LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Дружба - это устойчивая индивидуально-избиратель-
4. Интрагрупповая активность - мера активизации лично-
ная система взаимоотношений и взаимодействий.
стей, образующих группу.
Основу дружбы составляет взаимная симпатия. Друзья
5. Интергрупповая активность - степень влияния данной
могут общаться почти без слов, с помощью мимики, жес-
группы на другие группы.
тов, пантомимики, модуляций голоса и т. п. Люди, связан-
6. Направленность группы - социальная ценность приня-
ные давней дружбой, могут точно предсказывать реакции и
тых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и
поведение друг друга в различных жизненных ситуациях.
групповых норм. •
7. Организованность - реальная способность группы к са- Любовь - это высшая степень эмоционально положи-
моуправлению. тельного отношения.
8. Эмоциональность - межличностные связи эмоционального Виды любви:
характера; преобладающий эмоциональный настрой группы. • братская любовь;
9. Интеллектуальная коммуникативность - характер • материнская любовь;
межличностного восприятия и установления взаимопонима- • эротическая любовь;
ния, нахождение общего языка. * любовь человека к себе;
Волевая коммуникативность - способность группы про-
• любовь к Богу;
тивостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экст-
* фанатичная любовь.
ремальных ситуациях.




28
t
54. Социометрия
53. Конформизм и нонконформизм
Процесс образования малой группы включает в себя Малая группа как объект исследования занимает осо-
бое место в системе социальных наук. Она концентрирует
два подпроцесса:
в себе целый ряд важных проблем как социально-практи-
• включение в группу нового члена, или новичка;
ческого, управленческого, так и теоретико-исследова-
• процесс сплачивания группы, то, что называется груп-
тельского характера.
повой сплоченностью или интегративные процессы
в группе. Процесс непосредственного социального взаимодей-
В изучении первого процесса был зафиксирован фено- ствия, происходящий в малой группе и создающий со-
мен - явление конформности. Или, иначе говоря, под- циальную «микросреду» человека, является чрезвычайно
чинение члена группы, новичка, прежде всего групповому сильным фактором формирования и воспитания лично-
давлению. Этот феномен зафиксирован в экспериментах сти, социально-психологического стимулирования и регу-
Соломона Аша, сотрудника и соратника Курта Левина. лирования ее деятельности. Малая группа - важный эле-
В последних экспериментах показано: чем выше образо- мент социальной системы в целом, она фокусирует в себе
вательный уровень - тем ниже конформность. Взрослые те общественные отношения, в которые вплетена, вопло-
менее конформны, чем дети. Из всех возрастных групп щает их во внутригрупповые отношения. Знание механиз-
самые конформные (поддающиеся давлению группы) - мов этих отношений представляет собой необходимый
подростки. элемент социального управления, построенного на науч-
Конформность может быть: ной основе. В то же время именно в малой группе
действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно,
1 внутренней - четко прослеживается явление вну-
что позволяет успешно применять и анализировать самые
шаемости: член группы начинает воспринимать объекты,
различные подходы к объяснению социальной реальности -
события глазами группы;
социологический, социально-психологический и психологи-
2)внешней - это внешнее формальное согласие
ческий, динамический и статистический и т. д.
с группой при сохранении собственного видения ситуа-
ции; Одним из наиболее эффективных способов исследова-
3) негативизм - член группы говорит не то, что другие ния эмоционально-непосредственных отношений внутри
малой группы является социометрия (от лат. societas -
члены группы, при этом отталкиваясь от нее.
общество и греч. metreo - измеряю). Она представляет
Людям свойственно подчиняться влиянию лица с более
высоким социальным статусом, т. е. соглашаться с мне- собой своеобразный способ количественной оцен-
нием авторитета. По мнению американского психолога ки межличностных отношений в группе.
С. Милгрэма, причиной этого является ответственность, Если конкретизировать, то назначение социометриче-
которую легче приписать другому лицу, а не себе. ской процедуры может быть трояким:
а?ь
55. Понятие «лидер» 56. Сплоченность и конфликт
Всякая групповая структура представляет собой иерар- Сплоченность можно определить как сумму всех
хию статусов, на вершине которой находится лидер груп- сил, действующих на членов группы, чтобы удержи-
пы. Лидером (отангл. leader- ведущий, руководитель) вать их в ней. Процесс группового сплочения основывает-
называют члена группы, за которым все остальные члены ся на групповой совместимости и групповой сплоченности.
группы признают право брать на себя наиболее ответст- Совместимость - способность людей срабатываться и
венные решения, затрагивающие их интересы и опре- действовать вместе. Явление психологической совмести-
деляющие направление и характер деятельности всей мости обусловлено психофизиологическими особенно-
группы. стями и индивидуальными различиями.
Лидеры бывают формальные - официально избранные Сплоченность есть максимальное число взаимных по-
на пост (староста, лидер политической парии, председа- зитивных выборов, т. е. привлекательность группы для
тель колхоза и т. д.) и неформальные, чьи права не регла- индивида. По сути дела, чем больше людей в группе сим-
ментированы. В малой группе (это может быть и студен- патизируют друг другу, тем сплоченней эта группа. (

ческая группа, и элита верхних уровней власти, и ядро Конфликт - чрезвычайно широкий термин, использую-
любого иного руководства) роль лидера заключается щийся в отношении любой ситуации, при которой сталкива-
в сплочении ее участников и направлении их деятельности. ются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы.
От него требуется тесное личное общение с ближайшим В процессе своего развития конфликт проходит не-
окружением. При этом выявляются и играют организую- сколько стадий, которые не являются обязательными.
щую роль его личные качества: умение владеть ситуаци- По-разному складывается и продолжительность стадий. Но
ей, принимать решения, брать на себя ответственность, последовательность их в любом конфликте одна и та же.
делать верный выбор (людей, проблем, первоочередных Предконфликтная ситуация - это рост напряжен-
задач). Одно из условий лидерства - получение макси- ности в отношении между потенциальными субъектами
мальной информации в минимальное время. конфликта, вызванный определенными противоречиями.
На отношения с группой и авторитет лидера оказывает Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия
значительное влияние личный стиль его поведения (ав- не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоре-
торитарный, жесткий или демократический). чия, которые осознаются потенциальными субъектами
Успех или неудачи лидера воспринимаются группой конфликта как несовместимые, ведут к обострению со-
весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет циальной напряженности.
способность лидера улавливать настроения, знать под- Инцидент - формальный повод, случай для начала
линные нужды людей и выражать их интересы. Тогда он непосредственного столкновения сторон. Инцидент мо-
становится символом движения, партии, общества. жет произойти случайно, а может быть спровоцирован


29
1) измерение степени сплоченности / разобщенности Нонконформизм выступает как «действие наоборот»,
в группе; опровержение индивидом мнения большинства, как про-
2) выявление «социометрических позиций», т. е. соот- тест против давления, подчинения, как демонстрация не-
носительного авторитета членов группы по признакам зависимости индивида от мнения группы.
симпатии / антипатии, где на крайних полюсах оказывает-
ся «лидер» группы и «отвергнутый»;
3) обнаружение внутригрупповых подсистем / спло-
ченных образований, во главе которых могут быть свои
неформальные лидеры.
С помощью этого способа можно установить популяр-
ность - непопулярность отдельных членов группы, изучить
типологию социального поведения людей в условиях кол-
лективной деятельности, вскрыть неформальную структуру
группы, выявить степень социально-психологической сов-
местимости ее членов и т. п.
Несмотря на дискуссии относительно убедительности
теоретико-методологической базы социометрии, социо-
метрические методы дают хорошие исследовательские
результаты, именно поэтому они охотно используются со-
циологами и социальными психологами.




субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом
естественного хода событий. Бывает, что инцидент гото-
вит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая
свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.
Начало открытого противоборства сторон явля-
ется результатом конфликтного поведения, под которым
понимают действия, направленные на противостоящую
сторону с целью захвата, удержания спорного объекта
или принуждения оппонента к отказу от своих целей или
к их изменению.
Кульминация - это верхняя точка конфликта. Она
обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или не-
скольких следующих подряд эпизодах конфликтной
борьбы (раскол группы, развод супругов, революция,
война и т. д.).




30
Педагогика 58. Педагогические категории
Педагогические категории - это основные педа-
57. Педагогика, ее предмет, задачи и функции
гогические понятия, выражающие научные обобщения.
В Древней Греции педагогом назывался раб, пристав-
Основными категориями педагогики являются:
ленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислу-
• развитие;
живающий ему на занятиях и вне их. Педагогика (от
• воспитание;
греч. paides - дети и ago - вести) в дословном переводе
• образование;
означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика»
• обучение.
стало употребляться в более общем смысле для обозна-
Развитие человека - это процесс становления его
чения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать
личности под влиянием внешних и внутренних, управ-
его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
ляемых и неуправляемых социальных и природных
Со временем накопление знаний привело к возникнове-
факторов.
нию особой науки о воспитании.
Воспитание в широком смысле представляет собой
Главной задачей педагогики являются накопление и
целенаправленный процесс формирования интеллекта,
систематизация знаний о воспитании человека.
физических и духовных сил личности, подготовки ее к жиз-
Функции педагогики:
ни, активному участию в трудовой деятельности. Воспи-
* познавать причины и следствия различным образом
тание в узком смысле слова - систематическое и целе-
организованного воспитания, образования, развития и
направленное воздействие воспитателя на воспитуемых
обучения людей;
с целью формирования у них желаемого отношения к лю-
* указывать педагогической практике лучшие пути и дям и явлениям окружающего мира.
способы достижения поставленных целей;
Образование — процесс и результат усвоения опре-
* вооружать педагогов-практиков профессиональными
деленной системы знаний и обеспечение на этой основе
знаниями;
соответствующего уровня развития личности. Образо-
* выработать умение проектировать, осуществлять и
вание получают в основном в процессе воспитания и
оценивать учебно-воспитательный процесс.
обучения в учебных заведениях под руководством педа-
Предмет педагогики - процесс направленного раз-
гогов. Однако все возрастающую роль играет и самооб-
вития и формирования человеческой личности в услови- разование, т. е. приобретение системы знаний самостоя-
ях ее обучения, образования, воспитания, или, более тельно.
кратко, - это воспитание человека как особая функция
Обучение - это целенаправленный процесс двусто-
общества.
ронней деятельности педагога и учащихся по передаче и
усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом


59. Система педагогических наук 60. Связь педагогики с другими науками
В результате развития науки, техники и культуры про- Процесс разностороннего взаимопроникновения наук,
исходит дифференциация знаний и специализация наук. развитие комплексного изучения педагогических явлений
В педагогической науке процесс специализации и диф- объективно требуют органической связи педагогики с дру-
ференциации проявляется особенно заметно. Педагоги- гими науками. Педагогика развивается, укрепляя и со-
ка, зародившаяся в недрах философии как ее часть, вершенствуя свои связи с философией, социологией,
имеет в настоящее время большое число ответвлений, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологи-
которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли опре- ей, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и
деляются особенностями объекта воспитания: возрастом, другими науками.
профессией, психофизиологическими данными. В тесных взаимоотношениях педагогика находится
с общей, возрастной и педагогической психоло-
История педагогики исследует развитие воспитания
гией. Психология вскрывает закономерности психиче-
как общественного явления. Только поняв прошлое, мы
ского развития людей в разные возрастные периоды, ме-
сможем заглянуть в будущее.
ханизм изменений психики под влиянием обучения и
Общая педагогика изучает и формирует принципы,
воспитания. Идеи ее широко используются при разработ-
формы и методы обучения и воспитания, являющиеся об-
ке организации познавательной деятельности учащихся
щими для всех возрастных групп и учебно-воспитатель-
в процессе обучения. Развита связь педагогики с социаль-
ных учреждений. Составными частями общей педагогики
ной психологией, которая изучает взаимоотношения,
являются: теория воспитания, теория обучения и теория
чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и
организации и управления в системе образования.
особенности психического склада людей разных со-
Дошкольная и школьная педагогика являются под-
циальных групп.
системой возрастной педагогики. Эти дисциплины изу-
чают закономерности воспитания детей дошкольного и Исключительно ценными знаниями о природе физиче-
школьного возраста. На современном этапе завершается ского развития человека педагогику вооружает общая и
оформление самостоятельных педагогических дисциплин, возрастная физиология, составляющая естественно-
отражающих специфические особенности воспитания научную основу обучения и воспитания.
в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспи- Новые, дополнительные возможности для исследова-
тательных учреждений - садах, школах, профучилищах, ния процессов обучения и воспитания перед педагогикой
колледжах и т. д. открывает быстро развивающаяся область знания, кото-
рая получила название теории управления. Возникнув
Педагогика высшей школы изучает закономерности
в системе общественных наук, она использует достиже-
учебно-воспитательного процесса, протекающего в вузах
I ния кибернетики, которая раскрыла наиболее общие
всех уровней аккредитации; исследует специфические
Т п ^ ""•""" """•"" ˜"˜" •— •—- •••• « ™ "^"" "-•-• ˜^™ »«"• — •
"•• —
31
называется преподаванием, а деятельность учащихся -
учением. Поэтому обучение можно определить и так:
обучение - это единство преподавания и учения.




закономерности управления сложными динамическими проблемы получения высшего образования в современ-
системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что ки- ных условиях, в том числе дистанционно (посредством
бернетика изучает процессы управления безотноситель- Интернета).
но к качественной природе самоуправляемых систем; вос- Педагогика труда занимается проблемами повыше-
питание же представляет собой систему, обладающую ния квалификации, а также вопросами переквалификации
глубокой качественной спецификой, своими специфически- работников различных отраслей народного хозяйства,
ми закономерностями, которые кибернетике недоступны. освоения новых знаний, приобретения новой профессии
в зрелом возрасте.
Итак, педагогическая наука - это сгусток многовеково-
Специальная педагогика - наука об особенностях
го опыта обучения и воспитания подрастающих поколе-
ний. Педагогическая наука - это результат многолетних развития и закономерностях обучения и воспитания де-
исследований закономерностей формирования всесто- тей, имеющих физические или психические недостатки.
ронне и гармонически развитой личности. Знание педа- Вопросами обучения и воспитания слабослышащих, глу-
гогической науки помогает в каждом конкретном случае хих и глухонемых занимается сурдопедагогика; слабо-
избирать оптимальные педагогические решения. видящих и слепых - тифлопедагогика; умственно отста-
Давний спор о том, что такое педагогика — наука лых - олигофренопедагогика.
или искусство, разбивается о практику. Испытание Исправительно-трудовая педагогика занимается
практикой подтверждает многократно: без глубокого зна- вопросами перевоспитания правонарушителей всех воз-
ния науки воспитания не развивается искусство воспиты- растов.
вать. Знание закономерностей обучения и воспитания, Военная педагогика изучает особенности воспита-
овладение методами педагогического процесса - основа ния воинов.
педагогического мастерства. Частные (предметные) методики исследуют зако-
номерности преподавания и изучения конкретных учеб-
ных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных
учреждений (методика преподавания экологии; матема-
тики; музыки и т. д.).




32
62. Развитие человека
6 1 . Развитие педагогики
По Сократу (469-399 до н. э.), человек является Установлено, что процесс и результаты человеческого
обладателем разумного сознания, направленного на развития обусловлены совместным воздействием трех
добро и истину. В поисках истины ученик и наставник факторов: наследственности, среды и воспитания.
должны находиться в равном положении. Наследственность - это отражение биологического.
Согласно Платону (427-347 до н. э.), воспитание Носители наследственности - гены (в пер. с греч. «ген» -
должно обеспечить постепенное восхождение ученика «рождающий»). Человек наследует видовые задатки, в том
к миру идей. Осуществлять подобное воспитание спо- числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятель-
собен прежде всего наставник преклонных лет. ности, мышления. От родителей детям передаются внеш-
ние признаки: особенности телосложения, цвет волос,
Аристотель (384-322 до н. э.) создал в Афинах
глаз, кожи. К наследственным относятся особенности нерв-
учебное заведение Ликей, которым руководил 12 лет.
ной системы, обусловливающие характер протекания
После семи лет воспитанием должно было заниматься
психических процессов. Психические расстройства (на-
государство.
пример, шизофрения), болезни крови (гемофилия), эн-
Августин (354-430) утверждал, что главное место
докринные расстройства (карликовость) также передают-
в образовании должно занимать изучение Библии.
ся по наследству.
Чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский
(1592-1670) - отец современной педагогики. «Вели- Среда оказывает огромное влияние на развитие чело-
кая дидактика» - одна из первых научно-педагогиче- века, особенно в детском возрасте. Когда педагоги гово-
ских книг. В ней сформулированы педагогические рят о влиянии среды, то они имеют в виду среду социаль-
принципы. Коменский ввел классно-урочную систему. ную и домашнюю. Социальная среда - это дальнее
окружение, под ним понимаются такие характеристики,
Джон Локк (1632-1704) утверждал, что человече-
как общественный строй, система производственных от-
ское знание является следствием внешнего чувствен-
ношений, материальные условия жизни, характер проте-
ного опыта.
кания производственных и социальных процессов. Ближ-
В основе педагогических воззрений Руссо (1712—
няя среда - это семья, родственники, друзья.
1778) лежит отрицание вероисповедальной религии,
он выдвинул идею свободного воспитания. Воспитание - главная сила, способная дать общест-
Песталоцци (1746-1827) предлагал при определении ву полноценную личность. Роль воспитания оценивается
основ образования опираться на знание человеческой по-разному. Диапазон этих оценок 'очень широк, от
психологии, разработал метод элементного образования. утверждения его полной бессильности и бесполезности
Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задат- до признания единственным средством изменения челове-
ки способностей, которые заложены в каждом ребенке. ческой природы. Воздействуя на развитие человека, вос-
-*-
63. Возрастная периодизация 64. Дидактика, ее принципы
Для правильного управления процессами развития пе- Дидактика - это часть педагогической науки, раскры-
дагоги уже в далеком прошлом пытались классифициро- вающая в наиболее общем виде теоретические основы
вать периоды человеческой жизни. обучения и образования. В дидактике сформулированы и
Периодизация основывается на выделении возрастных выражены эти основы в виде закономерностей и принци-
особенностей. Под ними понимаются характерные для пов обучения, задач и содержания образования, форм и
определенного периода жизни анатомо-физиологические и методов преподавания и учения, стимулирования и конт-
психические качества. Основу педагогической периодиза- роля практически для всех систем обучения.
ции составляют стадии физического и духовного развития, Важнейшей составной частью дидактики являются
с одной стороны, и условия, в которых протекает воспита-
принципы обучения. Это основные руководящие положе-
н и е , - с другой.
ния, отражающие закономерности педагогического про-
В самом общем виде развитие личности человека мож-
цесса и ориентирующие преподавателя на эффективную
но представить как процесс ее вхождения в новую со-
организацию учебы, оптимальное применение в ней форм,
циальную среду и интеграции в ней.
методов и средств обучения слушателей, на целесооб-
Сложный процесс развития личности в относительно
разный отбор содержания занятий.
стабильной среде еще более усложняется в связи с тем,
Впервые понятие дидактических принципов ввел
что социальная среда в действительности не является ста-
Я. А. Коменский, его называют отцом педагогики. На со-
бильной и индивид на своем жизненном пути оказывается
временном этапе к числу общедидактических принципов
последовательно и параллельно включен в общности, да-
обучения можно отнести:
леко не идентичные по своим социально-психологическим
1) направленность обучения - определяется комплекс-
характеристикам. Завязываются узы новых противоречий,
ным решением задач образования и воспитания всесто-
усложняющих и отягощающих процесс становления лично-
ронне развитой личности;
сти, в крайних своих проявлениях приводящих к невроти-
2) тесную связь с жизнью - характеризуется выходом
ческим срывам.
в практику;
В современной педагогике принята следующая перио-
дизация детского возраста. 3) систематичность, последовательность, преемствен-
1. Младенчество - первый год жизни. ность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и
2. Преддошкольный возраст - от 1 до 3 лет. зависимостью учебных предметов, логикой их следова-
3. Дошкольный возраст - от 3 до 6-7 лет: ния друг за другом и рядом с другими, повышением уров-
- младший - 3-4 года; . ня проблемное™ в содержании дисциплин по мере про-
- средний - 4-5 лет; движения от одной системы обучения к другой, от одного
- старший - 5-6 лет. типа учебного заведения к другому;


33
Гербарт (1776-1841) считал, что формирование
питание само зависит от развития, оно постоянно опира-
нравственного человека - это ядро идеи о гармониче-
ется на достигнутый уровень развития. Люди поддаются
ском развитии всех способностей.

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign