LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

для детей 3+-5+/6+ лет в смешанных группах
неполного дня пребывания (например, 2 часа).




9
Административно-территориальная единица.
Область
Казахстан состоит из 14 областей и 2 городов
республиканского значения (Астана и Алматы).

Классы для детей 5+–6+ лет в общеобразовательных
Предшкольный класс
школах, в которых проводится обязательная
(ПШ класс)
годичная бесплатная предшкольная подготовка
детей, не посещавших другие ДО.

ПШ группы в дошкольных организациях полного
Предшкольная группа
дня для предшкольной подготовки детей пяти-шести
(ПШ группа)
лет. Это платные группы, хотя в нескольких
областях являются бесплатными.

Первый этап воспитания и обучения детей 1+-6+(7+)
Дошкольное образование
лет. Услуги дошкольного образования обеспечивают
охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей.

Дошкольная организация (ДО) осуществляет
Дошкольная организация
воспитание и обучение детей дошкольного возраста
от одного года до шести (семи) лет. Дошкольные
организации включают ясли, ясли-сад, детский сад,
мини дошкольные центры, предшкольный класс и
комплекс «школа-детский сад» (см. Таблицу 1).

Район – административно-территориальная единица
Район
в составе области. В Казахстане 14 областей, 160
районов, 39 городов областного значения, 45
городов районного значения, 7862 сельских
населенных пункта.

Страны, выбранные для сравнения Казахстана по
Страны для сравнения
различным индикаторам ( см. Приложение 3)
Государственная программа развития образования в
План 2010
Республике Казахстан на 2005-2010 гг. –
Национальный стратегический документ по
развитию образования.




10
РЕЗЮМЕ

Доступ
За последние несколько лет повысился охват детей в дошкольных организациях
(ДО), достигнув 20,7% среди 0+-7+-летних детей и 43% среди 5+-6+-леток (2004).
Однако сохраняется неравенство по регионам, где охват составляет от 5,5% до
40,6%. Охват сельских детей составляет в среднем 5,6% по сравнению с 32,9%
городских детей. Дети в депрессивных регионах (т.е. в бедных областях и сельской
местности) начинают дошкольное образование поздно, на предшкольном уровне.
Они получают предшкольную подготовку в предшкольных классах при
общеобразовательных школах, представляющих собой краткие интенсивные курсы
на предшкольном уровне, тогда как их сверстники в благополучных регионах (т.е. в
богатых областях и городе) пользуются преимуществом раннего воспитания и
обучения и постепенного продвижения в дошкольном образовании через
предшкольные группы в детских садах. Предпринимаемые меры Правительства по
усилению предшкольных классов для обеспечения целостного развития ребенка
требует дальнейшей поддержки.

Качество
Большое внимание уделяется качеству, особенно интеграции воспитания и
обучения с комплексным развитием. Включение детей с ограниченными
возможностями является очевидным. Тем не менее, охват дошкольным
образованием детей с ограниченными возможностями все еще низок. Дети с
задержкой речи получают недостаточное воспитание. Существует слабая связь
между социальными услугами и образовательным сектором. Хотя большинство
детей, посещающих дошкольные организации это дети казахской национальности,
но в процентном соотношении коэффициент охвата ниже по сравнению с детьми
русской национальности. Данный факт обуславливается тем, что большинство
детей казахской национальности проживают в основном в сельской местности, где
нет широкой сети детских садов. Дошкольные организации в неблагополучных
регионах имеют худшую физическую инфраструктуру. Возможно, требуется
межведомственный форум для развития сотрудничества среди различных
государственных органов и обеспечения услуг дошкольного воспитания и
обучения. Для обеспечения необходимыми кадрами требуются меры по более
эффективному использованию существующих кадров, а также введению стимулов
для привлечения новых квалифицированных работников.

Ресурсы
Инвестиции в ДО снижаются (по сравнению с 1997 годом), а родительская плата,
наоборот, повышается. Повышение родительской платы является одним из
факторов неравного доступа к ДО. Существующая инвестиционная стратегия,
нацеленная на качественные государственные детсады, нуждается в пересмотре,
так как она не обеспечивает широкого доступа к ДО. Предлагаются три варианта
для решения проблемы «качество или равенство». Первый вариант – продолжать
нынешнюю стратегию вместе с развитием альтернативных услуг для
малообеспеченных семей.. Однако это поможет увековечить разные системы



11
раннего воспитания и обучения для богатых и бедных. Второй вариант – это дать
равный доступ для детей из бедных и богатых семей к качественным
государственным детсадам, однако с дифференцированной родительской платой.
Третий вариант – снизить нынешние стандарты государственных детсадов,
особенно те стандарты, которые не относятся к основным видам услуг, и сделать
государственные детсады более доступными для всех.

Заключительные выводы
Меры по достижению идеальной модели дошкольного образования для всех,
должны быть направлены, в первую очередь, на расширение доступа к
дошкольному образованию для детей из малообеспеченных семей. Желательно,
чтобы Правительство уделяло больше внимания справедливому распределению
образовательных услуг. При этом Правительство может столкнуться с проблемой,
как соблюсти баланс между качеством и необходимостью расширения доступа.
При планировании также нельзя терять из вида и конечную цель дошкольного
образования – комплексное развитие ребенка. Поэтому для максимального
повышения эффективности дошкольного воспитания и обучения министерству
образования и науки необходимо укрепить партнерство с другими министерствами
и ведомствами.




12
1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. О Проекте

1.1.1. Предыстория: Мировая общественность, которая собралась в Дакаре,
Сенегал, в 2000 году в честь 10-й годовщины программы «Образование для всех»
(ОДВ), еще раз подтвердила свою приверженность дошкольному воспитанию и
обучению и определила его развитие в качестве первой из Шести Дакарских Целей
по ОДВ. Тем не менее, в большинстве развивающихся стран дошкольное
воспитание и обучение еще не является частью государственной политики, и
правительства имеют ограниченный потенциал для разработки политики
дошкольного образования и его систем. Особенно отсутствует знание о вариантах
политики и стратегий по продвижению целостного развития ребенка при
ограниченных ресурсах.

1.1.2. В данных условиях, ЮНЕСКО, в качестве составного компонента плана на
2004-2005 годы, запустило совместный Проект ЮНЕСКО/ОЭСР по обзору
политики в области дошкольного воспитания и обучения (далее Проект). Его
целью является предоставить выбранным странам возможность провести обзор
своей политики в области дошкольного воспитания и обучения и определить
конкретные варианты и стратегии по его совершенствованию. Четыре страны были
выбраны на основе выраженного ими интереса – Бразилия, Индонезия, Казахстан и
Кения. Настоящий обзор был проведен в рамках участия Казахстана в Проекте,
который реализуется в сотрудничестве с ОЭСР.

1.1.3. Деятельность: Обзор каждой страны включает составление
Предварительного отчета, проведение визита Обзорной группы и составление
Обзорного отчета с конкретными рекомендациями по политике в области
дошкольного образования. Обзорный отчет требуется представить центральным
органам власти и другим заинтересованным сторонам для обсуждения и, возможно,
принятия последующих мер. Соответствующий страновой офис ЮНЕСКО также
организует дополнительные мероприятия по наращиванию потенциала или по
широкому распространению результатов проведенного Обзора. На глобальном
уровне результаты Обзоров в четырех странах будут опубликованы в виде сводного
отчета и выводов, которые послужат в качестве справочных материалов по
политике в области дошкольного образования для планирования дошкольного
воспитания и обучения в других странах.

1.1.4. Структура реализации: За общее планирование и координацию Проекта
отвечает Секретариат Проекта, организованный в штаб-квартире ЮНЕСКО. Для
реализации на национальном уровне организована страновая рабочая группа в
соответствующем министерстве образования, которое подписало меморандум о
взаимопонимании с ЮНЕСКО. Страновая рабочая группа с участием и помощью
соответствующего странового офиса ЮНЕСКО отвечает за подготовку




13
Предварительного отчета, и она представляет национальный орган, которому
направляется Обзорный отчет.1

1.1.5. Структура Обзора: Проект рассматривает пять вопросов политики в
области дошкольного образования: доступ, качество, ресурсы, координация
правительства и разработка данных и исследований. Однако, предполагая, что эти
вопросы политики будут проявляться по-разному в конкретных странах, будут
рассматриваться и вопросы, специфические для страны: обзор будет освещать
различные вопросы в зависимости от конкретной ситуации в стране и от ее
потребностей. Будет проведен обзор образовательных услуг, включая формальные
и неформальные услуги, для детей с рождения и до поступления их в начальную
школу. Также будут включены услуги для родителей.




1.2. Обзорный визит в Казахстан

1.2.1. Подготовка: До приезда Группы по обзору Страновая рабочая группа в
МОН подготовила Предварительный отчет и представила его в ЮНЕСКО.2 При
выборе регионов для посещений были учтены различия в социально-
экономическом положении, региональный баланс, возрастные группы,
национальность, последствия проводимой политики.

1.2.2. График посещений: Поездка продолжалась с 4 по 10 октября 2004
года с посещением Алматы, Астаны, Костанайской и Карагандинской областей.
Были посещены государственные и частные детсады, ясли-сады, комплексы
«детсад-школа», средние школы, институты повышения квалификации учителей,
педагогические колледжи и университеты.3

1.2.3. У Группы по обзору также были встречи с различными государственными
органами, отвечающими за планирование и реализацию политики в области
дошкольного воспитания и обучения в Казахстане, такими как представители
МОН, областные и городские акиматы и департаменты образования. Были встречи
также и с другими заинтересованными сторонами, такими как ученые, педагоги,
НПО и родители.

1.2.4. Группа по обзору: Группа по обзору состояла из двух национальных и
трех международных экспертов в различных областях образования: Г.А.
Саймасаева (главный специалист дошкольного образования, Департамент
дошкольного и среднего образования, МОН РК); Н.Л. Татаурова (декан,
Семипалатинский пединститут, РК); Джудит Харвин (профессор, университет
Брунел, Великобритания); Ян ван Равенс (ЮНЕСКО, Париж) и Су-Хиянг Чой

1
См. Руководство по реализации Проекта ЮНЕСКО/ОЭСР по Обзору политики в области дошкольного воспитания и
обучения, копию которого можно получить в штаб-квартире ЮНЕСКО (sh.choi@unesco.org).
2
копию можно получить в ЮНЕСКО (sh.choi@unesco.org).
3
См. Приложение 1



14
(ЮНЕСКО, Париж). Группу сопровождали и оказывали ей помощь Йоши Кага
(ЮНЕСКО, Париж) и Бахтияр Оспанбаев (ЮНЕСКО, Алматы).4

1.3. Отчет по Обзору

1.3.1. Отчет по обзору подготовлен на основе записей наблюдения,
представленных членами Группы по обзору, и информации, предоставленной в
Предварительном отчете. Были приложены усилия больше по освещению
ключевых вопросов, которые заслуживают срочного внимания Правительства, чем
по сбору всех наблюдений. Был проведен детальный анализ некоторых важных
вопросов, по которым имеются соответствующие данные. Рекомендации
направлены на общую политику в области дошкольного образования и конкретные
ключевые задачи, которые требуют приоритетного решения.

1.3.2. Процесс обзора и формулирование рекомендаций руководствовались
следующими предположениями. Во-первых, конечной целью дошкольного
воспитания и обучения является целостное развитие ребенка. Подготовка ребенка к
формальному обучению рассматривается как составная часть целостного развития,
а не как изолированная цель. Во-вторых, политика Правительства по дошкольному
образованию должна быть твердо направлена на малообеспеченные слои
населения, решая при этом вопрос устранения неравенства в качестве
приоритетной задачи. В-третьих, дошкольное образование закладывает основу
обучения в течение всей жизни, и поэтому переход для ребенка из семьи к ДО и от
ДО к школе должен быть плавным.

1.3.3. В Казахстане МОН является главным министерством, отвечающим за
дошкольное воспитание и обучение. Тем не менее, имеются еще социальный
сектор и сектор здравоохранения, участвующие в дошкольном воспитании и
обучении. В данном обзоре деятельность непрофильных министерств не
рассматривалась в большей степени, как это следовало бы. Рекомендации были
ориентированы на сектор образования. Также, ввиду обширной территории страны,
невозможность посетить многие области не позволила получить более комплексное
представление о системе дошкольного образования страны.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ5
2.

2.1. Социально-экономическая характеристика

2.1.1. Демография: Население Казахстана, который по территории занимает
девятое место в мире, составляет 15 миллионов человек, 25% которого моложе 15
лет. Численность населения последние 20 лет является стабильной; прогнозируется
небольшой рост на 0.3% в 2002-2015 годы. Коэффициент фертильности снижается,
в 2002 году он составлял 1.8 рождений на 1 женщину.6

4
См. Приложение 2
5
См. Приложение 3 для подробной информации для сравнения с другими странами.
6
См. Таблицу 1 в Приложении 3.



15
2.1.2. Национальный состав: Казахстан является родиной для более 100
национальностей. Казахи – основная этническая группа, составляющая 56% всего
населения, тогда как русские занимают второе место по численности (28%). Другие
крупные этнические группы – украинцы (3.3%), узбеки (2.6%), немцы (1.8%) и
татары (1.6%).7 Казахский язык, на котором говорят более 52% населения, обладает
статусом государственного языка. Тем не менее, русский язык, на котором говорят
две трети населения, используется в повседневной жизни и имеет официальный
статус по Конституции.8

2.1.3. Религия: Ислам и русское православие являются двумя основными
религиями для 47% и 44% населения, соответственно.9

2.1.4. Экономика:10 При валовом национальном доходе PPP 5,630 долларов
США на душу населения в 2002 году Казахстан относится к странам со средним
доходом. Рост его ВВП на 9.8% в 2001-2002 году является относительно высоким
среди сравниваемых стран,11 где рост составляет от –0.5% в Кыргызстане до 14.9%
в Туркменистане. В Казахстане сектор услуг занимает самую большую долю в ВВП
(53%), наравне с большинством сравниваемых стран, за исключением Кыргызстана
и Туркменистана. С индексом GINI 31.3 в 2001 году, страна не имеет разительного
диспаритета в распределении дохода. Более того, менее 2% населения находится за
чертой бедности 1 доллар США в день, и только 8.5% живут ниже порога 2
доллара США в день.

2.1.5. Развитие женщин и детей:12 В Казахстане участие женщин на рынке
труда среди женщин в возрасте 15-64 года показывает небольшой спад с 71% в
1980 году до 70% в 2002 году. Вместе с тем, этот показатель - один из самых
высоких среди сравниваемых стран, за исключением Беларуси, Чехии и России, и
выше показателя стран с доходом ниже среднего (67%) и среднемирового
показателя (61%). Образование девочек и женщин не является проблемой в
Казахстане: уровень грамотности среди взрослых женщин составляет почти 100%.
Тем не менее, Индекс Гендерного Развития ниже индекса сравниваемых стран, за
исключением Туркменистана и Узбекистана.

2.1.6. Доля домохозяйств, возглавляемых женщинами, выше в Казахстане (33%)
по сравнению со сравниваемыми странами и странами, участвующими в Проекте
(Бразилия, Кения и Индонезия). 91% беременных женщин в Казахстане получают
дородовой уход, этот показатель ниже, чем в сравниваемых странах. Однако почти
все женщины рожают с помощью квалифицированного медперсонала. Вместе с
тем, коэффициент материнской смертности достигает 210 на каждые 100,000 родов,
что сравнительно выше показателя в сравниваемых странах с доходом ниже
7
Казахстан: Достижения, проблемы и перспективы. Перспектива Объединенных Наций. (2003). Алматы: Пилотный TC,
Lic.
8
См. http://www.kazakhembus.com/countryprofile.html для получения краткой характеристики Республики Казахстан.
Посольство РК в США и Канаде.
9
Там же.
10
См. Таблицы 2 и 3 в Приложении 3.
11
Это страны, выбранные в регионе для сравнения с Казахстаном: Беларусь, Чехия, Венгрия, Кыргызстан, Польша, Россия,
Туркменистан и Узбекистан.
12
См. Таблицы 4, 5 и 6 в Приложении 3.



16
среднего. Смертность детей до 5 лет в Казахстане выше среднемирового показателя
и всех сравниваемых стран.13

2.2. Образование

2.2.1. Система образования: В настоящее время национальная система
образования включает 4 уровня образования: дошкольное воспитание и обучение
(1+ до 7 лет), общее среднее образование (11 лет с 1 по 11 классы), среднее
профессиональное образование (1-4 года обучения) и высшее (4-7 лет обучения).
Среднее образование включает начальное образование (1-4 классы), основное
среднее образование (5-9 классы) и полное среднее образование (10-11 классы).

2.2.2. Предшкольная подготовка для детей 5+ - 6+ лет и общее среднее
образование являются бесплатными и обязательными. Общее среднее образование
можно получить в общеобразовательной и начальной профессиональной школах и
средних профессиональных учебных заведениях.

2.2.3. Образование является одним из приоритетов стратегической программы
«Казахстан-2030», принятой в 1997 году. В 1999 г принят Закон Республики
Казахстан «Об образовании»; для его реализации вышли четыре Указа Президента
и целый ряд постановлений Правительства РК. Рассматриваются все аспекты
целостной непрерывной системы образования. Особое внимание уделено
повышению уровня образовательных услуг в сельской местности.

2.2.4. Грамотность: Уровень грамотности среди молодежи и взрослых
обоего пола почти равен 100%, что намного выше, чем среднемировой уровень.14

2.2.5. Участие в образовании:15 Чистый охват в начальном образовании (1-4
классы) и в базовом и среднем образовании (5-11 классы) составлял,
соответственно, 89.5% и 84.1% в 2001 году ( по данным МОН РК 99,9% учащихся
охвачены начальным и средним образованием). Общий охват дошкольным
образованием в Казахстане составлял 20,7% для детей 1+-6+ лет в 2004 году; однако
для детей 5+ - 6+ лет охват был намного выше и составлял 66% в 2004 году,
согласно статистике МОН. В дошкольном, начальном и базовом/среднем
образовании Казахстан имеет относительно низкий процент охвата частными ДО и
школами по сравнению с мировыми показателями и странами, участниками
Проекта.

2.2.6. Финансирование образования: Расходы Казахстана на образование
составляют 4,4% от ВВП, что выше среднемирового уровня и почти наравне со
странами с доходом выше среднего. Однако это ниже чем в Беларуси, Венгрии и
Польше, где расходы равны 6,0%, 4,9% и 5,0%, соответственно.16 На дошкольное


13
См. Таблицы 6 и 7 в Приложении 3.
14
См. Таблицу 8 в Приложении 3.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign