LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

управления;
ным примером, в управлении воздействия среды на лич-
ность, а также управлении его трудовой деятельностью. • сплоченность, взаимопонимание, защищенность,
Педагог согласовывает содержание и формы труда с пе- чувство локтя - психологический климат. Взаимопо-
дагогическими целями, направляет трудовую деятель- мощь, доброжелательность, здоровая критика и самокри-
ность таким образом, чтобы она требовала от учеников тика, соревнование;
проявления тех или иных качеств, оценивает эффектив- • разумное сочетание личных и общественных интересов.
ность воспитательных воздействий. Теория коллектива была разработана А. С. Макаренко.
Самооценка ребенка изменяется под влиянием успехов Он сформулировал закон жизни коллектива: движение -
в трудовой деятельности, что, в свою очередь, меняет ав- форма его жизни, остановка - смерть.
торитет школьника в классе. Учитель должен поддержать На всех стадиях развития коллектива возникают и креп-
и направить развивающийся интерес не только на свой нут традиции - устойчивые формы коллективной жизни
предмет, но и на другие области познания. Под влиянием (большие и малые).
этого интереса будет развиваться самопознание. Главная
развивающая функция труда - это переход от само-
оценки к самопознанию. Кроме этого, в процессе труда
развиваются способности, умения и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды мышления.
Вследствие коллективности труда школьник получает на-
выки работы, общения, сотрудничества, что улучшает
адаптацию в обществе.




На основе ведущих дидактических принципов и анализа любовью к родной природе, родному краю, городу, гор-
интересов и склонностей школьников были разработаны дятся результатами труда своих родителей, постепенно
различные формы экологического воспитания: а) массо- приобщаются к понятию Родина.
вые, б) групповые, в) индивидуальные. В процессе художественно-творческой деятельности
совершенствуется память, особенно зрительная и музы-
К массовым формам относятся работа учащихся по
кальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится
благоустройству и озеленению помещений и территории
в их зрительной памяти.
школы, природоохранные кампании и праздники; конфе-
ренции; экологические фестивали, ролевые игры, работы В процессе эстетической и художественной деятельно-
на пришкольном участке. сти совершенствуются мыслительные операции: синтез,
К групповым - клубные, секционные занятия юных дру- анализ, сравнение, развиваются умственные способности,
зей природы; факультативы по охране природы и основам умение планировать свою деятельность. Это содействует
экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспе-
для изучения природы; экологические практикумы. чивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.
Индивидуальные формы предполагают деятельность По выражению А. С. Макаренко, инструментом прикос-
учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблю- новения к личности, способом, с помощью которого совер-
дения за животными и растениями; изготовление поде- шается целенаправленное педагогическое воздействие на
лок, фотографирование, рисование, лепку. сознание и поведение воспитанников, является метод.
Важная воспитательная задача - убедить учащихся Основными методами, которые используются в эстети-
в том, что все окружающие существа - звери, птицы, ческом воспитании, являются:
рыбы, растения - наши соседи на планете. * наблюдение за окружающей действительностью;
сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин,
простые наблюдения за природой (за снежинками, за об-
лаками и т. д.);
* также большое значение имеют беседы и рассказы,
в них ребенок может высказать свое мнение;
• развитие самостоятельных действий - воспитатель
предлагает найти способ решения намеченного задания
или собственного замысла;
• включение в трудовое воспитание - учить детей по-
знавать красоту труда.



44
85. Воспитание в семье
Семейное воспитание - общее название для про-
цессов воздействия на детей со стороны родителей и
других членов семьи с целью достижения желаемых ре-
зультатов.
История нам напоминает: все государства в разное
время имели свои трудности - революции, войны, эконо-
мический и культурный спад. Выстояли же и стали могу-
щественными только те, где не была разрушена основная
ячейка общества - семья.
Родительское требование к себе, родительское уважение
к своей семье, родительский контроль над каждым своим
шагом - вот первый и самый главный метод воспитания.
Средства воспитания. Как воспитывать ребенка, ка-
кими средствами воздействовать? Перечислим основ-
ные: фольклор (сказки), родительский авторитет, труд,
учение, природа, домашний быт, обычаи, традиции, об-
щественное мнение, духовный и моральный климат в семье,
пресса, радио, телевидение, режим дня, игрушки, спорт
и т. д.
Классификация типов семейных отношений.
В каждой семье объективно складывается определенная,
далеко не всегда осознанная ее членами система воспи-
тания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания,
и формулировка его задач, и более или менее целена-
правленное применение методов и приемов воспитания,
учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении
ребенка. Могут быть выделены 4 наиболее общие так-
тики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа се-
мейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешатель-
ство» и сотрудничество.




45
Выделяют три стиля воспитания:
1) демократический;
2) авторитарный;
3) попустительский.
При демократическом стиле прежде всего учитываются
интересы ребенка. Этот стиль называют стилем «согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается
свое мнение ребенку. Это стиль «подавления».
При попустительском стиле ребенок предоставлен са-
мому себе.
Рациональные условия отношений в семье:
1) разумная организация семьи (трудовые обязанно-
сти, традиции взаимопомощи и прочее). Не стоит также
забывать про учет возрастных особенностей;
2) педагогический такт;
3) общие увлечения, совместная деятельность.
Поведение детей, отклоняющееся от нормы.
Непослушание можно определить как форму сопротив-
ления требованиям, просьбам, советам родителей, нрав-
ственным нормам общественного поведения. Оно может
выступать в форме шалости, озорства, проступка.
Содержание
Психология
Понятие науки психологии, ее предмет и объект , 3
Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, проективные методы, опрос 3
Связь психологии с другими науками , 3
Структура современной психологии 3
Направления зарубежной психологии: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология ,. 5
Направления отечественной психологии; учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М, Бехтерева
о рефлекторной природе психики; культурно-историческая теория человеческой психики Л. С. Выготского §
Связь психики и организма. Мозг и психика 5
Понятие психического 5
Отличия психики животных от психики человека 7
Возрастные особенности, возрастная классификация 7
Сознание, самосознание, бессознательное , 7
Представления о сне и бодрствовании 7
Ощущения, их свойства, виды , 9
Пороги чувствительности 9
Восприятие, его виды и свойства 9
Внимание, его функции, физиология, виды, качества 9
Память, ее процессы, свойства, виды 11
Мышление, его виды, связь с речью 11
Воображение, его виды 11
Интеллект, его структура 11
Человек, индивид, личность, индивидуальность 13
Социальный статус и социальная роль 13
Структура личности 13
Черты личности 13
«Я-концепция» личности, самооценка 15
Социализация личности 15
Темперамент, его виды 15
Характер, черты характера 15
Типы характера..... 17
Способности, их структура 17
Виды способностей 17
Одаренность 17
Талант. Гениальность 19
Эмоции и чувства 19
Виды чувств и эмоций 19
Воля, волевой акт, волевой процесс, волевые качества личности 19
Потребность, цель, мотив, мотивация 21
Когнитивная теория мотивации 21
Иерархия потребностей (по А. Маслоу) 21
Деятельность, ее характеристики , 21
Виды деятельности 23
Приемы деятельности 23
Адаптация, ее механизмы. Дезадаптация 23
Речь, ее функции. Речь и язык 23
Виды речи 25
Общение, его структура 25
Функции общения 25
Коммуникативные стили и виды общения 25
Интерактивная сторона общения 27
Межличностная перцепция 27
Межличностная аттракция. Симпатия, дружба, любовь 27
Группа, классификация групп 27
Конформизм и нонконформизм 29
Социометрия 29
Понятие «лидер» 29
Сплоченность и конфликт 29

47
Педагогика
57. Педагогика, ее предмет, задачи и функции 3
58. Педагогические категории 3
59. Система педагогических наук 3
60. Связь педагогики с другими науками 3
61. Развитие педагогики 3
62. Развитие человека 3
63. Возрастная периодизация 3
64. Дидактика, ее принципы 3
65. Образование как система. Тенденции развития образования ....3
66. Цели обучения и образования
67. Содержание и принципы непрерывного образования
68. Государственный стандарт, учебный план, учебная программа и учебная литература
69. Структура процесса обучения
70. Мотивы учебной деятельности
71. Виды обучения
72. Методы обучения
73. Формы обучения :
74. Типы и виды уроков
75. Учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»
76. Виды и функции контроля
77. Педагогический процесс
78. Структура педагогических способностей
79. Цели, задачи, принципы и методы воспитания
80. Стимулы воспитания
81. Особенности воспитания в коллективе
82. Воспитание в игре. Воспитание в труде
83. Эстетическое воспитание
84. Экологическое воспитание
85. Воспитание в семье

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign