LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Специфика образовательного пространства Санкт - Петербурга дает возможность организовать работу школьного музея на особом профессиональном уровне. Хотя делать общие выводы о развитии музейного дела вообще и форм рекреационно-образовательной работы в частности в музеях школ Петербурга крайне проблематично. Во многих школах города созданы краеведческие, исторические, художественные музеи, однако нет единой концепции школьных музеев. Все решает опыт каждой конкретной школы, количество и качество экспонатов и возможность более или менее профессионально и самостоятельно реализовывать возникающие планы.
Современный школьный музей помогает решать задачу комплексного подхода к изучению материалов в условиях реализации интегрированных курсов, через изучение культур, краеведение, правоведение, научно обоснованных аналогий и параллелей, через экономическое воспитание.
Надо отметить, что далеко не всегда школьные музеи выбирают такой прогрессивный путь развития. Нередко научная работа в музее школы ограничивается двумя направлениями: фондовая и экспозиционная деятельность. Конечно, это обусловлено во многом формой существования многих школьных музеев. Это может быть музей при краеведческом обществе школы (и тогда основной становится экспедиционная деятельность и, как следствие, приоритетным направлением деятельности станет комплектование фондов) или музей при художественной мастерской школы (и тогда приоритетным направлением становится уже экспозиционно-выставочная деятельность).

Последние годы мы наблюдаем, как школьный музей переживает свое новое рождение, выступая в виде особого, уникального социального института, обладающего мощным образовательным и воспитательным потенциалом.
Что же касается образовательно-рекреационных возможностей школьного музея, можно сказать, что они еще практически не изучены, и речь может идти только о самых начальных стадиях изучения рекреационно-образовательного потенциала школьного музея4.
Подводя итоги, используя метод сравнительного анализа, на материале изученной литературы, виртуальных источников и телефонных опросов можно выделить следующие наиболее распространенные формы работы в школьном музее:
1. Экскурсия по экспозиции музея. Эта форма работы, пожалуй, самая популярная в школьных музеях. Школьные музеи используют экскурсии в первую очередь в работе с разовыми посетителями, которые хотят познакомиться с собранием музея. В школьных музеях часто экскурсионная деятельность один из самых популярных видов музейной работы, к которой привлечено большое количество учащихся.
Необходимо отметить, что, к сожалению, в большинстве музеев в школах использование экскурсий как таковых малоэффективно: обычно это рассказ, крайне скудно подкрепленный предметно-визуальным рядом, или наоборот, простое называние представленных экспонатов. В первом случае это становиться похожим на лекцию, а во втором вообще теряет смысл, как любое проговаривание очевидных истин.
Экскурсия - наиболее традиционная форма музейной коммуникации. И в сознании сотрудников и посетителей школьных музеев экскурсия часто является признаком настоящего музея (нередко на вопрос "Что делают в музее?" учащийся отвечает "Водят экскурсии"). В связи с этим чрезвычайно трудно приживаются новые формы экскурсий (например, с элементами театрализации).
Что касается экскурсий в музее НОУ "Унисон", который является базой исследования, можно отметить, что эта форма работы там определенно развита, так как постоянная экспозиция репрезентативна сама по себе (развитая система этикетажа), а во временных проектах используются эффективные музейно-педагогические формы.

2. Круглый стол, семинар, конференция. Эти (и подобные этим) формы особенно распространены в тех школьных музеях, основным направлением научной работы которых является экспедиционно-поисковая деятельность. В этом случае конференция или семинар - удобная и потому распространенная форма отчетности. Кроме того, эта форма также часто используется в совместной работе школьных музеев.
Все чаще проводимые школьными музеями семинары и конференции служат выходом на сотрудничество с органами муниципального и регионального управления5.
Опыт музея НОУ "Унисон" также включает в себя проведение подобных конференций и семинаров.
Урок. Популярная в школьных музеях форма работы. Используются традиционные методические принципы и приемы. Урок обычно проводит педагог-предметник. В нем широко используется предметно-иллюстративный ряд школьной музейной экспозиции как визуальный комментарий рассказу учителя.
Надо сразу оговориться, что уроком в школьных музеях нередко называют то, что уроком по большому счету не является. Возможно, это происходит с силу привычки именовать большинство форм работы, в которых есть элемент передачи знаний от педагога к ученику, уроком. Тем не менее, нередко под этим "скрываются" такие формы работы как мастер-класс, студия и т.п.

3. Клуб. Традиционно создается при школьных музеях краеведческой и военной тематики. Основным виды деятельности клуба пришкольного музея:
* Собирательская и экспедиционная деятельность:
* Экспозиционная деятельность (создание постоянных и временных экспозиций школьного музея по результатам фондовой работы);
* Образовательно-воспитательная деятельность (организация работы экскурсионного бюро, проведение круглых столов и т.п.).

4. Праздник, тематический вечер. Следует сразу оговориться, что это форма работы только сейчас получает развитие в рамках деятельности школьных музеев. Праздники и тематические вечера - традиционный вид воспитательной работы в школе (встреча с ветеранами, вечер памяти, день Победы и т.п.), однако те же формы на базе школьного музея (то есть с учетом рекреационно-образовательных возможностей школьного музея) только начинают утверждаться.
Одна из самых популярных форм работы в музее НОУ "Унисон". Так, например, только за 2004/2005 учебный год были проведены пять подобных праздников на разные темы (например, юбилей Ганса Христиана Андерсена). Учитывая, что на данном этапе большинство проектов реализуется с учениками начальных классов, эта форма работы очень эффективна.

5. Музейно-педагогическое занятие. Одна из самых динамично развивающихся форм работы школьного музея. Отличительными особенностями музейно-педагогического занятия является интерактивность, то есть высокая степень вовлеченности и рефлексии в интерактивном музейно-педагогическом процессе. Подобное наблюдается и в других формах, например, в работе мастер - класса, возможность представления результатов работы в различных формах (от отзыва о проведении до создания выставочного проекта на базе освоенного материала), возможность непосредственного "общения" с подлинными музейными предметами и т.п.
Вновь обращаясь к опыту НОУ "Унисон", можно отметить, что проведение музейно-педагогических мастерских, организация работы которых началась только в этом году, нашла отклик и среди учеников, и среди учителей и родителей. Признавая эффективность подобного подхода, ведущие педагоги активно помогают в организации музейно-педагогических занятий.

6. Цикл музейно-педагогических занятий. Цикл выделен нами отдельным пунктом, так как в последние годы четко проявилась необходимость комплексного, программного подхода, который, учитывая потребности современного отечественного образования, стали действенным инструментом в развитии эмоциональной, визуальной и общей культуры личности. Надо сказать, что подобный программный подход пока используют единицы, но прослеживается явная тенденция к росту количества школьных музеев, которые создают музейно-педагогические программы.
В деятельности музея НОУ "Унисон" на данный момент реализовано два проекта музейно-педагогических занятий - "Ветер Войны" и "Герои сказок Андерсена". Коллектив музея уверен, что подобные проекты, подтвердившие свою эффективность, будут разрабатываться и внедряться в практику работы в дальнейшем.

Современный школьный музей стал средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской, источниковедческой, музееведческой деятельности; местом организации и проведения разных форм досуга детей и взрослых; местом создания и деятельности многопрофильных детских объединений. В школьном музее в наибольшей степени осуществляется идея сотворчества детей, учителей, родителей.
Методики, применяемые в музейно-педагогической деятельности:
* метод стимулирования самостоятельной деятельности;
* метод творческого состязания;
* метод контраста;
* игровой метод.
Проведя сравнительный анализ форм и методов рекреационно-образовательной работы школьных музеев, а также принимая во внимание опыт практической деятельности музеев в ряде образовательных учреждений Петербурга, можно сделать следующие выводы:
* на данном историческом этапе школьный музей является учреждением, способным реализовать возложенные на него образовательно-воспитательные задачи с учетом потребностей образования и рекреационно-образовательных возможностей школьного музея;
* возможности школьного музея в рекреационно-образовательной сфере способствуют формированию личности. Поэтому важно разрабатывать программы рекреационно-образовательной деятельности в рамках работы школьного музея с учетом специфики учебного заведения.
Второй раздел.
Технология рекреационно-образовательной деятельности в школьном музее на примере музея НОУ "Унисон".
2.1. Рекреационно-образовательный потенциал музея НОУ "Унисон".
Партнеры школы: Издательство "Просвещение" Министерства образования России, Камерная филармония Санкт - Петербурга, Российский Этнографический музей, Общественный Институт Развития Школы, сотрудники Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея, Всероссийского музея А.С. Пушкина, музея Ахматовой "Фонтанный дом", Муниципальный Совет Муниципального округа №78 Центрального района Санкт - Петербурга, Йюнчёпингский педагогический университет (Швеция), Российский Государственный педагогический Университет им. Герцена6, Санкт-Петербургский Государственный университет.
Музей НОУ "Унисон"
Идея создания музея в рамках деятельности НОУ "Унисон" зрела давно, но лишь осенью 2003 года появились условия для ее воплощения в жизнь:
1. окончательно определен комплекс материалов, которые могли бы стать основой постоянной экспозиции музея НОУ "Унисон".
2. определены сотрудники, которые согласились принять участие в деятельности музея;
3. определены помещения, где разместились стенды постоянной экспозиции и временных выставок.
4. достигнута договоренность с администрацией о финансовой поддержке деятельности музея.

Так как акцент изначально делался на выставочные проекты и интерактивную рекреационно-образовательную деятельность, в состав постоянной экспозиции вошли только следующие разделы:
* история школы "Унисон";
* образовательные программы и проекты школы "Унисон";
* педагоги школы "Унисон";
* педагогические партнеры школы "Унисон".

На первоначальном этапе был определен объем фактической информации для стендов постоянной экспозиции и принципы их художественного решения. Надо сказать, что наибольшие проблемы возникли с разделом "Педагоги школы "Унисон". Наверное, сработал "человеческий фактор": по задумке, педагоги должны были представить авторезюме, которые легли бы позднее в основу данного раздела экспозиции, но, как оказалось, немногие были готовы к такой форме как самопрезентация.
Также постоянно расширяется раздел "Образовательные программы школы "Унисон". Одна из последних разработок - программа "В поисках утраченного...?"(авторы: Валерич Татьяна, Мазуров Алексей), программа "Дети - в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург - в детях" (автор: мама учеников школы "Унисон" Лазарева Елена), программа "Школьная библиотека - Дом детской книги" (авторы: родители ученицы школы "Унисон" Ганберг Михаил, Плошко Ольга) - также заняли свое место среди материалов этого раздела постоянной экспозиции.

Работа над составом постоянной экспозиции продолжается. В данный момент, как уже говорилось ранее, основное значение имеют временные выставки и программы музейно-педагогических занятий. Именно поэтому постоянная экспозиция имеет только один раздел, который можно условно назвать "Наша школа". На данном этапе задачи, которые решает постоянная экспозиция музея НОУ "Унисон", можно сформулировать так:
1. Продемонстрировать многообразие форм и видов образовательной и воспитательной деятельности школы и ее достижения;
2. Способствовать формированию положительного имиджа школы в сознании родителей, дети которых потенциально могут стать учениками НОУ "Унисон";
3. Обозначить "открытые" проекты и пути развития образовательных программ в рамках деятельности школы для привлечения новых образовательных и финансовых партнеров.
4. Способствовать формированию среди учащихся духа корпоративной принадлежности.
В связи с изложенным выше, учитывая выявленный рекреационно-образовательный потенциал учебного заведения, разработка рекреационно-образовательной программы на базе школьного музея НОУ "Унисон" получила возможность для своего развития. Подобные проекты могут быть смоделированы и в других учебных заведениях.
2.2. Методика проектирования рекреационно-образовательной программы и технология создания музейно-педагогической мастерской в музее НОУ "Унисон".
Музейно-педагогическая мастерская НОУ "Унисон".
В данный исторический период многие социальные институты (в том числе и образовательные учреждения) претерпевают серьезные изменения и сталкиваются с необходимостью пересмотра методов и форм работы в тех областях, которые связаны сформированием, развитием и становлением личности человека.
Школа в данной ситуации не может не реагировать на эти процессы. Сам институт школы сформировался несколько тысячелетий назад, но сейчас для него настало время интенсивных изменений. В этих изменениях отражают современный образовательно-воспитательный потенциал школьного музея и его значение в процессе музейно - рекреационно - бразовательной коммуникации.
Вот почему музеи вообще и школьные музея в частности ищут новые методы и формы работы с аудиторией и нередко полностью отвергают традиционные (такие, например, как экскурсия).
Музей школы "Унисон" также развивает новые идеи и чутко реагирует на процессы, происходящие в развитии технологий современного образования и воспитания. Поэтому мы постоянно ищем новые пути реализации коммуникативной функции музея школы.
Специфика школьного музея, по нашему мнению, позволяет практически полностью отказаться от экскурсионного обслуживания. Наш скромный опыт показывает, что музей в состоянии найти такие формы работы, при которых реализация новых идей стала бы возможной.
Одной из самых значимых форм работы в музее НОУ "Унисон" является деятельность музейно-педагогической мастерской, в рамках работы которой осуществляется разработка и внедрение в практику музейно-педагогических занятий, участие в которых способствует развитию навыков самостоятельной исследовательской работы, аналитического и абстрактного мышления.
Музейно-педагогическая мастерская НОУ "Унисон" начала свое существование в первом триместре 2004/2005 учебного года. За год существования мастерская доказала свою жизнеспособность и практическую целесообразность своего существования.
Цели Музейно-педагогической мастерской НОУ "Унисон":
1. Развитие творческого восприятия и ассоциативного мышления участников мастерской.
2. Формирование мотивации дальнейшего изучения тем определенных в мастерской.

К концу третьего триместра в рамках работы мастерской разработаны и внедрены в практику следующие проекты:
1. Цикл музейно-педагогических занятий "Герои сказок Андерсена", посвященный 200-летнему юбилею Ганса Христиана Андерсена (I и II триместры 2004/2005 уч. года).
2. Цикл музейно-педагогических занятий "Ветер войны", создание которого было приурочено к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне (II и III триместры 2004/2005 уч. года).




Заключение
Интерес к инновациям в рекреационно-образовательной деятельности школьного музея позволяет предположить, что развитие практического опыта в этой области будет продолжено. Это также касается и развития темы рекреационно-образовательного потенциала школьного музея в целом.
Что касается решения задач: определение особенностей музея в учебном заведении и выявления видов, форм деятельности музеев в школах, способствующих решению задач организации учебной, внеклассной деятельности, разработка технологий рекреационно-образовательной деятельности в школьном музее, можно сделать следующие выводы:
* разработана и внедрена в практику воспитательной работы рекреационно-образовательная программа "Ветер войны" и создана с ее использованием технология рекреационно-образовательной деятельности школьного музея НОУ "Унисон".
* в изучении и раскрытии рекреационно-образовательного потенциала школьного музея вопросов и проблем больше, чем четких ответов и решений. Однако, как показывает практика, школьный музей - интенсивно развивающийся институт - сможет найти ответы на эти вопросы и предложить новые пути решений;
* данный опыт можно использовать в работе других школ.


Приложения:
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
"ВЕТЕР ВОЙНЫ"

Музейно-педагогическая мастерская "Ветер Войны" разработана в рамках рекреационно-образовательного проекта "Музей школы "Унисон".

Основной целью мастерской является:
формирование адекватного представления о событиях 1941-1945 гг. и формирование элементов исторического сознания у детей младшего школьного возраста (1-4 класс).

К задачам мастерской относятся:
1. Формирование комплекса подлинных предметов, имеющих историческую ценность в контексте изучения событий Великой Отечественной войны

2. Формирование комплекса вспомогательных материалов (произведения литературы и официальные документы по этому периоду).

3. Организация и проведение занятий с использованием предметов и материалов (п.п.1,2).
Занятия построены по принципу ассоциативных рядов. В основе - подлинный предмет эпохи и ассоциация с ним, подкрепленная официальным документом или литературным произведением эпох.

Дети совершают путешествие в мир истории нашей станы, где горечь потерь и счастье победы облечены не в сухие факты учебников истории, а прочувствованы через контакт с подлинными предметами, сохранившими для нас историческую память. На основе полученных впечатлений дети создают рассказы, пишут стихи, рисуют картины и др.



Ольга Плошко (мама ученицы 2 класса)

МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
"ВЕТЕР ВОЙНЫ"

В канун празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в школе "УНИСОН" произошли удивительные события - музейные мастерские.
Музей начинается с выставления накопленных раритетов, вещь сразу превращается в экспонат. При этом музей может быть организован из чего угодно (семейный музей и т.п.) - стоит только вывесить богатства на стену, как на сцену. То есть экспонирование составляет основную часть музейного дела. Вещь становится реликвией, выдернутый из быта предмет сберегается как величайшая ценность, но перестает жить. Музеи превращаются в кладбище вещей, "руками не трогать", "близко не подходить".
Что за праздник День Победы? Кто победил во Второй Мировой войне? Что такое война? В чем ее ужас? Что такое фашизм? Где и когда вырастают зерна фашизма? Все эти вопросы необходимо обсуждать и проговаривать в школе.
Школе "УНИСОН" чрезвычайно повезло. Школьники попали в музей ХХI века - музей, где все можно трогать руками и даже держать в течение часа в кулачке выбранную вещь. На столе бытовые предметы разных эпох, вещи знакомые (пластинки, книги) и неизвестные. Музей - храм искусства. Здесь же атмосфера творчества - на глазах участников при их активном содействии рождается жизнь прошлого века. Не превращение вещи в экспонат, а обратное движение от экспоната к первоначальной жизни вещи - создается естественная среда ее существования. Дети искали героев для своего рассказа среди старинных фотографий, разложенных на столе. Они давали им имена, они представляли, какие профессии могли быть у этих людей. И замечательно, что представленные на экспозиции фотографии, датировались началом ХХ века. Они выбирали вещи, которые могли принадлежать этим людям. Школьники искали стихотворения, подходящие к судьбам своих героев. Но главным содержанием музейных мастерских стала ВОЙНА. Жили-были адвокат, врач, и маленькая девочка - у кого-то были дети, у кого-то братья и сестры - пришла война и принесла с собой смерть, ужас, разрушения и горе.
Музейные мастерские рождают целую гамму новых переживаний и чувств.

Ольга Зеленская
(педагог начальной школы "Унисон")
Музейно-педагогическая мастерская ''Ветер войны''.

Для меня важно было, чтобы дети моего класса эмоционально прожили мастерскую ''Ветер войны'', поскольку в данном возрасте сухие факты и цифры мало что говорят воображению. Главное, чтобы откликнулась душа. Как мне кажется, атмосфера мастерской способствовала этому: камерная обстановка, свечи, негромкая песня, вещи другой эпохи... Интерес вызван, внимание поймано. Остальное зависит от актёрского мастерства ведущего, его умения чувствовать слушателя, участника.
По моему мнению, условия для со-чувствия, со-переживания действительно были созданы. Во-первых, все вещи можно было потрогать, подержать в руках, сродниться с ними, что очень важно для детей. Любая старая вещь несёт в себе загадку, тайну, прикосновение к которой заставляет душу трепетать.
Во-вторых, ребята увидели войну в лицах реальных людей, которые смотрели на них с фотографий. Рассказ о человеке затрагивает сильнее, чем общие фразы о героизме. Замечательно, что ребята домысливали судьбы выбранных ими героев. Мне кажется, этот приём помогает понять, что за словом ''война'' стоят люди, их характеры и судьбы (особенно это важно сейчас, когда смерть буднично входит в детское сознание через компьютерные игры, фильмы...).
И, наконец, поэзия в мастерской: стихи в огне свечи, горькие слова в запахе дыма и старых духов... Очень удачно, что стихотворное слово-помощник пришло на завершающем этапе мастерской, поскольку работа фантазии проявляется прежде всего в визуальных образах, а затем уже в словах, которых детям часто не хватает для выражения сложных субъективных переживаний.
Конечно, степень участия в подобной творческой работе у каждого разная. Я думаю, это была не просто попытка погружения в эпоху, но и строительство собственной души, мировоззрения, что предполагает некоторое усилие со стороны участника. Мне остаётся лишь надеяться, что это усилие было совершено моими подопечными, ведомыми столь чутким и творческим человеком, как автор проекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ№7

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УНИСОН"










СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"НАШ ПЕТЕРБУРГ. ПЕТЕРБУРГ И ПЕТЕРБУРЖЦЫ"

РАСКРЫТИЕ ПРИРОДНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА
(Образование детей дошкольного возраста)



Авторы: Галина Шосталь
Лариса Чиховская
Лариса Герапинович





















САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005



Введение

За последние годы система образования и воспитания претерпевает колоссальные изменения. Проблемы модернизации образования вышли на первый план. Система воспитания личности ищет новые пути в соответствии с требованиями времени. Возникло огромное количество эстетических центров, групп домашнего обучения, лицеев, альтернативных, авторских школ и т.д. У педагогов появилась возможность внесения собственных изменений и дополнений в образовательные программы.

Каким должен вырасти маленький человечек, будет ли он готов к Новой жизни, сумеет ли осознать себя как деятельная Личность, найдет ли он себе место в хитросплетении дорог, сумеет ли отстоять свое достоинство, раскрыть свои способности и таланты, хватит ли ему душевных и физических сил, ума и воли, нравственной закалки?

Эти непростые проблемы встали перед группой педагогов, вдохновленных девизом мудрых - "Да осилит дорогу идущий!". Начав в 1991году, как маленькая экспериментальная группа под названием "Школа раннего развития "Унисон", программа школы "Раскрытие природных возможностей ребенка" за эти годы превратилась в разветвленную образовательную систему, получившую достойную оценку в России и за рубежом. Программа получила положительный резонанс в среде научно-педагогической общественности: Министерство образования России (А. Асмолов), Российская Академия наук (Б. Братусь), Московский (Е.Шлягина) и Санкт-Петербургский (М.Осорина) Государственные университеты, Сессия европейского Диплома им. Марселя Хитнера (Бельгия), Педагогический университет г. Йюнчепинга (Швеция). О школе сделаны документальные фильмы: "Репортаж из 22...", "Годы молодые".

Определив для себя изначальную цель, педагогический коллектив нацелил свою деятельность на изучение психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста и актуализацию их потенциала в специально интегрированном процессе, который органически интегрирует в себе различные направления искусства, педагогические технологии, усилия музыковедов, искусствоведов, педагогов Городского Дворца творчества юных.

Педагоги школы находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство "ребенок-родитель-педагог", понимая, что домашняя среда имеет основное воспитательное и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребенка. Таким образом, проблема целенаправленного поиска путей оказания помощи ребенку в становлении его личности остается актуальной. Основное представление о мире, в котором мы живем, критерии элементарных нравственных оценок событий, которые происходят вокруг, складываются уже в раннем детстве.

Педагогическая наука постоянно напоминает о важности дошкольного периода развития ребенка. Именно в раннем детстве идет интенсивный процесс познания окружающего мира, когда ребенок максимально впечатлителен и чуток, эмоционально открыт и, вместе с тем, раним. Это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.

В основе предлагаемой программы лежит особое внимание к развитию индивидуальности ребенка уже в раннем возрасте.

Наша задача - оказание помощи в становлении личности высоконравственной, интеллектуальной, независимо, творчески мыслящей и, вместе с тем, адаптированной к окружающей среде, в которой предстоит существовать. В понятие "адаптация" мы вкладываем следующий смысл: не нивелировка личности среди себе подобных, не стремление уподобиться среде и быть незамеченным, пытаясь прожить бесконфликтно, а воспитание сильной натуры, имеющей глубинный внутренний стержень, имеющей свое мнение и корректно отстаивающей это мнение, уважая оппонента, способной достойно существовать в изменяющихся условиях жизни. Это личность, активно существующая в среде и оказывающая на нее формирующее воздействие.

Сверхзадача заключается в том, чтобы вырастить не эгоистического потребителя, а человека, у которого в процессе роста собственного сознания формируются естественные разумные отношения с окружающим миром. Такой подход позволит сохранить в ребенке данную от природы силу, творческую свободу, естественность, интуицию, свободу выбора и принятия самостоятельных решений. Не теряет своей злободневности высказывание В.Ф. Одоевского: "...чему же учить ребенка? - спросят меня.... Отвечаю просто: ничему, пока умственные силы не скрепились, работаю над тем, что ребенок уже знает; словом все первоначальное воспитание должно быть не передача знаний, но усовершенствование того снаряда, которым приобретаются знания. "Не передавайте человеку знание, но старайтесь, чтобы он получал способность сам доходить до него",- вот крайний предел педагогии во всех степенях учения, а тем более - на степени элементарной".


Цель программы

Создание совместно с семьей условий для раскрытия природных возможностей ребенка с включением всего его личностного потенциала (эмоционального, физического и интеллектуального) в процесс познания, осмысления и творческого созидания окружающего мира.

Задачи программы
Теоретические основы решения задач

? Изучение возрастных возможностей ребенка.
? Стабилизация и гармонизация внутреннего состояния ребенка.
? Повышение уровня достижений ребенка.
? Выработка устойчивого интереса к самовыражению, познанию нового.
? Развитие у ребенка способностей решать познавательные и коммуникативные проблемы в условиях детского учебного коллектива в сотрудничестве с педагогами, родителями и сверстниками.
? Определение перспективных программ дополнительного образования, способствующих развитию ребенка.
? Активное включение родителей в образовательный процесс с целью осознания педагогических задач и выработки единого оценочного критерия в подходе к ребенку. Оказание помощи родителям в осознании сущности процесса развития ребенка и возможностей педагогического управления этим процессом.
Постановка вышеуказанных задач основывается на материалах научных исследований по проблеме личности ребенка (В.Выготский, Ж Пиаже, М.Осорина). Программа "Раскрытие природных возможностей ребенка" опирается также на концепцию образованности, которая разработана группой петербургских ученых (О.Лебедев, А.Тряпицына, Р.Богданова и др.). Концепция образованности исходит их того, что образование не сводится только к школьному образованию, но включает в себя и домашнее и дополнительное образование. Концепция образованности рассматривает образование как процесс развития способности к самостоятельному решению проблемы на основе использования социального опыта, одним из элементов которого является собственный опыт обучения, и с этой точки зрения родители могут выступать не только в роли "соисполнителей" программы, но и ее "соавторами". Только тесный контакт педагога, ребенка и родителей даст положительный результат не только в становлении и формировании личности ребенка, и, что немаловажно, положительно скажется на духовном и нравственном облике родителей.

Основополагающие принципы

? Единство педагогических взглядов.

? Доброжелательный подход к ребенку, предполагающий уважение к личности ребенка и признание его права на собственное мнение.

? Видение индивидуального развития ребенка, учет динамики личностного роста, возрастных психофизиологических особенностей.

? Построение программы по различным направлениям с единой ориентацией их на включение каждого ребенка в творческий процесс познания, естественным результатом которого становится приобретение знаний, умений, навыков.

? Взаимопонимание и единство педагогического подхода преподавательского коллектива и коллектива родителей.

Содержание деятельности

Образовательная программа "Раскрытие природных возможностей ребенка" реализует комплексный подход в педагогической практике. Все программы различных видов деятельности взаимодействуют между собой как отражение целостного мира человека. В программе гармонично сочетаются несколько педагогических линий, затрагивающих наиболее важные аспекты психического развития ребенка:

развитие форм самовыражения личности:
развитие речи
изобразительная деятельность
хореография
музыка
физическое развитие:
физическое оздоровление
развитие представлений об окружающем мире:
природа
мой город

развитие социально-психологических способностей и навыков существования
в окружающем мире:
групповая жизнь
общение и игра со сверстниками
интеллектуальное развитие:
развивающие игры
компьютер
обучение грамоте
игровая математика
шахматы

Программа предполагает индивидуализацию и дифференцированный подход к образовательному процессу в зависимости от психологической и физической готовности ребенка. Численность группы: 8-10человек.
Особым видом деятельности является общение. С этой целью предусматриваются беседы, свободные игры, прогулки в парках, по городу, экскурсии в музеи, посещение театров, совместное проведение с родителями праздников.
Решение задач предполагает слаженную работу педагогического коллектива, что достигается путем регулярных обсуждений совместно с психологом наблюдений за детьми, анализ и оценку деятельности, поведения для выработки новых эффективных путей развития детей. Учебные программы постоянно корректируются как для всей группы в целом, так и для каждого ребенка индивидуально.
Равенство возможностей учащихся, предполагаемые виды деятельности и педагогические принципы преподавания создадут условия для наиболее полного раскрытия возможностей ребенка.
Уровень результативности каждого ребенка будет соответствовать уровню его способностей и желанию. Активная, глубокая вовлеченность ребенка в учебный процесс будет способствовать расширению интересов и форм познания.

Следуя этому можно:
- повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс, способствующий увеличению эффективности усвоения;
- повысить уверенность ребенка в своих силах;
- стимулировать творческие усилия ребенка.

Ступени программы.

Первая ступень (3-4года).
Игровые группы, в которых осуществляется знакомство с детьми: происходит адаптация детей к условиям работы школы, приобретаются навыки коммуникативной культуры.
Работа направлена на активизацию слухового, зрительного внимания, памяти и т.п.
Постепенное введение цикла предметов эстетического направления.
В этот период очень важно дать возможность прочувствовать ребенку не только свое право, но и право других людей, необходимость соизмерения своих прав с правами других. На этом этапе у детей идет проработка таких понятий как "можно", "нельзя", "нужно".


Вторая ступень(4-5лет).
Группы, в которых идет изучение психофизиологических возможностей детей для дальнейшей дифференциации. Для ребенка предоставляется возможность расширения спектра восприятия окружающего мира через знакомство с новыми видами деятельности.
На этом этапе ребенку предоставляется возможность открыть одну за другой двери в мир и войти в эти двери без страха, с любопытством и желанием самому участвовать в созидательном процессе. Не случайно здесь в большинстве видов деятельности, включенных в программу, предполагается активное участие каждого ребенка в процесс обучения:
музыка - не мне играют, а я сам пою и играю;
изобразительная деятельность - не мне показывают как рисовать бабочку, а я сам леплю, рисую и не боюсь передавать свои ощущения и т.д.
На этом этапе внимание больше направлено на процесс, а не на результат творчества. Результат, как правило, предполагает оценку. Это рождает страх: а вдруг будет плохо, не так, не правильно? А в результате - "лучше не буду делать". От взрослых в этот период требуется проявление максимума терпения, умения почувствовать возможности и настроение ребенка, который, быть может, первый раз в своей жизни взял в руки кисть или прикоснулся к клавишам. На этом этапе важно помочь ребенку поверить в собственные силы.
Вводятся совместные занятия детей и родителей во время учебного процесса, во время проведения семейных абонементов (например, в рамках данной программы существуют семейные абонементы "Учимся слушать музыку", "Прогулки в Эрмитаже").

Третья ступень (5-6лет)

Эта ступень предполагает углубление познания ребенком окружающего мира, его целостности и многообразия. Предусматривается введение новых дополнительных направлений интеллектуального цикла в сочетании с выше обозначенными (физическое и эстетическое).
Дифференциация групп с учетом психофизических возможностей детей.
Работа на этой ступени направлена на воспитание умения следовать определенным правилам, умения учиться, выполнять задания, на формирование чувства долга.
В этот период идет расширение и углубление музейных семейных программ, филармонических семейных программ и др. Эти программы ориентированы на приобщение детей и родителей к образцам высокого искусства, к культурным ценностям города. Важно сделать посещение музеев, филармонии одним из элементов образа жизни семьи, необходимой потребностью.


Ожидаемые результаты

Первая и вторая ступени.

Формирование общей доброжелательной, спокойной атмосферы в группе, побуждающей к проявлению творческой активности и самовыражения себя в различных видах деятельности. "Плавное" вхождение новых взрослых в мир ребенка осуществляется через отлаженную спокойную жизнь группы (совместные с взрослыми прогулки, игры и т.п.).
Формирование у каждого ребенка устойчивой потребности в предлагаемой деятельности. Поощрение удачной попытки творческого самовыражения.
Воспитание интереса и любви к музыке, слову, гармонии движения, изобразительному искусству, развитие чувства сопричастности к окружающему миру, способности сопереживания.
Развитие
- зрительного внимания;
- чувства цвета, его тональности, насыщенности, оттенков чувства и
понятия форм, пространственного воображения, фантазии;
- чувства ритма, слухового внимания;
- различных видов памяти;
- логического мышления;
- ребенок научиться узнавать настроение, характер, ритм музыки, танца,
слова, красок. Научиться рассказывать, проигрывать, выражать в
движении и действии увиденное и услышанное.
Снятие комплексов, неадекватной оценки, с которыми дети очень часто приходят
в школу. Предоставление детям возможности почувствовать вкус к тому, что они умеют, могут и имеют право творить.

Единство понимания станет основой единства действий педагогов и родителей.

Третья ступень.

Улучшение психического и физического здоровья ребенка.
Повышение вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствующий эффективности усвоения учебного материала.
Приобретение знаний, умений и навыков, являющихся органичной частью ребенка, а не отдельно существующей в его внутренней жизни информации.
Повышение уверенности ребенка в собственных силах.
Выработка механизмов взаимодействия между школой и семьей.


Педагогический коллектив

Основным фактором успеха программы является сам учитель, ибо, в основном, именно он является основным творческим потенциалом, профессиональным и культурным проводником содержания программы.
Поэтому очень важно создать команду педагогов с высоким уровнем профессионального и личностного потенциала. Создание в педагогическом коллективе творческой и интеллигентной атмосферы в профессиональной деятельности и в межличностных отношениях будет естественным образом проецироваться на детский коллектив и коллектив родителей. Высокий уровень интеллекта и культуры педагога автоматически влечет за собой повышение "планки" интересов и возможностей учащихся, самостоятельности и активности, стимулируя их познавательную деятельность, формируя соответствующие оценочные критерии.
Основное зерно программы - формирование через различные учебные программы единого подхода педагогов к образовательному процессу, развитию творческого потенциала ребенка через формирование навыков исследовательской культуры. Педагог на занятиях должен создавать деловую и творческую атмосферу, поощряя активность, целеустремленность и настойчивость в освоении учебного материала, ориентировать детей на продуктивное использование времени, уважительное отношение к труду и учебе.
Создать наиболее комфортные условия для ребенка помогает также единство педагогических принципов всего коллектива:
> доброжелательность и уважение личности ребенка: ребенок не объект педагогического воздействия, а творящий субъект, имеющий право на собственное мнение, позицию, собственное видение ситуации;
>учет индивидуального развития ребенка, темпа его продвижения, учет возрастных психофизиологических особенностей; внимание к внутреннему миру ребенка и ориентир на его душевное состояние; стремление не к большему количеству всевозможных умений и навыков, а воспитание познавательной активности;
>постоянная тонкая помощь, а не жесткие требования. У каждого свой темп продвижения, и поэтому все сравнения успехов ребенка - только относительно его самого. Стимулирование творческого процесса на основе ощущения успешности.

Программа предусматривает постоянную внутреннюю работу педагога над собой, постоянный анализ своей деятельности, коррекцию учебных программ, повышение профессионального мастерства и исследовательской культуры.

Педагог должен обладать:
- профессиональной компетентностью;
- эмоциональной стабильностью;
- чуткостью;
- способностью к индивидуальному подходу в обучении;
- способностью учитывать возможность и степень участия родителей в образовательном процессе.


Родители

Родители являются основным звеном в триаде "ученики-родители-педагоги" для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда - основа формирования личности ребенка.
Важнейшее условие полноценного развития ребенка - создание духовной образовательной среды, включающей учащихся, родителей, педагогов, общественность, инициирующей учебные творческие и нравственные достижения личности, рассматривающей индивидуальные успехи и неудачи как события, связанные с жизнью всего сообщества. Ткань подобной системы образуется из встреч и контактов, где каждый человек ответственен за происходящее рядом, за микровзаимодействия. На этом этапе необходимо выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку. Необходимо договориться о единстве требований, предъявляемых к ребенку в школе и дома, как в образовательном процессе, так и в построении межличностных отношений, в вопросах нравственных.

Поэтому необходимо оговорить формы сотрудничества:
- определение принципов сотрудничества в договоре между школой и родителями;
- родительские собрания, индивидуальные собеседования;
- проведение семинаров и тренингов по вопросам механизмов взаимодействия между взрослым и ребенком, специальных способов и методов образования, стимулирующие мировоззренческую деятельность и рефлексию;
- посещение занятий, получение коммуникационной грамотности взаимодействия со знакомыми своего ребенка, его сверстниками, с их родителями, с учителями, самоанализ;
- вовлечение в жизнь группы (организация и проведение экскурсий, проведение совместных занятий, подготовка и проведение мероприятий и т.д.)
- деловые игры, специальные фильмы, имитационные игры, лекции.

Если мы зададим себе вопрос: "Что самое желанное для грудного ребенка, дошкольника или школьника?", то должны признаться себе, что это - внимание любимых родителей, являющееся сильным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают внимание в общении с ребенком. Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, которое тесно связано и с другим желанием - быть на родителей похожим.
И как для педагога самый лучший способ воспитать в детях творческие способности - самим быть творческой личностью, так и компетентный родитель - прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.
Родители создадут прекрасные условия для развития личностных положительных качеств детей, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
1. Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном и интеллектуальном плане.
2. Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка.
3. Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, - даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
4. Они практически не оказывают давление на ребенка в его делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Ребенку нужно знать, что порой терпеть неудачу - этот нормально и даже необходимо. Неудачу надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. В поиске новой информации или новых друзей ребенку может быть одинаково полезен как положительный, так и отрицательный опыт.
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть. Нужно переносить акцент в соревновательности на сравнение с прошлыми собственными достижениями ребенка, на самосовершенствование и достижение нового уровня, а не концентрировать внимание ребенка на том, чтобы обогнать и переиграть других. Внутренняя мотивация достичь лучшего личного результата может быть гораздо привлекательнее для тонко чувствующего ребенка, нежели подогреваемая извне страсть к победительству. В то же время обязательно нужно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. Иначе с раннего детства дети будут уходить от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают.
Все вышесказанное должно быть взято за основу во взаимоотношениях с ребенком. Это принципиально важные механизмы взаимодействия между взрослым и ребенком, постулируемые в нашей программе. И необходимо, чтобы родитель не только понял это, но и принял душой, научился следовать этим принципам в жизни. Вершина становления родителя - благополучие их детей.
Грамотное поведение родителей - понимание собственного ребенка, его психофизического состояния, отношения, построенное на доверии к ребенку, к способу выражения его душевного состояния. Интерес личности ребенка - ориентир для грамотного поведения родителей.

В "Братьях Карамазовых" Достоевский говорит: "...нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может прослужить когда-нибудь нам во спасение". (Достоевский Ф.М. Собр.соч. в 10-ти т Т.9 М "Художественная литература", 1958, с.335-336).

Образование родителей должно быть направлено на оказание им помощи в развитии полноценной здоровой личности ребенка. Чтобы эффективно развивать и воспитывать детей, родители сами должны знать и понимать свои собственные жизненные проблемы, свои особенности и условия жизни, знать, к чему приводят результаты их действий, ретрансляция их ценностей, стремление к воспроизводству образа жизни. Изучение самих себя, развитие родительской рефлексии - основа эффективной образовательной стратегии. Необходимо обратить внимание на концептуальные ценностные моменты, аналитический подход, повышающий значимость осмысления происходящего родителями, свое влияние на развитие ребенка, на отношения с его референтной группой, на отношение в семье, понять возможности взаимодействия своей семьи и общественности, найти соотношение семейных ценностей и ценностей социальных, определить специфику взаимодействия семьи и школы, определить область своей родительской ответственности перед школой.

Поиск соотношения содержания образования родителей, центрированного на проблемах личности и содержания, способствующего общественному развитию, является общей важной проблемой.
С одной стороны - учет конкретных условий жизнепроживания родителей, их особенностей, с другой - важно, чтобы знания, получаемые родителями, способствовали выработке целостного, оптимистического мировоззрения, а взаимодействие родителей с детьми сочетало бы в себе глубокие человеческие чувства и сознательно проработанные поведенческие реакции.
Развитие системы человеческих отношений в школе и в семье требует взаимообучения родителей и педагогов, развития правового сознания, коммуникативных навыков, развития целостного оптимистического мировоззрения, овладения способами позитивного самовыражения, развития творческого потенциала личности. Родители и педагоги - партнеры по отношению друг к другу, но для этого необходимо, с одной стороны, единый концептуальный взгляд и ценностное согласие, с другой стороны - разграничение сферы компетентности и ответственности.
Навыки, получаемые в работе с родителями, будут распространяться и на взаимодействие с детьми, способствуя демократизации школьной жизни.
Родители нуждаются в обеспечении цивилизованного взаимодействия между школой и семьей, в правовой гарантированности строящихся отношений. Помощь со стороны школы помогла бы обеспечить родителям грамотное выражение их интересов, образовательных потребностей и заказов. Только на уровне эффективных форм сотрудничества школы и родителей может родиться образовательное и духовное пространство, способствующее полноценному развитию детей.
Данная программа предусматривает следующие этапы изменения уровней интеграции:
>понимание родителями программы, ее целей, задач;
>участие родителей в реализации программы;
>участие родителей в разработке подпрограмм;
>формирование с родителями общих программ.

В связи с этим необходимо уделить серьезное внимание образованию родителей.
Предполагаем следующие этапы организации деятельности по образованию родителей:

1. Диагностический.
Выявление реально существующих проблем родителей, их ценностные ориентиры в жизни, уровень общей культуры, проведение типологизации обследуемой группы.

2. Консультационный.
В консультациях определяется необходимое содержание образования родителей, формы, методы обучения, выбор своего образовательного маршрута.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign