LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

требности (отец, получающий выговоры от начальника,
Речь является не только средством выражения, но и
вымещает злобу на жене).
средством воздействия. Мы говорим с целью воздей-
Проекция - выделение и локализация в другом лице
ствовать на мысль, чувство собеседника, его сознание и
или объекте качеств, чувств, желаний, т. е. «внутренних
поведение.
объектов», которые субъект не признает или отрицает
Можно сделать вывод, что все функции речи являются
в себе. («В чужом глазу соринку увидишь, в своем -
гранями единой функции - функции общения.
бревна не заметишь».)
Членораздельность и внутренняя расчленен-
Идентификация - отождествление себя с реальным
ность, достигаемые благодаря использованию языка, яв-
или вымышленным персонажем с целью приписывания
ляются главной особенностью человеческой речи.
себе желаемых качеств и свойств (фанатизм, поклонение
Каждая единица языка - фонема, морфема, слово, сло-
кумиру и т. д.).
восочетание - обладает определенным дискретным
Рационализация — преодоление отрицательных пси-
смыслом и комбинируется в речи по определенным фо-
хических состояний за счет оправдания тех или иных по-
нологическим, морфологическим, лексическим и синтак-
ступков, интерпретация событий с целью снижения их
сическим правилам. То есть язык представляет собой травмирующего влияния на личность.
строго нормализированную систему средств общения. Сублимация - преобразование энергии инстинктивных
Речь есть деятельность общения, выражения, воздействия, влечений (сексуальных, агрессивных) в социально-приемле-
сообщения посредством языка. мые способы деятельности (изобретательство, художест-
Язык представляет собой систему знаков, наде- венное творчество, профессиональная деятельность).
ленную определенным значением. Знак - это эле- Дезадаптация - это процесс, результатом которого
мент языковой культуры. Каждый знак имеет двойное является нарушение взаимодействия со средой.
значение: означающее, например звучащее слово, и Временная дезадаптация связана с включением
означаемое, т. е. мыслительное содержание, связанное в новую ситуацию, к которой необходимо адаптироваться
с данным звучанием. Всякое слово наделено смысловым (прием на новую работу, перевод в другую школу и т. д.).
Устойчивая ситуационная дезадаптация связана
(семантическим) содержанием, которое составляет его
с невозможностью найти способы адаптации в специфиче-
значение.
ских условиях при решении проблем (в условиях профес-
Фонема обнаруживает внутреннюю связь между чув-
сиональной деятельности, в семейных отношениях и т. д.).
ственностью и смысловой стороной слова. Фонема не
Общая устойчивая дезадаптация - состояние ста-
просто звук, а звук-смыслоразличитель.
бильной неприспособленности, активизирующей все пе-
речисленные защитные механизмы.




24
45. Виды речи 46. Общение, его структура
Речь жестов, звуковая речь, устная и письменная речь, Общение - это многоплановый процесс развития кон-
внешняя и внутренняя речь - все это различные виды тактов между людьми, порождаемый потребностями со-
речи. Исторически первым видом речи является язык жес- вместной деятельности.
тов (мимика и пантомимика). Язык жестов является на- В едином процессе общения обычно выделяют три
глядным и выразительным, хорошо передает сообщения стороны:
в определенной конкретной ситуации. Однако уже на ран- • коммуникативную (передача информации);
них этапах развития человечества язык слов, звуковая речь • интерактивную (взаимодействие);
дополняют язык жестов. • перцептивную (взаимовосприятие).
Развитие человеческого мышления неразрывно связа- Сама по себе информация, исходящая от коммуникато-
но с развитием членораздельной звуковой речи. От- ра (человека, доносящего ее), может быть двух типов:
ношение слова, обозначаемого в звуковой речи, носит побудительной и констатирующей.
более абстрактный характер, чем отношение жеста к изоб- Побудительная информация выражается в приказе,
ражаемой действительности. Но и жест, и звуковая речь совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулиро-
взаимосвязаны и взаимообусловлены в процессе истори- вать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, мо-
ческого развития. жет быть различной. Прежде всего это может быть акти-
визация, т. е. побуждение к действию в заданном
Устная и письменная речь также взаимосвязаны, хотя и
направлении. Также это может быть интердикция, т. е.
существенно отличаются друг от друга. Устная речь -•
побуждение, не допускающее, наоборот, определенных
это вербальное, так называемое словесное общение
действий, запрет нежелательных видов деятельности.
при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух
Наконец, это может быть дестабилизация - рассогла-
(аудиально). Она может быть монологичной и диалогичной.
сование или нарушение некоторых автономных форм по-
Монологом называют речь, не имеющую конкретного
ведения или деятельности.
адресата, служащую для выноса мыслей, чувств, пережи-
ваний субъекта. Монолог не является частоупотребимым Констатирующая информация выступает в форме
видом речи. Частоупотребимая форма протекания устной сообщения, она имеет место в различных образователь-
речи - диалог. Диалогом называют речь, в которой уча- ных системах и не предполагает непосредственного из-
ствуют два лица или более. менения поведения, хотя косвенно способствует этому.
Письменная речь - это вербальное общение при по- Передача любой информации возможна лишь посред-
мощи графических знаков - текстов, воспринимаемое ством знаков, точнее знаковых систем. Существует
зрительно (визуально). Письменная речь базируется на несколько знаковых систем, которые используются в ком-
устной речи: буквы обозначают звуки устной речи. Пись- муникативном процессе, соответственно им можно пост-


47. Функции общения 4 8 . Коммуникативные стили и виды общения
Общение выполняет шесть функций. Обычно выделяют 10 стилей взаимодействия с други-
Прагматическая функция общения отражает его ми людьми в процессе общения:
потребностно-мотивационные причины и реализуется 1) доминантный (стратегия, направленная на сниже-
при взаимодействии людей в процессе совместной ние роли других в коммуникации);
деятельности. При этом само общение очень часто высту- 2) драматический (преувеличение и эмоциональ-
пает самой важной потребностью. ная окраска содержания сообщения);
Функция формирования и развития отражает 3) спорный (агрессивный или доказывающий);
способность общения оказывать воздействие на партне- 4) успокаивающий (расслабляющая манера общения,
ров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. имеющая целью снижение тревожности собеседника);
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общече- 5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то,
ловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные чтобы произвести впечатление);
нормы, ценности, знания и способы деятельности, а так- 6) точный (нацеленный на точность и аккуратность со-
же формируется как личность. В общем виде общение общения);
можно определить как универсальную реальность, в кото- 7) внимательный (выказывание интереса к тому, что
рой зарождаются, существуют и проявляются в течение говорят другие);
всей жизни психические процессы, состояния и поведе- 8) воодушевленный (частое использование невербаль-
ние человека. ного поведения - контакт глаз, жестикуляция, движение
Функция подтверждения обеспечивает людям тела и т. д.);
возможность познать, утвердить и подтвердить себя. 9) дружеский (тенденция открытого поощрения дру-
Функция объединения-разъединения людей, с одной гих и заинтересованность в их вкладе в общение);
стороны, посредством установления между ними контак- 10) открытый (представляющий стремление безбояз-
тов способствует передаче друг другу необходимых ненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные
сведений и настраивает их на реализацию общих целей, аспекты своего «Я»).
намерений, задач, соединяя их тем самым в единое це- Виды общения
лое, а с другой стороны, она может способствовать Коммуникация массовая - совокупность открытых,
дифференциации и изоляции личностей в результате об- упорядоченных процессов передачи социально значимой
щения. информации, поддающихся целенаправленному регули-
Функция организации и поддержания межлично- рованию и использующихся правящей элитой для утверж-
стных отношений служит интересам налаживания и дения определенных духовных ценностей данного об-
сохранения достаточно устойчивых и продуктивных свя- щества и оказания идеологического, политического,


25
менной речи свойственна весьма сложная композицион-
роить классификацию коммуникативных процессов. При
ная структурная организация.
грубом делении различают вербальную и невербальную
коммуникации, использующие различные знаковые сис- Все вышеперечисленные виды речи - звуковая, жес-
тов, устная, письменная - есть разновидности внешней
темы.
речи, так как в них общение осуществляется с использо-
Вербальная коммуникация использует в качестве
ванием языка при наличии процесса реальной коммуника-
знаковой системы человеческую речь, естественный зву-
ции.
ковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включаю-
Внутренняя речь использует язык вне процесса ре-
щую два принципа: лексический и синтаксический. Речь
альной коммуникации. Психолингвисты (ученые, иссле-
является самым универсальным средством коммуникации.
дующие психологические особенности языка) рассматри-
Невербальная коммуникация включает следующие
вают два вида внутриречевого процесса.
основные знаковые системы:
Первый вид - беззвучное проговаривание «про себя»,
1) оптико-кинетическую;
которое при озвучивании становится обычной внешней
2) пара- и экстралингвистическую;
речью.
3) организацию пространства и времени коммуника-
Второй вид внутренней речи качественно отличается от
тивного процесса;
внешней речи. В этой форме внутренняя речь нацелена
4) визуальный контакт.
на переработку восприятия речи и подготовку высказыва-
Совокупность этих средств призвана выполнять следую-
ний. Б. Г. Ананьев описал три формы внутренней речи:
щие функции: дополнение речи, замещение речи, репре-
• установка на наречение;
зентацию эмоциональных состояний партнеров по ком-
• внутреннее наречение, в котором присутствует струк-
муникативному процессу. Рассмотрим некоторые системы
тура будущего подлежащего и сказуемого;
невербальной коммуникации.
• указательные определения места нареченной мысли
Оптико-кинетическая система знаков включает
в суждении.
в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-ки-
нетическая система предстает как более или менее отчет-
ливо воспринимаемое свойство общей моторики различ-
ных частей тела.
Паралингвистическая и экстралингвистическая
системы знаков представляют собой также «добавки»
к вербальной коммуникации (темп, ритм речи и т. д.).




зей, контактов и взаимоотношений между людьми в инте-
экономического или организационного воздействия на
ресах их совместной деятельности.
оценки, мнения и поведение людей. Коммуникация мас-
Внутриличностная функция общения реализуется
совая характеризуется рассредоточенностью аудитории,
в общении человека с самим собой (через внутреннюю
наличием широкомасштабных коммуникативных про-
или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое
цессов, осуществляющихся с помощью технических
общение может рассматриваться как универсальный спо-
средств, передачей информации одновременно по раз-
соб мышления человека.
личным каналам (книгопечатание, издание газет и журна-
лов, радио- и телетрансляции, Интернет), принципиаль-
ной доступностью информации всем желающим.
Коммуникация межгрупповая - взаимодействие
людей, полностью детерминированное их принад-
лежностью к различным группам или категориям насе-
ления и не зависящее от их межличностных связей и ин-
дивидуальных предпочтений.
Коммуникация межнациональная - подразумева-
ет передачу информации, сообщений, сведений между
представителями разных национальных общностей, имею-
щих как двусторонний, так и односторонний характер.
Этот вид коммуникации предполагает процесс передачи
информации посредством речи, языка или печатных, зву-
ковых знаковых и иных систем.
Коммуникация национальная - система внутриэт-
нических, внутринациональных связей и контактов. Дан-
ная коммуникация формировалась по мере становления и
развития самобытной национальной культуры, языка,
психологии и традиций этнической общности.




26
г "f 50. Межличностная перцепция
49. Интерактивная сторона общения
Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без
Интерактивная сторона общения - условный термин,
взаимопонимания. При этом очень важно, как восприни-
обозначающий характеристику компонентов общения,
мается партнер по общению, иными словами, восприятие
связанных со взаимодействием людей, непосредствен-
одним человеком другого. Этот процесс выступает как
ной организацией их совместной деятельности. Здесь
обязательная составная часть общения и условно может
общение и выступает как межличностное взаимодей-
быть назван перцептивной стороной общения. Здесь
ствие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей,
речь идет об особенностях межличностной перцепции,
складывающихся в их совместной деятельности. Межлич-
т. е. о восприятии человека человеком. Отметим сразу,
ностное взаимодействие представляет собой последова-
что термин «восприятие» здесь употреблен не в общепси-
тельность развернутых во времени реакций людей на
хологическом понимании. На самом деле речь идет не
действия друг друга: поступок индивида «А», изменяю-
столько о восприятии, сколько о познании другого чело-
щий поведение индивида «В», вызывает со стороны по-
века. Поскольку человек выступает в общении всегда как
следнего ответные реакции, которые, в свою очередь,
личность, постольку он всегда и воспринимается другим
воздействуют на поведение «А».
человеком как личность. На основе внешней стороны по-
Совместная деятельность и общение протекают в усло-
ведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «чита-
виях социального контроля на основе социальных норм,
ем» другого человека, расшифровываем значение его
принятых в обществе образцов поведения, регламенти-
внешних данных. Впечатления, которые возникают при
рующих взаимодействие и взаимоотношения людей и об-
этом, играют важную регулятивную роль в общении. В ходе
разующих специфическую систему. Их нарушение вклю-
познания другого человека одновременно осуществляют-
чает механизмы социального контроля, обеспечивающего
ся и эмоциональная оценка этого другого, и попытка по-
коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О су-
нять строй его поступков, и основанная на этом стратегия
ществовании и принятии норм поведения свидетельству-
изменения его поведения, и построение стратегии своего
ет однозначное реагирование окружающих на поступок
собственного поведения.
кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных.
Таким образом, имеются в виду специфические черты
Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от об-
восприятия социальных объектов, к которым относятся:
разцов поведения, отвечающего требованиям трудовой
восприятие не только физических характеристик объекта,
дисциплины, воинского долга, патриотизма, до элемен-
но и поведенческих его характеристик, т. е. формирова-
тарных правил вежливости (соблюдение этикета).
ние представления о его намерениях, мыслях, способно-
Обращение людей к социальным нормам делает их от-
стях, эмоциях, установках и т. д. Кроме того, в содержание
ветственными за свое поведение, позволяет регулировать
этого же понятия включается формирование представле-
действия и поступки, оценивая их как соответствующие

5 1 . Межличностная аттракция. 52. Группа, классификация групп
Симпатия, дружба, любовь Группа - это ограниченная в размерах общность, выделяе-
мая из социального целого на основе определенных признаков
Особый круг проблем межличностного восприятия воз-
(характера выполняемой деятельности, этнической, социальной
никает в связи с включением в этот процесс специфи-
или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня
ческих эмоциональных регуляторов. Люди не просто
развития и т. д.). Наиболее распространено деление групп по
воспринимают друг друга, но формируют по отношению
размеру - на большие и малые группы.
друг к другу определенные отношения. На основе сде-
Большие группы могут быть условными и включать в себя
ланных оценок рождается разнообразная гамма чувств -
субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных
от неприятия того или иного человека до симпатии, даже
взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть
любви к нему. Область исследований, связанных с выяв-
друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они
лением механизмов образования различных эмоцио-
были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и
нальных отношений к воспринимаемому человеку, полу- психологические характеристики (национальные, возрастные, по-
чила название исследования аттракции. Аттракция - это ловые и т. д.).
и процесс формирования привлекательности какого-то Под малой группой понимается немногочисленная по соста-
человека для воспринимающего, и продукт этого процес- ву группа, члены которой объединены общей социальной дея-
са, т. е. некоторое качество отношения. тельностью и находятся в непосредственном личном общении,
что является основой для возникновения эмоциональных отно-
Аттракцию можно рассматривать как особый вид со-
шений, групповых норм и групповых процессов.
циальной установки на другого человека, в которой пре-
Группы также бывают условными и реальными. Реальные
обладает эмоциональный компонент, когда этот «другой»
группы делят на малые и большие, официальные и неофици-
оценивается преимущественно в категориях, свойствен-
альные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихий-
ных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе
ные, контактные и неконтактные.
экспериментальные) исследования главным образом и
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура от-
посвящены выяснению тех факторов, которые приводят
ношений в ней носят более сложный характер. Например, в стар-
к появлению положительных эмоциональных отношений
ших классах школы нередко можно встретить объединения подрост-
между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли
ков, включающие по 4-5 человек, имеющих близкие дружеские
сходства характеристик субъекта и объекта восприятия связи. Внимательное изучение микрогруппы может дать очень
в процессе формирования аттракции, о роли «экологи- много полезной информации для понимания более сложной
ческих» характеристик процесса общения (близость парт- системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или
неров по общению, частота встреч и т. п.). Во многих коллективе.
работах выявлялась связь между аттракцией и особым Разнообразна структура больших групп, в которые входят
типом взаимодействия, складывающимся между партне- малые, к ним можно отнести:


27
или не соответствующие этим нормам. Ориентируясь на
ния о тех отношениях, которые связывают объект и субъект
нормы, человек соотносит формы своего поведения с эта-
восприятия.
лонами, отбирает нужные и таким образом регулирует
Однако в эти процессы включены как минимум два че-
свои отношения с другими людьми. Социальный конт-
ловека, и каждый из них является активным субъектом.
роль в процессах взаимодействия осуществляется в соот-
Следовательно, сопоставление себя с другим осуществ-
ветствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общаю-
ляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров упо-
щимися людьми. В психологии под ролью понимается
добляет себя другому. В обыденной жизни люди сплошь
нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый
и рядом не знают действительных причин поведения дру-
окружающими от каждого, кто занимает данную соци-
гого человека или знают их поверхностно. Тогда в услови-
альную позицию (по должности, возрастным или половым
ях дефицита информации они начинают приписывать
характеристикам и т. п.). Один и тот же человек играет
друг другу причины поведения либо на основе сходства
различные роли. Множественность ролевых позиций не-
поведения воспринимаемого лица с каким-то другим об-
редко порождает их столкновение - ролевые конфликты.
разцом («он поступает точно так же, как мой отец»), либо
Взаимодействие людей, исполняющих различные роли,
на основе анализа собственных мотивов («он догадывает-
регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет
ся, что мне от него что-то нужно, и поэтому нервничает»).
человек, но окружающие ожидают от него поведения, со-
ответствующего определенному образцу (судья должен
быть беспристрастным, мать - заботливой, стюардесса -
приветливой, дедушка - мудрым и т. д.). «Исполнение»
роли подвержено социальному контролю и обязательно
получает общественную оценку, а сколько-нибудь значи-
тельное отклонение от образца осуждается.
Итак, исходным условием успешности общения являет-
ся соответствие поведения взаимодействующих людей
ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе обще-
ние всегда и при всех обстоятельствах гладко протекаю-
щим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых
ситуациях возникает межличностный конфликт, о кото-
ром чуть ниже.




• социальные классы (крестьяне, рабочие, богема и т. д.); рами, например, в условиях «помогающего» поведения.
• различные этнические группы (азиаты, европейцы и т. д.); Если весь процесс межличностной перцепции не может быть
• профессиональные группы (учителя, менеджеры, врачи и т. д.); рассмотрен вне возникающего при этом определенного от-
• возрастные группы (молодежь, дети, пожилые люди и др.). ношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение
Выделяют 10 общих качеств группы. положительного эмоционального отношения при восприя-
1. Итеративность - мера единства, слитности, общности тии другого человека. Выделены различные уровни аттрак-
членов группы друг с другом (отсутствие интегративности - раз- ции, среди которых симпатия, дружба и любовь.
общенность, дезинтеграция). Симпатия - общая положительная оценка человека,
2. Референтность - степень принятия членами группы груп- расположение к нему.
повых эталонов. При определенном развитии жизненного сценария сим-
3. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных чле- патия может привести к дружбе и даже к любви, а может
нов группы на группу в целом в направлении осуществления
так и остаться на уровне доброжелательного отношения.
групповых задач.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign