LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
__________________________________________________________
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Программа для 10 -11 классов
общеобразовательных учреждений
Рекомендации для учителя





Рекомендовано экспертным научно-методическим советом
министерства образования Саратовской области



Саратов 2003

ББК 51.204.0
Л.88
Основы здорового образа жизни: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб./ Под. ред. М.Ю. Михайлина., М.А. Павлова., С.В. Фролова. Саратов, Изд-во "Научная книга", ул. Московская, 35

Авторы -составители:
О.П. Аккузина., Т.В. Кобзева., М.В. Лысогорская.,
М.Ю. Михайлина, М.М. Орлова, М.А. Павлова,
Л.П. Потапова., Н.П. Смирнова, М.А. Тяпкина,
Л.Е. Федкулина, С.В. Фролова.





Редакционная коллегия:
М.Ю. Михайлина., М.А. Павлова - ответственный редактор.,
С.В. Фролова.
Рецензенты:
Тугушев Р.Х.
- кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Саратовского государственного университета.
Ярская - Смирнова Е.Р.
- доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы Саратовского государственного технического университета.


ISBN 5-93888-428-4



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема здоровья населения России, а в частности, здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональным законами "Об образовании", Семейным кодексом Российской Федерации, "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих учащихся в сохранении и укреплении их здоровья.
Потребность введения в образовательные учреждения области курса "Основы здорового образа жизни" продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья школьников. Вследствие этого, одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В условиях сегодняшнего дня реализация региональной программы "Основы здорового образа жизни" является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья населения. Гигиеническое обучение и воспитание школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, пробуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на:
* улучшение собственного психического и физического состояния;
* отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
* негативное отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
* сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
* адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающими технологиями.
Предложенная программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни в период с 3-х до 17-ти лет и призвана, позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему отношений к образу жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков по формированию потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными; рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.
* Содержание этического блока включает философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования вселенной. Формирует такие понятия, как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
* Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
* Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правового поведения, умение защитить право на здоровье, понимание свободы и необходимости.
* Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения в семье.
* Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; развивает навыки гигиены, правильного питания, режима труда и отдыха; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела. В программе рассматриваются вопросы репродуктивного здоровья, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Программа предусматривает совместные занятия родителей с детьми. Для этого в образовательном учреждении должна быть организованна системная работа с родительским коллективом, родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Возраст от 15 до 18 лет в современной периодизации принято считать периодом ранней юности. Физическое и психическое развитие в раннем юношеском возрасте характеризуется гармонизацией, в отличие от подросткового, основной чертой которого была неравномерность или гетерохронность.
Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности, единства, открытие собственного "Я". Формирующим видом деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему при нормальной линии развития старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.
Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. С одной стороны, это придает данному возрасту романтизм, с другой стороны, может порождать опасения, касающиеся собственной реализации в будущем.
Юность - пора становления мировоззрения. Можно сказать, что для этого созрели все предпосылки: и сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, и достигнута психологическая эмансипация, и приближается социальная зрелость.
Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается и с построением планов на будущее. Происходит экспериментирование - активный поиск себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.
В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, эмоции сменяются от экзальтации к депрессии. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние "Я". Повышается сензитивность к внешней оценке своей внешности и своих способностей. Хотя способы выражения эмоций расширились и стали более контролируемыми. При переходе к юности улучшается коммуникативность, самостоятельность, уравновешенность, саморегуляция.
Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо межличностное общение со сверстниками, но, если у подростков оно носило поверхностный и экстенсивный характер ("чем шире сфера общения, тем лучше"), то теперь оно приобрело более интенсивный, глубинный характер. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе "Я". Поиски друга, любви могут придавать немало волнений и переживаний этому возрасту.
Происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми, на которые влияют образовательный уровень родителей, характер отношений в семье, стиль отношений юноши и родителей. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
Данные психологические особенности и ведущие потребности раннего юношеского возраста учитывались при составлении курса по основам здорового образа жизни для старшеклассников.



















ПРОГРАММА ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
О.П. Аккузина., Т.В. Кобзева., М.В. Лысогорская., М.Ю. Михайлина., М.М. Орлова., М.А. Павлова., Л.П. Потапова., Н.П. Смирнова., М.А. Тяпкина., С.В. Фролова.
10 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
"СВОБОДА И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ В МИРЕ"
Мировоззренческий блок (8 часов)
Самотождественность. Свобода и ответственность. Возможности и границы самоактуализации. Что значит быть самим собой? Внешняя и внутренняя, субъективная и объективная свобода. Свобода мыслей и чувств. Свобода желаний. Собственное мнение как фактор внутренней свободы. Независимость и конформизм. Самостоятельность, уверенность в себе и принятие решений. Осознание личностной ответственности за свои жизненные выборы.
Я и Другой. Общение "субъект-объект" и "субъект-субъект". Мировоззрение и успешность в общении. Взаимозависимость и взаимообусловленность в мире. Уважение собственной индивидуальности и собственных прав. Уважение прав другого. Принцип ненанесения вреда. Понятие толерантной и интолерантной личности.
Тенденции сохранения и развития. Жизнь как самоисследование и самоизменение. Базовые потребности сохранения и развития. Два уровня адаптации: приспособление и изменение среды. Потребность развития как основа творчества и созидания. Страх развития своих способностей. Мотивация достижения и мотивация избегания неуспеха. Расширение и углубление жизненного пространства человека. Понятия саморазвития, эгоизма и альтруизма. Искусство ставить цели. Внутренние возможности изменения жизненных сценариев: самоисследование, самонаблюдение, истинность желаний, активная жизненная позиция.
Психологический блок (8 часов)
Что такое "личность"? Понятие "индивид", "личность", "индивидуальность". Как формируются наши потребности, интересы, склонности, способности. Темперамент и характер. Особенности моего характера. Методики "Самооценка черт характера", определение "точки наименьшего сопротивления" в характере.
Эмоциональный мир подростка. Самопознание и саморегуляция. Богатство эмоционального мира. Физиологическая основа эмоций. Внешнее выражение эмоций. Что такое аффекты и страсти. "Я переживаю стресс". Способы совладания со стрессом. Техники расслабления. Приемы саморегуляции
Кризисные состояния и успешность переживания. Кризисная ситуация как возможность саморазвития. Стратегии преодоления кризисных ситуаций: преобразующие, адаптивные, защитные техники, самопоражающие стратегии (алкоголизм, наркомания, суицид). Ситуации учебной и внеучебной деятельности. Как успешно сдать экзамен. Новенький в классе.
Гений общения: как понять другого. Мой круг общения. Общение в группах- больших и малых. Давление групповых норм. Конформность, устойчивость, внушаемость. Правила доверительного общения. Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Ссоры в семье. Причины, "безопасные" стратегии поведения. Техники эффективного слушания и высказывания.
Думая о будущем : проблемы целеполагания и жизненной перспективы. Я- реальное. Я- идеальное. Преодоление страха перед любым целеполаганием. Искусство достигать и искусство побеждать. Письмо в будущее. Проект "Я в будущем" (самопрезентация). Построение жизненных целей и планов.
Правовой блок (6 часов)
Конституция РФ. Уголовное право (Уголовный кодекс). Преступление, состав преступления, стадии совершения преступления, классификация преступлений; обстоятельства, исключающие преступные деяния. Виды преступлений. Преступления против личности, преступления против несовершеннолетних. Несовершеннолетние преступники.
Наказание. Виды наказаний. Освобождение от наказания. Виды мест лишения свободы. Судимость. Правоохранительные органы. Уголовный процесс.
Семьеведческий блок (6 часов)
Выбор супруга. Критерии: выбор супруга как определяющий фактор счастливого брака. Факторы, обуславливающие трудности и ошибки выбора: неверные взгляды и установки в отношении семьи, незнание особенностей семейной жизни, недостаточное понимание собственных мотивов и потребностей. Критерии выбора: мировоззренческий, ролевой, характерологический.
Мотивы вступления в брак: понятие мотива как причины поведения. Истинные и ложные мотивы создания семьи. Типичные ложные мотивы вступления в брак: желание вырваться из-под родительской опеки; стремление жить взрослой жизнью; инерция; давление родственников и друзей; убеждение, что пора создавать семью; иллюзия общности интересов; легкомыслие; ожидание появления ребенка. Любовь и супружеская совместимость как мотив, определяющий эффективность семейной жизни.
Принятие брачного договора.
Жизнь в браке и личностный рост супругов: семья как динамичный живой организм. Семья как духовный и любовный союз. Значение духовно - нравственных ценностей семьи. Эволюция семейных отношений. Этапы семейной жизни как основные периоды развития семьи. Специфика формирующейся семьи; семьи, ожидающей ребенка; семьи с младенцем, ребенком дошкольного возраста, школьником, подростком; семьи среднего возраста, пожилой семьи. Проблемы реализации в семье личных потребностей членов семьи. Условия и возможности осуществления в семье личностного роста супругов.
Медико-гигиенический блок (6 часов)
Возрастной период "юношество". Физиологические особенности организма юношей и девушек. Адаптивные возможности юношеского возраста. Гигиена юношеского возраста.
Инфекционные заболевания в юношеском возрасте. Особенности заражения, протекания и лечения. Опасность заражения ВИЧ, проблемы наркомании. Формирование осознанной мотивации здорового образа жизни.
Физиологические основы тренированности. Роль физических упражнений в сохранении здоровья. Компоненты тренированности. Гибкость тела. Определение уровня тренированности.
Вес тела. Идеальный вес. Вес тела в зависимости от пола, роста и массивности скелета. Избыточный вес тела и ожирение. Пониженный вес тела. Вес тела и диета. Основополагающие подходы к понятию нормализации веса. Отказ от вредных привычек в питании.
Понятие о фитотерапии. Лекарственные и ядовитые растения. Преимущества использования лекарственного растительного сырья.
11 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
"СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ - ОБЩИЙ ЗАКОН ЖИЗНИ"
Мировоззренческий блок (8 часов)
Мировоззрение и качество жизни. Понятие мировоззрения. Различие взглядов. Взаимосвязь мыслей, чувств и поведения человека. Влияние убеждений человека на его успешность. Зависимость самооценки и эмоционального состояния. Мировоззрение и здоровье. Искажения в познании.
Способность позитивного мышления. Диалогичность мышления и многообразие точек зрения. Оптимизм и пессимизм. Позитивность мышления как стремление более полного отображения реальности. Мышление и деятельность.
Развитие нравственного сознания. Особенность моральных суждений в детском возрасте. Уровни нравственности. Покорность и наказание. Личный интерес. Одобрение другими людьми. Авторитет, закон и порядок. Общественный договор, права человека. Универсальные принципы бытия. Способность к добру и злу. Альтруизм и эгоизм. Различные формы насилия.
Понятие о смысле жизни: смысл творчества, труда, любви, здоровья как реализации себя. Рефлексия жизнедеятельности. Индивидуальность личностных смыслов. Взаимосвязь индивидуального и общечеловеческого в духовном развитии. Смысл сосуществования с Другим. Смысл жизни в кризисной ситуации.
Психологический блок (8 часов)
Психология успеха. Мое профессиональное будущее. Выявление профессиональных интересов учащихся. Профориентационная диагностика интересов, склонностей, способностей, личных качеств, готовности к выбору профессионального пути. Сочинение "Моя будущая профессия"
Общение как творчество. "Как стать несчастным без посторонней помощи" (правила неудачника). Упражнения на интенсивное пространственное взаимодействие. Упражнения на личностную внимательность, личностную лексику. Определение границы психологических пространств. Проблемы взаимоотношения с родителями.
Конфликт как возможность обучения. Понятие конфликта. Образы конфликтной ситуации. Динамика конфликта. Методы преодоления конфликта. Способы разрешения конфликтной ситуации. Ролевые игры и модели выхода из конфликтной ситуации. Умение вести спор: диалог с противником. Технологии управления конфликтом. Диагностика собственного стиля поведения в конфликтной ситуации.
Отработка навыков социально-психологической компетентности. Ролевые игры на тему взрослого будущего - поиск работы, поддержка родителей, где, как и чему учиться. Диагностика социальных возможностей учащихся.
Правовой блок. (6 часов)
Конституция РФ. Семейное право (семейный кодекс). Объекты и субъекты семейного права. (Правоспособность, дееспособность). Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Защита прав детей и механизм ее реализации.
Права и обязанности родителей. Алиментные обязательства. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.



Семьеведческий блок (6 часов)
Семья как основа психической стабильности, комфортности и защиты человека. Семья как важный фактор в сохранении психического и физического здоровья, благополучия ее членов. Благотворное влияние семьи на сохранение здоровья и долголетия, увеличение продолжительности жизни человека.
Семья как система. Семейные коммуникации. Понятие термина "система" как определенного порядка во взаимодействии, взаиморасположении и взаимосвязи членов семьи как единого организма; как форму организации семьи. Семейные коммуникации как путь сообщения членов семьи, общения их между собой.
Стрессы в жизни семьи. Разводы, алкоголизм, наркомания в семье. Понятие "стресс", его признаки и проявления. Анализ понятия созависимости. Психологические и социальные причины алкоголизма и наркомании. Проблемы жен, имеющих мужей - алкоголиков и наркоманов. Типология ролей, принимаемых на себя детьми в данных семьях: герой семьи; ответственный ребенок; любимец семьи; кроткий ребенок; талисман. Проявление других видов созависимостей: трудоголизм, азартные игры, зависимость от еды и т. д.
Способы борьбы со стрессом в жизни семьи. Наиболее эффективные способы восстановления. Развод: причины и следствия.
Медико-гигиенический блок (6 часов)
Роль матери и отца в планировании, зачатии, дальнейшем развитии и состоянии здоровья ребенка. Подготовленные роды. Процесс родов. Период новорожденности. Понятие "планирование семьи".
Мониторинг физического и психического состояния здоровья. Осознанное отношение к регулярному скринингу медицинских аспектов здоровья. Контроль за динамикой физического и психического развития. Паспорт здоровья, как один из способов отслеживания динамики состояния здоровья. Выявление групп риска по состоянию здоровья. Состояние здоровья и дальнейшее обучение. Состояние здоровья и будущая профессия.
Профилактические мероприятия в режиме дня юношей и девушек. Основные методы снятия напряжения при переутомлении. Рациональная организация труда и отдыха. Основы здорового образа жизни. Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие. Факторы структуры здорового образа жизни.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
М.В. Лысогорская., М.Ю. Михайлина., М.А. Павлова., Л.П. Потапова., С.В. Фролова.
10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
"СВОБОДА И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ В МИРЕ"
Мировоззренческий блок (8 часов)
Тема 1: "Самотождественность. Свобода и ответственность" (2 часа)
Цель: осознание учениками собственных возможностей и границ самоактуализации, осознание личностной ответственности за свои жизненные выборы.
Основные понятия темы: "самотождественность", "свобода", "ответственность".
Методические рекомендации: Тема самотождественности - определения и осознания себя самого как отдельного и уникального индивида - не представляется в отрыве от разнообразия различных субъективных переживаний. Поэтому вполне обоснована организация данного урока в форме спонтанного большого Диалога. Урок-Диалог может проходить как принятие совершенно различных мнений и точек зрения на заранее составленную логическую цепочку вопросов интересуемой темы (форма урока-диалога разрабатывалась и широко апробировалась В.С. Библером1). Ученикам предлагается войти в роль философов и поразмышлять на следующие примерные вопросы:
* Что значит быть самим собой?
* Что такое свобода личности?
* Возможна ли абсолютная свобода?
* Когда я чувствую себя свободным?
* Когда я чувствую себя несвободным?
* Что общего и что различного между свободой и одиночеством?
После выраженных учениками мыслей в связи с подобными вопросами Диалог можно дополнить представлениями о внешней и внутренней (субъективной и объективной) свободе. Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. К внутренней свободе можно отнести возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, чувствами и желаниями, а не вследствие своего внутреннего или внешнего принуждения. Еще философ Нового времени Бенедикт Спиноза, в своем учении о человеке заключал: "Желание есть сущность человека", а "удовольствие есть переход человека от меньшего совершенства к большему". Всегда ли человек внутренне свободен? Внутренняя несвобода может проявляться в зависимости и конформизме (податливости человека реальному или воображаемому давлению группы), в боязни человека быть самим собой. Можно поразмышлять на вопрос о том, какая из свобод: внешняя или внутренняя является наиболее подлинной? В качестве образного материала для размышления о внутренней и внешней свободе можно предложить следующую историю2:
"Как-то в один из зоопарков привезли большого белого медведя. Зоопарк не был готов встретить новичка и, пока шла подготовка подходящего помещения, медведя поместили во временную клетку, а вокруг нее строили большой просторный вольер. Изо дня в день в течение нескольких месяцев медведь ходил по ней туда и обратно. Он делал три шага в одном направлении, останавливался перед решеткой, тяжело поворачивался, делал три шага в другую сторону, останавливался, поворачивался...
Когда все работы были закончены, решетки прежней тесной клетки убрали, но медведь по-прежнему делал три шага туда и обратно".
Подлинная свобода неразрывно связана с готовностью принимать на себя ответственность за свои поступки, за свои решения, за свои выборы. Так или иначе, в жизни проявляет себя следующая закономерность: чем больше ответственности, тем больше свободы, и чем больше обязанностей, тем больше прав. Ответственность является компонентом личностной зрелости.
Нередко, человек не задумываясь, переносит ответственность за происходящие с ним события и за свои поступки на внешнее окружение. Например, в своих собственных поступках или неудачах можно винить близких, или нехватку времени, средств, или плохую погоду и т.д. Другие же склонны, наоборот, видеть причину всего происходящего только в себе самом, порой недооценивая вклада других людей в свой собственный успех.
Наиболее эффективное поведение отмечается следующими характеристиками в распределении ответственности за происходящие события:
* взятие большей ответственности на себя за события в области собственных достижений,
* а также в области собственных неудач.
При этом в случае неудач:
* стремление найти их причины во вне, а не только в себе самом,
* и принятие на себя ответственности за преодоление этих неудач3.
Тема 2: "Я и Другой" (3 часа)
Цель: формирование представления о Другом человеке как ценности, как о неповторимой и уникальной целостности. Осознание собственной толерантности в общении.
Основные понятия: человек как "субъект" и "объект"; деловое и межличностное, духовное общение; толерантность.
Методические рекомендации: "Всякая настоящая жизнь есть встреча" - убеждает нас философская антропология Мартина Бубера. Рост внутренней сущности, развитие человека происходит благодаря присутствию рядом с собой других людей. Благодаря другим человек обретает самого себя.
Другой не оказывается творцом Я, но он является тем зеркалом, благодаря которому Я обнаруживает себя. Другой может стать либо примером, либо тем, для кого нам хочется открывать и развивать себя. Другой благодаря своему со-присутствию помогает Я ощутить собственные границы и одновременно прикоснуться к бесконечности. Каждая встреча служит нам ручательством нашей связи с миром.
Мартин Бубер выделяет две формы общения с другим человеком: "Я - Ты" и "Я - Оно"4. Общение "Я-Оно" происходит, когда другой для нас выступает просто как объект познания, исследования или средство достижения чего-либо. Цель существования в мире "Оно", в отделенности "есть приобретение опыта и использование".
Диалог "Я-Ты" возможен лишь в особом состоянии личности, когда другой воспринимается нами как такой же уникальный и неповторимый человек как и мы, со своим глубоким миром чувств и переживаний, со своей неповторимой картиной мира. Другой становится для нас особой ценностью. Диалог с Ты возможен лишь в особом состоянии личности
Участвуя в отношениях "Я - Оно", мы воспринимаем других людей, признавая только собственную исключительность, только собственную точку зрения и собственные чувства. Множество наших встреч проходит на уровне "Я - Оно". Но в каждой такой встрече содержится ожидание и надежда на отношения "Я - Ты", которыми преодолеваются изоляция и одиночество, реализуется наша сущность. Чувства любви, сострадания к другому человеку возникают именно через отношения "Я-Ты". Без них человек живет в пустоте, отчужденности и одиночестве.
Мир "Оно" такой, в котором приходится жить и "вполне можно жить", он фиксирует зримое, конкретное и полезное, "человек не может жить без Оно, но тот, кто живет лишь с Оно, тот не человек"5.
Выбирая в каждый момент жизни ту или иную форму общения, можно пытаться оставаться толерантным. Что такое толерантность? Это личностная терпимость к другим людям, сколь похожими или не похожими на нас они ни являются.
Под толерантностью понимается:
* Сотрудничество, дух партнерства.
* Готовность мириться с чужим мнением.
* Уважение человеческого достоинства.
* Уважение прав других.
* Принятие другого таким, каков он есть.
* Способность поставить себя на место другого.
* Признание равенства других.
* Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
* Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
К качествам толерантной личности относятся способность сопереживания и сочувствия, доверие, чувство собственного достоинства и знание самого себя, уважение к себе и другому. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами; признают мир в его многообразии и готовы выслушать любую точку зрения; стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться; предпочитают жить в свободном, демократическом обществе.
Последствиями интолерантности, или нетерпимости, могут быть конфликты, перерастающие во вражду, агрессивное, насильственное поведение. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Интолерантный человек стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других, и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп - "не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред".
Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент между "своей" и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет.
Интолерантный человек страдает недостатком чувства юмора и, как правило, не способен посмеяться над собой, поскольку обладает болезненным самолюбием. У интолерантной личности отмечается повышенная потребность в порядке и желание сильной власти.
Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. В качестве одного из упражнений, обучающих толерантности в общении можно предложить следующее:
Упражнение "Как быть толерантным в общении"
Цель: научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п.
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Схема достойного выхода из ситуации:
* Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: "Когда ты накричала на меня при ребятах...".
* Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: "...я почувствовал себя неудобно...".
* Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: "...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей...".
* Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: "...тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям".
Далее ученикам предлагается самостоятельно, разбившись по парам, придумать, используя вышеприведенную схему, примеры толерантных выходов из следующих ситуаций:
* Твой друг (подруга) попросил (а) у тебя одежду и порвал (а) ее.
* Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
* Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
* Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал (а) контрольную у соседа.
Тема 3: "Тенденции сохранения и развития. Жизнь как самоисследование и самоизменение" (3 часа)
Цель: сформировать понимание возможности самоизменения для наиболее полной и успешной самореализации.
Основные понятия: потребность самосохранения, потребность развития; "самоисследование", "самоизменение"; "жизненные сценарии".
Методические рекомендации: Учеными и мыслителями давно отмечено, что всему живому присущи две основные разнонаправленные, но взаимодополняющие потребности: потребность самосохранения и потребность роста, развития. Как и все живое, человек тоже может мотивироваться и потребностью самосохранения и потребностью развития. Психологи наблюдают, что здоровая полноценная личность живет преимущественно потребностью развития, нездоровый же человек думает в первую очередь о самосохранении, забывая порой о своих возможностях.
Постигая понятие самотождественности (см. тема 1, 10 класс), мы уже упоминали одну из теоретических посылок Б. Спинозы о том, что истинные желания есть сама неповторимая сущность человека, и что удовольствие позволяет перейти к большему совершенству. Эти идеи во многом созвучны представлениям современной гуманистической психологии о сущности человека6 и о потребностях роста7 (в отличие от первичных потребностей). Только в своих истинных желаниях человек может оставаться самим собой. Современный человек, с точки зрения гуманистического психолога А.Маслоу, подвержен страху желать развития в себе самых лучших способностей (комплексу Ионы) и сложностям в реализации своего сущностного Я.
Нередко, утрачивая знания о собственных желаниях, человек заходит в тупик и ощущает потерю смысла жизни. Начинает страдать и любая текущая деятельность, которой человек занят. Это происходит еще и потому, что наши потребности и желания выполняют энергетизирующую функцию. Вот почему психологи рекомендуют в выполнении какой-либо деятельности, фиксироваться на том, что хорошего вы получите в результате и обязательно находить для себя что-либо приятное и привлекательное в том, что делать необходимо. Или же продумывать, каким образом вы наградите себя за выполнение того или иного трудного задания: позволите себе съесть шоколадку или почитать любимую книгу, или послушать любимую музыку и т.п.
В качестве одного из приемов, помогающих исследовать собственные потребности и удовольствия можно предложить самостоятельное индивидуальное выполнение следующего упражнения:
Упражнение "Список удовольствий".
Предлагается взять чистый лист бумаги и карандаш, разделить лист бумаги на три столбца. В первом нужно написать список удовольствий, которые являются легко достижимыми, например, "выпить чашечку кофе", "поговорить с другом" и т.д.
Во второй части нужно записать те удовольствия, достижение которых возможно по истечению какого-либо времени или по мере приложения каких-либо дополнительных усилий, например, "научиться вязать", "поехать к родственникам в другой город" и т.п.
В третьем столбце необходимо написать те удовольствия, которые кажутся фантастическими или идеальными. Но знания о них так же необходимы, как и знания о других.
Содержание, которым в результате заполнятся столбцы, обсуждать совсем не обязательно (учитывается желание самих участников). Предлагается лишь поделиться своими ощущениями и открытиями в ходе выполнения упражнения. Возникали ли сложности или было очень легко?
Следующим этапом исследования предлагается попробовать выделить наиболее глубинные, истинные желания.
Упражнение:
Предложите старшеклассникам продумать цель, которую бы им хотелось достичь (выполняется самостоятельно, индивидуально, без общего обсуждения). Для нахождения более глубокой цели попросите после очередного ответа задавать себе один и тот же вопрос: "Если я достигну этой цели, то что я буду иметь сверх того? Что мне даст достижение цели более того?" Например, "хочу купить машину" - это цель.
* Что тебе даст владение машиной?
* Я буду нравиться многим девушкам.
* Что тебе даст возможность нравиться многим девушкам?
И т.д. Таким образом, определяется глубинная цель, которая связана с стояниями бытия: "покой", "благополучие", "любовь". Они не являются чем-то, что человек
* делает или достигает (это успех),
* получает от других (позитивная оценка),
* знает (мудрость).
При обсуждении задайте вопрос: "Как изменится для вас мир, если ваш способ бытия, способ жизни будет ориентирован на такую глубинную цель?", "Как обладание глубинной целью влияет на способ достижения поставленной вами промежуточной цели?"
Порой, добиваясь каких-либо целей в жизни, мы не осознаем, кто является их автором. Порой они являются частью планов, желаний наших родителей, близких, знакомых. Порой мы достигаем чего-либо, потому что кто-то знакомый уже достиг этого. И получается, что эта цель совсем не связана с истинными нашими, глубинными желаниями и не помогает реализоваться нашей неповторимой, уникальной сущности, раскрыться нашим способностям.
Идея зависимости от родительского программирования очень четко выражена в психоанализе, особенно в работах Э. Берна. Человек должен найти "расколдовыватель", дабы избавиться от вставленной в него с младенчества программы, делающей из него марионетку чужих бессознательных установок. Это совершенно не означает, что все в жизни нужно делать наоборот или наперекор тем близким, которые стоят у истоков нашего взросления. Нередко наши истинные желания совпадают с целями и желаниями значимых для нас людей. Поэтому главным становится ответ на вопрос: действительно ли принятое решение о стремлении к чему-либо является истинным моим желанием?
Учитель может включить в качестве психологической иллюстрации по данной теме примеры нескольких, наиболее жизненных сценариев: "Красная шапочка", "Золушка", "Сизиф". "Жизненный сценарий" понимается Э. Берном как "постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве". Осознание влияния на нашу жизнь сформированных ранее сценариев, позволяет раскрепостить наши скрытые ресурсы и развить в себе лучшие способности.
В качестве материала для подготовки учителя по вопросам жизненных сценариев рекомендуется знакомство с книгой Э.Берна: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1998. - 400 с.
Психологический блок (8 часов)
Тема 1. "Что такое "личность"?(2 часа)
Цель: Познакомить учащихся с понятиями "индивид", "личность", "индивидуальность", "способности", "темперамент", "характер".
Основные понятия: Понятие "индивид", "личность", "индивидуальность". Как формируются наши потребности, интересы, склонности, способности. Темперамент и характер. Особенности моего характера. Методики "Самооценка черт характера", определение "точки наименьшего сопротивления" в характере.
Методические рекомендации: Эта тема предполагает как теоретическое, так и практическое осмысление понятия "личность". Учитель, делая небольшую вводную часть, знакомя с психологической терминологией, постепенно переходит на диалог с учащимися. Практическое занятие в этой теме предполагает проведение самооценки черт характера самими учащимися и обсуждение "точек наименьшего сопротивления" своего характера.
Материал для учителя
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества.
Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Человек рождается индивидом и имеет предопределенные природой особенности - генотип. Человек как индивид отличается от других людей такими, например, особенностями как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, эмоциональность.
Личность - человек как субъект социальных отношений и деятельности. Личность человека формируется благодаря его жизни в обществе. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся "образующими" его личность.
Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, их неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике потребностей, интересов и убеждений, в характеристиках интеллекта и способностей человека.
Потребность - состояние индивида, сопровождаемое осознанием и переживанием нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Потребности - это главный источник активности человека.
Разворачивающиеся потребности побуждают человека к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями его деятельности - мотивами.
Мотив - это предмет (материальный или идеальный), побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности человека.
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности проявляется в интересах, склонностях, убеждениях, идеалах, в мировоззрении человека в целом.
Темперамент - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, определяющих динамическую и эмоциональную стороны психики и поведения. Выделяют три сферы проявления темперамента:
* общая активность как интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной (инертность, пассивность, инициативность, активность);
* моторная сфера (темп, быстрота, ритм и общее количество движений);
* эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество (впечатлительность, импульсивность, чувствительность и т.п.).
Тип темперамента обусловлен сочетанием свойств нервных процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов, а также типичные их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности:
* сильный, неуравновешенный, подвижный (по типу темперамента - холерик);
* сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
* сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
* слабый, неуравновешенный, инертный (меланхолик).
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, выражающихся в отношении к различным сторонам действительности и проявляющихся в деятельности, поведении и поступках человека.
В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих отношение личности:
* отношение к труду, своему делу (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, инициативность, настойчивость или лень, склонность к рутинной работе, пассивность);
* отношение к другим людям, коллективу, обществу (общительность, отзывчивость, доброжелательность или замкнутость, враждебность, соперничество);
* отношение к самому себе (чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность или заносчивость, обидчивость, эгоцентризм);
* отношение к вещам (аккуратность, щедрость, жадность).
Акцентуация характера (лат. - ударение) - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психотравмирующим воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психологическим нагрузкам) при сохранении устойчивости к другим.
Для каждого типа акцентуаций существуют неблагоприятные ситуации, в которых человек ведет себя неадекватно, неразумно, не так, как другие люди. Попадая в другие ситуации этот же человек может вести себя так же, как все и не испытывать психологического дискомфорта.
Самооценка - обобщенная личностная характеристика, отражающая оценку человеком самого себя.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Природными предпосылками способностей человека являются задатки - врожденные особенности его нервной системы, мозга, органов чувств и движения.
Различают общие способности, отвечающие требованиям многих видов деятельности и специальные способности, обеспечивающие успешность определенного вида деятельности (музыкальной, литературной, математической и т.п.).
Становление и развитие способностей связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды, на протяжении которых развитие определенных способностей проходит особенно благоприятно.
Неблагоприятными условиями для развития способностей являются:
* недостаток впечатлений (обедненная среда);
* неблагоприятные общие условия воспитания (частые психические травмы, при которых энергия ребенка тратится на неконструктивные переживания);
* формирование неблагоприятной мотивации учебной деятельности (ребенок учится не ради удовлетворения своей потребности познания, а для того, например, чтобы заслужить одобрение взрослых или избежать наказания).
Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, создающий возможность успеха в определенной деятельности (специальная одаренность) или в широком диапазоне деятельностей (общая одаренность).
В зависимости от конкретных видов деятельности разделяют математическую, музыкальную, литературную, художественную одаренность и т.п. Согласно другой классификации существуют: психомоторная, интеллектуальная, академическая, творческая, социальная и духовная одаренность.
Уровень и степень развития способностей представлены понятиями таланта и гениальности.
Талант - это высокий уровень развития индивидуальных особенностей, обеспечивающий оригинальность и новизну результатов.
Гениальность - это высший уровень развития индивидуальных особенностей, обеспечивающих исторические и социально значимые результаты.
Тема 2. "Эмоциональный мир подростка".(2 часа)
Цель: Формирование социально-психологической компетентности учащихся.
Основные понятия: Самопознание и саморегуляция. Богатство эмоционального мира. Физиологическая основа эмоций. Внешнее выражение эмоций. Что такое аффекты и страсти. "Я переживаю стресс". Способы совладания со стрессом. Техники расслабления. Приемы саморегуляции
Методические рекомендации: При изучении данной темы необходимо дать понятие о природе эмоционального мира человека. Разобраться в способах неречевого общения людей ( тренинг коммуникативных навыков). Обсудить опыт переживания стресса. Научить техникам расслабления и приемам саморегуляции подростков.
Материал для учителя
Человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадают с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе эмоций сформировались более сложные человеческие чувства.
Таким образом, мы отличаем эмоцию от чувства. Эмоция в ходе эволюции возникла раньше чувства, она присуща не только человеку, но и животному, и выражает отношение к удовлетворению физиологических потребностей. Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом, в ходе формирования общественных отношений и присущи лишь человеку.
Давайте попробуем расклассифицировать известные вам чувства. Например, чувства бывают положительные и отрицательные по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Можно выделять чувства, направленные на других людей, и чувства, направленные на самого себя. К первым относятся любовь, благодарность, зависть, презрение. Ко вторым - самодовольство, стыд, раскаяние. Есть чувства, связанные с оценкой событий окружающего мира - огорчение, разочарование, радость. Целая группа чувств связана с инстинктом самосохранения - страх, тревога, испуг. Есть и переходные, "промежуточные" чувства, которые могут быть отнесены к нескольким группам: например, злость и досада могут быть направлены и на других, и на себя.
Материал для практического занятия
Практикум по этой теме желательно проводить в форме тренинга. Учащимся предлагается система эмоциональной гимнастики - это упражнения, в которых подростки демонстрируют и распознают эмоциональные состояния друг друга.
Пример 1. "Мимика".
Педагог последовательно поворачивается к разным подросткам и с помощью мимики и позы изображает для каждого из них некоторое эмоциональное отношение. Обида, восхищение, усталость, ужас - это вполне по силам изобразить учителю и опознать учащемуся. Последний может обратиться к помощи тех, кто сидит рядом.
Потом педагог предлагает продолжить этот ряд эмоциональных отношений кому-то из участников тренинга.
Задание может постепенно усложняться : ребята могут разбиться на пары, выбрать себе роли и без слов разыграть этюд, в основе которого лежит некоторый эмоциональный сюжет ( например, ссора в кафе между приятелями, неприятный разговор с директором школы, поход к зубному врачу и т.д.). Задача зрителей - определить эмоциональное состояние исполнителей и оценить, с помощью каких невербальных средств это состояние было передано.
Пример 2. "Отгадай вещь".
Участники садятся в круг. Тренер мимикой, жестами, телодвижениями изображает действия с неким всем известным предметом. Главное, чтобы этот предмет отгадал тот, кто сидит в круге. Если он отгадал, то кивает тому, кто изображает предмет. Первый участник как бы передает изображавший предмет второму, второй должен изобразить релевантную деятельность с этим предметом и отложить предмет в сторону. После этого второй участник изображает деятельность со своим новым предметом. Отгадывает вся группа, но кивнуть, что, мол, я отгадал, должен третий подросток. Второй передает свой предмет, третий действует с предметом, откладывает его в сторону и загадывает свой предмет. Так упражнение совершает круг. Последним отгадывает первый участник.
Приведем примеры только названий вещей, которые часто загадываются в этом упражнении: зонтик, спички и сигареты, фотоаппарат, нож и вилка, пишущая машинка (клавиатура), утюг, цветы, зеркало и т.п.
Подробное описание данных упражнений можно найти в следующих пособиях:
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учебное пособие. Москва, Академия, 2001.
Фопель Клаус. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.Москва. Генезис.1999.
Если занятие проводит психолог, в практикуме возможно использование элементов аутогенной тренировки. Подготовка к аутотренингу предполагает беседу о психической саморегуляции, ее механизмах и возможностях. Аутогенная тренировка позволяет более эффективно овладеть собственными эмоциями, тренировать волю, память, концентрировать внимание, вырабатывать привычку к самонаблюдению и самоотчету.
Тема 3. "Кризисные состояния и успешность
переживания". (2 часа)
Цель: Создание благоприятных условий для самопознания, осознания подростком сильных сторон своей личности, анализ одной из типичных кризисных ситуаций и разработка стратегии поведения - преобразующей, адаптивной, защитной или самопоражающей.
Основные понятия: Кризисная ситуация как возможность саморазвития. Стратегии преодоления кризисных ситуаций: преобразующие, адаптивные, защитные техники, самопоражающие стратегии (алкоголизм, наркомания, суицид). Ситуации учебной и внеучебной деятельности. Как успешно сдать экзамен. Новенький в классе.
Методические рекомендации: Во время занятий по данной теме происходит формирование представлений о кризисных ситуациях жизни как возможности для саморазвития; анализ неконструктивного разрешения предыдущих кризисных ситуаций, формирование представлений подростка о своих способностях к совладанию с проблемой в кризисной ситуации.
Рекомендуется эту тему поручить провести школьному психологу в режиме подгрупповых занятий. Для работы каждому учащемуся необходимы тетрадь или листы для рабочих записей, "Дневник значимых переживаний", цветные карандаши, акварель, кисти.
Желательно, чтобы помещение (классная комната) была оборудована шторами для затемнения, аудио- и видеоаппаратурой. Пространство класса должно позволять проводить работу за партами, "в кругу", выполнять двигательные упражнения.
Можно порекомендовать использование в этой теме видеосюжетов из фильмов, где герои переживают кризисные ситуации жизни ("Общество мертвых поэтов", "Форрест Гамп" и др.)
Схема построения занятия
* Ритуал приветствия (разминка, требующая эмоциональной выразительности)
* Рефлексия эмоционального состояния ( вербальные и невербальные техники - графика, цветопись) Обучение работе с Дневником значимых переживаний
* Основной блок (групповая дискуссия, игровые приемы, элементы психодрамматизации, арттерапии, музыкотерапии)
* Блок приемов саморегуляции (психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика и т.д.)
* Рефлексия эмоционального состояния. Ритуал прощания.
Если занятия по этому блоку проводит учитель, рекомендуется остановиться на форме групповой дискуссии о содержании кризисных ситуаций в учебной и внеучебной деятельности. Подробно остановиться на ситуации экзаменов. Выработать всем классом правила поведения во время экзамена.
В качестве основы для подобного разговора можно предложить публикацию в прессе, видеосюжет или реальные события, происходившие в классе. Мы, в качестве примера предлагаем статью С.Степанова "Репетиция успеха", опубликованную в газете "Школьный психолог".
С РАЗНЫХ С ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Теоретически экзамен представляет собой вспомогательную оценочную процедуру в учебном процессе. Сам по себе он ничего не прибавляет к знаниям учащихся. Но весь учебный процесс в старших классах оказывается сориентирован на этот решающий рубеж. Само усвоение материала подчиняется требованию воспроизвести его на экзамене. Это облегчает итоговое испытание, поскольку целенаправленная подготовка к нему осуществляется заблаговременно и поэтапно. Однако в подростковом и юношеском возрасте отдаленное планирование еще представляет для человека почти невыполнимую задачу. Большинство школьников не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как правило, приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение, причем троякого рода.
Во - первых, успешное прохождение испытания требует владения большим объемом знаний, который еще незадолго до экзамена представлен в сознании большинства учеников недостаточно полно и систематизировано. Поэтому на завершающем (а по сути - главном) этапе подготовки требуется интенсивное освоение огромного материала. Однако человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации. С помощью волевого усилия возможно немного расширить эти рамки, но это связано с большим напряжением. Поэтому интенсивное "накачивание" информации и ее правильное воспроизведение на экзамене - серьезная интеллектуальная задача, связанная с большой нагрузкой на мозг.
Во - вторых, сама по себе процедура испытания и оценки связана с глубокими эмоциональными переживаниями. Неопределенность результата на этапе подготовки порождает опасения, тревогу и неуверенность - так называемый экзаменационный стресс. Педагоги знают, что нередко ученик волнуется так сильно, что это просто мешает ему пройти испытание на уровне своих знаний и способностей.
В - третьих, не секрет, что успех зависит не только от знаний, но и от всего мироощущения ученика, его отношения к учебе и к самой экзаменационной процедуре. Поэтому мотивационно - волевая готовность оказывается не менее важна, чем интеллектуальная и эмоциональная.
Как же достичь такой комплексной готовности? Одни ребята с головой уходят в подготовку, с утра до ночи просиживают над учебниками, пользуя свой измученный мозг крепким кофе вперемешку с валерьянкой. Другие, наоборот, стараются максимально отвлечься, полагаясь на ранее усвоенные знания и на везение. И те и другие, как правило, на экзаменах не блещут. Легче всего даются экзамены тем, кто избирает третий вариант подготовки, основанный на здравом смысле и рекомендуемый психологами.
ПОСМЕЕМСЯ НАД СТРЕССОМ
Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Известно, что люди делятся на "жаворонков" и "сов" и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Родителям ученика и ему самому надо разобраться, к какому типу он принадлежит. Для "жаворонка" лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же ученик - скорее "сова", то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне. Впрочем, в экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток. Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство - даже безобидная валерьянка - оказывает тормозящее действие на нервную систему. В подростковом жаргоне тормозом называют тугодума, человека туповатого и плохо соображающего. Так что не следует становиться таким тормозом добровольно. Ученик, опившийся перед экзаменом валерьянки, рискует не вспомнить даже то, что прочитал накануне. А в качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее средство - мед, который к тому же прекрасно питает мозг.
Питание молодого организма в это время, как и в любое другое, должно просто быть регулярным и полноценным (то есть достаточно калорийным и витаминизированным). Не следует увлекаться таким популярным стимулятором, как кофе. Тому, кто с чашечки кофе привык начинать свой день, оно действительно полезно. А вот большие дозы, да еще с непривычки, могут вызвать запредельное возбуждение либо, наоборот, вогнать в депрессию.
Чрезвычайно полезно чередовать умственную активность с небольшой физической нагрузкой - например, для разрядки поиграть в волейбол или бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах, либо просто погулять. Посвященный этому час может принести больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками. Кто - то, наверное, сочтет, что для полноценной разрядки совсем здорово было бы сходить, например, на дискотеку. Но такое времяпрепровождение лучше отложить на послеэкзаменационную пору. Действительно, энергичные танцы под бодрую музыку дают немалую физическую нагрузку и приносят положительные эмоции. Однако эту нагрузку и эти эмоции современные дискотеки обеспечивают даже в избытке, что само по себе становится для организма и психики довольно сильным стрессом.
Однако на фоне естественного и вполне объяснимого беспокойства положительные эмоции в разумных пределах просто необходимы. Порой родители, стремясь создать ребенку наилучшие условия, буквально запирают его дома, запрещают гулять, смотреть телевизор, слушать музыку, общаться с друзьями даже по телефону. В итоге у бедного ученика создается полное впечатление, что он под домашним арестом. А естественное состояние арестанта - уныние и тоска. Родителям нелишне было бы вспомнить свои школьные годы и собственное состояние перед экзаменом. Тогда, может быть, они попытались бы защитить ребенка эмоционально. А это очень просто: не нужно накалять обстановку, провоцировать конфликты и нервничать по всякому поводу. Куда лучше просто вместе погулять и поговорить о жизни: после этого легче становится на душе и старшим, и младшим. Телевизор тоже может неожиданно оказаться помощником. Конечно, фильм ужасов или скулодробительный боевик энтузиазма перед экзаменом не прибавят. Зато забавная комедия или эксцентричное шоу могут оказаться чудодейственными. И это не преувеличение. В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей. Не смотревшие фильма или смотревшие фильм невеселый в большинстве своем с задачей не справились. Так что, если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, это - только к лучшему.
О ПОЛЬЗЕ ШПАРГАЛОК
Ученику обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты и накануне экзамена оказывается перед горой неусвоенной информации. Как же правильно построить работу? Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий - остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как 20-30 % прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора - два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне. При этом нельзя забывать про коварные психологические "ловушки". Первая - это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что где - то когда - то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!
Еще одна ловушка - эффект края. Психологи, начиная с Германа Эббингауза, указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное - репетиция ответа перед зеркалом. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется до порога класса. За этим порогом начинается вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...
НЕ ДУМАТЬ О ПРОВАЛЕ
Экзамен - волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована прежде всего необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если ученик все время перед экзаменом провалялся на диване - пускай и с учебником в руках, - контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен. Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ - стоя "у доски", может быть даже в том же костюме, в котором отправишься на экзамен. О костюме тоже надо позаботиться. Если у учителя при виде какого - то наряда возникает сомнение: на экзамен собрался ученик или на танцы, то это сомнение легко распространяется и на качество ответа. Самовыражение во внешности лучше отложить до выпускного бала.
Кто - то мудро заметил: "Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились". Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменатора однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится...
Идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.
Сергей СТЕПАНОВ
Тема 4. "Гений общения: как понять другого".(1 час)
Цель: Сформировать у учащихся навыки общения со сверстниками (повысить коммуникативную компетентность).
Основные понятия: Мой круг общения. Общение в группах- больших и малых. Давление групповых норм. Конформность, устойчивость, внушаемость. Правила доверительного общения. Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Ссоры в семье. Причины, "безопасные" стратегии поведения. Техники эффективного слушания и высказывания.
Методические рекомендации: Во время данного занятия проводится социально-психологический тренинг. Вводится понятие групповых норм поведения. Обсуждаются понятия конформность, устойчивость, внушаемость. Происходит усвоение правил доверительного, делового, формального общения и изучение техник эффективного общения - слушания и высказывания. Рекомендуется предварительное проведение социометрии в классе.
Примерный сценарий тренинга
* Знакомство. Разминка. Принятие правил поведения в тренинговой группе.
* Дискуссионная часть. Вводится определение коммуникации, коммуникативной компетентности, определяется цель и задача занятия по повышению коммуникативной компетентности. В зависимости от специфики социально-психологической структуры класса, дискуссия может быть сформирована вокруг какого-то ключевого понятия, например, контактность, застенчивость, конфликтность, агрессивность, конформность, устойчивость, внушаемость и т.д.
* Игровая часть. Она может состоять из системы этюдов, которые обсуждаются в группе ( как познакомиться с девушкой, как вести себя в незнакомой компании и т.д.).Разыгрываются ситуации, в которых участники группы обращаются с просьбой к кому-либо из сверстников
* просят помочь в каком-либо деле;
* предлагают свою помощь;
* просят внимания.
* Проводится анализ разыгрываемых ролей. Полезно предложить учащимся меняться ролями. Обсуждаются различия видения ситуации в зависимости от позиции, в которой сейчас находится человек.
* Обсуждение итогов. Ритуал окончания встречи. Здесь возможны несложные тренинговые упражнения, направленные на поддержание позитивного отношения участников тренинга : "Цветы", "Комплименты" и т.д.
Материал для учителя
Общение может выполнять следующие функции:
* информационно-коммуникативная - для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания;
* познание людьми друг друга - осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей - позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;
* организация межличностных взаимоотношений - предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;
* взаимовлияние людей друг на друга - проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске "слабых точек" в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.
К невербальным (внесловесным) средствам общения относятся: паралингвистические (мелодика речи, дикция, интонация, использование пауз, повышения-понижения тона, тембровые изменения) и экстралингвистические (мимика, жесты, цветозвуковые параметры помещения, акустика) средства.
К вербальным средствам общения относятся техники слушания и высказывания. В любом высказывании присутствует уровень информационный и уровень эмоциональный. В соответствии с этим обратная связь, поступающая от слушателя, может быть отражением информации или чувств говорящего. Вид слушания, в котором проявляется отражение информации, называется активным слушанием. Применяется в ситуациях, когда партнер по общению равен или занимает доминирующую позицию.
Активное слушание предполагает:
* заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза заинтересованного слушателя, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника);
* уточняющие вопросы;
* вопросы, построенные по типу: "Правильно ли я понял, что...?" (с пересказом своими словами указаний или претензий собеседника);
* получение ответа на свой вопрос.
Пассивное слушание применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Целью пассивного слушания является помощь партнеру в преодолении состояния аффекта, приведение его в состояние относительного спокойствия. Пассивное слушание предполагает:
* демонстрацию заинтересованного отношения к собеседнику;
* поддерживающие "угу-реакции" ("Да, да, угу-угу" и т.п.);
* уточняющие вопросы, помогающие "выговориться" собеседнику
("И что она Вам ответила?", "Как отнеслись к этому Ваши близкие?" и т.п.).
Эмпатическое слушание - вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Применяется в ситуациях, когда собеседнику необходимо поделиться своими переживаниями, и он сам выступает инициатором разговора. Эмпатическое слушание предполагает:
* избегание оценок и толкования, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного: "Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер", спросим: "Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость, нетерпимость?...");
* точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.
Важными характеристиками и средствами эффективного педагогического общения являются:
* рефлексия, как способность человека взглянуть на себя со стороны, способность к самоанализу собственных психических состояний, действий, поступков;
* эмпатия - сопереживание, вчувствование в другого человека, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек и сочувствия им;
* идентификация - уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию, обстоятельства другого человека.
Эффективность педагогического общения зависит и от овладения педагогом навыком выражения чувств, техникой Я-высказывания. Техника Я-высказывания позволяет человеку:
* свободно выражать свои чувства, осознавая при этом собственную ответственность за то, что происходит;
* строить общение, никого не обижая и не вызывая агрессию со стороны собеседника.

страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign