
4. Они практически не оказывают давление на ребенка в его делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Ребенку нужно знать, что порой терпеть неудачу - этот нормально и даже необходимо. Неудачу надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. В поиске новой информации или новых друзей ребенку может быть одинаково полезен как положительный, так и отрицательный опыт.
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть. Нужно переносить акцент в соревновательности на сравнение с прошлыми собственными достижениями ребенка, на самосовершенствование и достижение нового уровня, а не концентрировать внимание ребенка на том, чтобы обогнать и переиграть других. Внутренняя мотивация достичь лучшего личного результата может быть гораздо привлекательнее для тонко чувствующего ребенка, нежели подогреваемая извне страсть к победительству. В то же время обязательно нужно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. Иначе с раннего детства дети будут уходить от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают.
Все вышесказанное должно быть взято за основу во взаимоотношениях с ребенком. Это принципиально важные механизмы взаимодействия между взрослым и ребенком, постулируемые в нашей программе. И необходимо, чтобы родитель не только понял это, но и принял душой, научился следовать этим принципам в жизни. Вершина становления родителя - благополучие их детей.
Грамотное поведение родителей - понимание собственного ребенка, его психофизического состояния, отношения, построенное на доверии к ребенку, к способу выражения его душевного состояния. Интерес личности ребенка - ориентир для грамотного поведения родителей.

В "Братьях Карамазовых" Достоевский говорит: "...нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может прослужить когда-нибудь нам во спасение". (Достоевский Ф.М. Собр.соч. в 10-ти т Т.9 М "Художественная литература", 1958, с.335-336).

Образование родителей должно быть направлено на оказание им помощи в развитии полноценной здоровой личности ребенка. Чтобы эффективно развивать и воспитывать детей, родители сами должны знать и понимать свои собственные жизненные проблемы, свои особенности и условия жизни, знать, к чему приводят результаты их действий, ретрансляция их ценностей, стремление к воспроизводству образа жизни. Изучение самих себя, развитие родительской рефлексии - основа эффективной образовательной стратегии. Необходимо обратить внимание на концептуальные ценностные моменты, аналитический подход, повышающий значимость осмысления происходящего родителями, свое влияние на развитие ребенка, на отношения с его референтной группой, на отношение в семье, понять возможности взаимодействия своей семьи и общественности, найти соотношение семейных ценностей и ценностей социальных, определить специфику взаимодействия семьи и школы, определить область своей родительской ответственности перед школой.

Поиск соотношения содержания образования родителей, центрированного на проблемах личности и содержания, способствующего общественному развитию, является общей важной проблемой.
С одной стороны - учет конкретных условий жизнепроживания родителей, их особенностей, с другой - важно, чтобы знания, получаемые родителями, способствовали выработке целостного, оптимистического мировоззрения, а взаимодействие родителей с детьми сочетало бы в себе глубокие человеческие чувства и сознательно проработанные поведенческие реакции.
Развитие системы человеческих отношений в школе и в семье требует взаимообучения родителей и педагогов, развития правового сознания, коммуникативных навыков, развития целостного оптимистического мировоззрения, овладения способами позитивного самовыражения, развития творческого потенциала личности. Родители и педагоги - партнеры по отношению друг к другу, но для этого необходимо, с одной стороны, единый концептуальный взгляд и ценностное согласие, с другой стороны - разграничение сферы компетентности и ответственности.
Навыки, получаемые в работе с родителями, будут распространяться и на взаимодействие с детьми, способствуя демократизации школьной жизни.
Родители нуждаются в обеспечении цивилизованного взаимодействия между школой и семьей, в правовой гарантированности строящихся отношений. Помощь со стороны школы помогла бы обеспечить родителям грамотное выражение их интересов, образовательных потребностей и заказов. Только на уровне эффективных форм сотрудничества школы и родителей может родиться образовательное и духовное пространство, способствующее полноценному развитию детей.
Данная программа предусматривает следующие этапы изменения уровней интеграции:
>понимание родителями программы, ее целей, задач;
>участие родителей в реализации программы;
>участие родителей в разработке подпрограмм;
>формирование с родителями общих программ.

В связи с этим необходимо уделить серьезное внимание образованию родителей.
Предполагаем следующие этапы организации деятельности по образованию родителей:

1. Диагностический.
Выявление реально существующих проблем родителей, их ценностные ориентиры в жизни, уровень общей культуры, проведение типологизации обследуемой группы.

2. Консультационный.
В консультациях определяется необходимое содержание образования родителей, формы, методы обучения, выбор своего образовательного маршрута.

3. Процесс обучения родителей.

4. Мониторинговый, помогающий проследить результат обучения родителя.

Требования к преподавателям, проводящим обучение родителей:
> умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
> внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям;
> научная грамотность и доступность изложения материала;
> гибкость, подвижность образовательной стратегии программы;
> разнообразие предлагаемых образовательных услуг, методов и форм ведения занятий;
> способность к оказанию психологической поддержки;
> ориентация на стимулирование самоопределения родителей;
> способность видеть малейшие достижения и их стимулирование.

Система образования родителей стимулирует социальную активность взрослых. А результаты системы образования могут проявиться в следующем:
- в том, какое место занимает ребенок в процессе жизни родителей, ощущает ли ребенок защищенность;
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в осознании родителем значимости своей родительской миссии, проявлении родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
- в более оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем;
- в понимании закономерностей человеческой жизни, появления целостного мировоззрения;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, организованных форм позитивной активности.



страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign