LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

знанный перенос внимания с одного объекта на другой.
перцепцию называют устойчивой. Различают также
Так, например, продавец должен постоянно переключать
временную апперцепцию, в которой оказываются ситуа-
внимание с работы с кассой на диалог с покупателем,
тивно возникающие психические состояния личности
упаковку товара и т. п.
(сильные эмоции, действие установки и т. п.).
* Распределение внимания — возможность удер-
живать в сфере внимания одновременно несколько
объектов, выполнять несколько видов деятельности.
Даже маленький ребенок может одновременно слушать
мамину сказку и, к примеру, рисовать.
* Объем внимания — количество объектов, которое
человек способен воспринять при единовременном
предъявлении. Величина объема внимания зависит и от
быстрого включения, и от хорошего распределения вни-
мания. Взрослый человек может одновременно охватить
вниманием не более шести независимых друг от друга
объектов.
* Рассеянность внимания — невнимательность, ко-
торая, в свою очередь, происходит от разных причин.


10
18. Мышление, его виды, связь с речью
17. Память, ее процессы, свойства, виды
Мышление - это активное, целенаправленное, опос-
Человеческая память - это форма психического
редованное и обобщенное отражение окружающей дей-
отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении,
ствительности в сознании человека. Чувственное позна-
сохранении и последующем воспроизведении индиви-
ние является базой, опираясь на которую формируется
дом своего опыта. Наша память представляет собой об-
мышление. Исходным материалом мыслительной дея-
разование, которая функционирует благодаря взаимо-
тельности служат восприятие и формирующиеся на его
действию трех основных процессов: запоминания,
основе представления. Ведущую роль в мыслительной
сохранения и воспроизведения информации. Эти
деятельности играет аналитико-синтетическая дея-
процессы не только взаимодействуют, между ними су-
тельность. Она представляет собой неразрывное един-
ществует взаимная обусловленность.
ство двух мыслительных операций: мысленного раз-
Запоминание - основная задача этого процесса - ложения исходных образов на соответственные
точно, быстро и много запомнить. Различают непроиз- части (анализ) и последующего их соединения
вольное и произвольное запоминание. Непроизволь- в новые сочетания (синтез). Без анализа и синтеза
ное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство была бы невозможной такая важная мыслительная опе-
памяти, как избирательность. «Эффект Зейгарник» (был рация, как сравнение. Сравнивая между собой пред-
впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой меты, мы сперва расчленяем их на составные части, вы-
Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непро- деляем отдельные качества и свойства, а затем
сопоставляем их друг с другом. Сопоставление - это син-
извольно гораздо лучше запоминает действия неза-
тетическая операция. Сравнивая предметы, их качества и
вершенные, ситуации, не получившие естественно-
свойства, мы обнаруживаем в них как различия, так и
го разрешения.
сходство. Абстрагирование - это мыслительная опера-
Выделяют четыре вида памяти в соответствии с ти-
ция, суть которой состоит в мысленном отвлечении от
пом запоминаемого материала:
различных сторон и свойств предмета с целью выделе-
1) двигательная память, т. е. способность запоми-
ния одного какого-либо свойства или признака в каче-
нать и воспроизводить систему двигательных операций
стве существенного. Обобщение - синтетическая мысли-
(водить машину, плести косу, завязывать галстук и т. п.);
тельная операция, целью которой является установление
2) образная память, под ней подразумевается
общих признаков и качеств объектов. На основе анализа,
возможность сохранять и в дальнейшем использовать
синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения обра-
данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимо-
зуется главная логическая форма, на базе которой осуще-
сти от принимающего анализатора) слуховой, зри- ствляется мышление. Эта форма носит название понятия.
тельной, осязательной, обонятельной и вкусо- Понятие - это форма мысли, выражающая общие и су-
вой;

20. Интеллект, его структура
19. Воображение, его виды
Воображение - это психическая деятельность, со- Под интеллектом понимается совокупность самых об-
стоящая в создании представлений или мысленных об- щих умственных способностей, обеспечивающих успех
разов в человеческом сознании, никогда в целом не в решении разнообразных задач.
воспринимавшихся человеком в действительности. Оно По характеру операций оцениваются анализ запо-
позволяет представить результат деятельности до ее минания, синтез, познание содержания может представ-
начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно лять собой манипуляцию образами, преобразование
с этим связана способность человека находить новые смыслов поведения, действия с символами. По продук-
пути, делать открытия, искать способы решения возни- ту: интеллектуальная операция может представлять со-
кающих задач. бой элемент, класс, отношение, систему, трансформа-
цию и преобразование (рассуждение). Многообразные
Воображение представляет собой опережающее отраже-
сочетания операций, содержаний и результатов мысли-
ние действительности. Но следует заметить, что опережаю-
тельной деятельности создают возможность 120 различ-
щее отражение действительности, осуществляющееся
ных интеллектуальных способностей. Гилфорд считает,
в рамках воображения, происходит в конкретно-образной
что тип интеллекта конкретного человека будет опреде-
форме в виде ярких представлений, в то время как опере-
ляться преобладанием какой-либо комбинации из этих
жающее отражение в процессах мышления происходит
120 вариантов. .Большинство ученых предполагает, что,
путем оперирования абстрактными понятиями.
как и все функции психики, интеллект находится под воз-
Простейшая форма синтезирования - агглютинация.
действием, с одной стороны, наследственности, с другой -
Агглютинация предполагает «собирание» различных в по-
подвержен влиянию окружающей среды, называемой
вседневной жизни несоединенных качеств, свойств, час-
адаптационной обусловленностью.
тей. Известна также близкая по форме к агглютинации
гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует Наследственная обусловленность связана со
усиленное преувеличение или преуменьшение каких- следующими факторами:
либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для 1) генетическая обусловленность;
воображения характерен отказ от реальности, который 2) физическое и психическое состояние матери в пре-
позволяет определить данный психический процесс как про- натальный период (во время беременности);
цесс преобразующего отражения действительности. 3) хромосомные аномалии, ярким примером которых
Ценность воображения заключается в том, что оно является болезнь Дауна;
позволяет принять решение и найти выход из проблем- 4) условия экологии;
ной ситуации даже при отсутствии полной информации, 5) употребление специфических медикаментозных
необходимой для мышления. Человеческая фантазия поз- средств, алкоголя, наркотиков и т. п.


11
щественные признаки объектов. Понятие выражается 3) эмоциональная память запечатлевает пережитые
словом. Ярко выраженными абстракциями являются на- нами чувства, особенности эмоциональных состояний и
учные понятия, например абсолютный нуль, масса и т. д. аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака,
Понятия играют важную роль в научном познании. Каждая скорее всего даже став взрослым, еще долго будет испы-
конкретная наука представляет собой строго выстроен- тывать неприязнь к этим животным (память страха);
ную систему понятий. Благодаря им человек глубже по- 4) высший вид памяти, присущий только человеку, -
знает мир в существенных связях и отношениях. память вербальная (словесно-логическая, семан-
Язык выполняет в мышлении опосредованную роль. тическая). С ее помощью осуществляется большинство
Язык - это система знаков, наделенных опреде- мыслительных действий и операций (счет, чтение и т. д.),
ленными значениями. Слово - материальная оболоч- образуется информационная база человеческого интел-
ка мысли. лекта.
Исследователи установили, что в своем становлении Сохранение информации. Основное требование,
мышление проходит две стадии: допонятийную и по-
предъявляемое к памяти: хранить информацию на-
нятийную. Допонятийное мышление делится на два ос-
дежно, долго и без потерь. Выделяют несколько
новных вида. Первый из них - наглядно-действенное
уровней памяти, различающихся по тому, как долго на
мышление. Этот вид мышления опирается на непо-
каждом из них может сохраняться информация:
средственное восприятие предметов, реальное фи-
* сенсорный (непосредственный) тип памяти -
зическое преобразование ситуации в процессе действий
данные сохраняются в течение 0,1-0,5 с;
с предметами. Наглядно-действенное мышление преоб-
* кратковременная память - необходимое для ре-
ладает у ребенка 2-3-летнего возраста. Второй вид до-
шения сиюминутных проблем время;
понятийного мышления - наглядно-образное мыш-
* долговременная память - емкость и длительность
ление. При наглядно-образном мышлении человек
хранения информации в долговременной памяти могут
оперирует не только предметами, но и их образа-
быть безграничными;
ми. Логическое мышление осуществляется на базе
* промежуточная память - сохранение информа-
четких, ясно осознаваемых формализованных понятий-
ции в течение нескольких часов;
ных структур, а интуитивное мышление осуществля-
ется на бессознательном уровне и оперирует образами и * оперативная память - выполнение определенной
нечеткими формальными структурами. Этот вид мышле- деятельности.
ния не обладает выраженными этапами и быстротой про-
текания, формируется в 6-7 лет.




Адаптационная же обусловленность проявляет- воляет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и
ся в следующем: предоставить себе искомый результат.
1) особенности питания ребенка, большое значение Виды воображения
имеют первые 1,5 года жизни; Воссоздающее воображение, заключающееся
2) психическая стимуляция интеллектуальной активно- в создании образов, объектов, ранее не воспринимав-
сти ребенка со стороны взрослых: родителей, педагогов; шихся в соответствии с их словесным описанием или
3) количество детей в семье, ее социальный статус. изображением.
В психологической практике получили значительное Творческое воображение, предполагающее само-
распространение системы измерений интеллекта, такие, стоятельное создание новых образов, которые воплоща-
например, как тест Стенфорд—Бине, шкала Вексле- ются в оригинальных продуктах научно-технической и ху-
ра. «Коэффициент интеллектуальности» (IQ) позво- дожественной деятельности.
ляет соотнести уровень интеллектуальных возможностей Мечта представляет собой особый вид творческого
индивида со средними показателями своей возрастной и воображения. Создание образов желаемого будущего, не
профессиональной категории. Согласно результатам ис- воплощенных непосредственно в те или иные продукты
следований у каждого третьего человека IQ соответствует деятельности. Мечта является разновидностью предна-
среднему значению и находится между 84-100 баллами. меренного пассивного воображения.
Низкий показатель IQ - от 10 до 84 баллов (такие показа- Грезами называют непреднамеренное пассивное во-
тели обычно встречаются у умственно отсталых лиц), вы- ображение, продуцирующее образы, которые не могут
сокий коэффициент - от 116 до 180 баллов. воплотиться в жизнь.




12
22. Социальный статус и социальная роль
2 1 . Человек, индивид,
личность, индивидуальность Социальной ролью в психологии называют вырабо-
Человек - это живое телесное существо, жизнедея- танную обществом программу действий человека в опре-
тельность которого представляет собой основанный на деленных обстоятельствах. Эта программа определяется
материальном производстве, осуществляющийся в сис- социальным статусом индивида. Всякий индивид взаи-
теме общественных отношений процесс целенаправлен- модействует в течение жизни со многими индивидами.
ного, преобразующего воздействия на мир и на самого В социуме поступки людей, их отношения и взаимодей-
человека для обеспечения его существования, функцио- ствия в решающей степени определяются положением
нирования и развития. (позицией), которое они занимают в обществе и в соци-
Индивид - это единичный представитель человече- альной группе.
ского рода, носитель всех психофизических и социальных Социальным статусом называется определенная по-
черт человечества. Индивид обладает следующими при- зиция, занимаемая индивидом в обществе или социаль-
знаками: ной группе, связанная с другими позициями через систе-
1) признаком целостности, который указывает на сис- му прав и обязанностей. Набор конкретных функций,
темный характер связей между многообразными функция- которые должен выполнять человек в социальной группе,
ми и механизмами, реализующими жизненные отноше- обществе, и тех условий, которые должны быть предос-
ния индивида; тавлены ему для осуществления этих функций, фиксиру-
ются в статусе. То есть понятие «социальный статус» ха-
2) устойчивостью, определяющей сохранность основ-
рактеризует место личности в системе общественных
ных отношений индивида к действительности, предлагая
связей, ее деятельность в различных сферах жизни и
вместе с тем существование моментов пластичности,
оценку деятельности личности со стороны общества. Со-
гибкости, вариативности;
циальный статус отражается во внутренней позиции ин-
3) активностью, обеспечивающей способность к само-
дивида (ценностные ориентации, установки и т. д.).
изменению, преодолению зависимости от ситуаций.
Индивидом можно назвать и двухнедельного младенца, Но следует помнить, что права и обязанности человека
и взрослого на стадии дикости, и образованного человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав
из цивилизованной страны. При этом нельзя полностью и обязанностей по отношению к нему других людей. На-
игнорировать действие физиопсихологических факторов: пример, позиция директора продуктового магазина соот-
возрастных особенностей, пола, темперамента, способ- носительна с позицией подчиненных ему продавцов,
ностей и т. д. налоговых инспекторов, инспекторов санитарно-эпиде-
миологической службы и т. д. Во всех этих случаях дирек-
Личность прежде всего является субъектом деятельно-
тор наделен своеобразным набором прав и обязанностей.
сти и отношений. Личность - это социально-психологи-

-I- 24. Черты личности
23. Структура личности
Психологи всего мира признают, что личность пред- Черты личности являются основополагающим элемен-
ставляет собой сложное, внутренне структурированное том ее структуры. Американский психолог Гордон Уил-
образование. Но состав структурных элементов, образую- лард Олпорт (1897-1967) считал личность динамиче-
щих личность, понимается различными исследователями ской организацией тех психофизиологических систем
неоднозначно. Внутренняя структурированность личности внутри индивидуума, которая определяет характер-
находится в прямой зависимости от истолкования поня- ное для него поведение и мышление. Поведение и
тия «личность». мышление личности определяются содержанием и соче-
танием ее личностных черт. Таким образом, исходя из
Некоторые отечественные психологи личность рас-
данного понимания личности можно заключить, что чер-
сматривают как биосоциальное существо и выде-
та личности является основной структурной еди-
ляют в ней две подструктуры: «эндопсихическую» и «эк-
ницей в системе личности. Черты личности - это пси-
зопсихическую». «Эндопсихика» имеет биологическую,
хологические особенности, преобразующие множество
природную основу, как подструктура личности выражает
стимулов и обусловливающие множество эквивалентных
внутреннюю взаимозависимость психических элементов
ответных реакций. Та или иная черта актуализируется
и функций, представляет собой как бы механизм челове-
(проявляется, осуществляется) в какой-то определенной
ческой личности, осуществляемый с нервно-психической
ситуации. Например, черта доминирования способна
организацией человека. Такие черты, как восприимчи-
проявляться лишь тогда, когда человек находится в при-
вость, особенности памяти, мышления, воображения,
сутствии значимых других: со своими подчиненными, со
эмоционально-волевые усилия, импульсивность и дру-
своими родственниками и т. п. Однако черта доминиро-
гие, включены в структуру «эндопсихики». «Экзопсихи-
вания не актуализируется в ситуации, когда, к примеру,
ка» определяется социальными факторами и обусловли-
человек увидит выпавшую из кармана прохожего сторуб-
вает отношение человека к внешней среде, т. е. к сфере
левую купюру. Здесь может проявиться такая его черта,
того, что противостоит личности, к чему она так или иначе
как нечестность или, наоборот, честность. Это означает,
может относиться. «Экзопсихика» включает в себя систе-
что разнообразные ситуации формируют достаточно ши-
му отношений человека и его опыт, под которым понима-
рокий набор черт личности, обеспечивающих многооб-
ются интересы, убеждения, идеалы, сформировавшиеся
разные реакции, вариативное поведение личности.
знания и т. д.
Согласно другой концепции структуры личности, раз-
Отечественный психолог Артур Владимирович Пет-
работанной англо-американским психологом Рэймондом
ровский (р. 1924) сформулировал наиболее последова-
Кеттелом, личностные черты составляют ядро струк-
тельную концепцию структуры личности, основанную
туры личности. Личностные черты несут ответствен-
на понимании личности как социального, «сверх-


13
ческая сущность человека, которая формируется в ре-
Из конкретного примера следует, что каждый человек
зультате усвоения человеком общественных форм созна-
включен не в одну социальную связь, а является своеоб-
ния и поведения, общественно-исторического опыта че-
разным пересечением великого множества связей, взаи-
ловечества. Именно под влиянием деятельности, общения,
модействий и отношений с другими людьми по различно-
воспитания и обучения человек становится личностью.
му поводу, выполняя всякий раз определенные функции.
Быть личностью - значит постоянно строить самого
Этот же директор продуктового магазина является жен-
себя и других людей, обладать тем набором приемов и
щиной, матерью, женой, членом какой-либо политиче-
средств, с помощью которых можно владеть собственным
ской партии и т. д.
поведением. Объектом внимания личности служит не
Понятие «статусный набор» применяется для обозна-
только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее
чения всей совокупности статусов данного челове-
чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе,
ка. В этой совокупности выделяют главный, называемый
самооценку, способность к самоанализу и самореализации.
интегральным, статус. Окружающие отождествляют
Личность представляет собой особый социально-пси-
индивида именно по интегральному статусу. Нередко
хологический тип, противоположный по своим характерис-
главный статус обусловлен должностью или профессией
тикам индивиду. Личность - это автономный (в опре-
человека (певец, врач, президент). Но это может быть так-
деленной степени независимый от общества) человек,
же социальное происхождение (граф) или расовая при-
умеющий управлять собой, обладающий само-
надлежность (европеец).
сознанием, имеющий активную жизненную пози-
Статусная позиция человека бывает двух уровней: со-
цию, свой взгляд на вещи и т. п.
циально-групповой и личной.
Социально-групповая предполагает положение, за- Личность каждого человека наделена только ей прису-
нимаемое индивидом в обществе как представителем щим сочетанием психических черт и особенностей, со-
большой социальной группы (пола, расы, национально- ставляющих своеобразие каждого человека, его непохо-
сти, слоя, религии, профессии и т. д.). Этот статус зави- жесть на других людей. Такое своеобразие психики и
сит от положения той или иной социальной группы в со- личности индивида, их неповторяемость называ-
циальной сертификации общества. ется индивидуальностью. Она проявляется в свой-
Личным называется статус индивида в малой группе ствах темперамента, характера, установках, привычках,
(семье, студенческой группе, неформальной группе сверст- способностях и т. д.
ников и т. д.).




ность за то, что будет делать личность в той или иной си- чувственного» качества человека. Согласно данной
туации. Кеттел считал, что черты личности представляют концепции в структуру личности входят три подсисте-
собой относительно постоянную тенденцию реагировать мы, выражающие представленное™ личности в различ-
определенным образом в разных ситуациях и в разное ных измерениях ее жизнедеятельности:
время. Спектр действия данных тенденций очень велик. 1) представленность индивида в пространстве индиви-
Выделяются исходные и поверхностные черты. Пер- дуальной жизнедеятельности характеризует индивидуаль-
вые представляют собой основополагающие элементы ность, или интраиндивидуальная подсистема;
структуры личности. Под этими элементами подразуме- 2) представленность индивида в межличностных отноше-
ваются некие объединяющие элементы и факторы, опре- ниях характеризует интериндивидуальная подсистема;
деляющие то постоянство, которое наблюдается в пове- 3) представленность индивида в других людях характе-
дении человека. ризует надиндивидуальная подсистема.
Топографическая модель структуры личности
Р. Кеттелом было проведено обширное исследование
австрийско-американского психоаналитика Зигмунда
с использованием факторного анализа. Результаты ис-
Фрейда (1856-1939) выделяет в структуре личности
следования показали, что основополагающие структуры
три главных психологических компонента:
личности образуются примерно 16 исходными чертами.
• «Оно» (Ид);
Все исходные черты подразделяются на два подтипа:
конституциональные черты, т. е. развивающиеся из • «Я» (Эго);
биологических и физиологических данных индивида, и • «Сверх-Я» (Суперэго).
черты, сформированные окружающей средой, ко- «Оно» представляет собой локализованную в бессо-
торые обусловлены влиянием социума, культуры, т. е. ус- знательную подструктуру личности, состоящую из наибо-
воены в процессе научения. лее примитивных, инстинктивных побуждений, стремя-
щихся к немедленному удовлетворению. «Я» трактуется
как подструктура личности, связанная с сознанием,
управляющая контактами с внешним миром и отвечающая за
принятие решений. В отличие от «Оно», ищущего удоволь-
ствия, «Я» подчиняется принципу реальности. «Сверх-Я» -
подструктура, функционирующая на основе освоенных
индивидом социально значимых норм и стандартов пове-
дения. Фрейд называл «Сверх-Я» внутренним надзирате-
лем, критиком, источником нравственного самоограни-
чения личности.


14
25. «Я-концепция» личности, самооценка 26. Социализация личности
«Я-концепция» - это относительно устойчивая, в боль- Социализация - это процесс, посредством которого
шей или меньшей степени осознаваемая система пред- индивидом усваиваются нормы его группы таким образом,
ставлений индивида о самом себе, на основе которой он что через формирование собственного «Я» проявляется
относится к самому себе и строит свое взаимодействие уникальность данного индивида как личности, процесс ус-
с другими людьми. воения индивидом образцов поведения, социальных норм
Американский психолог К. Роджерс (1902-1987) раз- и ценностей, необходимых для его успешного функциони-
работал феноменологическую теорию личности, в которой рования в данном обществе.
«Я-концепция» определяется как организованный, пос- Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необ-
ледовательный, концентрированный гештальт, составлен- ходимо действие трех фактов: ожидания, изменения по-
ный из восприятий свойств «я» или «меня» и восприятий ведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
взаимоотношений «я» или «меня» с другими людьми и Процесс формирования личности, по его мнению, проис-
различными аспектами жизни, а также ценности, связан- ходит по трем различным стадиям:
ные с этими восприятиями. 1) стадии подражания и копирования детьми поведе-

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign