LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"УНИСОН"











ОТЧЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

"ШКОЛА КАК ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО,

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"


























Санкт-Петербург
2005

СОДЕРЖАНИЕ



Отчет о реализации экспериментальных задач проектно-внедренческого этапа.

Приложения.

1. Программы сетевого проекта "Наш Петербург. Петербург и петербуржцы".
1.1. "Раскрытие природных возможностей ребенка"
1.2. "Санкт - Петербургская Летняя Детская Школа Искусств"
1.3. "В поисках утраченного...?"
1.4. "Воспитание исследовательской культуры учащихся"
1.5. "Дети - в Санкт - Петербурге, Санкт - Петербург - в детях"
1.6. "Школьная библиотека - Дом детской книги"
1.7. "Первые дни ребенка в школе"

2. Элективные курсы
2.1. "История русской культуры"
2.2. "Золотой век русской литературы"

3. Из опыта работы школы:
3.1.Материалы круглых столов
3.2.Качественная характеристика достижений ребенка.
3.3.Рекреационно-образовательный потенциал школьного музея.

























ВВЕДЕНИЕ

Тема проекта: "Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования".
Цели проекта.
1. Выяснить условия, необходимые для обеспечения взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования на основе общей образовательной программы.
2. Разработать и экспериментально проверить программу развития школы как центра интеграции основного, дополнительного и домашнего образования.
Основные идеи эксперимента: общее образование не сводится к школьному обучению. Оно включает в себя также дополнительное образование, домашнее образование, иннообразование, опыт реализации социальных проектов как процесс развития способности к самостоятельному решению проблемы на основе использования социального опыта, одним из элементов которого является собственный опыт обучения. Для изменения качества образовательной среды необходимо превратить школу в центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования.
Интеграция основного, дополнительного и домашнего образования возможна, если ребенок является субъектом образовательного процесса, если он понимает и может самостоятельно определять цели образовательной деятельности, выбирать способы их реализации, оценивать достигнутые результаты.
Ребенок может стать субъектом образовательной деятельности, если процесс образования представляет для него процесс решения значимых для него проблем, и если в процессе образования круг значимых для ребенка проблем непрерывно расширяется.
Необходимыми условиями становления ребенка как субъекта
образовательной деятельности являются расширение его образовательного пространства, включение в него внешкольных источников информации; формирование универсальных методов познавательной деятельности, применимых в разных сферах образовательной деятельности, формирование междисциплинарных понятий, выполняющих методологическую функцию при решении познавательных задач.
Этап реализации проекта: проектно-внедренческий.
Задачи этапа: реализация программ взаимодействия с родителями и социальными партнерами, реализация программ интеграции основного, дополнительного и домашнего образования ("Соавторы образовательных программ", "Интеграция основного, дополнительного и домашнего образования", "Межпредметная интеграция").

Основные результаты:
1. Осуществлен очередной этап программы взаимодействия с родителями
Анализируя опыт реализации программы взаимодействия с родителями, можно определенно утверждать, что родители осознают значимость своей родительской деятельности, проявляют активность и заинтересованность процессом и результатами образования детей, включаются в процесс реализации образовательных программ, а часть родителей выступают соавторами и авторами образовательных программ.

1.1. Так, результаты анкетирования родителей начальной школы свидетельствуют об активной родительской позиции и осознании своей ответственности за образование ребенка практически у всех родителей НОУ "Унисон" (100%). Именно себя, прежде всего, родители называют ответственными за образование ребенка. В других образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга этот показатель колеблется в пределах 70%- 85%.

1.2. Родители выступают как соавторы образовательных программ.
* Родители участвуют в работе "круглых столов", обсуждают педагогические проекты:

"Что я должен изменить в своей программе, чтобы ребенок стал успешным";
( Инновационная деятельность)
"Качественная характеристика достижений ребенка";

"Малый и великий учитель";

"Школа моего ребенка". Впервые в работе круглого стола вместе с родителями приняли участие старшеклассники школы. Ключевые вопросы круглого стола: "Какие возможности, предоставляемые школой, Вы считаете наиболее значимыми для развития ребенка? Что Вы считаете главным в образовании? Какие основные умения должна формировать у ребенка школа?" (Приложение № 3)

"Каким должен быть портфель достижений ребенка";

"Оценка и отметка в школе";

"Подготовка детей к исследовательской деятельности";

"Изменение культурного опыта ребенка";

"Психофизические особенности детей младшего школьного возраста" и др.;

* Родители учащихся школы выступают как эксперты образовательных программ, участвуют в "Месяце педагогических достижений" (посещают уроки, присутствуют на презентациях детских и педагогических достижений, педагогических мастерских, участвуют совместно с педагогами в обсуждении детских достижений);

* Родители учащихся осуществляют научное руководство подготовкой работ своих детей для школьной научно-практической конференции;

* Родители совместно с педагогами принимают участие в образовательных семинарах: "Методика обучения языкам по системе А. М. Зимичева", "Стенометрия", "Иероглифика";

* Родители участвуют в апробации учебников совместно с издательством "Просвещение";

* С родителями детей определены доминирующие позиции в индивидуальных договорах. (Приложение №4).

* Частью проекта "Наш общий дом" стала разработка коллективом школы (взрослым - родители, педагоги - и детским) правил поведения учащихся в школе. Гипотеза - если идеи о нормах поведения генерированы самими детьми, они легче и осознаннее воплощаются в жизни, норма более подвержена самоконтролю. Идеи воплощены в стихах (сочиненных детьми и взрослыми) и размещены повсюду в помещении школы (в классе, в гардеробе, в столовой). Такое зримое напоминание помогает детям придерживаться правил, контролируя свое поведение.

* Осуществляется совместный с родителями учащихся выбор образовательного маршрута в дополнительном образовании, который в дальнейшем может стать определяющим в выборе профессии. Предполагается постоянная обратная связь с детьми и родителями, взаимодействие с педагогами дополнительного образования, коррекция этих образовательных маршрутов (повышение мотивации, выбор новых направлений, замена педагога).

* В рамках сетевого образовательного проекта Института Образовательной Политики "Эврика" апробирован и проанализирован первый этап реализации пакета модульных образовательных программ "Наш Петербург. Петербург и петербуржцы".

1.3."Родители выступают как авторы образовательных программ" - родителями учащихся созданы, частично реализованы и проанализированы проекты образовательных программ:
* Проект "Школьная библиотека - Дом детской книги" ориентирован на повышение мотивации к чтению литературы, способствующий овладению компьютерными технологиями (создание электронной базы данных для библиотеки), расширение культурного пространства учащихся (проведение книжных выставок, литературных вечеров, образовательных экскурсионных программ, формирование навыков независимого библиотечного пользователя, создание собственной книжной продукции школы УНИСОН и т.д.) (Приложение №1);
* Проект "Дети в Санкт - Петербурге, Санкт-Петербург в детях" направлен на расширение культурного пространства ребенка, рассчитан на создание системного, объемного видения эпохи. (Приложение №2).

2. Развивается инновационная деятельность учителей
2.1. Апробированы, проанализированы и откорректированы в рамках сетевого проекта "Наш Петербург. Петербург и петербуржцы" проекты: "В поисках утраченного...?" ("Прогулки с Ахматовой по Петербургу", "Мир героев Ф. Достоевского) (Приложение №11),"Дети - в Санкт - Петербурге, Санкт-Петербург - в детях", "Школьная библиотека - Дом детской книги".

2.2. Разработана программа элективных курсов "Золотой век Русской культуры", "История русской культуры" (Приложение № 5)

2.3. Разработан проект на основе практического опыта и исследовательской деятельности школьного музея в школе "Унисон" "Рекреационно-образовательный потенциал школьного музея" (Приложение №6)

2.4. Разработан и апробирован сетевой проект комплексной образовательной программы для детей дошкольного возраста "Раскрытие природных возможностей ребенка" на дошкольном отделении школы "Унисон" (Приложение№7).

2.5. Разработан сетевой проект "Санкт-Петербургская Летняя Детская школа Искусств". (Приложение№8)
2.6. Реализован очередной этап проекта "Качественная оценка достижений учащихся в начальной школе "Унисон" (Приложение №9)

2.7. Реализован очередной этап проекта "Воспитание исследовательской культуры учащихся" (Приложение № 10).
Названные выше проекты дополняют программу основного образования, расширяя культурный, познавательный, исследовательский опыт детей на разных ступенях образования - от дошкольной до старшей школы включительно. Содержание образовательных проектов обогащает практику домашнего образования постольку, поскольку проявляет, развивает интересы ребенка к разным областям действительности, и эти интересы поддерживаются семьей.

3. Происходит расширение образовательного пространства через взаимодействие с социальными партнерами. Круг социальных партнеров расширяется.

3.1. Осуществлена реализация совместного проекта "Первые дни ребенка в школе" (практика студентов РГПУ им. А.И.Герцена - осознание педагогических систем взаимодействия в инновационном образовании);

3.2. Осуществлена реализация совместного проекта с муниципальным советом Муниципального Образования Муниципального Округа № 78 Центрального района г. Санкт - Петербурга "Оказание помощи детям из социально незащищенных семей";

3.3. Осуществлен первый этап реализации совместного проекта с Институтом им. Гете "Немецкий язык в школе "Унисон";

3.4. Осуществлена реализация совместного проекта с Российским этнографическим музеем "Традиции народов России";

3.5. Осуществлен первый этап реализации совместного проекта"Дети - в Санкт - Петербурге, Санкт-Петербург - в детях" с музеем А. М. Меншикова, с музеем Петропавловской крепости, с государственным Эрмитажем, с музеем Политической Истории, с музеем Ф.Достоевского;

3.6. Осуществлена реализация совместного проекта со школами городов
Кьюкайнен (Финляндия) и Барселона (Испания) "Студия актерского мастерства как способ расширения пространства личностной свободы ученика в основном, дополнительном и домашнем образовании";

3.7. Осуществлен совместный проект с государственной общеобразовательной школой №636 г. Санкт-Петербурга "Русские и зарубежные хоровые классики - детям";


4. Происходит расширение образовательного пространства через виртуальное взаимодействие с потенциальными соавторами - коллегами по России. Они выступают как внешние эксперты образовательных программ. Мнение наших коллег важно для коррекции, дополнения, обогащения программ новыми идеями.

4.1. Разработан сетевой проект дошкольного образования "Раскрытие природных возможностей ребенка"

4.2.Разработан сетевой проект "Санкт-Петербургская Летняя Детская Школа Искусств"

4.3. Разработан и реализован первый этап сетевого проекта "Рекреационно - образовательный потенциал школьного музея"

4.4. Разработан и реализован первый этап проекта "Воспитание исследовательской культуры учащихся"

4.5. Разработан мультимедийный вариант сетевого проекта "В поисках утраченного...?".

4.6. Реализованы и проанализированы очередные этапы сетевых проектов: "В поисках утраченного...?", "Дети - в Санкт - Петербурге, Санкт - Петербург - в детях", "Школьная библиотека - Дом Детской книги".


5. Удовлетворенность ребенка степенью решения значимых для него проблем высокая на ступени начального образования, средняя - в подростковом возрасте и у старшеклассников.

В рамках экспериментальной деятельности было проведено исследование, позволяющее судить о роли дополнительного образования в личностном развитии ребенка. Оно позволило проанализировать накопленный в этом направлении опыт и вскрыть проблемы, касающиеся перспектив развития дополнительного образования и интеграции его в общеобразовательный процесс.
Цель исследования - выяснить мотивации всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги) и провести сравнительный анализ данных.
Общепринято считать, что ведущими мотивами детей младшего школьного возраста являются внешние мотивы. Однако, как показали данные анкетирования, эти мотивы занимают в рейтинге только пятое место из девяти возможных. Так, только 32,5% детей посещают кружки по причине близкого расположения к дому, хотя 75% младших школьников получают дополнительное образование по желанию родителей,
Самый низкий рейтинг принадлежит мотиву эмоционального комфорта и коррекции. Только 25% младших школьников занимаются, чтобы преодолеть трудности в учебе.
Доминирующие мотивы детей младшего школьного возраста:
* познавательные ("мне нравится то, чем мы занимаемся в коллективе" - 85%, "хочу узнавать о том, что не изучают в школе" - 65%),
* творческой самореализации и самоактуализации ("хочу научиться что-то делать сам (петь, танцевать, рисовать, фотографировать и т.д." - 72,5%, "хочу создавать сам что-то новое, интересное" - 65%),
* коммуникативные в системе "учащийся-педагог" (73,8% детей нравится общаться с педагогами их коллективов),
* достижения успеха ("в этом коллективе (кружке) замечают мои успехи" - 67,5%, "мне нравится выступать на концертах (когда мои работы участвуют в выставках, соревнованиях)" - 61,3%). Варианты ответов детей: "хочу стать чемпионом" и т.д.
Результаты анкетирования учащихся младшего школьного возраста показывают, что их приоритетные потребности (познавательные, коммуникативные в системе "учащийся-учащийся") реализуются практически полностью.

В подростковом возрасте (5-7 классы) мотивы занятий учащихся в системе дополнительного образования изменяются следующим образом. Если в начальной школе мотивация повышения общекультурного уровня только на шестом месте, то у подростков она становится приоритетной. Абсолютное большинство ребят (100%) занимаются в кружках, чтобы повысить свой общекультурный уровень, 100% учащихся стремятся с помощью занятий развить свои творческие способности.
На вершине рейтинга у подростков занимает и мотив общения с интересным человеком-педагогом (100%). При этом коммуникацию в системе "учащийся-учащийся" отметили только 66,7% (у младших школьников соответственно 73,8% и 56,3%).
У подростков (в отличие от младших школьников) значительно повышаются потребности в коррекции. Так, преодолеть трудности в учебе хотят 55,6%, исправить свои недостатки - 77,8% (для учащихся младших классов - 25% и 35% соответственно).
В подростковом возрасте в наибольшей степени удовлетворяются потребности в коммуникации и саморазвитии. Из 100% учащихся, ставящих эту потребность своей целью, 77,8% реализуют её полностью, 22,2% - частично. Также в этом возрасте на занятиях в системе дополнительного образования реализуются потребности воспитанников в сфере содержательного проведения свободного времени.
Проблемной зоной для школьников 5-7 классов являются коррекционные и компенсаторные потребности детей. Из 66,7% подростков пришедших в коллективы УДОД в надежде, что занятия помогут преодолеть трудности в учебе, только 27,8% решили эти проблемы. К проблемным зонам результативности в этой возрастной категории можно отнести:
- развитие индивидуальности ребенка,
- профориентацию,
- недостаточно реализованные потребности в повышении общекультурного уровня,
- практическую деятельность,
- стремление к самостоятельности,
- коррекцию.
Только половина подростков удовлетворены тем, как реализуются эти потребности на дополнительных занятиях. А такая коррекционная потребность, как преодоление трудностей в учебе реализуется лишь у одной трети учащихся. Проблемной зоной для подросткового возраста является реализация мотива коммуникации в системе "учащийся-учащийся". Из 66,7% воспитанников только 44,4% удовлетворяют свое желание в общении со сверстниками полностью и 22,3% - частично.

Первое место у старшеклассников также занимает мотив развития. 81.3% учащихся этой возрастной категории посещают секции и студии, чтобы с пользой провести свободное время. В этом возрасте повышается степень значимости такого аспекта познавательного мотива как профориентация. 75% старшеклассников стремятся в процессе занятий получить знания и умения, которые помогут им в приобретении будущей профессии. Развить свою индивидуальность, неповторимость хотят только 62,6% старшеклассников.
Высокие рейтинговые места для учащихся этого возраста занимают мотивы коммуникации. Одинаковое количество старшеклассников называют в числе ведущих мотивы общения с интересным человеком-педагогом и желание найти новых друзей, общаться с ними (75%).
В сравнении с подростковым возрастом, коррекционные мотивы у старшеклассников снижаются, хотя количество желающих исправить с помощью занятий свои недостатки в системе дополнительного образования относительно высоко (56,3%). А вот такую цель, как преодоление трудностей в учебе, ставят лишь 43,8% учащихся.
Анализ анкет учащихся старшего школьного возраста позволяет говорить о наиболее полной реализации потребностей воспитанников, так же, как и у подростков, относящихся к сфере содержательного проведения свободного времени и коммуникации. Так, из 81,3% старшеклассников - 68,8% полностью и 6,3% частично удовлетворены тем, что в студиях они с пользой проводят свободное время. Эти данные подтверждают выполнение дополнительным образованием такой важной функции как организация свободного времени школьников. 43,8% учащихся из 75% реализовали потребность в общении с педагогами, 50% из 75% - желание найти в коллективах УДОД новых друзей и общаться с ними.
В группе старшеклассников к проблемным зонам относятся недостаточная реализация потребностей:
* в повышении общекультурного уровня (25% из 75%),
* в развитии творческих способностей (37,5% из 75%),
* в профориентации (37,5% из 75%),
* в практической деятельности (37,5% из 75%).
Особую тревогу вызывает низкая степень удовлетворения коррекционных потребностей учащихся старших классов: получение умений и знаний для решения своих жизненных проблем (37,5% из 68,8%), исправление своих недостатков (31,3% из 56,3%), преодоление трудностей в учебе (37,5% из 43,8%).

Таким образом, сравнительный анализ данных анкетирования позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе результативность (степень реализации потребностей) достаточно высока. По мнению подростков и старшеклассников, занятия дополнительным образованием не вполне соответствуют их системе ожиданий и не являются достаточно результативными. Зону "особого риска" представляет коррекционная деятельность педагогических коллективов дополнительного образования, их недостаточная ориентация на решение учебных и жизненных проблем. Эти выводы определяют направление дальнейшего развития экспериментальной деятельности: повышение практикоориентированности содержания дополнительного образования и координация его с общеобразовательным содержанием (параллельность, взаимопроникновение обучения).
Среди наиболее значимых для педагогов образовательных потребностей учащихся ведущее место занимают потребности в развитии их творческих и индивидуальных способностей (на 1 и 2 местах). Самый низкий рейтинг имеют профориентационные, компенсаторные и коррекционные потребности. Потребности воспитанников в подготовке к будущей профессии педагоги поставили на 9 место; потребность в оказании помощи при обучении в школе - на 11-е; на 10-м - содержательное проведение внешкольного времени. Не являются актуальными для педагогов и такие потребности, как самореализация ребенка (12 место - последнее), самоутверждение (8 место). Практически на одинаковом (ниже среднего) уровне находятся потребности в коррекции недостатков их развития, обучении их навыкам сотрудничества с другими людьми, их самореализация, содержательное проведение свободного времени. Таким образом, ярко прослеживается направленность педагогов на раскрытие природных возможностей ребенка. Вместе с тем, меньше внимания уделяется качествам личности для жизни ребенка в социуме. Это должно стать предметом обсуждения для педагогов, родителей; одним из направлений дальнейшего поиска.
Доминирующими мотивами родителей при выборе дополнительного образования для своего ребенка являются, прежде всего, мотивы развития. Так, 83% родителей ставят основной целью развитие способностей ребенка, около 80% желают развить творческий потенциал своих детей. Значительное место отводят родители познавательным потребностям детей. Около 70% респондентов этой категории связывают занятия с желанием дать ребенку разностороннее образование, развить его познавательные интересы, удовлетворить потребность заниматься любимым делом. Приблизительно 59% участников опроса хотят, чтобы их дети нашли среди учащихся коллектива интересных друзей, приобрели навыки общения. На последнем месте в рейтинге мотивов у родителей занимают возможности профориентационной деятельности. Только 34% родителей выражают желание подготовить ребенка к выбору будущей профессии.
Результаты анкетирования показывают, что система мотивов у родителей и педагогов практически совпадают. Приоритетным для них является стремление к развитию творческих и индивидуальных способностей детей. Это можно рассматривать как позитивный результат взаимодействия воспитывающих взрослых. Распределение мнений родителей и педагогов также совпадает с мотивами подростков и старшеклассников, однако противоположно мотивам младших школьников. Одни из ведущих для учащихся 1-3 классов - коррекционные мотивы - педагогами не всегда учитываются, а у родителей представлены в середине рейтинга. Есть повод задуматься: всегда ли принимается во внимание мнение ребенка, когда он еще "не очень взрослый"; что и как изучать, чтобы увидеть, услышать узнать потребности младшего школьника. Назрела необходимость расширять опыт педагогической диагностики и проектировать образовательный маршрут ребенка с учетом ЕГО потребностей, интересов, мотивов.
Сферой рассогласования взрослых и детей являются и профориентационные мотивы. Если эти мотивы являются актуальными для 66% старшеклассников и для 55% учащихся 5-7 классов, то для родителей и педагогов они не имеют высокой степени значимости.
Мнения взрослых и детей расходятся и по мотивам коммуникации. Являясь доминирующими для большинства учащихся, эти мотивы занимают только середину в рейтинге у родителей и педагогов.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что мотивы детей и взрослых совпадают лишь частично. Причина может заключаться в недостатке информированности взрослых, особенно педагогов, об актуальных потребностях современного ребенка, что влечет за собой недостаточный учет мотивации различных возрастных категорий. Вывод: мало внимания уделяется изучению современного ребенка, часто взрослые руководствуются идеальными представлениями о ребенке, но сам ребенок уже другой. Поэтому важно ставить исследовательскую задачу комплексного изучения ребенка. Целесообразно решать ее всем педагогическим сообществом, используя Сетевой ресурс.
Изучение анкет родителей показывает, что в отличие от детей, их система ожиданий и потребностей практически полностью реализуется дополнительным образованием. Это подтверждается и ответами на вопрос анкеты об удовлетворенности родителями занятиями их ребенка в секциях и студиях.
В соответствии с рейтингом приоритетным для педагогов является приобретение ребенком опыта творческой деятельности. Следует отметить, что приоритет этого параметра результативности в педагогической практике отражает высокую степень реализации потребностей учащихся и их родителей, особенно у подростков и старшеклассников.
Второе место в рейтинге занимает приобретение опыта эмоционально-ценностных отношений. Этот параметр имеет наибольшие (по сравнению с другими приоритетными параметрами) различия в понимании его важности (0,56) и в непосредственном использовании в педагогической практике (0,44). Вероятно, его недостаточная реализованность связана со сложностью стандартизации воспитательной деятельности, отдаленностью и трудностями оценки результатов.
ВЫВОДЫ по проектно-внедренческому этапу эксперимента.
Выявлены условия, необходимые для создания целостной образовательной среды, способствующей повышению качества образования человека. Такими условиями являются:
* заинтересованность всех воспитывающих взрослых в качественных результатах образования ребенка;
* высокая степень информированности воспитывающих взрослых о целях и условиях протекания образовательного процесса в общем, дополнительном и домашнем образовании. Это помогает определить приоритеты образования и координировать образовательную деятельность в целевом и содержательном аспектах;
* реальная возможность влияния на образовательный процесс всех его субъектов: педагогов, родителей, детей, общества;
* учет мотивов, потребностей, склонностей, способностей, умений, прежде всего детей, а также взрослых при выстраивании образовательного процесса, предполагающего интеграцию основного, дополнительного и домашнего образования;
* расширение образовательного пространства для воспитывающих взрослых, что будет способствовать снижению стереотипности образовательных подходов (что значимо для вариативного образования), а также для детей - обогащения их опыта взаимодействия с окружающим миром;
* раскрытие природных возможностей ребенка на разных ступенях образования предполагает как общие, так и специфические задачи. Общей задачей является развитие ребенка как субъекта образовательной деятельности. На дошкольной ступени приоритетными являются задачи воспитания активности, любознательности, устойчивого интереса к познанию нового, открытости окружающему миру, готовности контактировать с ним. На ступени начальной школы важно обеспечить успешность ребенка, развивать в нем стремление к познанию, элементарные умения исследовательской деятельности, умение преодолевать сложные ситуации, произвольность поведения. На ступени средней школы важно обогатить культурно-исторический опыт ребенка, развивать творчество, самостоятельность в исследовательской деятельности. На старшей ступени значимым становится развитие рефлексии, умения позитивно оценить свои способности, возможности, выбирать перспективы для своего образования, творчески осуществлять и презентовать исследования на разном содержании.
Анализ результатов данного этапа эксперимента помог определить проблемы и пути их решения.
Направлениями дальнейшего исследования проблемы эксперимента должны стать
- выработка технологических подходов к диагностике разных аспектов развития ребенка и методике оценки результатов воспитательной деятельности;
- совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения: помощь, консультирование учащихся, включение педагогами коррекционных аспектов в образовательный процесс дополнительного образования (проблема выбора направлений дополнительного образования для каждого ученика). Приоритет данного направления - на дошкольной и начальной ступенях образования.
- акцентирование на занятиях аспекта самостоятельности, разработка системы самостоятельной (исследовательской) работы учащихся (разработка проектов, направленных на развитие творческой и исследовательской деятельности детей). Приоритет данного направления - на средней ступени образования.
- актуализация профориентационной деятельности, в соответствии с потребностями современной молодежи. Приоритет данного направления - на старшей ступени образования
- расширение трактовки понятия "интеграция" в аспекте интеграции основного образования, что потребует взаимодействия учителей предметников и создания проектов интегрированных образовательных программ основного образования. Первая попытка такого подхода отражена в проекте НОУ "Унисон" "Новое качество школьного образования: формирование опыта творческой деятельности. Воспитание исследовательской культуры учащихся".




























ПРИЛОЖЕНИЕ №1
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УНИСОН"




СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"НАШ ПЕТЕРБУРГ. ПЕТЕРБУРГ И ПЕТЕРБУРЖЦЫ"

" ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ"
(из опыта деятельности)



Авторы: родители ученицы 2класса - Ольга Плошко
Михаил Ганберг






















САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005



АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРОЕКТА

Бесценный опыт развития человечества хранят в себе книги. Так или иначе, все учебные предметы, которые дети изучают в школе, связаны с книгой. И главным становится погружение ребенка в мир книги, которое можно осуществлять разными способами. Так, преподавание литературы в школе зачастую становится обучением "ненависти" к словесности. Некоторые нормы школьных образовательных программ, как, например, "скорочтение" приносят больше вреда любознательным маленьким людям, чем пользы. Подобные наблюдения и спровоцировали появление данной программы.
Погружение в мир книги - это и получение новых знаний, и овладение основами языка, и воспитание нравственности, и во многом "репетиция будущей жизни".
Образовательная программа "Школьная библиотека - Дом детской книги" стартовала в школе "Унисон" в сентябре 2004 года и включила в себя знакомство школьников с историей книги, основами библиотечного дела, алфавитным и предметным каталогами, то есть дало возможность получить навыки пользования традиционной библиотекой.
Библиотека в современном мире - это и традиционные книги, и современные электронные носители, и, разумеется, всемирная сеть информационных ресурсов Internet.

Программа "Школьная библиотека - Дом детской книги", являясь программой

дополнительного образования, существует параллельно с учебными предметами, безусловно, помогая учащимся в освоении обязательной программы, в получении объемного видения предметов, избавляя от линейности мышления. Новизна в программе условна, так как в ней используются достижения лучших педагогов двадцатого столетия (Ш.А.Амонашвили и др.).

"Окниживание" среды обитания детей - процесс помощи детям в овладении искусством чтения. Интересным в этой части программы оказалась книготворческая деятельность детей. Начатая в сентябре, книготворческая деятельность продолжается и по сей день, и, скорей всего, стала привычной формой выражения представлений детей о мире и происходящих событиях. И если в начале года, школьники были увлечены возможностью сделать книгу "какую хочется" (в большой степени по форме), то теперь важным становится и содержание. Создание культурных объектов (самодельных книг) привело нас к расширению программы в этом направлении. Книготворческая деятельность детей активно используется педагогами на уроках литературы. Так, учащиеся первых классов, изучая русский фольклор, делали книги пословиц и поговорок.
Уникальные работы хранятся в школьном архиве и требуют отдельных исследований, и работу в этом направлении необходимо продолжать, так как это очень увлекает детей.
Образовательная программа "Школьная библиотека - Дом детской книги" также тесно сотрудничает с учебным предметом "Изобразительное искусство". В рамках программы школьники работали художниками-иллюстраторами любимых детских книжек. В специальных папках, оформленных как макет переплета будущей книги, иллюстрации (не менее шести страниц) объясняли сюжет любимого произведения. Была проведена выставка работ, и особенно интересным оказался выбор тем литературных произведений, зачастую несовпадающий с выбором профессиональных художников. Апробация программы проходила в 1-4х классах начальной школы (что ни в коем случае не исключает возможности ее использования в средней и старшей школе).
Занятия по истории книги прошли в пяти классах начальной школы, и носили лекционный характер. Особенно интересно уроки проходили в первых классах. Полученная информация вызвала желание повторить исторический опыт - создать свою глиняную книжечку, свой свиток, свою берестяную грамоту. Тем самым дети подсказали форму дальнейшего развития этих занятий. В будущем необходимо использовать эти материалы на проводимых уроках - попробовать создать берестяную грамоту или глиняную табличку. В старших классах начальной школы школьники более интересовались историческими деятелями, историей древних библиотек - их созданием, расцветом и упадком. Погружение в историю человечества возможно начинать именно с таких "частных" предметов, каким является история книги. Опыт человечества, известный нам, благодаря книгам и книгохранилищам. Более всего школьников интересовал вопрос разрушения древних библиотек варварами и их предводителями, высказывались предположения, что человечество могло бы гораздо быстрее развиваться, зная опыт предков.
Проводились занятия в 4м классе по ознакомлению с деятельностью традиционной библиотеки, в частности изучались основы библиотечно-библиографического описания, правила алфавитного и предметного каталогов. Особенно хотелось бы отметить попытку предметизации литературы, которая в виде практического урока была осуществлена в 4м классе. Школьникам были выданы книги, в основном неизвестные им по содержанию - предлагалось определить главный предмет (о чем книга) и выразить ключевым словом или сочетанием слов (предметной рубрикой). Времени на изучение книги школьники не имели и ориентировались на свои знания (автора, заглавия, темы и т.п.), иллюстрации, аннотации в книгах. Занятие прошло очень плодотворно и понравилось детям. Они имели возможность подержать в руках различные издания, почувствовать себя ответственными за судьбу данного издания, так как неправильно описанная книга никогда не сможет найти своего читателя. Умение использовать информацию, выделить искомый предмет - это ли не знание, которое так необходимо человеку в современном мире. Элементарное пользование Internet предполагает четкое знание человеком предметного поиска. И начинать обучать предметному мышлению возможно и необходимо в начальной школе.
Наиболее творческим и интересным оказалось оформление библиотеки школы "Унисон" книжными знаками - экслибрисами, сделанными детьми на уроках изобразительного искусства.
Недостаточно времени за минувший учебный год уделялось занятиям по сохранности и реставрации книг, и эта часть программы требует дальнейшего развития. В данном направлении интересным может стать сотрудничество с учебными предметами "Химия" и "Биология". Вопросы реставрации, консервации документов традиционно замечательно решались в Российской Национальной Библиотеке, в Эрмитаже, и во многих других музеях России. Целесообразно в рамках программы осуществить экскурсии в реставрационные мастерские и ознакомить детей с процессом "оживления" почти утраченного. Таким образом "костяк" теоретических знаний по химии или биологии "обрастет мясом" конкретного применения, и возможно поможет в будущей профессиональной ориентации ребенка.
Новым направлением работы библиотеки стало изучение и погружение школьников в мир великих детских книг, знакомство с замечательными детскими писателями. Необходимость работы в этом направлении была вызвана уровнем преподавания литературы в начальной школе. Многие любознательные и всем интересующиеся первоклассники своим самым нелюбимым предметом называют литературу. Существует целый ряд причин такого явления. Оставляют желать лучшего учебники по литературе. Дети в начальной школе еще не овладели в большинстве своем навыками чтения, и на протяжении первых лет обучения, устойчиво формируется отвращение к чтению и литературе.
В рамках образовательной программы школьники путешествовали по миру Ганса Христиана Андерсена и Корнея Ивановича Чуковского (но программа может быть скорректирована и соотнесена с требованиями учебного плана по курсу "Литература".
Были проведены литературные мастерские, конкурсы на лучшее знание сказок, литературный вечер. А главное, постоянно проходили уроки "МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ" и погружения в материал. Занятия проходили в форме диспутов "О добрых и злых персонажах сказок". Для разного возраста детей занятия проходили в разной форме. Так 1-е и 2-й классы обсуждали героев "Крокодила" и "Тараканище" на диспутах. Третий и четвертый классы писали сочинения о добре и зле, а потом отстаивали свои убеждения в спорах со своими товарищами. Школьники составляли маршруты перемещений сказочных героев, рисовали карты, придумывали экскурсии и в этой деятельности открывается большой простор для взаимодействия с уроками по истории города.
В рамках программы была проведено занятие в издательстве ДЕТГИЗ, где дети имели возможность увидеть деятельность настоящей типографии, рождение в ее стенах настоящей книжки, самим попробовать сделать небольшие операции по ее созданию.
Конечно, программа была реализована не полностью, при создании проекта недостаточно учитывался временной аспект. Но необходимо предоставить несколько интересных наблюдений за деятельностью детей в рамках проекта.
Особенной популярностью пользовалась творческая деятельность по созданию книг, иллюстрации к книгам. Книги делали все учащиеся, хотя примерно половина детей пошла по пути компиляции популярных детских изданий (журнал "Принцесса", автомобильные журналы, копирование известных иллюстраций), вторая же половина создавала свои авторские работы (от переплета и золотого обреза - до текста и авторских иллюстрации). Дети-"компиляторы" сделали несколько книжек и довольно скоро потеряли интерес к книготворчеству. В то же время, авторы рукописных книг продолжают творить и время от времени радуют нас "новыми эстетическими и нравственными представлениями о действительности".
Особенно хотелось отметить отзывчивость всех без исключения детей к возможности творить. В любой области - делать ли книгу, придумывать ли маршрут путешествий Крокодила Крокодиловича, задумываться ли над тем, какой Бибигон - добрый или злой, и не похож ли он на Питера Пэна - дети мгновенно включаются в урок. Задача учителя постоянно развиваться самому, чтобы соответствовать уровню знаний детей.

Программа постоянно видоизменяется и корректируется в связи с требованиями и потребностями детей, родителей и всех тех, кто заинтересован в жизнедеятельности данного проекта. Так, естественным продолжением диспутов о добре и зле (на примере литературных героев) стало рождение нового проекта в школе "ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ". Выработка нравственных правил, устоев - осознание себя личностью, изучение своих корней, своего места в окружающем мире - это задача всей жизни человека

Рекомендации
по реализации сетевого варианта проекта
"Школьная библиотека - Дом детской книги"

Осуществление познавательно-созидательной программы "Школьная библиотека - Дом детской книги" принципиально возможно в любом учебном заведении на территории России, а также на базе Санкт-Петербургской школы УНИСОН (в рамках творческих мастерских как для детей и их родителей, так и для педагогов). Сетевой вариант использования программы - размещение предлагаемой программы в Интернете предполагает форум с целью обмена мнениями, идеями всех заинтересованных лиц. Образовательная программа "Школьная библиотека - Дом детской книги" открыта для новых предложений и способна быть корректируемой под конкретные предложения.
В настоящее время программа состоит из семи тематических комплексов, каждый из которых возможно использовать в рамках педагогической деятельности того или иного учителя.

Основные модули программы.

* Библиотека.

Получение навыков пользования традиционной библиотекой. Знакомство с алфавитным и предметным каталогами. Электронная библиотека. Всемирная сеть информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.

Рекомендации.

В изучении данной темы особенно хотелось обратить внимание на овладение школьниками предметным мышлением, умением выделить искомый предмет. Предметный каталог - основа поиска информации в Интернете. Основы библиотечно-библиографического описания книг и документов, правила организации работы библиотек - все эти знания доступны детям даже в начальной школе и крайне необходимы школьникам на всем протяжении образовательного процесса. Библиотека - это прежде всего КНИГОХРАНИЛИЩЕ, и чтобы добыть сокровище(книгу) необходимо пройти немало пещер с тайнами и знать не одно слово "Сезам".

* Феномен книги. История книги.

Погружение в историю человечества возможно начинать именно с таких "частных" предметов, каким является история книги.

Рекомендации.

Особое внимание хотелось бы обратить на самостоятельное творчество школьников. Очень интересно, повторяя исторический опыт, самому сделать глиняную табличку, берестяную грамоту, свиток. Не менее интересным аспектом деятельности детей является изучение и расшифровка старинных иероглифов, создание собственных алфавитов (криптограммы) и т.п. Особая тема - начало книгопечатания. Цивилизация до Гуттенберга и после. Особенно интересными для детей становятся экскурсии в книгохранилища, типографии.

* Реставрация книг и документов. "Книгоеды" и "Книжные спасатели". Мастерские по восстановлению учебников.

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign