LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• групповое общение;
ния особого типа урока, посвященного закреплению
* общение в парах сменного состава.
знаний, отработке в специальных упражнениях уме-
Применение этих четырех структур общения в учеб- ний и навыков.
ном процессе дает четыре формы организации процес- Отдельные уроки посвящаются обобщающему по-
са обучения: вторению.
• индивидуальная; Наконец, урок может быть посвящен контрольной ра-
* парная; боте. Изучение нового материала, его повторение - все
• групповая; это предполагает всеобщую объективную проверку со-
• коллективная. стояния знаний детей. Высшей формой заключительной
проверки знаний является экзамен. Но и в ходе учебно-
Эти четыре формы организации лежат в основе любого
го процесса возникает необходимость контрольных, ди-
обучения. Поэтому мы их называем основными, или ба-
агностических проверок.
зовыми. Они - формы осуществления процесса обуче-
Школьная лекция представляет собой модификацию
ния. Содержание обучения (образования) становится до-
урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учеб-
стоянием сознания и деятельностью учащихся любого
ного материала распределяется на два учебных часа, чем
возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и
обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве
технические средства могут их совершенствовать и до-
всех ее компонентов.
полнять, но при этом основа сохраняется.
Самостоятельная домашняя работа как форма
В практике обучения на протяжении ряда столетий ис- обучения имеет целью закрепление полученных на уроке
пользовались не четыре, а лишь три организационные знаний, умений, навыков, а также способствует эффек-
формы обучения: групповая, парная и индивидуальная. тивному усвоению материала.
Это традиционные формы. К ним все привыкли, они дав- В ряду ведущих форм - школьный семинар. Он поз-
но освоены учителями, признаны официальной педагоги- воляет включить весь коллектив класса в активную само-
кой и органами управления образованием во всех странах стоятельную, под руководством учителя, проработку ма-
мира. Только четвертая структура - общение в парах смен- териала. Учащиеся излагают свои точки зрения, задают


75. Учение Л. С. Выготского 76. Виды и функции контроля
о «зоне ближайшего развития» Принципы контроля:
Л. С. Выготский выделяет три основные группы теорий • объективность (научность, обоснованность содержа-
соотношения обучения и развития. ния заданий, вопросов; равное отношение педагога ко
Согласно первой группе теорий детское развитие не- всем обучаемым, адекватность критериев оценивания);
зависимо от обучения. Обучение и развитие - два не зави- * систематичность - на всех стадиях дидактического
сящих друг от друга процесса. Обучение - «чисто внешний процесса (от восприятия до практического применения
процесс», развитие - внутренний. Циклы развития пред- знаний), регулярность опросов, каждодневность;
шествуют циклам обучения, которое «плетется в хвосте» раз- • принцип наглядности (гласности) - оглашение и мо-
вития. Развитие всегда его опережает. «Обучение надстра- тивация оценок, составление планов ликвидации пробе-
ивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу». лов. Проведение контроля в той последовательности,
в которой проводится изучение материала.
Согласно второй группе теорий только в обучении
происходит развитие. Сторонникам такой теории не нуж- Примерные нормы оценки знаний
но терзаться сложной процедурой дифференциации про- Оценка знаний предполагает учет индивидуальных осо-
цессов «обучения» и «развития», которые порой трудно- бенностей учащихся, дифференцированный подход к орга-
различимы. Чтобы обеспечить высокий уровень развития низации работы в классе.
учащихся, достаточно хорошо наладить обучение. Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе;
Третья группа ученых пытается преодолеть крайности исправление ответов товарищей; умение использовать
первой и второй групп путем их простого совмещения. различные источники знаний - текст учебного пособия,
Развитие мыслится как процесс, не зависящий от обуче- рассказ учителя, наглядный материал, юридические до-
ния. В то же время обучение, в процессе которого ученик кументы и материалы, научно-популярную и художест-
приобретает новые привычки и формы поведения, мыс- венную литературу, кинофильмы и другую информацию,
лится тождественным с развитием. Образцом такой дуа- полученную на уроках по другим предметам; умение пра-
листической (двойственной) концепции является учение вильно анализировать явления окружающей жизни, при-
Коффки о психологическом развитии ребенка, согласно меняя полученные знания о нормах морали и права.
которому развитие происходит как взаимосвязанный дву- Оценка «пять» - материал усвоен в полном объеме; из-
сторонний процесс. С одной стороны, созревание, непо- ложение логично; основные умения сформированы и
средственно зависимое от хода развития нервной систе- устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явле-
мы, с другой - обучение, которое само, по известному ниями окружающей жизни.
определению Коффки, также есть процесс развития. «Четыре» - в усвоении материала незначительные про-
Развитие (созревание) подготавливает и делает возмож- белы, изложение недостаточно систематизированное;


39
вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на ного состава для массовой школьной практики и теории
вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обучения - на протяжении всего XX столетия была прин-
обсуждения. ципиально новой. Ее мы назвали «коллективная форма
К сопутствующим формам познавательной деятель- организации процесса обучения», противопоставляя ин-
ности относится экскурсия (в лес, музей, на выставку). дивидуальной и групповой формам.
Сопутствующая форма обучения - бригадно-лабора-
торное занятие. Его использование неразрывно связано
с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимо-
обучения. Класс разделяется на несколько (3-4) групп, кото-
рые получают задание для самостоятельного выполнения.
К сопутствующим формам также относится школь-
ная учебная конференция. Докладчики получают кон-
сультации у учителя по подбору литературы. Конференция
проводится в отведенное расписанием время, в течение
1 -2 учебных часов. Обсуждаются 3-7 докладов, последова-
тельно раскрывающих тему и не превышающих по времени
5-7 мин. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопро-
сы, высказывают критические суждения и дополнения.
К сопутствующим формам относится консультация,
которая помогает преодолеть трудности и препятствия
в освоении отдельных тем, разделов программы, а неко-
торым детям - оказывает поддержку в углубленном изуче-
нии предмета.
К вспомогательным формам обучения относятся
группы выравнивания и репетиторство. Целью этих
форм обучения является «подтягивание» учащихся до
уровня требований стандартной программы.
Факультативные занятия помогают восполнить,
расширить возможности учебного процесса в целях раз-
вития индивидуальности, «подстегивания» интересов де-
тей, выявления одаренности в той или иной области учеб-
ной деятельности.




отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и ным обучение, а обучение стимулирует и продвигает раз-
обобщениях имеются некоторые неточности. витие вперед.
«Три» - в усвоении материала имеются пробелы, он из- Новыми в третьей группе теорий, как отмечает
лагается несистематизированно; отдельные умения недо- Л. С. Выготский, являются три аспекта:
статочно сформированы; выводы и обобщения аргумен- 1) взаимосвязь обучения и развития;
тированы слабо, в них допускаются ошибки. 2) стимулирующее влияние обучения на развитие;
«Два» - основное содержание материала не усвоено, 3) определенный уровень развития открывает возмож-
выводов и обобщений нет. ность реализации того или иного обучения.
«Единица» - материал не усвоен, ответ по существу от- Л. С. Выготский исходит из своей культурно-истори-
сутствует. ческой концепции психического развития человека, счи-
Комплексная проверка - проверяет способность тая, что «всякая высшая психическая функция в развитии
учащихся применять знания и умения при изучении раз- ребенка появляется на сцене дважды: сперва - как дея-
личных учебных предметов. Такая проверка применяется тельность коллективная вместе с учителем, социальная,
еще сравнительно редко, но с внедрением интегративно- второй раз - как деятельность индивидуальная, как внут-
го курса ее значение будет возрастать. ренний способ мышления». Такова суть генетического за-
кона развития высших психических функций человека -
Главная ее функция - диагностирование качества реа-
фундаментальный закон развития человеческого сознания
лизации межпредметных связей.
и поведения.
До революции существовала шестибалльная система -
от 0 до 5. В1918 году «О» упразднили. Постепенно оценка Расхождения между уровнями решения задач, доступ-
«1»стала использоваться реже. ных под руководством, с помощью взрослых или товари-
С 50-х гг. меньше стала использоваться «2». Педагоги щей в коллективной деятельности и самостоятельно (без
пользуются «+» и «-» для каждой оценки - 5, 4, 3, 2 - посторонней помощи, вне коллектива), определяют зону
получается десятибалльная система. ближайшего развития.
Функции контроля: Правильная организация обучения должна по меньшей
мере учитывать не один, а два уровня: уровень актуаль-
* обучающая;
ного развития и зону ближайшего развития.
* развивающая;
* воспитывающая;
* побуждающая;
* контрольно-коррекционная.




40
t
78. Структура педагогических способностей
77. Педагогический процесс
Педагогические способности - это индивидуаль-
Педагогический (или учебно-воспитательный)
ные устойчивые свойства личности, состоящие в специ-
процесс - это процесс, в котором социальный опыт вос-
фической чувствительности к объекту, средствам, усло-
питателей переплавляется в качества личности воспи-
виям педагогического труда и созданию продуктивных
танников. Обеспечение единства обучения, воспитания и
моделей формирования искомых качеств личности вос-
развития на основе целостности составляет главную сущ-
питанника.
ность педагогического процесса.
Рассмотрим три этапа педагогического процесса. В педагогических способностях существует два взаи-
Подготовительный. На этом этапе создаются надле- мосвязанных уровня:
жащие условия для протекания процесса в заданном на- 1) рефлексивный (перцептивно-рефлексивные спо-
правлении и с заданной скоростью. Поставить правиль- собности обращены к объекту-субъекту педагогического
ную цель, определить задачи процесса невозможно без воздействия и обусловливают интенсивность формиро-
педагогической диагностики (от греч. dia - прозрачный вания чувственного опыта личности педагога);
и gnosis - знание). Это исследовательская процедура, 2) проективный (проективные педагогические спо-
главная цель которой получить ясное представление собности обращены к способам воздействия на объект-
о тех причинах, которые будут помогать или препятство- субъект - учащегося, на его потребность в развитии,
вать достижению намеченных результатов. самоутверждении, гражданском и профессиональном
становлении).
Основной. Включает в себя важные взаимосвязанные
элементы: постановку и разъяснение целей и задач пред- Рефлексивный уровень педагогических способно-
стоящей деятельности, взаимодействие педагога и уче- стей включает три вида чувствительности:
ника, использование намеченных методов, средств и форм 1) «чувство объекта» - особая чувствительность к тому,
педагогического процесса, создание благоприятных усло- какой отклик объекты реальной действительности находят
вий, применение мер стимулирования воспитанников. у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащих-
Значимую роль на этом этапе играют обратные связи, ся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями пе-
служащие основой для принятия оперативных управлен- дагогической системы и с тем, что им предъявляет в учебно-
ческих решений. воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта
Заключительный. Это этап анализа достигнутых ре- чувствительность связана с эмпатией, проявляющейся
зультатов. Растет только тот педагог, который извлекает в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении
пользу из допущенных ошибок. в психологию учащегося, и эмоциональной идентифика-
цией, которая предполагает активную целенаправлен-
ную совместную деятельность педагога с учащимися;

•%-


80. Стимулы воспитания
79. Цели, задачи, принципы
и методы воспитания Стимулы, применяемые педагогом, должны опираться
на деликатные «подталкивания» учащегося к выполнению
Цель воспитания подрастающих поколений является
определенных действий и исключать открытое «давле-
прерогативой государства, которое при широком участии
ние», грубое принуждение.
науки и общественности формирует ее как главный компо-
Опирайтесь на желание. Чего хочет учащийся -
нент своей педагогической политики. В педагогике разли-
главный вопрос для учителя. Вспомните о природосооб-
чают по временному основанию отдаленные, близкие,
разности! Задача педагога - сменить направленность це-
непосредственные цели, ближайшие, промежуточные,
леустремлений, если они не совпадают с педагогически-
перспективные, конечные. С содержательной стороны по-
ми целями.
добная классификация переносится на все направления.
Учитывайте интересы и склонности. Нет школьни-
В структуру цели воспитания входят задачи воспита-
ков, ничем не интересующихся: деньги, успех, красивая
ния. К задачам воспитания относятся: оснащение ребен-
жизнь; врожденная любознательность, природные склон-
ка широкими знаниями о мире, умениями взаимодей-
ности. Надо использовать эти побочные интересы как мощ-
ствия с миром, формирование у него ценностей и системы
ный стимул воспитания, учения и самосовершенствования.
ценностных отношений; формирование способности жить
Используйте намерения. Находите возможность
по социально-культурным нормам, вступать в социальные помочь школьникам в осуществлении их намерений.
отношения, формирование достойного образа жизни, Школьник, например, твердо решает изменить свое по-
жизненной позиции и способности регулировать содер- ведение под влиянием нахлынувшего чувства сострада-
жание своей жизни; подготовка человека к труду, жизни, ния к упрекам и слезам матери. Но обстоятельства силь-
к семейной жизни, к свободному досугу, творческому са- нее его, он не в состоянии выполнить задуманное. Ободрите
мовыражению. его, помогите, научите, как постепенно приблизиться к осу-
Помимо цели, педагог должен руководствоваться прин- ществлению его планов.
ципами воспитания. Поощряйте желание добиться признания. Всем
Методы воспитания - это педагогическая проекция людям свойственно желание быть признанным. Некото-
рые дети учатся не ради знаний, а ради признания. Не
объективных факторов социальной действительности,
следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает
обладающих формирующим влиянием на личность. Сис-
на учебный процесс благоприятное воздействие. Школь-
тема методов воспитания сложна, потому что цель воспи-
ник боится отвечать у доски - поупражняйтесь с ним у дос-
тания многопланова, многомерен человек, противоречи-
ки наедине. |
вы его взаимоотношения с миром.
Показывайте последствия совершаемых по- i
В педагогическом арсенале воздействия существует
ступ ков. Большинство детей не умеют ставить себя на I
три метода.
|

41
2) «чувство меры или такта» - чувствительность к мере
изменений, происходящих в личности и деятельности
учащегося под влиянием различных средств педагогиче-
ского воздействия и особенно системы воздействий са-
мого педагога, меры их вклада в искомый результат;
3) «чувство причастности» - чувствительность к досто-
инствам и недостаткам собственной деятельности лично-
сти, проявляемым во взаимоотношениях.
Уровень сформированное™ рефлексивных педагоги-
ческих способностей обеспечивает формирование педа-
гогической интуиции, которая, в свою очередь, может
быть как «хорошей», так и «плохой».
Формирование искомых способностей у учащихся пред-
полагает достаточно высокий уровень их сформированно-
сти у преподавателей. Способности эти следующие:
* гностические способности к исследованию объекта,
процессов и результатов собственной деятельности;
• способности к способам проектирования, отбору и
распределению заданий-задач в расчете на формирование
искомых качеств в личности ученика;
« конструктивные способности к способам композици-
онного построения занятий;
* коммуникативные способности;
• организаторские способности.




место другого человека, представлять себе его пережи- 1) Метод убеждения. Этот метод выступает в виде сле-
вания (побежал -упал - смех!). Не умеют они оценивать дующего: суждение педагога, аргументация педагога;
и последствия совершаемых поступков. мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном
Признание достоинстве, ЕСЛИ ЭТОГО требуют обстоя- отношении и самочувствии; сообщение об общеприня-
тельства, не останавливайтесь и перед лестью. Это вы- том в культуре; раскрытие внутреннего скрытого смысла
зовет у вашего ученика прилив новых сил. Особенно ос- происшедшего; диалог педагога с детьми; дискуссия; об-
терегайтесь придираться по мелочам. мен впечатлениями по восприятию художественного об-
Сделайте работу привлекательной. Кто скажет, что раза; COBGI, рекомендация педагога.
мытье грязной доски - интересная работа? А вот если ска- 2) Метод упражнения. Реализуется следующим обра-
зать: «ЕСЛИ будешь себя хорошо вести, то я позволю тебе зом: примером педагога; просьбой что-либо сделать,
вымыть доску». - то это будет восприниматься как награда. что-либо передать; показом-инструкцией, вплетенной
Говорите иногда «надо». Школьник должен испыты- в контекст совместной деятельности; специальным тре-
вать удовлетворение от того, что преодолевает трудности, нингом; игрой с этико-психологическими правилами; тра-
поступает, как подобает взрослому, мужественному челове- диционным оформлением некоторых правил поведения;
ку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано. приказом к действию (в особых случаях).
Обращайтесь к самолюбию. Нет на свете людей,
3) Метод педагогической оценки. Подразделяется на
которые согласны всю жизнь ходить в неудачниках, нор-
поощрение и наказание.
мальному человеку свойственно стремление улучшать
свое положение. Заставьте обучаемого произнести: «И я не
хуже других!»
Показывайте достижения. Представляйте обучае-
мому информацию о его прогрессе, причем в сравнении
с другими участниками процесса. Введите «Экран успевае-
мости» (из практики педагога Шаталова). Например,
контрольная в среду, оглашение результатов в четверг -
это нормально, а вот сообщать о результатах спустя ме-
сяц практически бесполезно.
Осторожно поддерживайте соперничество. Чело-
век - существо конкурирующее. Современная жизнь тре-
бует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками.



42
8 1 . Особенности воспитания в коллективе 82. Воспитание в игре. Воспитание в труде
Коллектив выступает как важная форма организации В самом младшем возрасте ребенок преимущественно
воспитания, как мощный педагогический инструмент. играет, его рабочие функции очень незначительны и не
Главным признаком коллектива является налажен- выходят за пределы самого простого самообслуживания:
ность, прочность и действенность деловых отношений и он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом,
ответственных зависимостей между учащимися. надевать штанишки. Но даже и в эту работу он еще вносит
Детально определил сущность коллектива выдаю- много игры. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра -
щийся педагог А. С. Макаренко. «Нельзя представить это огромное светлое окно, через которое в духовный
себе коллектив, - писал он, - если взять попросту мир ребенка вливается живительный поток представле-
сумму отдельных лиц. Коллектив - это социальный ний, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, за-
живой организм, который потому и организм, что он жигающая огонек пытливости и любознательности».
имеет органы, что там есть полномочия, ответствен- Особое место занимают игры, которые создаются са-
ность, соотношения частей, взаимозависимость, а если мими детьми, - их называют творческими, или сю-
ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто жетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроиз-
толпа или сборище». водят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
Воспитательные функции коллектива: деятельности взрослых. Подражание взрослым в игре
* организаторская, когда коллектив становится под- связано с работой воображения. Ребенок не копирует
линным субъектом воспитания и управления своей дея- действительность, он комбинирует разные впечатления
тельностью; жизни с личным опытом.
* нравственно-воспитательная и личностно-развиваю- Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети
щая, когда коллектив способствует формированию пра- впервые вступают в общение со сверстниками. Их объ-
вильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и куль- единяют единая цель, совместные усилия к ее достиже-
туры поведения учащихся; нию, общие интересы и переживания.
* стимулирующая, когда коллектив выступает как воз- В игре ребенок начинает чувствовать себя членом кол-
будитель активности и самодеятельности всех членов лектива, справедливо оценивать действия и поступки
в повышении содержательности и здоровой целенаправ- своих товарищей и свои собственные. Задача воспитате-
ленности своей жизни. ля состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играю-
щих на таких целях, которые вызывали бы общность
Признаки коллектива:
' общая социально значимая цель. Важно, какая это чувств и действий, способствовали установлению между
цель, на что она направлена. Цель коллектива обязатель- детьми отношений, основанных на дружбе, справедливо-
но совпадает с общественными целями, поддерживается сти, взаимной ответственности.
• # •

83. Эстетическое воспитание 84. Экологическое воспитание
Эстетическое воспитание - целенаправленное, систе- Основная цель экологического воспитания - научить
матическое воздействие на личность с целью ее эстети- ребенка развивать свои знания законов живой природы,
ческого развития, т. е. формирования творчески активной понимать сущность взаимоотношений живых организмов
личности, способной воспринимать и оценивать прекрас- с окружающей средой. Постепенно определяются обра-
ное в природе, труде, общественных отношениях с пози- зовательные и воспитательные задачи:
ций эстетического идеала, а также испытывать потреб- * углубить и расширить экологические знания;
ность в эстетической деятельности. • привить начальные экологические навыки и умения:
поведенческие, познавательные, преобразовательные;
Искусство - ядро и генеральное средство эстетическо-
го воспитания, которое, однако, ведется и с помощью ди- * развить познавательную, творческую, общественную
зайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и дру- активность школьников в ходе экологической деятельности;
гих форм деятельности, несущих в себе эстетическое • сформировать (воспитать) чувства бережного отно-
содержание. шения к природе.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный Зарождение современных тенденций экологического
подход к развитию личности, оно включает трудовое и образования и воспитания в начальной школе можно от-
нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы нести к началу 70-х гг., когда она переживала целый ряд
жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и серьезных преобразований, в частности введение в учеб-
тонкость чувств, характер избирательности и установки. ный план нового предмета «природоведение».
Например, та радость, которая охватывает человека Современные тенденции развития экологического обра-
при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордо- зования в практике показывают, что оптимальные возмож-
сти при совершении нравственного поступка. Напротив, ности для становления экологической культуры младших
отвращение и презрение вызывают не только безобраз- школьников представляет смешанная модель, при которой
ные поступки, но и их образное отражение в том или ином все учебные предметы сохраняют свои специфические
виде искусства. Воспитательная сила искусства и заклю- учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология
чается в том, что оно заставляет человека глубоко пере- моделей в русле экологизации прошла определенный путь
живать самые разнообразные чувства: восторга и него- становления: от однопредметной к смешанной. Однако по-
дования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, иск в этом направлении продолжается до сих пор.
любви и ненависти - и соответствующим образом отно- Экологическое образование с его направленностью на
ситься к подобным явлениям в реальной жизни. воспитание ответственного отношения к окружающей сре-
де должно явиться стержнем и обязательной составной
Велико воспитательное значение всех видов искусства
частью общеобразовательной подготовки учащихся.
в формировании основ патриотизма: дети проникаются


4 3
обществом и государством, не противоречит господствую-
Оптимальным периодом для самовоспитания является
щей идеологии, конституции, законам государства;
старший школьный возраст, когда у детей своего рода
• общая совместная деятельность для достижения по-
«предрасположенность к самовоспитанию». В этом воз-
ставленной цели;
расте перед ребенком встает ряд жизненно важных во-
• отношение общественной зависимости - единство
просов: «Кем быть?», «Куда пойти учиться?» и другие, про-
переживаний, связанных с достижением цели, и единство
исходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять
оценочных суждений (моральное единение);
себя, готов к самовоспитанию.
• общий выборный руководящий орган - демократи-
Психологический аспект деятельности педагога при
ческие отношения, прямое и открытое избрание органов
воспитании средствами труда состоит в воздействии лич-

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign