LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ссылка: Статистика МОН (Д?-10, 2003).

3.1.23. Между тем, в областях В-5 предшкольное образование не только начинается
рано, но также имеет тенденцию быть непрерывным. В отличие от своих
сверстников в областях Н-5, дети в областях В-5 скорее всего продолжат свое
предшкольное образование в детском саду в предшкольных группах полного дня.
Их продвижение в предшкольном образовании, таким образом, является
постепенным по характеру.


29
3.1.24. Отражая эти разные образцы продвижения в предшкольном образовании в
двух группах областей, 42% школ с предшкольными классами находятся в
областях Н-5, по сравнению с 16% в областях В-5 (Рис.16). С другой стороны, 44%
ДО с предшкольными группами находятся в областях В-5, по сравнению с 18% в
областях Н-5.

Рис. 16: Школы с ПШ классами и ДО с ПШ группами
в областях Н-5/В-5 как % от общего числа, 2003

44
42
50
40
30 18
16
области Н-5
20
10 области В-5
0
Школы с ПШ классами ДО с ПШ группами


Ссылка: Статистика МОН (Д?-43, 2003).

3.1.25. Неравенство между городом и селом: Как и разрыв между областями,
разрыв между городом и селом также носит количественный и качественный
характер.

3.1.26. Во-первых, отражение региональной разницы между областями (Рис.13)
является дисбалансов спроса и предложения в дошкольном образовании на селе и в
городе. Относительно населения в возрасте 0+-7+лет, на селе проживает немного
большее население (51%), однако их доля ДО составляет только одну треть числа
ДО в городе (Рис.17).

Рис. 17: Распределение населения в
возрасте 0+-7+ лет и ДО, город/село, 2003

75
100
51
49
нас. до 7
25
50
лет
ДО
0
город село


Ссылка: Статистика МОН (Д?-10, ДВиO-11, 2003).

3.1.27. Во-вторых, на селе малокомплектные дошкольные организации имеют
меньший размер, чем соответствующие ДО в городе. Как показано на Рис.18, 48%
малокомплектных ДО в городе имеют три группы; только 18% - имеют одну
группу. На селе только 20% малокомплектных ДО имеют три группы, а 46% -
имеют только по одной группе.




30
Рис. 18: Распределение городских и сельских
малокомплектных ДО количеству групп, 2003
по
100%
20
80% 48
3 группы
34
60%
2 группы
40% 34
46 1 группа
20% 18
0%
город село


Ссылка: Статистика МОН (Д?-34, 2003).
3.1.28. Наличие большего числа групп означает не только большее число классов в
последующем, но и большую возможность составления одновозрастных групп.
Таким образом, малокомплектные ДО в городе имеют более высокое качество,
функционируя как небольшие детские сады.

3.1.29. Еще более важно то, что отражение региональной разницы между областями
Н-5 и В-5 (Рис. 14 и 15) является основным и поразительным отличием между
городом и селом относительно способа продвижения детей через разные этапы
дошкольного образования.

3.1.30. Во-первых, существует огромный разрыв между городом и селом
относительно участия в ДО детей в возрасте 4+-лет (Рис.19). Охват ДО городских
детей в возрасте 4 лет в 6 раз больше охвата их сверстников в ДО на селе.

Рис. 19: Охват детей 4+-6+ лет в
ПШ образовании, город/село, 2003
4-летки в ДО

5-летки в ПШ
52
60
группе
50 39 5-летки в ПШ
33 33
40 28 классе
26
30 6-летки в ПШ
14
20 группе
4 4 2
10 6-летки в ПШ
0 классе
город село


Ссылка: Статистика МОН (Д?-10, 11, 2003).

3.1.31. Тем не менее, сельские дети показывают резкий рост охвата в возрасте 5+ в
предшкольной подготовке (Рис.19), особенно в классах предшкольного
образования.. Как и относительно детей в областях L-5, это означает резкий и
неожиданный старт предшкольного образования среди сельских детей.
Существенно, что участие сельских детей в предшкольном образовании
происходит в основном через предшкольные классы, а не через предшкольные
группы в детсадах.




31
3.1.32. Вместе с тем, в городе предшкольное образование дают, в основном, через
предшкольные группы полного дня в детсадах (Рис.19). Региональный разрыв по
предшкольным группам увеличивается среди детей 6+ лет, при 33% городских
детей 6+-лет в предшкольных группах, по сравнению с 2% детей этого же возраста
на селе. Фактически, город и село не отличаются значительно по общему охвату в
предшкольном образовании детей 6+-лет, 59% и 54%, соответственно. Основное
различие состоит в типе предшкольного образования для детей – предшкольные
классы на селе в отличие от предшкольных групп в городе.

3.1.33. Преобладание предшкольных групп в городе и предшкольных классов на
селе отмечено за последние три года (Рис.20). С 2001 до 2003 года участие
городских детей предшкольного возраста в предшкольных группах повысилось с
32% до 36%, тогда как в предшкольных классах оно снизилось с 28% до 20%. На
селе охват в предшкольных группах снизился с 4% до 3%, тогда как в
предшкольных классах повысился значительно с 38% до 43% (Рис.20).

Рис. 20: Охват детей 5+- 6+ лет в ПШ группах и ПШ классах,
город/село, 2001-2003


43
42
50 38
36
34
32
40 28 2001
30 20
19
2002
20
4 3 3
10 2003
0
ПШ группа, город ПШ класс, город ПШ группа, село ПШ класс, село


Ссылка: Статистика МОН (Д?иО-10, 11, 2001; Д?иО-10, 2002; Д?-10, Д?иО-11,
2003).

3.1.34. И снова, как и с региональным разрывом среди областей (Рис.14), разрыв
между городом и селом в охвате исчезает при поступлении детей в начальную
школу (Рис.21).

Рис. 21: Охват детей 5+-7+ лет в предшкольном
и начальном образовании, город/село, 2003
98 97
100
80 59 54
53
60 38 35
29
40 город
20 2
1 село
0
5+ в ПШО 6+ в ПШО 6+ в НО 7+ в ПШО 7+ в НО


Ссылка: Статистика МОН (Д?иО-11, 2003).




32
3.1.35. Региональное сближение на этапе предшкольного и начального образования
является поразительным при широком разрыве между городом и селом, который
существует среди детей в возрасте 4+ лет и младше (Рис.22). Различие между
городом и селом среди младших детей имеет большое значение, так как оно
устанавливает разные пути для городских и сельских детей в их последующем
получении предшкольного образования.

Рис. 22: Охват детей 1+-4+ лет в ДО, город/село, 2003


28
30 24

20 14
10 город
4 4
2
1 0
село
0
1+ год 2+ года 3+ года 4+ года


Ссылка: Статистика МОН (Д?-10, Д?иО-11, 2003).

3.1.36. Рекомендации: Исследование показывает, что дошкольное воспитание
и обучение благоприятно действует на малообеспеченных детей намного больше,
чем на детей из богатых семей, которые изначально получают хороший уход и
воспитание в семье. Бедные дети, с другой стороны, не имеют оптимальных
условий для развития в семье. То, что они получают в дошкольных организациях в
раннем возрасте, является очень важным для их раннего развития и обучения. ДО
дошкольного воспитания и обучения в раннем возрасте гораздо больше влияют на
детей из неблагополучных и бедных семей. Соответственно, отдача от инвестиций
в ранее детство максимально увеличивается через твердую политику,
направленную на малообеспеченных детей.

3.1.37. Две меры помогут ориентировать политику Казахстана в области
дошкольного образования больше на бедные слои населения и повысить
образовательную, социальную и экономическую отдачу от инвестиций в
дошкольное образование.

3.1.38. Во-первых, стратегия реализации всеобщей годичной предшкольной
подготовки требует пересмотра. При этой политике все 5+-6+-летние дети обязаны
пройти годичную бесплатную предшкольную подготовку. Однако не все регионы
имеют равную возможность реализации данной политики. В неблагополучных
регионах сеть предшкольного образования гораздо меньше развита, спрос на
предшкольное образование ниже26 и меньше имеется ресурсов.

26
Несмотря на более низкий охват в ДО в областях Н-5, области В-5 имеют большую долю (36%) общего числа детей в
очереди, чем в областях L-5 (30%). Необходимо изучить причины непосещения детей детских садов, особенно в
неблагополучных регионах. Высокая плата является препятствием, конечно, для многих, однако неработающая мать по
многим причинам часто является основной причиной оставлять детей дома. Выраженный спрос на предшкольное
образование важен, потому что он заставляет соответствующие органы принимать необходимые меры. В этом отношении,
проблема в неблагополучных регионах состоит в том, что там имеется маловыраженный спрос на предшкольное



33
3.1.39. В результате, благоприятные регионы намного опередили неблагоприятные
регионы, пожиная преимущества проводимой политики. В Астане в некоторых
предшкольных классах имеются дети из семей с доходом выше среднего, которые
не посещают детсады или потому что у них есть няни или репетиторы или потому
что их мамам нет необходимости работать и они сидят дома. Учитывая более
высокие затраты на предшкольные группы27 и их распространенность в
благополучных регионах, большая часть ресурсов для предшкольного образования,
возможно, непреднамеренно инвестируется в благополучные регионы.

3.1.40. Годичная бесплатная предшкольная подготовка должна стать всеобщей,
прежде всего, для бедных детей и неблагополучных регионов; это должна быть
твердая политика. Как только доступ станет всеобщим, дальнейшую помощь
можно расширить для благополучных регионов и обеспеченных детей. Но до тех
пор правительственные субсидии для предшкольной подготовки должны
распределяться неравномерно, строго в пользу неблагополучных регионов. Такая
же стратегия реализации должна применяться в случае обязательного всеобщего
охвата детей старше трех лет, как это утверждает предлагаемый новый закон о
дошкольном образовании.

3.1.41. Еще важнее, распределение нормальных детсадов должно отвечать
политике, более твердо ориентированной на бедные слои населения. По Плану
2010 Правительство предусматривает строительство 164 новых детсадов, как
основной услуги в национальном дошкольном образовании; однако 52% из них
будут открыты в городе, который уже имеет 75% всех ДО страны. Тем временем,
село получит 800 мини дошкольных центров, плюс 12% предшкольных классов.
Хотя новые детсады будут открыты в 227 средних школах на селе, можно видеть,
что расширение дошкольного образования на селе, в основном, запланировано
через альтернативные услуги.

3.1.42. Альтернативные услуги, особенно предшкольные классы, помогут
заполнить разрыв между городскими и сельскими детьми в их подготовке к
начальному образованию. Однако они не помогут исправить более
фундаментальное различие между городскими и сельскими детьми – а именно то,
что бедные дети не имеют равного доступа к успешной учебе с раннего возраста и
плавному переходу от раннего детства к формальной школе. Сельские дети далеко
отстают от своих городских сверстников в доступе к нормальным детсадам в
раннем возрасте.
3.1.43. Нормальный детсад не обязательно является моделью для сельских детей.
Дело в том, что нормальные детсады, затраты на которые выше чем на
альтернативные услуги, имеют тенденцию быть моделью услуги для богатых и
получают поддержку от государства28 , тогда как бедные дети получают недорогие
альтернативные услуги, что приводит к непостоянному продвижению вперед и

образование. Четко выраженный и убедительный спрос на ДО поможет мобилизовать все местные заинтересованные
стороны.
27
В пять раз выше, чем на предшкольные классы.
28
85% из 1,156 ДО в стране являются государственными; 75% из этих государственных ДО находятся в городе.



34
расширению регионального разрыва в доступе к предшкольному образованию,
которое способствует целостному развитию ребенка.

3.1.44. Услуги для обеспеченных детей должны носить более доступный характер,
но не в ущерб качеству. Если нормальный детсад необходим для обеспечения
постепенного продвижения ребенка в предшкольном образовании, он должен стать
более доступным, прежде всего, для бедных детей. Это не означает ликвидации
альтернативных услуг, пропагандируемых в данное время в неблагополучных
регионах. Напротив, они должны быть укреплены так, чтобы они стали
«нормальными» или полноценными. Политика для предшкольных классов должна
быть направлена на то, чтобы сделать их классами полного дня, где обездоленные
дети могут наверстать упущенное время в целостном развитии во время подготовки
к формальному обучению.

3.1.45. Эта рекомендация не зависит от наличия ресурсов, так как в принципе это
вопрос распределения существующих ресурсов, неважно, насколько они велики.
Если требуется больше ресурсов, их должно предоставить государство, поскольку
увеличение родительской платы сделает эти услуги недоступными. Очень важно,
что необходимые ресурсы должны быть получены из инвестиций, которые
непреднамеренно поступают в благополучные регионы. Имеются различные
финансовые варианты для достижения этого баланса (см. раздел о Ресурсах).

3.1.46. В конечном счете, принятие нового закона о дошкольном образовании и
всеобщем обеспечении дошкольного образования для детей старше трех лет –
предположим, что будет выделены целевые ресурсы (27 млрд. тенге) - будет
способствовать, конечно, усилию Правительства заполнить разрыв в доступе
между регионами. Это поможет расширить доступ для бедных детей младшего
возраста, что в свою очередь поможет их постепенному и непрерывному
продвижению вперед в предшкольном образовании. Однако его реализация должна
следовать принципу ориентации на бедных – политика Правительства должна
отдать приоритет неблагополучным регионам.

3.1.47. Вывод: Общий охват вырос, и принимаются меры по уменьшению
разрыва между регионами. Тем не менее, неравенство существует. Дети в
неблагополучных регионах (т.е. области L-5 и село) имеют тенденцию начинать
дошкольное образование поздно, на предшкольном уровне. Они получают
дошкольное образование через предшкольные классы или через краткосрочные
курсы, тогда как их сверстники в благополучных регионах (т.е., области H-5 и
город) имеют преимущество раннего старта и постепенного продвижения вперед
в ходе дошкольного образования в предшкольных группах. Политика
предоставления недорогих альтернативных услуг бедным детям должна быть
пересмотрена, так как эти услуги уступают нормальным детсадам
относительно обеспечения постепенного развития в раннем детстве.

3.2. Качество




35
3.2.1. Достижения: Исследование показало важность качества услуг дошкольного
воспитания и обучения для успешного развития и воспитания ребенка. И наоборот,
качественный уход и воспитание, особенно для детей из неблагополучной среды,
способствует мотивации, социальному доверию, хорошему познавательному и
языковому развитию и готовности к школе. Качество является важным наряду с
доступом.

3.2.2. Качество является центральной проблемой в обеспечении дошкольного
образования в Казахстане. Большой упор делается на интеграцию ухода и
обучения и на целостное развитие ребенка. Это видно в преобладании физических
упражнений в детсаду, например. Стандартные государственные детсады имеют
спортивные залы; а 13% - плавательные бассейны. Дети, посещающие
государственные детсады, пользуются преимуществом низкого соотношения
«ребенок/педагог», высококвалифицированного педперсонала и разнообразной
учебно-воспитательной программы наряду с богатыми возможностями
дополнительного развития, что редко имеется во многих других странах.

3.2.3. Учебная программа была существенно пересмотрена и обновлена по
принципу содействия целостному развитию ребенка, с центром внимания на
индивидуальное и эмоциональное благополучие наряду с познавательным
развитием. Были выпущены новые учебники, дружелюбные к детям, по всем
аспектам учебной программы. Отражая вклад программы Step-by-Step, которая
внесла большой вклад в повышение качества дошкольного образования в
Казахстане, все больший упор делается на участие родителей, которое сейчас
признается как существенная поддержка в помощь максимальному повышению
пользы от предшколы.

3.2.4. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями.
Санатории (детсады санаторного типа) являются основным организационным
механизмом по уходу для таких детей. Сейчас Правительство делает следующий
шаг, пытаясь интегрировать детей с ограниченными возможностями в нормальные
ДО. Если эта политика будет выполнена, Казахстан станет одной из немногих
стран, принявшей широкую концепцию инклюзивного образования,

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign