LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

недельной нагрузки. 24-часовая рабочая неделя в настоящее время в Казахстане



43
длиннее, чем для педагогов в других странах, но конечно, и короче, чем во многих
странах, где рабочая неделя длится 38 часов.

3.2.7.8.Фактически, довод о том, что дошкольные педагоги должны иметь более
длительную рабочую неделю, не новый; он был поднят в Правительстве, однако
отклонен на политическом уровне. Хотя причины такого сопротивления
неизвестны, увеличение рабочей недели облегчит давление на Правительство с
целью увеличения числа педагогов за счет дополнительного использования
существующих кадров. Удлиненный рабочий день также послужит обоснованием
для повышения зарплаты, что в свою очередь может послужить стимулом для
привлечения кадров. Повышенная зарплата также может привлечь мужчин,
которые в противном случае не пойдут работать в дошкольном образовании.

3.2.7.9.Увеличение соотношения «педагог/ребенок» в ДО является еще одним
способом использовать существующие кадры. Исследование показывает, что нет
абсолютно золотого стандарта для соотношения «педагог /ребенок». Большое
значение имеет целый ряд других факторов: размер группы, характер ребенка,
качество персонала и т.д. В Казахстане имеется возможность слегка изменить
соотношение «педагог/ребенок» для детей с трех лет без ущерба качеству, при
условии, что размер группы имеет тенденцию к снижению, а персонал является
высококвалифицированным.

3.2.7.10. Все же другим возможным способом продвижения
вперед является введение новой категории персонала, помощника педагога, чья
роль будет в основном помогать педагогу. Однако в отличие от няни, помощник
педагога будет иметь некоторый уровень педагогической подготовки в
дошкольном воспитании и обучении. Возможные обязанности будут включать
дополнительную помощь «отстающим детям», индивидуальную работу с детьми.
Они также могут помогать педагогам в проведении общей деятельности.
Дошкольные педагоги на пенсии или безработные педагоги могут легко взять на
себя такие обязанности после прохождения кратких курсов.
3.2.7.11. Повышение эффективности использования
существующих кадров имеет свои границы. Ясно, что требуются свежие силы.
Однако Правительство должно понимать, что нельзя привлечь новые
квалифицированные кадры без значительного повышения зарплаты для
дошкольных педагогов. Могут помочь и стипендии для студентов, которые
поступили на специальность «дошкольное образование». Однако любой стимул
требует дополнительных государственных расходов, что означает необходимость
увеличения государственных инвестиций в дошкольное образование.

3.2.7.12. Вывод: Большое внимание уделяется качеству, особенно
интеграции и целостному развитию. Национальная учебная программа по
дошкольному образованию была пересмотрена в данном направлении. Включение
детей-инвалидов вполне очевидно. Тем не менее, охват в дошкольном образовании
среди детей-инвалидов все еще низкий. Сектор социальных услуг имеет слабые
связи с образовательным сектором. Необходимо предпринять меры по



44
увеличению охвата среди детей казахской и других этнических групп.
Квалифицированные педагоги, прежде всего, находятся в благополучных регионах.
Отсутствуют стратегии по увеличению числа педагогов при расширении услуг
согласно Плану 2010. Соотношение «учитель/ребенок» чрезмерно низкое. ДО в
неблагополучных регионах имеют худшую физическую инфраструктуру. Может
потребоваться межведомственный совет для укрепления сотрудничества среди
различных государственных структур и для содействия более интегрированному
предоставлению услуг дошкольного образования. Для обеспечения педагогическими
кадрами необходимы меры по более эффективному использованию существующих
кадров, и в то же время необходимо ввести стимулы для привлечения новых
квалифицированных кадров.

3.3. Ресурсы

3.3.1. Текущий уровень инвестиций: При валовом национальном доходе PPP
5,630 долларов США (2002) Казахстан находится между странами с доходом ниже
среднего (US$5,290) и странами с доходом выше среднего (US$9,550) (Рис.30).33
Рис. 30: Валовый национальный доход PPP,
на душу населения ($), 2002
28480
30000
25000
20000 13070
10450
9550
15000 8080
7820
5630
5500
5290
4780
10000 2110
1560
5000
0




Ссылка: Показатели мирового развития. (2004). Всемирный банк.
* Доход ниже среднего / ** Доход выше среднего

3.3.2. Расходы на образование в Казахстане как доля ВВП в 2001-2002 году (4.4%)
сопоставимы со сравниваемыми странами (Рис.31), за исключением Беларуси,
которая на образование тратит 6% своего PPP ВВП (US$5,500).




33
Рост ВВП Казахстана составил 9.8% в 2001-2002 году, что в два раза выше среднего роста для стран с доходом ниже
среднего (4.9%). Он также был самым высоким в регионе, за исключением Туркменистана (14.9%).




45
Рис. 31: Государственные расходы
на образование, как % ВВП, 2001-2002

6 6
8 5.2
4.9
4.4 4.4
4.1
4
6 3.1 3.1
4
2
0




Ссылка: Показатели мирового развития. (2004). Всемирный банк.
* Доход ниже среднего / ** Доход выше среднего

3.3.3. Согласно статистике МОН, в Казахстане расходы на дошкольное
образование в 2001г составляло 0,1% от ВВП. Поскольку возрастная группа не
определена, меры должны быть предприняты, учитывая сравнения с другими
странами, которые соотносятся к дошкольному образованию или МСКО-0 для
детей от 3 л.
Рис.32. Расходы на предшкольное образование, в % от ВВП, 2001
0.8 0.7 0.7
0.7 0.6
0.6 0.5 0.5
0.5 0.4
0.4
5
0.3 0.2
0.2 0.1
0.1
0
Норвегия Франция Мексика Кыргызстан

Ссылка: Дайджест глобального образования. (2004г). UIS. Статистика МОН (2004г)

3.3.4. В Казахстане, расходы на дошкольное образование в проценте от общих
расходов на образование снизились с 7.1% в 1997 году до 3% в 2003 – несмотря на
45% увеличение государственных расходов на дошкольный сектор –
соответственно, с 2.9 млрд. до 4.6 млрд. за период 2000-2004 годы.

3.3.5. Снижение доли государственных расходов на дошкольное образование
отражено на региональном уровне: в 2003 году доля средств из областного
бюджета на дошкольное образование составила только 60%, снижение с 69% с
1999 году. За тот же период доля вклада родителей выросла с 27% в 1999 году до
34% в 2003 году, компенсируя снижение государственных инвестиций (Рис.33).




46
Рис. 33: Распределение ресурсов на дошкольное
образование по источникам, 1999-2003


Центральный
2003 1 60 34 5
Местный
Родители
1999 1 69 27 3
Прочие
0% 20% 40% 60% 80% 100%


Ссылка: Основной отчет Казахстана. (2004). Таблица 21. МОН/Офис ЮНЕСКО в
Алматы.

3.3.6. Несмотря на явно ограниченные ресурсы, охват возрос, особенно среди
малообеспеченных детей. Хотя точных данных нет, это может быть вызвано
экономией за счет альтернативных услуг, где значительно выше соотношение
«педагог /ребенок» (1:25 по сравнению с 1:10 в обычных ДО), больше детей в
группе, укороченный день (2-4 часа вместо 10 в обычных ДО) и нет питания.

3.3.7. Правительство также смогло сузить разрыв в зарплате между дошкольными
педагогами и педагогами других образовательных учреждений. Как показано ниже
на Рис. 34, в 1999 году дошкольные педагоги получали только 40% зарплаты
школьных педагогов; в 2003 году эта цифра возросла до 60%. Зарплата всех
педагогов остается низкой на уровне только 62% от средней зарплаты педагогов по
стране. Зарплата дошкольных педагогов остается особенно неконкурентной на
уровне 37% от среднемесячной зарплаты других категорий работников.34

Рис. 34: Сравнение месячной зарплаты педагогов ДО
и других педагогов, 1999-2003, тенге

20000
14317
13375
12511
15000 11684
11087 Педагоги ДО
8641
7581
10000 5776
5443
4755
Все другие
5000
педагоги
0
1999 2000 2001 2002 2003


Ссылка: Статистика МОН (DV-9, 1999-2000; DV-16, 2000-01; DV-16, 2001-02; DV-
16, 2002-03; DV-17, 2003-04).

3.3.8. Между тем, как показано на Рис.35, доля частных ДО выросла на 33% с 10%
с 1999 году до 13% в 2003 году, хотя рост наблюдается только в последнее время.
Если данная тенденция сохранится, то частный сектор станет важным партнером
для МОН, особенно в городе, где его услуги особенно процветают.

34
Среднемесячная зарплата в 2003 году в Казахстане составляла 23,128 тенге. Женщины и мужчины Казахстана: Гендерная
статистика, 2004, стр. 75.



47
Рис. 35: Распределение ДО по форме собственности, 1999-2003

2003 83 4 13

2002 81 10 10

79 11 10
2001 государственные
общественные
77
2000 10
13 частные

0% 20% 40% 60% 80% 100%


Ссылка: Статистика МОН (Д?иО-16, 17, 18, 2000, 2001, 2002; Д?иО-17, 18, 19,
2003).

3.3.9. Растущее неравенство: Несмотря на принимаемые меры Правительства,
разрыв между богатыми и бедными относительно доступа к качественному
образованию растет. Главным фактором растущего разрыва является рост
родительской платы. Как видно на Рис.35, доля родительской платы повысилась с
27% до 34% от всех затрат на дошкольное образование с 1999 по 2003 год, от чего
пострадали именно бедные семьи.
3.3.10. В 2003 году родители платили от 1,000 до 6,800 тенге за место в
государственном детсаду. При месячной зарплате 23,128 тенге,35 это в среднем
составляло 3,500 тенге или около 15% всего дохода. Ясно, что родители на
социальном пособии с месячным доходом 1,985 тенге36 не могли позволить себе
государственный детсад для одного ребенка, не говоря уже при большем числе
детей. Эти расходы были неподъемны особенно для растущего числа одиноких
матерей.

3.3.11. С другой стороны, родительская плата за государственный детсад была
гораздо меньше, чем за частный детсад, где она составляла от 13,500 до 40,800
тенге (US$100-US$300) за воспитание, обучение, питание и коммунальные
расходы. И наоборот, максимальная родительская плата за государственный детсад
составляет около 10,000 тенге (US$73), а фактическая средняя плата составляет
около 5,000 тенге (US$36).37 Эта сумма покрывает расходы на дополнительные
занятия, такие как иностранный язык, хореография и гимнастика. Если лучшие
государственные детсады предлагают такие расширенные дополнительные услуги
в хороших условиях, то у родителей может быть мало желания перейти в частный
детсад. Это может объяснить, почему, несмотря на введение налоговых льгот с
целью стимулировать рост частного сектора, частное дошкольное образование в
Казахстане составляет небольшую долю 13% от общего числа ДО38 (см. Рис.37).


35
Ссылка: Мужчины и женщины Казахстана. (2004). Агентство РК по статистике.
36
Там же.
37
Перевод в тенге по курсу 136 тенге за US$1 (июль 2004).
38
С 2000-2002, доля частных ДО остается 10%.



48
3.3.12. На местном уровне политика децентрализации, как кажется, не помогает
устранить неравенство. Рис.36 показывает небольшую разницу между областями
H-5 и L-5 относительно расходов на одного ребенка в дошкольном образовании.
Это означает для областей L-5, что они предоставляют ограниченному числу детей
услуги такого же качества, что и услуги для детей в областях H-5. До тех пор пока
отдельным областям разрешено разрабатывать свои собственные стандарты
качества, компромисс между качеством и доступом в неблагополучных областях
будет продолжаться, затрудняя бедным детям доступ к услугам базового качества.



49
60 39 39 38
37 37 36 34 33 33 33
50
23
40
30
20
10
0




Ссылка: Основной отчет Казахстана. (2004). МОН/Офис ЮНЕСКО в Алматы.

3.3.13. Снижение расходов на областном уровне оказало другое воздействие на
качество, а именно, не позволило своевременно провести ремонт обветшавших
зданий и закупить новые игрушки, оборудование и учебники. В результате,
Правительство не смогло максимально увеличить расходы на новые учебники,
непропорционально снизив потенциальные выгоды для более бедных регионов и
детей. Несмотря на выделение целевых государственных средств 350 млн. тенге,
только 10-20% детей в трех из пяти областей L-5 получили новые учебники. А
также только 30% педагогов прошли курсы в институте повышения квалификации
учителей за последние 4 года, и поэтому только небольшое число педагогов
ознакомилось с новыми материалами.

3.3.14. Рекомендации: Казахстан имеет большие амбиции по восстановлению
дошкольного образования, и его сильной стороной является профессионализм.
Педагогическое знание имеет хорошую базу, и опыт обмена инновациями и
передовым опытом между университетами, институтами и специалистами-
практиками может служить примером для многих других стран. Пока
Правительство правильно ставит первоочередной задачей ввести всеобщее
предшкольное образование в качестве первой вехи, идеальный вариант в виде
детсада, который когда-то был реальностью для многих родителей, сейчас кажется
трудным для восстановления, по крайней мере, в ближайшем будущем. На данном
этапе доступ к ДО будет увеличиваться, но медленно, и пройдет долгое время, пока
все желающие получат место в них.

3.3.14.1. Существующая стратегия: Нынешнюю инвестиционную
стратегию Правительства можно охарактеризовать как главную политику,



49
дополненную конкретными мерами для богатых и бедных. Основной политикой
является восстановление сети ДО с упором на детсады. Хотя альтернативные
услуги и были введены, детсады все еще остаются основной формой дошкольного
образования, и их число должно увеличиться в традиционном виде – хорошо
оснащенные, с достаточным штатом квалифицированных педагогов, с
предоставлением богатого набора дополнительных услуг (например, хореография,
спорт, и т.д.) наряду с основными видами обучения. Группа по обзору считает, что
большинство государственных детсадов идеально отвечает данной задаче.

3.3.14.2. Содержание такого детсада высокого качества, однако, обходится
дорого. Хотя Правительство старается изыскать необходимые средства,
планируется медленный рост доступа к детсадам. Как видно выше, доступ для
бедных детей к детсадам нормального качества все еще сильно ограничен. Они
получают альтернативные малозатратные услуги, которые, как обсуждалось выше,
не помогают устранить качественный разрыв между богатыми и бедными в
продвижении дошкольного образования. Для ускоренного расширения сети ДО
потребуются дополнительные средства; однако рост бюджета для ДО достиг
политических пределов. Рост родительской платы ясно свидетельствует об этой
реальности. Тем не менее, плата за детсад 3500 тенге в месяц исключает бедных,
даже при наличии свободных мест.

3.3.14.3. Правительство может изучить три варианта решения уравнения
«качество – доступ».

3.3.14.4. Первый вариант, который представляет наименее радикальное
изменение существующей стратегии, - это усилить поддержку для бедных, при
этом продолжая нынешнюю основную политику по развитию качественных
государственных детсадов. Бедные заслуживают внимания усиленной политики,
поскольку (1) они получают самую большую выгоду от дошкольного образования,
как показывает большое число научной литературы,39 и (2) при нынешнем темпе
расширения государственных детсадов и при существующих уровнях оплаты за
них потребуется много времени, пока бедные получат доступ к детсадам и
соответствующую пользу от них.

3.3.14.5. Можно принять две меры в пользу бедных. Одна мера – снизить
плату или освободить от нее вообще и тем самым поддержать большее число
бедных детей. Ясно, что эта мера требует больших затрат. Менее затратной и
потому более желательной мерой будет поддержка новых услуг вне формальной
системы, таких как услуги, оказываемые социальными работниками или НПО за
счет ограниченных ресурсов, которые обеспечивают минимальный уровень услуг
дошкольного воспитания и обучения детям; их поддержка могла бы стать хорошим
началом.
39
Международное исследование показывает, что обездоленные дети, которые посещали ДО, лучше успевают в учебе и
имеют больше шансов на хорошую работу; они также более здоровы благодаря медицинскому надзору, и они реже
нарушают закон или беременеют в подростковом возрасте. Эти результаты приносят пользу ребенку, семье и
общественности и снижают расходы на социальные, медицинские услуги, а также и ювенальную юстицию. Опыт
дошкольного образования повышает шансы на трудоустройство на рынке труда и снижает зависимость от социальной
помощи.



<< Пред. стр.

страница 8
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign