LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ И ЭТИКЕТ


В последние годы активно идут процессы расширения международных связей Республики Беларусь как суверенного государства, субъекта международных отношений. Тысячи белорусских граждан активно поддерживают и развивают международные связи Беларуси в русле развивающейся народной дипломатии, а также международных экономических, коммерческих связей в рамках совместного предпринимательства.
В международном общении действуют определенные традиции и условности, правила и нормы, которые, независимо от характера выполняемой задачи, поручения, необходимо соблюдать, чтобы не нанести ущерб взаимным отношениям.
По поведению гражданина Беларуси, соблюдению им за рубежом норм и правил, принятых в цивилизованном мире, жители страны пребывания судят не только о нем самом, но и о народе Беларуси в целом и его культуре.
Находясь за границей, приглашая иностранцев на официальные и неофициальные мероприятия, следует уважать и соблюдать правила и обычаи, существующие в стране. В неловкое положение попадают те, кто плохо знает историю и культуру государства, в котором находятся, его национальные традиции, особенности этикета.
Учет и соблюдение этих правил способствуют успеху, имеют не только нравственное, интеллектуальное, но и политическое значение.

ВИДЫ ПРИЕМОВ

Приемы в дипломатической практике являются важнейшим средством поддержания и развития контактов с официальными, общественными, деловыми, культурными и другими кругами страны пребывания.
Дипломатические приемы устраиваются в ознаменование какого-либо события, в порядке оказания почести и гостеприимства отдельному лицу или делегации, а также в качестве обычного дипломатического мероприятия, не связанного с определенным событием или лицом.
Независимо от назначения, объема и вида, всякий дипломатический прием носит политический характер, поскольку на нем происходит встреча представителей иностранных государств.
В связи с тем, что приемы являются официальными мероприятиями, их организуют в соответствии с общепризнанными правилами дипломатического протокола и этикета, допуская отступления от этих правил лишь в той степени, в какой это оправдано спецификой.
В настоящее время в дипломатической практике наиболее широкое распространение получили такие виды приемов, как завтрак, обед, ужин, а также приемы типа фуршет, коктейль и др.
Завтрак обычно устраивают для ограниченного числа лиц, и на него приглашают, как правило, одних мужчин. Наиболее приемлемым для завтрака считается промежуток времени от 12 до 15 часов. Чаще всего завтрак начинают между 12 часами 30 минутами и 13 часами 30 минутами.
Меню для завтрака, как и для других видов приемов, составляют по возможности с учетом национальных вкусов приглашенных. На завтрак принято подавать одну-две холодные закуски, одно горячее рыбное блюдо, одно мясное блюдо и десерт (сладости, фрукты, конфеты, мороженое и др.). Первые блюда в меню завтрака не включают.
По общему правилу к холодным закускам можно предложить водку или охлажденные настойки. К рыбному блюду нередко подают сухое белое вино, также охлажденное, к мясному - сухое красное вино комнатной температуры, к десерту - шампанское.
Если имеется возможность, то прибывших на завтрак гостей первоначально принимают не в том помещении, где накрыт стол, а в другом. Там их угощают соками, коктейлями, минеральной водой, предлагают легкие закуски (маслины, сандвичи, орешки и т.п.). В это время могут завязываться беседы между приглашенными. Затем гостей приглашают к столу.
После завтрака подают кофе или чай. В некоторых странах к кофе принято подавать коньяк или ликеры. Стол для этого сервируют заново там же, где проходил завтрак, или, если позволяют условия, в том же помещении, где принимали гостей перед завтраком. В последнем случае, когда все гости закончат есть, хозяин приема первым встает из-за стола и приглашает гостей в помещение, где накрыты столы для чая или кофе.
Продолжительность завтрака чаще всего не превышает 1 - 1,5 часа (из них обычно 45 - 50 минут проводят за столом, 15 - 30 минут за кофе или чаем). Инициатива завершения завтрака (так же, как и обеда и ужина), как правило, принадлежит хозяину приема. Однако в некоторых странах она может исходить от гостей (естественно, от старшего из них по положению).
Форма одежды для завтрака - в большинстве случаев повседневный костюм. Форма одежды обычно указывается в приглашении.
Обед устраивают для того, чтобы подчеркнуть важность события, по поводу которого его дают, и в ряде случаев в знак особого расположения к гостям. Его проводят, как правило, между 19 и 21 часом. Нередко мужчин приглашают на обед с женами.
По сравнению с завтраком меню обеда обычно более обильно. В него обязательно включают первое блюдо. Что касается напитков, то их ассортимент и последовательность подачи существенно не изменяются.
Так же, как и во время завтрака, перед приглашением к столу и по окончании еды гости вместе с хозяевами могут провести некоторое время (15 - 20 минут) в другом помещении, где перед обедом подают легкие закуски, а после обеда - кофе или чай.
Обычно обед продолжается 2 - 2,5 часа, из которых гости проводят за столом около 1,5 часа.
Ужин начинается в 21.00 и позднее. Меню ужина и вина - такие же, как и на обед, однако первое блюдо (суп или бульон) на ужин, как правило, не подают.
Ужин отличается от обеда только временем начала его - не раньше 21 часа.
Приемы типа коктейль или типа фуршет - наиболее распространенные виды приемов. Их устраивают по самым различным поводам.
В зависимости от помещения, которым располагают устроители приемов этого вида, на них обычно приглашают большое число гостей (от 15 - 20 до нескольких сот и больше).
Организуют приемы в промежуток времени от 17 до 20 часов. В приглашениях на такие приемы указывают время их начала и окончания.
Угощение - различные холодные закуски и кондитерские изделия, фрукты. Иногда подаются также горячие закуски. Угощение не должно быть обильным. На приемах такого типа спиртные напитки выставляются на столиках или, будучи разлитыми в бокалы, разносятся официантами. Иногда в одном из залов устраивается буфет, где официанты разливают напитки для желающих. В конце приема может быть подано шампанское, затем кофе.
Приемы типа коктейль или фуршет проводятся стоя. Гости подходят к столам, набирают закуски на свои тарелки и отходят от столов, чтобы дать возможность подойти к ним другим гостям.
Вечерний прием типа фуршет устраивается в особо торжественных случаях (в честь главы иностранного государства, иностранной правительственной делегации, по случаю национального праздника и т. п.). Начинается в 20.00 и позднее. Угощение такое же, как на приеме типа коктейль или фуршет, но разнообразнее и обильнее.
Чай устраивается между 16.00 и 18.00, как правило, только для женщин. Возможны случаи приглашения на чай также и мужчин.
Для чая накрывается один или несколько столиков в зависимости от количества приглашенных лиц, подаются кондитерские и булочные изделия, фрукты, десертные и сухие вина, соки и воды. Закуски (сандвичи с икрой, рыбой, сыром) подаются за чаем редко, а если подаются, то в небольшом количестве. Продолжительность чая - 1 - 1,5 часа.
Разновидностями приемов являются кинопросмотры, музыкальные и литературные вечера, вечера дружбы, встречи для игры в шахматы, другие спортивные игры и т. д. Перечисленные мероприятия, как правило, сопровождаются легким угощением.
Любой прием должен быть предварительно подготовлен самым тщательным образом. В подготовку приема входят: выбор вида приема, составление списка приглашаемых лиц, рассылка приглашений, составление плана рассадки за столом (на завтраке, обеде, ужине), составление меню, сервировка столов и обслуживание гостей, подготовка тостов или речей, составление схемы (порядка проведения) приема.

Выбор вида приема

В зависимости от случая, по которому необходимо устроить прием, избирается вид приема. При этом следует учитывать международную дипломатическую практику, согласно которой наиболее торжественными, а следовательно, и наиболее почетными видами приемов являются обед или вечерний прием. В менее важных случаях следует воспользоваться другими из вышеперечисленных видов приемов. При этом всегда необходимо учитывать протокольные традиции и обычаи, установившиеся в данной стране. Эти традиции и помогут в выборе вида приема.

Порядок проведения приема

Для того, чтобы прием прошел четко и организованно, заранее продумы-вается схема проведения его. Предусматривается время и место встречи гостей. Составляется распределение обязанностей на приеме для всех ответственных работников (оказание внимания определенным гостям, наблюдение по залам и т.п.). Иногда на больших приемах для наиболее видных гостей отводится отдельный зал, который, однако, не должен быть изолирован от остальных гостей, или место в зале. Хозяину приема следует выбрать время, чтобы обойти все залы и оказать внимание всем приглашенным.
Иностранные гости, пришедшие на прием, оказывают тем самым уважение хозяину приема и его стране, и поэтому они должны быть приняты с почетом и вниманием. Хозяин приема и его сотрудники следят за тем, чтобы их гостям было удобно, беседуют с ними, угощают. Нельзя допускать, чтобы работники, занимающиеся организацией приема, собирались в собственном кругу, забывая о гостях-иностранцах.

Составление списка приглашенных

Одним из важнейших моментов организации приема является составление списков гостей. Приглашение на прием всегда носит политический характер, поэтому составление списков должно поручаться ответственному работнику и утверждаться руководителем, устраивающим прием. Составитель списка должен прежде всего определить общее количество гостей, которое предполагается пригласить на прием. Это количество не должно превышать нормальных возможностей обслуживания и помещений, где будет проходить прием; при этом необходимо учесть определенный процент гостей, которые в силу разного рода причин не смогут или откажутся быть на приеме.

ПРИГЛАШЕНИЯ И ИХ РАССЫЛКА

Приглашения направляются на бланке, отпечатанном типографским способом.
При составлении текста приглашения учитывается следующее:
впереди текста приглашения в краткой формулировке помещают текст повода, по которому устраивается прием;
текст приглашения начинается с указания должности, имени и фамилии лица, устраивающего прием. Если прием устраивает лицо, должность которого единственная в своем роде в данном государстве, то в этом случае достаточно лишь указания его должности. В случае, если приглашаются гости с супругами, после наименования должности стоит имя и фамилия супруги хозяина приема;
оставляется место для вписывания ручкой или на машинке имени и фамилии приглашенного;
указываются вид приема, день, время и место проведения. Часто эти данные приводятся после текста приглашения внизу.
При организации завтраков, обедов и других приемов с рассадкой гостей за столом в пригла-
шении содержится просьба ответить (R.S.V.P. или "Просьба ответить"). В случах, когда завтрак или обед дается в честь высокопоставленного лица, приглашение ему посылается только после того, как ему сделано устное приглашение и оно им принято. В этом случае буквы R.S.V.P. на письменном бланке зачеркиваются и над ними пишутся буквы p.m., pour memoire или to remind (для памяти).
Приглашения рассылаются в зависимости от местной практики не позднее чем за одну-две недели до приема. В зависимости от конкретных обстоятельств приглашения рассылаются с курьером или почтой. Приглашения официальным лицам и видным деятелям рекомендуется всегда рассылать с курьером.
Если мужчин приглашают на прием вместе с женами, то это указывают в приглашении. На первое место всегда ставят имя мужа.
В последнее время женщины все чаще занимают высокое положение в правительственных и выборных органах и высокие административные посты. Если женщину приглашают в качестве официального лица или в силу занимаемого ею высокого положения в обществе, ей посылают персональное приглашение и на официальных завтраках или обедах отводят место, учитывая ее общественное положение и ранг.
Если приглашение на прием поступило не персонально, а с указанием лишь числа приглашенных, то с ответным письмом посылают именной список лиц, которые будут присутствовать на приеме. Изменение указанного списка в дальнейшем не допускается, особенно в тех случаях, когда организуют прием с рассадкой за столами. При непредвиденных обстоятельствах, вызывающих необходимость замены одних лиц другими, приносятся извинения за внесенные в список изменения.

Ответ на приглашение

Ответ на приглашение обычно печатают на пишущей машинке на специальном бланке или в виде частного письма. Если на пригласительной карточке указан номер телефона, ответить на приглашение можно по телефону.
Во всех случаях, когда в полученном приглашении на завтрак, обед, ужин или другой вид приема оставлены незачеркнутыми буквы R.S.V.P. или фраза -"Просьба ответить", необходимо заблаговременно по телефону или письмом сообщить, принимается приглашение или нет. Отсутствие ответа или запоздалость рассматривается как проявление невежливости и неучтивости. В случае, если по каким-либо причинам ответ не может быть дан заблаговременно, лучше отказаться от приглашения, чем вообще не давать ответа или затягивать его.
После того, как был дан положительный ответ на приглашение, посещение завтрака, обеда, ужина или другого вида приема является обязательным. Лишь в самом крайнем случае, если возникли какие-либо непредвиденные и срочные обстоятельства, препятствующие посещению данного приема, от него можно отказаться, но обязательно с заблаговременным извещением об этом хозяина приема.
Если в приглашении буквы R.S.V.P. зачеркнуты или отсутствуют (это имеет место главным образом в приглашениях на приемы, проводимые стоя, без сидячих мест за столом), давать тот или иной ответ не нужно.

Форма одежды

На дипломатических мероприятиях внешнему виду присутствующих придается большое значение, поэтому в соответствии с дипломатическим протоколом и этикетом приглашенные при-
держиваются сложившихся правил, касающихся ношения определенных видов одежды в зависимости от той или иной ситуации.
Женщинам при выборе одежды на официальное мероприятие следует всегда придерживаться следующих основных правил:
избегать контрастных сочетаний цветов;
помнить, что привлекающие внимание модели больше подходят молодым и стройным женщинам;
поперечные полосы на одежде не идут полным женщинам невысокого роста;
женщины высокого роста должны избегать продольных полос на одежде;
зеленый и желтый цвета, а также черный шелк подчеркивают бледность лица и т. д.
Дамские костюмы для приемов обычно шьют из темного или даже черного материала. С соответствующей блузкой костюм подходит к различным мероприятиям (прием, обед, возложение венков, торжественное собрание, посещение театра или концерта). Его всегда можно дополнить сумочкой, шляпкой, украшениями, перчатками.
При выборе платья на приемы типа коктейль обычно предпочитают платья из высококачественного материала темных расцветок, модной длины, чаще с длинным рукавом, небольшим декольте.
Вечернее или праздничное платье шьют из материала как светлого, так и темного цвета. От внешности и фигуры женщины зависит, каким быть платью: с рукавами или без рукавов, с открытой или закрытой спиной, с глубоким декольте или наоборот.
Длинное вечернее платье обычно соответствует особенно торжественным случаям (прием в честь государственного праздника). В нем можно также пойти в театр или на концерт.
Пальто должно подходить к платью.
Дамские шляпки должны соответствовать костюму или пальто. Женщина i может находиться в шляпке на мероприятиях, проводимых вне помещений, на приемах типа чай и коктейль. На вечерних мероприятиях шляпка, как правило, снимается.
Перчатки, сумочка и туфли должны по цвету подходить друг другу и гармонировать с цветом и фасоном платья.
Украшения можно использовать при ношении любого платья, всегда соблюдая меру. Участвуя в траурных церемониях, носить украшения не рекомендуется.

Рассадка в автомобиле

При передвижении на автомобиле следует учитывать, что в автомобиле почетным считается заднее место справа по ходу движения. Затем идет заднее место слева и наконец переднее место рядом с водителем. Его чаще всего занимает переводчик.
В случае, если машину ведет сам хозяин, то самым почетным местом считается место рядом с ним, затем следует заднее место справа и потом заднее место слева.
Во время экскурсий гость, как правило, занимает место рядом с водителем, чтобы иметь лучший обзор.
Гости садятся и выходят первыми.

Приход на прием

На завтрак, обед, ужин или другой вид приема, в приглашении на который содержится просьба ответить, следует приходить точно в указанное в приглашении время. Опоздание считается нарушением этикета и может быть воспринято отрицательно и даже.с обидой.
Если из одного учреждения приглашено несколько представителей и они являются на завтрак, обед, ужин не вместе, то принято, чтобы первыми приходили младшие по должности, а затем старшие. На приемы, проводимые без рассадки за столом, в приглашении на которые указывается время начала и конца приема (17.00 - 19.00, 18.00 - 20.00 и т. д.), можно прийти и уйти в любой час в пределах указанного в приглашении времени. Приходить к началу приема не обязательно, так же как не обязательно находиться на приеме до его конца. Считается, однако, что приход на такой прием в начале и уход с приема в конце его является выражением особо дружественного отношения гостя к хозяину приема. И наоборот, если есть необходимость показать или подчеркнуть холодность или натянутость отношений с устроителем приема, достаточно побыть на нем 15 - 20 минут и, попрощавшись с хозяином, уйти.

Встреча гостей

Каждый гостеприимный хозяин заботится о том, чтобы приглашенные им лица встретили радушный прием. Этот принцип приобретает сугубо важное значение, когда прием носит официальный характер. Организации встречи лиц, прибывающих на прием, уделяют особенно большое внимание, стремясь к тому, чтобы гости во всем чувствовали радушие, внимание и предупредительность хозяев.
Встречая гостей, приглашенных на прием, исходят из того, что даже если прибывающие по своему служебному положению являются официальными лицами, то в данном случае они выступают как бы в личном качестве.
Всем приглашенным оказывают должное внимание, а по отношению к почетным гостям проявляют максимум заботы и предупредительности.
Если проводится прием с большим количеством приглашенных, то заранее выделяют сотрудников, владеющих языком представителя страны или другими, наиболее распространенными в данном государстве. Это способствует лучшей организации встречи, созданию атмосферы непринужденности и гостеприимства.

Порядок приветствий

Современным этикетом предусматривается на этот случай ряд обязательных правил. Так, первым всегда приветствует младший по рангу старшего, более молодой - старшего по возрасту, опоздавший - ожидающего, входящий - присутствующих, уходящий - остающихся. Лицам равного ранга, возраста, положения обычно советуют придерживаться известного правила воинского этикета, согласно которому из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.
Человек, входящий в помещение, где собрались приглашенные, в зависимости от обстоятельств здоровается либо с каждым из присутствующих в отдельности, либо со всеми сразу. Если опоздавший подходит к столу, за которым уже сидят приглашенные, он делает общий поклон всем присутствующим и, занимая свое место, еще раз здоровается с соседями по столу. При этом руку обычно не подают.
На дипломатических приемах, где присутствует мало приглашенных, в первую очередь приветствуют хозяйку и хозяина, после них - женщин, сначала более пожилых, затем молодых и одновременно находящихся с ними мужчин. После этого здороваются с более пожилыми и старшими по положению мужчинами, затем - с остальными гостями.
При приветствиях большое значение имеет манера держаться. На человека, с которым здороваются, смотрят прямо, с улыбкой, во всяком случае не безразлично. Здороваясь, не делают низких поклонов и сильно не сгибаются. Сидящий, приветствуя женщину или мужчину, старшего по положению, встает. Если женщина или старший по положению (возрасту) не протягивает руки для рукопожатия, мужчина или младший делает легкий поклон.
Если в помещение входит женщина, мужчина всегда встает и остается стоять до тех пор, пока вошедшая не сядет или не выйдет из помещения. В общественных местах мужчина при виде приближающейся незнакомой женщины может не вставать, но если женщина остановится и обратится к нему, то он встает и отвечает ей стоя.

Представления и знакомства

Представления несут различную нагрузку, преследуют различные цели. В одних случаях они необходимы как обязательная протокольная процедура, когда вновь прибывших сотрудников представляют соответствующим официальным лицам страны пребывания. В других случаях представления носят частный характер, являясь личным волеизъявлением, направленным на соблюдение общегражданского и дипломатического этикета при установлении знакомства. Цель такого представления - познакомить людей для общения их между собой.
В соответствии с правилами классического этикета человека, желающего познакомиться с кем-либо из гостей на дипломатическом приеме или другом подобном мероприятии, где присутствует небольшое количество людей, обязательно представляет этому гостю хозяин (хозяйка) или лицо, знакомое с ним. Человек представляется сам лишь в тех случаях, когда поблизости нет никого, кто мог бы его представить. В современном этикете существуют некоторые общие принципы и правила представления, которые обычно соблюдают в большинстве государств. Они основаны на элементарных нормах вежливости и взаимного уважения. Так, если люди равны по званию, то более молодого по возрасту представляют более пожилому, младшего по званию или служебному положению представляют тому, кто соответственно старше. Если знакомят людей одного возраста и пола, то менее знакомого человека представляют более знакомому. Понятно, что одного человека представляют двум лицам, группе или обществу. Мужчину всегда представляют женщине.
Однако такой классический порядок представления соблюдается, как правило, лишь в тех случаях, когда на приеме присутствует не очень много гостей. Современные приемы (особенно типа коктейль) обычно носят демократический характер. На них самому факту представления гостей друг другу большого значения не придают. Гости представляются лишь хозяину, если они с ним не знакомы, и только тогда, когда он их встречает. Любой гость или участник приема, если у него возникла необходимость завязать с кем-либо знакомство, независимо от возраста и ранга будущего собеседника может представиться ему самостоятельно.
Когда знакомят двух людей, чаще всего произносят имена и фамилии представляемых. Например: "Владимир Иванович! Андрей Петрович Голиков". Мужчину женщине или женщину женщине представляют таким же образом, но применяют и другую форму: "Анна Петровна, разрешите Вам представить Алексея Ивановича Коробова".
К наиболее распространенным формам представления за рубежом относятся следующие: "Господин Шмидт, разрешите представить Вам господина Ермоловича", "Господин (госпожа) Краузе! Господин Курлович". Представляя одного человека другому, не следует говорить: "Я хочу познакомить Вас с Игорем Николаевичем". При представлении мужчины женщине можно спросить: "Знаком ли Иван Павлович с Ольгой Сергеевной?", но нельзя спрашивать: "Знает ли Ольга Сергеевна Ивана Павловича?".
Если тот, кому представляют другого человека, хочет выразить особое удовольствие по поводу знакомства, он отвечает: "Очень приятно" или "Рад познакомиться с Вами". Представляемый таких выражений избегает.

Рукопожатия

После представления новые знакомые обмениваются приветствиями и в большинстве случаев рукопожатиями. Рукопожатие не должно быть слишком сильным или, наоборот, слишком слабым. Трясти руку или пожимать ее двумя руками неприлично. Если знакомят между собой мужчин, то первым протягивает руку для пожатия тот, кому представили другого мужчину. Если мужчину представляют женщине, она обычно делает легкий поклон и говорит: "Здравствуйте". Что касается рукопожатия, то женщина сама решает, подавать руку или нет. Это ее право. Однако нужно учитывать, что за рубежом женщина часто протягивает руку не для рукопожатия, а для поцелуя. Нарушать этот обычай не следует, так как это не тактично. Тем не менее в последнее время такой способ приветствия в практике общегражданского этикета пользуется все меньшей популярностью.
Люди, которые были вовлечены в разговор, не будучи представленными друг другу, прощаясь, обмениваться рукопожатиями не обязаны.

Рассадка за столом

Рассадка за столом на официальных завтраках, обедах или ужинах осуществляется в соответствии с общепринятыми протокольными правилами.
Рассадка на официальных завтраках, обедах или ужинах требует строгого соблюдения признанного служебного или общественного положения гостей. Нарушение этого основного правила рассадки может быть истолковано как сознательное нанесение ущерба престижу как лично гостя, так и страны, им представляемой, что может привести к неприятным последствиям или осложнениям в отношениях. Чтобы избежать трудностей в рассадке, необходимо еще до рассылки приглашений иметь точное представление о том, на какие места будут посажены гости. С этой целью заранее составляется примерный план рассадки и в случае обнаружившихся затруднений с рассадкой вносятся поправки в намечаемый список приглашаемых.
Во избежание ошибок в рассадке старшинство гостей проверяется в протокольном отделе соответствующего министерства или ведомства.
Соблюдаются следующие правила рассадки: первым считается место справа от хозяйки дома, вторым - слева от хозяина дома, если хозяин и хозяйка сидят за столом рядом друг с другом; в отсутствии женщин первым считается место справа от хозяина дома, вторым - слева от него; гость особо высокого ранга может быть посажен напротив хозяина дома, в этом случае вторым будет место справа от хозяина дома; если хозяйка дома отсутствует, на ее место может быть посажена одна из приглашенных женщин (с ее согласия) или же, как сказано выше, мужчина самого высокого ранга; женщина не сажается рядом с женщиной, муж - с женой; женщина не сажается в конце столов; учитывается знание языков рядом сидящих гостей; после (или во время) какого-либо двустороннего совещания или конференции возможна рассадка на завтраке, обеде или ужине одной делегации напротив другой; почетным является место напротив входной двери, а если дверь находится сбоку, - на стороне стола, обращенной к окнам, выходящим на улицу; в случае необходимости переводчики могут сажаться сзади гостей. На каждое место за столом кладется карточка с фамилией приглашенного; в приемной выставляется план рассадки за столом. Схема рассадки может прилагаться к пригласительному билету.

Составление меню

При составлении меню рекомендуется учитывать вкусы гостей, их национальные и религиозные традиции и другие моменты. Было бы упущением, например, включать в меню дичь в то время, когда охота на нее в стране запрещена, или свинину, когда на приеме среди гостей находится мусульманин, и т. д. С другой стороны, гостю-вегетарианцу будет приятно, если ему подадут вегетарианское блюдо.

Сервировка стола

Сервировку стола рекомендуется поручать знающему, опытному человеку.
Не рекомендуется создавать тесноты за столом. Теснота приводит к неудобствам как для гостей, так и для обслуживающего персонала.
Если имеется возможность, стол необходимо украсить живыми цветами.
С левой стороны тарелки зубцами кверху кладут вилку для салата, рядом вилку для мяса, затем вилку для рыбы. Вилку для салата помещают ближе всего к тарелке, так как ей пользуются в третью очередь. Если подается кушанье между рыбой и мясом, специальную вилку кладут между вилками для рыбы и мяса. В таком случае вилки для салата приносятся позднее. С правой стороны тарелки помещают нож для салата (серебряный или из нержавеющей стали), если же нож для салата не требуется, то ближе всего к тарелке кладут нож для мяса и рядом - для рыбы. Острие ножа обращено к тарелке. Затем кладут ложки для супа, вилки для устриц или ложку для фруктов. Около каждой тарелки должно быть не больше трех ножей и трех вилок. По мере надобности остальные предметы подаются во время обеда.
Бокал или высокий стакан для воды помещается на уровне ножей с правой стороны, рядом с правой стороны - фужер для шампанского; немного впереди и между бокалом для воды и для шампанского ставят рюмку для красного вина или рюмку на высокой ножке для белого вина. Перед рюмкой для красного вина или рядом с правой стороны - рюмку для хереса. Около каждой тарелки должно стоять три рюмки максимум, не считая бокала для воды.
Указанная расстановка бокалов и рюмок (слева направо) не случайна, так как напитки наливают с правой стороны.
Убирают использованные тарелки и подают новые кушанья также с правой стороны. Но если прием организован в обнос, кушанья, которые нужно брать с подноса самим гостям, официанты подносят с левой стороны.
В большинстве стран на официальных обедах (ужинах) принят следующий порядок смены блюд: закуска - суп (бульон) - рыбное блюдо - мясное блюдо - десерт - фрукты - кофе. Кушанья меняют примерно через 15 - 20 минут.
На каждой тарелке должна быть салфетка, сложенная просто вчетверо. Карточки обычно помещают в центре салфетки. Салфетки кладут рядом с тарелкой только в том случае, если необходимо положить кушанье до того, как гости сядут за стол.

Правила поведения за столом

Каждый приглашенный на прием, прибыв на завтрак, обед или ужин, знакомится с планом рассадки, находит свое место за столом и занимает его по приглашению хозяина только после того, как сядут хозяин и почетный гость.
Садясь за стол, стул отодвигают бесшумно двумя руками. Если в числе приглашенных имеются женщины, то помогают садящейся рядом. Сидят за столом прямо, но не на краю стула, слегка наклонившись вперед. Ноги перед собой не вытягивают, а держат их вместе возле стула, локти на стол не ставят. Если при еде занята только одна рука, кисть другой руки держат на столе.
Во время еды поддерживают разговор с ближайшими соседями. Отвечая на вопрос или обращаясь к одному из соседей, поворачивают в его сторону только голову, а не весь корпус, чтобы не оказаться сидящим спиной к другому соседу. В ходе беседы не затрагивают сложные темы, не критикуют то, что находится на столе, и тех, кто за ним сидит или обслуживает сидящих, не фиксируют внимание собеседника на том, кто сколько ест, и т. п.
Перед подачей закусок берут со стола полотняную салфетку и кладут на колени. Протирать этой салфеткой посуду и столовые приборы не принято. Не вытирают ею и губы. Для этого служат бумажные салфетки. Использовав, их кладут на тарелку из-под еды. Но, перед тем как что-либо пить, полотняную салфетку приложить к губам можно. На бокале не будет жирных пятен. В случае необходимости ею можно также и вытереть губы, но только после еды. Перед тем как встать из-за стола, полотняную салфетку, не свертывая по складкам, кладут на стол слева от тарелки.
Едят и пьют спокойно, бесшумно, не гримасничая. Воспитанный человек ест умеренно, не спеша, но и не отставая от других. Торопясь, можно поперхнуться. Если это случилось, рот прикрывают салфеткой, а при осложнениях выходят из-за стола.
В известных ситуациях у сидящего за столом может возникнуть необходимость подозвать официанта. Строгих правил для этого не существует. Обычно, встретив взгляд официанта, слегка приподнимают над столом кисть руки или палец или подзывают официанта другим, не очень заметным для окружающих жестом. Если официант не смотрит в вашу сторону, можно негромко его окликнуть: "Официант!".
К приведенным правилам можно добавить и другие. Например, по окончании еды тарелку от себя не отодвигают. Она должна оставаться на своем месте до тех пор, пока ее не уберут.
Упавший на скатерть кусочек пищи аккуратно поднимают кончиком чистого ножа и кладут на край своей тарелки. Не рекомендуется тянуться через стол за каким-либо блюдом или специями, лучше попросить сидящего рядом передать то, что требуется. Случается, что кто-либо прольет вино на скатерть, на себя или на соседа. В этих случаях не следует фиксировать внимание на случившемся. Если пострадал сосед, необходимо извиниться, но не стоит слишком долго объяснять причину своей неловкости.
Официант должен в таком случае как можно быстрее вытереть пролитое сухим полотенцем и покрыть пятно чистой салфеткой. Если пища или вино попали на костюм гостя, официант также быстро подает смоченное горячей водой полотенце и помогает привести одежду в порядок. Если кто-либо уронит салфетку, вилку или иной прибор, официант немедленно подает чистый, а затем поднимает упавший предмет.
Масло от большого куска, лежащего на столе, берут специальным ножом, а если оно подано в виде шариков, розочек или в каком-то ином порционном виде - тем ножом, которым пользуются за обедом.
Колбасу, ветчину, мясо и другие подобные продукты подают на стол нарезанными ломтиками, предварительно сняв кожицу. Их кладут на свою тарелку вилкой, лежащей на общем блюде, а затем переносят на хлеб или едят, отрезая по кусочку. Если с ветчины или колбасы кожица не снята, ее удаляют с помощью ножа и вилки. С горячей колбасы всю кожицу сразу не снимают, это делают во время еды постепенно.
Паштет на хлеб обычно не намазывают, его едят вилкой.
Сыр берут специальной изогнутой вилкой, лежащей на общем блюде, и кладут на свою тарелку, где ножом или вилкой отделяют по кусочку и едят. Плавленый сыр намазывают на хлеб.
Черную и красную икру кладут на свою тарелку специальной лопаточкой, затем намазывают на хлеб. Вкус икры улучшается, если ее смочить лимонным соком. Если икру подают на поджаренном хлебе, то такой бутерброд едят на тарелке с помощью вилки и ножа.
Яйца всмятку нередко подают в яичной рюмке. Скорлупу разбивают чайной ложкой, осколки снимают пальцами и кладут на блюдце, на котором стоит яичная рюмка. Затем также ложкой осторожно снимают верхушку яйца, следя за тем, чтобы не пролился желток. Яйца вкрутую освобождают от скорлупы полностью и разрезают вдоль на две части, кусочки от которых отделяют ножом или вилкой.
Яичницу и омлет с ветчиной едят вилкой, держа ее в правой руке, а если куски ветчины большие, то и с помощью ножа. При необходимости помогают кусочком хлеба, но тарелку им не вытирают. Яичницу-глазунью едят ложкой.
Рис вареный едят только вилкой, рисовую кашу - ложкой.
Макароны едят с помощью вилки и ножа. Их, как правило, размельчают до подачи на стол, обычно еще при приготовлении. Если же макароны окажутся длинными, их расчленяют только вилкой, ножом же лишь помогают брать их на вилку.
Пельмени едят только вилкой. Чтобы не вытекал сок, их кладут в рот целиком.
Соль, если в солонке нет специальной ложечки, берут концом чистого ножа. Из солонки индивидуального пользования ее можно брать своим ножом. Горчицу берут специально предназначенной ложечкой и кладут не на край, а на дно своей тарелки с правой стороны.
Торты и пироги подают нарезанными. С общего блюда на свою тарелку их кладут лопаточкой, щипцами или большой вилкой, которые лежат на общем блюде. Торт едят чайной или десертной ложкой, пирог - ножом и вилкой, пирожные - специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные - специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которое легко крошатся, можно держать в руке. Если пирожные поданы в бумажных розетках, их кладут на свою тарелку вместе с оберткой и едят из нее. Булочки с начинкой из крема или варенья, кофейные булочки и т. п. откусывают, держа их в руке. Печенье едят, отламывая по кусочку. Очень жирное и маленькое печенье едят вилкой для пирожных.
Кусковой сахар берут сахарными щипцами или пальцами, не дотрагиваясь до других кусочков.
Фрукты ставят на стол в вазах или в другой подходящей посуде, одновременно подают фруктовый прибор и бумажные салфетки. Если такого прибора нет, пользуются десертным ножом и вилкой.
Лимон подают как приправу к кушаньям и напиткам. Ломтик лимона с общего блюда или тарелки берут специальной двурогой вилкой и кладут на край своей тарелки или блюда. Если лимон подан к рыбе, шницелю или другим аналогичным блюдам, сок из него выжимают выпуклой стороной вилки. Если он подан к чаю, то ломтик, лежащий на своем блюдце, берут большим и указательным пальцами правой руки, касаясь только кожицы, сгибают пополам над стаканом и выжимают из него сок. Остатки кладут на блюдце. Когда лимон едят с сахаром, его берут таким же способом, макают на своей тарелке в сахар и съедают мякоть. Корочку кладут на левый край тарелки.
Яблоко и грушу разрезают на тарелке на четыре или восемь частей. Каждую из них чистят и удаляют сердцевину. Получившиеся куски больше не режут, а едят, откусывая от них.
Сливы (большие) разламывают пальцами пополам и вынимают косточку. Мелкую сливу сжимают с конца так, чтобы она лопнула, и ножом удаляют косточку.
Большой персик берут в левую руку и надрезают по кругу до косточки, затем разламывают. Косточку удаляют ножом, для еды от половинок отрезают кусочки. Абрикос едят так же, но половинки на куски не разрезают.
Апельсины берут в левую руку, кожицу крестообразно в шести - восьми местах надрезают до мякоти и отделяют от плода так, чтобы получившиеся полоски образовали звезду. Затем ножом очищают мякоть и разделяют на дольки. С мандаринов кожицу снимают пальцами, без помощи ножа, и кладут на свою тарелку.
Банан берут левой рукой за ту часть, которой он был прикреплен к общей грозди. Противоположную часть надрезают ножом, чтобы удобно было снять кожуру. Однако банан без кожуры может легко сломаться, поэтому его весь не очищают, а делают это постепенно, по мере уменьшения очищенной части. Едят банан, держа его в руке. Кожуру кладут на свою тарелку.
Виноград с грозди отрывают пальцами. Ягоды кладут в рот по одной. Семена и твердую кожицу вынимают изо рта чайной ложкой и кладут на тарелку.
Вишни и другие фрукты и ягоды с мелкими косточками едят так же, как и виноград.
Арбузы и дыни подают нарезанными ломтями, с кожурой. С общего блюда их берут двумя пальцами и кладут на свою тарелку кожурой вниз, если ломоть оказался толстым, или плашмя. Едят, пользуясь фруктовым ножом и вилкой, отрезая от ломтя по кусочку. У отрезанного кусочка арбуза семечки удаляют ножом. Дыни подают без семечек. Если к арбузу или дыне подана сахарная пудра, ее посыпают ложкой на каждый кусочек.
Ягоды обычно подают на тарелках порциями. Едят их с сахаром чайными ложками. Иногда ягоды подают со взбитыми сливками. Черникой обычно не угощают, так как она сильно окрашивает рот и губы. Если это и делают в виде исключения, то для обесцвечивания черничного сока на губах одновременно на отдельной тарелке подают нарезанные ломтиками лимоны.
Орехи, как правило, подают только в очищенном виде.
Находясь за рубежом, надо помнить, что в различных странах не только по-разному готовят кушанья, но и по-разному сервируют некоторые блюда. Может случиться, что на стол подадут незнакомое блюдо, а как его есть - неизвестно. Тогда надо присмотреться к окружающим, особенно к хозяевам приема, и поступать применительно к обстоятельствам.

Тосты

На завтраках, обедах и других видах приемов, организуемых по официальному поводу, может иметь место обмен тостами.
На завтраках, обедах и ужинах тосты произносятся после десерта (когда он съеден всеми гостями) и когда всем гостям налито шампанское. На других видах приемов тосты произносятся не ранее 10 - 15 минут после начала приема.
Первым официальный тост произносит хозяин приема, с ответным тостом обычно выступает главный гость. Остальные присутствующие от каких-либо публичных выступлений на приемах воздерживаются.
Характер тоста, его содержание и стиль зависят от уровня, на котором проводится прием, и от случая, по поводу которого его устраивают. Главное в тосте - сердечность, но, чтобы правильно построить тост, важно знать, как произносят речи официального характера.
Начинают официальный тост с приветствия в адрес главного гостя, затем кратко и в понятной форме излагают соображения по поводу случая, в связи с которым организован прием. Завершают тост пожеланием здоровья главе иностранного государства и главному гостю, процветания стране и счастья ее народу.
В ответном тосте также кратко и ясно благодарят за прием, излагают соображения, лежащие в основе встречи, и заверяют во взаимности выраженных чувств. Завершают тост пожеланием здоровья главе государства, процветания стране и народу.
Тосты в течение приема произносят один раз, но бывают и исключения. Однако злоупотреблять за столом официальными речами не следует, как не следует произносить и слишком длинные речи. Чем тост короче, тем он лучше.

Беседа за столом

Непререкаемым правилом этикета является то, что люди, сидящие за столом, должны поддерживать разговор. Сидеть рядом и не разговаривать - в высшей степени невежливо. Существуют твердые правила этикета, согласно которым необходимо разговаривать с обоими соседями (даже если один из них вам неприятен), причем можно беседовать не только с непосредственными, но и с ближайшими соседями. Однако разговаривать через весь стол невежливо.
Незнакомые люди, сидящие рядом, обычно знакомятся сами. Например, взяв лежащую на столе карточку со своей фамилией, показывают ее сидящему рядом и говорят: "Это мое имя". Затем смотрят карточку соседа (соседки). Но можно знакомиться и представляясь обычным способом.
За столом ведут легкую, непринужденную беседу, не мешающую еде. Для более оживленного разговора используют перерывы между блюдами. Сложные проблемы не обсуждают и споров не ведут.

Курение

Существует общее правило, согласно которому в помещении, где находятся некурящие, курить нельзя. В присутствии женщины мужчина, прежде чем закурить, просит у нее разрешения.
Сигареты, сигары и папиросы предлагают только из пачки или коробки. Берут их аккуратно, стараясь не дотрагиваться до других. Кончик сигары не откусывают, а отрезают специальными ножницами или ножом.
Если тот, кто предлагает закурить, сам берет сигарету, ему полагается подать огонь. Если предлагающий успеет зажечь спичку раньше, есть обычай - взять ее из рук предлагающего, поднести к его сигарете и только после этого раскурить свою сигарету. Не принято давать прикуривать от горящей сигареты. Дым выпускают в ту сторону, где он не мешает присутствующим. Если табачная крошка попала в рот, ее не выплевывают, а выталкивают языком на губу и удаляют носовым платком. Не принято разговаривать с сигаретой во рту. Здороваясь, сигарету или трубку вынимают изо рта.
Пепел стряхивают в пепельницу. Столовую посуду для этого не используют. Если нужно на минуту отложить сигарету, ее кладут на край пепельницы, а не на край тарелки или стола. Закончив курить, сигарету тушат в пепельнице так, чтобы она не дымилась. Воспитанный человек никогда не потушит сигарету о какой-нибудь предмет обихода: о скамейку, ножку стула, о другую мебель или стенку и т. п.
Если пепельница отсутствует, не надо стесняться попросить ее. Однако следует учитывать, что отсутствие пепельницы на столе может означать, что хозяин (хозяйка) предпочитает, чтобы гости подождали до тех пор, пока не подадут сигареты. Во время завтрака, обеда или ужина закуривают обычно не раньше, чем тогда, когда подадут кофе или чай. Во всяком случае курить за столом можно только с разрешения хозяйки или хозяина и присутствующих. Всегда надо помнить о том, что в некоторых странах могут существовать правила курения, отличные от общих правил.
В любых ситуациях, не обязательно связанных с курением, для того, чтобы не нарушать установившиеся в данной стране обычаи и поступать при тех или иных обстоятельствах в соответствии с местными особенностями, обращают внимание на окружающих и в сомнительных случаях ориентируются по действиям хозяев.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Умение вести себя в обществе - одно из важнейших правил не только дипломатического, но и общегражданского этикета. По манерам поведения, внешнему виду, отношению к окружающим судят о культуре человека, его воспитанности, поэтому нужно стремиться к тому, чтобы перечисленные личные качества соответствовали общепризнанным нормам. Согласно современному этикету лица, находящиеся в обществе других людей, не делают того, что может привлечь к себе чрезмерное внимание присутствующих. Такое поведение допустимо только тогда, когда оно вызывается настоятельной необходимостью или входит в обязанности (например, распорядитель приема).
Общеизвестно, что, прежде чем появиться в обществе, каждый человек еще дома или в другом специально предназначенном для этого месте тщательно проверяет свой внешний вид и устраняет все выявленные огрехи, помня о том, что в общественных местах, а тем более за столом, нельзя, например, причесываться, чистить ногти, приводить в порядок костюм. Не рекомендуется даже слегка поправлять прическу и трогать волосы в помещениях, где подают еду.
Войдя в помещение, здороваясь, представляясь, благодаря, обращаясь с просьбой, приглашая на танец и в других подобных случаях обычно кланяются. При поклоне корпус держат прямо, руки по бокам, пятки вместе, голову опускают плавно, но не очень низко, спину не сгибают.
Сидят на стуле, держа корпус прямо, не напрягаясь, не горбясь и не облокачиваясь на соседние предметы. Садятся и встают бесшумно, стул не двигают, а переставляют. Сидя, не ерзают на стуле, не качают ногой, не обвивают ногами ножки стула. В присутствии старших сидеть, положив ногу на ногу, не полагается. Некрасиво подпирать щеку рукой или класть голову на руки. Разговаривать в такой небрежной позе невежливо.
Находясь в обществе людей или за столом, неприлично теребить что-либо руками, стучать пальцами по столу или стулу, потирать руки, хрустеть пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щеку или переносицу, демонстративно рассматривать ногти и т. п. От подобных дурных привычек надо всячески избавляться.
Жестикулировать при разговоре не принято. Допустимы лишь незначительные жесты, подчеркивающие значение слова или фразы. Уместны, например, легкие жесты, сопровождающие такие выражения, как "садитесь, пожалуйста", "познакомьтесь, пожалуйста" и т. п.
Разговаривая с кем-либо, смотрят собеседнику в глаза, выражая внимание и проявляя интерес как к тому, с кем обмениваются мнениями, так и к затронутой теме. При этом не изображают внимание, а действительно следят за разговором, чтобы не быть застигнутым врасплох каким-либо вопросом. В подобных ситуациях невежливо задавать односложные вопросы "что?" или "как?". Если уж случилось так, что мысль собеседника оказалась упущенной, то извиняются и просят ее повторить, например, "Извините, я не понял" или "Прошу прощения, повторите, пожалуйста" и т. п. Отвечая на вопросы собеседника, по возможности избегают односложных ответов "да" или "нет".
Во время беседы принято говорить спокойно, в умеренном темпе, отчетливо произнося каждое слово. Словами иностранного происхождения пользуются только тогда, когда известны их значение и правильное произношение. Высказывают свои мысли ясно и предельно кратко, соблюдая логическую связь между последовательно произносимыми фразами и следя за лексикой. Это важно потому, что даже содержательная беседа не производит хорошего впечатления, если язык говорящего засорен жаргонными словами или словами-паразитами, такими, как "значит", "вот", "между прочим", "понимаете" и им подобными. Не украшают речь и междометия. Невежливо, например, отвечая на вопрос собеседника или выражая свое отношение к обсуждаемому предмету, говорить "ага", "угу", "гм" и т. п. Смеяться над лексическими или иными ошибками других или подчеркивать такие ошибки неприлично.
Для беседы выбирают тему, соответствующую месту, времени, обстановке и другим обстоятельствам. Во время разговора не проявляют любопытства, так же как и не стремятся проникнуть в чужие интимные дела. Это невежливо и бестактно. Шутка или анекдот уместны только тогда, когда они не выходят за рамки приличия, достаточно остроумны и умело рассказаны. Тут важно иметь чувство меры и такта.
Обсуждая ту или иную тему, следят за тоном разговора, помнят о том, что он в известной степени отражает характер человека, его отношение к собеседнику и окружающим, свидетельствует о воспитанности говорящего. Важно иметь в виду, что одни и те же слова и фразы могут звучать или восприниматься собеседником и окружающими по-разному в зависимости от того, каким тоном они произносятся. Разговаривая с людьми неподходящим тоном, можно их незаслуженно огорчить, так как часто задевают самолюбие или звучат оскорбительно не сами слова, а тон, которым их произносят.
Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, никому не отдавая явного предпочтения. Если у него возникает потребность обратиться к тому, кто находится в обществе другого человека, он извиняется за прерванный разговор, представляется и излагает то, что считает необходимым.
Умение выслушать собеседника - непременное условие беседы. Но это не означает, что нужно сидеть молча. Бестактно прерывать разговор другого. Надо выслушать его до конца, а потом высказать свою точку зрения. Правилами хорошего тона рекомендуется проявлять терпимость и в том случае, если рассказчик коснулся очень скучной темы.
Если во время разговора ваша точка зрения не нашла поддержки, не стоит начинать горячий спор в ее защиту. Такие споры портят настроение присутствующим. Для того, чтобы в чем-либо убедить других, нужно быть самому уверенным в этом, не горячиться и помнить, что как в коллективной, так и в индивидуальной беседе не принято переходить на личности и говорить колкости.

Вручение памятных сувениров

Вручение сувениров стало традиционным во время проведения взаимных встреч. Как правило, их дарят при прощании.
Памятные сувениры должны отвечать определенным требованиям. Основные из них состоят в том, чтобы преподносимый предмет каким-либо образом не задевал или не оскорблял национальные или религиозные чувства человека, которому он предназначается, чтобы он был красив и со вкусом оформлен.
Сувениры можно передавать с курьером. В последнем случае к сувенирам прилагают визитную карточку.

Уход с приема

Задерживаться без надобности на том или ином приеме дольше времени, указанного в приглашении, не рекомендуется, так как это может быть обременительным для хозяев. Неблагоприятное впечатление производят случаи, когда гости на том или ином приеме уходят с него все сразу, после ухода главного гостя. Лучше расходиться постепенно.
Вставая из-за стола, не оставляют стул отставленным, а без шума пододвигают его к столу. Если на приеме присутствуют женщины, то мужчины помогают своим соседкам встать. Для этого мужчина встает несколько раньше рядом сидящей женщины и, как только она приподнимается со стула, отодвигает его. Когда женщина встает, мужчина бесшумно ставит стул на место и сопровождает вышедшую из-за стола.
Собираясь покинуть прием, разговор внезапно не прерывают, а доводят до логического завершения и говорят собеседнику "До свидания". Привлекать внимание к своему уходу невежливо.
Если время гостя ограничено, не следует сразу говорить об этом хозяевам. Через 30 - 40 минут гость выражает хозяину сожаление, что не может остаться дольше, извиняется, благодарит и уходит, по возможности незаметно для гостей. Деликатный хозяин, в свою очередь, не станет выяснять причину ухода.
Прощаясь, благодарят за гостеприимство и интересный вечер, но не за угощение.

Проводы гостей

Заключительным этапом приема являются проводы гостей, организация которых имеет не менее важное значение, чем организация встречи. Провожая гостей, им также оказывают соответствующее внимание.
Хозяин приема провожает почетных гостей до того места, где он их встречал. При прощании он оказывает им такие же знаки внимания, как и при встрече. Если на приеме присутствовало немного гостей, то хозяину целесообразно до ухода всех участников приема оставаться там, где он простился с почетными гостями, чтобы все присутствовавшие на приеме имели возможность поблагодарить хозяина и попрощаться с ним. Если же прием был многолюдным, то хозяин провожает лишь почетных гостей. Остальных участников приема провожают встречавшие их лица.

* * *

Мы решили коснуться столь деликатного вопроса не для того, чтобы обратить внимание на недостаток культуры общения у кого-либо. Наша цель - познакомить тех, кому до сих пор не приходилось встречаться непосредственно с западноевропейскими деловыми кругами, с теми правилами, которые сложились в общении деловых кругов, и, может быть, с условностями, позволяющими чувствовать себя свободно и комфортно. Общие нормы поведения народов Европы настолько сблизились, что можно говорить практически об общеевропейском кодексе хорошего тона, который, следует сказать, в принципе почти не отличается от американского или русского. Главным ориентиром в поведении служат, вполне естественно, манеры и этикет, принятые у себя на родине.
Каждое неестественное и ненужное подражание другим нравам производят отрицательный эффект и может вызвать улыбку. Кроме того, никто на Западе от вас не ожидает, что вы станете вести себя точно так же, как француз, итальянец или австриец.
Нельзя, конечно, перечислить все "табу" и все так называемые "смертные грехи" неправильного поведения за границей. К тому же опасностей такого рода практически не возникает при посещении вами той или иной западноевропейской страны. Там отнюдь не принято отрыжкой показывать, что отведанный вами обед хорошо приготовлен.
Находясь за рубежом, необходимо проявлять также определенное чувство терпимости к нравам других народов. Не следует забывать об этом, особенно при проявлении религиозных или политических убеждений, ведь, как говорят по-немецки, "никто не арендовал истину". Если, к примеру, приверженцы одной веры считают, что именно их религия является конечной истиной в отличие от других (то же самое распространяется и на политические убеждения), то это порой выглядит в высшей степени смешно, подобно тому, как если бы жители Москвы считали, что они находятся к Солнцу на несколько тысяч километров ближе, чем жители Нью-Йорка. Что касается этических норм, то всегда рекомендуется без особой необходимости в политические дискуссии не вступать, в присутствии иностранцев не ругать свою родину, равно как и другие государства, и прежде всего страну пребывания.
Политическому образованию в западных странах уделяется значительно меньше внимания, чем в Республике Беларусь. Громадное большинство населения вообще не интересуется политикой: в газетах они просматривают лишь спортивные страницы, местные новости или публикации о каких-либо скандалах в так называемом "высшем обществе". Все это сказывается на тематике бесед и разговоров. Обычно разговор ведут о новых крупных приобретениях, заботе о детях, поездках в отпуск. Здесь также играет роль тот факт, что истинная дружба между людьми в западных странах имеет меньшее распространение, чем в славянских. Американец даже меняет свое окружение, когда он поднимается по службе, поскольку старые друзья ему не нужны. Родственные связи поддерживаются также не столь активно. Зато большую роль в личной жизни этих людей играет коммерческий успех. Во многих западных странах личностные качества отдельного человека играют гораздо большую роль, чем в Беларуси. Человек смотрит на себя как на личность, а не как на члена общества или представителя народа.
В рабочее время в деловом мире принято носить не слишком светлые костюмы. Не рекомендуется надевать пеструю или темную сорочку. Она должна быть белой или светлой (голубой, бежевой, в тонкую полоску или мелкую, чуть заметную клеточку). Галстуки желательно выбирать не слишком яркие и без броских узоров. При этом они должны подходить по цветовой гамме к костюму и сорочке.
Носить сорочки с короткими рукавами в деловой обстановке также не рекомендуется, поскольку считается элегантным, если манжеты видны из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра. Темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску - наиболее распространенный тип костюма для каждого случая. Дело в том, что менеджер за границей нередко утром не знает, куда его пригласят вечером и удастся ли ему вернуться в гостиницу или домой для того, чтобы переодеться. Что касается обуви, то черную обувь в принципе можно носить ко всем видам костюмов и ко всем цветам. Коричневая обувь подходит к костюмам бежево-коричневой гаммы. Носки лучше иметь не очень яркие и броские, чаще носят серые или черные, а к бежево-коричневой одежде и обуви - коричневые.
Деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моды, а определенного уровня - одеваться так, чтобы не подмочить свой престиж. В этом смысле весьма важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными. Извините, но заношенный, неглаженый костюм, несвежая сорочка, "съехавшие" носки или галстук в пятнах, при всем уважении к человеку, всегда обращают на себя внимание и оставляют не лучшее впечатление.
В ходе коммерческих переговоров, а тем более встреч, не рекомендуется снимать пиджак, не спросив разрешения окружающих дам. Это относится и к курению. Кстати, заметим, что в последнее время курение имеет все меньшее распространение в процессе делового общения. Об этом нужно помнить и при отсутствии дам в обществе.
Во всех западноевропейских странах в деловом мире, будь то на обеде или на приеме, алкоголь воспринимается весьма условно, поэтому настоятельно рекомендуется сдерживаться и стараться "выпивать" как можно меньше. Таких традиций, как "пить до дна" или "выпить залпом", вообще нет. Поэтому в общении с западными менеджерами не следует придерживаться их, так как нахождение в состоянии опьянения, громкого веселья рассматривается как очень плохое поведение. Что касается тостов, то они практикуются в этих странах в меньшей степени, чем в нашей стране. Вообще первый тост принято произносить только после первого горячего блюда - за здоровье пригласивших или в знак благодарности за приглашение. Высокопарных тостов - за мир и дружбу между народами - лучше избегать.
Во всех западных странах точность считается признаком хорошего тона.
И не зря говорят, что точность - это вежливость королей. Опоздать на встречу или приглашение на 15 минут еще допустимо, но на более продолжительное время считается грубой невежливостью. Приходить на встречи заранее хотя и допустимо, но лучше все-таки этого избегать, так как ранним появлением можно поставить в неудобное положение пригласивших вас на переговоры. Ведь у них могут в это время проходить другие встречи или мероприятия, и они вынуждены будут как-то менять свои планы. Последнего следует избегать при приглашении посетить дом, поскольку хозяева могут быть просто не готовы к встрече гостей.
В ходе переговоров или после их окончания принято приглашать партнеров на обед или ужин. Домой приглашают обычно только вечером и только тех иностранцев, с которыми уже существуют достаточно тесные контакты, или при наличии четко выраженной симпатии. В таком случае принято оказывать знак внимания хозяйке дома - это могут быть цветы или сувенир из своей страны. При этом разрешается даже поцеловать руку. Делая это, не следует наклоняться чересчур низко, а лишь, приподняв руку дамы, осторожно поднести ее к своим губам. На следующий день после такого приема рекомендуется по телефону или письменно поблагодарить хозяев за приятно проведенный вечер.
Порядок усаживания гостей за столом почти во всех странах одинаков и ничем не отличается от принятого в Беларуси: почетный гость сидит справа от хозяйки, жена почетного гостя - справа от хозяина, все остальные гости располагаются по чину или по возрасту, причем мужчины чередуются с женщинами. В официальных случаях практикуется использование так называемых столовых карточек: на местах, где должны сидеть гости, располагаются таблички с их фамилиями.
При сервировке стола вилки и ножи кладутся острием кверху и к центру, для закуски - те, что лежат снаружи, а для основного блюда - ближе к тарелке. Одна особенность состоит в том, что в западноевропейских странах, в отличие от нашей страны, принято использовать специальные ножи для рыбы - с коротким, тупым и более круглым острием.
Салфетку перед едой кладут на колени, только во Франции и некоторых франкоговорящих странах принято вставлять салфетку за воротник, но это, согласитесь, выглядит немного странновато. Мы не советуем делать это. Перед тем как запить мясное или рыбное блюдо, не следует забывать вытереть губы салфеткой, чтобы не испачкать бокал. Когда одно блюдо закончено (или гость больше не хочет его есть), следует положить нож и вилку на тарелку параллельно вместе. Это означает для официанта, что тарелку можно унести. И наоборот, если вилка и нож на тарелке порознь, то это означает, что гость делает перерыв и потом еще поест.
Хочется еще раз напомнить, что излишняя скованность делает ситуацию неестественной, а излишняя вольность в поведении близка к отсутствию культуры. Для окружающих всегда наиболее приемлемо, когда человек, осознав чувство меры, остается тем не менее самим собой.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. ПОЛНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА



1 - перечница; 2 - солонка; 3 - вилка десертная; 4 - нож десертный; 5 - фужер; 6 - бокал для шампанского; 7 - рюмка для красного вина; 8 - рюмка для белого вина; 9 - рюмка для водки; 10 - тарелка пирожковая; 11 - нож для масла; 12 - вилка закусочная; 13 - вилка рыбная; 14 - вилка столовая; 15 - тарелка подставочная; 16 - салфетка полотняная; 17 - тарелка мелкая (закусочная); 18 - нож столовый; 19 - нож рыбный; 20 - ложка столовая; 21 - нож закусочный

Приложение 2. РАССАДКА ЗА СТОЛОМ




м - мужчина, ж - женщина. Цифры - расположение мест за столом по степени важности.













Приложение 3. ВАМ, ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Современная женщина должна всегда и во всем оставаться прежде всего женщиной. Тонкий ум, обаяние, привлекательность - залог успеха и процветания вашего предприятия.
В молодости легко быть очаровательной. Но сохранить очарование, пронести его через житейские бури, безусловно, не всегда удается. И все-таки давайте попробуем. Вам очень некогда, но найдите ежедневно хотя бы 30 минут для себя.
Вы проснулись. Не торопитесь резко вставать. Сделайте несколько физических упражнений, не поднимаясь. Сожмите пальцы в кулаки, разожмите, пошевелите стопами ног, потянитесь и только тогда .медленно вставайте. Если вы делаете утреннюю гимнастику - прекрасно.
Теплый душ позволит сбросить остатки сна.
Макияж деловой женщины должен быть легким и неброским. Цвет кожи - светлый, лучше этого добиться с помощью рассыпчатой пудры, так как тон через час-полтора после нанесения на лицо скапливается и подчеркивает морщины. Брови не должны быть темнее волос. Тени и губная помада должны гармонировать с цветом вашей одежды, волос, глаз. Румянами лучше не пользоваться вообще, либо нанесите и тщательно растушуйте сухие румяна светлого тона, соответствующего тону губной помады.
Цвет волос максимально приближается к естественному или на один-два тона светлее. Седым волосам придайте красивый оттенок.
Люди с идеально правильными чертами лица - явление довольно редкое. Каждое лицо имеет свою индивидуальную особенность, и часто именно небольшие недостатки и неправильности делают женщину неповторимо прекрасной. Но в случае необходимости с помощью декоративной косметики вы можете оптически изменить форму лица. В этом вам помогут тональные кремы светлого и темного цвета и румяна.
Основные правила коррекции недостатков лица: участки лица, которые надо выделить, высветлите светлым (основным) тоном, темный тон нанесите на те места, которые хотите затушевать. Граница между светлым и темным должна быть постепенной и незаметной.
Если у вас квадратное лицо, основной тон наносят на середину лица, корригирующий - на углы нижней челюсти. Румяна (желательно темных тонов) накладывают на височную область, а затем наискось почти до носогубной складки.
При удлиненном лице основной тон наносят на середину лица, корригирующий - на подбородочную область. Светлые румяна наносят круговыми движениями в центре щек.
Треугольное лицо (с вершиной вниз) корректируют следующим образом: светлые румяна наносят одним мазком от висков на выступающую часть скул, а корригирующим тоном затемняют подбородок и виски по линии роста волос.
На круглое лицо корригирующий слой наносят по наружным сторонам щек от висков к подбородку, румяна - с висков до середины лица.
При плоском лице корригирующий слой наносят на скулы. Для вечернего грима румяна наносят на середину лица поверх темного тона.
Вас тревожит двойной подбородок? Нанесите на него корригирующий тон и расту шуйте в направлении шеи.
Длинный нос будет выглядеть более коротким, если на спинку носа нанести светлый тон, а на переносицу и кончик носа - темный тональный -крем.
При коротком носе на спинку и перегородку носа наносят светлый тон, а крылья оттеняют более темным.
При широком носе темный тон наносят на спинку носа, а крылья оттеняют более светлым.
Низкий лоб можно увеличить с помощью светлого тона, а очень высокий оптически уменьшится, если на него нанести темный тон.
Поправьте прическу. Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь. У вас уже хорошее настроение. Постарайтесь сохранить его до конца дня. Француженка, выходя из дома, говорит: "Милый, добрый, ангел мой, а теперь пойдем со мной - ты вперед, я - за тобой". Попробуйте и вы.
Суета больших городов. Мы так привыкли к ней, научились лавировать в толпе спешащих людей, что почти не замечаем окружающих. Остановитесь, взгляните вокруг, окиньте критическим взглядом идущих мимо вас женщин. Какие разные у всех походки! Одна ссутулилась и, как говорится, "волочит ноги", шаркая подошвами по асфальту. Другая идет вразвалочку, "утиной походкой". А вот жертва высоких каблуков - ноги согнуты в коленях, таз отставлен.
Не расслабляйтесь. Выше голову. Ваша правильная походка - это залог хорошей работоспособности, здоровья в конце концов. Вы хотите быть привлекательной, и здесь осанка и походка не последнее дело.
День был напряженным. Вы, естественно, устали. А домашние заботы тоже не сбросить с плеч. Муж и дети стараются помочь вам, но основной груз все же остается на вас. Не огорчайтесь и, когда затихает дом, найдите полчаса для себя.
Снимите макияж с лица, примите теплый душ, расслабьтесь, нанесите на лицо ночной крем или сделайте маску, через 15 минут последнюю смойте теплой водой, а крем промокните бумажной салфеткой. Не забудьте о шее и руках.
А вот о шее немного поговорим. Чтобы шея долго не старилась, уходу за ней необходимо уделять не меньше внимания, чем уходу за лицом. Кожа шеи, особенно переднебоковой поверхности, очень нежная, подкожно-жировая клетчатка здесь почти полностью отсутствует. Тонус мышц низкий. Вот почему даже у молодых именно на шее появляются первые морщинки, в то время как кожа лица еще остается эластичной и гладкой.
Утром во время принятия душа сделайте гидромассаж сильной струей воды. Шланг перемещайте по нижней части лица от уха до уха. Затем сделайте круговые движения по боковой поверхности шеи сверху вниз и по передней поверхности - тоже круговые движения, но снизу вверх.
Для улучшения овала лица утром во время умывания сделайте похлопывающий массаж с помощью небольшого махрового полотенца. Для этого среднюю часть полотенца смочите в насыщенном растворе поваренной или морской соли (1 - 2 ст. ложки на 1 стакан воды) или крепко заваренном чае. Возьмите полотенце за концы и, рывками натягивая его, похлестывайте область подбородка в течение 3 - 5 минут. На влажную кожу легкими движениями нанесите крем, соответствующий типу вашей кожи, а при появлении первых признаков старения - крем с биологически активными веществами: по боковым поверхностям сверху вниз, а по передней - снизу вверх.
Один-два раза в неделю, делая маску на лицо, не забывайте и о шее. Наряду с обычными масками очень полезны маски обертывания.
Вам приходится на работе много читать. Напряжение зрения повлекло за собой усталость, боли или рези в глазах. Сделайте перерыв, расслабьтесь, закройте глаза на 2 - 3 минуты или переведите взгляд на другие предметы. Глаза - чрезвычайно чувствительный и ранимый орган, им необходимы тщательный ежедневный уход и отдых. Конечно, лучшим .отдыхом является сон. А перед сном сделайте примочки из теплого настоя ромашки, укропа и мяты, взятых в равных количествах (1 ст. ложка смеси на 1 стакан кипятка), или слабого настоя чая.
Глазные примочки оказывают на глаза прекрасное успокаивающее действие. Два кусочка ваты или марлевые салфетки небольшого размера смочите в настое трав или чая и приложите к глазам на 20 минут. Затем на кожу вокруг глаз нанесите питательный крем: от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и от наружного угла глаза к внутреннему - по нижнему.
Не забывайте, что глаза, как зеркало, отражают внутренний мир, характер, настроение, состояние вашего здоровья. А поэты всех времен и народов воспевали красоту прекрасных глаз.
И еще один момент, на который вы должны обязательно обращать внимание. Ничто так не выдает возраст женщины, как руки. Как же сохранить их мягкими и нежными на долгие годы? Прислушайтесь к этим советам. Сразу же после пробуждения, еще лежа в постели, сделайте самомассаж рук. Массируйте круговыми движениями каждый палец и сустав в отдельности, затем переходите на тыльную поверхность кисти. Обхватив запястье, продолжайте массажные движения, постепенно поднимаясь к локтю, а затем к плечу. Сделайте несколько движений кистями - сжимание и разжимание кулака, вращение кисти попеременно вправо и влево, имитацию игры на фортепиано.
На кожу рук наносите питательный крем, которым вы только что смазали лицо, или специальные кремы для рук. Для защиты кожи во время работы дома используйте при сухой уборке - нитяные перчатки; влажную уборку и стирку проводите в резиновых перчатках. После окончания уборки или стирки кожу вновь вымытых рук рекомендуется протереть коркой лимона или столовым уксусом и смазать жирным кремом.
Для обветренных и покрасневших рук полезны ванночки из сока квашеной капусты, молочной сыворотки, воды, в которой отваривался картофель, попеременные ванночки из горячей и холодной воды. Заканчивать следует всегда холодной процедурой. Не спешите выливать кофейную гущу, протрите ею руки и смойте холодной водой.
Удачи вам во всех ваших начинаниях!

Приложение 4. СЕМЬ СПОСОБОВ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Великий французский философ Жан-Жак Руссо полагал, что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок. Но ближе к истине был все же Козьма Прутков, сказавший: "Если хочешь быть счастливым - будь им". Американские психологи указывают семь конкретных способов быть счастливым. Может быть и стоит прислушаться к их советам. Судите сами.

Любите своих близких.
Уделяйте больше времени тем, кого вы любите, и вы чаще будете чувствовать себя счастливым.

Отдавайте много сил своей любимой профессии.
Если вы любите свою работу, работайте как можно больше. Если не любите - постарайтесь ее сменить: это будет в конечном итоге выгоднее и для вас, и для общества. На работе мы проводим большую часть своей жизни, и нельзя превращать это время в пытку.

Помогайте другим людям.
В нас глубоко заложен альтруизм - потребность бескорыстно помогать окружающим. Помогая другим людям, вы, во-первых, еще больше начинаете уважать самих себя, а во-вторых, таким образом снимаете с себя психические и физические стрессы. Результат - вы удовлетворяетесь жизнью, то есть приближаетесь к счастью.

Постарайтесь быть счастливыми!
Понаблюдайте за собой, выясните, подумайте, что приводит вас в хорошее настроение, что радует, и стремитесь к этому (разумеется, не вступая в противоречие с моралью и уголовным кодексом).

Физическая активность.
Пока не совсем понятно почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И. П. Павлов называл это чувство "мышечной радостью". Есть мнение, что при физических усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории - чувству легкости, беззаботности, веселья. Годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танцы - все, что вам доступно.

Вносите в свою жизнь элемент новизны.
Нас с детства воспитывают в уверенности, что хороша только размеренная жизнь. Постоянный режим дня, устойчивые привычки, приверженность к одному месту работы, сложившемуся кругу общения, своему постоянному кафе или кино, проведение отпуска из года в год в одном и том же месте - все это неплохо, но человеку требуется новизна, возможность импровизации. Делайте время от времени "перебивку" - попробуйте иногда ездить на службу необычным маршрутом, заведите новое хобби, возьмите отпуск в нетрадиционное время и т. п.

Не впадайте в отчаяние, если временами чувствуете себя глубоко несчастным.
Это закон психологического маятника: если сегодня вы счастливы, неизбежно придет и обратное состояние, причем те, у кого маятник особенно сильно отклоняется в "плюсовую" сторону, должны примириться с тем, что велики будут и "минусовые" отмахи.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

абонент- лицо, имеющее право пользования чем-либо в течение определенного срока (книгами, телефоном, местом в театре)
абсент- горький, зеленоватый спиртной напиток, настойка на полыни
абстинент- лицо, принципиально воздерживающееся от употребления спиртных напитков
абстрактный- отвлеченный, нематериальный
абсурдный- бессмысленный, нелепый
агент- лицо, выполняющее чьи-либо поручения (торговые, служебные), разведчик, шпион
агитация- деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие народные массы
агония- состояние умирающего, обычно с утратой сознания
азартный- 1. задорный, горячий, сильно увлекающийся, запальчивый, страстный; 2. (в игре) зависящий только от случайности
а-конто- в счет платежа
аксессуары- 1.принадлежности чего-либо; 2. дополнения, второстепенные детали; 3. мелкие предметы театральной обстановки
a la carte- порционно
аноним- автор сочинения или письма, скрывший свое имя
антиалкогольный- направленный против неумеренного, систематического употребления спиртных напитков
аперитив- спиртной напиток, подаваемый перед едой для возбуждения аппетита
аплодировать- бить в ладоши, рукоплескать в знак одобрения или приветствия
арак- крепкий спиртной напиток, приготовляемый из риса, сахара и сока кокосовой пальмы
аскет- человек, отказывающийся от всех жизненных удовольствий, отшельник
аудиенция- официальный прием у лица, занимающего высокий государственный пост
афера- рискованное предприятие с целью наживы, недобросовестное, темное дело
аффектировать- делать что-либо наигранно, неестественно, жеманно, возбужденно
банальный- избитый, очень, обыденный, пошлый
бар- небольшой ресторан, закусочная, где можно выпивать и закусывать, не отходя от стойки
билетер- служащий, контролирующий входные билеты у посетителей, пассажиров
бисквит- легкое сладкое печенье
бифштекс- жареный кусок говядины
блеф- хвастовство, выдумка с целью внушить другому преувеличенное представление о себе
блюз- песенно-танцевальная форма негритянской музыки, которая легла в основу музыки джаза
бонбоньерка- изящная коробка для конфет бонтон умение держать себя с изысканной вежливостью
бостон- танец, разновидность медленного вальса
бридж- карточная игра (играют четыре игрока с 52 картами)

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign