LINEBURG


страница 1
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Проект ЮНЕСКО/ОЭСР по обзору политики в области
дошкольного воспитания и обучения




Отчет по обзору политики:

Дошкольное воспитание и обучение в Казахстане




Подготовлен


Секция дошкольного воспитания и обучения и инклюзивного образования
Отдел базового образования, Сектор образования
ЮНЕСКО, Париж
Май 2005


Одобрено Министерством образования и науки Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан
Май 2005
Уважаемые коллеги!


С большим удовлетворением ознакомилась с
Обзорным отчетом, подготовленным Обзорной
группой Департамента раннего детства и
инклюзивного образования Штаб-квартиры
ЮНЕСКО в Париже.
На мой взгляд, Группа по обзору успешно справилась с
поставленной задачей: провести анализ существующих стратегий,
институтов раннего образования и внести рекомендации по
совершенствованию политики органов образования в развитии доступа
и качества системы дошкольного воспитания.
Я рада, что Группой по обзору высоко оценено качество,
разнообразие услуг, оказываемых детскими садами, положительно
отмечена квалификация персонала и хорошие результаты детей, а
также административный потенциал и ресурсы органов образования.
Отчет предоставляет Министерству возможность
совершенствовать проводимую нами политику в дошкольном
образовании. Мы поддерживаем изложенные в нем основные
аргументы в пользу справедливого обеспечения равного доступа к
дошкольным образовательным программам, детей из разных слоев
населения. Такая задача поставлена перед нами Главой государства
Н.А.Назарбаевым на 3 съезде работников образования и науки в
октябре 2004 года.
В заключение, я хотела бы выразить Департаменту раннего
детства Штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже и членам Группы
глубокую признательность и благодарность за их усилия, искренний
интерес, глубокий профессионализм. Я уверена, что Отчет вызовет
широкий интерес, существенно приблизит нас к нахождению ответов
на самые злободневные вопросы дошкольного образования.


Министр образования и науки
Республики Казахстан Б.Айтимова




1
ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

Обзор политики в области дошкольного воспитания и образования в Казахстане и
подготовка данного Отчета были выполнены с великодушной помощью и участием
многих заинтересованных сторон, специалистов, коллег, родителей и детей. Их
сотрудничество и энтузиазм, с которым они делились опытом, мнениями и
информацией, помогли сделать обзор исключительно ценным и плодотворным
мероприятием.

Во-первых, я хотела бы выразить свою благодарность К.Н. Шамшидиновой, вице-
министру образования и науки Республики Казахстан и Национальному
координатору ОДВ, за ее высказанное видение дошкольного воспитания и
обучения в стране и за твердую поддержку данному обзору. Я также хочу
поблагодарить С.Б. Испусинову, директора Департамента дошкольного и среднего
образования Министерства образования и науки РК, за ее любезную помощь и веру
в пользу данного обзора.

Я особенно благодарна Г.А. Саймасаевой, главному специалисту дошкольного
образования отдела дошкольного и базового образования, департамента
дошкольного и среднего образования МОН РК, за составление программы
посещений для Группы по обзору, за организацию встреч с членами Правительства
и различными заинтересованными сторонами на центральном и местном уровне и
за предоставление ценных аналитических данных, статистики и документации.
Также, я хотела бы выразить свою признательность членам Страновой рабочей
группы за участие в подготовке Отчета: К.Н. Шамшидиновой, С.Б. Испусиновой и
Ж.Г. Нурмухаметовой из МОН РК; М.М. Амирхановой из Агентства по статистике;
Н.Л. Татауровой, И. А. Тирской и другим специалистам из Семипалатинского
пединститута.

Я приношу сердечную признательность руководителям Алматинского,
Астанинского, Карагандинского и Костанайского областных и городских акиматов
и департаментов образования за их любезное содействие в планировании
посещений и встреч, за то, что они поделились своими планами, надеждами и
проблемами и направляли работу Группы по обзору в нужном направлении. Также,
я очень благодарна учителям и воспитателям, родителям и детям из различных
дошкольных организаций, сотрудникам институтов повышения квалификации
учителей, педагогических институтов и колледжей, которые мы посетили, за их
теплый прием и гостеприимство. Их искренние мнения и наблюдения были очень
ценными для Данного Отчета.

Особая благодарность г-же Анжум Хак, главе офиса ЮНЕСКО в Алматы, за
успешное планирование Проекта в Казахстане. Инна Мельникова, специалист по
образованию, Айгуль Халафова, специалист по образованию, и Бахтияр Оспанбаев,
ассистент по образованию, также заслуживают особую благодарность за
необходимую организационную поддержку в проведении Обзорного Визита и за




2
их бесценное сотрудничество и помощь в повседневной реализации Проекта
совместно с Министерством образования и науки.

Этот Обзор был бы невозможен без участия четырех членов Группы по обзору:
Г.А. Саймасаевой, Н.Л. Татауровой, Джудит Харвин и Ян ван Равенса. Их вклад
составил основу для данного Отчета. В частности, я хочу выразить
признательность мисс Харвин за то, что она взяла на себя трудную задачу по
координации работы членов Группы и помощь в подготовке первичного проекта
Отчета.

И, наконец, я приношу свою благодарность мисс Йоши Кага из ЮНЕСКО, Париж,
за ее помощь в реализации Проекта, организационную работу во время визита и
помощь в подготовке Отчета. Я особенно благодарна ей за ценный вклад в
подготовке Глав 1, 2 и Приложений. Она также любезно помогла в редактировании
окончательного текста.

Су-Хиянг Чой
Руководитель секции дошкольного и инклюзивного образования,
Отдел базового образования, Сектор образования
ЮНЕСКО, Париж




3
СОДЕРЖАНИЕ

Список таблиц и рисунков
(графиков)…...…………………………………………………………. 5
Глоссарий
…………………………………………………………………………………………
……. 7
Технические примечания
…………………………………………………………………………….. 8

РЕЗЮМЕ.……………………………………………………………………………
………………... 10

1. ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………
……………… 12

1.1. О Проекте
……………………………………………………………………………… 12
1.2. Обзорный визит в Казахстан
………………………………………………………………. 13
1.3. Отчет по обзору
……………………………………………………………………………. 14

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ
………………………………………….. 14

2.1. Социально-экономическая характеристика
…………………………………………….. 14
2.2. Образование
…………………………………………………………………….. 16
2.3. Система дошкольного воспитания и обучения
………………………………………….. 17

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЗОРА
…………………………………………………………………. 22

3.1. Доступ
……..........................................................................................................................
...... 22
3.2. Качество
……………………………………………………………………………………
… 35
3.3. Ресурсы
……………………………………..………………………………………………
.. 44


4
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ВЫВОДЫ……………………………………………………….. 52

Литература
…………………………………………………………………………………………
…. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Программа посещений Группы по
обзору…………………………………….. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Состав Группы по обзору
………………………………………………………. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Сравнительные данные по Казахстану
………………………………………… 61
Демография
……………………………………………………………………………... 61

Экономика……………………………………………………………………………
…. 63
Развитие
женщин……………………….……………………………………….…. 67
Условия развития ребенка и его здоровья
…………………………………………... 72

Образование…………………………………………………………………………..
.. 74




5
Список таблиц и рисунков (графиков)


Таблица Система дошкольного воспитания и обучения в Казахстане
1: ………….….……..………... 18
Рис.1: Индекс развития ОДВ по выбранным странам,
2001………………………………….……. 17
Охват детей 0+-7+ лет в дошкольных организациях (1999-2003) и 5+-
Рис.2:
6+ лет в дошкольном образовании, 2000-
2003……………………………………………………………………… 22
Охват детей 0+-7+ лет в ДО по областям, 2000-
Рис.3:
2004.……………………... 23
Охват детей 1+-6+ лет в ДО в городе и селе по областям, 2004 …...
Рис.4: 23
Рис.5: Распределение мини дошкольных центров, город/село, 2000-
2004……………..…………… 24
Охват детей 0+-7+ лет в ДО, город/село, 2000-2004 …………………
Рис.6: 24
Охват сельских детей 5+-6+ лет в предшкольных классах, 2001-2004
Рис.7:
……………...... 25
Рис.8: Распределение ДО, город/село, 2000-2004
…………………………………………………. 25
Рис.9: Сельские ДО, % от общего числа ДО при МОН и % от общего
числа ведомственных ДО, 2000-2004
…………………………………………………………… 25
Охват детей 1+-6+ лет в ДО в областях L-5/H-5, 2004
Рис.10:
………………...………. 26
Рис.11: Доля населения с доходом ниже прожиточного уровня в областях
L-5/H-5, 2001 ……… 26
Рис.12: Распределение многодетных женщин на социальном пособии по
областям L-5/H-5 и другим областям, 2003
………………………………………………………………………… 27
Дети 0+-7+ лет, ДО и воспитатели ДО в областях L-5/H-5, % от
Рис.13:
общего числа, 2003 27
Охват детей от 3+ до 6+ лет в дошкольном, предшкольном и
Рис.14:
начальном образовании в областях L-5/H-5, 2003 …… 28
Охват детей 5+-7+ в ПШО и НО в областях L-5 и H-5, 2003
Рис.15:
……………… 28
Рис.16: Школы с ПШ классами и ДО с ПШ группами в областях L-5/H-5,
% от общего числа, 2003 29
Распределение детей 0+-7+
Рис.17: лет и ДО, город/село, 2003
…………...……….. 29
Рис.18: Распределение городских и сельских малокомплектныхДО, 2003 30
Охват детей 4+-6+ лет в ПШО, город/село, 2003 ………
Рис.19: 30
Охват детей 5+-6+ в ПШ группах и ПШ классах, город/село, 2001
Рис.20: 31
Охват детей 5+-7+ лет предшкольной подготовкой и НО, город/село,
Рис.21:
2003 …………..… 31
Охват детей 1+-4+ лет в ДО, город/село, 2003 ………...………….
Рис.22: 32



6
Рис.23: Распределение воспитателей с высшим педагогическим
образованием в ПШО по областям L-5, H-5 и другим областям,
2003 ……………………………………… 38
Соотношение воспитатель/ребенок (3+-5+ лет) в выбранных странах,
Рис.24:
2001-2002……….…… 39
Рис.25: Распределение отремонтированных ДО, город/село, 2003
………..………………….……… 39
Рис.26: Распределение типовых зданий ДО, город/село, 2003
..………………………… 40
Рис.27: Распределение постоянных и сезонных ДО, город/село, 2003
...……………..………… 40
Рис.28: Казахские ДО без горячего водоснабжения и канализации, % от
общего числа казахских ДО, 2003 41
Рис.29: Казахские дети в ДО без горячего водоснабжения и канализации, %
от общего числа казахских детей, 2003 41
Рис.30: Валовой национальный доход PPP, на душу населения ($), 2002
…..……………………… 44
Рис.31: Государственные расходы на образование, % от ВВП, 2001-2002
……………… 45
Рис.32: Государственные расходы на предшкольное образование, % от
ВВП, 2001 ……….…………………………… 45
Рис.33: Распределение ресурсов на ПШО по источникам, 1999-2003
……..………..………… 46
Рис.34: Сравнение месячной зарплаты воспитателей ДО и других учителей,
1999-2003, тенге ….… 46
Рис.35: Распределение ДО по форме собственности, 1999-2003
..…………………..………… 47
Рис.36: Расходы на 1 ребенка в ПШО, по областям L-5 и H-5, 2003
..……………………… 48




7
Глоссарий


АБР Азиатский банк развития
СНГ Содружество независимых государств
ДВО Дошкольное воспитание и обучение
ИР ОДВ Индекс развития ОДВ
ОДВ Образование для всех
Д/С Детский сад
МОН Министерство образования и науки (РеспубликиКазахстана)
МЗ Министерство здравоохранения (Казахстана)
МТСЗ Министерство труда и социальной защиты
ЧО Чистый охват
НПО Неправительственная организация
ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития
НО Начальное образование
ПШ класс Предшкольный класс
ПШ группа Предшкольная группа
ДО Дошкольная организация
РК Республика Казахстан
ЮНЕСКО Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры
ЮНИСЕФ Детский фонд ООН




8
Технические примечания

Возрастные группы детей: дети до 1 года
Возраст
обозначены знаком 0+; дети от 1 года до 2 лет
обозначены знаком 1+; 3+ означает детей 3-4 лет, и
так далее.

Глава акимата (см. ниже).
Аким

Местные органы исполнительной власти, исполняют
Акимат
и распределяют местный бюджет. В структуру
акиматов входят органы образования,
здравоохранения, финансовые органы и др.

В данном Отчете термин, используемый для
Дошкольное воспитание и
обозначения образовательных услуг и услуг по
обучение
уходу за детьми в возрасте от 0+ до 8 лет.

В данном Отчете этот термин относится к услугам
Услуги по дошкольному
всех типов формального и неформального
воспитанию и обучению
дошкольного воспитания и обучения для детей от 0+
до 8 лет.

Если не указано иное, «охват» означает «общий
Охват
охват».

Казахстанский тенге, или KZT является
Казахстанский тенге
национальной валютой Казахстана. Согласно
обменному курсу Национального банка РК, 1 доллар
США равен 129 тенге в январе 2005 году.

В целях сравнения, 5 областей (напр. Алматинская,
Области Н-5/ В-5
Жамбылская, Кызылординская, СКО и ЮКО) с
низким коэффициентом охвата детей в возрасте от
0+ -7+ низкий -5 или области Н-5; 5 областей (напр.
Атырауская, Карагандинская, Павлодарская,
гг.Алматы и Астана) с высоким коэффициентом
охвата детей в возрасте от 0+ -7+ высокий -5 или
области В-5.
Дошкольные образовательные услуги,
Дошкольный мини-центр
предоставляемые на базе средней
общеобразовательной школы, детсада или на дому
воспитателя. Гибкая и малозатратная форма услуг

страница 1
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign