LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В.А. Петере



ШПАРГАЛКА
ПО ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКЕ


Учебное пособие




«ВЕЛБИ»
МОСКВА
2005
УДК [159.9+37.012.77](075.8)
ББК 88я73+74.00я73
П29




Петере В. А.
П29 Шпаргалка по психологии и педагогике: учеб. пособие.—М.: ТК Велби,
2005. - 48 с.

ISBN 5-98032-890-4


Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Психология
и педагогика».
Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая
небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке
к сдаче экзамена.


УДК [159.9+37.012.77](075.8)
ББК 88я73+74.00я73
Учебное издание


Петере Валерия Александровна

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Учебное пособие


Подписано в печать 01.11.04. Формат 60x90Vie.
Печать офсетная. Печ. л. 3,0, Тираж 10 000 экз. Заказ № 1322

ООО «ТК Велби»
107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов
в ОАО «Типография № 9»
г. Москва, ул. Волочаевская, 40.




© В. А. Петере, 2005
ISBN 5-98032-890-4 © ООО «ТК Велби», 2005
2. Методы психологии:
Психология
наблюдение, эксперимент,
1. Понятие науки психологии,
тесты, проективные методы, опрос
ее предмет и объект
Методы научного исследования - совокупность
Психология (от греч. psyche - душа и logia - понима- приемов и средств, с помощью которых ученые получают
ние, знание) - в дословном переводе наука о душе. достоверную информацию, используемую для построения
Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изуче- научных теорий и проверки их истинности.
ния психологии стал использоваться более научный 1. Наблюдение - это метод сбора эмпирической
термин «психика». Психика, как и душа, - это субъектив- информации с помощью органов чувств, который зак-
ная реальность, отличная от той, которую мы восприни- лючается в преднамеренном, целенаправленном, сис-
маем как внешнюю реальность. тематическом, непосредственном восприятии и регис-
В современной психологии лринято считать, что трации психологических фактов. Метод наблюдения
объектом психологического познания выступает имеет множество форм. По характеру объекта раз-
личают внутреннее и внешнее наблюдение. Внутрен-
психика человека, т. е. вся совокупность психологи-
нее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) -
ческих процессов, свойств и состояний, включающая
когда объектом наблюдения является сам наблюдатель
в себя многие субъективные явления.
(испытуемый). При внешнем наблюдении объект
У различных психологических школ и течений нет еди-
исследования наблюдается извне, со стороны. По ха-
ного мнения относительно предмета психологии. В пси-
рактеру контакта различают непосредственное на-
хоаналитической психологии предметом выступает
блюдение и опосредованное. При непосредственном
психика человека, включающая структуры сознания, бес-
наблюдении наблюдатель и объект наблюдения находятся
сознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предме-
в непосредственном контакте и взаимодействии. При
том является поведение. В отечественной психологии
опосредованном наблюдении исследователь знакомит-
предметом является психически управляемая деятель-
ся с наблюдаемым объектом косвенно, например изучая
ность.
документы. По упорядоченности времени различа-
ют сплошное и выборочное наблюдение. При сплош-
ном наблюдении ход событий фиксируется постоянно.
При выборочном исследователь фиксирует наблюдае-
мые процессы строго в определенные промежутки вре-
мени. По информированности участников различа-
ют скрытое и открытое наблюдение. В случае скрытого
наблюдения о присутствии наблюдателя исследуемым не

• - »


4. Структура современной психологии
3. Связь психологии с другими науками
Современная психология представляет собой разветв-
Рассмотрим взаимоотношения психологии и смежных
ленную систему научных дисциплин, связанных с раз-
с ней наук. Колыбелью психологии, как и многих других
личными областями науки и практики, составляющими
наук, стала философия. Еще в III в. до н. э. выдающийся
комплекс развивающихся психологических наук. Этот
философ античности Аристотель написал трактат «О душе».
комплекс по различным критериям можно разделить на
И в наши дни философия играет заметную роль в психо-
фундаментальные и прикладные, общие и спе-
логических исследованиях, потому что проблемы душев-
циальные психологические науки.
ной жизни не могут разрабатываться вне решения миро-
воззренческих проблем: об отношении материального и Общая психология носит фундаментальный характер,
идеального, телесного и духовного, объективного и субъек- изучает общие фундаментальные свойства, качества и со-
тивного, биологического и социального и т. д. Связь стояния, характеризующие психику в целом, формулирует
биологии и психологии прослеживается по нескольким некоторые универсальные принципы, основные понятия,
направлениям. Психология заимствовала некоторые об- которыми руководствуются и которые используются во всех
щебиологические теоретические положения для обосно- прикладных и специальных психологических дисциплинах.
вания закономерностей развития психики. Ведущую роль Психику человека и животных в конкретных сферах изуча-
в этом плане сыграла эволюционная теория Ч. Дарви- ют специальные отрасли психологии. Дифференциаль-
на. Например, многие авторы утверждают, что существу- ная психология выявляет и описывает индивидуальные
ет биогенетический закон, согласно которому онтогенез различия людей, их предпосылки и процессы развития.
(индивидуальное развитие человека) есть сокращенное В подотрасли этой психологии - возрастной психоло-
повторение филогенеза (развития человечества). Осно- гии - данные различия представляются по возрастам.
ватель школы психоанализа 3. Фрейд обозначал этапы Особое внимание уделяется изменениям, происходящим
индивидуального развития, находя их аналоги на различ- при переходе от одного возраста к другому (кризисы,
ных уровнях эволюции животного мира. Отрасль совре- смена ведущей деятельности и т. д.).
менной психологии зоопсихология активно использует Сравнительная психология исследует филогенети-
достижения этологии - науки о поведении животных. ческие формы психической жизни. В данной отрасли пси-
Несомненна зависимость решения психологических проб- хологии осуществляется сопоставление психики живот-
лем от данных генетики, предоставляющих материал ных и человека. Подотраслью сравнительной психологии
для осознания соотношения врожденного и приобретен- является зоопсихология, изучающая особенности пси-
ного в течение жизни человека. На базе связи с генетикой хики животных.
развивается специальная отрасль психологии - психо- Генетическая психология изучает наследственные ме-
генетика. Значительна связь психологии с физиологи- ханизмы психики и поведения, их зависимость от человека.
сообщается, при открытом наблюдении исследова-
тель оповещает испытуемых о своей роли. По характеру
взаимодействия с объектом различают включенное
наблюдение и невключенное. При включенном на-
блюдении исследователь сам становится членом груп-
пы, при невключенном наблюдении исследование
протекает без установления контакта с изучаемым объек-
том.
2. Эксперимент - это метод исследования, целью кото-
рого является установление причинно-следственных связей
между определенными методами. Эксперимент отличается
от наблюдения активным вмешательством исследователя
в ситуацию. Выделяют естественный эксперимент и ла-
бораторный.
3. Тест - это стандартизированная психологическая ме-
тодика, предназначенная для сравнительной количествен-
ной и качественной оценки у человека изучаемого психоло-
гического качества (тест-опросник, тест-задание, тест IQ).
4. Проективные методы - методы, использующие ме-
ханизм проекции, согласно которому испытуемый при отве-
тах на неопределенный стимул проецирует на тестовый ма-
териал свои чувства, потребности, жизненные ориентации
(метод завершения, ассоциативные методы и т. д.).
5. Опрос - метод психологического исследования, в про-
цессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе
ответов на них судят о психологических качествах людей и
характере межличностного взаимодействия в группах, кол-
лективах. Опросы делятся на устные (интервью) и пись-
з (анкета).




Медицинская психология изучает психические осо- ей высшей нервной деятельности. На основе развития фи-
бенности деятельности врача и поведения больного, раз- зиологии в психологическую теорию вошли понятия рефлек-
рабатывает психологические методы лечения. торной дуги, рефлекторного кольца, условного и безуслов-
Социальная психология исследует психические яв- ного рефлекса и другие. Труды физиологов И. М. Сеченова,
ления, которые возникают в процессе взаимодействия И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, В. М. Бехте-
людей в различных организованных и неорганизованных рева, Г. Гельмгольца, Н. А. Бернштейна и других внесли
общественных группах. существенный вклад в становление и развитие психоло-
Психология аномального развития (патопсихология) гии как науки. На стыке психологии и невропатологии
изучает многообразные отклонения в развитии психики. возникла патопсихология, изучающая различные варианты
патологии психического развития. Медицина в значи-
Педагогическая психология изучает закономерно-
тельной мере способствовала появлению нейропсихоло-
сти развития личности в процессе обучения и воспитания.
гии, которая изучает мозговые механизмы высших психи-
Психология торговли рассматривает психологиче-
ческих функций на основе локальных поражений мозга.
ские особенности воздействия рекламы, индивидуальное
Существует специальная отрасль знания, находящаяся на
восприятие товаров и другие особенности спроса, психо-
стыке психологии и социологии, решающая проблему
логические факторы обслуживания клиентов.
межличностного взаимодействия, в том числе социальных
Юридическая психология исследует психологиче-
групп. С историей психологию сближает интерес к осо-
ские особенности ведения уголовного процесса.
бенностям духовного облика человека в различные исто-
Военная психология изучает поведение человека
рические эпохи и в различных культурах: особенности
в условиях военных действий, психологические стороны
мировосприятия, личности, формирования эталонов по-
взаимодействия командиров и подчиненных, психологи-
ведения, взаимоотношений, особенности возникнове-
ческие проблемы управления боевой техникой.
ния и формирования групп и т. д. На стыке психологии и
Психология спорта выявляет психологические осо-
этнографии возникла этнопсихология, изучающая осо-
бенности личности и деятельности спортсменов, условия
бенности психики людей различных народов и культур,
и средства их психологической подготовки, психологи-
исследующая проблемы национального характера, само-
ческие параметры тренированности, мобилизационную
сознания и т. д.
готовность спортсменов.
Психология труда рассматривает психологические
особенности трудовой деятельности человека, законо-
мерности формирования и развития трудовых навыков.
5. Направления зарубежной психологии: 6. Направления отечественной психологии:
гештальтпсихология, бихевиоризм, учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
психоанализ, гуманистическая психология В. М. Бехтерева о рефлекторной природе
психики; культурно-историческая теория
Гештальтпсихология зародилась в Германии и полу-
человеческой психики Л. С. Выготского
чила признание в Европе. Ее создатели - Макс Верт-
Одним из основоположников научной психологии в Рос-
геймер (1880-1943), Курт Коффка (1816-1841),
сии является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).
Вольфганг Келер (1887-1967). Гештальтпсихологи
В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он
утверждали, что существуют связи, при которых то, что
заложил основы учения о рефлекторной природе
происходит в целом, не выводится из элементов,
психики. Сеченов не отождествлял психический акт
существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных
с рефлекторным, а только указывал на сходство в их
потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдель-
строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой, бла-
ной части этого целого, определяется внутренним струк-
годаря тому что им было радикально преобразовано
турным законом этого целого. И. Рубин изучил феномен
само понятие рефлекса. Согласно же Сеченову, на-
«фигуры и фона».
чальным звеном рефлекса является не высший меха-
Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение) - тече-
нический раздражитель, а раздражитель-сигнал.
ние, возникшее в начале XX в., утверждающее в качестве
Физиологическим основанием психической деятельно-
предмета психологии поведение. Основатель бихе-
сти, по Сеченову, является саморегуляция поведе-
виоризма - американский психолог Джон Уотсон
ния организма посредством сигналов. И. М. Сеченов
(1878-1958). С точки зрения бихевиоризма предметом
показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществ-
психологии как науки может быть только то, что доступно
ляется торможение. Раскрытие механизма централь-
внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве
ного торможения, который позволяет задерживать реф-
принципа научного подхода бихевиоризм признает прин-
лексы, позволило показать, как внешние действия могут
цип детерминизма - причинно-следственное объясне-
преобразовываться во внутренние и таким образом за-
ние событий,явлений.
ложить основы для исследования механизма интери-
Психоанализ. Основоположником психоанализа
оризации.
является австрийский врач-психоневролог Зигмунд
Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее И. П. Павлов развил учение о рефлексе. Если прежде
о том, что поведение человека определяется не под рефлексом имелась в виду жестко фиксированная
только и не столько его сознанием, сколько бес- стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие
сознательным, к которому относятся те желания, вле- «принцип условности». Он ввел понятие условного
чения, переживания, в которых человек не может себе рефлекса. Это означало, что организм приобретает и


8. Понятие психического
7. Связь психики и организма. Мозг и психика
Психика является результатом длительной эволюции
В современной психологии наибольшую известность
животного мира и индивидуального развития каждого че-
приобрели конституциональные типологии человеческой
ловека. Существуют две истории развития психики. Во-
психики немецкого психолога Э. Кречмера и американ-
первых, ее историческое развитие (филогенез), охваты-
ского психолога У. Шелдона. Э. Кречмер в своей работе
вающее миллионы лет эволюции. Во-вторых, развитие
«Строение тела и характер» стремился обосновать поло-
психики того или иного живого существа, в том числе и
жение,согласно которому тип телосложения предопре-
конкретного отдельно взятого человека (онтогенез), ко-
деляет основные характерологические особенности лич-
торое включает в себе более короткий период - период
ности.
жизни данного живого существа.
Значительное внимание в психологии уделяется выясне-
В своем онтогенетическом развитии высшее животное,
нию роли врожденных, генетических факторов, определяю-
в частности человек, в какой-то мере повторяет путь,
щих особенности психики того или иного индивида.
пройденный живыми существами в исторической эволю-
Структурно-функциональной единицей мозга, как и
ции. Рассмотрим, как происходила историческая эволю-
всей нервной системы, является нейрон. Человеческий
мозг насчитывает 1 0 1 1 связанных между собой и ция психики - филогенез.
Сравнительная зоопсихология позволяет сопоставить
взаимодействующих нейронов. В нейроне выделяют
уровни развития психического на основе эксперимен-
тело, отростки и окончания.
тальных исследований с ныне живущими животными. Од-
В составе рефлекторной дуги по своей функциональной
нако следует иметь в виду, что все современные виды
значимости различают три вида нейронов:
животных, даже самые простейшие, представляют собой
• рецепторные (чувствительные, афферентные), имею-
такой же результат деятельности эволюции, как и высшие
щие чувствительные нервные окончания, которые спо-
животные, включая человека. Поэтому, исследуя совре-
собны воспринимать раздражения из внешней и внутрен-
менные живые организмы, нельзя получить реального
ней среды;
филогенетического ряда.
• эффекторные (эфферентные), окончания аксонов
Для того чтобы решить проблему происхождения и эво-
которых передают первый сигнал на рабочий орган;
люции психики, необходимо определить, что свидетель-
• ассоциативные (вставочные, центральные), являю-
ствует о наличии психического у того или иного живого
щиеся промежуточными в составе рефлекторной дуги и
существа, или, иначе говоря, установить критерий психи-
передающие информацию с чувствительного нейрона на
ческого. Наиболее разработанной концепцией, устанав-
эффекторные.
ливающей критерий психического, является рефлек-
Ни один поведенческий акт не возможен без возникно-
торная теория (теория отражения). С точки зрения теории
вения на клеточном уровне отрицательных потенциалов,
признаться и которые поэтому либо не допускаются до
изменяет программу своих действий в зависимости от
сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, за-
условий - внешних и внутренних.
бываются, но в реальности остаются в психической жизни
Бехтерев создал первую в России экспериментально-
человека и стремятся к реализации, побуждая человека
психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологи-
к тем или иным поступкам. Психика человека состоит
ческий институт (1908), в которых проводились комп-
из трех элементов:
лексные психофизиологические исследования.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) создал • «Ид» (Оно) - бессознательное;
• «ЭГО» («Я») - сознание;
культурно-историческую теорию психики челове-
ка, с помощью которой стремился определить качествен- • «СУПЕРЭГО» («СВЕРХ-Я») - сверхсознание.
ную специфику психического мира человека, разрешить Фрейд утверждал, что бессознательное играет определя-
проблему генезиса человеческого сознания и механиз- ющую роль в поведении человека. Этот слой человеческой
мов его формирования. Выготский различает два уров- психики функционирует на основе природных инстинктов,
«первичных влечений». Энергия сексуальных влечений -
ня психики человека: низшие натуральные и выс-
шие социальные психические функции. Натуральные либидо. Все тело представляет собой большую эрогенную
функции даны человеку как природному существу. Они зону, но Фрейд особо выделяет рот, анус и половые
носят психофизиологический характер - это сенсорная, органы. Наиболее яркими представителями психоанализа
моторная, пневмоническая (непроизвольное запомина- являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон,
ние). Высшие психические функции носят социальный ха- Карен Хорни, Эрих Фромм.
рактер. Как в онтогенезе, так и в филогенезе Выготский Гуманистическая психология возникла в 60-е гг. XX в.
выделяет три стадии интериоризации. Первая - Ее основоположник - Абрахам Маслоу (1908-1970). Под
взрослый действует словом на ребенка, побуждая его гуманизмом подразумевается определенный тип миро-
что-то сделать. Вторая - ребенок перенимает у взрос- воззрения, утверждающий с
ского бытия, стимулирующий возможности его
лого способ общения - начинает воздействовать словом
самореализации. Основные положения гуманистической
на взрослого. Третья - ребенок начинает воздейство-
психологии: жизнь есть то, что мы делаем из нее сами,
вать словом на себя.
каждому из нас брошен вызов, все мы стоим перед задачей
наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире,
люди - мыслящие существа, решающие и свободно вы-
бирающие свои действия.




отражения основные усилия существования любого живо- которые сопровождаются электрическими и химическими
го организма направлены на уравновешивание его с окру- изменениями и деполяцией двух видов: возбуждения и
жающей средой. Такое уравновешивание достигается торможения.
благодаря тому, что на любое жизненно важное изме- По топографическому принципу нервную систему

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign