LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Рефлексия.
При проведении данного занятия был ли вызван у вас познавательный интерес. С помощью каких приемов? Проанализируйте свои ощущения на занятии, когда у вас было желание работать, а когда нет. Как вы думаете почему?

Самостоятельная работа студентов
Цель: развивать умения логической обработки текста.
Задание
Напишите рецензию на параграф 2, стр.219 - 232 из книги Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989.
Форма контроля - выступление на занятии, проверка письменных заданий.
Время на СРС - 1 час.

Тема 3.3. Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности. Создание эмоционально-положительного фона на занятиях - условия активной творческой работы детей. Создание ситуации успеха - залог творческой активности детей.
Ценность любого инструмента, определяется тем, чьи руки его держат
Пословица
1. Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности
2. Методы, приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности
3. Создание эмоционально-положительного фона на занятиях

Проверка теоретических знаний
Что такое интерес, познавательный интерес?
Почему воспитание познавательного интереса является одним из важнейших условий эффективности учебного процесса?
Как вызвать познавательный интерес у детей на уроках?
Согласиться или опровергнуть следующие высказывание: "Ученик должен учиться, чтобы потом ощутить, как сладок плод учения".
Ряд учителей считают, что увлекательное учение не способствует развитию воли, дисциплинированности, чувства долга. Ваше мнение по данному вопросу. Обоснуйте свой ответ.
Маленький принц, король крошечной планеты, задает вопрос: "Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват: он или я?". Перефразируем: "Если ребенок престает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, "отключается", то кто виноват: он или учитель?". Как этого избежать?
Почему важно именно в школе привить интерес к умственному труду?
Учитель, прогнозируя взаимодействия с ребенком, может предположить, что вызовет познавательный интерес со стороны ученика, а что нет? Как?
Достаточно ли учителю спланировать урок, спрогнозировать взаимодействие с учениками, подобрать задания, материал, который будет интересен учащимся, для того, чтобы урок был успешен?

Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности
Установление равновесия между потребностями детей и задачами обучения и воспитания - важнейшее условие гуманизации школы, решение которого зависит от того, как учитель сумеет построить работу, направленную на стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности учащихся. Выполнение условия гуманизации школы связано с определенными требованиями к учебно-воспитательному процессу. Психологи выдвигают три таких требования:
1. обеспечение "чувства свободного выбора", т.е. осознание детьми учебной задачи как самостоятельно выбранной;
2. внедрение в педагогический процесс развивающей тенденции: школьник должен преодолевать трудности учебных задач, "работать на грани предельных возможностей";
3. предоставление ребенку возможности "радоваться жизни" в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности.
Эти требования имеют наиболее важное значение для самочувствия школьника в школе.
С чем связано их выдвижение?
Первое требование - основное условие снятия конфликтности между учителем и учеником. Ш. А. Амонашвили считает, что было бы очень хорошо, если бы ребенок включался в процесс учения, воспитания с таким же желанием, с каким он включается в игру. "Такую познавательную активность и результативность, которая достигается в игре, следовало бы сохранить в условиях педагогического процесса [2; с. 51]. Чтобы ребенок не скучал на уроке, занятии, не отвлекался, чтобы его не приходилось наказывать, учебно-воспитательная работа должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой школьник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.
Второе требование - требование развивающего обучения - также имеет отношение к самочувствию ребенка, к его уверенности, что он может успешно продвигаться вперед вместе с классом. И здесь на первое место выходит характер помощи в преодолении трудностей обучения, которую оказывает детям учитель. Не стимулирует развитие ребенка такая помощь, когда педагог, видя затруднения ученика, задает наводящий вопрос и одновременно выражает недовольство его недогадливостью, отсталостью, незнанием. И наоборот, результаты помощи педагога появляются незамедлительно, если он с удовольствием объясняет, советует, как догадаться самому, вселяет уверенность, сопереживает, воодушевляет похвалой, организует сотрудничество между учениками и делает многое другое, что создает "оптимистически-гуманную атмосферу" в коллективе. При такой педагогической помощи каждый ребенок становится готовым преодолевать трудности повышенного уровня, проявлять и развивать свои способности [2; с. 55 - 56].
Третье требование вытекает из концепции гуманистической педагогики, считающей величайшей ценностью жизнь ребенка в том виде, в какой она существует сегодня, а не только ту, к которой его готовят взрослые. Школа, урок, внеклассное занятие, с этой точки зрения - продолжение жизни ребенка во всей ее полноте, а не только в познавательной части. Ребенок никогда не расстается с тем, что его огорчает и радует, что он любит, к чему стремится. Он идет в школу не только за знаниями, которые дает учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Не будь этого, дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как "радость жизни", и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс.
Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами забавные истории и превращения, когда задачи, уравнения звучат как загадки, а рассказ по истории - как путешествие, учиться ребенку интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения учащегося.
Чтобы создать ощущение "радости жизни", не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш. А. Амонашвили, именно эти "отступления", временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют день важным для них смыслом. Поздравить именинника и посвятить ему весь урок или классный час, обменяться мнениями о телепередаче, посоветоваться, что читать вместе на уроке чтения, пошутить, вспомнить веселую историю, провести одну игру вместо другой, запланированной и т. д. - все это и создает непринужденную обстановку в школе.
Рассмотрев важнейшие условие гуманизации школы, которые позволяют стимулировать активную познавательную и развивающую деятельности учащихся в учебной и внеучебной работе, необходимо остановиться на особенностях организации игры учителем.
Организуя перемены, прогулки учитель создает специальную игровую среду, которая время от времени целенаправленно меняется им, в зависимости от настроения ребят, от вида игры (физические или интеллектуальные игры, познавательные, воспитывающие или развивающие, предметные или сюжетные; настольные или уличные и др).
Хорошо, когда учитель играет вместе с детьми, не боится, что это снизит его авторитет. Ведь без участия взрослого знакомая детям игра быстро надоедает, а новые игры школьники не всегда могут сами освоить. Это зависит не только от умения школьника объяснять правила, но и от умения организовать, проконтролировать, грамотно объяснить ошибки, заинтересовать игрой всех ребят и т.д.
Поэтому задача учителя - сформировать у детей интерес к коллективным подвижным играм; продумать, как сделать игру более интересной; организовать школьников для начала игры и на первых порах взять на себя объяснения правил игры; присутствовать самому во время проведения игр, так как получаемые при этом наблюдения помогут правильно определять перспективы в постановке целей и конкретных воспитательных задач в работе как с целым классом, так и с отдельными детьми. Присутствие педагога необходимо еще и потому, что в процессе игры между детьми возникают конфликты, учащиеся могут столкнуться друг с другом, упасть, во всех подобных ситуациях педагог должен разбираться.
Главными звеньями технологии игровой деятельности является подготовка, проведение, анализ. Каждое звено как часть единого целого включает соответственно определенные действия педагога и учащегося по подготовке, проведению и подведению итогов (по анализу) конкретной игры. Проведение игры - это воплощение программы в деятельность, реализация функций каждым участником игры. Затем сама игра с учетом правил, атрибутов и др. Подведение итогов игры предусматривает коллективный анализ и оценку действия каждого ее участника.
Известный педагог-новатор И.П. Иванов разработал технологию коллективной творческой деятельности (КТД), включающей шесть последовательных и взаимосвязанных этапов:
I. предварительная работа воспитателей;
II. коллективное планирование;
III. коллективная подготовка дела;
IV. проведение КТД;
V. коллективное подведение итогов;
VI. последствие.
Каждый из этапов, в свою очередь, имеет свой алгоритм совместных действий педагога и воспитанников, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных целей. Например, предварительная работа включает следующий порядок действий: выдвижение задач, разработку вариантов дела, обсуждение и выстраивание перспективы возможного КТД.
В современных условиях педагогические коллективы, организуя учебно-воспитательный процесс, создают свои воспитательные системы на основе разработанных концепций, авторских программ развития школы, проектов организации педагогической деятельности с целью стимулирования активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности.

Создание эмоционально-положительного фона на занятиях
Учителю недостаточно владеть арсеналом методов и приемов. Для него очень важно создать эмоционально-положительный фон на занятии, иначе задумка учителя не воплотится в жизнь. А для этого важно не только настроить себя, но и установить психологический контакт с классом.
Психологи выделяют ряд правил, которые помогут создать эмоционально-положительный фон на занятиях. Прочитайте, согласны вы с психологами или нет? Какие советы вы хотели бы убрать, а какие добавить?
* Принять все то, что есть в ребенке, как естественное, своеобразное его природе, если это и не соответствует вашим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
* Не задавать детям вопросов, на которые знаете ответ (или думаете, что знаете). Искать истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным вам решением, но в итоге всегда стремиться оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощутить радость совместного с ними творчества и открытия.
* Ничего не делать просто так. Если вы с детьми, то вы учитель в любой момент времени. Любая ситуация для вас педагогическая. Нужно уметь самому создать ее или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретет в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно нужно помочь ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.
* Давать ученику время. Не торопить. Уметь ждать. Примерно каждый второй ребенок по тем или иным причинам не справляется с темпом, требуемым со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть обусловлено разными причинами.
* Не внушать отрицательное. "Вот получишь двойку, останешься на второй год", "Вызову родителей". Трудно потом ребенка освободить ребенка от разрушительного влияния таких предостережений. Подобная тактика в общении с ребенком может породить страхи, неуспеваемость, плохое поведение, болезнь, проблему...
* Внушать положительное. Несмотря ни на что, все дети хорошие. Поэтому каждый день (урок) начинать радостно, заканчивать мирно.
* Быть уверенным. Неуверенность - губительна.
* Давать отдых от однообразных внушений. Ребенку нужно время от времени распоряжаться собой полностью, нужна своя доля свободы. Без нее задохнется душа.
* Пример - под вопрос. Положительным примером можно накормить так, что потом всю жизнь не излечишь.
* Уважать тайну. Остерегаться лобовых вопросов по темам: самочувствия, самооценка, отношение со сверстниками.
* Учитывать состояние (физическое, эмоциональное).
* Не скупиться на ободряющее слово, улыбку, поощрение.
* Никогда не повторять ученику: "Нам некогда обсуждать твою идею".
* Удерживаться от лишних замечаний.

Запишите те правила, которые пригодятся вам в педагогической деятельности.

Мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности
Задание 1:
Просмотрите (вспомните) фрагменты из кинофильмов "Доживем до понедельника", "Учитель года", "Республика ШКИД" и ответьте на следующие вопросы:
1. В чем проявилось мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности?
2. Что характерно для индивидуального стиля учителя? Что помогает ему в решении практических задач?
3. Использовали ли учителя приемы, активизирующие познавательную и развивающую деятельность учащихся?
4. В чем причина успеха или неуспеха разных педагогов?

Задание 2:
Напишите очерк на одну из предложенных тем: "Мастерство классного руководителя", "Мастерство учителя-предметника", "Индивидуальность учителя и его стиль общения".
Вопросы для самоконтроля
1 Дайте определение активной познавательной и развивающей деятельности.
2 Перечислите условия создания активной познавательной и развивающей деятельности.
3 Где и как можно создавать активную познавательную и развивающую деятельность?
4 В чем заключается создание творческого самочувствия?
5 Охарактеризуйте способы создания творческого самочувствия?
6 В чем заключается создание эмоционально-положительного фона на занятиях.
7 Охарактеризуйте условия создания эмоционально-положительного фона на занятиях.

Самостоятельная работа студентов
Цель: развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять, выражать свою точку зрения.
Задания на выбор:
1 вариант. Проанализируйте основные идеи педагогов - новаторов из книги Основы педагогического мастерства. /Под ред. М. А. Зязюна - Киев, 1989. Выпишите 6 - 7 идей, которые с вашей точки зрения стимулируют активную познавательную и развивающую деятельность и позволяют создать эмоционально - положительный фон. Объясните, как вы понимаете эту идею. Достаточно ли учителю знать и понимать суть идеи и при этом на высоком уровне проводить уроки. Или этого мало. Ответ обоснуйте.
2 вариант. Подберите литературу, относящуюся к изучению темы Из разных информационных источников (художественная, учебная, научно - популярная литература, периодическая печать и др.). Подготовьте рассказ об одном из педагогов-новаторов, раскройте основные идеи, принципы и результаты работы. Выразите ваше эмоциональное отношение к прочитанному материалу (понравилась данная идея, не понравилась, почему?)

Форма контроля - проверка письменных заданий, выступление на занятие.
Время на СРС - 1,5 часа.
Литература: 11.


Лабораторная работа
Тема 3.4. Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности коммуникативных умений педагога.
Источник знания неистощим: какие успехи не приобретай, человечество на этом пути, всем людям будет оставаться искать, открывать, познавать.
И.А. Гончаров
1. Просмотр и анализ урока
2. Коллективное обсуждение

Просмотрите урок и понаблюдайте за деятельностью учителя. Проанализируйте владение им коммуникативными умениями.
На основании предлагаемой схемы наблюдения установите наличие или отсутствие контакта между педагогом и учениками.
Табл. 10
1 Мимика и пантомимика педагога:

* Расслабленность мускулов лица.
* Собранность или естественная расслабленность мускулатуры губ.
* Доброжелательность улыбки
* Целесообразная динамичность глаз.
* Напряженность мускулов лица.
* Напряженность мускулатуры губ
* Отсутствие или недоброжелательность улыбки.
* Чрезмерная динамичность глаз.
* Расслабленность рук.
* Уверенные, целесообразные пластичные движения рук.
* Естественное положение плеч.
* Зажатость рук.
* Беспомощные движения рук.
* Неестественное положение (приподнятость или чрезмерная опущенность) плеч.
* Напряженность в походке.
* Нецелесообразные движения по классу.

2 Эмоциональное состояние педагога в период подготовки к деятельности и общению с воспитанниками:

* Настроен (наличие общей расположенности) на осуществление предстоящей деятельности.
* не настроен (отсутствие общей расположенности) на осуществление предстоящей деятельности.
* Наличие вдохновения (творческого подъема, возникающего в результате эмоционального увлечения материалом и ожидаемым общением с воспитанниками) в связи с предстоящей деятельностью.
* Отсутствие вдохновения (творческого подъема, возникающего в результате эмоционального увлечения материалом и ожидаемым общением с воспитанниками) в связи с предстоящей деятельностью.
* Наличие стремления к деятельности, к ее немедленному осуществлению
* Отсутствие стремления к деятельности, к ее немедленному осуществлению

3 Уровни (низкий, средний, высокий) владения педагогом коммуникативными умениями.

* Установление между педагогом и уч-ся понимания (уч-ся не пассивно воспринимают слова педагога, а размышляют вместе с ним, принимают его тезисы, аргументы, выводы).
* Учащиеся без интереса воспринимают слова педагога.
* Установление между педагогом и уч-ся состояния эмоционального сопереживания.
* Учащиеся не выражают сочувствие тому, о чем говорит педагог, аудитория эмоционально не стимулирует педагога.
* Установление между педагогом и учащимися состояния содействия (суть которого состоит в вызове ответного состояния, действия у учащегося).
* Педагог не вызывает у учащихся ответного состояния.

Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов.
Обсуждение урока:
* Оценка коммуникативных умений.
* Оценка эмоционального состояния педагога в период подготовки к деятельности и общению с воспитанниками.
* Оценка наличия познавательного интереса со стороны учащихся
* Оценка соотношения побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии, установки, стимулирующие интерес и т.д.) и принуждение (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации).
* Оценка психологического климата в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и т.д.).
* Оценка эффективности целостного педагогического процесса.
* Оценка эффективности отдельных частей урока.
* Ваши впечатления об уроке.
* Какие приемы работы с детьми вам особенно понравились, что бы вы хотели применить в своей деятельности?

Самостоятельная работа студентов
Цель: развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять.
Задание
Выписать особенности детей младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного возраста.
Форма контроля - проверка письменных заданий.
Время на СРС - 1 час.


Тема 3.5. Игра - сфера жизни детей. Игра - активная познавательно - развивающая деятельность детей.
Что наша жизнь? Игра...

1. Сущность понятия "педагогическая игра"
2. Игровые технологии в младшем школьном возрасте
3. Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
4. Игры детей - творческий процесс, инструмент самореализации и самоутверждения детей, путь свободного решения игровой проблемы и свободного проявления первоначального "Я"
5. Организация и руководство играми детей разного возраста


Посмотрите на плакат, на котором написано пятнадцать слов. Засеките минуту, попытайтесь запомнить все слова. Запишите запомнившиеся слова.




























На основе предложенных слов, сформулируйте тему нашего занятия.

Сущность понятия "педагогическая игра".
Л.Н. Толстой писал: "Для того чтобы ученик, учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1)чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и 2)чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях...". И продолжение данного высказывания: "...очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями".
Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
К.Д. Ушинский, С.Л Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. педагоги в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. "Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов", - писал К.Д. Ушинский.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и обучающихся.
В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Исследования психолога Л.С. Славиной 1показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. На наш взгляд, неправомерен вопрос "нужна ли игра в учебном процессе?". В одних условиях нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.
Психолог В.В. Давыдов отмечает: "Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребенка". "А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок", - утверждает В.Ф. Шаталов.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Что вы знаете про игру?
В каком возрасте она является ведущим видом деятельности и почему?
Почему игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека?

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением1.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
* развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
* коммуникативную: освоение диалектики общения;
* самореализации в игре как основе человеческой практике;
* игротерапетвтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
* диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;
* функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей;
* межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
* социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присуще четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
* свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствия);
* творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");
* эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");
* наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целепологание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себе как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
1. роли, взятые на себя играющими;
2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
3. игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
4. реальные отношения между играющими;
5. сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве сюжета урока, занятия или их части (введение, объяснения, закрепления, упражнения, контроля), как технологии внеклассной работы (игры типа "Зарница", "Орленок", КТД и др.).
Но в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения, воспитания и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью1.
Игровая форма занятий создается на уроках, внеклассных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Подумайте, почему постигать науку интереснее с помощью игровых форм (с точки зрения учеников, учителя).
Сравните результаты своей работы с предложенным вариантом, сделайте вывод о роли использования игровых форм.
С точки зрения учеников:
* Свобода выбора действия и аргумента.
* Право на ошибку.
* Отсутствие страха получить плохую оценку.

С точки зрения учителя:
* Раскрепощается мыслительная и речевая деятельность учеников.
* Вырабатываются важнейшие качества личности: самостоятельность мышления, творческая инициатива.
* Происходит эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
* Обеспечивается познание и усвоение самой действительности
* Наличие познавательного интереса.
* Повышается темп работы.

Народный учитель Е.Н. Ильин утверждает: "Соедините учебу и интерес вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно мучительно волнуют школу".
Место и роль педагогических игр в учебно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры, учения и воспитания во многом зависят от понимания учителем классификации педагогических игр [Таблица 11].

Табл. 11
Педагогические игры

По области деятельности
* физические;
* интеллектуальные;
* трудовые;
* социальные;
* психологические.
По характеру педагогического процесса
* обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;
* познавательные, воспитывающие, развивающие;
* репродуктивные, продуктивные, творческие;
* коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой методики
* предметные;
* сюжетные;
* ролевые;
* деловые;
* имитационные;
* драматизации.
По предметной области
* математические, химические, биологические, физические, экологические;
* музыкальные, театральные, литературные;
* трудовые, технические, производственные;
* физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;
* обществоведческие, управленческие, экономические.
По игровой среде
* без предметов, с предметами;
* настольные, комнатные, уличные, на местности;
* компьютерные, телевизионные, ТСО;
* технические, со средствами передвижения.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед участниками в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебно- воспитательного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют "правила" имитируемой реальности). Игровая обстановка изменяет и роль учителя, который является одновременно и организатором, и помощником, и соучастником общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и учебно-познавательный результат. Важнейшая роль в игре принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
В арсенале педагогике начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность этих дидактических игр зависит, во-первых, от систематического использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого и ребенка, содержащая два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручения.

Игры-предположения ("что было бы..."). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывание игровых действий.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепление материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений используется деловая игра, которая дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения, например, профсоюзного комитета, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса, между учащимися распределяются роли с "обязательным содержанием".

"Деловой театр". В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребность и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к "исполнению ролей" и "деловому театру". Это тоже "тера", но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуация в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки
Разработка игры
- разработка сценария
- план деловой игры
- общее описание игры
- содержание инструктажа
- подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
- постановка проблемы
- условия, инструктаж
- регламент, правила
- распределение ролей
- формирование групп
- консультации




Этап проведения
Групповая работа над заданием
- работа с источниками
- тренинг
- мозговой штурм
- работа с игротехником
Межгрупповая
дискуссия
- выступление групп
- защита результатов
- правила дискуссии
- работа экспертов




Этап анализа и обобщения
- вывод из игры
- анализ, рефлексия
- оценка и самооценка работы
- выводы о обобщения
- рекомендации


Докажите или опровергните, что игры детей - творческий процесс.
Докажите или опровергните, что игра - инструмент самореализации и самоутверждения детей.
Докажите или опровергните, что игра является главным направлением средством решения игровой проблемы и свободного проявления первоначального "Я".

Рефлексия.
Сделайте вывод об использовании игр на уроках. Зачем в начале урока вашему вниманию было предложена игра? Ее значение для вас. Изменился ли ваш настрой на работу? Как?


Организация и руководство играми детей разного возраста
Какова позиция взрослого в организации и руководстве играми детей разного возраста? Использую материал СРС, заполните сравнительную таблицу 12.

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign