LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Я не должен всегда проигрывать, тем более, если я попробую учиться на своих ошибках"
Показательный эмоциональный эффект
"Я чувствую себя опечаленным, но не угнетенным".
"Я чувствую себя расстроенным, но не беспомощным".
Показательный поведенческий эффект
"После кратковременного отдыха я решил снова вернуться к работе".
"Я принял решение участвовать в других конкурсах и расширить сферу своего творчества".
Примеры ошибочных убеждений:
* "Я должен все делать хорошо или очень хорошо!"
* "Люди должны соответствовать моим ожиданиям, иначе жизнь становится ужасной!"
* "Мне никогда не должны отказывать".
* "Я не смогу выдержать отказ".
Можно выделить несколько видов искажений в познании, вызывающих негативные эмоциональные состояния: максимализм (мышление "все" или "ничего"), общий вывод из единичных фактов, преувеличение или преуменьшение, принятие ответственности за независящие от тебя события и др.
№ п/п
Вид искажения в познании
Характеристика
1.
Максимализм
Мышление "все" или "ничего". Человек видит себя неудачником при малейшем несоответствии вещей его критериям. Этот путь развития мыслей неприемлем для обычной жизни, так как редко встречаются два варианта выбора или оценки.

2.
Общий вывод из единичных фактов
Человек делает вывод из произошедшего с ним, что это будет происходить всегда, раз за разом.
3.
Психологическая фильтрация событий
Человек выдергивает негативные детали из сложившейся ситуации и воспринимает их как результат происшедшего.
4.
Дисквалификация положительного
Переосмысление положительных и нейтральных фактов в отрицательные. Можно искренние комплименты воспринимать как скрытые упреки.

5.
"Можно было бы..."
Говоря себе: "А все-таки я смог бы..." или "Я должен был бы сделать это...", человек чувствует обиду, его гнетет не сделанное им.

6.
Ошибка в предсказании судьбы
Человек делает вывод о том, что после случившейся неудачи подобное обязательно будет происходить и дальше.
7.
Ярлыки
Это экстремальная форма общего вывода из единичных фактов. Ярлыки являются основой опасных выводов. Они не только ведут к поражению, они еще полностью не соответствуют действительному состоянию.

8.
Принятие ответственности за независящие от тебя события
Принятие ответственности за независящие от тебя события порождает чувство вины, человек страдает от собственной беспомощности и неспособности что-то изменить.
Учащимся можно предложить проанализировать некоторые ситуации с точки зрения наличия мыслительных искажений.
Пример: Человек постоянно откладывает составление итогового отчета о проделанной работе. Каждый вечер, когда он собирается засесть за него, этот проект предстает таким неосуществимым, и он включает телевизор. Он чувствует подавленность и стыд: "Я так ленив, что никогда не возьмусь за эту работу. Так будет всегда. Никогда и ничто не повернется к лучшему".
Мировоззрение и здоровье также взаимосвязаны. Такие ошибочные убеждения способны вызывать самые различные негативные эмоциональные состояния, сказываясь и на общем психофизическом самочувствии. Человек убежден, что на самом деле несчастен. Порой он так настаивает на своем, что в это начинают верить и окружающие. По большому счету, играет роль только личное ощущение самоценности. Мировоззрение может помочь сохранению и развитию здоровья, но также может и усугубить болезненные симптомы.
Тема 2: "Способность позитивного мышления" (2 часа)
Цель: Помочь учащимся сформировать диалогичное мышление, оптимистическую позицию и позитивное мышление, как стремление более полного отображения реальности.
Основные понятия: "Диалогичность мышления", "оптимизм и пессимизм". "Позитивное мышления", " деятельность".
Методические рекомендации: Тема логически продолжает раскрытые закономерности по теме "Мировоззрение и качество жизни".
Позитивное мышление характеризуется ориентацией человека на сильные, положительные стороны в ситуации или в исследуемом предмете. Позитивное мышление присуще оптимистам. Однако, это не говорит о том, что позитивно мыслящий человек не замечает или отрицает слабые стороны воспринимаемых предметов или явлений. Но позитивность ориентирует человека на преодоление недостатков с опорой на положительные, ресурсные стороны.
Психологи выделяют несколько типов мировоззренческих установок:
* Мировоззрение со знаком "минус", установкой которого может являться лозунг "жизнь ужасна".
* Мировоззрение со знаком "плюс" - "жизнь прекрасна".
* Мировоззрение, которое можно обозначить формулой "плюс - минус". "Жизнь прекрасна, но и ужасна".
* Мировоззрение "плюс - минус - плюс". "Жизнь прекрасна, и жизнь ужасна, и именно поэтому она особенно прекрасна".
Последнее из вышеназванных мировоззрений является более реалистичным. Ведь в этой жизни человек переживает опыт как прекрасного, так и ужасного. Но смысл переживаний трудностей и преодоления проблем в том, чтобы самому помочь приблизить и развить прекрасное. Такое мировоззрение способствует и выработке более активной жизненной позиции, и большей толерантности, и как ни странно, позволяет сохранять свое психическое и физическое здоровье.
В качестве иллюстрации способности воспринимать позитивно происходящие события можно также использовать язык метафор, сказок или историй. Можно вспомнить сказку о лягушке, попавшей в сосуд с молоком, или обсудить притчу:
"Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: " Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же но он был наказан, а ты вознагражден?" На это последовал ответ: "Все зависит от того, не что сказать, а как сказать".
Тема 3: "Развитие нравственного сознания" (2 часа)
Цель: рефлексия критериев, по которым выносится суждение о поведении; формирование представления о ненасильственном поведении.
Основные понятия: нравственное сознание.
Методические рекомендации: При раскрытии темы развития нравственного сознания целесообразно попросить учащихся вспомнить материал, изученный ранее, касающийся этапов жизненного цикла. Не только строение и функционирование организма претерпевает с течением времени различные изменения, но и его психическое развитие, интеллект, мышление, сознание. Нравственное сознание также имеет свое развитие.
Особенностью моральных суждений в детском возрасте является большая важность результатов совершенного поступка, чем намерение. Например, по мнению маленького ребенка, Петя, который разбил 10 тарелок, помогая маме накрывать на стол, заслуживает большего наказания, чем Женя, без спросу взявший из шкафа конфету и разбивший при этом всего одну тарелку.
Далее ученикам предлагается прослушать историю одного человека и самостоятельно оценить его поступок. История содержит в себе нравственную дилемму: поступок можно расценить и как правильный и как неправильный с различных точек зрения. Можно организовать диалог, в котором учащиеся могут свободно высказать свое отношение к действиям героя истории. В заключении обсуждения предлагается каждому самостоятельно определить по каким принципам оценивался поступок: с точки зрения результатов, к которым он привел; с точки зрения избегания наказания; с учетом личных интересов героя истории; с той позиции, как оценят поступок другие люди; с позиции авторитета, закона и порядка; с учетом общественного договора и человеческих прав; с точки зрения универсальных принципов бытия.
В качестве иллюстрации можно привести историю, предлагаемую американским психологом Колбергом (1958) детям и подросткам при изучении развития нравственного сознания.
История: "В одной европейской стране умирает от особой формы рака некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство, в состав которого входит радий, только что открыл живущий в том же городе фармацевт. На его изготовление фармацевт затратил 200 долларов, однако, только за одну дозу этого лекарства он требует в 10 раз больше денег, чем он израсходовал, т.е. 2000 долларов. Муж больной женщины, Хайнц, сделал все возможное, чтобы собрать эту сумму, одалживая деньги у знакомых, но получить ему удалось только половину. Тогда он возвращается к фармацевту и просит его понизить цену на лекарство или позволить ему отдать недостающие деньги позднее. Фармацевт отказывает: "Я открыл это лекарство и хочу извлечь из своего открытия много денег". Той же ночью отчаявшийся Хайнц задумывает проникнуть в аптеку, взломав дверь, и похитить лекарство".
Прав он или не прав? Почему?
Тема 4: "Понятие о смысле жизни: смысл творчества,
труда, любви, здоровья как реализации себя" (2 часа)
Цель: создать условия для рефлексии собственных жизненных смыслов; способствовать пониманию других людей.
Основные понятия: "самореализация", "жизненный смысл".
Методические рекомендации: Тема в какой-то мере является итогом пройденного по всем темам мировоззренческого блока в 10 - 11 классах.
Для наиболее осознанной подготовки педагога к разговору на данную тему рекомендуется подробное знакомство с монографией одного из мыслителей современности В. Франкла:
В. Франкл. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ - Общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
Как и при изучении других тем здесь возможны различные вариации организации урока по выбору учителя в зависимости от степени глубины его подготовки (прежде всего психологической готовности к разговору по данным вопросам) и индивидуально-психологических особенностей.
Одной из форм начала разговора на тему о смысле жизни можно предложить анонимно ответить на вопросы о том, как я понимаю, в чем состоит смысл моей жизни. Ответы записываются на тоненьких полосках бумаги, затем сворачиваются каждым жестом "на себя".
После завершения ответов на вопросы учитель собирает получившиеся рулончики-записки, перемешивая их, и предлагает считать получившуюся сумму ответов коллективным творчеством.
Далее педагог может в форме лекции раскрыть понимание смысла жизни различными мыслителями. Согласно тезису "жизнь самоценна" человеческое существование принимается во всей его полноте: с темными страстями и духовными взлетами, рутиной и праздниками, удачами и неудачами, со всем разнообразием, неисчерпаемостью, таинственностью.
Великодушие и благородство, нежность и верность, самопожертвование и терпимость занимают в реальной жизни отнюдь не последнее место, хотя и не составляют абсолюта во всем разнообразии бытия.
А. Швейцер проповедует благоговение перед жизнью, которое выражается в глубоком уважении к существованию любого одушевленного создания, будь то человек, жук или ромашка. "Жизнь - это космический альтруизм, - говорит Х. Ортега-и-Гасс, - она существует лишь как перемещение от жизненного Я к Другому9".
Тезис "жизнь самоценна" ориентирует человека на последовательное, порой терпеливое переживание (проживание) разных этапов жизни и разных ее проявлений. Он исключает самоубийство как способ разрешения жизненных проблем. Утеряв одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь: возможность видеть небо и землю, слушать щебет птиц и журчание воды, радоваться другому человеку и радовать его собой. Тогда каждый прожитый день воспринимается как подарок.
В. Франкл описывает поиски смысла жизни в особых экстремальных кризисных ситуациях. Во время второй мировой войны он сам оказался пленником концентрационного лагеря. Выжить в таких экстремальных условиях человеку помогает порой только вера, поскольку жизнь в настоящей реальности кажется лишенной всякого смысла. И именно люди, сохранившие или возродившие в себе веру, выживали и вновь обретали смыслы жизни уже в новое мирное время.
Смысл жизни многие мыслители связывают с самоактуализацией и саморазвитием. Идея саморазвития является центральной для многих современных концепций о человеке. Например, она занимает ведущее место в гуманистической психологии.
Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения (см. тему 3 в мировоззренческом блоке для 10 класса: "Жизнь как сохранение и развитие. Самоисследование и самоизменение").
Существует мнение, что в доминировании направленности на раскрытие потенциала человека потенциально заложен риск эгоцентризма10. Эта проблема может быть разрешена при помощи философско-психологического постижения сущности человека и смысла жизни С.Л. Франком, который писал о том, что человек, углубляясь в собственном развитии и развивая свою духовность, где-то на непостижимой глубине соприкасается с духовностью всего человечества. Действительно, человек, постигающий и развивающий все свое природное и духовное богатство, становится наиболее способным понимать и способствовать развитию других людей.
Разговор также может быть продолжен в русле постижения смысла любви, творчества и соприсутствия с другими людьми.
Психологический блок (8 часов)
Тема 1. "Психология успеха. Мое профессиональное будущее" (2 часа)
Цель: Активизация имеющихся представлений о профессиональном выборе. Обсуждение результатов профориентационной диагностики учащихся.
Основные понятия: Профориентация, профессиональные интересы учащихся. Диагностика интересов, склонностей, способностей, личных качеств, готовности к выбору профессионального пути.
Методические рекомендации: Занятие рекомендуется проводить в форме деловой игры "Я выбираю профессию".
Подготовительная работа к проведению занятия предполагает проведение психологического тестирования учащихся школьным психологом. В качестве тестового материала можно использовать Опросник профессиональных предпочтений (ОПП), автор Л.Н.Кабардова ( в кн. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога) или какой-либо другой тестовый материал по профориентационной диагностике.
Сочинение "Моя будущая профессия" может быть результатом проведенного занятия и темой для обсуждения на классном часе.
Методическим инструментарием для проведения занятия может служить разработанные Н.С.Пряжниковым профориентационные игры ( см. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.М.,1996)
Материалы для учителя
Частной составляющей самоопределения личности является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Профсамоопределение школьников реализуется в несколько этапов, которым соответствуют определенные задачи. Оно включает в себя практическую, психологическую и нравственную подготовку к профессиональной жизнедеятельности.
При выборе профессии следует учитывать:
* Желания, интересы, склонности личности, т.е. то, что можно обозначить термином "хочу";
* Возможности личности - знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья - "могу";
* Запросы рынка труда в кадрах - "надо".
В ходе занятия можно указать типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:
* Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование.
* Предрассудки чести, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
* Выбор профессии"за компанию", чтобы не отстать от друзей.
* Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
* Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
* Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
* Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).
* Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, подготовленности).
* Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
* Незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии.
Тема 2. "Общение как творчество" (2 часа)
Цель: Обучить приемам эффективного взаимодействия в ситуациях делового и дружеского общения.
Основные понятия: "Общение", "творчество", "эффективное взаимодействие".
Методические рекомендации: Занятия по данной теме можно провести в следующем виде: "Как стать несчастным без посторонней помощи" (правила неудачника). Упражнения на интенсивное пространственное взаимодействие. Упражнения на личностную внимательность, личностную лексику. Определение границы психологических пространств. (А.Г.Лидерс Психологический тренинг с подростками.М., 2001) .
Занятия этой темы предполагают обсуждение возможностей эффективного взаимодействия с окружающими. Необходимо показать многообразие индивидуальных коммуникативных возможностей учащихся, рассмотреть ежедневное общение как бы под лупой, найти интересное в обыденном, и творческое в простом.
Примеры возможных упражнений.
Упражнения на "интенсивное пространственное взаимодействие"
К этому классу упражнений относят игровые задания, в которых все учащиеся интенсивно взаимодействуют друг с другом, выполняя некоторую общую игравую задачу.
"Меняются те, кто..."
Участники игры сидят на стульях в кружок. Руководитель (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит "Меняются те, кто в черных ботинках", или "Меняются все девушки", или "Меняются все, кто купался в море". Все участники группы, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Если отличительное свойство названо удачно, то в обмен будет вовлечено много участников. Суть в том, что водящий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место.
Понятно, что если выходящий работал правильно и занял чье-то место, то один из участников остался без стула. Он и становится водящим.
Эту игру используют в качестве разминки и подготовки к более серьезным упражнениям.
Упражнения на "границы психологических пространств" предполагают демонстрацию психологических пространств разных людей и примеры манипуляций с психологическими пространствами. Демонстрационные упражнения показывают, что такое зона психологического комфорта, существующая у каждого человека и проявляющаяся в его поведении, в частности при беседах с учителем и сверстником
"Путаница"
Это чрезвычайно распространенная детская игра, в которую подростки с какого-то времени начинают стесняться играть, хотя она и не теряет своей привлекательности. Дело в том, что в этой игре трансформируются, сжимаются психологические зоны комфорта ее участников. В условиях тренинга, под руководством ведущего, она становится вполне приемлемой.
В игре участвует вся группа. Распутывающий выходит из комнаты.. Исходная позиция группы - кольцо, образованное крепко взявшимися за руки участниками группы. Группа "запутывается", не разжимая рук, в тугой узел людей. Задача ведущего - распутать этот узел.
Можно рекомендовать также серию упражнений, направленных на тренировку внимательного слушания, упражнения на личностную внимательность и личностную лексику, задачи на логическое мышление с использованием пространственных отношений.
Подробно перечень возможных вариантов проведения занятия по этой теме можно найти в кн.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., Академия, 2001.
Тема 3. "Конфликт как возможность обучения"(2 часа)
Цель: Обучение конструктивному поведения в конфликтной ситуации
Основные понятия: Понятие конфликта. Образы конфликтной ситуации. Динамика конфликта. Методы преодоления конфликта. Способы разрешения конфликтной ситуации. Диагностика собственного стиля поведения в конфликтной ситуации.
Методические рекомендации: На занятиях по данной теме необходимо дать определение конфликтного общения, рассмотреть структуру конфликта, показать методики выхода из конфликтных ситуаций. В ролевой игре обучить навыкам ведения спора. Определить стиль поведения в конфликте.


Материал для учителя
Конфликт взаимодействия - это столкновение противоположно направленных целей, задач, интересов, позиций, типов поведения, существенно значимых для личностей или групп, вступивших во взаимодействие.
Стороны конфликта:
* Внутриличностный конфликт - сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности, например. Отдельные черты, особенности характера и поведения человека.
* Межличностный конфликт - стороны конфликта- двое и более личностей, вступающих в конфронтацию по поводу мотивов, целей, ценностей .
* Внутригрупповой, или личностно-групповой конфликт - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
* Межгрупповой конфликт - столкновение стереотипов поведения, норм, целей и /или ценностей различных групп.
Условия протекания конфликта:
* Пространственно-временные (место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено).
* Социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта).
* Социальные (вовлеченность в противоречие различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).
Образы конфликтной ситуации:
* Представления участников противоречия о себе ( о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.).
* Представления участников конфликта о противоположной стороне ( о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.)
* Представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Возможные действия участников конфликта:
* Характер действий ( наступательное, оборонительное, нейтральное).
* Степень активности в их осуществлении (активные - пассивные, инициирующие - ответные).
* Направленность этих действий ( на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).
Стратегии поведения в конфликтной ситуации:
* Сотрудничество, направленное на поиск решения, полностью удовлетворяющее интересы сторон.
* Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки.
* Избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
* Приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.
* Соперничество - стремление добиться своего в ущерб интересов другого.
Варианты разрешения конфликта :
* Полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации. Например: пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту.
* Частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразование объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях.
* Полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации.
* Частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного , но недостаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.
Практическая часть занятия проходит в форме ролевой игры, в основу которой положен конфликт. Сюжет может носить характер сказки, фантастической истории, реальных событий истории и т.д. Рекомендуем использовать кн. Емельянова С.М. Практикум по конфликтологии. Питер, 2000.
Тема 4. "Отработка навыков социально-психологической компетентности"(2 часа)
Цель: Определение социально-адаптивных возможностей учащихся во внешкольной среде.
Основные понятия: Взрослое будущее, поиск работы, поддержка родителей.
Методические рекомендации: Перед занятием рекомендуется провести диагностику используя методику определения желаемого и доступного в системе ценностей старшеклассников ( Подросток на перекрестке эпох. М., 1997)
Занятие проходит в форме деловой игры, подготовку к которой учитель проводит с учащимися на основе нескольких проектов - одна группа готовит обоснование проблемы, другая - информационный блок по интересующим вопросам, третья составляет критерии оценки результатов и т.д.
Методически проведение деловой игры на основе проектной деятельности учащихся изложена в следующих пособиях:
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М. Народное образование, 2001
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М., Народное образование, 2001.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.М., Просвещение.1993
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.М., 1996.
Для психологического сопровождения при изучении этой темы рекомендуется методика Е.Б.Фанталовой, которая дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах.( Подросток на перекрестке эпох.М., Генезис,1997, с.19-23)
Правовой блок. (6 часов)
Социализация личности происходит в семье. Выстраивание семейных отношений с точным соблюдением норм семейного кодекса создает микроклимат, способствующий формированию полноценной личности. Ибо здоровье человека во многом зависит от правового регулирования взаимоотношений родственников.
Тема 1: "Семейное право как отрасль права. Семейные правоотношения" ( 1 час)
Цель: систематизация знаний учащихся в области теории права, изучение соотношений семейного и гражданского законодательства, рассмотрение предмета субъектов семейного права и семейных правоотношений.
Основные понятия: Конституция РФ, семейное право, гражданское право, семья, супруги, дети, родители, имущественные и личные неимущественные отношения.
Материалы: Конституция РФ, Семейный кодекс, Гражданский кодекс.
Оборудование: схема "Права и обязанности" (ст. 219).
Методические рекомендации: рекомендуется комбинированный тип урока (изучение нового материала), вид урока - урок - презентация.
Во вводной беседе актуализируются знания учащихся в области теории и права. Что такое права, из чего состоит система права, какие отрасли относят к частному праву?
Далее учитель излагает материалы лекций. Семья в юридическом смысле определяется как круг лиц связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака (родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание). Поэтому семейное право - это отрасль российского права, регулирующая личные и имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Источниками семейного законодательства являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (например, ст. 256), семейный кодекс. Нормы СК не могут противоречить и должны только развивать положения ГК. Семейный кодекс использует понятие правоспособности и дееспособности, содержащийся в Гражданском кодексе. Семейная правоспособность, также как и гражданская, может быть определена как способность иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности. К семейной дееспособности также применяется определение в Гражданском кодексе. Это способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Полная дееспособность в семейном праве возникает с 18 лет, хотя предусматривается возможность эмансипации. В Семейном праве вес отношения делятся на личные неимущественные и имущественные отношения. (схема "Права и обязанности". Организация преподавания права. С.219). Семейные права и обязанности возникают между членами семьи: супругами, родителями и детьми. Для иллюстрации лекции можно использовать отвлеченные примеры.
На заключительном этапе урока возможна постановка проблемы, каковы границы свободы семьи?
Домашнее занятие: усвоение материала лекции.
Тема 2: "Брак. Личные и имущественные правоотношения супругов" ( 2 часа)
Цель: формирование правовой культуры брачных отношений; изучение правовых основ брака.
Основные понятия: Конституция РФ, Гражданское право РФ, Семейное право, брак, супруги, заключение брака, недействительность брака, расторжение брака, личные неимущественные права и обязанности супругов, имущественные отношения супругов.
Материалы: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, учебники по семейному праву.
Оборудование: схема "Брак", плакаты по семейным правоотношениям.
Методические рекомендации: для изучения данной темы рекомендуется проведение комбинированного урока-тренинга.
В начале занятия педагог организует повторительную беседу по материалам прошлого урока. Для глубокого усвоения желательно упражнение на логику (основных понятий семейного права): логические ряды, анализ отвлеченных примеров.
Реализуя междисциплинарную связь, учитель обращается к знаниям ребят по социологии: что такое брак? Какие формы брака вы знаете? Брак - это полное общение супругов: материальное, физическое, духовное. Между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений. Какова этическая оценка брака? Соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. Дальнейший ход урока построен на чтении и комментировании статей СК:
заключении брака (ст. 11-15 СК)
недействительность брака (ст. 27-30 СК)
расторжение брака (ст. 20-26 СК)
Алгоритм работы:
Чтение статей
Комментирование (или педагог или чтение специальной литературы)
Конкретный пример
Аналитическая беседа. На каких основах должны строиться отношения супругов в браке? Для изучения отношений супругов можно использовать схемы.
Личные неимущественные отношения
рода занятий
Свобода профессии
места жительства
воспитание детей
Равенство супругов образование детей
отцовство (материнство)
уважение, взаимопонимание, благосостояние
Выбор фамилии
Имущественные отношения супругов

Супружеская собственность алиментные правоотношения

договорной режим
Законный режим имущества
На уроке учитель бегло знакомит учащихся с имущественными отношениями супругов.
Домашнее задание: класс разбивается на группы, каждый из которых по специальной литературе рассматривает имущественные отношения (законный режим имущества, договорный режим, алиментные правоотношения).


Тема 3: "Права детей. Защита прав детей." ( 1 час)
Цель: рассмотрение общего правового поля положения детей; изучение прав детей по СК, формирование законопослушных членов семьи.
Основные понятия: Конституция РФ, Гражданское право, Семейное право, брак, дети, права несовершеннолетних детей.
Материалы: Конституция РФ, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс, практикумы.
Методические рекомендации: для усвоения данной темы рекомендуется комбинированный тип урока (формирование укрепление знаний, умений и навыков), в виде урока-практикума.
В результате повторительно-обобщающей беседы учащиеся должны усвоить основные положения СК о браке. Как происходит заключение брака? По каким основаниям брак может быть признан недействительным? Расскажите о процедуре расторжения брака. Чем личные неимущественные отношения отличаются от имущественных отношений супругов. Особо обращается внимание на имущественные отношения. Их представляют три группы учащихся. Они рассказывают о законном режиме имущества супругов, алиментных правоотношений супругов.
В процессе вводной беседы учащиеся припоминают субъекты СК. Кого называют ребенком в праве? Какие правовые документы регулируют положение детей? Учитель сжато сообщает о правовом положении детей рожденных в браке и вне брака, описывает право ребенка на имя, фамилию и отчество. Для проведения практикума рассматривается только права ребенка на воспитание в семье и имущественные права детей. Педагог заранее отбирает два-три конкретных примера с нарушением прав детей (по газетам, журналам).
Алгоритм
Описание учителем прав детей.
Демонстрация юридического факта.
Поиск учащимися статьи в СК и УК ГК для рассмотрения случая.
Правовая оценка
1. Кто (что) должен защищать права детей?
Домашнее задание: усвоение материала, занятия. Почему правовая защита детей обычно возлагается на другие лица (органы)?
Тема 4: "Права и обязанности родителей" ( 1 час)
Цели: формирование первичных представлений о правах и обязанностей родителей.
Основные понятия: Конституция РФ, Семейный кодекс, семья, дети, родители, родительские права и обязанности, правомочия родителей, санкции, применяемые к родителям.
Материалы: Конституция РФ, Семейный кодекс.
Оборудование: таблица.
Методические рекомендации: данный урок проводится как урок изучения нового материала, вид урока - лекция.
В процессе вводной беседы учащиеся, пытаются определить, какие правовые отношения возникают между родителями и детьми. На доске записывается кратко все права детей в столбик, из них выводится предположительно обязанности родителей (второй столбик). Возможно создание таблицы.
Учитель подробно описывает права и обязанности родителей (содержание родительских прав). Правомочия по воспитанию:
* Личное общение ребенка с обоими родителями (отказ от общения является нарушением обязанностей по воспитанию).
* Совместное проживание родителей со своими детьми.
* Помещать детей в детские воспитательные или образовательные учреждения или в некоторых случаях передавать на воспитание иным лицам (дедушкам, бабушкам).
* Правомочия по религиозным воспитанию ребенка.
* Право на образование.
* Право представлять и защищать интересы своих детей.
* Право выбора имени, фамилии ребенка, право дачи согласия на усыновление и т.д.
Родительские права и обязанности объединяют целую группу имущественных и неимущественных прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Большинство этих прав и обязанностей связывают родителей и ребенка. Такая связь носит двухсторонний характер. Учитель лишь перечисляет санкции, применяемые к родителям за ненадлежащие родительских прав и обязанностей.
Для закрепления изученного материала предлагаются учащимся отвлеченные примеры для анализа исполнения родительских прав.
Домашнее задание: вспомнить преступления против семьи и несовершеннолетних.

Тема 5: "Семья и алиментные обязательства. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель: систематизация знаний учащихся в области семейного права; изучение общих положений алиментных обстоятельств и формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные понятия: Конституция РФ, Семейное право, семья, алиментные обязательства, алиментные соглашения, формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.
Материалы: Конституция РФ, Семейный кодекс, специальная литература.
Оборудование: схемы.
Методические рекомендации: данный урок является заключительным, его рекомендуется проводить как повторительно-обобщающий или комбинированный урок в виде урока-панорамы.
В начале урока учитель проводит беглый опрос по всему модулю, возможно использование игровых методов: "Закончи фразу", кроссворд. Дети анализируют конкретные ситуации из жизни семьи. Повторение организуется по ранее использованным схемам и таблицам (согласно Конституции РФ ст. 38 "Забота о детях" их воспитание равное право и обязанности родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет должны заботиться о нетрудоспособных родителях).
Семейные отношения имеют имущественный аспект в виде алиментных обязательств. СК предусматривает два порядка уплаты алиментов: по решению суда и по соглашению сторон (13-17 гл. СК). Общими основаниями возникновения алиментных правоотношений является наличие между субъектами родственной или иной семейной связи; наличие предусмотренных законом или соглашением сторон условий; решений суда о взыскании алиментов или соглашении сторон об их уплате. Учитель перечисляет лишь формы устройства детей оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Для иллюстрации приводятся конкретные юридические факты из семейного права.
На последнем этапе урока учитель и учащиеся анализируют (сравнивают) общие положения алиментных обязательств и формы устройства детей.

Примерные материалы для уроков-тренингов и уроков-практикумов.
Подготовительные задания должны быть актуальны для учащихся 10-11 классов и соответствовать проблематике программы. Текст задач необходимо сделать доступным по содержанию, языку и полным для анализа юридического факта.
....................................................................................................
Нетребилов, оказавшись "третьим лишним", решил сорвать свадьбу своей знакомой Ибрагимовой, которая не согласилась стать его женой. С этой целью он под благовидным предлогом пригласил к себе домой ее жениха Изморова и, угрожая нанесением ему побоев, заставил спуститься в подпол, где продержал около 2 суток. В назначенное время свадьба не состоялась. Ибрагимова посчитала себя опозоренной, решив, что Изморов передумал на ней жениться, тяжело переживала случившееся.
Состав какого преступления имеется в действиях Нетребилова?
......................................................................................................
Магомедов обратился в суд с заявлением привлечь к ответственности за оскорбление и клевету своего соседа Газманова, который среди жителей поселка распространял слухи о том, что Магомедов злоупотребляет спиртными напитками, используя для этого похищенные на работе деньги.
Как оценить содеянное?
.........................................................................................................
Ранее судимый Салемгареев из подростков: Шуева 12 лет, Лотова 13 лет и Земова 15 лет создал группу для совершения квартирных краж.Большую часть вырученных от реализации похищенного имущества денег Салемгареев присваивал себе. На шестой краже деятельность группы была пресечена.
Кто подлежит ответственности за совершенные кражи?
...........................................................................................................
Супруги Холостовы, долгое время не имевшие детей, усыновили ребенка, от которого отказалась мать в родильном доме. Сосед Холостовых по лестничной площадке Коолтухов был осведомлен об усыновлении. Через некоторое время между Холостовыми и Колтуховым установились неприязненные отношения из-за систематического нарушения последним правил общежития, из-за чего Холостовы были вынуждены несколько раз вызывать милицию в целях прекращения пьяных дебошей соседа. Решив отомстить супругам, Колтухов среди жильцов дома стал распространять слухи о том, что ребенок у Холостовых приемный, а через несколько лет, встретив их сына, возвращавшегося из школы, он прямо сказал ему об этом.
Есть ли в действиях Колтухова состав преступления?
............................................................................................................
По заявлению 79-летней пенсионерки Дорониной суд вынес решение о взыскании с ее дочери алиментов на содержание нетрудоспособной матери. Дочь выплачивать алименты отказалась, мотивируя это тем, что в детстве мать плохо заботилась о ней, она часто жила у бабушки и от матери помощь приходила очень редко, к тому же свою двухкомнатную квартиру мать по завещанию намерена полностью передать в наследство старшему брату, поэтому она не считает себя чем-либо обязанной матери. После решения суда алименты не выплачивались дочерью еще 5 месяцев.
Квалифицируйте деяние дочери Дорониной.
..............................................................................................................
У супругов Саркисовых родился нежелаемый второй ребенок. С целью избавиться от младенца и улучшить свое материальное положение они решили его продать, дав объявление соответствующего содержания в обну из рекламных газет. Через некоторое время супругам позвонил некто Челышев и выразил готовность приобрести 4-месячного малыша за определенную сумму. Сделка между Саркисовыми и Челышевым состоялась. Теща, узнав о случившемся, сообщила в милицию, но проведенные оперативно-розыскные работы результатов не дали. Через некоторое время, тяжело переживая утрату внука, она заболела психопатией.
Дайте юридическую оценку содеянному.
Семьеведческий блок (6 часов)
Тема 1: "Семья как основа психической стабильности,
комфортности и защиты человека" (1 час)
Цель: подвести учеников к пониманию семьи как желательного фактора в сохранении психического и физического здоровья, благополучия.
Основные понятия: семья, ее основные функции, типы семей, психическая стабильность, комфортность, защита.
Методические рекомендации: Учитель напоминает ученикам, что на предыдущем уроке разбирался вопрос о правах и обязанностях родителей, о жестоком обращении с детьми, то есть о негативной обстановке в семье. Но, подчеркивает он, будем надеяться, что подобные случаи являются лишь порочными исключениями из общего правила, и обращает внимание школьников на тему занятия, записанную на доске. Сообщает школьникам факты, свидетельствующие о том, что семья благотворно влияет на сохранение здоровья и долголетия, брачные отношения увеличивают продолжительность жизни. Отмечает, что среди долгожителей нет холостяков. Трактует основные понятия урока.
Во второй трети занятия педагог предлагает ребятам выбрать себе роль - супруг, супруга, теща, тесть, свекор, свекровь, дочка, сын. Учащиеся, разделившись по ролям, готовят выступление на тему: "Что мне дает моя семья. Что я могу дать моей семье". Результаты работы заслушиваются и обсуждаются. При этом разбираются вопросы, связанные с основными функциями семьи: демографической, охраной здоровья членов семьи, воспитательной, создания психологического комфорта.
Далее учитель просит ребят пояснить пословицу: "Мой дом - моя крепость". По ходу беседы ученикам предлагается привести примеры из их жизненного опыта, иллюстрирующие семью как основу психической стабильности, комфортности и защиты. По необходимости учитель направляет беседу, корректирует ответы учащихся.
Тема 2: "Семья как система. Семейные коммуникации" (3 часа)
Цель: дать понимание терминов: полная, неполная, сложная семья; сформировать понятие о семье как системе; создать условия для рефлексии настоящих и будущих семейных коммуникаций.
Основные понятия: семья - система, полная, неполная, сложная семья, семейные коммуникации.
Методические рекомендации:
1 час
Учитель проводит традиционный для данной темы разбор слова "семья", представляя его как "семь Я". Ученикам предлагается на доске изобразить варианты расположения семи букв "Я" в пространстве.
После этого необходимо пояснить ученикам понятие термина "система" как определенного порядка во взаимодействии, взаиморасположении и взаимосвязи членов семьи как единого организма; как форму организации семьи. Через это определение педагог выходит на термин "семейные коммуникации" как путь сообщения членов семьи, общения их между собой. В ходе беседы анализируется социальное окружение семьи.
По мере объяснения материала, школьники, обращаясь к записям на доске, объясняют особенности данных "семей" как систем в каждом конкретном случае. Пользуясь рисунками на доске, учитель вводит понятие сложной семьи, после чего просит учеников изобразить другие, известные им виды семей. Таким образом, на доске появляются графические изображения сложной, полной и неполной семьей; гармонической, распадающейся, распавшейся. Вводится понятие "подсистема" внутри семьи: супружеская, детская, родительская. Педагог дает определения данным семьям, приводит статистические данные по их соотношению в обществе на разных этапах его исторического развития.
Занятие целесообразно закончить упражнением "Создание скульптуры семьи". См. Бейкер к.г. Теория семейных систем М. Боуэна. // Вопросы психологии, №6, 1991.
2 час
В ходе занятия проводится обсуждение особенностей внутрисемейных отношений в каждом из видов семей (сложной, полной, неполной), организуется дискуссия по вопросу о предполагаемых формах коммуникаций в них.
Вводится определение дисфункциональной семьи. Разбираются гласные и негласные правила. Оговаривается, что дисфункциональная семья содержит много негласных правил и запрет на их обсуждение.
Как результат, из многообразия схем взаимного расположения семи, четырех, двух "Я", выбирается оптимальная (для каждого вида семей!) система семейной коммуникации, определяются ее особенности.
Далее занятие посвящено построению генограммы семьи. Школьникам объясняются условные обозначения и техника построения генограммы трехпоколенной семьи. Обсуждаются результаты.
Затем проводится тренинг позитивного переопределения. Участникам предлагается заполнить карточки описанием отрицательных свойств человека, который их раздражает. После этого на каждой карточке, на обратной стороне пишется, как можно это качество воспринимать позитивно. Например: "Часто обманывает, не уследишь как". - Изобретателен, артистичен.
3 час
Ролевая игра. "Анализ семейных проблем". Класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа предлагает семейную проблему. Остальные анализируют ее, используя знания, полученные на теоретических занятиях.
Тема 3: "Стрессы в жизни семьи. Разводы, алкоголизм, наркомания в семье" (2 часа)
Цель: показать, что многие проблемы очень распространены с тем, чтобы снять часть возможного комплекса вины с учеников.
Основные понятия: стресс, созависимость, психологические проблемы жен, больных алкоголизмом: размытость, нечеткость личностных границ, отрицание, непостоянство, низкая самооценка, недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи, примитивность агрессии, насилие. Типология ролей, принимаемых на себя детьми: герой семьи, ответственный ребенок; проблемный ребенок; кроткий ребенок; любимец семьи, талисман. Другие формы зависимостей: работоголизм, азартные игры, зависимость от еды, зависимость от сеанса.
Методические рекомендации:
1час
Занятие проводится в форме лекции, в связи с возможным нежеланием учеников обсуждать данные проблемы вслух, при всем классе. Объяснение материала целесообразно начать с собственно понятия "стресс", показать его признаки, внешние проявления. Особо выделить подростковую депрессию как реакцию на потерю чего-либо. Рассматривается утрата прежней самооценки, веры в себя; "выпадение" из полноценной семейной жизни кого-то из членов семьи из-за серьезной болезни, к которой моно причислить алкоголизм и наркоманию; уход из семьи матери или отца, смерть любимого человека.
Далее разъяснить понятие положительного стресса, рассказав о том, что даже такие позитивные события как свадьба, рождение ребенка, новоселье являются для человека стрессовыми ситуациями. Подобное объяснение целесообразно построить через идею потерю цели при условии ее достижения (до момента постановки новой цели).
После этого возможен разговор об истинных стрессах. Рассматривается вопрос о разводах, их причинах. Разбираются варианты поведения членов семьи в ситуации развода и его последствиях для них. Изучаются проблемы, связанные с алкоголизмом, наркоманией члена (членов) семьи, приводятся история вопроса, современное положение, статистические данные. Акцентируются последствия данного асоциального поведения.
Разбираются понятия созависимости, психологические проблемы жен, больных алкоголизмом: размытость, нечеткость границ, отрицание, непостоянство, низкая самооценка, недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи, банальность агрессии, насилие. Трактуется типология ролей, принимаемых на себя детьми: герой семьи, ответственный ребенок; проблемный ребенок; кроткий ребенок; любимец семьи, талисман. Анализируются другие формы зависимостей: работоголизм, азартные игры, зависимость от еды, зависимость от сеанса.
В качестве задания для домашнего творчества, для более полного понимания и прочувствования материала следующего урока, ученикам предлагается вспомнить и повторить материал из занятия "Кризисные состояния и успешность переживания"
2 час
Данное занятие посвящается способам борьбы со стрессом в жизни семьи и начинается с рассказа педагога о наиболее эффективных способах самовосстановления. Старшеклассникам объясняется, что развод родителей - это не ошибка и вина детей. В тяжелых семейных положениях развод трактуется как благотворная перемена, поскольку из кризиса, из "точки разлома", всегда вырастает что-либо качественно новое. Особое внимание уделяется психологическим и социальным причинам алкоголизма и наркомании, видам поведения членов семей в подобных семьях (как эффективным, так и нецелесообразным).
Необходимо в течение всего занятия "красной нитью" проводить идею о том, что помощь всегда доступна, что ученик сможет справиться с данной проблемой, что он не одинок в своей беде. Старшеклассникам обязательно раздаются буклеты, в которых имеется информация о службах помощи населению в кризисных ситуациях (даже если это было уже сделано в предыдущем году). В содержание буклетов входят телефоны, адреса, режим работы, имена сотрудников психологической службы, телефоны доверия - психологический, милицейский; службы спасения (телефон в г.Саратове - 088); центров анонимного лечения от алкоголизма и наркомании.
После этого старшеклассникам поручается разработать "Пособие по выживанию или сборник эффективных советов".
Закончить занятие рекомендуется адаптированным к теме занятия упражнением "Мусорное ведро" подробно описанное в книге Ависентьева М.В. Семья и болезнь. Структура, функции и динамика семьи, болезнь в семье и роль семейного врача. М.; "Медицинский вестник", 1994.
Медико-гигиенический блок (6 часов)
Тема 1: "Роль матери и отца в формировании и сохранении здоровья ребенка" (2 часа)
Цель: Охарактеризовать роль матери и отца в формировании и сохранении здоровья ребенка. Объяснить взаимосвязь работы по планированию семьи и репродуктивного здоровья. Сформировать представления о желанном ребенке в желанное время. Дать информацию об оптимальном возрасте материнства и отцовства и необходимости индивидуального консультирования по вопросам планирования семьи.
Основные понятия: здоровье ребенка, репродуктивное здоровье, планирование семьи.
Методические подходы:
1 час
Занятие начинается с обсуждения теоретических вопросов связанных с проблемами сохранения здоровья подрастающего поколения. Обсуждаются причины кризиса здоровья населения России. Далее рассматриваются пути решения проблемы регуляции рождаемости в стране.
Как примеры могут быть использованы варианты работы в этом направлении в странах с перенаселением и, наоборот, с низкой рождаемостью.
Далее педагог переходит к обсуждению вопросов ответственности родителей за состояние здоровья детей. О влиянии репродуктивного здоровья родителей на здоровье будущего ребенка и факторах влияющих на состояние репродуктивного здоровья человека. Далее рассматриваются факторы, снижающие риск нарушения здоровья ребенка: планирование семьи, подготовленные роды, процесс родов, период новорожденности.
2 час
На следующем занятии целесообразно дать учащимся представление об аборте с позиции нерожденного ребенка. Повторить статью ст.123 УК РФ о незаконном производстве аборта. Разобрать жизненные ситуации, в которых приходится принимать решение об аборте и рассмотреть иные пути выхода из этих ситуаций.
Оборудование: пособие с фотографиями внутриутробного развития ребенка. Карточки с ситуационными задачами. Видеофильм "Немой крик".
Начать занятие целесообразно с просмотра видеофильма "Немой крик". После его окончания необходимо организовать смысловую паузу, по окончании которой, на фоне тихой музыки, звучат стихотворения Л.Хороминой "Третий лишний" Т. Замакуловой.
Далее прослеживаются этапы формирования плода на ранних стадиях развития и вводится понятие "нерожденный ребенок", который мог бы быть уникальной личностью.
Затем проводиться беседа, в ходе которой обсуждаются права женщин на прерывание беременности. Повторяется статья ст.123 УК РФ о незаконном производстве аборта. Организуется деловая игра "Медико-социальная комиссия" с решением ситуационных задач.
При возникновении вопросов у учащихся во второй части занятия педагог может рассмотреть со старшеклассниками современные средства контрацепции, оценивая их как метод избежания нежелательной беременности и ЗППП. Такие вопросы целесообразно решать при групповой работе отдельно с юношами и девушками.
Тема 2: "Мониторинг психического и физического состояния здоровья" (2 часа)
Цель: познакомить старшеклассников с особенностями физического развития организма, научить оценивать свое здоровье.
Основные понятия: Мониторинг физического и психического состояния здоровья. Заполнение и регулярное ведение паспортов здоровья на школьников. Оперативная диагностика изменений в состоянии здоровья школьников. Тестирование и оценка физического состояния. Контроль за динамикой физического и психического развития школьников. Регулярный скрининг медицинских аспектов состояния здоровья школьников. Выявление групп риска по состоянию здоровья.
Методические рекомендации:
Занятие рекомендуется начать с теоретической части, во время которой педагог ознакомит ребят с основными понятиями темы. Затем предлагается раздать материалы анкет, которые школьники заполняют, а затем анализируют.
В конце занятия педагог подводит учащихся к выводу о необходимости регулярного отслеживания состояния своего здоровья.

Материалы для учителя
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ КЛАССА ____ школы № ____ за 200__/200__ уч.год
Состав класса: ____ учащихся, в том числе __ мальчиков, __ девочек
1. Состояние здоровья
1.1. Имеющиеся хронические заболевания
Кол-во случаев
% от общего
Врожденные пороки

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Заболевания органов дыхания

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Заболевания внутренних органов (печень, почки, иное)

Заболевания эндокринной системы (желез внутренней секреции)

Заболевания нервной системы

Аллергические и кожные заболевания

Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата

Лор-заболевания (ухо, горло, нос)

Нарушения зрения, слуха

Кариес

Травмы (переломы, ожоги, черепно-мозговые травмы) за последний год

Перенесенные оперативные вмешательства

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign