LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пропагандируемого международными агентствами. Обеспечение бесплатного
дошкольного образования детям с ограниченными возможностями является четким
показателем приверженности Правительства делу воспитания и обучения этой
обездоленной группы детей. Данные предшколы собираются о детях с
ограниченными возможностями; ведется мониторинг за их потребностями в
дошкольном воспитании и обучении, и они отражаются должным образом в
планировании политики в области дошкольного образования.

3.2.5. Усилие Правительства повысить качество дошкольного образования
приведет к запланированному созданию Национального научно-практического
центра «Дошкольное детство». Эта передовая организация имеет возможность
обеспечить эффективное руководство в отрасли, наряду с повышением престижа
дошкольного воспитания и обучения. Занимаясь исследованием и развитием,



36
данный центр будет также тесно связан с практикой. Таким образом, он будет
брать потребности реальной практики в качестве основы для разработки политики,
услуг и учебных программ. Он также даст важные данные и взгляд изнутри с
целью помочь заполнить разрыв в знаниях относительно тенденций в ДО и их
влиянии.

3.2.6. Вызовы: Несмотря на большой упор на качество дошкольного
образования все еще остается разрыв в области инклюзивного образования,
педперсонала, физической инфраструктуры и родительского участия.

3.2.6.1. Инклюзивное образование: ОЭСР включает проблему
инклюзивного образования в качестве вопроса как качества, так и доступа. Это
потому что эффективная реализация образования детей в неблагополучной
ситуации может быть обеспечена только в случае, когда признаются их конкретные
учебные потребности и используются соответствующие ресурсы – специально
подготовленный персонал, физические условия и учебные методы. Казахстан
достиг больших успехов в этом отношении, однако разрыв все еще остается.

Доля детей 0+-7+ лет с ограниченными возможностями выросла с
3.2.6.2.
3.2% в 1999 году до 4.5% в 2003. Их охват в ДО остается относительно низким
(30%). Даже если они посещают ДО, то это специализированные группы. Их
интеграция в нормальные ДО является редкой. Из общего числа 1,195 ДО (2004)
45 - являются специализированными и 229 ДО имеются специальные группы.29

3.2.6.3.Следующие факторы, как кажется, препятствуют попыткам Правительства
удовлетворить особые потребности детей-инвалидов и интегрировать их в обычные
ДО:

Здания не имеют необходимых приспособлений (например, пандусы);
Отсутствует специализированный транспорт для детей-инвалидов;
Дефицит инвалидных колясок;
Нехватка тренеров и персонала, обученного методике инклюзивного
образования;
Недостаток внимания методике инклюзивного образования в
педвузах/колледжах и институтах повышения квалификации учителей;
Негативное отношение педагогов и общественности социальному
включению – дети-инвалиды носят клеймо, и их потребности
воспринимаются только с медицинской точки зрения.
3.2.6.4.Сироты и другие категории детей 0+-3+ без родительского ухода содержатся
в учреждениях (домах ребенка) под эгидой министерства здравоохранения. В этих
учреждениях они получают не только уход, но и образование по одинаковым
учебным программам, что и обычные детсады. Органы образования инспектируют
эти учреждения на предмет выполнения стандартов качества. Кроме того, в
системе образования для детей сирот и детей, оставшихся без попечения


29
Статистика МОН (ДВ -37 и ДВ-38, 2004).



37
родителей 4+-7+ существуют дошкольные детские дома или группы в сиротских
учреждениях.

3.2.6.5.Тем не менее, важно задать вопрос о том, должны ли дети, не имеющие
специальных потребностей, но лишенные родительского ухода, не иметь доступа к
обычным детсадам. Эти дети имеют особенно сильную потребность общения с
местными детьми и семьями. В настоящее время они остаются наименее
интегрированными группами в обществе. С учетом повышения числа детей в домах
ребенка и детских домах Казахстана от 123.1 ребенка на 100,000 детей в 1991 году
до 285.4 в 2001 году (UNICEF 2003),30 доля детей, нуждающихся в интегрировании
в общество, остается значительной.31

3.2.6.6.С развалом промышленности в некоторых городах произошел рост
безработицы среди родителей, наряду с ростом других сопутствующих проблем,
таких как алкоголизм, наркомания среди родителей. НПО и другие учреждения
социальной помощи оказывают услуги для таких родителей и их детей, однако, без
привлечения образовательного сектора. Хотя нет данных об этих провайдерах,
посещение одной такой организации высветило необходимость более тесного
сотрудничества между образовательным и социальным секторами. Персонал по
уходу (социальные работники) обеспечил заботливые условия для детей из семей,
страдающих от бедности, наркомании и проституции. Однако среди персонала нет
педагогов, и дети не имеют доступа к национальным учебным программам
дошкольного образования. Необходимо очень осторожно делать выводы на основе
одного примера, однако если пример является репрезентативным, можно
предложить, чтобы межведомственная стратегия планирования помогла обеспечить
равное внимание и другим формам воспитания и обучения вне образовательного
сектора.

3.2.6.7. Педагогический персонал: Исследование показывает связь между
высококвалифицированным персоналом и хорошими результатами детей.
Квалификация педагогов ДО в настоящее время впечатляет: 39% имеют высшее
педагогическое образование (из них 14% закончили факультеты дошкольного
образования), и 53% имеют среднее специальное педагогическое образование (из
них 41% закончили педколледж).

3.2.6.8.Вместе с тем, разрыв в доступе к дошкольному образованию между самыми
богатыми и самыми бедными областями, как обсуждалось выше, усложняется
неравным доступом к квалифицированному педперсоналу. 77%
высококвалифицированных педагогов ДО в стране (т.е., с высшим педагогическим
дошкольным образованием) работают в областях В-5, по сравнению с 16% в
областях Н-5 (Рис.23).



30
ЮНИСЕФ (2003). Социальный мониторинг 2003. Исследовательский центр Innocenti.
31
Усыновление внутри страны и растущее международное усыновление позволило приобрести новую постоянную семью
только небольшому числу этих детей.




38
Рис. 23: Распределение педагогов ДО с высшим дошкольным
образованием по областям Н-5, В-5 и остальным, 2003

Другие области
Области Н-5
7%
16%




Области В-5
77%
Ссылка: Статистика МОН (Д?-13, 2003).

3.2.6.9.Правительство высветило необходимость улучшения содержания учебной
программы в педагогических вузах и колледжах, и оно определило некоторые
приоритеты. Одной областью, требующей дальнейшего внимания, является
предоставление возможности изучить зарубежный опыт в области политики по
дошкольному образованию, чтобы студенты могли получить четкое понимание
преимуществ и недостатков текущей политики, системы и практики в Казахстане.

3.2.6.10. Во-вторых, необходимо искать способы координации и
интеграции учебных программ по подготовке педагогов для обычных и
специализированных ДО, поскольку на практике сохраняется раздельное
дошкольное воспитание и обучение. Инклюзивное образование в широком смысле
слова, как обсуждалось выше, нуждается в большем приоритете как в ВУЗах, так и
в институтах повышения квалификации учителей.

3.2.6.11. Наиболее злободневная проблема – как сохранить
качество обучения при резком увеличении количества детей, которым предстоит
пройти предшкольную подготовку в 2005-2010 годах. По сравнению с другими
аспектами Плана 2010 стратегия укомплектования квалифицированными
педкадрами ввиду резкого расширения системы предшкольной подготовки носит
расплывчатый характер, и очевидно, что не проводится сбор управленческой
информации о реорганизации штатов на предстоящие пять лет.

3.2.6.12. Группа по обзору узнала, что примерно 40% нынешних
педагогов ДО уйдут на пенсию в 2005-2010 году, и что эта профессия не пользуется
спросом. Набор специалистов с высшим образованием отстанет на тот срок,
который необходим для получения диплома ВУЗа. Хотя были введены заочные
программы подготовки педкадров с целью ускорить их набор, все еще неясно, дают
ли они возможность прохождения педпрактики во время обучения.

3.2.6.13. Очень важно, что зарплата дошкольных педагогов
сейчас составляет только 37% от зарплаты других работников, в основном из-за
укороченной рабочей недели: 24 часа в неделю по сравнению с 40-часовой
стандартной рабочей неделей. Укороченная рабочая неделя отражает признание
Правительства, что дошкольные педагоги не могут работать эффективно при


39
длительной рабочей неделе, учитывая характер их работы. Тем не менее,
сопутствующая шкала оплаты может негативно воздействовать на набор персонала
и его удержание.

3.2.6.14. Наконец, есть необходимость изучить текущее
соотношение в Казахстане «педагог/ребенок». В 2001-2002 году соотношение
составляло 1:5,32 самое низкое среди выбранных стран, представленных на Рис.24.
(По данным МОН РК на 1.10.2004 г. данное соотношение составило 1:9,9).
Большинство более развитых стран не могут похвастаться лучшим соотношением.
Можно скорректировать соотношение «педагог/ребенок» в Казахстане без ущерба
для качества; исследование предполагает, что нет «абсолютного» золотого
стандарта.
Рис. 24: Соотношение педагог/ребенок (3+-5+ лет)
в выбранных странах, 2001-2002

30
35
30 23
22 22 22
19 19 19
25
15
20
10 10
15
5
10
5
0




Ссылка: Дайджест глобального образования. (2004). UIS.

3.2.6.15. Физическая инфраструктура: Правительство принимает
значительные меры по восстановлению обветшавших зданий ДО. Эти меры
направлены, в основном, на село, где отремонтировано около 62% ДО из общего
числа 29 ДО, отремонтированных во всей стране (Рис.25).

Рис. 25: Распределение отремонтированных ДО, город/село, 2003



город
38%

село
62%




Ссылка: Статистика МОН (Д?-26, 2003).




32
В 2000-2001 году соотношение было 1:7, одно из наименьших соотношений «ребенок/педагог» в мире.



40
3.2.6.16. Поскольку усилия по реабилитации направлены на село,
большинство ДО в типовых зданиях сейчас находится в сельской местности (77%)
(Рис.26).


Рис. 26: Распределение ДО в типовых зданиях, город/село, 2003

город
23%


село
77%




Ссылка: Статистика МОН (Д?-22, 2003).

3.2.6.17. Однако многое еще предстоит сделать. Несмотря на
концентрацию усилий по ремонту ДО на селе, большинство пустующих ДО (84%)
все еще находится на селе, что предполагает низкий уровень их восстановления.
Более того, 78% постоянных ДО находятся в городе, тогда как 88% сезонных ДО
находится на селе (Рис.27). Сельские ДО находятся в более неопределенном
состоянии.

Рис. 27: Распределение постоянных и
сезонных ДО, город/село, 2003



100%
78 12
50% город
88
22 село
0%
Постоянные Сезонные


Ссылка: Статистика МОН (Д?-12, 2003).

3.2.6.18. Также, по статистике МОН, около 35% ДО (2003-04) не
имеют горячего водоснабжения, их посещают около 19% всех детей, охваченных
ДО. Еще более тревожит тот факт, что казахские ДО преобладают среди ДО с
плохими условиями. Например, 65% казахских ДО не имеют горячей воды, по
сравнению в целом по стране (35%). Подобным же образом, 51% казахских ДО не
имеют канализации, по сравнению с республиканским уровнем 19% (Рис.28).




41
Рис. 28: Казахские ДО без горячей воды и канализации,
как % от всех казахских ДО, 2003-2004

65
80
По стране
51
60
35
40 19
Казахские
20
ДО
0
Без горячей воды Без канализации


Ссылка: Статистика МОН (ДВ-19, 2002-2003; ДВ-20, 2003-2004).

3.2.6.19. В 2003-2004 году 28% и 45% всех детей-казахов
посещали ДО без канализации и горячей воды; соответственно, на национальном
уровне цифры составляли 7% и 19% (Рис.29).

Рис. 29: Казахские дети в ДО без горячей воды,
без канализации, как % всех детей-казахов, 2003-2004

60 45
28
40
19
По стране
7
20
Казахские ДО
0
Без горячей воды Без канализации




Ссылка: Статистика МОН (DV-19, 2002-2003; DV-20, 2003-2004).
3.2.6.20. Участие родителей: Признание важности
работы с родителями указано в последних стандартах за 2004 год, и от персонала
требуют укреплять связи между родителями, семьей и ребенком. Это четкий
показатель качества с конкретными задачами, которые признают необходимость
информировать родителей об успехах и помочь им закрепить знания в домашней
среде. Всегда использовались опросы родителей о степени их удовлетворения,
однако неясно, как результаты опросов помогают развитию услуг или
представляют ли они уязвимые семьи наряду с более благополучными. Более
существенно то, что нет общей стратегии по привлечению родителей к развитию
образовательной услуги.

3.2.7. Рекомендации

3.2.7.1.Интегрированная политика и межведомственное сотрудничество:
Включение всех детей, в том числе и детей в неблагополучных ситуациях,
требует комплексного плана и системы с участием не только МОН, но и других
государственных ведомств, в том числе здравоохранения и социальной защиты.



42
Реализация Плана 2010 сама по себе требует участия трех основных
государственных секторов – образования, здравоохранения и социальной защиты.

3.2.7.2.Однако в настоящее время отсутствует механизм по интеграции
планирования, развития услуг и мониторинга деятельности трех государственных
структур с целью оказания более интегрированных услуг дошкольного воспитания
и обучения всем детям Казахстана. Такой механизм очень важен для избежания
фрагментации и дублирования.

3.2.7.3.Таким образом, как предусматривает План 2010, Межведомственный совет
по дошкольному образованию мог быть создан для разработки и реализации общей
политики в области программ для разных государственных структур. Очень важно
партнерство, однако для эффективной работы такого механизма необходимо
наличие стратегического руководства. МОН, как кажется, является идеальным
органом для этой роли, однако при наличии дополнительно выделенного штата.
При помощи только одного сотрудника в настоящее время, который отвечает за
дошкольное образование, МОН не сможет сыграть роль главного рычага по
интеграции государственной политики и программ раннего детства.

3.2.7.4.После своего создания Совет сможет вести мониторинг за реализацией
Плана 2010. Каждый сектор должен вначале согласовать общие цели для оценки
результатов и проводить регулярные заседания для обзора хода реализации и
решения проблем. Необходимо обмениваться информацией между всеми
заинтересованными министерствами в качестве основы для мониторинга и
развития. Специальные рабочие группы будут отчитываться перед Советом,
например, по вопросам обучения студентов педвузов и колледжей, набора кадров и
их работы. Форум должен разработать вспомогательные механизмы на местном
уровне. В данном форуме необходимо представительство родителей с тем, чтобы
услуги отвечали потребностям родителей в области ухода за детьми и отражались
на уровне как практики, так и политики.

3.2.7.5.Оказание комплексных образовательных услуг, предлагающих поддержку
родителям, особенно оказавшихся в трудной ситуации, требует больше усилий. ДО
могут помочь родителям улучшить свои родительские навыки и умения и знания.
Если такие услуги могли быть предложены родителям детей до трех лет, это
поможет снизить количество брошенных детей-инвалидов и их воспитание в
детских домах и домах ребенка.

3.2.7.6.Обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами:
Успешная реализация Плана 2010 будет зависеть от наличия достаточного
числа квалифицированных педагогов. Хотя это трудная задача, Правительство
может рассмотреть ряд мер по решению данной проблемы.

3.2.7.7.Во-первых, Правительство должно максимально увеличить льготы для
нынешнего педагогического персонала. Одним вариантом является увеличение

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign