LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ "ЭВРИКА"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ г. ХАБАРОВСКА






Е.В. ПЕТЛЕВАННАЯ


Использование математических знаний при обучении швейному делу
учащихся с девиантно-криминальным
поведением


Спецкурс для мастеров производственного обучения






Хабаровск
2005
УДК 316+37
ББК 60.56+74.58

Печатается по заказу Министерства образования и науки РФ и Автономной некоммерческой образовательной организации Институт образовательной политики "Эврика" в рамках реализации Федеральной Программы развития образования

Петлеванная Е.В. Использование математических знаний при обучении столярному делу учащихся с девиантно-криминальным поведением. Спецкурс для мастеров производственного обучения. - Хабаровск: ХГПУ, 2005. - 32 с.

Рецензенты:
О.Н. Усанова, доктор психологических наук, профессор, ректор Института психологии и педагогики (г. Москва);
Н.Н. Лютикова, проректор по учебно-методической работе Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Автор:
Е.В. Петлеванная, учитель математики высшей категории Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска

В данной работе приведены математические термины, расчеты и геометрические построения, необходимые для развития профессионального мастерства учащихся с девиантно-криминальным поведением при овладении швейным делом.
Автор адресует свой труд учителям и мастерам производственного обучения - реабилитологам, студентам педагогических вузов и колледжей - всем тем, кто непосредственно занимается проблемами трудного детства.

ББК 60.56+74.58






(c) Петлеванная Е.В., 2005
(c) Минобрнауки Российской Федерации, 2005
(c) АНОО ИОП "Эврика", 2005
(c) МОУ Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции г. Хабаровска, 2005


Введение

"Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный
объём сведений, но должно разжечь в нём жажду серьёзного труда, без которой
жизнь его не может быть
ни достойною, ни счастливою ".

(К.Д.Ушинский)

Цель данного спецкурса - способствовать разрешению противоречия между желанием подростков с девиантно-криминальным поведением овладеть профессией "Портной лёгкой женской одежды" и низким уровнем вычислительных навыков, неумением применять математические знания на уроках трудового обучения. Зачастую подростки затрудняются производить действия с десятичными и обыкновенными дробями, находить значение алгебраических выражений, переводить результаты измерения из более крупных единиц в мелкие, выполнять геометрические построения...
И наша задача - помочь учащимся поверить в свои силы, ликвидировать пробелы в знаниях, научиться на практике применять полученные знания. Ведь швее приходится выполнять целый ряд различных операций, непосредственно опирающихся на математические знания: антропометрические измерения, запись измерений в виде десятичных дробей, расчёты по формулам, построение чертежей и т.д.
Теоретические задания, подобранные по различным темам программы "Портной лёгкой женской одежды", помогут мастеру творчески разнообразить методы производственного обучения, а учащимся - развивать свое профессиональное мастерство.
В данном пособии дан образец решения таких заданий и разработаны задачи для самостоятельного решения.
Для большей наглядности и облегчения усвоения материала приводится большое количество рисунков, иллюстрирующих поставленные задачи.
Приведенные термины и расчеты целесообразно использовать на уроках математики, на занятиях профессионального обучения, на интегрированных уроках.
Совместные действия учителя математики и мастера помогут учащимся успешнее овладеть профессией.







Параграф 1. Математические термины
1.1.Метрические меры.
Единица измерения
Сокращенное обозначение
Соотношение единиц измерения
Меры длины
Сантиметр
см
10 мм
Дециметр
дм
10 см = 100 мм
Метр
м
100 см = 1000 мм
Километр
км
1000 м
Меры поверхности
Квадратный миллиметр
мм 2
0,01 см2
Квадратный сантиметр
см2
100 мм2
Квадратный дециметр
дм?
100 см2
Квадратный метр
м2
10000 см2
Меры объема
Кубический миллиметр
мм3
0,001 см3
Кубический сантиметр
см3
1000 мм3
Кубический дециметр
дм3
1000 см3

1.2. Некоторые математические обозначения
Знак
Что означает
Пример
?
Треугольник
? АВС
?
Угол
?АОВ
E
Дуга
E АВ
||
Параллельно
а uu в
^
Перпендикулярно
а ^ в
60°
Градус
? АОВ = 60°
tg a
Тангенс
tg a
»
Примерно, около
» 45 мм
±
Плюс или минус
30 ± 0,01
O
Корень квадратный
O 25 = 5, т.к. 5?5 = 25
3/7
Обыкновенная дробь
три седьмых
6,25
Десятичная дробь
шесть целых двадцать пять сотых
%
Проценты
11%
R
Радиус
R = 3 мм
d
Диаметр
d = 6 мм
S
Площадь
S = 37 мм2
Р
Периметр
Р = 23 мм
V
Объем
V = 154 мм3
p
Отношение длины окружности к диаметру
p»3,14


1.3. Геометрические определения.
1. Отрезок - часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными ее точками.


Рис.1 Точки А и В - концы отрезка АВ

2. Угол - геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.




Рис.2





Прямой угол Острый угол Тупой угол Развернутый угол
90? меньше 90? больше 90? 180 ?
Рис.3
Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой угла.



Рис.4.
3. Треугольник - фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки.




Рис.5
Отрезки АВ, ВС, АС - стороны. Точки А, В, С - вершины.
? А + ? В + ? С = 180?
Прямоугольным называется треугольник, у которого один угол прямой.

? АВС - прямоугольный, т.к. ? С = 90?

АВ - гипотенуза - сторона, лежащая против прямого угла
ВС и АС катеты - стороны, лежащие против острых углов

Рис.6
с2 = а 2+ в2 теорема Пифагора

tg А = tg B =

Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны.
АВ = ВС - боковые стороны
АС - основание
? А = ? С - углы при основании.



Рис.7.
Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним.

АВ = ВС =АС ? А = ? В =? С = 60?
Рис. 8.


Рис.74. Прямоугольник - это параллелограмм, у которого все углы
прямые. ? А = ? В = ?С = ?Д = 90?
Периметр Р = ( а + в) •2
Площадь S = а • в


Рис.9.
5.Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны
АВ = ВС = СД = АД
? А = ? В = ? С = ? Д = 90?




Рис.10.

6. Ромб - это параллелограмм, у которого все стороны равны.
АВ = ВС = СД = АД
АС ^ ВД АС и ВД - диагонали ромба.





Рис.11.
7. Трапеция - четырехугольник, у которого две стороны
параллельны, а две другие стороны не параллельны.
ВС¦ АД ВС и АД - основания
АВ и СД - боковые стороны.



Рис.12.

8.Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
а


Рис.13.
9. Перпендикулярные прямые - это две пересекающиеся
прямые, которые образуют четыре прямых угла.
а^в



Рис.14.
10. Окружность - геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
Точка О - центр. R -радиус окружности - отрезок, соединяющий центр с точкой окружности.
Хорда - отрезок, соединяющий две точки на окружности
МВ - хорда.

Рис.15. .

D = 2 •R D - диаметр окружности - хорда, проходящая через
С = 2 ? R центр окружности.
С = ? D С - длина окружности
Любые две точки окружности делят ее на две части. Каждая из этих частей называется дугой окружности. EALB и EАМВ
11.Кругом называется часть плоскости, ограниченная окружностью.
S = ? R 2 - площадь круга



Рис.16.

Рис. 16.
12. Круговым сектором называется часть круга,
ограниченная дугой и двумя радиусами, соединяющими концы дуги с центром круга.
? R 2
360?
? -градусная мера дуги


Рис.17.

13.Кольцо -часть круга, заключенная между двумя окружностями с общим центром.




Рис.18.

14.Две плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.

? ¦ ?

Рис.19.
15.Две пересекающиеся плоскости называются перпендикулярными, если они образуют четыре .прямых угла.

? ^ ?




Рис.20.
16.Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
Круги называются основаниями, а отрезки - образующими цилиндра.
S бок =2 ? R H
V = ? R2H Sn = 2 ? RH + 2 ? R2
Рис. 21.

Радиусом цилиндра называется радиус его основания ОА = R - радиус.
Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями оснований ОО1 - высота.
17. Конусом называется тело, которое состоит из круга -основания конуса, точки, не лежащей в плоскости этого круга ,- вершины конуса и всех отрезков, соединяющих вершину конуса с точками основания.
S бок = ? RL Sn = ? RL • ( R+L)
V = 1 ? R 2H
3
L - образующая
Высотой конуса называется перпендикуляр, опущенный из его вершины на плоскость основания. SO - высота
Осью прямого конуса называется прямая, содержащая его высоту.
Рис.22
18.Усечённый конус.


Рис. 23

Возьмём произвольный конус и проведём секущую плоскость, перпендикулярно к его оси. Эта плоскость пересекается с конусом по кругу и разбивает конус на две части. Одна из частей представляет собой конус, а другая называется усечённым конусом.
Основание исходного конуса ми круг, полученный в сечении этого конуса плоскостью, называются основаниями усечённого конуса, а отрезок, соединяющий их центры, - высотой усечённого конуса.
20. Призмой называется многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, совмещаемых параллельными переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих многоугольников.


Рис.24.
Многоугольники называются основаниями призмы, а отрезки, соединяющие соответствующие вершины, - боковыми ребрами призмы.


Параграф 2.
Практикум.

Тема
Математический материал
Измерения тела человека.
Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичной дроби.
Прибавки.
Чтение десятичных дробей, сравнение их.
Расчёт построения чертежа.
Действия с десятичными дробями,
округление десятичных дробей. Порядок выполнения действий.
Построение чертежа.
Прямой угол, биссектриса угла.
Усечённый конус, его развёртка.
Прямая пропорциональность.
Пропорции тела человека.
Пропорция, действия с десятичными дробями.
Графическое решение эскизов моделей.
Вертикальная линия, ось симметрии, действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Геометрические свойства тканей.
Толщина, ширина, длина, плотность.
Производительность труда.
Действия с десятичными дробями, округление чисел.

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign