LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

50
3.3.14.6. Можно возразить, что эти услуги не являются образовательными
услугами и не отвечают образовательным стандартам. Однако в их пользу
выступает такой довод: поскольку целый ряд существенных элементов, присущих
нормальному детсаду, уже имеется в таких социальных услугах, то относительно
небольшой дополнительный элемент будет достаточен, чтобы значительно
укрепить образовательный компонент таких услуг. С участием педагогов,
например, они могут принести большую пользу бедным детям. Хотя они не
отвечают высоким стандартам детсадов, это не будет проблемой, поскольку в
любом случае эти дети оказались вне формальной системы.

3.3.14.7. Недостатком первого варианта является то, что богатые и бедные
дети получат доступ к разным услугам: бедные дети к альтернативным услугам, а
богатые к нормальным детсадам. Это может рассматриваться как полезный и
необходимый вариант в некоторой степени, если у людей будет реальный выбор.
Однако доступ для бедных к альтернативным услугам будет вынужденным
выбором. Таким образом, стратегия должна гарантировать доступ к нормальным
детсадам равного качества для всех. Это составляет второй вариант.

3.3.14.8. Эту цель можно достичь через дифференцированную плату в
зависимости от дохода семьи. Тщательно отлаженную систему конкретной
дифференцированной платы можно установить только после детального изучения
доходов и расходов домохозяйств. Такое исследование может установить, что через
повышенную плату для групп с высоким доходом и пониженную плату для групп с
низким доходом дети из бедных семей смогут посещать те же детсады, что и
богатые дети. Некоторые элементы системы дифференцированной платы уже
введены в Казахстане, когда бедные семьи освобождены от платы за нормальный
детсад или платят меньше. В более устойчивой системе дифференцированной
платы, вместе с тем, должна быть хорошо отлаженная практика. В такой системе
родители, нуждающиеся в помощи, не должны просить ее сами или бояться
позора. Они будут рассматривать такую поддержку как свое право на нее, а не
льготу.

3.3.14.9. Сила Казахстана как общества лежит в мирном сосуществовании
различных наций. Его социальное согласие может оказаться под угрозой, если с
раннего возраста пути молодых граждан к образованию разойдутся в зависимости
от их социально-экономического положения. Детсады воспитывают в умах и душах
молодежи национальные ценности и самосознание. Это ценное познание должно
быть доступным не только для немногих привилегированных групп, поскольку при
чувстве исключения среди бедных слоев нельзя достичь социального согласия. Это
должно стать обоснованием второго варианта, который выступает за всеобщее и
равное обеспечение дошкольного образования для всех.40


40
Эффект дифференцированной платы можно получить путем отказа от родительской оплаты вообще, компенсируя расходы
через повышение налога (поскольку налоги имеют прогрессивный характер). Следует признать, что будет трудно ввести
повышение налогов. Можно получить политическое признание, назвав их налогом на детсад, подчеркивая несомненные
долгосрочные выгоды ДО: социальное согласие и предотвращение конфликтов.



51
3.3.14.10. Третий и последний вариант – это создать минимальную
структуру детсадов без дополнительных услуг (т.е. плавание, что требует
строительства плавательного бассейна) и сделать их доступными для всех. Это
снизит стоимость детсадов и сделает их более доступными для многих. Родители,
которые в состоянии и желают купить дополнительные услуги, могут получить их
на рыночной основе за свой счет. Во многих странах дополнительные услуги не
включены в программу детсадов, что помогает снизить расходы на их содержание.

3.3.14.11. Верно, что общество, которое старается предоставить все
дополнительные услуги в составе стандартной учебно-воспитательной программы,
имеет более высокий уровень социальной справедливости, чем то общество, где
такие услуги доступны только для состоятельных. Однако в обществе, где низкий
охват является проблемой, будет чрезвычайно несправедливо, если
привилегированные получат не только основные услуги, и также и
дополнительные, тогда как обездоленные не получают даже базовых услуг. При
выборе между неравенством в дополнительных услугах и неравенством в базовых
услугах, Правительство может обойтись без первых, но не без последних.

3.3.14.12. Мобилизация ресурсов: В то время как эффективное
использование ресурсов является важным вопросом, имеется четкая необходимость
увеличения общего объема ресурсов на дошкольное образование. Правительство
полностью признало, что массивное расширение сети дошкольного образования
требует крупных финансовых инвестиций, и оно выделило значительные средства.
Сильная политическая поддержка Президента укрепляет оптимизм в том, что будет
выделено необходимое государственное финансирование. Однако необходимо
подчеркнуть, что средства должны быть целевыми на подготовку необходимого
квалифицированного персонала, который, в конечном счете, определит успех
Правительства по расширению сети дошкольного образования.

3.3.14.13. Тем временем, существуют несколько стратегий, принятых другими
странами для мобилизации ресурсов в дошкольное воспитание и обучение.
Возложение на работодателей всеобщего и обязательного налога на дошкольное
образование, как во Франции и Бельгии, является одним вариантом. Использование
налогового законодательства для освобождения отдельных работодателей от
уплаты налога на расходы по воспитанию и обучению детей, как в США и
Нидерландах, является другим вариантом. Австралия предлагает полное
освобождение от уплаты налогов на расходы по воспитанию и обучению детей.
Правительство РК также может рассмотреть предложение, чтобы МЭБП
санкционировало освобождение от уплаты налога на расходы по строительству и
ремонту детсадов. В то же время средства на дошкольное образование должны
носить целевой характер в бюджете МОН.

3.3.14.14. Налоговые выплаты могут быть скорректированы для
стимулирования инфраструктуры частных ДО. Тем не менее, такая мера должна
быть сбалансирована относительно потенциальной потери дохода государства за
счет родительской платы. Развитие частного сектора также приводит к



52
дополнительным государственным расходам на лицензирование и инспекцию.
Очень важно учесть, если не будет уделяться внимание расширению педкадров, то
развитие частного сектора ДО может вызвать утечку кадров из государственных
ДО из-за более высокой зарплаты в частных ДО.

3.3.14.15. Вывод: Инвестиции в дошкольное образование снижаются в
Казахстане, тогда как родительская плата растет. Повышенная родительская
плата была основной причиной неравного доступа к дошкольному образованию.
Нынешняя инвестиционная стратегия, направленная на качественные
государственные детсады, требует пересмотра. Три варианта предложено для
решения проблемы «качество – равенство». Можно сохранить нынешнюю
стратегию в существующем виде, пока не будут созданы альтернативные услуги
для бедных. Это, вместе с тем, увековечит разные пути дошкольного воспитания
и обучения для богатых и бедных. Второй вариант – это дать возможность и
бедным и богатым детям посещать качественные государственные детсады при
дифференцированной родительской плате. Третий вариант – это снизить
нынешние стандарты государственных детсадов, особенно в части
дополнительных услуг, и сделать их более доступными для всех.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

4.1. Обеспечение всеобщего дошкольного образования против неравенства:
Решение ввести всеобщую годичную бесплатную предшкольную подготовку
является, конечно, положительным. Оно помогло Правительству обеспечить
стабильное финансирование для предшкольного образования и повысить охват в
предшкольных классах и предшкольных группах. Это решение явилось основной
движущей силой для устойчивого роста охвата в дошкольном образовании в
Казахстане за последние несколько лет.

4.2. Однако воздействие этой политики не оказалось совершенно справедливым.
Анализ соответствующих данных ясно показывает, что обездоленные дети (т.е.
дети в областях L-5, на селе, дети-казахи или дети нерусской национальности)
оказались в краткосрочных интенсивных предшкольных классах, тогда как
благополучные дети (т.е. дети в областях H-5, в городе и русские дети) получают
предшкольную подготовку в группах полного дня в детсаду.

4.3. Более справедливая реализация политики даст приоритет обездоленным
детям, так что скорее они, а не их более благополучные сверстники смогут
получить пользу от предшкольных групп или более полноценного предшкольного
образования, которое им поможет не только подготовиться к формальной школе,
но и наверстать упущенное в их целостном развитии в более раннем возрасте.
Правительство уже предпринимает меры в данном направлении, такие как
предоставление времени для игр в ПШ классах. Подобные усилия требуют особой
поддержки и будут эффективной мерой в области реализации всеобщей политики
поддержки малообеспеченных слоев населения.




53
4.4. Политика поддержки малообеспеченных слоев населения необходима не
только во имя социальной справедливости, но также во имя повышенной отдачи от
инвестиций в будущем. Как показывает богатая научная литература, преимущества
и польза от инвестиций в услуги дошкольного образования намного выше для
обездоленных детей. Инвестиции в бедных детей необходимы не только для
обеспечения социальной справедливости и согласия, но также для максимальной
отдачи от государственных инвестиций в дошкольное образование.

4.5. Политика в пользу бедных: Будет неверным и несправедливым
сказать, что Правительство не имеет политики, ориентированной на бедных детей.
Оно озабочено затруднительным положением детей в неблагополучных
обстоятельствах, и оно разработало специальные меры помощи им. Оно выявило
конкретные обездоленные группы (например, дети педагогов, врачей, родителей-
инвалидов, и дети-инвалиды) и упразднило плату за их дошкольное образование,
например, имеются программы социальной помощи для малообеспеченных семей.

4.6. Однако правомерно задать вопрос, является ли распределение услуг
дошкольного образования ориентированным строго на бедных. Ответ будет, как
кажется, «нет», как показывает анализ. Стратегия Правительства сегодня
направлена на решение проблемы на уровне получателей услуг. Упразднение
платы за дошкольное образование для бедных детей является хорошим примером.
Предоставление бедным семьям различных денежных пособий для покупки
необходимых услуг является другим способом решения проблемы на этом уровне.

4.7. Возможно, пора Правительству рассмотреть вопрос о том, можно ли более
эффективно решить проблему неравенства через влияние не только на спрос, но и
на предложение. Решение проблемы через влияние на предложение – это сделать
услуги более доступными, прежде всего, для бедных, без выплаты субсидий. Такое
справедливое распределение должно, в первую очередь, относиться к базовым
услугам, которые особенно важны для целостного развития ребенка, что является
конечной целью дошкольного воспитания и обучения.

4.8. Посредническая роль на стороне предложения является политически более
трудной, потому что она затрагивает уступки от нынешних получателей выгод –
богатых. Нельзя ограничить доступ для богатых в настоящее время с целью
обеспечить такой доступ для бедных. Обеспечение в пользу бедных всеобщей
предшкольной подготовки, предложенной выше, является формой такой уступки –
пока бедные не получат такой доступ, богатые не смогут воспользоваться своим
правом. Однако в условиях серьезного разрыва в распределении человеческих и
институциональных ресурсов на дошкольное образование в стране Правительству
необходима более твердая политика в пользу бедных.

4.9. Качество против доступа: Другой дилеммой в политике, с которым
сталкивается Казахстан, является упор прежде всего на качество, а затем
расширение доступа. Качество дошкольного образования в Казахстан относительно
высокое – имеется надежная система подготовки, старая традиция теоретической и



54
практической педагогики, высокие стандарты для инфраструктуры и т.д. При
условии, что услуги дошкольного образования являются эффективными только при
хорошем качестве, упор Правительства на обеспечение качества является
оправданным.

4.10. Однако проблема состоит в том, что при упоре на качество может пройти
много времени на достижение всеобщего охвата. Более того, поскольку часть
расходов на качественные услуги покрывается за счет родителей, практически
невозможно ожидать, что бедные семьи получат доступ к этим услугам, даже если
они будут расширены и будут в наличии.

4.11. Проблема снова сводится к вопросу, как сделать качественные услуги
одинаково доступными для всех детей. И это вопрос, который захочет задать себе
Правительство, которое сегодня озабочено, в основном, качеством. В предыдущей
главе мы представили несколько вариантов для размышлений, однако решение, в
конечном счете, должно принять Правительство, с учетом своих потребностей и
приоритетов.
4.12. Цель дошкольного образования: И Правительство, и сами провайдеры
услуг полностью знают о недостатках жесткой предшкольной подготовки к
начальной школе. Это одна причина, почему некоторые предшкольные классы
пытаются, по возможности, предоставить время на игры наряду с уроками. Однако
такой учет необходимости целостного развития ребенка не распространен широко
в предшкольных классах, которые в большинстве случаев функционируют как
подготовительные занятия к школе.

4.13. Важно, что руководство школ считает, что выпускники предшкольных
классов лучше подготовлены к начальной школе. Это может быть верно и
неудивительно при условии, что предшкольные классы обучают конкретным
учебным навыкам и умениям, необходимым для учебы в 1 классе. В этом смысле,
предшкольные классы могут и не отставать от предшкольных групп, по крайней
мере, в краткосрочной перспективе.

4.14. Реальные преимущества дошкольного воспитания и обучения, тем не менее,
находятся не только в подготовке ребенка к школе. Способность детей учиться в
школе является, в действительности, только результатом, хотя и важным, их
общего целостного развития, которое должно охватить весь спектр
эмоциональных, социальных, физических, коммуникативных, языковых и
познавательных навыков и умений. Если услуга не помогает ребенку в общем
целостном развитии и направлена только на подготовку к школе, то это подготовка
к начальному образованию, а не дошкольное образование.

4.15. По этой причине, резкий переход обездоленного ребенка к дошкольному
образованию только в возрасте 5+ или 6+ лет для предшкольной подготовки
вызывает озабоченность. Фактический ущерб для бедных детей от предшкольного
класса состоит в упущенной возможности общего развития в постепенном
эволюционном темпе. Влияние этой упущенной возможности нелегко измерить, по



55
крайней мере, в краткосрочной перспективе. Сравнительное исследование о
школьных успехах детей из предшкольных групп и предшкольных классов
поможет получить четкое представление об их относительном воздействии на
общее развитие детей.

4.16. Руководство против партнерства: Одним из наиболее впечатляющих
аспектов системы казахстанского дошкольного образования является жесткое
администрирование. МОН, руководящий орган дошкольного образования, имеет
четкое видение, необходимые планы, законодательную базу и, что самое важное,
ресурсы. Планы почти всегда выполняются, в отличие от многих стран, где планы
по дошкольному образованию скорее являются мечтой и надеждой, чем
реализуемой реальностью.

4.17. Жесткая система может максимально повысить свою эффективность при
надлежащем партнерстве с другими секторами, особенно с социальным сектором.
Наблюдается тенденция недооценки различных дошкольных образовательных
услуг, предоставляемых социальным сектором, в отличие от услуг сети ДО. Это
восприятие необходимо изменить. Услуги дошкольного образования могут иметь
разные формы. Их провайдеры могут быть разными и должны быть разными, если
необходимо ускорить расширение доступа к ним.

4.18. Диверсификация услуг и провайдеров услуг, однако, требует
централизованной системы контроля качества. Это задача МОН, которое должно
начать с выявления услуг, предоставляемых другими секторами. Затем необходимы
меры по гармонизации стандартов, применяемых к разным услугам. Как только
будут определены и введены в действие единые стандарты качества, разнообразные
партнеры могут предоставлять услуги без ущерба качеству. Такое партнерство
поможет сделать услуги дошкольного воспитания и обучения действительно
интегрированными, удовлетворяя потребности не только детей, но и их родителей.




56
ЛИТЕРАТУРА


Отчет Казахстана. (2004). Министерство образования и науки/Кластерный офис
ЮНЕСКО в Алматы

Краткая характеристика страны: Казахстан. (2004). Лондон: The Economist
Intelligence Unit

Краткая характеристика Республики Казахстан.
http://www.kazakhembus.com/countryprofile.html. Посольство Казахстана в США и
КАнаде

Образование для всех – Национальный план действий Республики Казахстан.
(2003). Астана: Министерство образования и науки, Республика Казахстан

Отчет о глобальном мониторинге по ОДВ. (2004). Париж: Публикация ЮНЕСКО

Дайджест по Глобальному образованию: Сравнительная статистика в области
образования во всем мире. (2004). Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010
года. (2004). Астана: Правительство Республики Казахстан

Отчет о человеческом развитии. (2004). Нью-Йорк: ПРООН

Показатели и статистика предшколы за 2003/2004гг. (2004). Астана: Министерство
образования и науки, Республика Казахстан

ЮНИСЕФ. (2003). Социальный монитор 2003. Флоренция: ЮНИСЕФ,
Исследовательский центр Innocenti

ООН. (2003). Казахстан: Достижения, вопросы и перспективы. С точки зрения
Объединенных Наций. Алматы: Pilot TC., Llc.

Женщины и мужчины Казахстана: Гендерная статистика. (2004). Астана: Агентство
по статистике Республики Казахстан

Показатели мирового развития. (2004). Вашингтон, D.C.: Всемирный банк




57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ПРОГРАММА ПОСЕЩЕНИЙ ГРУППЫ ПО ОБЗОРУ

Вре
Дата Программа
мя
3 окт. Утр Прибытие в Алматы
2004 о
Пос Собрание Группы по обзору в Кластерном офисе ЮНЕСКО в
ле Алматы для обсуждения проекта Отчета
обед
а
4 окт. Утр Посещения:
2004 о Республиканский институт повышения квалификации учителей
Алматинский городской департамент образования

Пос Посещения:
ле НПО “Образовательный центр Степ-бай-Степ”
обед Детский вспомогательный центр
а Педагогический колледж
Вылет в Астану

5 окт. Утр Встречи в Министерстве образования и науки:
2004 о К. Шамшидинова, вице-министр, Национальный координатор
ОДВ
С. Испусинова, директор департамента среднего образования

Пос Посещение института повышения квалификации учителей г.
ле Астана
обед
а
6 окт. Утр Посещения:
2004 о Предшкольный класс в школе № 38
Дом ребенка

Пос Посещение детсада “Сказка”
ле
обед Вылет в г. Костанай
а
Встреча с сотрудниками Костанайского областного департамента
образования




58
7 окт. Утр Встреча с Костанайским городским акимом
2004 о
Посещения:
Костанайский институт повышения квалификации учителей
Педагогический колледж
Ясли-детсад № 27

Пос Посещения:
ле Детсад «Росинка»
обед Школа-гимназия № 3
а Частный детсад

8 окт. Утр Вылет в Караганду
2004 о
Пос Встреча с акимом города
ле
обед Посещения:
а ДО Валют-Транзит Банк «Дворец детства»
КарГУ
Детсад санаторного типа
Комплекс «детсад-школа»

9 окт. Утр Посещения:
2004 о г.Темиртау

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign