LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

15
См. Таблицы 9 и 10 в Приложении 3.
16
См. Таблицу 11 в Приложении 3.



17
образование расходы Казахстана составили до 3.0% от общего объема расходов на
образование в 2003 году.17

2.2.7. Образование обеспечивается, в основном, государством, а частный сектор
играет незначительную роль. Хотя частный сектор образования постоянно растет,
он насчитывал только 12,8% всех ДО в 2004 году, охватывая лишь 8,7% всех
воспитанников ДО.18

2.2.8. Достижение целей ОДВ: Индекс развития ОДВ в Казахстане (ИР ОДВ) –
арифметическое среднее от чистого охвата в начальном образовании, уровня
грамотности взрослых, индекса гендерного равенства и коэффициента перевода в 5
класс – равен 0.95619 (2001), по которому Казахстан занимает 39 место среди 127
стран (Рис.1). Баллы четырех индивидуальных компонентов ИР ОДВ Казахстана
составляют: 67 баллов для чистого охвата (ЧО) в начальном образовании, 22 балла
для уровня взрослой грамотности, 10 баллов для Индекса гендерного равенства, 52
балла для коэффициент перевода в 5 класс. Самыми слабыми компонентами
являются ЧО в начальном образовании и коэффициент перевода в 5 класс, которые
оба прямо связаны с обеспечением дошкольного воспитания и обучения.

Рис. 1: Индекс развития ОДВ в выбранных странах, 2001
123
106
120
90
100 72
65
80
46
60 39
36
27
25
40
7
5
20
0




Ссылка: Отчет ОДВ о глобальном мониторинге. (2004). Публикация ЮНЕСКО

2.3. Система дошкольного воспитания и обучения

2.3.1. Законодательная база: Согласно Закону «Об Образовании» 1999 года
предшкола является первым уровнем национальной образовательной системы, и
дети предшкольного возраста имеют право на обязательное образование наравне с
детьми школьного возраста. Годичная предшкольная подготовка детей 5+/6+ лет
стала бесплатной и обязательной с ноября 1999 года в соответствии с
постановлением Правительства РК № 1762 «О вопросах обязательной
предшкольной подготовки детей». Согласно этому постановлению в
общеобразовательных школах могут открываться годичные предшкольные классы
для детей 5-6 лет и предшкольные группы в дошкольных организациях.
Предшкольная подготовка в государственных детских садах и школах является
бесплатной.
17
Статистика МОН.
18
Краткая страновая характеристика: Казахстан. (2004). Лондон: The Economist Intelligence Unit.
19
Значение ИР ОДВ находится между 0 и 1. Этот индекс ближе к 1, ближайшая цель достичь всеобщего ОДВ.



18
2.3.2. В марте 2004 года Президент страны Н.А. Назарбаев поручил акимам
обеспечить доступ к дошкольному образованию для детей 1-7 лет за счет
строительства новых и открытия предшкольных групп и классов при школах,
особенно на селе.

2.3.3. Согласно Закону РК 1997 года N 151-1 «О языках в Республике Казахстан»
дошкольное образование может предоставляться на казахском языке, а также на
языках других национальных групп. Закон РК 2002 года N 343 «О социальной и
медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными
возможностями» определяет формы и методы образовательных услуг, включая
дошкольное образование, для детей с ограниченными возможностями.

2.3.4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан
на 2005-2010 годы (далее «План - 2010») определяет необходимость обеспечения
детям равных стартовых возможностей в получении образования и расширения
доступа к дошкольному образованию за счет постепенного перехода к
обязательному дошкольному образованию детей, начиная с трехлетнего возраста

2.3.5. В декабре 2004 года Правительство РК утвердило Правила о порядке
деятельности дошкольных организаций Республики Казахстан, определяющие
основные функции детских садов и предшкольных классов вне зависимости от их
вида и формы собственности. Налоговый кодекс республики предусматривает
предоставление налоговых льгот частным дошкольным организациям, например,
освобождение от уплаты НДС, налога на недвижимость и земельного налога.

2.3.6. Дома ребенка функционируют согласно Правилам о порядке деятельности
домов ребенка и Правилам приема в дома ребенка и исключения из них (2000).

2.3.7. Структура образовательных услуг ДО: Основные услуги ДО в Казахстане
показаны в Таблице 1. МОН является основным ответственным государственным
органом по предоставлению формального дошкольного образования в стране.

2.3.8. Тем временем, наблюдается рост частного сектора ДО. Они являются
формальными (т.е. ясли полного и неполного дня, детские центры для детей 1+ - 3+
лет и дошкольные группы для детей 1+-6+/7+ лет в детсаду-школе) или
неформальными (например, няни и сиделки). МОН проводит мониторинг их
деятельности, но не финансирует их.

Таблица 1: Структура дошкольного воспитания и образования в Казахстане

Сеть ДО (Организации дошкольного воспитания и образования)

Дошкольные организации (ДО)




19
Ясли (1-3) Детский сад (3-6+) Предшкольная Дома ребенка
подготовка (5-6) при МЗ и
областных отделах
здравоохранения
Ясли (1-3) Детский сад (3-6+) Предшкольные классы Дома ребенка (0-4)
(10 часов) (10 часов) на базе средней школы (24 часа)
(5-6+)
Ясли-сад (1-6+) (4 часа без питания)
(10 часов)
Предшкольные
Комплекс детский сад- группы в ДО
школа (1-10) (5-6+)
(10 часов) (10 часов)

Дошкольные мини
центры20 (мини детсад,
детсад на дому –
формы мини
дошкольных центров)
(3-5)
• Неполный день
(2 часа) /гибкий
режим
• Группа
разновозрастны
х детей (гибкая
программа)
• На базе
детсада,
средней школы,
на дому (у
учителя)

Дошкольные группы
в детских домах (4-7)
(24 часа)




2.3.9. Квалификация педагогических кадров: Квалифицированных
педагогов ДО готовят в педагогических институтах и университетах (4-5 лет) или в

20
Учебные программы для дошкольных мини-центров отличаются от программ детского сада, потому что в детских садах
полный день и одновозрастные группы детей.




20
педагогических колледжах (2-3 года). Выпускники ВУЗов могут работать в любом
ДО или в средней школе, а выпускники педколледжей могут работать только в ДО
или начальной школе (1-4 классы).

2.3.10. Руководящая роль министерства: Согласно закону об образовании,
МОН РК отвечает за разработку политики и обеспечение дошкольного
образования. Оно также регулирует и инспектирует частные ДО, включая услуги
НПО. На центральном уровне один специалист дошкольного образования в
Департаменте дошкольного и среднего образования предоставляет всю
административную, политическую и техническую помощь по вопросам
дошкольного образования для государственных, региональных органов власти и
других заинтересованных сторон.

2.3.11. Министерство труда и социальной защиты отвечает за реабилитацию детей-
инвалидов согласно Закону о социальной защите инвалидов. Оно также
финансирует и администрирует программы поддержки для малообеспеченных
семей согласно Закону РК 2001 года об адресной социальной помощи.
Министерство здравоохранения разрабатывает политику предоставления базовых
медицинских услуг детям и их матерям, берет на себя инициативу по раннему
выявлению групп риска в сотрудничестве с областными департаментами
образования и управляет сетью домов ребенка.21

2.3.12. Механизмы координации: На национальном уровне отсутствует механизм
координации дошкольного образования. Вместе с тем, разрабатываемый План
поддержки дошкольного воспитания «Идем в детский сад» предлагает для решения
проблемы данного разрыва создать Межведомственный совет по дошкольному
воспитанию и обучению с участием представителей заинтересованных
министерств, ведомств, местных органов власти и гражданского общества
(включая родителей и инвалидов). Функции данного совета могут включать
разработку национальной политики, законодательства, финансовых стратегий,
анализ и координацию всех мероприятий по дошкольному воспитанию и
образованию на государственном уровне.

2.3.13. На местном уровне (т.е. область, город, район) также предлагается
сформировать Межведомственные советы под руководством заместителей акимов,
которые отвечают за социальные вопросы. Совет должен состоять из
представителей соответствующих органов и организаций, представляющих
образование, социальную защиту, финансы, здравоохранение, спорт, полицию,
гражданское общество, ассоциации инвалидов, родителей и т.д. Он будет
координировать все типы и формы дошкольного образования на местном уровне и
проводить оценку регионального межведомственного сотрудничества. Согласно
«Плана - 2010» все областные департаменты и районные отделы образования
будут обеспечены специалистами дошкольного воспитания для эффективной
координации и педагогической поддержки.

21
Тем не менее, МОН отвечает за инспекцию и мониторинг дошкольного воспитания в домах ребенка, которые выполняют
учебные программы, используемые в основных ДО.



21
2.3.14. Политика децентрализации: Реализация Политики децентрализации
началась в 2003 году и состоит из нескольких этапов. Политика включает
частичную передачу государственных функций, в том числе обеспечение услуг для
дошкольников, местным органам власти на областном, районном, городском и
сельском уровне. Финансирование реализации делегированных обязанностей
должно частично покрываться из местных налоговых поступлений, а также
трансфертов из республиканского бюджета.

2.3.15. Финансирование: Дошкольное образование имеет два источника
государственного финансирования: республиканский и местный (областной и
районный бюджеты), причем большая часть финансирования покрывается из
местного источника. За счет республиканского бюджета осуществляется
подготовка и частично переподготовка дошкольных педагогических кадров. В то
время как центральное правительство определяет приоритеты расходов,
республиканский бюджет децентрализован и передан на областной и районный
уровень; суммы, получаемые областью и районом, зависят от местной ситуации
(например, число дошкольников, налоговые поступления в бюджет и т.д.). Споры
по бюджету между центральными и местными органами решаются
Республиканской бюджетной комиссией, которая утверждает приоритеты
расходов Правительства. Еще одним важным источником финансирования
являются родительские взносы.

2.3.16. Цель ОДВ по дошкольному воспитанию и обучению: Основная
цель – расширение доступа к программам дошкольного воспитания и обучения,
особенно для детей из малообеспеченных семей. При этом усилия будут
сконцентрированы на создании экономичных, рентабельных моделей дошкольного
образования, а также развитии партнерства с частным сектором.

2.3.17. Приоритетная задача – охватить к 2010 году предшкольной подготовкой
75% детей, что составит ежегодный рост в 2 %. Для реализации поставленной
задачи необходимо ввести 21,5 тыс. мест в предшкольных классах и группах, а
также построить 86 дошкольных организаций на 12 тыс. мест в 2008-2010 годах.22
На селе надо создать 380 предшкольных классов на базе действующих школ.23
2.3.18. В 2005-2007 годах дошкольным образованием за счет государства
планируется охватить около 30% детей, проживающих ниже черты бедности (31
тысяча). Для решения этой задачи, необходимо ввести 31 тыс. мест в дошкольных
организациях и мини-центрах, а также построить 78 дошкольных организаций24 на
11 тыс. мест. На селе необходимо создать на базе школ 800 дошкольных мини-
центров для 20 тысяч детей.25

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЗОРА
22
По предварительным расчетам затраты составят 7 млрд. тенге (4.8 млрд. на строительство, 1.8 млрд. на оборудование и
0.39 млрд. на содержание).
23
По предварительным расчетам затраты составят 1.5 млрд. тенге (1.2 млрд. на оборудование и 0.3 млрд. на содержание).
24
По предварительным расчетам затраты составят 66 млрд. тенге (4.5 млрд. на строительство, 1.7 млрд. на оборудование и
0.36 млрд. на содержание).
25
По предварительным расчетам затраты составят 3.1 млрд. тенге (2.5 млрд. на оборудование и 0.6 млрд. на содержание).



22
3.1. Доступ
3.1.1. Динамика: Дошкольное образование в Казахстане достигла высшего
уровня в 1991 году, когда охват детей до 7+ лет в ДО составлял 47%, а детей 6+ -
74%, при общем числе работающих детсадов в стране 8,743.
3.1.2. Начиная с переходного периода в 1991 году, однако, многие детсады были
закрыты наряду с предприятиями, при которых они функционировали. К 1999 году
сеть ДО снизилась на 80%. Охват детей 0+-7+ лет в ДО упал до 10%, при этом в
стране работало только 1,158 ДО.

3.1.3. Однако в 1999 году экономика стала улучшаться, и Правительство начало
принимать значительные меры по восстановлению системы дошкольного
образования. По Закону об образовании 1999 года дошкольное образование было
признано частью общей образовательной системы, что позволило МОН и местным
органам власти включить предшкольную подготовку в свое планирование и
бюджет.

3.1.4. Еще важнее то, что своим Постановлением в 1999 году Правительство ввело
в действие обязательную всеобщую годичную предшкольную подготовку детей 5+-
6+-лет. Идет разработка проекта нового Закона о дошкольном образовании, и
Правительство планирует расширить предоставление всеобщего дошкольного
образования всем детям старше 3 лет к 2010 году.

3.1.5. Эта политика основывается на сильной политической воле. В 2004 году
Президент Назарбаев в своем ежегодном послании народу объявил, что
восстановление системы дошкольного образования является одним из
национальных приоритетов в образовании, и он поручил местным акиматам
принять необходимые меры.

3.1.6. Благодаря обязательству Правительства и действенному планированию
политики дошкольного образования в стране восстанавливается сеть ДО. Как
показано на Рис.2, охват детей 0+-7+ лет в ДО вырос на 90% с 10% в 1999 году до
20,7% в 2004 году. Для 5+- и 6+-летних детей охват предшкольной подготовкой в
2004 году вырос до 66%, то есть на 230% с 1999 г.
Рис. 2: Охват детей 0+-7+ лет* в ДО (1999-2003) и 5 +- 6+ лет в предшкольном
образовании,** 2000-4

80 56 62 62
66
63
60
20
40 0-7+ в ДО
18,6
12 15 20,7
20 19
10 5-6+ в ПШО
0
1999 2000 2001 2002 2003 2004


Ссылка: Статистика МОН (Д?иО-8, 2000; Д?иО-6, 2001, 2002; Д?-1, Д? –10,
Д?иО-1, Д?иО-8, 2004).
* данные 2003 года по детям 1+-6+-лет; ** участие в начальной школе не включено.




23
3.1.7. Все области показывают прогресс (Рис.3), однако региональный разрыв в
охвате предшкольным образованием остается значительным. В г.Астане охват
детей 0+–7+ лет составлял 40,6% в 2004 году, тогда как в Алматинской области он
был равен только 5,4%.
Рис. 3: Охват детей 0+-7+ лет в ДО по областям, 2000-4
40,6
40,2
45
35,7
40 35,1
31,6
35 28,2
30 24,8 23,2
21,3
21,9
19,9
25 20,7
16 28
26
15,5
19 17
20 2000
14
13 10
15 13,1
10
5,4 12 2004
10 7 14
6
9
5 4
6
8 5
0
4
ты ана ика
я я я ая КО кая ая
ая ая
ая ая
О О О
а а а
ЗК нск нск йск уск рск СК ЮК ма
ск нск нск уск с т
В л
Ас пуб
ин л
Ал
а а
ди рди ана а
и и бы ст лод
ол тюб мат тыр с
н
ам и
ст Ре
га
м О аг ав
К-
Ал
Ак Ак А Ко
ра
Ж М П
Ка

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign