LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Умом Россию не понять..."Ф.И.Тютчев
Урок - концерт
1
3.
Архитектура, скульптура, живопись, музыка первой половины 19 века. Искусство и литература. Культурологический аспект.
Семинар.
*Доклады, рефераты
2
4.- 5
Очерк творчества А.И.Герцена
Урок - лекция
*Конспект
2
6.
Наследие А.И.Герцена
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
2
7.- 8.
Очерк творчества И.А.Гончарова
Урок - лекция
*Конспект
2
9.
Галерея литературных персонажей И.А.Гончарова
Урок - лекция
*Конспект
2
10.-11.
Практикум по написанию сочинения
Практическое занятие
2
12.-13.
Очерк творчества Островского
Урок - лекция
*Конспект
2
14.
Драматургическое наследие Островского
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
1
15.
Бальзак "Евгения Гранде"
Урок - лекция
*Конспект
1
16.-17.
Очерк творчества И.Тургенева
Урок - лекция
*Конспект
1
18.-19.
Тургеневские чтения
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
1
20.-21.
Практикум по написанию сочинений
Практическое занятие
2
22..
Очерк творчества Н.Г. Чернышевсого
Урок - лекция
*Конспект
1
23.-24.
Очерк творчества Н.Некрасова
Урок - лекция
*Конспект
1
25.
Некрасовские чтения. Журнал "Современник" и литературная полемика 60-х годов
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
2
26.-27.
Практикум по написанию сочинения
Практическое занятие
1
28.-29.
Очерк творчества Л.Н.Толстого
Урок - лекция
*Конспект
1
30.
"Диалектика души": галерея литературных персонажей Л.Н.Толстого
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
1
31.
Очерк творчества Ф.М.Достоевского
Урок - лекция
*Конспект
2
32.
Галерея литературных героев Ф.М. Достоевского
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
1
33.-34.
Практикум по написанию сочинений
Практическое занятие
2
35-36.
Очерк творчества М.Е.Салтыкова- Щедрина
Урок - лекция
*Конспект
1
37.
Галерея литературных персонажей М.Е.Салтыкова-Щедрина
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
1
38.-39
Очерк творчества Лескова
Урок - лекция
*Конспект
1
40.
Литературное наследие Лескова
Урок - лекция
*Конспект
1
41.-42.
Очерк творчества А.П.Чехова
Урок - лекция
*Конспект
2
43.
Чеховские чтения
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
1
44.
Флобер "Мадам Бовари"
Урок - лекция
*Конспект
1
45.
Архитектура, скульптура, живопись, музыка второй половины 19века. Искусство и литература. Культурологический аспект.
Семинарское занятие
*Доклады, рефераты
1
46.
Практикум по написанию сочинений.
Практическое занятие.
2





























ПРИЛОЖЕНИЕ №5а

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УНИСОН"








"История русской культуры"

(элективный курс)

Автор: Сергей Кудряшов


























САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
2005

Пояснительная записка

В начале XXI века, когда не только Россия, но и весь мир стоит на грани размывания национальных культур, особую актуальность приобретает осмысление своих собственных национальных культурных корней. Ведь только человек, знающий свои "культурные истоки", способен в полной мере быть гражданином своей страны. И только человек, видящий всю картину становления, развития, расцвета культуры своей страны (в данном случае России) может сознательно понимать то, что и почему происходит в культурной жизни именно сейчас - в то время, когда ему выпало жить. И если он будет чувствовать за собой "дыхание" целого тысячелетия, то обязательно найдёт и своё место в зачастую непростой культурной ситуации современного мира.


Цели и задачи курса
? Повысить образовательный уровень ребёнка и привить ему чувство гордости за великую культуру страны, в которой он живёт.
? Создать условия для развития у ребёнка способности связывать воедино культурные процессы, происходившие в разное время в России, её геополитическом окружении. Выработка понятийного аппарата.
? Воспитывать у ребенка желание активного участия в творческом диалоге как со сверстниками, так и со взрослыми. Развитие навыков самостоятельного ведения дискуссий.
? Создавать условия для развития исследовательской культуры учащихся.


Содержание
Раздел 1. Вводный. 5 часов.

Тема занятий
Кол-во часов
Что такое культура. Понятие культуры.
1
Периодизация и особенности исторического и культурного пути России.
1
Россия в период культурного становления. Её культурное и политическое окружение в этот период.
1
Русская культура и природа
2

Раздел 2. Культура Домосковской Руси. 6 часов.

Культура дохристианской Руси
2
Культура Киевской Руси
2
Культура Новгородской Руси
2

Раздел 3. Культура Московской Руси. 4 часа.


Раздел 4. Культура Петербургской России. 10 часов.

Культура Петербургской России XVIII века
2
Культура Петербургской России XIX века
4
Культура Петербургской России конца XIX - начала XX веков
4

Раздел 5. Культура ХХ века. 8 часов

Культурная катастрофа ХХ века
2
Культура русского зарубежья
2
Культура советского периода
2
Культура современной России
2

Семинарские занятия по пройденному материалу - 3час.
Итого: 36час.

В течение занятий элективного курса воспитанники готовят по выбранной теме самостоятельно реферат, предполагающий следующие этапы:
? сообщение учащегося на итоговом вводном занятии выбранной для реферата темы, обоснование причины ее выбора
- сентябрь
? поиск и подбор источников информации о состоянии исследуемой темы
- октябрь
? анализ имеющейся информации и подготовка обзора по теме
- ноябрь
? формирование собственного решения по теме исследования
- декабрь
? защита полученного решения
- январь
? подготовка итогового доклада
- февраль
? итоговый доклад по теме исследования
- март





ПРИЛОЖЕНИЕ №6
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УНИСОН"










Методическая исследовательская разработка
"Рекреационно-образовательный потенциал школьного музея"
(на основе опыта музейно-педагогической работы в школе "Унисон")


АВТОР - Алексей Мазуров


























Санкт-Петербург
2005 г.
Вступление
На современном этапе исторического развития многие социальные институты вынуждены пересматривать традиционные приемы и методы деятельности. Школа не исключение в этом общем процессе, так как именно школа тесно связана с такими категориями, как формирование, становление и развитие личности человека.
Музей также является динамично развивающимся социально-гуманитарным учреждением, которое вынуждено меняться для выживания в современных условиях. И создание музея в рамках деятельности школы представляется сегодня не только возможным, но и, несомненно, важным. Главное - профессиональный подход в организации работы музея в школе, так, чтобы можно было в полной мере использовать достижения современного музейного дела и, в частности, музейной педагогики.
С полной уверенностью можно утверждать, что современное поколение живет в эпоху информатизации, и нынешние школьники имеют практически ничем не ограниченный доступ к информации. Как следствие, оперативность ее получения - важный критерий оценки ценности информации в мире, где можно узнать всё обо всём. Таким образом, актуальным становится создание новых или развития существующих социально-гуманитарных институтов, которые имеют возможность быстро предоставлять актуальную информацию.
Музей в этой системе занимает особое место, потому что может передавать не только "голую", фактическую информацию, но и эмоциональную, заключенную в музейных предметах. И, чем активнее он действует, тем актуальнее становится его работа, тем значительнее становится его влияние и происходит развитие.
Поэтому для современных музеев важно сократить дистанцию между ними и посетителями, сделать музей ближе, актуальнее, доступнее.
Всем этим требованиям может соответствовать школьный музей, который с одной стороны доступен его основной категории посетителей - школьникам и их родителям, а с другой стороны имеет возможность развиваться, используя последние разработки музееведения и музейной педагогики уже в рамках учебно-воспитательного плана школы. В этом контексте важным становится целенаправленная организация деятельности школьного музея в области решения образовательных и рекреационных задач. То есть перед педагогами и музейными работниками встает задача определения рекреационно-образовательного потенциала школьного музея и разработка соответствующих программ с учетом выявленной специфики.
Всё выше сказанное подтверждает актуальность данной проблемы и задает основные направления в создании школьного музея.
Обратимся теперь к материалам, которые были изучены в процессе подготовки проекта. Что касается степени изученности, то, опираясь на анализ литературы, можно отметить, что тема достаточно новая и монографических исследований по теме проекта нет. Кроме того, все работы, которые посвящены практической деятельности школьных музеев, написаны достаточно давно (1980-е гг.). К ним относятся работы Акопджановой В.В, Ванслова Е.Г., Великовской Г.В., Коган Г.В., Юхневич М.Ю. . И учитывая изменившиеся исторические условия, их использование в практике работы возможно лишь со значительными оговорками. Также следует выделить работы, посвященные теоретическому осмыслению особенностей деятельности школьного музея. Это работы Алексеева Н.Г. , Грицкевича В.П., Полякова Т.П. , Решетникова Н.И. , Столярова Б.А. ,Турьинской Х.М., Шляхтиной Л.М. , Юреневой Т.Ю. .

Цель проекта: анализ возможностей школьного музея в рекреационно-образовательной деятельности и разработка авторской музейно-педагогической программы, основанной на рекреационно-образовательных возможностях школьного музея.
Цели подчинены задачам этого проекта:
1. Определить особенности музея в школе.
2. Выявить виды и формы деятельности музеев в школах, способствующие решению задач организации учебной и досуговой деятельности.
3. Разработать технологию рекреационно-образовательной деятельности в школьном музее.
Соответственно, объект проекта можно обозначить так: школьный музей как некое учреждение, обладающее определенным потенциалом в сфере образования и рекреации и нуждающееся в изучении и реализации этого потенциала.
Предметом данного проекта является познание и изучение закономерностей, связанных с решением школьным музеем его образовательно-воспитательных задач в русле реализации потребности посетителей школьного музея в образовании и рекреации.
Способом достижения целей проекта и решения конкретных задач является метод, т. е. способ познания, система приемов исследования различных сторон изучаемых явлений. Основным среди используемых в данном проекте методов можно считать сравнительно-исторический метод. Сравнение является важным и наиболее распространенным методом научного познания. Объективной основой для сравнения служит то, что историческое развитие общества имеет повторяемый и внутренне обусловленный характер. Многие общественные явления по своей внутренней сущности сходны и различаются только пространственной и временной вариацией форм. Сходные формы могут иметь разное содержание. Метод сравнения позволяет объяснить рассматриваемые явления и раскрыть их сущность. В его основе лежит аналогия - общенаучный метод познания, сущность которого в том, что на основе сходных признаков сравниваемых объектов делается заключение о сходстве других признаков.
Практическое значение проекта:
Проведенная в школе данная работа может служить основой рекреационно-образовательной деятельности музея и музейно-педагогической мастерской в любой школе (в школе "Унисон" уже существует подобная мастерская, позволяющая организовать практическую работу в музее школы на качественно новом уровне).
Новизна заключается в том, что автор впервые попытался разобрать тему рекреационно-образовательного потенциала школьного музея. В данный момент нет исследований, посвященных конкретно этой теме, хотя круг работ, косвенно касающихся этого достаточно широк.
В проекте есть вступление, два раздела:
Первый - посвящен возможностям школьного музея в расширении образовательной и организации рекреационной деятельности учащихся, а также деятельности музеев школ Петербурга.
Второй - посвящен анализу деятельности музея и музейно-педагогической мастерской НОУ "Унисон", методике разработки музейно-педагогических программ с учетом особенностей этого учебного заведения.
Заключение и приложения - оформлены отдельно.
Первый раздел.
Роль школьного музея в организации рекреационно-образовательной деятельности в школе.
1.1. Феномен школьного музея.
Мы не претендуем на полный ретроспективный анализ существования школьных музеев (этому вопросу посвящена работа Юхневич М.Ю). Школьный музей - явление, сложившееся достаточно давно. Ряд исследователей полагают, что истоки этого явления следует искать еще в древности. Например, созданное в VI в. до н. э. вавилонскими царями Навуходоносором II и Набонида собрание древностей. Именно дочери Набонида - Бел-Шальти приписывают создание того, что сегодня называют школьным музеем. Во время раскопок Ура английский археолог Л.Вули в мужской школе обнаружил остатки двух соединенных комнат, где хранились клинописные таблички, датированные XVI в. до н. э. Среди других Л.Вули выявил очень необычную табличку, на которой были сделаны копии клинописных надписей более раннего периода из храма царя Омар-Суена (XIX в. до н. э.).
Разумеется, школьный музей в его современном понимании появился гораздо позднее. В рамках данного проекта мы считаем целесообразным обратиться к российскому опыту.
Первые школьные музеи в России появились в 50-е годы XIX века в период правления Александра II. Исследователи выделяют целый ряд подвидов школьных музеев (например, музей образцов или музей истории учебного заведения). Следует отметить, что после революционных преобразований коллекции многих школьных музеев были переданы в собрания национализированных и государственных музеев (например, коллекция музея Школы Народного Искусства императрицы Александры Федоровны была передана Государственному Русскому Музею).
На современном этапе открываются новые и новые музеи в школах, а многие из уже существующих переживают подъем. Необходимо отметить, что этот процесс находит отклик среди музейщиков-профессионалов.
В свою очередь школьные музеи вносят свой значительный вклад в пополнение фондов государственных музеев, в их научные изыскания.
На базе школьных экспозиций были созданы государственные музеи в городах Ефремове, Алексине, Ясногорске. Филиалом Государственного музея Татарской АССР стал музей Е. А. Баратынского средней школы №34 г. Казани; филиалом музея истории Ленинграда - музей "А музы не молчали" средней школы №235 и музей "Истории села Рыбацкое" средней школы № 348; филиалом Тамбовского областного краеведческого музея стал школьный музей Сергея Рахманинова. Музей 6-й танковой бригады средней школы № 33 (г. Белгородск) поддерживает связь с Волгоградским, Харьковским краеведческими музеями. Наиболее ценные реликвии передаются в эти музеи. Театральный музей П.П. Орленева средней школы № 1 г. Сокола Вологодской области передал 194 негатива "Вологда в 1904-1907 гг." Областному Вологодскому краеведческому музею. Этот перечень можно продолжать.

Школьный музей как особый вид музея обладает целым рядом отличительных особенностей:
1. Школьные музеи имеют узкую направленность на школьную аудиторию. Причем понятие "школьная аудитория" включает в себя не только учащихся школы. Скорее, это словосочетание понимается как аудитория, группа людей, связанная со школой по тем или иным каналам тем или иным способом. Таким образом, сюда можно отнести самих школьников, учителей, родителей учащихся, попечителей и спонсоров учебного заведения и т.п. Все эти люди и составляют потенциальную аудиторию школьного музея, и понимание этого в свою очередь дает возможность говорить о других особенностях школьных музеев. Профиль школьного музея, диктующий тематическую направленность, определяется педагогической целесообразностью. Редки случаи, когда школьный музей создается на базе сформированного собрания (в то же время, это довольной частый путь создания музеев другого типа). Несомненно, в большинстве случаев учитывается потенциальная способность проектируемого школьного музея собрать материалы музейного характера на ту или иную тему, и всё-таки чаще здесь работает принцип "сформировать собрание для отражения той или иной темы", а не "выбрать тему для максимально репрезентативного отражения имеющегося собрания".
2. Музейные помещения. В идеале школьному музею необходимо помещение для экспозиции и специальная комната для хранения фондов. Однако на практике всё бывает не совсем так. Часто случается, что у школьного музея нет специального помещения для фондохранилища. И это является причиной грубейших ошибок в формировании экспозиционного пространства. Характерное стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к ее перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия1. С другой стороны, в целом ряде случаев у школьных музеев есть фондохранилище (обычно это небольшое помещение кладовой), но нет пригодных помещений для размещения экспозиции. Это нонсенс, и он едва ли возможен в традиционных государственных музеях. В школах же в этом случае нередко поступают следующим образом: экспозиции размещают в учебных классах и рекреационных помещениях. Несмотря на недостатки подобного решения, есть и достоинства. Например, это упрощает включение музейной экспозиции в процесс учебно-воспитательной работы.
3. Архитектурно-художественное решение экспозиции имеет ряд особенностей. Во-первых, витрина, стенды и другое музейное оборудование должно располагаться на такой высоте, чтобы школьники могли свободно рассматривать помещенные там экспонаты и читать надписи. Во-вторых, экспозиция предназначена большей частью для тех, чье мировоззрение только складывается и на них сильное влияние оказывают внешние формы подачи материала. Здесь нужны наиболее аттрактивные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, демонстрация слайдов, фильмов, мультимедиа-проектов, прослушивание записей и т.д. Экспозиция должна быть устроена таким образом, чтобы вызывать обострение внимания через каждые 10-15 минут, учитывая, что осмотр экспозиции (или экскурсия) продолжается не более 45 минут.
4. К существенным недостаткам школьных музеев, которые, в первую очередь вызваны смутным пониманием сущности феномена музейности, можно отнести следующие:
* в экспозициях школьных музеев часто прибегают к замене музейных предметов тиражированными изданиями (картами, открытками, фоторепродукциями) и вспомогательными материалами (схемами, диаграммами, таблицами). Это снижает самостоятельную роль подлинников и затрудняет приобщение школьников к первоисточнику.2
* Некоторые тематические экспозиции школьных музеев пытаются отразить то или иное явление в целом (например, историческое событие или культурный феномен), а подобный подход не всегда целесообразен. Даже в государственных, областных и районных музеях показывается не само то или иное историческое явление, как таковое, в каком-либо определенном контексте. Для школьных исторических музеев важно показать взаимосвязь с конкретными лицами и местным краем. Это стимулирует новый поиск и, следовательно, означает жизненность экспозиции.
* Нередко допускается оформление экспозиции с излишней декоративностью. Однако очевидно, что нельзя использовать музейные предметы в качестве украшения. Грубой ошибкой является подмена экспозиционных комплексов тематической подборкой однотипных материалов. Так в экспозициях школьных музеев практикуются сплошные фоторяды, воспроизведения мемориальных досок, размещенных по всей стене и т.д.3 Иногда экспозиция перенасыщается макетами. Но нужно помнить, что в экспозиции должны быть комплексы документальных, вещевых, изобразительных и иных памятников, которые в своей совокупности отражают историю края, деятельность выдающихся земляков, достопримечательные места, встречи с ветеранами, походы по родному краю, школьную жизнь и т.д.
2.1. Формы и методы рекреационно-образовательной деятельности школьного музея в школах Санкт - Петербурга.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign