LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В психологии выделяются две формы «Я-концепции» - ния взрослых;
реальная и идеальная. В реальной «Я-концепции» 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как
главное - это представление личности о себе, о том, ка- исполнение роли;
кой «Я» есть («Я-реальное»). Идеальная «Я-концепция» 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся пони-
заключает в себе представление личности о своих жела- мать, чего от них ждет целая группа людей.
ниях, т. е. каким бы я хотел быть («Я-идеальное»). Те ат- Процесс социализации продолжается в течение всей
рибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет, жизни человека. Р. Гарольд предложил теорию, в кото-
отражены в «Я-идеальном». рой социализация взрослых рассматривается не
Степень адекватности «Я-концепции» напрямую связа- как продолжение детской социализации, а как про-
на с самооценкой личности - это оценка личностью цесс, в котором изживаются психологические при-
самой себя, своих возможностей, качеств и места сре- меты детства: отказ от детских мифов (таких, например,
ди других людей. Самооценка влияет на эффективность как всемогущество авторитета или идея о том, что наши
деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Со- требования должны быть законом для окружающих).
циальное взаимодействие является исходной точкой са- Американский психолог и социолог Ч. Кули исследо-
мооценки. При совершенствовании самооценки человек вал процесс постепенного понимания личностью отличия
ориентируется на некую референтную группу. Референт- своего «Я» от других личностей. В результате многочис-
ная группа - это реальная или воображаемая соци- ленных исследований он определил, что развитие кон-

—#
27. Темперамент, его виды 28. Характер, черты характера
Темперамент - это индивидуальные особенности че- В психологии понятие «характер» (от греч. charakter-
ловека, определяющие динамику протекания его психи- печать, чеканка) означает совокупность устойчивых ин-
дивидуальных особенностей личности, складывающих-
ческих процессов и поведения.
ся и проявляющихся в деятельности и общении, обуслов-
Темперамент характеризует динамичность личности,
ливая типичные для нее способы поведения.
но не характеризует ее убеждения, взгляды, интересы,
Характер - это индивидуальное сочетание существен-
не является показателем ценности или малоценное™
ных свойств личности, выражающих отношение человека
личности, не определяет ее возможности (не следует
к действительности и проявляющихся в его поведении,
смешивать свойства темперамента со свойствами харак-
в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторо-
тера или способностями).
нами личности, в частности с темпераментом и способно-
Типы высшей нервной деятельности стями. Темперамент влияет на форму проявления харак-
и их соотношение с темпераментом тера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так,
настойчивость у холерика выражается в кипучей деятель-
Уравновешен- Подвижность Темпера-
Сила ности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
нервных ность нервных нервных мент Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - ме-
процессов процессов процессов тодично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент
перестраивается под влиянием характера: человек с силь-
Сильный уравновешенный подвижный сангвиник
ным характером может подавить некоторые отрицатель-
Сильный инертный флегматик
ные стороны своего темперамента, контролировать его
Сильный неуравновешенный холерик
проявления. С характером неразрывно связаны и способ-
Слабый меланхолик
ности. Высокий уровень способностей связан с такими
чертами характера, как коллективизм - чувство нераз-
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадос-
рывной связи с коллективом, желание работать для его
тен, легко переключается с одного вида деятельности на
блага, вера в свои силы и возможности, соединенная
другой, но не любит однообразной работы. Он легко конт-
с постоянной неудовлетворенностью своими достижения-
ролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой об-
ми, высокой требовательностью к себе, умением крити-
становке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь
чески относиться к своему делу. Расцвет способностей
громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается вырази-
связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не
тельными мимикой и жестами.
падать духом под влиянием неудач, работать организо-
Флегматик медлителен, спокоен, нетороплив, урав-
ванно, проявлять инициативу. Связь характера и способ-
новешен. В деятельности проявляет основательность,
А-
1
5
альная общность, с которой индивиды соотносят себя
цепции собственного «Я» происходит в ходе длительного,
как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки
противоречивого и запутанного процесса и не может
которой они ориентируются в своем поведении и само-
осуществляться без участия других личностей, т. е. без
оценке. Референтные группы подразделяются на группы
социального окружения. Каждый человек, по предполо-
присутствия и идеальные группы. Группа присутствия -
жению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспри-
референтная группа, членом которой является индивид.
нятых им реакциях других людей, с которыми он вступает
Идеальная референтная группа - группа, на нормы,
в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые
мнения, ценности которой индивид ориентируется в оцен-
говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит.
ке важных для него событий. Но сам в состав этой группы
Если эти утверждения повторяются достаточно часто, бо-
не входит. Идеальная референтная группа может
лее или менее постоянно и разными людьми, то девушка
быть реальной, а может быть воображаемой. Вооб-
в конечном счете ощущает себя хорошенькой и действует
ражаемая группа определяет жизненные идеалы индивида.
как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка
Этими эталонами (идеалами) могут быть стереотипные
будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего
образы («имиджи»), на которые ориентируют средства
возраста ее родители или знакомые будут разочаровы-
массовой информации.
вать ее и относиться к ней как к некрасивой.
«Социальное зеркало» постоянно действует, оно посто- Сложившаяся самооценка может быть как адекватной,
янно перед нами и так же постоянно изменяется. Эти из- когда человек правильно оценивает себя, так и неадек-
менения особенно видны, когда в детстве при оценке ватной - заниженной либо завышенной.
своих способностей человек ориентирован на мнение
тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а за-
тем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личнос-
тей, хорошо разбирающихся в предмете его способно-
стей. Поэтому можно сказать, что при достижении
зрелости личность уделяет наибольшее внимание соз-
данию образа социального «Я» на основании оценок
компетентных специалистов.




ностей выражается и в том, что формирование таких черт продуманность, упорство. Он, как правило, доводит нача-
характера, как трудолюбие, инициативность, решитель- тое до конца. Все психические процессы у флегматика
ность, организованность, настойчивость, происходит в той протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внеш-
же деятельности ребенка, в которой формируются и его не выражаются слабо, они обычно невыразительны.
способности. Например, в процессе труда как одного из Холерики быстры, чрезмерно подвижны, неуравнове-
основных видов деятельности развивается, с одной сто- шенны, возбудимы, все психические процессы протекают
роны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения
черта характера. Учение о характере называется харак- над торможением, свойственное этому типу нервной дея-
терологией. тельности, ярко проявляется в несдержанности, порывис-
тости, вспыльчивости, раздражительности холерика.
Общие черты характера проявляются в отношениях
личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, У меланхоликов медленно протекают психические
к самой себе. процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражи-
Воля является способностью человека преодолевать тели; длительное и сильное напряжение вызывает у лю-
препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно дей этого темперамента замедленную деятельность, а за-
она выступает в таких чертах характера, как целеустрем- тем и прекращение ее.
ленность, решительность, настойчивость, мужество. По
волевой активности характеры подразделяются на силь-
ные и слабые. Люди с сильным характером имеют
устойчивые цели, инициативны, смело принимают реше-
ния и реализуют их, обладают большой выдержкой, му-
жественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо
выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к ка-
тегории слабохарактерных. Им свойственно пассивное
проявление своих деловых и личных качеств.




16
•х- 30. Способности, их структура
29. Типы характера
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду
встречающихся типа строения тела и конституции чело- его возможности в той или иной деятельности. Эти воз-
века: астенический, атлетический и пикнический. можности приводят как к значительным успехам в овла-
девании деятельностью, так и к высоким показателям
Каждый из них он связал с особым типом характера.
труда.
Астенический тип характеризует небольшая толщина
тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Асте- При прочих равных условиях (уровень подготовленно-
ник - обычно худой или тонкий человек, из-за своей худобы сти, знания, навыки, умения, затраченное время, умствен-
кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. ные и физические способности) способный человек по-
У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие лучает максимальные результаты по сравнению с менее
руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой способными людьми.
мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Высбкие достижения способного человека являются
Атлетическому типу свойствен сильно развитый ске- результатом соответствия комплекса его нервно-психи-
лет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или ческих свойств требованиям деятельности.
высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной Всякая деятельность сложна и многогранна. Она
клеткой. У него плотная, высокая голова. предъявляет различные требования к психическим и фи-
Пикнический тип отличается развитыми внутренни- зическим силам человека. Если наличная система свойств
ми полостями тела, склонностью к ожирению при слабо- личности отвечает этим требованиям, то человек успеш-
развитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Это но и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если
человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается
плечами. неспособность к данному виду деятельности.
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и Вот почему способность нельзя свести к одному како-
отчасти подтверждено новейшими исследованиями в об- му-либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство про-
ласти психогенетики, определенным образом коррелиру- порции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез че-
ет со склонностью к психическим заболеваниям. Напри- ловеческой личности.
мер, маниакально-депрессивным психозом чаще всего Таким образом, способность можно определить как
болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. синтез свойств человеческой личности, отвечающий тре-
К шизофреническим заболеваниям более склонны асте- бованиям деятельности и обеспечивающий высокие дос-
ники и атлетики. тижения в ней.
Заболевания, по мнению Кречмера, представляют со- Структура способностей зависит от развития личности.


-г-
бой «карикатуры определенных нормальных типов лично- Выделяют два уровня развития способностей: реп-


32. Одаренность
31. Виды способностей
В отечественной психологии, прежде всего в трудах
Наиболее общей классификацией способностей явля-
С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, сделана попытка
ется деление их на две группы: общие и специальные.
дать классификацию понятий «способности», «одарен-
Каждая из этих групп делится на элементарные и
ность» и «талант» по единому основанию - успешности
сложные, а внутри них уже выделяются конкрет-
деятельности. Способности рассматриваются как индиви-
ные виды.
дуально-психологические особенности, отличающие од-
Под общими способностями понимается такая сис-
ного человека от другого, от которых зависит возмож-
тема индивидуально-волевых свойств личности, которая
ность успеха деятельности, а одаренность - как
обеспечивает относительную легкость и продуктивность качественно своеобразное сочетание способностей
в овладевании знаниями и осуществлении различных ви- (индивидуально-психологических особенностей), от
дов деятельности. Общие способности есть следствие которого также зависит возможность успеха деятель-
как богатого природного дарования, так и всестороннего ности.
развития личности. Зачастую способности считают врожденными, «данны-
Специальные способности - система свойств лич- ми от природы». Однако научный анализ показывает, что
врожденными могут быть лишь задатки, а способности
ности, которая помогает достигнуть высоких результатов
являются результатом развития задатков.
в какой-либо специальной области деятельности, напри-
Задатки - врожденные анатомо-физиологические осо-
мер литературной, изобразительной, музыкальной, сце-
бенности организма. К ним относятся прежде всего осо-
нической и т. п. К специальным способностям следует отнести
бенности строения головного мозга, органов чувств и
и способности к практической деятельности, а именно:
движения, свойства нервной системы, которыми орга-
конструктивно-технические, организаторские, педагоги-
низм наделен от рождения.
ческие и другие. Чем выше развиты общие способности,
На развитие способностей оказывают влияние особен-
тем больше создается внутренних условий для развития
ности высшей нервной деятельности. Так, от скорости об-
специальных способностей. В свою очередь, развитие спе-
разования и прочности условных рефлексов зависят быст-
циальных способностей, при известных условиях, положи-
рота и прочность овладения знаниями и навыками; от
тельно влияет на развитие интеллекта. быстроты выработки дифференцированного торможения
Практические способности не могут развиваться и ак- на сходные раздражители - возможность тонко улавливать
туализироваться в творческой деятельности без высокого сходство и различие между предметами или их свойства-
уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-тех- ми; от скорости и легкости образования и переделки дина-
мического стереотипа - приспособляемость к новым усло-
нические способности человека часто связаны с большим
виям и готовность быстро переходить от одного способа
научным дарованием: одаренный изобретатель нередко
выполнения деятельности к другому. Одаренность - это
вносит новшество не только в производство, но и в науку.


1
7
родуктивный и творческий. Человек, находящийся на сти». Тот тип нормальных людей, который по своим пси-
первом уровне развития способностей, обнаруживает хологическим особенностям напоминает шизофреников,
высокое умение усваивать знания, овладевать деятельно- Кречмер назвал «шизотимным»; тех, кто напоминает боль-
стью и осуществлять ее по предложенному образцу. На ных маниакально-депрессивным психозом, - «циклоти-
втором уровне развития способностей человек создает миками». «Шизотимикам» свойственны такие черты
новое, оригинальное. характера, как аристократичность и тонкость чувств,
склонность к отвлеченным размышлениям и отчуждению,
Нельзя, конечно, метафизически рассматривать эти
холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутст-
уровни. Во-первых, следует иметь в виду, что всякая реп-
вие эмоций. «Циклотимики» описываются им как люди,
родуктивная деятельность включает элементы творчест-
обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью,
ва, а творческая деятельность включает и репродуктив-
задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и
ную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых,
легкому восприятию жизни.
указанные уровни развития способностей не есть что-то
Швейцарский психолог и психиатр К. Юнг предложил
данное и неизменное, застывшее. В процессе овладева-
другую типологию характеров. Он связывал характеры
ния знаниями и умениями, в процессе деятельности че-
с направленностью личности и выделял ряд психосоцио-
ловек «переходит» с одного уровня на другой, соответ-
типов. Психосоциотип является врожденной психической
ственно изменяется и структура его способностей. Как
структурой, определяющей конкретный вид информаци-
известно, даже очень одаренные люди начинали с подра-
онного обмена личности с окружающей средой. Ученый
жания, а затем только по мере приобретения опыта про-
выделил четыре типа характера:
являли творчество.
1) экстравертный - интровертный;
2) рационалистический - иррационалистический;
3) мыслительный (логик) - эмоциональный;
4) ощущающий (сенсорный) - интуитивный.
Согласно К. Юнгу, каждый из этих чистых типов может
входить в сочетание с любым другим, образуя новые типы
характера.




Элементарные общие способности - основные
своего рода мера генетически и опытно предопределен-
ных возможностей человека адаптироваться к жизни. формы психического отражения: способность ощущать,
Специальная одаренность характеризуется наличи- воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осу-
ем у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющих- ществлять решения и запоминать.
ся в деятельности) возможностей - мнений, навыков,
Специальные элементарные способности - это
быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся
способности, присущие уже не всем людям, они предпо-
через функционирование стратегий планирования и ре-
лагают определенную выраженность каких-то качествен-
шения проблем.
ных сторон психических процессов.
В целом же можно представить одаренность как си-
Глазомер - способность с различной точностью вос-
стему, включающую следующие компоненты:
принимать, оценивать и сравнивать величины зрительно
* биофизиологические, анатомо-физиологические за-
воспринимаемых объектов, интервалов между ними и
датки;
расстояний до них.
* сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые по-
вышенной чувствительностью; Музыкальный слух - определенное качество слухо-
* интеллектуальные и мыслительные возможности, по- вого восприятия, проявляющееся в способности к различе-
зволяющие оценивать новые ситуации и решать новые нию музыкальных звуков и точному воспроизведению их.
проблемы; Общие сложные способности - способности к об-
* эмоционально-волевые структуры, предопределяю- щечеловеческим видам деятельности: труду, учению,
щие длительные доминантные ориентации и их искусст-
игре, общению друг с другом.
венное поддерживание;
Специальные сложные способности - способно-
* высокий уровень продуцирования новых образов,
сти к определенной профессиональной деятельности, воз-
фантазия, воображение и целый ряд других.
никшей в процессе истории человеческой культуры. Эти
А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую
способности обычно называют профессиональными.
структуру творческой одаренности. Он включил в нее:
* доминирующую роль познавательной мотивации;
* исследовательскую творческую активность, выража-
ющуюся в обнаружении нового, в постановке и решении
проблемы;
* возможности достижения оригинальных решений;
* возможности прогнозирования и предвосхищения;
* способности к созданию идеальных эталонов, обес-
печивающих высокие этические, нравственные, интел-
лектуальные оценки.



18
33. Талант. Гениальность 34. Эмоции и чувства
Высшую ступень развития способностей назы- Эмоциями и чувствами называются психические про-
вают талантом. Так же как и способности, талант пред- цессы, отражающие личную значимость и оценку внеш-
ставляет собой лишь возможность приобретения высокого них и внутренних ситуаций для жизнедеятельности чело-
мастерства и значительных успехов в творчестве. В ко- века в форме переживаний.
нечном счете творческие достижения зависят от общест- К эмоциям относятся такие состояния, как страх, гнев,
венно-исторических условий существования людей. Если тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение,
общество испытывает необходимость в талантливых лю- гордость и т. п. Психология прежнего времени перечис-
дях, если подготовлены условия для их развития, то появ- ляла бесчисленное множество подобных переживаний. То
ление таких людей становится возможным. общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями,
вызывает потребность в общем, групповом названии.
Пробуждение талантов общественно обусловлено. То,
Швейцарский психолог Эйген Блейлер (1857-1939)
какие дарования получат при наиболее благоприятных ус-
объединил чувства и эмоции под общим названием «эф-
ловиях полноценное развитие, зависит от потребностей
фективность».
эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят
перед государством. Например, в период войн можно наб- Эмоции проявляются как в определенных психических
людать рождение полководческих талантов. Талант - переживаниях, известных каждому по личному опыту, так
настолько сложное сочетание психических качеств лично- и в телесных реакциях. Как и ощущение, эмоции имеют
сти, что он не может быть определен какой-либо одной- положительный и отрицательный чувственный тон, связа-
единственной способностью. Скорее, наоборот, отсут- ны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство
ствие или, точнее сказать, слабое развитие какой-либо удовольствия при усилении переходит в аффект радости.
даже важной способности, как об этом свидетельствуют Удовольствие и неудовольствие проявляются в опреде-
психологические исследования, может быть с успехом ленной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях
компенсировано интенсивным развитием других способ- телесные реакции выражены гораздо реже. Так, радость
ностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта. и веселье проявляются в двигательном возбужде-
Гениальностью называют высший уровень развития нии: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети
способностей, создающий возможность достижения лич- прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице
ностью таких результатов, которые составляют эпоху (расширение мелких сосудов), ускорение умственных
в жизни общества, в развитии науки и культуры. Не су- процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чув-
ществует такого набора свойств, который определял бы ство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеет
гениальность. Люди, проявляющие себя как гении в од- место психомоторная задержка. Движения замедлен-


-г-
ной обстановке, не обязательно делают это в другой. На- ны и скудны, человек «подавлен». Осанка демонстрирует


35. Виды чувств и эмоций 36. Воля, волевой акт, волевой процесс,
волевые качества личности
Эмоциональная сфера человека бесконечно разнооб-
разна и богата. Как же ее классифицировать? Самый прос- В толковом словаре Ожегова воля трактуется как спо-
той и очевидный способ - разделить все эмоции на собность осуществлять поставленные перед собой цели.
положительные и отрицательные. Положительные Философы школы Платона определяли волю как «целеуст-
эмоции связаны с удовлетворением потребности лично- ремленность, соединенную с правильным рассуждением;
сти, а отрицательные - с неудовлетворением. Опишем благоразумное стремление; разумное естественное стрем-
некоторые виды чувств и эмоций. ление». Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие
философы приписывали воле в основном сдерживающую
Отвращение. Выражение «отвращение» в его первом
роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внут-
простейшем смысле относится к еде и обозначает нечто
ренней цензуры, чем являлась творческим агентом.
отвратительное на вкус («отворачивание» - отрицатель-
ная реакция на пищу). Отвращения к наружности, к разго- Современная психиатрия рассматривает волю как
вору, к нравственным свойствам человека и т. д. имеют ту психический процесс, заключающийся в способности
же мимику пищевого отвращения: те же движения рта, язы- к активной планомерной деятельности, направленной на
ка, вздрагивание, жест отталкивания и гортанные звуки. удовлетворение потребностей человека. Деятельность
рассматривается как произвольная и целенаправленная тог-

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign