LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

А. А. Плигин, к.п.н.,
научный руководитель школы №507

Как выявленные познавательные стратегии превратить в образовательные технологии

В разрабатываемой личностно-ориентированной модели образования мы исходим из сформулированного нами принципа: познавательные стратегии учеников должны быть зеркально отражены в образовательной технологии.
Проиллюстрируем это на примере исследования стратегии правильного написания словарных слов.
Занимаясь разработкой микротехнологий, мы пришли к выводу, что большая часть из них может быть легко транспонирована для реализации других целей со сходными задачами. Например, рассмотренные здесь приемы могут быть использованы для запоминания любой информации, насыщенной большим числом символов, дат, формул, без указания прямого логического обоснования и применения. Как вы уже поняли, к такому виду информации могут относиться математические, химические и физические формулы, предусмотренные школьной программой без выведения и доказательства (формулы химических элементов, спеллинг, даты исторических событий и т.д.).
На базе школы "РОСТ" мы провели целый ряд исследований, помогающих нам выстраивать микротехнологии обучения.
Так, например, изучая то, как успешные ученики осваивают правильное написание словарных слов, мы обнаружили, что ключевыми звеньями являются процессы создания внутреннего образа слова, подбора его сенсорно-смысловой репрезентации, обеспечение запоминания во всех системах восприятия (вижу, слышу, чувствую). Поэтому с точки зрения развития успешной познавательной стратегии данную задачу можно разделить на три части. Первая часть связана с определением приемов развития способности к созданию внутреннего визуального образа, вторая - с обобщением механизмов запоминания смыслового образа в зависимости от его особенностей, третья - наиболее простая: ее решение может быть сведено к применению уже известных приемов представления информации во всех системах восприятия.
Изучая, как успешные ученики запоминают словарные слова, мы выделили около 32 различных стратегий. Наиболее успешную стратегию в обобщенном виде можно представить следующим образом:

* Сначала ученик вспоминает внутренний образ слова. Часто ему вспоминается образ в той форме, с которой он сталкивался в последний раз (например, написанный на доске, изображенный в книге, учебнике или тетради).
* Затем он мысленно создает другой образ с возможными способами написания различных фрагментов.
* После этого ученик сравнивает их между собой.
* В итоге на эмоциональном уровне он определяет, какой из них ему кажется более красивым, правильным, приятным, знакомым, - и записывает тот вариант, который вызывает наибольшее доверие.

Как показывает анализ стратегий, дети с хорошо развитой способностью к созданию внутренних образов успешнее других и практически без ошибок вспоминают правильный вариант написания слова. В этом случае вся стратегия может быть сведена к еще более упрощенному варианту:


Вiп Кi+

Внутренний чувство
вспоминаемый знакомости
образ

Именно поэтому, моделируя образовательную микротехнологию развития эффективной стратегии, мы предлагаем учителям использовать любые упражнения, способствующие созданию внутренних визуальных образов, в том числе и тех, которые не связаны с предметным содержанием.
Для учеников начальных классов мы предлагаем поиграть в игру "Угадай букву".
Игра "Угадай букву" (в паре)
Напишите на листе бумаги простым карандашом сложное с точки зрения написания слово печатными буквами.

А С Ф А Л Ь Т

Подчеркните каждую букву черточкой.

А С Ф А Л Ь Т

Сотрите буквы.

_ _ _ _ _ _ _

Укажите карандашом на любую черточку и проверьте, кто быстрее назовет букву, которая была в написанном вами слове. Проверьте, кто скорее и правильнее прочитает слово наоборот, глядя только на черточки.
Перед словарным диктантом полезно в качестве разминки сделать упражнение "Бабочка".
Нарисуйте на доске прямоугольный крест, стрелками задавая направления движения бабочки: вверх, вправо, влево, вниз. Определите начальное местоположение бабочки и предложите ученикам запомнить целостный образ: местоположение бабочки и ее возможные варианты движения. Затем сотрите с доски рисунок (или закройте его одной из створок доски). Попросите детей по очереди вслух называть перемещение бабочки по указанному маршруту, "внутренним зрением" отслеживая все передвижения, которые называют ученики друг за другом.
По результатам игры обсудите, КАК ученикам удавалось удерживать информацию в памяти. Подобными играми можно не только развить внутреннее внимание и визуализацию, но и привести учеников к осознанию того, КАК они создают внутренние образы: в какой степени им удается мысленно представлять цвет, местоположение, форму, ясно видеть образ и т.д. Кроме того, в процессе игры у детей обычно возникает много радостных эмоций, что способствует укреплению позитивного отношения к обучению и повышению мотивации.
Подобным целям служат все игры, в которых необходимо запомнить внешние объекты и потом по памяти (основываясь на внутренних процессах восприятия) описать произведенные изменения. Мы рекомендуем провести игру "Семь предметов".
Выберите семь мелких предметов, например, монетку, мел, ручку, учебник, пенал, значок, ластик. Попросите одного ученика составить из них комбинацию, расположив предметы в определенном порядке, а второго - в течение 30 секунд запомнить внешний целостный образ всей комбинации. Затем предложите второму ученику отвернуться, а первого - поменять расположение предметов. После чего попросите второго ученика повернуться, для того чтобы он, ориентируясь на запомненный внутренний образ, возвратил предметы на исходные места.
Работу со словарными словами мы предлагаем вести еще и таким образом: объединять их в смысловые блоки ("Зима", "Цирк", "Квартира", "Дом", "Семья"...), включив в них наиболее сложные и употребляемые слова. И лишь затем переходить к написанию сочинений или изложений на эти темы, зная, что относящиеся к ним словарные слова уже усвоены детьми (позитивное подкрепление).
Используя развиваемую нами парадигму личностно-ориентированного образования, можно сконструировать различные технологические блоки по развитию отдельных навыков работы со словарными словами. Данную технологию можно использовать уже на уроках в начальной школе, тем самым одновременно развивая и встраивая успешные стратегии грамотности.

Приведем этапы данной технологии:
> Создание семантического образа словарного слова (см. требования к созданию семантического образа).
> Использование приемов для создания и закрепления внутреннего образа слова.
Например:
а) Представьте мысленно слово.
б) Напишите слово на доске, подчеркнув каждую букву. Попросите детей запомнить слово и мысленно воспроизвести его образ. Затем сотрите написанное слово, сохранив черточки. Предложите вслух называть буквы, которые были написаны над черточками, следуя за движением указки. При этом учитель показывает на буквы вразнобой.
в) Нарисуйте слово на листе бумаги и выделите любимым цветом тот фрагмент, который требует особой орфографической зоркости. Проделайте то же самое мысленно, представляя слово и цветовое кодирование.

> Создайте презентацию слова во всех трех системах восприятия: внутренний образ (В), внутреннее звучание (А), моторику записи по памяти (К).
> Создайте семантическую когнитивную карту из группы слов, объединив их общим образом или в смысловой рисунок (см. требования к созданию семантической когнитивной карты). Поиграйте с детьми во внутреннее представление этой карты. Перемещайтесь по включенным в нее словам, комментируя фрагменты, требующие орфографической зоркости.
> Предложите ученикам группу словарных слов (примерно 10 - 20, в зависимости от возраста), объединенных одним смысловым контекстом, для создания микросочинения, где написание предложенных слов будет использовано учениками по памяти.
> Организуйте проверочный диктант через длительный промежуток времени (1 - 2 месяца).
> Проведите итоговый проверочный диктант, содержащий словарные слова нескольких подобных блоков (50 - 70 слов), по истечении длительного периода времени.

Данная работа может быть осуществлена по аналогии со словами-исключениями и словами с орфограммами, которые требуют особой орфографической зоркости, так как микростратегии грамотного их написания, как показывают наши исследования, сходны с микростратегиями запоминания словарных слов.
По итогам анализа развития успешных стратегий нами была разработана памятка учащимся для первичного освоения микростратегии запоминания словарных слов, которая используется нами на начальном этапе их изучения с последующим расширением стратегий запоминания.

Памятка работы со словарными словами

1. Поместите правильно написанное на листе бумаги слово напротив себя так, чтобы вы могли легко его видеть.
2. Закройте глаза и подумайте о чем-то знакомом и радостном. Когда это чувство будет более интенсивным, откройте глаза и посмотрите на слово.
3. Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте образ слова в воображении (если это кажется трудным, используйте "Полезные подсказки" ниже).
4. Взгляните на воображаемый вами образ данного слова и запишите буквы, которые видите. Сверьте с правильным написанием. Если ошиблись, вернитесь на одну ступень.
5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово справа налево. Проверьте написание. Если есть ошибки, вернитесь на три ступени.

Полезные подсказки

* Если вам трудно представить данное слово, начните с более коротких и простых слов.
* Выберите хорошо знакомое вам слово и проговорите его по буквам вслух: сначала в прямом, а затем в обратном порядке (этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного развития новой стратегии).
* Разделите слово на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.
* Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким-то образом изменив написание по сравнению с другими (например, измените шрифт).
* Закрасьте слово своим любимым цветом.
* Расположите буквы на фоне любимой картинки. Изобразите что-нибудь знакомое, например, предмет, кинокадр, а затем поставьте буквы, которые нужно запомнить, над ним.
* Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово можно было легко представить в воображении.
* Нарисуйте в воздухе пальцем силуэт буквы, представляя в уме, какую букву вы пишите.

В помощь учителю нами были определены требования к работе с сенсорно-смысловым (семантическим) образом:
* образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея на начальном этапе образцы других школьников или учителей в качестве примеров;
* образ необходимо тесно связать с предметным содержанием;
* образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
* образ должен иметь особый личностный смысл: по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
* образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции;
* образ должен довольно просто воспроизводиться (для этого он должен быть исполнен в специфической (редко встречающейся) форме).


Далее приведены образцы детского творчества по созданию собственных семантических образов для запоминания словарных слов (см. рис. №1).

Рис. №1.













Как видно из этих примеров, дети выразили словарные слова в тех образах, которые лично представляют в соответствии с приведенными выше требованиями.
Требования к универсальным образам словарных слов:

* семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением данного слова;
* в семантическом образе слова трудность написания должна быть вписана в буквенное маркирование (например, как со словами палатка, шатер, крыжовник, корзина) так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование;
* семантический образ должен быть редким, чтобы обеспечить избирательность запоминания; уникальность употребления картинки-образа может достигаться цветовым кодированием или изображением детали, подчеркивающей особое эмоциональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде -ОрО-).

Использование системы запоминания словарных слов через семантические образы, созданные детьми самостоятельно, было апробировано нами в 4 - 7 классах школы №507 г. Москвы. По результатам апробации этого способа можно судить о его эффективности.
Так, спустя полгода после предварительной работы с семантическими образами, нами было проведено 24 коротких диктанта, которые составлялись из 15 - 30 слов и проводились по мере того, как учащиеся успевали создавать собственные семантические образы.
На первом этапе экспериментальной работы были предложены начальные проверочные диктанты, включающие в себя те словарные слова, написание которых ученики изучили до работы с семантическими образами. До использования этого способа количество учащихся, делающих ошибки в написании словарных слов, было достаточно велико: от 64% в 4-х классах до 78% в 6-х классах.
Результаты использования методики создания семантических образов словарных слов приведены в таблице ниже.

Динамика изменения количества допущенных ошибок в написании словарных диктантов в 4 - 7 классах


Кол-во слов
Кол-во
диктан-
тов
Результаты до использования
семантических
образов
Результаты после использования
семантических
образов
Итоговые различия
4 класс
15

4
64%
12%
52%
5 класс
18

6
76%
14%
62%
6 класс
20

6
78%
11%
67%
7 класс
30

8
76%
12%
64%


Как видно из приведенной таблицы, количество учащихся, допускавших ошибки в словарных словах, по результатам проверки остаточных знаний через полгода после обучения снизилось практически вдвое, что свидетельствует о высокой эффективности применяемого личностно-ориентированного способа формирования познавательной деятельности. Остаточные знания учащихся указывают на высокую прочность их усвоения.
Кроме того, по результатам наблюдений за тем, какие образы легче всего удерживаются детьми в памяти и практически не забываются по прошествии большого периода времени, нами были сформулированы требования к семантическим образам словарных слов, которые могут быть универсальными. В приведенных нами примерах представлены именно такие образы.
В настоящий момент на основе этих требований нами совместно с детьми создаются школьные словари с картинками словарных слов.
Семантические рисунки являются одним из наиболее эффективных методов работы с субъектным опытом школьников. Создание словарей может использоваться в работе с любыми теоретическими и практическими материалами из курса русского языка и литературы. Например, изучая текстоведение, ученик такие типы текстов, как описание, повествование и рассуждение, изображает на рисунке в виде трех могучих ветвей дуба. Другой ученик, рассказывая о стилях речи, создает смысловую (семантическую) картинку в виде человеческой руки: большой палец в сторону - разговорный стиль; остальные пальцы - книжные стили (художественный, публицистический, научный, официально-деловой) - располагаются рядышком. Такой семантический рисунок отражает и логику, и личное восприятие учащегося.
Во время словарно-орфографической работы на уроке (а словарные слова можно давать тематическими блоками: "Квартира", "Музей", "Театр", "Цирк", "Осень", "Океан" и т.п.) детям предлагается игра в ассоциации. Они занимаются внутренней визуализацией, обсуждают и решают, какая из внутренних картинок способна стать символом их "тематических" ассоциаций (океан - рыба-кит, цирк - жизнерадостный клоун, зима - мороз и т.п.).
Каждый учащийся рисует в тетради свою собственную картинку, раскрашивая ее любимыми цветами. В зависимости от типа урока и времени, отведенного на словарную работу, данный процесс может упрощаться: без игры в ассоциации ученикам предлагается заготовленная на доске картинка со словарными словами и работа начинается сразу с придумывания внутренних образов.
Применение детьми в тетрадях фломастеров или цветных ручек, как известно, улучшает работу памяти, а использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между буквенным обозначением слова и его смысловым образом. Это не только увеличивает продуктивность запоминания, но и облегчает восприятие предметного содержания, повышает эффективность процесса мышления и, конечно же, делает познавательную деятельность творческой и субъектно-личностной.
После некоторой практики учащиеся включаются в процесс творческого создания семантических образов, и у них возникает желание, а затем и потребность, выразить себя на более сложном уровне, то есть не просто нарисовать букву-орфограмму или целое словарное слово, а, например, проиллюстрировать какую-либо авторскую мысль, заинтересовавшую в процессе чтения художественного произведения.
Следующим способом учета особенностей личностного смыслообразования в обучении является методика создания семантических когнитивных карт.
Нами были разработаны, апробированы и затем обобщены требования к созданию семантических когнитивных карт:
* карта должна представлять собой целостный образ, который объединяет в себе кодирование объемного содержания информации;
* желательно, чтобы объединяющий образ имел не только личностный (эмоциональный, содержательный, логический) смысл, но и общий целостный смысл;
* внутри объединяющей картинки могут быть использованы как ключевые слова, так и более мелкие семантические образы;
* в случае если информация является в значительной степени разнородной по своему содержанию, целостные смысловые фрагменты кодируются отдельными цветами;
* разнородная информация отображается отдельным образом или линией, под которой подписывается принцип классификации;
* все использованные коды должны иметь индивидуальный смысл для учащегося;
* количество автономных блоков не должно превышать 7±2 (число Миллера).

Ниже для учителей-практиков мы приводим фрагмент конспекта урока, в котором используется семантическая когнитивная карта в виде весеннего солнца, вписанного в скрипичный ключ (учитель - В. Д. Бойкова).

УЧИТЕЛЬ:
- Я прошу выйти к доске двух учеников. Ваша задача - записать ключевые слова из тех объяснений, которые будут давать авторы своим иллюстрациям.

Важно!
Учащиеся стоят у доски таким образом, чтобы не видеть записи друг друга.

На доске:

Демисезонный
Мать-и-мачеха
Молодёжь
Проталина
Любовь
Роса
Капель
Влюблённость
Полноводье
Веснушка
Ручьи
Подснежник
Капель
Солнце
Скворечник
Роса



Важно!
По окончании работы необходимо обратить внимание учеников на отличия в записях, таким образом подчеркнув индивидуальность мироощущения. Внимание каждого человека ориентируется на личные особенности восприятия. Все находились в одном классе, слышали одно и то же, но записи очень индивидуальные, построенные на личных ассоциациях.

УЧИТЕЛЬ:
- Давайте выделим фрагменты слов, которые требуют от нас особой орфографической зоркости. Какие из них сразу привлекли ваше внимание?

УЧАЩИЕСЯ:
- КАПЕЛЬ,
- ПРОТАЛИНА,
- ОТТЕПЕЛЬ,
- ПОДСНЕЖНИК,
- МАТЬ-И-МАЧЕХА,
- ПРЕДВЕСТНИК,
- ДЕМИСЕЗОННЫЙ,
- ПЕРНАТЫЕ,
- ПРОБУЖДЕНИЕ.

УЧИТЕЛЬ:
- Вы хорошо справились с заданием. Садитесь. А сейчас я раздам вам листы с символом весны. Этот рисунок мы с вами придумали ещё на прошлом уроке. Возьмите карандаши любимого цвета и оживите картинку. Вы видите, что на доске тоже есть этот рисунок. Теперь запишите выделенный ранее тематический блок слов, требующих нашего особого внимания в написании. Помните, что мы выделяем цветом те фрагменты в слове, где необходима особая орфографическая зоркость. Что даёт нам подобное цветовое выделение?

УЧАЩИЕСЯ:
- Так мы акцентируем внимание нашего восприятия на важных моментах в изучении написания различных слов.
Важно!
Учитель записывает слова на доске, обязательно проговаривая орфограммы и выделяя их. Число слов равно 7±2.


















УЧИТЕЛЬ:
- Мы записали слова. Теперь давайте проговорим их по слогам.

УЧАЩИЕСЯ:
- Ка-пель, про-та-ли-на, от-те-пель...

УЧИТЕЛЬ:
- Итак, мы проговорили, выделили те фрагменты в словах, которые требуют от нас особого внимания. Для более эффективного закрепления новой информации я предлагаю вам написать небольшую творческую работу, в которой вы используете изученные сегодня слова. Ваш рассказ на тему "Весна" должен состоять из 5 - 6 предложений.

Подобные семантические когнитивные карты позволяют ученикам создавать собственные когнитивные модели предметного содержания в совокупности с идеями и приемами мнемотехники, представляя собой еще один способ учета субъектного опыта учащихся, который мы используем в рамках разработанных подходов к формированию познавательной деятельности учащихся.
Семантические когнитивные карты являются когнитивной схемой и, кроме учебной функции работы с содержанием, могут быть использованы также в качестве передачи способа мышления отдельного учащегося, так как при организации соответствующей рефлексии ученики могут задуматься над тем, какой конкретно способ кодирования информации они использовали, какой личностный смысл отображали и почему.
В целом технологию работы по развитию грамотности написания слов можно разделить на следующие этапы:
* Развитие способности к созданию внутренних визуальных образов слов.
* Работа с семантическими образами слов.
* Работа с семантическими когнитивными картами словарных слов, слов-исключений и слов с орфограммами в тематических блоках.
* Написание микросочинений с использованием тематического блока слов (постоянное применение знаний).
* Корректирующий словарный диктант (спустя несколько дней).
* Использование семантических когнитивных карт на уроке и дома во время написания различных изложений, сочинений.
* Проверочный словарный диктант, отсроченный во времени (через 3 месяца, полгода).
* Итоговый диктант в конце года.

В нашей образовательной технологии участвуют и родители-энтузиасты, особенно заинтересованные в эффективном обучении детей.
Учитель в доступной форме объясняет родителям результаты исследования стратегий правильного написания словарных слов, явно показывающих, что для достижения фактической грамотности в написании большинства слов важно развить следующее:
* Способность создавать внутренние образы буквенных выражений слов. Например, представлять, как данное слово написано на стекле или на школьной доске цветным мелом.
* Способность подключать творческое восприятие для создания предметного образа, связанного со значением слова. Например, для слова "помидор" представлять красочный образ реального помидора.
* Способность связывать фрагмент слова, который требует особой орфографической зоркости, с предметным образом слова. Например, для запоминания правильного написания слова "помидор", нужно нарисовать картинку, в которой помидор будет вписан в букву "О" (см. пример в словаре).
* Умение объединять различные слова в смысловые блоки (по 7 - 9 слов) и создавать целостную картинку.

Кроме того, необходимо следовать основным закономерностям процессов запоминания:
* Избирательности (образ должен редко встречаться).
* Повторяемости (важно периодически возвращаться к правильному написанию слов).
* Актуальности (всё запоминаемое должно быть постоянно востребовано жизненной ситуацией, а не только учебной задачей).
* Прерывности (оптимальный промежуток времени между фазами вспоминания и забывания).

Родителям, наиболее заинтересованным в качестве обучения собственных детей, мы раздаем памятку, в которой детально описаны различные игры на развитие творческого воображения ребенка.
Последовательность действий ребенка под руководством родителей может быть следующей:
* Пролистайте с ребенком словарик, который сделан нашими учениками.
* Выберите 9 наиболее сложных слов.
* Сделайте из плотной бумаги карточки с этими словами (похожими на те, что вы видите в данном пособии), на которых образы слов должны быть созданы вашим ребенком самостоятельно. Обязательно используйте цветные карандаши или фломастеры.
* Отложите карточки. Придумайте короткий рассказ, связывающий эти слова (5 - 6 предложений).
* Снова возьмите карточки и проверьте правильность написания каждого слова. Если нужно, внесите исправления.
* Через несколько дней нарисуйте общую картинку, содержащую образы всех 9 слов. Сохраните ее для дальнейшей работы.
* Проделайте подобные упражнения с новой группой слов. По возможности включите слова, которых нет в нашем словаре. Пользуясь идеей создания образов, нарисуйте собственные картинки.
* После того как итоговых картинок накопится 5 - 6, проведите словарный диктант (желательно через 2 - 3 недели после первоначального запоминания слов).
Родителям объясняется, что если они сделают предлагаемую нами серию упражнений 7 - 8 раз, то ребенок будет стараться мысленно проделывать подобную стратегию с любыми трудными словами. Кроме того, пока ребенок осуществляет контроль написанных слов (сличая написанное с тем, что изображено на карточках), его процедура проверки написанного станет автоматической и распространится на другие учебные ситуации (например, при написании школьного диктанта или сочинения). Таким образом, дети привыкнут скрупулезно выделять в словах фрагменты, требующие особой орфографической зоркости, каждый раз тщательно проверяя написанное; разовьют самоконтроль.
Невнимательность, которая часто проявляется у учеников при проверке написанного, чаще всего связана с тем, что дети не знают, куда смотреть. Они просто "скользят" взглядом по предложениям и сравнивают написанное с внутренним речевым проговариванием, что почти всегда приводит к появлению ошибок, так как произношение слова и его написание различны.
Обучение будет еще более эффективным, если соединить успехи, достигнутые в написании слов, с техникой чтения.
Учителя и родители часто не задумываются над тем, почему чтение не всегда развивает грамотность. Не все дети, которые много читают, становятся грамотнее.
Для развития орфографически-грамотного чтения (термин введён автором) при чтении любимой книги полезно вместе с ребенком сделать следующее:
* После прочтения каждого предложения делать паузу и выделять слова, которые являются незнакомыми с точки зрения их написания.
* Представить буквенный образ слова. Мысленно выделить цветом наиболее важные фрагменты с точки зрения правильно написания.
* Мысленно вписать предметный образ в тот фрагмент, который необходимо помнить при написании (как в нашем словаре).

Если подобное упражнение проделать 10 - 12 раз по 20 - 30 минут с интервалом 3 - 4 дня, произойдет обобщение данного способа, и ребенок начнет при спонтанном чтении запоминать написание многих незнакомых слов.
Во многих случаях, когда родители обращаются к учителю за помощью в улучшении грамотности собственных детей, педагогу трудно бывает оказать эту помощь, так как в большинстве случаев требуется много времени не только для изучения и применения правил, но и для простого запоминания огромного количества слов. И наоборот, дети, которые имеют так называемую "врожденную грамотность", чаще всего на раннем этапе обучения уже развили эффективные стратегии запоминания, написания, проверки и чтения.
Мы надеемся, что данная статья поможет учителям осознать принципы личностно-ориентированного образования и возможности конструирования авторских личностно-ориентированных технологий.






ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign