LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

3-й рабочий: Был в ту пору мастер Прокопьич, а у него в подмастерье был Данила. Услыхал он от других мастеров о каменном цветке и лишился покоя, ходит как не свой.
Сцена из сказа "Каменный цветок". Показывают мальчики 8"а" класса.
По лесу идет Данила со свечой, ищет каменный цветок.
Хозяйка: Не потерял ли что, Данилушка?
Данила: Потерять не потерял, а найти не могу. Слыхал я про каменный цветок.
Хозяйка: Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.
Данила: А где же мне его отыскать?
Хозяйка: Много знать хочешь, Данилушка.
Данила: А может, мне покажешь? Уж больно посмотреть хочется.
Хозяйка: Показать-то просто, да потом жалеть будешь! Все потом в гору возвращаются. Ну, раз не боишься - смотри.
Показывает каменный цветок, Данила сел рядом, смотрит, глаз отвести не может.
Хозяйка: Данила-мастер, что голову повесил? Оставайся, смотри, сколько красивых камней в моей пещере.
Данила: Не могу, ждет меня моя невеста Катерина дома.
Хозяйка: Что ж, возвращайся в свою деревню, а за верность твою Катерине я дарю тебе каменный цветок.
4-й рабочий: А были среди умельцев старатели невсамделишные. Вон Ванька Сочень смолоду около господ терся. Все хотел чем ни на есть себя показать, выслужиться, значит: "Не я, - говорит, - буду, коли богатства не возьму".
Сценка из сказа "Сочневы камешки". Показывают мальчики из цеха слесарей.
Пошел Ванька утром на рудник, оглянулся, а она "сама" чуть не рядом сидит. По платью-то малахитовому Ванька сразу признал ее. У Ваньки руки-ноги отнялись и язык сразу - все вместе.
Иван: Как же, как же. Дыр-гыр-быр. Свят, свят, рассыпься.
Хозяйка: Да ты не бойся! Скажи-ка лучше, что тут тебе надо?
Иван (знай, бормочет): Как же, как же. Дыр-гыр-быр. Камешков поискать пришел. Старатель я.
Хозяйка (нахмурилась): Вижу, какой ты старатель. А камней я тебе дам.
Иван: Я завсегда по совести.
Хозяйка: Вот по совести и получишь. Только, чур, уговор. Никому те камни не продавай. Снеси их приказчику, а он тебя еще и наградит из казны своей, всю жизнь будешь доволен.
Автор: Ванька - к приказчику и сказал, что Хозяйка обещала ему награду из его собственной казны.
Приказчик (слушал, слушал): Награду, говоришь, сулила?
Иван: Сулила.
Приказчик: Получай тогда (бьет его по плечу). Это тебе задаток, а награду завтра получишь.
Автор: И верно. Отсыпали Сочню на другой день, что на своих ногах донести не смог - на рогоже в лазарет стащили. Насмеялась, видно, над ним Хозяйка.
5-й рабочий: Да уж, вот она какая, худому с ней встретиться - горе, не давала своих мастеров в обиду. Был в Полевой приказчик Северьян Кондратьевич, ох и лютой, ох и лютой! Зверь!
Сцена из сказа "Приказчиковы подошвы". Показывают ученики 7"а" класса.
Хозяин: Сократи, сделай милость, тамошний народ. Ежели и убьешь кого, на суд тебя никто не потянет. Лишь бы народ потише стал, а то вон что вытворять придумал.
Автор: В Медну гору пока не ходил. Знал, что у горы есть хозяйка и не любит, когда над работным народом под землей измываются.
Приказчик: Собирайся, робята, в гору пойдем. Народ распустился, плохо работает.
Автор: И стал Северьян со своими помощниками работный люд избивать. И упредила его Хозяйка.
Хозяйка: Гляди, Северьянка, как бы подошвы деткам своим на помин не оставить!
Приказчик (схватился): Кто сказал?
Автор: Повернулся приказчик на голос, да и повалился, чуть ноги не переломал. Ноги приросли к земле. Сразу смекитил: сама Хозяйка пригрозила. Притих приказчик, не стал в гору лазать. А гложет его тоска, что не может верховодить в горе. Вот приказчик и говорит своей ораве.
Приказчик: Что-то мы давненько в горе не были. Надо там за порядком доглядеть.
Автор: Спустились в гору. И такая на приказчика злость накатила, как еще не бывало. Всех мутит.
Хозяйка: Упреждала тебя, Северьянка. Пожалей своих малолеток. Подошвы им только оставишь!
Автор: И появилась перед приказчиком сама Хозяйка и так себе легонько пошла.
Приказчик: Стой!
Автор: Бегом за ней, и догнать не может, плетью ей грозит, кричит. Слуг своих зовет.
Приказчик: Ты, девка, меня пугать!
Хозяйка: Ты глотку-то не надрывай. Твоим слугам тут хода нет, их в живых сейчас многих не будет.
Автор: И легонько этак рукой помахала. Как обвал сзади послышался. Оглянулся приказчик, а за ним стена. Повела рукой, и приказчик по самую макушку зеленью зарос. Как глыба большая на его месте стала. А Хозяйка как растаяла. Когда завал раскопали, то приказчика не нашли, а нашли большую глыбу малахита, с одной стороны шлифованную. Стали ее хорошенько разглядывать, да и увидели посредине шлифованного места две подошвы сапожные. Так от приказчика одни подошвы и остались. А Хозяйка всегда за работный люд была.
6-й рабочий: А вот еще говорят: давным-давно тагильский мастер Евлаха изготовил самой царице на юбилей из малахита покрышки для альбома невиданной красоты.
Отрывок из сказа "Железновы покрышки". Показывают мальчики из группы "Автодело".
Автор: Было это давным-давно. Однажды к царю в гости французское начальство приехало, а вместе с ними приехал мастер по брильянтовой плавке. Гостям показали поделки в царском дворе. И уж больно понравился этому мастеру альбом из малахитового камня. Подивился мастер красоте и захотелось этому французскому мастеру встретиться с нашим мастером. Через доверенного узнал имя мастера, где живет, купил билет и поехал. Такой мастер в Пеньково живет. Вот дошел француз до Пенькова. Видит, улицы не из тех, где дома добротные стоят. Посомневался, спрашивает, где, мол, такой мастер живет. А детвора наперебой избушку Евлампия показывает. Заглянул француз через ограду. Видит: старик сидит и что-то вырезает, а рядом станок, молотая зеленая руда, шлак и прочее. Постучался француз.
Француз: Дозвольте спросить, можно ли видеть господина мастера-фляка, который изделия из малахита делает?
Мастер: Гляди, коли надобность имеется. Я вот и есть мастер по малахиту. На весь завод один остался. Старики давно поумирали, а молодежь еще не доросла. Только меня не Фляком зовут, а попросту - Евлампий Петрович.
Француз: Извините, не знал. Я вот тоже мастер по брильянтову делу. Есть желание побеседовать с Вами.
Мастер: Милости просим, коли с добрым словом, а ежели с худым, так ворота у меня не заперты, выйти свободно можно.
Француз: Хочу посмотреть Вашу мастерскую. Как можно красивую вещь делать?
Мастер: Вот, погляди, барин, что из этой грязи делаю. Составы разные бывают. Иное спекаешь, иное свариваешь, а которое и просто смешать можно.
Француз: А каким инструментом работаешь?
Мастер: Инструмент известный - руки.
Француз: Волшебный руки, Ефляк Петрош! Волшебный руки!
Мастер: Волшебства здесь нет.
Француз: Плачу тысячу, Ефляк Петрош, если по совести расскажешь. А если покажешь натурально, еще столько доплачиваю.
Мастер (внимательно посмотрел на гостя): Хороший государь был! Не чета прочим, а только он не учил, чтоб мы нутром своим торговали. Бери-ка, барин, свои деньги да ступай, откуда пришел.
Француз: Эх, ты, белошляпый, а еще мастером называешься!
Мастер: Да никогда этого не будет! Нам самим этот камешек пригодится. Мы еще такую красоту сделаем, что со всего света съезжаться будут, чтобы хоть глазком поглядеть. И будет энто наша работа! Вот такими же руками делана. Рабочие руки все могут.
Автор: И ушел заграничный мастер ни с чем.
Ведущая: Другую группу Бажовских сказов обычно называют "старательными". Они о горняцком счастье и тоже о поиске. В этом цикле сказов в Центре уже не Малахитница, а иные фантастические существа, всем хорошо знакомые с детства. Помните: козлик "Серебряное копытце"?
Сценку из сказа "Серебряное копытце" показывают девочки из цеха швей.
Хозяйка Медной горы: Сказы Бажова населены вовсе не сказочными героями, а людьми самыми обыкновенными. Это те незаметные труженики, отмеченные печатью знаменитого русского таланта, который творит не ради почестей и славы. Именно поэтому сказы, созданные умным и человечным писателем Павлом Петровичем Бажовым, никогда не стареют. Они славят вечное и юное в душе народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.
3. Айхорн А. Трудный подросток. - М., 2001.
4. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. - М., 1991.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 1990.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. - М.: Наука, 1977.
7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии. -Воронеж: НПО "Модек", 1996.
8. Асмолов А.Г. Содействие ребенку - развитие личности // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. -Вып. 6.
9. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии, 1995. № 3.
10. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. - М.: Наука, 1986.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994.
12. Белкин А.С. Проблема раннего предупреждения отношений в нравственном развитии и поведении школьников // Советская педагогика. - 1981. - № 3.
13. Белозорова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. - Киров, 1994.
14. Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России. - М., 1995.
15. Беляева Л.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление. - М., 1996.
16. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.
17. Бернс Р. Развитие "Я"-концепции и воспитание. - М., 1986.
18. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. - Бийск: НИЦ ВиГПИ, 1995.
19. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении (опыт комплексного анализа). - Хабаровск: ДВАГС, 2002.
20. Бестужев-Лада И.В. Педагогический потенциал культурологии. Материалы "круглого стола" "Культура, культурология и образование" // Вопросы философии, - 1997. - № 2.
21. Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: Работник просвещения, 1930.
22. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика, - 1990. - № 12.
23. Бондарева Г.Г. Подготовка студентов пединститута к работе по предупреждению педагогической запущенности учащихся // Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. - М., 1978.
24. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. - М., 2002.
25. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001.
26. Воспитать человека / Сотавители В.А. Березина, Л.И. Виноградова. - М., 2002.
27. Вострокнутов Н.В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1996.
28. Газман О.С. От авторитарного общения к педагогике свободы // Новые ценности образования. - М., 1995.
29. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1995.
30. Григорова В.К., Печенюк А.М. Педагогический отряд и методика коллективного творческого воспитания как основа его деятельности. - М., 1988.
31. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск, 2002.
32. Гусинский Э.Н. Образование личности. - СПб.: Интерпракс, 1994.
33. Декларация Прав Ребенка. Конвенция о правах ребенка // Международная защита прав и свобод человека: сборник декретов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 387-388.
34. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция / Ред.-сост. В.А.Иванников и др. - М., 1992.
35. Дети с отклонениями в поведении. - М.: ЦСПО РСФСР, 1968.
36. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1981.
37. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. - М., 2002.
38. Закон Российской Федерации об образовании. - М., 1992. - Раздел 1, ст. 5, 12.
39. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.
40. Инновации в Российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. - М.: Изд-во МГУП, 2000.
41. Караковский В.А. Воспитай гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1988.
42. Караковский В.А. Стать человеком.- М., 1993.
43. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996.
44. Князева С.П., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. - 1997. - № 3.
45. Коммунарская педагогика: уроки и возможности. - Ульяновск, 1998.
46. Корчак Я. Как любить детей. - М., 1968.
47. Криминальная психология (библиографический указатель). - Рязань, 1996.
48. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск, 1997.
49. Макаренко А.С. Сочинения в 7-ми томах. - М., 1959-1960.
50. Молодежный потенциал региона: опыт социологического анализа. - Хабаровск: ДВАГС, 2001.
51. Наркомания: ситуация, опыт, профилактика. - М., 2000.
52. Наш проблемный подросток. - М., 2002.
53. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М., 1999.
54. Обухов В.М. Основные критерии отклонения в нравственном развитии подростков // Психологическое изучение трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1973.
55. Овчарова Р.В. Реабилитационное пространство для подростка с девиантным поведением // Дети и насилие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М. - СПб. - Екатеринбург, 1996.
56. Организация и содержание психосоциальной работы в учреждениях социального обслуживания детей и молодежи. - М., 2002.
57. Петрынин А.Г. Создание воспитывающей среды - условие педагогической реабилитации дезадаптированных детей // Дети и насилие. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М. - СПб., 2-8 октября 1994. - Екатеринбург, 1996.
58. Петрынин А.Г. Центр педагогической реабилитации: управление в период запуска // Управление в образовании: теория, практика, перспективы. Межвузовский сборник научных статей. - Хабаровск: ХГПУ, 1996.
59. Петрынин А.Г. Центр педагогической реабилитации: эксперимент или право на риск? // Здравый смысл и достоинство в школе: современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Изд-во "Генезис", 1998.
60. Петрынин А.Г. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением средствами дополнительного образования // Дополнительное образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции ХК ИППК ПК. - Хабаровск: Изд-во "Графика", 1999.
61. Петрынин А.Г. Концептуальные подходы к коррекции девиантного поведения несовершеннолетних в Центре педагогической реабилитации детей // Гуманистическая педагогика: социально-психологическая адаптация детей в условиях образовательного учреждения. Материалы Всероссийского совещания-семинара 15-19 марта 1999 г. - Хабаровск: Изд-во "Графика", 1999.
62. Печенюк А.М. Теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. - Хабаровск, 2000.
63. Печенюк А.М., Вязникова Л.Ф., Машовец С.П. Гуманистические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. - Хабаровск, 1999.
64. Печенюк А.М., Григорова В.К. Заповеди перевоспитания. - Хабаровск, 1994.
65. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников. - М., 2003.
66. Посвалюк Н.Э., Меньшиков А.Б., Петрынин А.Г., Меньшикова М.Б. Клинические проявления поражений нервной системы у детей и подростков - потребителей различных токсических веществ // Актуальные вопросы неврологии. Сборник к научных трудов, посвященный 70-летнему юбилею кафедры неврологии Новокузнецкого ГИДУВа. - Новокузнецк, 1997.
67. Посвалюк Н.Э., Сухомлинова О.Е., Петрынин А.Г., Агеева Г.Н. Наркомания как проявление социально-экологической агрессии: проблема защиты и реабилитации подростков // Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. Материалы IV Международного конгресса. - СПб.: Изд-во Регионального отделения Российского фонда "Здоровье человека", 1998.
68. Программа развития Хабаровского края через образование и культуру. - Хабаровск, 1995.
69. Раевская З.А. Предупреждение отклонений в нравственном поведении детей и подростков. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1984.
70. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. О.В.Баженовой. - М., 1987.
71. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. - М., 1999.
72. Ренкер К. Основы реабилитации. Научный обзор. - № 3: Перевод с немецкого. - М., 1980.
73. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс; Универс, 1994.
74. Рябкова Н.Г. Противоречия гуманистического воспитания в современной школе как педагогическая проблема. Дисс. ... д-ра пед. наук. - Хабаровск, 1998.
75. Семенов В.Д. Метод перевоспитания // Проблемы коллективного воспитания. - М.: УСПО РСФСР, 1968.
76. Смирнова Е.С., Тимошенко И.В. Школа профилактики ВИЧ-инфкции и СПИДа. - Минск, 2000.
77. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 2001.
78. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. - М., 2001.
79. Степашко Л.А. Революция. Педагогика. Социализм. - Хабаровск, 1993.
80. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие. - М., 1999.
81. Стурова М.П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1991.
82. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1973.
83. Тальберг Д.И. Исправительные колонии и приюты в России. - СПб., 1882.
84. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений. - М., 1950. - Т. 8. - С. 22.
85. Шацкий С.Т. Пед. соч. - М., 1964. - Т. 2.
86. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми "группы риска". - М., 2001.
87. Юмашев Г.С., Ренкер К. Основы реабилитации. - М.: Медицина, 1977.
88. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект. - М., 1996.
89. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. - М., 1997.
90. Яссман Л.В. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. - Комсомольск-на-Амуре, 1996.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение..................................................................
3

I.
Гуманистически-ориентированный процесс воспитания детей с девиантным поведением: философский аспект...

6
Вопросы и задания для самостоятельной работы..............
30

II.
Причины девиантного поведения подростков:
психологические концепции.......................................

31
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..............
43

III.
Педагогические традиции в профилактике
и преодолении девиантного поведения подростков.........

45
Вопросы и задания для самостоятельной работы ...............
63

IV.
Трудновоспитуемость как проблема социальной
педагогики...............................................................

64
Вопросы и задания для самостоятельной работы...............
101

V.
Педагогическое наследие А.С. Макаренко и развитие его идей в процессе воспитания подростков с девиантным поведением..............................................................


89
Вопросы и задания для самостоятельной работы...............
101

VI.
Методика коллективной творческой деятельности как действенный фактор в работе с детьми........................

102
Вопросы и задания для самостоятельной работы ...............
128
VII.
Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции как воспитательная система для
профилактики и преодоления девиантного поведения подростков ..............................................................



129
Вопросы и задания для самостоятельной работы...............
159


Заключение..............................................................
160


Тематика рефератов..................................................
161


Приложения..................................................................
163


Литература............................................................
229
Для заметок

Для заметок


































Учебное издание

Петрынин Александр Геннадьевич
Григорова Владилена Константиновна

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

Редактор Н.П. Индыченко
Набор О.Н. Хавиль
Верстка Е.И. Павлоцкая
_____________________________________________


Лицензия серия ЛР № 021321 от 14.01.99
Подписано в печать 24.11.04. Формат 60х84/16. Объем 14,0 п.л.
Печать офсетная. Бумага писчая.
Тираж 1000 экз.
Издательство Академии повышения квалификации
и переподготовки работников образования
125212, Москва, Головинское шоссе, д.8, корп.2.
??

??

??

??

14


2



<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign