LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Я-высказывание строиться по следующей схеме:
* Описание ситуации, вызвавшей напряжение ("Когда это происходит...", "Когда я сталкиваюсь с тем, что...");
* Точное называние своего чувства в этой ситуации ("Я чувствую... раздражение, горечь, беспомощность и т.д.");
* Называние причин ("Потому что...", "В связи с тем, что...").
В процессе педагогического общения могут проявляться различные стили поведения и руководства педагога.
Автократический стиль - автономная власть руководителя; руководитель принимает решение сам и сам его объявляет.
Авторитарный (или директивный) стиль - доминирование позиции руководителя; единоличное принятие большинства решений, постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания; отсутствие интереса к партнеру по общению как к личности.
Демократический стиль - уравнивание позиций партнеров по общению; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений группы; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими исполнителями; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности партнеров, их интересам, потребностям, склонностям.
Либеральный (или попустительский, или нейтральный) стиль - передача группе полномочий руководителя; при принятии решения все могут высказывать свои позиции, но реального согласования мнений достичь не стремятся; принятые решения не выполняются; нет контроля их реализации.

Тема 5.8 "Думая о будущем: проблемы целеполагания
и жизненной перспективы" (1 час)
Цель: Научить подростков рациональному использованию времени, привить ценность собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми.
Основные понятия: Я- реальное. Я- идеальное. Преодоление страха перед любым целеполаганием. Искусство достигать и искусство побеждать Письмо в будущее. Проект "Я в будущем" (самопрезентация). Построение жизненных целей и планов.
Методические рекомендации: Данное занятие можно провести в форме развернутой дискуссии и группового обсуждения проблемы жизненных планов и перспектив. Проект "Я в будущем" в форме самопрезентации может быть осуществлен как итог занятия.
Для изучения этой темы потребуется подготовительная работа учителя. В качестве подготовительного этапа работы рекомендуется предложить учащимся написать сочинение на тему "Мой день через 10 лет". Обсуждение предложенных моделей будущего может лечь в основу дискуссии на тему о жизненных перспективах.
Перед занятием можно предложить вопросы для обсуждения (написанные на доске или распечатанные в форме анкеты) :
1. Умеешь ли ты рационально использовать свое время?
2. Легко ли тебе отличить среди повседневных дел важные и не очень важные?
3. Всегда ли тебе удается правильно рассчитать свои силы и время?
4. Как часто ты даешь обещание и не можешь его выполнить?
5. Всегда ли твои цели соответствуют твоим потребностям?
Методическим средством для работы по планированию времени, может быть, составление подростками специального дневника целей.
Наиболее сложная, на наш взгляд, задача - научить подростка использовать ресурсы своей собственной личности и не бояться ставить перед собой жизненно важные цели.
Можно предложить подросткам построить гистограмму "Моя жизнь":
У каждого на листочке должно быть изображено две оси: горизонтальная "Время" (годы жизни) и вертикальная "Значимость события" от 0 до 10 баллов. Ось "время" задается самими учащимися (по годам или подробнее). На ней в соответствующем месте нужно изобразить в виде столбика важные события своей жизни: прошлой, настоящей и будущей, а по вертикальной оси отложить личную значимость каждого события (от 0 до 10). Синим цветом обозначают события прошлого, красным - настоящего, зеленым - будущего.
Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое количество красного, зеленого и синего цвета на этой гистограмме.
Обсудите с учащимися получившиеся рисунки. Попытайтесь выяснить, многое ли из значимых событий зависело от обстоятельств? Можно ли их было предусмотреть?
В ходе этого занятия необходимо научить подростков:
1. Не торопиться соглашаться в ситуации психологического давления (классификацию или просто список видов такого давления легко можно составить вместе с учащимися)
2. Принимать решение только после рассуждений о приоритете и затратах
3. Честно говорить "нет", если не сможешь сдержать слово
4. Предлагать компромиссы, то есть брать на себя посильную часть проблемы.
5. При оценке ориентироваться не на заблуждения товарищей ("Мы же договорились!"), а на собственное решение, даже если ты не успел его высказать.
6. Не забывать самому себе говорить "Молодец!", когда сдержал слово.
Правовой блок (6 часов)
Частью механизма социального регулирования отношения людей является мораль и право. В 10-11-х классах учащиеся продолжают знакомится с отраслями права.
Охраной жизни и здоровья человека, общественных интересов, занимается государство. Посягательства на права и свободы людей жестоко им пресекаются, и наказываю через нормы Уголовного кодекса. Знание учащимися основных положений УК помогут предотвратить преступные замыслы и действия, воспитают гражданское повиновение закону.
Знание норм УК и СК позволяет вооружить учащихся правовыми рычагами регулирования здорового образа жизни. С этой целью проводится систематизация и обобщение знаний учащихся в области теории права.


Схема "Право"

Система права

Отрасль права

Институт права

Нормы права
Гипотеза (условие)
Диспозиция
(правило поведения)
Санкция
(последствие)

В юридической науке существует иерархия правовых норм, которой необходимо придерживаться при выстраивании цепочки рассуждений. При построении урока педагог пошагово продвигается в глубь изучаемой отрасли: определение отрасли, источники (формы) права, правоотношения, субъекты, объекты, институты, реализация норм права, юридическая ответственность.


Методические рекомендации по правовым знаниям.
Систематизация и изучение основ уголовного и семейного права РФ происходит в виде модуля. Модули "Уголовного право", "Семейное право" изучаются в курсе "Основы здорового образа жизни". Каждый модуль рассчитан на 6 учебных часов и имеет следующую структуру:
Урок лекция или презентация - Урок тренинг - Урок практикум - Урок-лекция - Урок-тренинг - Видео урок (урок-форма)
Такая логика расположения занятий позволяет вести учеников от теории к практике и наоборот, что делает усвоение материалов более осознанным. Учащиеся при изучении модулей приобретают навыки работы с правовыми документами и их комментариями. От коллективного рассмотрения статей кодексов и соотнесения их с научной литературой необходимо идти до индивидуального изучения норм права и практического их применения к конкретным случаям.
Особое внимание педагог должен обратить на подбор примеров: сначала рассматриваются элементы отвлеченного преступления, затем отвлеченные примеры всего преступления, и только в последствие, когда ученики приобрели навыки анализа преступлений, изучается конкретный пример с полным разбором его элементов.
Методика решения задач:
* Ознакомление с задачей;
* Определение каждого понятия задачи;
* Определения вида (классификация);
* Решение задачи.
Так как словесные методы играют большую роль при изложении материала, то выбираемые определения понятий должны быть четкими, простыми для понимания детей 15-16 лет, логически выстроенными. Поэтому оправдано сочетание объяснения с условной наглядностью. Т.о., модули должны развивать правовое сознание учащихся, формировать правовую направленность поведения и активную гражданскую позицию.
Тема 1: "Уголовное право как отрасль права.
Преступление"(1час)
Цель: обобщение знаний учащихся об основах публичного права; ознакомление с уголовно-правовым регулированием; рассмотрение преступления, его состава и стадий совершения.
Основные понятия: право, отрасль права, система права, институты права, нормы права; уголовное право (уголовный кодекс), общая часть УК, особенная часть УК, преступления, состав преступления, стадии совершения преступления.
Оборудование: схема, карточки.
Материалы: Конституция РФ, Уголовный кодекс, учебник по уголовному праву (общая часть).
Методические рекомендации: рекомендуется комбинированный тип урока, вид урока - презентация или лекция. Вначале урока необходима актуализация знаний учащихся в области права. Можно провести вводную (или повторительно-обобщающую беседу) используя следующие вопросы:
* Что такое право?
* Дайте определение системе права. Чем отрасль права отличаются от институтов права?
* Какие отрасли вам известны?
* Что такое нормы права?
Далее рекомендуется составить оргсхему "Право".
В ходе аналитической беседы учащиеся под руководством педагога вырабатывают определение уголовного права, либо определение вычитывается из содержания курса "Уголовное право". Учитель описывает источники уголовного права - это Конституция РФ и Уголовный кодекс. Раскрывая структуру данной отрасли, детям демонстрируется общая и особенная часть УК. Из ст. 14 УК учащиеся знакомятся с определением преступления. Необходимо обратить их внимание на то, что данное определение имеет 4 составляющих:
1. Виновность
2. Общественная опасность
3. Уголовная противоправность
4. Наказуемость
С помощью объяснительно-иллюстративного метода раскрывается состав преступления

(схема "Состав преступления").

объект
интересы

благо

деяние
объективная сторона
связь
Состав преступления
последствия

16(14) лет
субъект - лицо
вменяемость

физ. лицо
субъективная сторона

мотив


цель
вина

эмоциональное
состояние

Особо описываются субъект преступления и вина (возможна схема "Вина").
В качестве иллюстрации состава преступления и закрепления его элементов возможно комментирование педагогом отвлеченного примера преступления. Далее рассматриваются стадии совершения преступления:
1. Приготовление к преступлению
2. Покушение на преступление
3. Окончание преступления.
Сочетание первой и второй стадии образуют неоконченное преступление.
Учитель формулирует проблему с помощью конкретных примеров: "Существует ряд условий, обстоятельств, при которых имеется полный состав преступления, но оно таковым не признается - это обстоятельства, исключающие преступность деяния" (глава 8 УК РФ). Какие признаки преступления отсутствуют у таких деяний?
Домашнее задание: найти в УК РФ главу 8, познакомиться с обстоятельствами, исключающими преступность деяния.
Тема 2: "Виды преступлений"(1 час)
Цель: знакомство с классификацией преступления и некоторых его видов (преступления против жизни и здоровья, преступления против личности, свободы, чести и достоинства личности...); формирование навыков работы с правовыми документами.
Основные понятия: Конституция РФ, Уголовный кодекс, преступление, его состав, виды преступлений, преступления против личности.
Оборудование: таблица, схемы.
Материалы: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.
Методические рекомендации: рекомендуется проведение комбинированного урока (по виду урок-тренинг). Целесообразнее на первом этапе занятия закрепить (откорректировать) знания учащихся об уголовном праве вообще и преступлении в частности. Репродуктивный метод воспроизведения материала учащихся комбинируется с заданиями на развитие логики. Например, сравните:
Преступление-деяние; Объект преступления - субъект преступления; Оконченное - неоконченное преступление...
На данном уроке модуля "Уголовное право" анализируются только отвлеченные примеры преступления.
В течение вводной беседы учащиеся припоминают, что, согласно Конституции РФ, ст. 2 высшей ценностью является человек, его права и свободы. В целом и первая, и вторая глава Конституции РФ не изменяемы. Нарушение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, чаще всего квалифицируется как преступление. С помощью таблицы "Виды преступления" педагог бегло характеризует их.
Таблица. Виды преступлений.
Конституция РФ
Уголовный кодекс
А) Права и свободы человека
1. Личные права и свободы
А) Преступление против личности
1. Преступление против жизни и здоровья (16 гл.)
2. Преступление против свободы, чести и достоинства личности (17 гл.)
3. преступления против половой неприкосновенности и половой свободоличности (18 гл. УК)
Политические права
4. преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (19 гл. УК)
Социальные права
5. Преступления против семьи и несовершеннолетних (20 гл. УК)
Экономические права
Б. Общество.
В. Государство.
По выбору педагога рассматриваются 2-3 преступления против личности, которые чаще всего совершают дети 15-16 лет. Об одном из преступлений против личности повествует учитель: вид преступления состав его, стадии совершения преступления, конкретный пример. Затем учащиеся под руководством педагога рассматривают другой вид преступления против личности по следующему алгоритму: - чтение статей УК - чтение комментария к данной статье - изучение состава преступления (по учебнику "Уголовное право. Особенная часть" - приведение примеров.
Домашнее задание: подготовиться к уроку-практикуму по теме "Преступление против семьи и несовершеннолетних". Класс разбивается на 8 групп. Каждая группа - это эксперты-юристы по одной из статей 20 главы УК.
Тема 3 "Преступления против семьи и несовершеннолетних" (1 час)
Цель: познакомится с понятием и видами преступлений против семьи и несовершеннолетних.
Основные понятия: Конституция РФ, уголовный кодекс, преступление, его состав и виды, преступление против семьи и несовершеннолетних.
Оборудование: схема.
Материалы: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ с комментариями, учебники по уголовному праву, выписки (вырезки) из газет, журналов.
Методические рекомендации: Рекомендуется комбинированный тип урока (формирование и закрепление знаний, умений и навыков). Вид урока: урок-практикум.
В начале занятия по ходу обобщающей беседы учащиеся повторяют материал, связанный с преступлениями. Что такое преступление? Каковы признаки преступления? Опишите состав преступления... Возможно использование элементов интеллектуальной игры, например, кроссворд.




6.
П









Р








1.
Д
Е
Я
Н
И
Е







С






2.
О
Б
Щ
Е
С
Т
В
О







3.
У
Г
О
Л
О
В
Н
Ы
Й





П









Л




4.
Н
А
К
А
З
А
Н
И
Е









Н








5.
В
И
Н
А








Е

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign