LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Процесс обучения родителей.

4. Мониторинговый, помогающий проследить результат обучения родителя.
Требования к преподавателям, проводящим обучение родителей:
> умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
> внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям;
> научная грамотность и доступность изложения материала;
> гибкость, подвижность образовательной стратегии программы;
> разнообразие предлагаемых образовательных услуг, методов и форм ведения занятий;
> способность к оказанию психологической поддержки;
> ориентация на стимулирование самоопределения родителей;
> способность видеть малейшие достижения и их стимулирование.

Система образования родителей стимулирует социальную активность взрослых. А результаты системы образования могут проявиться в следующем:
- в том, какое место занимает ребенок в процессе жизни родителей, ощущает ли ребенок защищенность;
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в осознании родителем значимости своей родительской миссии, проявлении родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
- в более оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем;
- в понимании закономерностей человеческой жизни, появления целостного мировоззрения;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, организованных форм позитивной активности.

ПРИЛОЖЕНИЕ №7а
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УНИСОН"
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА












































Использование интеллектуальных ресурсов сети образовательных учреждений для разработки эффективных образовательных программ.
Сетевой образовательный проект "Первые дни ребенка в школе"
Автор: Полякова Марина (кандидат педагогических наук)

Постановка проблемы.
Начало школьного обучения - это закономерный переход ребенка на более высокую ступень психического развития. Появление потребности в новой общественно значимой деятельности - одна из важнейших закономерностей психического развития старших дошкольников (Т.И. Бабаева, М.М. Безруких, Н.И. Гуткина, В.Г.Каменская, Е.Е.Кравцова, Д.Б. Эльконин и др.).
Без преувеличения можно сказать, что вопрос: "Готов ли ваш ребенок к школе?" волнует сегодня не только родителей, чьи дети поступают в первый класс, но и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений. Прежде всего, потому, что это один из самых сложных периодов в жизни человека. От того, насколько успешно включится ребенок в новую для него ситуацию систематического обучения, будет зависеть успешность его в школе, а, возможно, и в жизни.
С приходом в школу ребенок попадает в новую для него социальную ситуацию развития и сталкивается с новой деятельностью, которая становится главной. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению (Н.И.Гуткина, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова). Причины этого явления имеют разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к школе, приводит к множественным проблемам как в учебной деятельности, так и в личностном развитии ребенка. По данным Э.М. Александровской, только 56% детей обладают адекватной формой адаптации, у 30% - неустойчивая адаптация, для которой характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам. У 14% фиксируется нарушение форм социально-психологической адаптации, что выражается в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Как отмечают В.А. Аверин, Э.М. Александровская, это в значительной мере обусловлено личностными особенностями ребенка.
Снижение возраста поступления ребенка в школу - одна из причин сложностей адаптационного периода. По данным М.В. Антроновой, в возрасте от 5 до 6 лет число незрелых детей (т.е. не готовых к школе) составляет до 60%, от 6 до 6,5 лет этот показатель снижается до 35%, к 7 годам - до 10-13%. В возрасте 7,5 лет 98% детей относятся к школьно зрелым. Введение предшкольного обучения как систематического может усугубить ситуацию и привести ко многим проблемам как самого ребенка, так родителей и педагогов. Следовательно, важно учесть этот фактор при подготовке ребенка к школе и организации обучения детей-шестилеток с учетом психофизиологических характеристик.
Вариативность образования, конечно, являющаяся несомненным достижением современной школы, имеет и оборотную, "негативную" сторону. Ребенок, готовый к освоению программы одной школы, может совершенно не быть готовым к другой школе. Благо выбора школы родителями породило проблему выбора: на что ориентироваться в этом выборе, что существенно, а что вторично - этот вопрос на сегодняшний день еще не имеет четких ответов. Проблема диагностики - ключевая в определении готовности ребенка к школе вообще и к конкретной школе в частности, а также возможных прогнозов адаптации. Диагностику обычно проводит психолог. Он выявляет детей, имеющих существенные проблемы эмоционально-личностного и интеллектуального развития, и проводит коррекционно-развивающие занятия с ними. Но что делать, если психолога нет? И что делать тем детям, у которых проблемы неготовности к школе не столь существенны, хотя и проявляются? Обычно в существующей практике психолог с такими детьми не проводит специальной коррекционной работы. А результаты психологической диагностики редко доводятся до сведения воспитателя. Педагог не может использовать психологические методы диагностики школьной готовности, а хорошей, добротной технологичной педагогической диагностики готовности ребенка к школе и выявления адаптационных проблем нет.
Таким образом, требуется технологичная, единая педагогическая диагностика для определения общей (личностной) готовности ребенка к школе, выявления проблем адаптационного периода для планирования образовательного процесса по ее результатам.
Современный ребенок уже не тот, который был несколько лет назад, и школа уже не та, она перестраивается, совершенствуется. Сегодняшняя начальная школа отличается от той, которая была много лет назад, прежде всего нагрузкой. Интеллектуальными нагрузками, физическими, эмоциональными. Сегодня одна школа может существенно отличаться от другой - и количеством учеников, и образовательной программой, и качеством преподавания.
Как отмечает Б.С. Волоков, современный первоклассник имеет следующие особенности:
* У детей большие различия паспортного и физиологического возраста. Различный уровень развития, степень эмоциональной и психической готовности к началу учебы. Сегодня нет ни одного класса, где был бы более или менее ровный контингент учащихся.
* У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Часто их информированность носит противоречивый характер. Возникает тревожность и неуверенность.
* У современных детей сильнее ощущение своего "Я" и более свободное и независимое поведение, чем у детей прошлых лет.
* Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Не все сказанное взрослыми они принимают на веру.
* У современных детей более слабое здоровье.
* Современные дети в большинстве перестали играть в коллективные "дворовые" игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры. И как следствие - дети приходят в школу учиться, не обладая опытом общения и практически не будучи социализированы, т.е. плохо понимают, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
Семья, особенно в раннем и дошкольном детстве, является главной составляющей социальной ситуации развития. Необходимость взаимодействия детского сада и семьи в подготовке дошкольников к школе осознается современными воспитателями как очевидная истина. О важности сотрудничества этих двух социальных институтов написано много убедительных слов. Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребенка. В каждом возрастном периоде складывается специфическое для данного возраста исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Это отношение Л.С. Выготский называл "социальной ситуацией развития", она определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие в данном возрасте.
В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Е.П. Арнаутова, Т.А. Куликова и другие). Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.
Результаты нашего исследования (анкетирования) свидетельствуют, что большинство родителей серьезно озабочено вопросами образования детей. 70% родителей именно себя считают ответственными за подготовку ребенка к школе и делают это всякими возможными для них способами: ищут хороший детский сад, нанимают домашних учителей, водят детей в секции и кружки, сами занимаются с ребенком. Педагогическая компетентность сегодняшнего родителя достаточно высока. Однако не всегда он может сориентироваться в образовательной ситуации сам, без помощи специалистов образовательного учреждения.
Специфика позиции педагога по отношению к родителям состоит в том, что в ней сочетаются две функции: формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух ролях одновременно: в роли официального лица и доверительного собеседника. Отношения с родителями сложатся, если обе стороны выступают с правом собственной позиции как равные собеседники. Но при этом каждый остается со своей манерой общения, способом восприятия, несет свои переживания, которым еще предстоит стать общими. На этих основаниях зарождается диалог, строятся доверительные отношения.
Педагогическое образование родителей в ДОУ ориентировано на "среднего родителя", педагоги недостаточно осознают специфику семейного воспитания дошкольников, часто переносят содержание и методы воспитания детей в ДОУ на условия семьи и рекомендуют их родителям. Это приводит к низкой результативности педагогического образования родителей в дошкольных учреждениях.
Многие исследователи отмечают, что в современной практике ДОУ используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия - консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков, такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму (Т.И. Бабаева, А.Л. Венгер, Л.Ф. Тихомирова). Эти формы взаимодействия ДОУ и семьи предполагают более активную позицию сотрудников ДОУ и, чаще всего, пассивную исполнительскую позицию родителей. Основная цель такого взаимодействия - информирование родителей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения. (Т.П. Гаврилова, В.М. Иванова).
Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями. Умение построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества составляет важный компонент ценностных установок педагога наших дней.
...И вот ребенок переступает порог школы, он стал первоклассником. Это один из самых сложных моментов в жизни человека. Ведь меняется очень многое: до школы можно было играть, во что хочешь, а в школе - надо делать то, что скажет учитель; до школы ребенок "еще маленький", а ученик - "уже большой"; меняется окружение, правила взаимодействия с ним, меняются режим и распорядок дня. Хорошо подготовленный к школе ребенок - любознательный, контактный, умеющий думать и анализировать, рефлексивный, физически крепкий и здоровый - адаптируется к ситуации школьного обучения без особого труда. Но если есть проблемы готовности, ошибки в выборе школы и учителя, то адаптация может протекать тяжело. В этой ситуации требуется оперативная помощь, конкретные действия или система действий для оптимизации адаптации. Довольно часто для этого не хватает знаний, времени, средств, сил у учителя, самих родителей.
Часто решение имеющейся у ребенка проблемы определяется пониманием ее причин, а причины - в дошкольном детстве. Может пройти немало времени, прежде чем учитель выявит причину и поймет, что можно делать для исправления ситуации. Поэтому важно налаживать связь "воспитатель-родитель-учитель", чтобы прогнозировать возможные трудности и предупреждать их.
Итак, основные проблемы недостаточной готовности ребенка к школе и сложностей адаптационного периода это:
> Неверно выбранные приоритеты подготовки ребенка к школе из-за некомпетентности взрослых, направленности традиционной диагностики школьной готовности на выявление уровня развития мышления и полноты знаний у ребенка;
> Ошибки в выборе школы, учителя для конкретного ребенка с его индивидуальным своеобразием, вызванные недостаточной практикой выбора в условиях вариативности образования; незнанием специфики образовательных программ школы и неумением оценить и соотнести реальные возможности ребенка с требованиями школы;
> Снижение возраста детей, поступающих в школу, проявление физиологической незрелости и недостаточной сформированности произвольного поведения, игнорирование этих особенностей первоклассников современной практикой школьного обучения.
> Отсутствие систематической поддержки и помощи со стороны учителя и школьного психолога в случае сложностей адаптационного периода первоклассника.
> Несформированность позитивного "образа ближайшего будущего" у родителей и детей (представлений о предстоящем обучении в школе) из-за проблем взаимодействия воспитывающих взрослых и негативного опыта раннего обучения дошкольников.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Определение условий повышения адаптивности ребенка к школе в условиях вариативности образовательной системы.
Гипотеза.
Полагаем, что адаптивность ребенка к новой ситуации школьного обучения станет лучше при условии
* Направленности школьной подготовки на развитие социально-личностной готовности у ребенка как приоритетному направлению;
* Выбора школы, учителя с учетом индивидуальных особенностей будущего первоклассника;
* Своевременного выявления и оперативного решения выявленных проблем готовности и адаптации ребенка к школе в процессе взаимодействия всех воспитывающих взрослых;
* Повышения педагогической компетентности родителей, педагогов в аспекте готовности и адаптации ребенка к школе, что в условиях вариативности образовательной системы целесообразно делать при использовании сетевого ресурса - создания сайта "Первые дни ребенка в школе", где будет накапливаться и обобщаться общественный опыт по изучаемой проблеме.
Задачи проекта.
1. Определить необходимые (инвариантные) направления подготовки ребенка к школе в условиях вариативности образования.
2. Определить эффективные формы и содержание повышения педагогической компетентности родителей и педагогов в аспекте диагностики и развития готовности ребенка к школе.
3. Разработать и апробировать программу "Создание позитивного образа ближайшего будущего у ребенка и родителей" для уверенного вхождения в новую социальную ситуацию развития.
4. Разработать технологии педагогического сопровождения ребенка в первый год обучения для оперативного выявления и решения проблем адаптации к разным образовательным условиям школы.
5. Изучить возможности сетевого ресурса "Эврика" для решения вышеназванных задач через разработку и создание сайта "Первые дни ребенка к школе".
Теоретические основы решения проблемы.
* Концепция вариативного образования (А.Г.Асмолов), предполагающая вариативное изменение образовательных моделей в изменяющейся социальной среде, их эволюцию по "смешанным линиям", что делает систему образования более гибкой и устойчивой к социальным переменам, способной удовлетворять разнообразные образовательные потребности личности.
* Концепция педагогического взаимодействия как субъект-субъектного взаимодействия (А.А.Бодалев, Н.Ф.Радионова и др.). Взаимодействие рассматривается как согласованная деятельность субъектов по достижению совместных целей при решении значимых для нее проблем. При таком подходе активизируются процессы саморазвития и самоактуализации субъектов образования.
* Концепция особого влияния семьи как социально-воспитательного института на становление и развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Исследование семьи как целостного системного образования в многообразии ее структурных и функциональных характеристик.
* Концепция преемственности содержания образования дошкольного и начального образования (Н.Ф. Виноградова), в которой сформулирована единая задача для двух ступеней образования (дошкольной и начального обучения) и определены специфические для каждого возраста задачи.
* Концепция социальной активности личности (В.А.Ситаров). Постепенное включение ребенка в систему общественных отношений способствует развитию его личности, а, следовательно, и развитию различных форм социальной активности как системообразующего фактора самой личности. Это предполагает активный процесс взаимодействия ребенка с социокультурной средой.

Этапы экспериментальной работы.
1 этап. Проектно-аналитический. 2006-2007гг. Предполагает изучение научных источников и достижений практики по проблемам подготовки и адаптации ребенка к школе, взаимодействия субъектов образовательного процесса, методы психологической и педагогической диагностики готовности ребенка к школе, методы диагностики особенностей протекания адаптационного периода. Определяются технические характеристики, содержание и рубрики сайта "Первые дни ребенка в школе".
Разрабатываются вариативные программы, направленные на решение поставленных в экспериментальной работе задач:
* С детьми: "Воспитание интереса к школе у дошкольников", "Развитие произвольности у старших дошкольников", "Скоро в школу" (приложения №№7,7в: "Раскрытие природных возможностей ребенка", "Кемпинг"), "Развитие познавательной и социальной децентрации у дошкольников и младших школьников", "Я - это кто?" и др. Эти программы направлены на развитие школьно значимых личностных качеств и могут использоваться в условиях общественного образования и семьи.
* С педагогами: "Диагностика школьной готовности", "Диагностика и выявление проблем адаптации у первоклассников", "Решаем проблемы вместе" и др.
* С семьей: "Готов ли мой ребенок к школе?", "Выбираем школу, выбираем учителя", "Кемпинг" и др.
Нас заинтересовал вопрос, какие личностные качества помогают ребенку успешно включиться в школьную жизнь, а какие затрудняют этот процесс. Было проведено анкетирование учителей начальной школы. Анкета включала список из 64 личностных характеристик, требовалось выбрать двенадцать из них, в большей степени характеризующих ребенка, и ранжировать их по степени выраженности в ребенке. При этом взрослый отмечал на анкете, успешен или неуспешен ребенок в школе. В исследовании приняли участие учителя начальных классов девяти школ г. Санкт-Петербурга, они заполнили анкеты на 86 первоклассников, из них половина детей характеризовалась как успешные, а другая половина как неуспешные в школе.
Результаты, с нашей точки зрения, весьма интересны и заставляют задуматься о некоторых моментах педагогической теории и практики дошкольного и начального школьного образования. В характеристике успешных детей преобладали позитивные качества, тогда как в характеристике неуспешных в школе детей отмечалось до 35% качеств, которые негативно характеризуют ребенка. Характеристика успешных детей более вариативна (представлен больший набор качеств), а у неуспешных детей менее вариативна - включает меньшее число качеств.
Дети, характеризуемые как "успешные": активные, любознательные, внимательные, настойчивые, самостоятельные, сообразительные, дружелюбные, аккуратные, вдумчивые, исполнительные, общительные, умные.
Дети, характеризуемые как неуспешные: пассивные, невнимательные, беспокойные, заторможенные, обидчивые, конфликтные, нетерпеливые, веселые, непринужденные, общительные, робкие, доверчивые.
Таким образом, для успешного включения в школьную жизнь, прежде всего, необходимо уметь общаться (учение - коллективная деятельность), быть активным в познании и в проявлении себя, а также обладать определенной степенью развития воли (внимательность, самостоятельность, аккуратность, старательность и др.). Хороший ум и широкий кругозор сами по себе не гарантируют успешности в школе для ребенка. Однако многие родители, да и педагоги, главным направлением в подготовке к школе все еще считают обучение письму, чтению и счету. Программы групп раннего развития, занимающихся направленной подготовкой детей к школе, включают занятия по чтению, письму (печатанию), математике, развивающие игры. А вот направленность на развитие произвольности (поведенческой, психических процессов), коммуникативности, самопознания часто не включаются в программу или этим задачам отводится второстепенная роль.
Л.И. Божович на основе своих исследований пришла к выводу, что готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, сформированностью у ребенка тенденции общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, тенденции к новой социальной позиции. Л.И. Божович выделяет две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями".
С того времени, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность ("Хочу в школу"). Поэтому внутренняя позиция школьника может быть показателем готовности ребенка к социальной позиции школьника постольку, поскольку она является внутренней позицией ученика, т.е. системой потребностей и стремлений, направленных на осуществление учения.
О работе детского сада большинство родителей делает вывод на основе оценки особенностей отношения воспитателей к ребенку. Следовательно, чтобы взаимодействовать эффективно, доверять друг другу, воспитателю, прежде всего, необходимо эффективно сотрудничать с детьми.
Этот вывод подтверждается данными исследования Л.Н. Башлаковой: стиль общения воспитателя с родителями близок стилю общения с детьми. Если родителей не удовлетворяет стиль общения воспитателя с ребенком, то они уже не доверяют такому воспитателю и с большим трудом идут на контакт либо конфликтуют.
Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта.
Анализ исследований по проблеме показывает, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить
> ориентируя цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка;
> используя вариативные формы и методы образования родителей;
> развивая родительскую рефлексию, делая акцент на эмоциональной стороне взаимодействия;
> учитывая личностный опыт родителей, аппелируя к нему в процессе взаимодействия;
> объединяя, консолидируя родителей в процессе образования;
> используя возможности параллельного образовательного процесса "родители-дети".
На первом этапе реализации проекта разрабатываются основные задачи технологии сопровождения ребенка в первый год обучения в школе, определяются условия ее реализации.
Для использования сетевого ресурса и расширения возможностей информирования педагогов и семьи по проблеме школьной готовности определяются содержательные характеристики для сайта "Первые дни ребенка в школе". Предполагаемые рубрики: "Пора ли в школу?", "Готовимся к школе", "Правовое поле", "Трудности первых школьных дней", "Горячая линия", "Советы бывалых", "Золотой пеликан".

Краткая характеристика рубрик.
"Пора ли в школу?" - включает доступные диагностические материалы, позволяющие научиться родителям и педагогам оценивать общую готовность к школе и определять задачи развития школьно значимых качеств для каждого ребенка. Материалы пополняются через Сеть педагогами, которые делятся своими наработками.
"Готовимся к школе" - включает материалы по подготовке ребенка к школе в условиях семьи, образовательных учреждений (детский сад, группы развития при школе, учреждения дополнительного образования). Главное внимание уделено материалам по развитию произвольности, коммуникабельности, децентрации, рефлексии. Также большой блок материалов направлен на создание образа ближайшего будущего: какие школьные образовательные программы есть и как их выбирать; как выбирать школу, учителя; какие школьные принадлежности будут необходимы в первый год обучения; какой должна быть среда ребенка, идущего в школу. Пополнение материалов предполагается через Сеть.
"Правовое поле" - включает нормативно-правовые документы, регламентирующие прием в школу, образовательный процесс в первые школьные дни, взаимодействие родителей с социальными институтами и т.п.
"Трудности первых школьных дней" - включает материалы о протекании адаптационного периода, проблемах адаптации и путях их решения. Содержание рубрики помогает взрослым своевременно выявлять проблемы адаптации и оказывать помощь и поддержку ребенку в трудных ситуациях. Рубрика интересна и полезна родителям и воспитателям. Пополнение материалов - через Сеть.
"Золотой пеликан" - тестовые задания для родителей, по результатам которых родитель может определить свою компетентность в вопросах подготовки ребенка к школе. Если она не столь высока, материалы сайта помогут ее улучшить. Предполагается три (как минимум) номинации. Например, "Почти Дока", "Дока", "СуперДока". Режим тестирования - интерактивный. Возможен и официальный, серьезный вариант проверки компетентности (через выявление знаний и умений решать педагогические задачи и ситуации) для разрешения работать с детьми предшкольного возраста.
"Советы бывалых" - это форум, где имеющие опыт обучения детей родители, педагоги высказывают свое видение организации подготовки ребенка к школе и в первое время обучения в разных образовательных условиях.
"Горячая линия" - обеспечение обратной связи. Общественные дежурные (педагоги Сети или на основе договора компетентные специалисты) отвечают на вопросы родителей, педагогов, помогают советами в решении проблем подготовки к школе, адаптации к школе.
Ожидаемый результат. Создание комплексной методики диагностики готовности ребенка к школе, доступной для педагогов, родителей и позволяющей оценить общую готовность ребенка к школе и особенности протекания адаптационного периода. Создание рабочих программ подготовки ребенка в школе в условиях семьи и дошкольного звена образовательной системы. Разработаны тесты для проверки педагогической компетентности родителей и педагогов. Созданы программы повышения педагогической компетентности воспитателей, родителей. Создан сайт "Первые дни ребенка в школе".



2 этап. Внедренческий. 2007-2009гг. Внедрение разработанных проектов, их коррекция.
Внедрение проектов осуществляется параллельно как на этапе дошкольном, при подготовке детей к школе, так и на этапе собственно адаптационном. Остановимся на значимых моментах внедрения проектов, позволяющих повысить качество образования, помочь ребенку легко вступить на новую социальную ступень развития.
Готовность к школе выступает как интегральная характеристика новообразований социально-личностного развития старшего дошкольника, представляет сложное структурное единство ряда взаимосвязанных компонентов (интеллектуального, эмоционально-волевого, социального и физического). Центральным моментом, определяющим новую ситуацию развития ребенка, поступающего в школу, отмечает Бабаева Т.И., является изменение его места в обществе, в системе социальных отношений. Впервые с поступлением ребенка в школу он включается в выполнение социально значимой учебной деятельности, добросовестное выполнение которой вменяется ему как первая общественная обязанность. В связи с этим перестраиваются отношения к ребенку взрослых. Они целенаправленно формируют в сознании ребенка чувство его личной ответственности за результаты учебы, что способствует перестройке самосознания. Направленность работы с дошкольниками на развитие активности в познании и общении, развитие рефлексии и произвольности, обучение умениям управлять собой - вот те базовые основания, на которых формируется готовность к школе.
Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности (А.А. Бодалев, Л.И. Уманский). Взаимодействие всегда разворачивается в виде согласованной деятельности субъектов по достижению совместных целей и результатов при решении значимых для них проблем (Н.Ф. Радионова).
Взаимодействие всегда предполагает какие-то формы, в которых оно осуществляется. В практике часто используются традиционные формы взаимодействия педагогов и родителей - групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды для родителей - разработанные много десятков лет назад. Не всегда эти формы учитывают особенности современной ситуации развития и не всегда способствуют реальному повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей, согласованию общих педагогических целей, поскольку предполагают активную позицию воспитателя и пассивную позицию родителя при взаимодействии. Родителям хочется не только получить информацию, но, главным образом, услышать добрые слова о своем ребенке, узнать, как складываются его отношения в группе сверстников, понять, как решать конкретные проблемы своего ребенка.
Мини-исследование, которое провели студенты 5 курса Института детства РГПУ имени А.И.Герцена, показало следующее. Выбирая наиболее приемлемые формы взаимодействия, родители отдают предпочтение индивидуальным формам, в которых легче решить конкретные проблемы воспитания ребенка. Приоритетная форма - индивидуальное консультирование (44%) - свидетельствует о потребности родителей решать конкретные проблемы развития ребенка, а не просто узнавать какую-либо информацию о воспитании и обучении детей. Это также проявление потребности услышать добрые отзывы о ребенке, поделиться сомнениями с воспитателем. На практике не всегда охотно родители взаимодействуют с педагогами. Одна из причин - неверно определенное содержание взаимодействия. Многие педагоги из благих побуждений говорят с родителями о проблемах ребенка, почти не отмечая его достижения. Это эмоционально для родителя тяжело, и он уходит от контакта. Взаимодействие становится формальным, стороны недовольны, проблема не решена.
Нетрадиционные формы, построенные на диалоге с семьей, учитывающие личностный опыт родителей, направленные на развитие родительской рефлексии, ведут к объединению, консолидации родителей и воспитателей в процессе образования, реально способствуют повышению педагогической компетентности родителей, развивают эмоциональную и содержательную сторону взаимоотношений родителей с ребенком. В условиях вариативности образования, разных образовательных запросов и возможностей современной семьи требуется активный поиск новых форм взаимодействия детского сада и семьи, основанных на сотрудничестве. При этом важно, чтобы родители и дети, покидая дошкольную ступень образования, реально представляли себе ближайшее будущее, были готовы к школьным условиям и ощущали уверенность в своих силах для решения сложных задач новой ситуации развития.
Ожидаемый результат. Разработаны разные формы, содержание взаимодействия (для разных условий протекания образовательного процесса) педагогов с родителями, педагогов дошкольных и школьных, способствующие повышению качества подготовки ребенка к школе. Определены основные компоненты технологии сопровождения первоклассника в адаптационный период, реализующейся в разных образовательных условиях (при наличии психологической службы, без нее). Создан сайт "Первые дни ребенка в школе", содержание его наполняется через обмен наработанными в разных регионах программами, направленными на подготовку ребенка к школе и обеспечение успешной адаптации, а также обеспечение взаимодействия субъектов - родителей, педагогов, детей, общественности - как условия повышения результативности образования.
3 этап. Итоговый. 2009г. Изучение результатов эксперимента: статистика протекания адаптационного периода, экспертные оценки материалов эксперимента и разных образовательных программ внешними и внутренними экспертами (в т.ч. пользователями Сети). Фактическое оформление материалов, собранных и проанализированных в ходе предыдущей работы. Подготовка к печати сборника "Проблемы адаптационного периода у первоклассников и пути их решения", методических материалов "Программы повышения компетентности родителей, педагогов по проблеме школьной готовности", "Педагогическая диагностика готовности ребенка к школе для родителей", "Педагогическая оценка готовности к школе" и др.
Ожидаемый результат. Цикл печатных методических пособий, в которых будет отражено основное содержание и выводы по экспериментальной работе, образовательные программы и технологии подготовки детей к школе и сопровождения в первый год обучения, постоянно пополняющийся сайт, использующий интеллектуальный потенциал сети, обогащающий опыт работы педагогов (воспитателей, учителей), родителей, психологов и всех заинтересованных данной проблемой лиц интересными идеями и педагогическими находками.
Общие ожидаемые результаты экспериментальной работы.
Научные результаты.
Проведение данного эксперимента позволит определить инвариант (то, что необходимо всегда, везде и всем) и вариативную составляющую (то, что необходимо для некоторых школ, условий, детей) готовности ребенка к школе в условиях вариативности образовательной системы России. Реализация задач при активном использовании интеллектуального сетевого ресурса позволит изучить возможности и условия эффективного использования сети для обогащения педагогического опыта субъектов образования, а также позволит выявить особенности состояния изучаемой проблемы в разных регионах России (аналитический аспект).
Педагогические результаты.
* Повышение уровня готовности детей к систематическому обучению в школе;
* Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в аспекте готовности и адаптации детей к школьному обучению;
* Создание позитивного "образа ближайшего будущего" для уверенного вхождения родителей и детей в мир школы;
* Оптимизация адаптации ребенка к школе и школьному обучению;
* Определение эффективных форм и содержания взаимодействия педагогов и родителей;
* Повышение уровня педагогической рефлексии и стремления к самообразованию у родителей и педагогов
* Повышение качества образовательных программ вследствие общественной (внешней) экспертизы через сеть.
Методические результаты.
Создание учебно-методических материалов по проблеме школьной готовности и адаптации; создание материалов для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов.
Издание образовательных программ, их доступность (электронные носители) пользователям сети.
Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы.
Реализация целей эксперимента будет способствовать повышению качества образования не в одном отдельно взятом образовательном учреждении или организации, но системно по всей России. Результаты эксперимента могут найти применение в разных местностях, где есть сетевой доступ. Принцип сетевого интеллектуального ресурса может быть реализован на другом содержании.
Возможно! Можно использовать материалы сайта для подготовки и переподготовки педагогов, родителей к работе с детьми "предшкольного возраста", продумав систему сертификации и тестовые задания. Для этого необходимо согласование с Министерством образования и соответствующие полномочия.
Методы исследования.
Используется комплексная методика, предполагающая анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эксперимента, обобщение опыта взаимодействия педагогов ДОУ, учителей и родителей, диагностические методы (наблюдение, беседы, анкетирование, экспериментальные задания), качественный и количественный анализ с использованием методов математической статистики, метод педагогического эксперимента.
Научное и ресурсное обеспечение эксперимента.
Научное сопровождение - РГПУ имени А.И. Герцена.
Кадровое обеспечение - педагогический коллектив негосударственного образовательного учреждения "Унисон", студенты и педагоги (Дворец творчества юных, Аничков лицей, РГПУ имени А.И. Герцена), заинтересованные родители и педагоги Сети.


Источники финансирования:
Оплата труда педагогов - за счет грантовой поддержки и родительской платы;
Создание сайта и его администрирование - грантовая поддержка.




ПРИЛОЖЕНИЕ №7в
Проект "Кемпинг"
Авторы: Казачек Наталья, Полякова Марина
Проект направлен на совершенствование подготовки старших дошкольников к школе при взаимодействии педагогов и родителей в условиях летнего лагеря - "кемпинга".
Цель формирующего этапа исследования: разработать содержание взаимодействия педагогов и родителей в процессе подготовки старших дошкольников к школе, реализуемое в нетрадиционной форме "кемпинг".
Задачи проекта:
1. разработать содержание взаимодействия педагогов с родителями и детьми в условиях летнего лагеря - "кемпинга", направленное на совершенствование подготовки детей к школе и формирование позитивного образа ближайшего будущего (школьного обучения) как у детей, так и у родителей;
2. разработать содержание и формы повышения педагогической компетентности родителей в аспекте подготовки ребенка к школе в условиях "кемпинга";
3. разработать содержание и формы работы с детьми с целью совершенствования подготовки дошкольников к школе в условиях "кемпинга".

Для повышения компетентности родителей в аспекте подготовки ребенка к школе необходимо включение в проект следующего содержания:
* уточнить представления о содержании понятия "готовность к школе", компонентах готовности к школе и иерархии этих компонентов;
* научить элементарной оценке сформированности/несформированности компонентов школьной готовности у ребенка;
* обогатить содержание общения с ребенком, направленное на развитие компонентов школьной готовности в семье.

Для улучшения готовности старших дошкольников к школе необходимо включить в проект следующее содержание, направленное на:
* физическое укрепление ребенка,

* формирование интереса к школе, желание учиться;
* развитие умения выполнять задание до конечного результата, проявлять волю в преодолении сложностей, проблем;
* развитие умения взаимодействовать с новым социальным окружением;
* развитие умения сдерживаться при проигрыше в соревновательной игре, не плакать, не обвинять других, стремиться сделать лучше в следующий раз;
* развитие умения размышлять, устанавливать связи, делать выводы.

Проект выстроен на основе следующих принципов:
- учета личностного опыта родителей, аппеляции к нему в процессе взаимодействия;
- использования вариативных форм и методов образования родителей;
- развития родительской рефлексии, делая акцент на эмоциональной стороне взаимодействия;
- объединения, консолидации родителей и детей в процессе образования на основе совместных деятельностей (игры, общения, познания);
- использовании возможностей параллельного образовательного процесса "родители-дети".
Общее описание кемпинг-базы.
Кемпинг предполагает стационарное проживание детей и взрослых на территории летнего лагеря, у каждой семьи - свой домик. Основные задачи кемпинга - обеспечить семейный отдых, содействовать содержательному общению детей и взрослых, способствовать повышению уровня готовности детей к школе, повысить компетентность родителей в вопросе подготовки ребенка к школе. Кемпинг способствует совместному и, одновременно, индивидуальному освоению некоторого придуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей взаимодействия в условиях совместного содержательного проживания на единой территории детей и взрослых.
На территории кемпинг - базы множество игровых пространств: "лобное место", "спортивная планета", "опушка времени", "лодочная станция", "лесная сказка" и др. Срок пребывания на кемпинг-базе - 10-14 дней. Каждый день отличается по содержанию и задачам, но все подчинено единой цели: совершенствованию подготовки детей к школе, вовлечению семьи в процесс этой подготовки, повышению компетентности родителей в данном вопросе.
В процесс взаимодействия педагогов с родителями и детьми предполагается включение различных психологических игр, тренингов, занятий-игр и многого другого, что должно заинтересовать родителей и повысить их представления и умения в подготовке детей к школе, а детям предоставить возможность содержательно и радостно прожить это время в общении с другими.
Сегодня игра, без преувеличения, самый популярный и результативный вид психологической работы как с детьми, так и со взрослыми. Соперничать с ней в этом могут, пожалуй, лишь тренинги. Тренинговые программы и игры сближают людей в различных ситуациях, готовят к решению настоящих, неигровых, проблем. "Большая" психологическая игра - это целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Это "маленькая жизнь", которая проживается каждым участником.
Что интересного находится на территории кемпинг-базы.
I. Домики для проживания. Они очень необычные. Одни сделаны в виде сказочных гротов, пещер, другие - в виде деревенских домиков - "срубов", третьи - в виде палаток. (То, что выглядит необычно, вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых!). Эти домики семьи выбирают по договоренности или по жребию. (См. Приложение 1).
II. Клуб-столовая. Он сделан "легким" деревенским домиком, что сближает нас с природой, большие оконные рамы делают помещение светлым и солнечным, в нем можно спрятаться от дождя. Одновременно помещение служит столовой. Красивые белые скатерти, полевые цветы, сервировка создают уютную атмосферу. Столики рассчитаны на 3-6 человек. За столом может сидеть одна или две семьи - зависит от желания.
III. Около клуба находится летняя кухня. Если родители вместе с детьми захотят что-нибудь приготовить, то летняя кухня в их распоряжении. Дети принимают активное участие в готовке или пробе кулинарных шедевров. А могут и гостей позвать на семейный обед.
IV. В центре лагеря находится "лобное место". Оно очень необычное, в самой середине - кострище, вокруг него маленькие пеньки, на которых можно удобно расположиться. Напротив пеньков -
V. сцена, с куполообразной крышей, которая может защитить от дождя. Здесь-то и будут происходить самые замечательные и интересные события, конкурсы, представления, викторины и многое другое. Каждый вечер будет заканчиваться на "лобном месте" возле костра, там можно будет поджарить хлеб, сосиски, испечь картошечку в углях... И, конечно, рассказать о самых увлекательных приключениях, которые с тобой произошли!
VI. Спортивная площадка. На территории кемпинга находятся волейбольная площадка, столы для игры в теннис, очень большая площадка у леса, которую можно использовать под футбольное поле. Есть прекрасная река, в ней можно устраивать соревнования по плаванию, кататься на лодках и даже ловить рыбу. А какая красота кругом!
VII. На территории лагеря есть свой огород, на котором растут овощи (петрушка, укроп, морковь, горох, лук, капуста).... Будут "занятные" дежурства по огороду - семьи будут по-очереди ухаживать за растениями, проявлять свои трудовые умения.
VIII. На самом проходном месте стоит "Доска объявлений" - "новости дня". Все, что происходит или запланировано - отражено на этой доске. Кто любит рисовать (дети, взрослые) - делает там выставки своих работ. Интересные рассказы, сказки, стихи - все можно поместить на доске!
IX. На самом ярком, светлом месте находятся "солнечные часы", изобретенные еще до нашей эры. Они привлекут внимание детей и помогут ориентироваться во времени, научат (с помощью взрослых) определять время.
X. Конечно же, есть игровые площадки с качелями, песочницы, "тарзанка", батут, и многое другое.
XI. На территории кемпинга живут разные животные: собака в будке (которую надо кормить два раза в день и наливать ей воды), кошачья семья, за которой тоже надо ухаживать. В реке плавают уточки, за которыми можно наблюдать. Животные - наши друзья, с ними можно играть и за ними нужно ухаживать.
XII. И, конечно, рядом с кемпингом огромная лесная территория. Можно ходить в лес (по сезону, конечно) за ягодами, грибами. На прогулку. С палатками - в поход с ночевкой. И просто - любоваться природой!
В жизни кемпинга принимают участие дети, идущие в 1-й класс, их родители, педагоги, психологи, медики и обслуживающий персонал. Функционирует кемпинг-база по определенному режиму.
Примерный режим дня.
* Подъем: 7.00 - 8.00. утренняя гимнастика. Водные процедуры.
* Завтрак: 8.30 - 9.00. Далее - с 10.00 до 12.00 игры, совместные прогулки, занятия.
* Обед: 13.00 - 13.30. отдых до 15.00.
* Полдник: 15.30 - 16.00. после него - интересные представления, занятия по интересам, свободное время.
* Ужин: 19.30 - 20.00. Сбор на лобном месте в 20.30 до 21.00. Рассказы детей и родителей о проведенном дне, самые интересные события и происшествия.
* Отбой для детей в 22.00. Родители же сами определяют время для ночного отдыха.
Примерная тематика дней пребывания в кемпинге.
1 день. "Знакомство".
6 день. "Готовимся к школе".
2 день. "Диагностический".
7 день. "Дни рождения".
3 день. "Спортивный".
8 день. "Музыкальный".
4 день. "Забота о природе".
9 день. "Театральный".
5 день. "Мы в ответе за живое".
10 день. "Прощальный".

День 1. Знакомство.
Цель: содействовать более быстрому знакомству семей с персоналом кемпинг-базы и другими семьями, с ближайшим предметно-пространственным окружением. Дети обогащают свой опыт взаимодействия с новым окружением, что является важным компонентом школьной готовности.
Примерное содержание дня.
После подъема утренняя гимнастика. Делают ее педагоги, родители и дети. Перед началом гимнастики игра "Имена": первый играющий называет свое имя, его сосед называет имя первого и свое, далее следующий называет первое имя, второе и свое и так по цепочке повторяются все ранее названные имена. Игра помогает запомнить имена пока еще незнакомых людей, способствует развитию произвольной памяти, сближает.
После гимнастики проводится игра-тренинг "Поздоровайся не так, как другой" (расширение способов приветствия людей, развитие креативности, доброжелательности).
Игровое упражнение "Кинь игрушку" (развивает умение невербального общения, взаимопонимание, учит контакту "глаза в глаза"). Дети и взрослые стоят по кругу, у водящего в руках мяч или какая-либо другая игрушка. Он находит глазами партнера и кидает ему мяч. Теперь то же должен сделать поймавший мяч. При этом водящий каждый раз добавляет новую игрушку, и постепенно их становится много. Надо уметь найти контакт!
После завтрака небольшое организационное собрание. На нем происходит обсуждение вопросов размещения, планы на ближайшую неделю. Здесь же дается задание: каждая семья придумывает название своего домика, свой девиз, эмблему или герб, семейную песню. Вечером надо будет представить свою семью другим. Как это делать - каждая семья выбирает сама. Главное - подчеркнуть особенности семьи и попытаться сделать это интересно.
Перед обедом прогулка в лес, обследуется близлежащая к кемпингу территория. Перед прогулкой даются задания. Первое: собрать листики знакомых деревьев, чтобы из них сделать гербарий. Для этого можно сгруппироваться, а можно выполнять индивидуально - кто как захочет. Второе: собрать по букету, чтобы украсить стол в столовой.
После прогулки создается коллективная работа "Гербарий". Обязательно точное название растения и его описание. В помощь даются книги-энциклопедии.
После обеда свободное время. Семьи готовятся к рассказу о себе, придумывают девиз, рисуют эмблему, репетируют.
После ужина - проведение психологической акции "Представь свою семью". Проводится с целью лучше узнать друг друга, интересы, особенности, предпочтения семьи. Обстановка доброжелательная. В конце представления - психологическая игра "Глаза". Нужно каждому играющему установить быстрый поочередный контакт со всеми сидящими по кругу людьми. Игра "Ладони". Водящий стоит спиной к остальным, к нему подходит один или несколько человек сзади и одновременно кладут ладони на спину водящему. Он должен определить, сколько ладоней у него на спине.
День 2. Диагностика.
Цель: повысить компетентность родителей в знании компонентов школьной готовности и умении их диагностировать через наблюдение и проведение несложных игровых заданий.
Во время утренней гимнастики игра на развитие внимания "Пожалуйста". Ведущий дает задания на выполнение различных движений сам при этом их выполняет. Но остальным их можно выполнять только тогда, когда ведущий говорит слово "пожалуйста". Кто ошибся и выполнил движения без сигнала "пожалуйста" - выходит из игры. Победитель тот, кто остался последним!
Тренинг "Здравствуйте". Здороваемся друг с другом за руку. Главное условие - поздороваться с каждым из присутствующих, никого не пропустив. Можно здороваться с одним и тем же человеком дважды, устанавливая контакт глазами.
Упражнение "Знакомство". Направлено на сплочение группы, более глубокое узнавание друг друга, запросов, ожиданий. Каждый участник, в руках которого мяч, представляет себя. Дети называют свое имя и любимое занятие; взрослые - имя, профессию, увлечения. Мяч передается по кругу.
После завтрака - проведение психологической игры "Ням-ням". Она имеет диагностическое значение, дополняет результаты диагностики психолога, которую он провел, выявляя особенности школьной готовности детей. Игра имеет также существенный развивающий потенциал. Проводят игру педагог, психолог, им помогают родители. Ведется карта наблюдения за каждым ребенком, в ней фиксируются результаты. В конце игры - награждение детей.
Психолого-диагностическая игра "Ням-ням".
Место проведения: чудесная поляна, заранее выбранная, подготовленная воспитателем и психологом.
В основе игры - идея диагностики школьной зрелости как основного условия успешного обучения ребенка в начальной школе.
Упражнение "Зеркало".
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Участники разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, его партнер - его "зеркало". В задачи ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен синхронно повторять эти движения как бы в реальном отображении.
Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте "здесь" и "теперь" почувствовал, какие индивидуально-динамические различия существуют между людьми, и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.
Игра "Замри".
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора, произвольного поведения.
По сигналу ведущего все дети замирают в той позе, в которой были в момент сигнала. Тот, кто шевелится или не услышал - проигрывает и выбывает из игры.
Игра "Собери портфель".
Цель: развитие мотивационной готовности ребенка к школе.
Перед ребенком разные предметы: игрушки, вещи, учебные принадлежности. Нужно за 1 минуту собрать портфель к школе. Если ребенок выбрал предметы правильно и уложился в отведенное время, он справился с заданием.
("Школьная зрелость" - комплексное психическое состояние ребенка старшего дошкольного возраста. Сформированность психических процессов, сформированность приемов игровой деятельности, развитие социальных эмоций, высокий уровень нравственного развития, развитое воображение, высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи, адекватная самооценка.
Используемая литература "Практикум по психологическим играм с детьми и подростками" под ред. М.Р. Битяновой.)
Участники: один человек ведет саму игру, двое человек заполняют карту наблюдений. Родители принимают участие в качестве помощников и наблюдателей. Дети старшего дошкольного возраста.
В конце игры - награждение детей.
В оставшееся время до обеда дети с педагогом совершают прогулку в лес и к озеру. Психолог для всех родителей в клубе-столовой поясняет компоненты диагностики школьной готовности, раскрывает их значимость, отвечает на вопросы родителей, проводит индивидуальные консультации по мере необходимости.
После обеда - свободное время. Отдых, чтение книг, "тихие" игры в кругу семьи. Психолог и педагог при необходимости продолжают консультирование родителей по результатам диагностики к школе.
После полдника - игра "Непослушные шарики". Помогает снять эмоциональное напряжение, способствует сплочению группы. Игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. В каждой команде по 2-3 воздушных шарика одного цвета. Игровая задача: любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше. На шарики можно дуть, перекидывать их головой, плечом и т.п. побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
До 18.00 свободное время. При необходимости - продолжение консультаций педагога и психолога для родителей. После этого все собираются на лобном месте. Педагог спрашивает детей: "какое сейчас время года?" Дети отвечают: "Лето!". Педагог предлагает детям каждому выбрать себе пару, родители - наблюдатели (оценка самостоятельности ребенка в ситуации выбора, активность, решительность, лидерство). Каждой паре педагог предлагает изобразить живую картинку под названием "Летние забавы", при этом нельзя разговаривать. Дети в паре на сцене изображают свой вариант летней игры. Родители, педагоги, психолог, остальные дети угадывают то, что изобразили дети. (Наблюдение за детьми: как проходит выбор сюжета, как дети договариваются между собой, наличие конфликтов, их разрешение, лидерство, подчинение и т.п. При изображении - оценка пластичности, выразительности движений).
После ужина спортивные игры.
В 20.00 до 21.00 сбор на лобном месте. Обсуждение, что интересного произошло за день. Что необходимо запланировать на следующий день?
Игра-тренинг "Найди три отличия". Она способствует развитию наблюдательности, умению устанавливать контакты в общении. Участвуют дети, родители, педагоги.
Участники встают в две шеренги друг напротив друга, чтобы у каждого была пара. В течение 1 минуты внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своего партнера. Отворачиваются и меняют что-либо в облике (предметы одежды, выражение лица и др.). Затем снова поворачиваются и определяют друг у друга произошедшие изменения. Игра повторяется несколько раз.
После игры - песни под гитару (возможно, у костра). Слушание тишины: кто услышит больше. Отдых.
День 3. Спортивный".
Цель: повышать компетентность родителей в вопросах физической готовности к школе (значение, диагностика, развитие). Физически развивать и укреплять ребенка.
Примерное содержание дня.
Подъем 7 - 8 утра.
Утренняя гимнастика. Физические упражнения.
Приветствие. Цель: Способствует созданию положительного эмоционального настроя участников, повышению работоспособности, усилению мотивации каждого участника, сплоченности группы.
Содержание: Группа делится на пары или на тройки. После 1-2 мин. обсуждения каждая пара произносит хором или демонстрирует, придуманное или короткое приветствие!
Игра " Сорви яблоко".
Цель: успокаивает и расслабляет тело.
Содержание: Встать так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места. Ведущий говорит: "Сейчас мы будем собирать в саду яблоки, которые растут высоко. Чтобы сорвать яблоко, потянитесь правой рукой как можно выше, встаньте на цыпочки, сделайте резкий вдох и срывайте. Теперь нагнитесь, положите яблоко в корзину, и медленно выдохните. Замечательно! Сорвите еще 2-3 яблока - то левой рукой, то правой. Теперь давайте потрясем ладонями и вернемся в круг.
После завтрака и небольшого организационного собрания - мини - лекция (5-7 мин.): " Физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста". Физическое развитие связано с психическим развитием. К началу обучения в школе ребенок должен знать основные правила, владеть первичными навыками игры в футбол, баскетбол, настольный теннис. Он должен уметь передвигаться на лыжах и коньках, держаться на воде. Хорошее физическое развитие, выражающееся в общей координированности, ловкости, выносливости станет прекрасной основой для успешного обучения в школе.
Проведение спортивной игры "Мама, папа, я - спортивная семья".
Девиз: " В здоровом теле - здоровый дух!"
Игра направлена на укрепление физического развития детей, по своей сути она имеет и диагностическое значение. Психологи, родители и педагоги -участвуют и наблюдают за процессом игры и прохождением конкурсов. Психологи, педагоги - ведут карты наблюдения за детьми.
Игра делится на 2 части:
1. Индивидуальные соревнования для каждой семьи.
2. Групповые соревнования: 2 команды.
1. Индивидуальные соревнования.
"Метание мяча". Кто дальше (результаты членов семьи складываются). Педагоги отмечают в карте расстояние, на которое метнул мяч ребенок.
Результаты для дошкольников: метание набивного мяча - 3 метра, мяча для мальчиков - 4,5 - 5,7 м; для девочек - 3,4 - 5,2 м.
" Прыгание на скакалке". За 1 минуту - кто больше прыгнет, результаты сложить.
"Бег в мешках". Кто быстрей - тот выиграл!
" Кто дальше прыгнет с места?" Прыгают все родители и дети, результаты складываются. Кто набрал больший результат тот и выиграл. Педагоги и психологи ведут карты наблюдения за детьми. Отмечается и самый дальний прыжок и самый далеко заброшенный мяч. Подводят результаты!
2. Групповые соревнования.
Семьи делятся на 2 команды (по 5 семей).
"Прыжки на больших мячах". Кто быстрей, та команда и выиграла! Результаты детей фиксируются в карту наблюдения.
"Бег с эстафетной палочкой на 30 метров". Какая команда быстрей выполнит задание - та и выигрывает! Педагоги и психологи фиксируют в карту наблюдения результаты детей.
Результаты: мальчики - 7,0 - 7,8 с; девочки - 7,5 - 7,8 с.
"Скамейки". Переступи и проползи! Кто быстрей - тот и выиграл.
"Семейный бег". Мама и папа держат руки крестом, ребенок на руках. Кто быстрей, тот и выиграл!
"Ромашка". У каждого участника команды - есть лепесток цветка. Серединка цветка лежит на определенном расстоянии - нужно до нее добежать и положить свой лепесток около серединки. Чья команда быстрей справится с заданием, та и выиграла!
Индивидуальный и групповой подсчет результатов. Подведение итогов. Награждение по номинациям "Самый ловкий!"; "Самый быстрый!"; "Прыгнул дальше всех!", индивидуальные достижения и командные! Никто не остается без награды!
12 - 13 Отдых. Прогулки. Индивидуальные или групповые консультации психолога, педагога.
После обеда и дневного отдыха в 16 - 17 спортивная игра "Волейбол, или пионер - бол". Соревнования на волейбольном поле. Выбор судьи. Деление на команды. Болельщики.
Поздравление! Веселое чаепитие!
Игра "Молекулы".
Цель: Создать непринужденную атмосферу в группе.
Содержание: Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По команде: "Атомы объединяются в молекулы по 3,4,5 и т.д. человека" - объединение!. Кто не смог стать в группу, тот становится водящим. В конце игры предлагается всем участникам объединиться в одну большую молекулу.
После ужина и семейного общения
Игра "Музыкальные стулья".
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, быстроты реакции, умение действовать по инструкции.
Содержание: По кругу расставляются стулья - на один меньше, чем количество участников. Звучит музыка, все идут вдоль стульев. Как только музыка замолкает, каждый играющий должен занять любой свободный стул. Кто не успел занять место, тот выбывает из игры. Каждый раз один стул убирается. Игра продолжается до последнего играющего. Он и победитель!
20.00 - 21.00 Сбор на лобном месте - обсуждение итогов дня.
Говорят папы: отмечают, что понравилось, что нужно изменить?! Их мнения очень важны! Отмечаем лучшие и запоминающие моменты!

День 4. "Забота о природе".
Цель: расширять содержание семейного общения. Развивать умения взаимодействия с детьми и взрослыми. Развивать мелкую моторику. Учить сравнивать, наблюдать, делать выводы. Развивать речь.
Примерное содержание дня.
Подъем 7 - 8 утра. Утренняя гимнастика.
Приветствие.
Стоя в кругу, каждый участник, держа в руках мяч, говорит что, по его мнению, объединяет нашу группу.
Физминутка.
"Вот мы деревце сажаем, Корни в землю зарываем -
Наше деревце растет - Вырос первенький листочек и
Другие вырастают и последний листик вырос.
Налетел могучий ветер и раскачивает ветви.
Ветер тише, тише, тише - деревцо растет все выше -
Сел на деревце скворец. Вот игры нашей конец!
Упражнение "Назови как можно больше растений"
Цель: Выявить знания детей о растениях.
Содержание: По кругу кидают мяч и называют по очереди растения: деревья, кустарники, цветы, грибы и др.
После завтрака небольшое собрание. План действий на день.
10.00 - 13.00. Путешествие по реке на лодках. Во время путешествия - наблюдаем за изменениями в природе.
Задание: Во время прогулки - придумать совместно с родителями небольшой рассказ, стихотворение, песню о том, как "Я люблю природу! Обожаю лес!" (костюм, название, девиз, эмблема).
16.00 - Сбор на лобном месте. Смотрим домашнее задание. Жюри: 2 родителя, воспитатели, психолог, ребенок (который, возможно, тоже будет участвовать в представлении своего задания).
Оценивается: маски, костюмы, эмблемы, украшение к представлению, оригинальность, четкость, самостоятельность, яркость, активность. В конце - награждение победителей!
17.00 - Свободное время. Игры.
После ужина в 19.00 - 20.00 Игра "Строим город".
Игра проводится в помещении за круглым столом. Ведущий приглашает всех к столу, на котором лежит ватман. Всем участникам предложили создать пластилиновый город. Каждый получает по коробке пластилина.
На первом этапе: надо создать "почву"; разогретый в руках материал размазывается по бумаге в несколько слоев, местами возникают холмы и впадины. Размазывание пластилина - удивительно привлекательная работа для ребят и взрослых...
Размер города зависит от числа участников. Нужно выбрать понравившееся место и положить на него ладошку. Если чьи-то ладошки наложились друг на друга, этим ребятам нужно договориться и решить эту проблему.
Ребята и родители вместе с педагогами на своих кусочках начинают строительство; каждый обустраивает свой кусочек города так, как просит душа!
Звучит музыка. Дети по очереди рассказывают о своих постройках, все очень внимательно слушают друг друга.
Ведущий ставит следующую задачу: "Надо объединить отдельные постройки в общий город! А теперь давайте подумаем, как назовем город, и состоится его торжественное открытие!"
"Город радости!" Ведущий написал название города при входе, для открытия города - надо разрезать красную ленту!
Поставить "Город радости" на видное место!
21.00 - Сбор на лобном месте.
Обсуждение всего, что произошло интересного за день. Каждый делится своими впечатлениями, и взрослые и дети. Для этого можно использовать зажженную свечу и передавать ее друг другу. Дети чувствуют себя взрослыми - гордятся своим положением и стараются, как можно точнее высказывать свое мнение. Не забываем о костре. Поем под гитару!
21.00 - 22.00 Подготовка ко сну. Вечерние процедуры. Отбой.
День 5. "Мы любим животных".
Цель: обогащение содержания общения взрослых и детей. Развитие самостоятельности, выносливости.
Примерное содержание дня.

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign