LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

воспитанию неодинаково. Здесь определяющую роль иг-
Дистервег (1790-1886) работал в сфере народной
рают конкретные ситуации и взаимоотношения воспита-
массовой школы. Основной педагогический труд - «Ру-
теля и воспитанника в этом процессе.
ководство к образованию немецких учителей». В нем
сформулированы два взаимосвязанных принципа обуче-
ния и воспитания - природоссобразность и культуросо-
образность.
Русский педагог В. Г. Белинский (1811-1848) опре-
делил гуманистические и демократические подходы к вос-
питанию и образованию.
Главный пункт педагогической концепции Л. Н. Толсто-
го (1828-1910) - идея «свободного воспитания». Он ут-
верждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие.
К. Д. Ушииский (1824-1871) - основатель научной
педагогики в России. Стержень его педагогической кон-
цепции - принцип народности, он может реализоваться
через приоритет родного языка как предмета школьного
образования. Не менее важное место он отводил идее
труда как ведущего фактора развития личности.
A. С. Макаренко (1888-1939) разработал стройную
педагогическую систему, методологической основой ко-
торой является педагогическая логика, трактующая педа-
гогику как «прежде всего практически целесообразную
науку». Основой методики системы воспитания является
идея воспитательного коллектива.
B. А. Сухомлинский (1918-1970) - приверженец гу-
манистического воспитания.




4. Младший школьный возраст - от 6-7 до 10-11 лет.
4) доступность обучения - определяется уровнем по-
5. Средний школьный возраст—от 10-11 до 15 лет.
знавательных возможностей обучаемых. Уровень обуче-
6. Старший школьный возраст - 15-17 лет.
ния должен быть ощутимо высок, но достижим;
Учет возрастных особенностей - один из основопола-
5) наглядность обучения - обеспечивается включени-
гающих педагогических принципов. Опираясь на него, пе-
ем в учебную деятельность различных видов восприятия
дагоги регламентируют учебную нагрузку, устанавливают
информации, памяти, типов мышления и т. п.;
основные объемы занятости различной деятельностью,
6) оптимальное сочетание словесных, наглядных, прак-
определяют нг,,^яее благоприятный для развития рас-
тических, репродуктивных и проблемных методов обуче-
порядок дня, режим труда и отдыха.
ния - зависит от условий обучения, уровня подготовки
обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;
7) рациональное сочетание фронтальных групповых и
индивидуальных форм обучения - достигается умелым
чередованием коллективной учебно-воспитательной ра-
боты (сразу со всей группой обучаемых) и непосред-
ственного воздействия на одного из обучаемых;
8) сознательность, активность, самостоятельность обуче-
ния - достигаются повышением ответственности обучае-
мых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью
в процессе познавательной, трудовой и игровой деятель-
ности;
9) прочность, осознанность и действенность знаний и
умений - обеспечиваются творческим отношением к учеб-
но-воспитательному процессу как со стороны преподава-
теля, так и со стороны обучаемых.




34
65. Образование как система. 66. Цели обучения и образования
Тенденции развития образования Разработка целей различной степени обобщенности и
реализация этих целей в образовательной практике -
Системообразующей (или смьюлообразующей) состав-
важная задача педагогики. В педагогической образова-
ляющей образовательной системы является цель обра-
тельной системе существует иерархия целей:
зования, т. е. ответ на вопрос, какого человека требует и
ожидает общество на данном этапе его исторического * цели образования в обществе, обусловленные со-
развития. В каждой стране, начиная с древних времен, циально-экономическим состоянием общества, его ду-
образование как система формировалось в соответствии ховной культурой, жизненными ценностями членов об-
с теми конкретными общественно-историческими усло- щества;
виями, которые характеризовали каждый конкретный * цели образования, реализуемые на различных этапах
временной период ее развития. Образование как система системы непрерывного образования;
может рассматриваться в трех измерениях: • цели образования, реализуемые в учебном процессе
конкретного образовательного учреждения;
* социальный масштаб (образование в мире, опреде-
ленной стране, городе и т. д.); • цели образования, реализуемые через учебный
* ступень образования (дошкольное, школьное, выс- предмет и деятельность учителя.
шее и т. д.); С другой стороны, разные цели образования пред-
полагают и существование разных систем обучения. Во-
* профиль образования - общее, специальное (мате-
обще, образование относительно стабильно только в сво-
матическое, гуманитарное, естественно-научное и т. д.),
их материальных объектах: учебных зданиях, пособиях,
профессиональное, дополнительное.
средствах обучения и т. д. В остальном же образование
Тенденции в образовании
есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь.
Первая тенденция - осознание каждого уровня об-
Его суть - в движении, взаимодействии, обмене, проти-
разования как органической составной части системы
воречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, катего-
непрерывного народного образования. Эта тенденция
рий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов по-
предполагает решение проблемы преемственности не
ведения и деятельности. Это движение образования,
только между школой и вузом, но и, учитывая задачу по-
связанное с движением, развитием общества, порождает
вышения профессиональной подготовки студентов, меж-
и новые цели образования.
ду вузом и будущей производственной деятельностью
студентов. Концепцию целей обучения предложил Э. Стоуне,
Вторая тенденция - индустриализация обучения, выделивший три уровня умений, которые связаны соот-
т. е. его компьютеризация и сопровождающая ее техно- ветственно стремя типами задач, для которых эти умения
логизация. предназначены. Между умениями разных уровней су-

« - •

67. Содержание и принципы 68. Государственный стандарт, учебный план,
непрерывного образования учебная программа и учебная литература
Уникальность социально-культурной, экономической Государственный образовательный стандарт -
ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что не- это уровень требований, который предъявляет государ-
обходимость преобразований в обществе ставит пробле- ство к образованию. Соблюдение госстандарта обяза-
му развития человека в ранг первостепенных задач. тельно для всех учебных заведений страны независимо от
Одним из способов решения данной задачи может вы- подчинения, типов и форм собственности. В стандарте
ступать реализация концепции непрерывного образова- выделяются два компонента - инвариантное (неизмен-
ния, в отличие от прерывного, имеющего свои опреде- ное) ядро образования, которое пересматривается и ме-
ленные временные рамки и конечный, достижимый няется достаточно редко, и вариативная часть - для быст-
результат. Практика показывает, что прерывные формы рого реагирования на запросы общества.
обучения не охватывают того большого круга задач, кото- Учебный план - это сертификат учебного заведения,
рые встают перед специалистами. который определяет:
Получение первоначального профессионального обра- • продолжительность учебного года, длительность чет-
зования может чередоваться с трудом на основе получен- вертей (семестров), каникул;
ных знаний. Затем трудовая деятельность может быть • полный перечень предметов;
прервана и продолжено обучение на более высоком уров- * распределение предметов по годам обучения;
не. Учеба может также продолжаться без отрыва от про- • количество часов по каждому предмету на все время
изводства. обучения и в каждом классе (группе);
Непрерывное образование призвано обеспечить гар- * количество часов в неделю на изучаемый предмет;
моничное развитие каждой личности, воспитать в каждом • структуру и продолжительность практикумов, лагер-
человеке осознанную потребность в повышении уровня ных сборов и т. п.
знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы В учебном плане находят отражение принятый обществом
условия для получения нужных ему знаний. воспитательный идеал, цели образования.
Принципы непрерывного образования - это сис- Учебные программы составляются по всем предме-
тема базовых идей, которые необходимо реализовать там на основе учебного плана. Программа содержит:
в процессе конструирования системы образовательных * объяснительную записку (цели, требования, формы и
учреждений, сопровождающих человека в различные пе- методы обучения);
риоды его жизни. К числу таковых относятся: * тематическое содержание учебного материала;
• поступательность в формировании и обогащении • ориентировочное количество времени на изучение;
творческого потенциала личности; * перечень основных мировоззренческих вопросов;
4..
35
Третья тенденция - переход от преимущественно
ществует иерархическая связь, что важно учитывать при
информационных форм к активным методам и формам
организации процесса обучения.
В более общем виде можно говорить о целях образова- обучения с включением элементов проблемности, науч-
ния, являющихся системообразующими по отношению ного поиска, с широким использованием резервов само-
к целям-задачам обучения. стоятельной работы обучающихся.
Четвертая тенденция соотносится с поиском психо-
лого-дидактических условий перехода от жестко регла-
ментированных контролирующих способов организации
учебно-воспитательного процесса и управления этим
процессом к развивающим, активизирующим, игровым.
В результате чего повысится креативность учащихся.
Пятая и шестая тенденции относятся к организации
взаимодействия обучающегося и преподавателя и фикси-
руют необходимость организации обучения как коллек-
тивной, совместной деятельности, где акцент переносится
«с обучающей деятельности преподавателя на познаю-
щую деятельность студента».




• перечень учебного оборудования и наглядных пособий; • вертикальная и горизонтальная целостность пожиз-
ненного образовательного процесса;
• рекомендуемую литературу.
В учебной литературе подробно раскрывается со- • интеграция учебной и практической деятельности;
держание образования. К ней относят учебники, справоч- • учет особенностей структуры и содержания образо-
ники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, вательных потребностей человека на различных стадиях
сборники задач и упражнений, рабочие тетради и т. п. его жизненного цикла;
Учебник должен быть: • содержательная преемственность восходящих ступе-
• интересным; ней образовательной лестницы;
• доступным; • единство профессионального, общего и гуманитар-
• хорошо иллюстрированным; ного образования;
• стабильным и мобильным (блочная конструкция учеб- • самообразование в периоды между стадиями орга-
ника, допускающая вставки). низованной учебной деятельности;
• интеграция формальной, неформальной и инфор-
Функции учебника:
• мотивационная - создание стимулов для изучения мальной составляющих пожизненного образовательного
материала; процесса.
• информационная - расширение объема знаний;
• контрольно-корректирующая - возможность провер-
ки, самооценки и коррекции результатов обучения, вы-
полнения тренировочных упражнений.




36
69. Структура процесса обучения 70. Мотивы учебной деятельности
Обучение как процесс представляет собой целенап- Для того чтобы сформировать мотивы учебной дея-
равленное, организованное с помощью специальных ме- тельности, используется весь арсенал методов организа-
тодов и разнообразных форм активное взаимодействие ции и осуществления учебной деятельности:
учителей и учащихся. * словесные;
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим * наглядные и практические методы;
элементом является цель. Помимо общей и главной цели - * репродуктивные и поисковые методы;
передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, * индуктивные и дедуктивные методы;
развития умственных сил учащихся, педагог постоянно * методы самостоятельной учебной работы или работы
ставит перед собой частные задачи. Цель организует и под руководством учителя.
мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять уча-
и выбирать наиболее эффективные содержание, методы щимся значимость учения как в общественном, так и
и формы работы. В учебном процессе цель «работает» в личностном плане - для получения желаемой профес-
наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет сии, для активной общественной и культурной жизни в об-
себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей ществе. Яркий, образный рассказ невольно приковы-
обучения детям является мощным стимулом их познава- вает внимание учеников к теме урока (лекции).
тельной деятельности. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности,
Структурным элементом учебного процесса, вокруг ко- которая повышает интерес учащихся к изучаемым вопро-
торого развертывается педагогическое действие, взаи- сам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть
модействие его участников, является содержание со- утомляемость. Ученики (особенно мальчики) проявляют
циального опыта, усваиваемого детьми. В содержании повышенный интерес к лабораторным, практическим ра-
проявляется важнейшее педагогическое противоречие: ботам, которые в этом случае выступают в роли стимуля-
между огромными запасами общественно-исторической торов активности.
информации и необходимостью отбора из нее лишь ос- Ценным стимулирующим влиянием обладают проб-
нов в целях обучающего познания. Чтобы стать элемен- лемно-поисковые методы в том случае, когда проб-
том учебного процесса, научная информация должна лемные ситуации находятся в зоне реальных учебных воз-
быть педагогически переработана. можностей учащихся, т. е. доступны для самостоятельного
разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности
Центральной фигурой, системообразующим началом
является стремление решить поставленную задачу.
процесса обучения является учитель - носитель содер-
жания образования и воспитания, организатор всей по- При известных условиях стимулирующим влиянием об-
знавательной деятельности детей. ладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда,
о*^- ____ ____ _ _ _ — _ _ _ _ _____ _____ _____ ____, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ишв




72. Методы обучения
7 1 . Виды обучения
I группа — словесные методы
Рассмотрим три вида обучения: традиционное, дистан-
ционное и развивающее. Рассказ предполагает устное повествовательное из-
Традиционное обучение. Этот вид обучения являет- ложение содержания учебного материала и применяется
ся самым (на сегодняшний день) распространенным (осо- на всех этапах школьного обучения. Выделяется несколь-
бенно в средней школе) и представляет собой обучение ко видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложе-
знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - ние, рассказ-заключение.
закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения об- Объяснение - словесное истолкование закономер-
ладает целым рядом недостатков, которые будут рассмот- ностей, существенных свойств изучаемого объекта, от-
рены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. дельных понятий, явлений.
В настоящее время традиционное обучение постепенно Беседа - диалогический метод обучения, при котором
вытесняется другими видами обучения, так как определя- учитель путем постановки тщательно продуманной системы
ются иные требования к личности и процессу ее развития вопросов подводит учеников к пониманию нового материала
в школе. Их суть втом, что прежняя образовательная пара- или проверяет усвоение ими уже изученного.
дигма, основанная на мнении, что можно определить до- Дискуссию как метод обучения целесообразно ис-
статочный для успешной жизнедеятельности запас знаний пользовать в том случае, когда учащиеся обладают значи-
и передавать его ученику, себя исчерпала. тельной степенью зрелости и самостоятельности мышле-
Во-первых, увеличение научных знаний не может обой- ния, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать
ти школу, проецируясь на содержание учебных дисцип- свою точку зрения.
лин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на пере- Лекция - монологический способ изложения объем-
дачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ного материала. Используется, как правило, в старших
ученику знаний, повышают требования к объему усвоен- классах и занимает весь или почти весь урок.
Работа с учебником и книгой - важнейший метод
ных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, шко-
лы предусмотреть различные варианты жизнеопределе- обучения. В начальных классах работа с книгой осуществ-
ния учеников и обеспечить их необходимым запасом ляется главным образом на уроках под руководством учи-
знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного теля. В дальнейшем школьники все больше учатся рабо-
материала. Все это приводит к перегрузкам учеников и тать с книгой самостоятельно.
как следствие снижению эффективности обучения. II группа - наглядные методы
Дистанционная форма обучения - это получение Метод иллюстраций предполагает показ ученикам
образовательных услуг без посещения вуза, с помощью иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт,
современных информационно-образовательных техноло- зарисовок на доске и т. п.


37
Главным участником, активнейшим саморазвивающимся
например, учащиеся с помощью дедуктивных рассужде-
субъектом учебного процесса является сам ребенок, уча-
ний приходят к единому, общему способу рассмотрения
щийся. Он - тот самый объект и субъект педагогического
многих задач по физике, математике, осознают, что они
познания, ради которого создается процесс обучения.
овладели некоторым универсальным средством, с помощью
Важным элементом учебного процесса является и уче-
которого можно решить многие конкретные задачи, это
нический коллектив как объект обучающего воздей-
вызывает у них мощный прилив энергии. Точно так же ин-
ствия учителя и субъект познания. Особое педагогиче-
дуктивные рассуждения, которые широко опираются на
ское значение имеет коллективное взаимообучение.
данные из окружающей действительности, учитывают жиз-
Существенным элементом структуры познавательного
ненный и научный опыт, активизируют действия учащихся.
процесса являются методы обучения. Они являются спо-
Неизменно воодушевляет школьников введение в учеб-
собами обучающего взаимодействия учителя и учащихся.
ный процесс элементов самостоятельной работы,
Процесс обучения немыслим без такого элемента, как
если, конечно, они обладают необходимыми умениями и
организационные формы. Ведущая форма обучения -
навыками для ее успешного выполнения. В данном случае
урок. Сопутствующие формы многообразны: лаборатор-
у учащихся появляется стимул выполнить задание быст-
но-практические занятия, семинар, лекция, индивидуаль-
рее и лучше, чем сосед по парте.
ное и групповое обучение, кружок.
Педагогикой накоплен большой арсенал методов, кото-
Органичным элементом структуры процесса обучения
рые специально направлены на формирование положи-
является самостоятельная внеурочная (домашняя,
тельных мотивов учения, стимулируют познавательную
библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению
активность, одновременно содействуя обогащению уча-
обязательной и свободно получаемой информации, по
щихся конкретной информацией.
самообразованию.
Для проблемы методов стимулирования и мотивации
Важное место в структуре процесса обучения занимает
учения очень важно то, что психологи и педагоги едино-
такой элемент познания, как практическое примене-
душны в выделении двух основных групп мотивов
ние знаний, умений и навыков в производительном,
учения: мотивов познавательного интереса и мотивов
общественно полезном труде. Благодаря ему развиваю-
общественного плана, которые можно кратко и более
щаяся детская личность переходит из мира детства к со-
конкретно обозначить как мотивы общественного долга и
стоянию взрослости, из школы в жизнь.
ответственности.
Завершающим элементом структуры процесса обуче-
ния является педагогическая диагностика.




гий и систем телекоммуникации, таких как электронная
Метод демонстраций обычно связан с демонстраци-
почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение
ей приборов, опытов, технических установок, кинофиль-
можно использовать в высшей школе, а также для повы-
мов, диафильмов и др.
шения квалификации и переподготовки специалистов.
Ill группа - практические методы
Учитывая территориальные особенности России и возрас-
Упражнения - повторное (многократное) выполнение
тающие потребности качественного образования в регио-
умственного или практического действия с целью овла-
нах, дистанционное обучение в самом скором времени
дения им или повышения его качества. Упражнения по
займет прочное место на рынке образовательных услуг.
своему характеру подразделяются на устные, письмен-
Развивающее обучение. Среди большого числа но-
ные, графические и учебно-трудовые.
ваций развивающее обучение занимает достаточно ста-
Лабораторные работы - это проведение учащимися
бильное положение и стоит на одном из первых мест по
по заданию учителя опытов с использованием приборов,
значимости и связываемым с ним ожиданиям по повыше-
применением инструментов и других технических при-
нию качества образования. Вместе с тем теория и техно-
способлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо
логия развивающего обучения далеки от завершения,
явлений с помощью специального оборудования.
особенно для среднего и старшего звена. Более того, по-
Практические работы проводятся после изучения
нятие «развивающее обучение» существует на уровне до-
крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.
вольно расплывчатого образа и трактуется специалистами
Они могут проводиться не только в классе, но и за преде-
неоднозначно. Можно утверждать, что процесс развития -
лами школы (измерения на местности, работа на при-
это процесс формирования определенного набора когни-
школьном участке).
тивных структур и операций. В соответствии с этим обуче-
ние должно быть направлено на их формирование. По-
добное стремление достаточно четко просматривается
у Л. В. Занкова.




38
I -*•
73. Формы обучения 74. Типы и виды уроков
Наиболее распространенным типом занятия является
Взаимодействие между учителем и учениками (учени-
комбинированный урок. В его структуре присутствуют
ков между собой) осуществляется в следующих четырех
все основные элементы обучения. За короткий отрезок
структурах:
времени на таком уроке совершается полноценный за-
* опосредованное общение (в основном через пись-
вершенный цикл педагогической переработки и усвоения
менную речь);
школьниками учебного материала.
* общение в паре;
Завершение изучения целой темы требует проведе-

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign