LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Веселье и радость. Веселое настроение выражается
да, когда она осуществляется в соответствии с представле-
в смехе, бесцельных движениях, общем возбуждении (вос-
ниями о конечных результатах и контролируется на каждом
клицания, хлопанье в ладоши и т. п.). Смех у человека начи-
из этапов. Волевой акт - сложный, многоступенчатый
нается вдохом, за которым следуют короткие спазматиче-
процесс, включающий потребность (желание), определяю-
ские сокращения груди, грудобрюшной преграды и мышц
щую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу
живота, при хохоте все тело откидывается назад и трясется,
мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации,
рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх
контроль реализации.
вследствие действия больших скуловых мышц, верхняя губа
приподнимается, лицо и вся голова наливаются кровью, кру- Волевой процесс связан с мотивационной сферой,
говые мускулы глаз судорожно сокращаются. побуждениями, желаниями, которые становятся осозна-
Боль. Действие боли на психику сходно с действием ваемыми целями поведения.
влечений. Если возникает доминанта, подавляющая все Волевыми качествами личности называют сложив-
другие возбуждения, то стремление освободиться от шиеся в процессе жизненного опыта свойства личности,
боли делается сильнее всех влечений. связанные с реализацией воли и преодолением препят-
ствий на жизненном пути. Что значит «человек, обладаю-
Страх. Одним из наиболее характерных симптомов
щий силой воли» или «безвольная личность»?
страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно


1
9
пример, гениальному композитору может быть совершен-
мышечную слабость. Мысли неотрывно прикованы к одно-
му. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение • но чуждо литературное творчество или решение сложных
выделения секрета желез, горький вкус во рту. При силь- математических задач.
ной печали слез нет, но они могут появиться при ослабле-
нии остроты переживаний.
На основании телесных страданий немецкий мысли-
тель Иммануил Кант (1724-1804) делил эмоции на
стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуж-
дающие, повышающие мышечный тонус, силу, и асте-
нические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.
Деление эмоций на стенические и астенические имеет
схематический характер. Некоторые аффекты трудно от-
нести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же
аффект при разной интенсивности может проявлять то
стенические, то астенические черты. По длительности
течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев,
испуг) и длительными.
Длительные эмоции называются настроениями. Есть
люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном
настроении, другие склонны к угнетенному состоянию,
к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный
комплекс, который частично связан с внешними пережи-
ваниями, частично основан на общем расположении
организма к определенным эмоциональным состояниям,
частично зависит от ощущений, исходящих от внутренних
органов.




прежде всего проявляется на губах. Когда страх возрастает
Основные волевые качества
Целеустремленность - это сознательная и активная до агонии ужаса, мы получаем новую картину эмоцио-
направленность личности на определенный результат де- нальных реакций. Сердце бьется совершенно беспоря-
ятельности. дочно, останавливается, и наступает обморок; лицо
Инициативность — активная направленность личнос- покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудня-
ти на совершение действия. Любой волевой акт начина- ется; взгляд устремляется на объект страха и т. д. Зрачки
ется с проявления инициативы. при этом бывают непомерно расширены.
Самостоятельность — сознательная и активная ус- Гнев. Гнев у человека выражается в том, что лицо
тановка личности не поддаваться влиянию различных краснеет или багровеет, вены на лбу и на шее надувают-
факторов, действовать на основе собственных взглядов, ся, иногда лицо становится бледным или синим. Одни
убеждений. люди нахмуриваются, другие - широко открывают глаза.
Тело обычно держится прямо, мускулы напряжены, чело-
Решительность - умение принимать и претворять
век готов к мгновенному действию.
в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.
Импульсивность - спонтанность и необдуманность Обида. Когда задевается чувство собственного дос-
действий, совершаемых под влиянием волевых импульсов. тоинства, когда человек осознает, что его унижают в его
личном мнении или во мнении общества, возникает эмо-
Энергичность - это концентрация всех сил для дос-
ция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аф-
тижения поставленной цели.
фект, который нередко ведет к ответному «оскорблению
Настойчивость - мобилизация сил для длительной
действием» или к более тяжким последствиям.
борьбы с трудностями с целью достижения конкретного
результата. Любовь. Данное понятие употребляется в психологии
Организованность — способность разумно планиро- в двух значениях. В широком значении любовь - чув-
вать и упорядочивать ход всей своей деятельности. ство, характеризующееся высокой степенью эмоциональ-
Дисциплинированность — сознательное подчине- ного положительного отношения, выделяющее его в центр
ние своего поведения общепринятым нормам, требова- жизненных потребностей и интересов. К такой разновидно-
ниям ведения дела. сти чувств можно отнести любовь к Родине, любовь к живо-
писи, любовь к матери. В узком значении это чувство,
Самоконтроль — умение контролировать свои дей-
обусловленное сексуальной потребностью.
ствия и подчинять свое поведение решению сознательно
поставленных задач.




20
Т 38. Когнитивная теория мотивации
37. Потребность, цель, мотив, мотивация
Потребность - объективная необходимость субъек- Основным тезисом авторов когнитивных теорий (от
та (организма) в чем-то внешнем, обладающем предмет- англ. cognitive - познавательный) было убеждение, что
ным содержанием. поведение индивида направляют знания, представления,
Потребность активизирует организм, стимулирует его мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и
поведение, направленное на поиск того, что требуется. следствиях. Знание не является простой совокупностью
Основные характеристики человеческих потребностей - сведений. Знание - это не «холодная», бесстрастная ин-
сила, периодичность возникновения и способ удовлетво- формация. Представления человека о мире программи-
рения. руют, проектируют будущее поведение. И то, что человек
Целью называют тот непосредственно осознаваемый делает, и то, как он это делает, зависит в конечном итоге
результат, на который в данный момент направлено дей- не только от его фиксированных потребностей, глубин-
ствие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей ных и извечных стремлений, но и от относительно измен-
актуализированную потребность. чивых представлений о реальности. Когнитивные теории
мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее
Цель является основным объектом внимания, занимает
время, берут свое начало от широко известных работ
объем кратковременной и оперативной памяти; с ней
Л. Фестингера (1957). Ему принадлежит теория когнитив-
связаны разворачивающийся в данный момент времени
ного диссонанса.
мыслительный процесс и большая часть всевозможных
эмоциональных переживаний. Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал
Мотивацию можно определить как совокупность при- некоторое противоречие между двумя или более
чин психологического характера, объясняющих поведе- когнициями. Когниция трактуется Фестингером доста-
ние человека, его начало, направленность, активность. точно широко: когниция - это любое знание, мне-
Мотивационного объяснения требуют следующие сторо- ние или убеждение, касающееся среды, себя или
ны поведения: его возникновение, продолжительность и собственного поведения. Диссонанс переживается
устойчивость, направленность и прекращение после дос- личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от
тижения поставленной цели, преднастройка на будущие него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную
события, повышение эффективности, разумность или гармонию. И именно это стремление является мощным
смысловая целостность отдельно взятого поведенческого мотивирующим фактором человеческого поведения и от-
акта. ношения к миру. Состояние диссонанса между когниция-
ми X и Y возникает тогда, когда из когниции X следует не Y.
Курт Левин показал, что каждый человек харак-
Состояние консонанса между X и Y, с другой стороны, су-
терным для него образом воспринимает и оцени-
ществует тогда, когда из X следует Y. Человек стремится

•-*
вает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти


40. Деятельность, ее характеристики
39. Иерархия потребностей (по А. Маслоу)
Классификация человеческих потребностей по иерар- Деятельность можно определить как специфический
хически построенным группам, последовательность кото- вид активности человека, направленный на познание и
рых указывает на порядок появления потребностей в про- творческое преобразование окружающего мира, включая
цессе индивидуального развития, а также на развитость самого себя и условия своего существования. Творческий
в целом мотивационной сферы, была предложена аме- характер человеческой деятельности проявляется в том,
риканским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу что благодаря ей он выходит за пределы своей природ-
(1908-1970). У человека, согласно его концепции, с рож- ной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипи-
дения последовательно появляются и сопровождают его чески обусловленные возможности. Вследствие продук-
личностное взросление следующие семь классов по- тивной деятельности человек создал знаковые системы
(речь, цифры и т. д.), орудия воздействия на себя и при-
требностей:
роду.
1) потребности физиологические (органические);
2) потребности в безопасности; Деятельность человека имеет следующие основные
3) потребности в принадлежности и любви; характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и
4) потребности уважения (почитания); средства. Мотивом деятельности называется то, что по-
5) познавательные потребности; буждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мо-
6) эстетические потребности; тива обычно выступает конкретная потребность, которая
7) потребности в самоактуализации. в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
Кроме мотивов, потребностей и целей, в качестве по- Органические мотивы направлены на удовлетворе-
будителей человеческого поведения рассматриваются ние естественных потребностей организма (у человека -
также интересы, задачи, желания и намерения. Интере- на создание условий, в наибольшей степени этому способ-
сом называют особое мотивационное состояние позна- ствующих). Материальные мотиры побуждают чело-
вательного характера, которое, как правило, напрямую не века к деятельности, направленной на создание предметов
связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент домашнего обихода, различных вещей и инструментов, не-
времени потребностью. Интерес к себе может вызвать посредственно в виде продуктов, обслуживающих естест-
любое неожиданное событие, непроизвольно привлек- венные потребности. Социальные мотивы порождают
шее к себе внимание, любой новый появившийся в поле различные виды деятельности, направленные на то, чтобы
зрения предмет, любой частный, случайно возникший занять определенное место в обществе, получить призна-
слуховой или иной раздражитель. ние и уважение со стороны окружающих людей. Духов-
Интересу соответствует особый вид деятельности, ко- ные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, ко-
торая называется ориентировочно-исследовательской. торые связаны с самосовершенствованием человека.


21
оценки не совпадают. Разные люди ту же самую ситу-
к внутренней непротиворечивости, к состоянию консо-
нанса. Например, склонный к полноте человек решил ацию могут воспринимать по-разному.
сесть на диету (когниция X), но не может отказать себе Мотивация - процесс непрерывного выбора и приня-
в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся тия решений на основе взвешивания поведенческих аль-
похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. тернатив.
Его возникновение мотивирует человека на редукцию, Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит
снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению самому субъекту поведения, является его устойчивым лич-
Фестингера, у человека есть три основных способа: ностным свойством, изнутри побуждающим к совершению
определенных действий.
1) изменить одну из когниций (в данном случае пере-
стать есть шоколад или прекратить диету); Мотивационную сферу человека с точки зрения ее
развитости можно оценивать по следующим пара-
2) снизить значимость входящих в диссонансные отно-
шения когниций (решить, что полнота - не такой уж боль- метрам:
шой грех или что шоколад не дает значительной прибавки • широта;
• гибкость;
в весе);
3) добавить новую когницию (например, вспомнить, • иерархизированность.
что хотя шоколад и увеличивает вес, но зато благотворно
влияет на умственную деятельность).




Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем
В качестве цели деятельности выступает ее про-
дукт. Он может представлять собой реальный физиче- больше времени занимает у него данный вид деятельности
ский предмет, создаваемый человеком, определенные и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень
знания, умения и навыки, приобретаемые входе деятель- развития такой деятельности, имеющийся только у челове-
ности, творческий результат (мысль, идея). ка, - научное и художественное творчество.
Предметом деятельности называется то, с чем она Задача как частный ситуационно-мотивационный фак-
непосредственно имеет дело. Так, например, предметом тор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия,
познавательной деятельности является всякого рода ин- направленного на достижение определенной цели, орга-
формация, предметом учебной деятельности - знания, низм наталкивается на препятствие, которое необходимо
умения, навыки и т. д. преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача
может возникать в процессе выполнения самых различ-
Всякая деятельность имеет определенную структуру.
ных действий и поэтому также неспецифична для потреб-
В ней обычно выделяют действия и операции как основ-
ностей, как и интерес.
ные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющую Желания и намерения - это сиюминутно возникаю-
вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. щие и довольно часто сменяющие друг друга мотиваци-
Например, действиями, входящими в состав трудовой онные субъективные состояния, отвечающие изменяю-
деятельности, можно считать знакомство с задачей, по- щимся условиям выполнения действия.
иск необходимых инструментов, материалов и т. п.
Операцией называют способ осуществления действия.
В качестве средств осуществления деятельности
для человека выступают те инструменты, которыми он
пользуется, выполняя те или иные действия и операции.
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и
внутренние компоненты. К внутренним относятся
анатомо-физиологические структуры и процессы, участвую-
щие в управлении деятельностью со стороны центральной
нервной системы, а также психологические процессы и со-
стояния, включенные в регуляцию деятельности. К внеш-
ним компонентам можно отнести разнообразные движе-
ния, связанные с практическим выполнением деятельности.



22
42. Приемы деятельности
4 1 . Виды деятельности
Автоматизированные, сознательно, полусознательно
Общение, игру, учение и труд следует рассматри-
и бессознательно контролируемые приемы деятельности
вать в качестве основных видов деятельности людей.
называются соответственно умениями, навыками и
Общение - первый вид деятельности, возникающий
привычками.
в процессе индивидуального развития человека, за ним
Умения - это элементы деятельности, позволяющие
следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности
что-либо делать с высоким качеством, например точно и
носят развивающий характер, т. е. при включении и ак-
правильно выполнять какое-либо действие, операцию,
тивном участии в них ребенка происходит его интеллек-
серию действий или операций.
туальное и личностное развитие. Общение рассматрива-
Навыки - это полностью автоматизированные, инс-
ется как вид деятельности, направленной на обмен
тинктоподобные компоненты умений, реализуемые на
информацией между общающимися людьми. Об-
уровне бессознательного контроля. Если под действием
щение может быть непосредственным и опосредован-
понимать часть деятельности, имеющую четко поставлен-
ным, вербальным и невербальным. При непосредст-
ную сознательную цель, то навыком также можно назвать
венном общении люди находятся в прямых контактах
автоматизированный компонент действия.
друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмени-
При автоматизации действий и операций, их превра-
ваются вербальной или невербальной информацией, не щении в навыки в структуре деятельности происходит ряд
пользуясь для этого никакими вспомогательными сред- преобразований. Во-первых, автоматизированные дей-
ствами. При опосредованном общении прямых кон- ствия и операции сливаются в единый, целостно протекаю-
тактов между людьми нет. Они осуществляют обмен ин- щий акт, именуемый умением (например, сложная систе-
формацией или через других людей, или через средства ма движений человека, пишущего текст, выполняющего
записи и воспроизведения информации (книги, газеты, спортивное упражнение, проводящего хирургическую опера-
радио, телевидение, телефон, факс, Интернет и т. п.). цию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающе-
Игра - это такой вид деятельности, результатом кото- го лекцию и т. д.). При этом лишние, ненужные движения
исчезают, а количество ошибочных резко уменьшается. Во-
рого не становится производство какого-либо материаль-
вторых, контроль за действием или операцией при их авто-
ного или идеального продукта (за исключением деловых
матизации смещается с процесса на конечный результат,
и конструкторских игр). Существует несколько типов игр:
а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним,
индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные,
проприоцептивным. Скорость выполнения действия и
ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры
операции резко возрастает, достигая некоторого оптиму-
представляют собой такой род деятельности, когда игрой
ма или максимума. Все это обычно происходит в резуль-
занят один человек, групповые - включают несколько
тате упражнений и тренировки.
индивидов. Предметные игры связаны с включением


44. Речь, ее функции. Речь и язык
43. Адаптация, ее механизмы. Дезадаптация
Адаптация - это динамический процесс, благодаря кото- Речью называют особую и наиболее совершенную
рому подвижные системы живых организмов, несмотря форму общения, свойственную только человеку. Речь об-
на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, ладает огромными выразительными возможностями, ко-
необходимую для существования, развития и продолже- торые передают психическое состояние говорящего. Речь -
ния рода. Именно механизм адаптации, выработанный это психическая функция, дающая человеку возможность
в результате длительной эволюции, обеспечивает воз- понимать и быть понятым, преодолевая препятствия вре-
можность существования организма в постоянно меняю- мени и расстояния. Она переводит психические явления
щихся условиях среды. в доступный наблюдению процесс, и, наоборот, в случае
Значимое место в деятельности человека занимает со- понимания звучащей речи такой процесс воплощается
циальная адаптация. Социальной адаптацией называ- в мысль, психический продукт. Благодаря речи (устной
ется процесс эффективного взаимодействия личности и особенно письменной) индивидуальное сознание каж-
с социальной средой. дого человека не ограничивается рамками личного опыта,
Если ощущается наличие внешних и/или внутренних а питается и обогащается результатами многовекового
барьеров, адаптация осуществляется с помощью следую-
опыта. Наблюдения и знания всех людей становятся дос-
щих защитных механизмов.
тоянием каждого живущего на Земле.
Отрицание - его суть в игнорировании травмирую-
Коммуникативная функция речи включает в себя
щей информации.
ее функции как средства выражения и средства воз-
Регрессия — возврат к более ранним инфантильным
действия. Всякая речь говорит о чем-то, т. е. имеет ка-
формам поведения («впадать в детство») или использова-
кой-то предмет; всякая речь вместе с тем выражает что-
ние более простых и привычных стереотипных действий.
то, то или иное отношение говорящего к тому, о чем он
Формирование реакции — замена неприемлемых
говорит, и к тем, к кому обращается. Речь как сред-
импульсов, эмоциональных состояний на противополож-
ство выражения включается в совокупность вырази-
ные (агрессивность заменяется мягкостью).
тельных движений наряду с невербальными средства-
Вытеснение - неосознанное подавление отрицатель-
ми общения - жестом, мимикой, пантомимикой и
ного психического состояния путем устранения из созна-
прочим. Интонации, модуляции голоса, паузы, ритм и
ния и перевода в бессознательное (человек как бы «забы-
расстановка слов (в письменной речи) - все эти эле-
вает» плохое).
менты являются специфически речевыми вырази-
Подавление - устранение болезненных событий на ос-
телями коммуникации. Чем выразительнее речь,
нове сознания (избегание отрицательной информации).
Замещение - изменение объекта, вызвавшего отри- тем больше в ней открывается внутренний мир, лич-
цательное психическое состояние, либо замещение по- ность говорящего.


23
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, в игровую деятельность человека каких-либо предме-
заключается в том, что человек в состоянии изменять тов. Сюжетные игры разворачиваются по определен-
структуру умений - навыков, операций и действий, вхо- ному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.
дящих в состав умений, последовательность их выполне- Ролевые игры допускают поведение человека, ограни-
ния, сохраняя при этом неизменным конечный результат. ченное определенной ролью, которую в игре он берет на
Умения в отличие от навыков всегда опираются на ак- себя. Наконец, игры с правилами регулируются опреде-
тивную интеллектуальную деятельность и обязательно ленной системой правил поведения их участников. Нередко
включают в себя процессы мышления. Сознательный ин- в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-
теллектуальный контроль - это главное, что отличает ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правила-
умения от навыков. ми и т. п.
Умения и навыки делятся на несколько типов:
Тем не менее игры имеют большое значение в жизни
двигательные, познавательные, теоретические и практи-
людей. Для детей игры имеют по преимуществу разви-
ческие. Двигательные включают разнообразные дви-
вающее значение, а у взрослых служат средством ком-
жения, сложные и простые, составляющие внешние, мо-
муникации, зачастую имея релаксирующее (расслабляю-
торные аспекты деятельности. Познавательные умения
щее) значение.
включают способности, связанные с поиском, восприяти-
Учение выступает как вид деятельности, целью кото-
ем, запоминанием и переработкой информации. Теоре-
рого является приобретение человеком знаний, умений и
тические умения и навыки связаны с абстрактным ин-
навыков. Учение может быть организованным и осуществ-
теллектом. Они выражаются в способности человека
ляться в специальных образовательных учреждениях.
анализировать, обобщать материал, строить гипотезы,
Именно благодаря труду человек построил современ-
теории, производить перевод информации из одной зна-
ковой системы в другую. Практические навыки необ- ное общество, создал предметы материальной и духов-
ходимы для выполнения конкретной деятельности. ной культуры, преобразовал условия своей жизни таким
образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего,
Большое значение в формировании всех типов умений
практически неограниченного развития.
и навыков имеют упражнения. Упражнения необходимы
как на этапе выработки умений и навыков, так и в процес-
се их сохранения. Без них умения и навыки обычно
утрачиваются.
Еще один прием деятельности - привычка - часть
деятельности, которая человеком выполняется меха-
нически.




<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign