LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* большая динамичность и меньшая по сравнению с обычным, аудиторным обучением утомляемость;
* малые затраты рабочего времени (краткосрочные события такого типа можно проводить "с захватом выходных дней" или только в выходные дни (в так называемом режиме "уик-энд семинаров"));
* ярко выраженная командная и продуктная направленность работы;
* работа школьными командами и силами команд тренеров как само собой разумеющийся принцип;
* возможность продуктивного сотрудничества, взаимообучения, обмена опытом;
* быстрое обогащение опыта поведения и сплочение команды в нестандартной и неформальной обстановке;
* наличие здоровой соревновательности и конкуренции;
* возможность получения быстрой обратной связи по результатам работы;
* возможность сочетать работу с отдыхом и даже лечением (правда, эта возможность при кратковременных выездах либо не реализуется, либо реализуется в ущерб основной программе семинара).
Относительные слабости и ограничения модели С:
* дефицит эффективных команд преподавателей и тренеров или предложение ими услуг по высоким расценкам;
* дороговизна выездных акций;
* отсутствие "выдачи" систематических знаний;
* как и модель В, данная модель чревата рисками, связанными со снижением качества усвоения материала и уровня учебной мотивации при длительных перерывах между семинарами (что может быть компенсировано межсеминарской дистанционной поддержкой слушателей);
* барьеры традиционных установок: неготовность части руководителей школ к равноправному общению "без погон" и властной дистанции со своими педагогами и родителями (и аналогичные сложности со стороны педагогов и общественных управляющих);
* трудоемкость ("времяемкость") проектной работы в малых группах по сравнению с выдачей лекционного материала;
* опасность низкого качества проектных наработок из-за дефицита времени и др.
Факторы и обстоятельства, актуализирующие полезность и приемлемость модели С:
* наличие в регионе богатых традиций игрового движения, проектной деятельности;
* наличие в регионе традиций демократического, государственно-общественного управления;
* развитость малого бизнеса и организаций третьего сектора экономики, готовых сотрудничать с образованием;
* наличие сильных тренерских команд;
* наличие их институциональной и ресурсной поддержки;
* наличие подходящих для выезда и хорошо оборудованных баз.

2.5. Модель D. Организация процесса обучения
на базе группы опорных школ

По умолчанию данная модель реализуется в одном муниципальном образовании, хотя нельзя исключить и варианта (приемлемого для компактных по территории субъектов Федерации), при котором обучающиеся посещают опорные школы, разбросанные по всему региону.
Относительные сильные стороны и преимущества модели D:
* относительно большая близость к конкретным школам;
* интенсивность обмена опытом;
* возможность поддержки со стороны местных администраций, муниципальных органов управления образованием и местного сообщества;
* возможность межшкольной кооперации;
* возможность воочию наблюдать результаты опыта Управляющих советов.
Относительные слабости и ограничения модели D:
* сложность выстраивания относительно непрерывной системы работы;
* необходимость наличия нескольких опорных школ - носителей опыта;
* ограничения в плане систематичности получаемых знаний;
* пассивный, "гостевой", осведомительно-ознакомительный характер работы со стороны слушателей, недостаточная развитость проектного начала;
* большая нагрузка на опорную школу;
* риск показухи и фиктивно-ритуальной деятельности в практике опорных школ;
* опасность локальной замкнутости и "доморощенности" передаваемого опыта, вплоть до существенных искажений базовой модели создания и деятельности Управляющего совета (частично компенсируемая при наличии поддержки с федерального или регионального уровня);
* опасность недостаточной мотивации участников взаимодействия: со стороны коллективов опорных школ - к работе по передаче своего опыта, со стороны школ-"реципиентов" - к его освоению и внедрению в своей школе и др.
Факторы и обстоятельства, актуализирующие полезность и приемлемость модели D:
* наличие в районе, городе сильных и скоординированно действующих опорных школ, их сети;
* опыт и традиции инновационной деятельности школ;
* высокий уровень интереса к проблематике государственно-общественного управления и школьных Управляющих советов;
* заинтересованность местной администрации, муниципального и регионального органа управления образованием;
* отсутствие вариантов развертывания работы на региональном уровне;
* развитые межшкольные коммуникации, включая интенсивно используемые локальные сети и электронную почту.

2.6. Модель Е. Организация процесса обучения общественных
управляющих на базе конкретной школы, где действует
Управляющий совет, как составной части системы работы с
кадрами и родителями

Относительные сильные стороны и преимущества модели Е:
* максимальная близость к реальной практике деятельности Управляющего совета в конкретных обстоятельствах школы;
* возможность органического соединения обучения с практикой в духе принципа "обучения через делание (действие)";
* отсутствие посторонних лиц;
* возможность построения удобного графика занятий;
* работа на собственной базе, без переездов, экономия средств;
Относительные слабости и ограничения модели Е:
* опасность "доморощенности" передаваемого опыта, вплоть до существенных искажений базовой модели создания и деятельности Управляющего совета (частично компенсируемая при наличии поддержки с федерального, регионального или местного уровня);
* опасность замкнутости, изолирования (ощущения, что все "варятся в собственном соку"), отсутствие стимулов конкуренции, взгляда со стороны, подпитки другим опытом;
* отсутствие у многих школ опыта эффективной методической работы и работы с родителями;
* сильная зависимость успеха практики обучения от настроения и позиции директора школы;
* трудность решать все проблемы становления Управляющих советов только путем самообразования и др.
Факторы и обстоятельства, актуализирующие полезность и приемлемость модели Е:
* сильный и самодостаточный коллектив школы с высокой мотивацией к созданию Управляющего совета;
* поддержка со стороны родителей и общественности;
* сильная, хорошо подготовленная команда управленцев с навыками тренеров.
* отсутствие активности на более высоких уровнях системы образования.
* * * * *
Рассмотрев различные модели организации обучения общественных управляющих, нетрудно убедиться, что ни одна из них не является идеальной, все имеют и свои "плюсы" и свои "минусы".
Нет и рецепта выбора моделей, единого для всех регионов и школ.
Какие модели организации обучения общественных управляющих или какие варианты их "гибридов", окажутся более эффективными, в конечном счете, покажет только широкая практика, которая сегодня делает первые шаги.
Но идея многообразия и вариативности подходов к обучению членов школьных Управляющих советов, как мы надеемся, поможет организаторам обучения на местах избежать ненужных ошибок и перекосов в этом важном деле.

3. Программы обучения общественных школьных управляющих

В данном разделе брошюры мы рассмотрим различные варианты построения программ обучения общественных школьных управляющих, избранных в Управляющие советы школ, отражающие многообразие возможных моделей организации обучения.

3.1.Варианты учебного плана, учебно-тематического плана
и учебной программы по модели А и В
(Организация непрерывного или помодульного курсового обучения на базе специализированной региональной или городской организации)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы "Подготовка общественных управляющих для работы
в Управляющем совете общеобразовательного учреждения"

Цель: подготовка общественных управляющих к эффективной работе в Управляющих советах образовательных учреждений.
Категория слушателей - члены Управляющих советов: представители общественности - непрофессионалы в сфере образования и профессиональные работники образования.
Срок обучения: 72 часа, 2 шестидневных учебных недели.
Режим занятий: 6 учебных часов в день



Наименование разделов (модулей)
Всего часов
В том числе
Форма контроля

Лекции
се-ми-на-ры
дру-гие фор-мы рабо-ты
15.
Современная школа как объект государственно-общественного управления. Введение в школоведение и основы внутришкольного управления. Нормативно-правовые и организационно-экономичес-кие основы и механизмы деятельности современной общеобразовательной школы.
24
12
12
-
Эссе










26.
Общественное участие в управлении общим образованием: необходимость, содержание, формы. Взаимодействие педагогического коллектива школы с общественными управляющими.
24
12
12
-
Эссе
37.
Управляющий совет общеобразовательного учреждения: сущность, назначение, формирование.
24
8
16
-
4.
Содержание и организация деятельности Управляющего совета. Основные направления, формы и методы работы школьных управляющих.
24
8
16
-
Эссе
Проекты документов
Итого (для каждой категории)
72
28
44
-


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы "Подготовка общественных управляющих для работы
в Управляющем совете общеобразовательного учреждения"

Цель: подготовка общественных управляющих к эффективной работе в Управляющих советах образовательных учреждений.
Категория слушателей: представители общественности - непрофессионалы в сфере образования.
Срок обучения: 72 часа, 2 шестидневных учебных недели.



Наименование разделов (модулей) и тем
Всего часов
В том числе
Форма контроля

Лекции
се-ми-на-ры
дру-гие фор-мы рабо-ты
18.
Современная школа как объект государственно-общественного управления. Введение в школоведение и основы внутришкольного упра-вления. Нормативно-правовые и организационно-экономические основы и механизмы деятельности современной общеобразовательной школы.
24
12
12
-
Эссе














1.1.
Государственно-обще-ственное управление образованием: сущность, основные понятия;
4
2
2
-
1.2.
Государственно-обще-ственное управление образованием: нормативная правовая база, история и опыт становления
4
2
2
-
1.3.
Школа как объект государственно-обществен-ного управления
8
4
4
-
1.4.
Система внутришкольного управления
4
2
2
-
1.5.
Социально-экономиче-ское положение современной школы, правовое регулирование ее деятельности
4
2
2
-
29.
Общественное участие в управлении общим образованием: необходимость, содержание, формы. Взаимодействие педагогического коллектива школы с общественными управляющими.
24
12
12
-
Эссе
2.1.
Государственно-обще-ственное управление образованием: сущность, основные понятия

4
2
2
-
2.2.
Государственно-обще-ственное управление образованием: нормативная правовая база, история и опыт становления
4
2
2
-
2.3.
Ключевые изменения в школе и управлении школой с созданием Управляющих советов
8
4
4
-
2.4.
Позиция работников школы по отношению
к Управляющему совету
8
4
4
-
310.
Управляющий совет общеобразовательного учреждения: сущность, назначение, формирование.
24
8
16
-
3.1.
Сущность и назначение Управляющего совета
8
4
4
-
3.2.
Нормативная правовая база формирования и организации деятельности Управляющего совета. Основные полномочия Управляющего совета
8
4
4
-
3.3.
Состав и порядок создания Управляющего совета
8
4
4
-
4.
Содержание и организация деятельности Управляющего совета. Основные направления, формы и методы работы школьных управляющих
24
8
16
-
Эссе
Проекты документов
4.1.
Основные направления деятельности Управляющего совета
12
4
8
-
4.2.
Организация деятельности Управляющего совета
6
2
4
-
4.3.
Требования к общественному управляющему
6
2
4
-

Итого (для каждой категории)
72
28
44
-

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
"Подготовка общественных управляющих для работы
в Управляющем совете общеобразовательного учреждения"

Раздел 1.
Современная школа как объект государственно-общественного управления. Введение в школоведение и основы внутришкольного управления. Нормативно-правовые и организационно-экономические основы и механизмы деятельности современной общеобразовательной школы (24 часа)

Тема 1.1. Государственно-общественное управление
образованием: сущность, основные понятия
(4 часа)

Государство - гражданское общество - образование: взаимодействие и отношения. Состояние и проблемы становления гражданского общества в новой России. Взаимодействия и отношения государства, общества и образования в России. Роль системы образования в становлении, развитии и укреплении гражданского общества в России. Понятие об открытом обществе.
Государственно-общественное управление как особый тип управления. Существенные отличия государственно-общественного управления в сфере образования от государственного. Заинтересованные стороны сферы общего образования и их интересы. Понятие "общественность", "общественное" в контексте государственно-общественного управления образованием. Профессиональная и непрофессиональная, внутриотраслевая и внеотраслевая (внеобразовательная) общественность. Понятие о государственной и общественной составляющих управления. Сквозной и многоуровневый характер государственно-общественного управления образованием. Сильные и слабые стороны государственной и общественной составляющих управления, желательность объединения сильных и компенсации слабых сторон в едином государственно-общественном управлении.
Место и значение проблематики государственно-общественного управления образованием в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001 г.) и в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ (2004 г.). Объективная необходимость государственно-общественного управления и усиления участия общественности в управлении для обеспечения функционирования и развития образования. Мотивация участия общественности в управлении образованием. Основные области и "точки входа" общественного участия в управлении образованием: участие в выработке образовательной политики, участие в выработке общественного мнения об образовании, формировании и принятии образовательными учреждениями и системами социального заказа на образование и формировании образовательных программ и программ развития, участие в ресурсном обеспечении образования, участие в контроле и оценке условий жизнедеятельности образовательных систем и учреждений, хода и результатов образовательного процесса.
Лекция 2 часа, семинарское занятие 2 часа.

Тема 1.2. Государственно-общественное управление образованием:
нормативная правовая база, история и опыт становления
(4 часа)

Правовые основы участия гражданского общества в управлении образованием в Российской Федерации. Современное состояние и проблемы общественного участия в управлении образованием.
Проблематика государственно-общественного управления образованием в Законе РФ "Об образовании", Законе РФ "Об общих началах местного самоуправления в РФ", Законе РФ "Об общественных объединениях", Типовом положении об общеобразовательном учреждении. Указ Президента РФ и постановление Правительства РФ о создании попечительских советов. Уровень реализации действующих правовых норм о государственно-общественном характере управления образованием в реальной образовательной практике. Необходимость и основные направления обновления нормативно-правовых оснований, регламентирующих общественное участие в управлении образованием.
Анализ и оценка состояния государственно-общественного характера управления в сфере образования. Формальный и фиктивный характер создания и деятельности общественных органов управления при сохранении государственного (ведомственного) диктата и монополизма. Неготовность работников образования к установлению диалога и равноправного партнерства с общественностью и передаче общественности определенных властных полномочий и ответственности. Слабая мотивация общественности к участию в управлении образованием. Роль государственной составляющей управления и профессионалов образования в создании условий для усиления участия общественности в управлении образованием.
Лекция 2 часа, семинарское занятие 2 часа


Тема 1.3. Школа как объект государственно-общественного управления.
(8 часов)

Общеобразовательная школа как система и объект государственно-общественного управления. Назначение и строение современной школы в России. Виды и модификации общеобразовательных учреждений: общее и особенное. Понятие о "хорошей", эффективной школе. Направленность современной школы на обеспечение качества, эффективности и доступности образования. Функции современной школы.
Понимание школы как сложной открытой системы, особой социальной организации. "Входы" и "выходы" школы. Внутреннее строение школы как системы. Основные подсистемы школы (образовательная, обеспечивающая, управляющая, инновационная). Школьное сообщество и коллектив школы. Понятие об участниках образовательного процесса. Режимы жизнедеятельности школы. Стратегические основания жизнедеятельности деятельности конкретной школы (ценности, видение, миссия, главные устремления, модели выпускников).
Лекция 4 часа, практическое занятие 4 часа

Тема 1.4. Система внутришкольного управления
(4 часа)

Система внутришкольного управления. Субъекты, функции, структура, механизмы управления. Необходимость, возможности и ограничения участия общественности в реализации функций внутришкольного управления. Проблема и варианты делегирования общественности управленческих полномочий и ответственности учредителя и администрации школы. Условия успеха реализации общественностью функций и задач управления школой.
Социальная активность школы как условие стимулирования участия общественности в решении проблем образования. Общественно активные школы.
Лекция 2 часа, семинарское занятие 2 часа.


Тема 1.5. Социально-экономическое положение современной школы,
правовое регулирование ее деятельности (4 часа)

Организационно-экономические основы и механизмы жизнедеятельности школы.
Бюджет школы и порядок его формирования. Бюджетная заявка школы. Внебюджетные сре6дства школы и источники их поступления. Оплата труда работников образования. Нормативное (подушевое) финансирование в школе.
Нормативно-правовые основы деятельности современной школы. Закон РФ "Об образовании". Законодательство РФ об образовании. Общая характеристика Закона РФ "Об образовании". Принципы государственной политики в области образования. Образовательные стандарты. Учебные планы и программы. Устав школы. Локальные акты школы.
Лекция 2 часа, практическое занятие 2 часа

Раздел 2.
Общественное участие в управлении общим образованием:
необходимость, содержание, формы. Взаимодействие педагогическо-
го коллектива школы с общественными управляющими (24 часа)

Тема 2.1. Государственно-общественное управление
образованием: сущность, основные понятия
(4 часа)

Государство - гражданское общество - образование: взаимодействие и отношения. Состояние и проблемы становления гражданского общества в новой России. Взаимодействия и отношения государства, общества и образования в России. Роль системы образования в становлении, развитии и укреплении гражданского общества в России. Понятие об открытом обществе.
Государственно-общественное управление как особый тип управления. Существенные отличия государственно-общественного управления в сфере образования от государственного. Заинтересованные стороны сферы общего образования и их интересы. Понятие "общественность", "общественное" в контексте государственно-общественного управления образованием. Профессиональная и непрофессиональная, внутриотраслевая и внеотраслевая (внеобразовательная) общественность. Понятие о государственной и общественной составляющих управления. Сквозной и многоуровневый характер государственно-общественного управления образованием. Сильные и слабые стороны государственной и общественной составляющих управления, желательность объединения сильных и компенсации слабых сторон в едином государственно-общественном управлении.
Место и значение проблематики государственно-общественного управления образованием в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001 г.) и в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ (2004 г.). Объективная необходимость государственно-общественного управления и усиления участия общественности в управлении для обеспечения функционирования и развития образования. Мотивация участия общественности в управлении образованием. Основные области и "точки входа" общественного участия в управлении образованием: участие в выработке образовательной политики, участие в выработке общественного мнения об образовании, формировании и принятии образовательными учреждениями и системами социального заказа на образование и формировании образовательных программ и программ развития, участие в ресурсном обеспечении образования, участие в контроле и оценке условий жизнедеятельности образовательных систем и учреждений, хода и результатов образовательного процесса.
Лекция 2 часа, семинарское занятие 2 часа.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign