LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Учителя редко применяют только один способ решения конфликтов, иногда они снисходительны, а иногда чрезмерно требовательны (то же самое относится и к родителям). Однако это ставит школьников в очень сложное положение, они никогда не могут заранее предугадать реакции педагога на свои действия - сегодня за то, что ты шептался с соседом, тебя строго наказали, а завтра лишь слегка улыбнулись. В результате дети все время "начеку", а это очень утомительно для человека любого возраста. В этом случае актуальным становится подход американских ученых о педагогических стратегиях управления межличностными конфликтами.

Технология управления межличностными конфликтами
Какие стратегии управления межличностными конфликтами выделяют на основе концепции американских ученых Р. Блейка и Д. Моутона?
К каждому направлению при управлении межличностными конфликтами вам предложены вопросы. Внимательно прочитайте, ответьте на них. А затем сравните свой вариант ответа с авторской точкой зрения.
* Когда стиль уклонения может оказаться походящим?
"Стиль уклонения может оказаться походящим в тех случаях, когда Вы вынуждены общаться со сложным человеком... Этот подход может быть полезным также, если Вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Вместо того, чтобы создавать напряженность, стараясь незамедлительно решить проблему, вы можете позволить себе роскошь отсрочки и можете сознательно уклониться от выбора сегодня1".
Часто ли в школе, которую вы окончили, в конфликтных ситуациях учителя избирали стратегию уклонения?
Насколько адекватными оказывались их педагогические реакции?
Опишите конфликтную ситуацию, в которой выбор стратегии уклонения можно рассматривать как проявление профессиональной силы или слабости?

* В чем будет заключаться основное отличие стиля уклонения от стиля приспособления?
"Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, однако основное отличие состоит в том, что Вы действуете вместе с другим человеком: Вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой... Когда же Вы применяете стиль уклонения... Вы просто отталкиваете от себя проблему1".
Почему в отношении к трудным детям бывает столь необходимо приспособление? Приведите примеры.
Опишите конфликт учителя с учащимися, в котором выбор стратегии уклонения был педагогически целесообразным или нецелесообразным.

* В чем преимущества стиля компромисс?
"Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое... Вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания... обмениваетесь уступками...
Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне... Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях1".
Почему многие учителя не склонны идти на компромисс с учащимися?
Опираясь на школьные наблюдения, опишите конфликтные ситуации, в которых педагогически целесообразным был компромисс.

* Каково отличие стиля сотрудничества от других подходов при разрешении конфликта?
"Стиль сотрудничество требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку вы сначала "выкладываете на стол" нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако если у вас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для вас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения всех сторон".
Разделяете ли вы точку зрения американского конфликтолога на то, что сотрудничество требует от учителя более продолжительной работы, чем другие стратегии?
Какие коммуникативные умения необходимы учителю, чтобы использовать стратегию сотрудничества?

Знание сути и последствия способов разрешения конфликтов, знание педагогических стратегий управления межличностными конфликтами позволяют учителю ориентироваться в ситуациях и не разрушать отношения между учителем и учеником, а наоборот, укреплять их, усиливая положительные чувства друг к другу.

Тренинг по анализу конфликтной ситуации и разрешению конфликта
Особое значение для педагога приобретает навык быстрого ориентирования в конфликтной ситуации, чтобы найти для данных условий единственный по своей эффективности прием.
Алгоритм анализа конфликтной ситуации:
* причины возникновения конфликтной ситуации;
* позиции участников;
* как был решен конфликт было ли это решение оптимальным, к каким последствиям привело;
* какой это конфликт конструктивный или деструктивный; (конструктивный - способствуют прояснению позиций, деструктивный - разрушают связи между участникам);
* как Вы повели бы себя в подобной ситуации.

1 ситуация:
"Семь лет назад в моем классе произошел такой случай. Как обычно, в конце года мы вместе с детьми фотографировались всем десятым "А" классом. В классе была девочка, страдающая косоглазием. На фотографии этот дефект был очень заметен. Я знала, как тяжело ребенок переносит свой физический недостаток, и в душе очень переживала за нее. Представьте мое состояние, когда я пришла в класс, и дети мне сказали, что один ученик, получив фотографию, все время дразнил девочку, кося свои глаза, а она, бедная смотрела на все это и плакала.
Мне было очень больно и стыдно за моих детей. Почему могло такое случиться?
Попросив девочку выйти, я произнесла "пламенную речь", в которой сравнила действия моего ученика с действиями фашистов, выбирающих и бьющих по самому больному месту. Видя мое состояние, дети тоже высказали свое возмущение безобразным поступком. Сам же ученик, совершивший его, не испытывал ни малейшего сожаления и даже огрызался, хотя мне казалось, что моя "пламенная речь" должна была непременно вызвать действие, что ученик поймет, какую гадость он совершил, и извинится перед девочкой".

2 ситуация:
"Каково же было мое удивление, кода на следующий день меня вызвали с урока в кабинет директора, где сидели родители моего ученика. Грубо возмущаясь, они требовали от меня извинений за сравнение их сына с фашистом. Я попыталась объяснить всю ситуация, возникшую в классе, но меня не слышали и не пытались понять. Страдания другого ребенка не в счет. Родители видели во всем свое, незаслуженно оскорбленное дитя.
Мне же грозили расправами, разными жалобами. Удивительней всего была позиция моего директора, тоже требовавшего от меня извинений, чтобы уладить конфликт.
Естественно, в такой ситуации я посчитала себя правой, и извиняться не собиралась. Я была готова встретить те трудности, которые обещали мне родители ученика, но иначе поступить не могла.
Конфликты же разрешился сам собой. Директор извинился перед этими родителями за меня. Я же до сих пор с чувством стыда и унижения представляю эту сцену, мне больно за бесправного учителя, у которого так легко, без труда можно отнять честь".

3 ситуация:
"Вышел конфликт с одной родительницей. Началось все это с первого класса, а сейчас девочка, ее дочь уже в восьмом. Первому учителя своей дочери родительница все время говорила, что, дескать, та не умеет заниматься детьми, все не то, а вот другая учительница - самая лучшая. Начались жалобы на школу.
Перевели девочку в другой класс, к самой распрекрасной учительнице. Опять все плохо. Десятки комиссий разбирали ситуацию на всех уровнях. Родительница считала, что всех надо снять с работы. Ведь никто не понимает ее дочь. Уже не знала, что и делать, а тут помогло индивидуальное обучение".

4 ситуация:
"В первом классе я объявила родителям, что дети будут писать в тетрадях в широкую линию. Естественно, поначалу тетради очень не понравились родителям. Один папа стал самостоятельно разлиновывать тетради дочери в узкую линию, а на классном собрании подошел ко мне с претензиями. Я ему сказала: "Вы ожидали, что Ваша дочь будет писать сразу каллиграфически? Она же только учится писать, но переучиваться потом гораздо сложнее, чем научиться сразу. Давайте мы с Вами не будем делать выводов, а подождем, дадим ей время научиться, а затем посмотрим, как обстоят дела".
Через месяц результаты девочки в чистописании заметно улучшились. С тех пор этот папа всегда был доброжелателен со мной, поддерживал во всем".

5 ситуация:
"В школу пришел новый молодой организатор внеклассной работы. На втором совещании при директоре он делился своими мыслями по поводу проведения традиционного школьного конкурса. Опытный классный руководитель прерывает организатора и в сердцах говорит: "Хватит этих дурацких конкурсов! Вы молоды, думаете о том, чтобы провести в школе что-нибудь новое, свое! Хватит нам указывать, что и как делать!"
Директор останавливает опытного классного руководителя так же резко, как и последняя прервала организатора. Совещание продолжается. Но затем в учительской, в отсутствии администрации, классный руководитель стала выяснять, кто "за", а кто "против" молодого организатора.

Приведите пример из вашей жизни конфликтных ситуаций. С помощью какого способа она была решена? Сейчас вы бы вели себя так же или в вашем поведении что-то изменилось бы? Каковы ваши ощущения, чувства и эмоции сейчас по отношению к этой ситуации?

Пути ликвидации последствий конфликта
Очевидно, первая особенность ненасильственных действий в управлении и воспитании - стремление понять объект воздействия, разобраться в причинах его поведения, изучить его индивидуальные особенности. Знание и понимание причин нежелательного поведения, человеческой психики позволяют гасить отрицательные эмоции и находить такие способы влияния на воспитанников, которые вызывают желание не только безболезненно, но с радостью, с удовольствием совершать правильные, высокоэтичные поступки.
Но для этого важно не затягивать конфликт. Иначе в склоку втягивается множество людей, затрагиваются глубинные эмоции, консолидируется неприязненное отношение членов коллектива друг к другу. Причем это происходит в тем большей степени, чем ниже сплоченность коллектива.
Доказано, что наличие и характер конфликта зависят от уровня группового развития. Чем выше этот уровень, тем в меньшей степени индивидуалистические интересы становятся причиной внутригрупповых конфликтов. Предметно-деловые противоречия значительно реже ведут к нарушению межличностных отношений.
Компромисс не может строиться на аморальных основах. Этому помогает гласность. В разборе конфликта должны принимать участие общественные организации учителей и учащихся. Если же в конфликт вмешивается администрация и, не вводя конфликтующих и общественность в разбор дела, сообщает им о принятом закулисно решении, возникший инцидент не только не гасится, но усиливается нервозность, создается почва для новых дрязг и склок.
А вот демократический подход, широкая гласность, учет конкретной реальности, мягкое и уважительное отношение к обеим сторонам при твердых доводах и решительной аргументации помогают успешно разрешить конфликтную ситуацию, укрепить коллектив, предупредить возможные споры и распри, добиться нормальных взаимоотношений в школе.

* Объективизация конфликта. Следует рассмотреть причины столкновения, разложив их по полочкам. Обе стороны поочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, его легче урегулировать.
* Погашение эмоционального возбуждения. Поочередно приглашая к себе всех участников конфликта, учитель дает им возможность полностью выговориться. Здесь необходимо проявить терпение, не торопить и не перебивать говорящего. Желательно поддержать его и эмоционально. Причем эмоциональная поддержка (сочувственное выражение лица педагога, как будто случайно вырвавшееся участливое междометие, соболезнующая односложная реплика, жест) совсем не говорит о согласии с поведением человека. Сочувствие и согласие - совсем не одно и то же. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего самостоятельно вспоминает, что у его "противника" есть и хорошие стороны характера и что, хотя он и чувствует себя пострадавшим, мог бы и сам вести себя умнее, мягче. Умиротворенный разрядкой участник конфликта легче принимает доводы учителя.
* Авансирование похвалой. Сочувственно выслушав одного из конфликтующих, следует отметить какие-либо его положительные черты характера, заслуги. Обязательно надо указать только то, что есть на самом деле. И на этом положительном фоне высказать удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. Например: "Вы ведь много читаете, интересуетесь поэзией, музыкой, вы - человек тонкий, душевный. Как же Вы могли так грубо разговаривать с товарищем, с девочками?" или "В народе говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умнее. А Вы ведь, действительно, более развиты, значительно способнее большинства одноклассников. Вот и делайте сами выводы". Нередко этого бывает достаточно, чтобы вызвать желание пойти на мировую.
* Раскрытие "секрета" рефери (судьей). Когда ссора зашла слишком далеко и оппоненты предельно взвинчены, не доверяют друг другу, желательно, чтобы авторитетный для обеих сторон нейтральный человек в разговоре сначала с одним, а затем с другим конфликтующим сказал об их общей точке зрения по какому-нибудь вопросу, а еще лучше (если, конечно, это имело место в действительности) сообщил одному из спорящих, как "соперник" за что-либо его похвалил. Причем объект обращения не должен почувствовать, что его "ведут" к примирению. Для этого большая часть беседы посвящается какой-либо интересной и далекой от проблемы конфликта теме и только вскользь, походя, рефери касается цели своей беседы. Обиженный школьник, узнав о хорошем отзыве о нем конфликтующего с ним товарища, невольно задумывается о компромиссе.
* Воспроизведение сказанного соперником. Учитель просит одного из участников конфликта повторить две-три последние фразы оппонента. Невольно вникая в смысл слов "противника", спорщик задумывается о справедливости, правильности своей точки зрения. А кроме того, этот прием уменьшает накал страстей. Целесообразно также поменять спорящих местами. Один использует в споре аргументы другого, встав на его позицию, и наоборот. Сделать это не просто. Но если учителю такой прием удается, то взгляд на ссору глазами соперника быстро утихомиривает конфликтующих. Однако, если серьезный конфликт длится долго или педагог недостаточно авторитетен, оскорбление не позволяет обиженному даже временно встать на позицию оппонента.
* Опора на духовность и интеллект конфликтующих. Используя технические средства (киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон), фиксируют выражение лиц и содержание аргументации конфликтующих. Затем в присутствии обеих сторон учитель без снисхождения показывает гримасы на лицах и ошибки в аргументации спорящих, а иногда и их недобросовестность, если она имела место. Беспощадно разоблачаются грубость, бестактность, подмена тезисов оппонентами. После этого ставятся благородные цели, доступные и близкие обоим конфликтующим.
Стыд за происшедшее, стремление изменить свое поведение, реабилитировать себя в глазах старшего толкают ссорящихся к сближению. Удачно и вовремя поставленная перед ними цель, совместная работа заставляют их забыть о конфликте, иногда делают друзьями.

Рефлексия.
Сделайте вывод о наиболее эффективном способе разрешения конфликтов. Предложите 5-15 правил, рекомендаций, позволяющих избежать конфликт.
Известный американский психолог Э. Шелсторм предложил семь педагогических принципов, которых "следует придерживаться при дисциплинирования, чтобы не потерять контакт с классом и не испортить отношения с ребенком.
1. Не судите самого ребенка, даже если его действия достойны осуждения. Ребенок непременно должен понимать, что его самого любят, но что его действия неприемлемы и должны быть улучшены...
2. Внимательно изучите ребенка и определите - нормальный ребенок перед Вами или невротический... Наказать ребенка в такой ситуации означало бы еще больше выбить его из равновесия.
3. Создайте такие условия, чтобы ребенок мог выговориться, выпустить пар, дать выход своим эмоциям. То есть освободиться от враждебных чувств, которые он пытался подавить.
4. Если необходимо наказание, пусть ребенок сам его выберет. Практика показывает, что дети обычно выбирают более строгое наказание. ...Но - что очень важно - они уже не считают его жестоким и несправедливым.
5. Наказывая ребенка, убедитесь, что он понимает, за что. Что он винит в этом себя, а не тех, кто его наказывает...
6. Сделайте так, чтобы дисциплинированные проблемы были не Вашими, взрослыми проблемами, а общими с детьми. Дайте ребенку знать, что Вы чувствуете их как взаимные проблемы...
7. Наложите ограничения на опасные и разрушительные действия. Помогите ребенку направить свои действия по другим, дозволенным каналам. Это и есть основная формула динамичного подхода к дисциплине".
Принимаете ли вы все приведенные принципы безоговорочно?
Какие из них, по вашему мнению, чаще соблюдаются, а какие нарушаются в школьной практике?

Самостоятельная работа студентов
Цель: развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять, предвидеть педагогически эффекты воздействия, взаимодействия.
Задание:
Рассмотреть взгляд В. А. Сухомлинского на проблему поведения детей и причин конфликтов в деятельности педагога по книге В. А. Сухомлинский. Сто советов учителю. - М., 1986.
Форма контроля - проверка письменных заданий, выступление на зантие.
Время на СРС - 1 час.

Тема 2.5. Проектирование педагогического взаимодействия. Приёмы косвенного воздействия педагога, условия их успешного применения. Педагогическая этика, такт - умение педагога устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях "человек - человек".
В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
В.А. Сухомлинский
1. Проектирование педагогического взаимодействия
2. Педагогический такт
3. Приёмы косвенного воздействия педагога, условия их успешного применения

Проверка теоретических знаний
Что такое педагогическое общение?
Какие методические приемы косвенного воздействия для разрешения конфликтных ситуаций вы знаете?
От чего будут зависеть ваши действия в определенной ситуации?
Какие советы вы можете дать друг другу для того, чтобы не теряться в трудной ситуации?
Каков взгляд В. А. Сухомлинского на проблему поведения детей?
В чем причины конфликтов в деятельности педагога?
Объясните правило Карнеги: "Если хочешь быть счастливым, будь им". Как можно реализовать это правило при взаимодействии с детьми.
П.П. Блонский сказал: "Учитель - будь человеком". Объясните смысл этой фразы.
Должен ли учитель готовиться к взаимодействию с детьми? Как?

Проектирование педагогического взаимодействия
Проектируя педагогическое взаимодействие, педагог должен овладеть грамматикой педагогического общения. Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально - педагогического общения.
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к занятию (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).
3. Управление общением в педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса профессионально-педагогического общения.
Важным этапом педагогического общения является его моделирование (1 этап). Определенное прогнозирование предстоящего общения мы осуществляем и в обыденном общении, когда готовимся, например, к серьезному, ответственному разговору, сообщению.
Давайте вспомним, как складывается процесс подготовки к выступлению: мы работаем над конспектом, отбираем необходимый материал, планируем... И перед нашим мысленным взором возникают те люди, которым мы будем что-либо сообщать. Иначе говоря, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
Вот и учитель осуществляет своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам урока, внеклассного мероприятия, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
Осуществлять предварительное прогнозирование предстоящего общения крайне важно, поскольку это помогает педагогу конкретизировать картину общения и соответственно корректировать методику воспитательного воздействия. Кроме того, на этом этапе идет сложный процесс перевода педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную, реализацию педагогических целей деятельности. Одновременно планируется вероятностное восприятие учащимися материала урока и личности самого педагога. В целом перечисленные элементы образуют своеобразную опережающую стадию общения, в которой закладываются контуры предстоящего взаимодействия.
1. Проверьте на себе, как влияет коммуникативное прогнозирование на вашу деятельность, причем помните, что этот процесс может происходить дома, в колледже и т. д. Задумайтесь над значением этой предварительной фазы педагогического общения. Попробуйте составить своеобразный коммуникативный конспект доклада, в котором каждой педагогической задаче соответствует задача коммуникативная и способ ее решения. Иными словами, планируя общую деятельность, всегда имейте в виду и деятельность-общение.
Прочитайте, как описывает Ю. М. Теплов этапы предвидения полководца: "1. Нахождение главной решающей точки, отправляясь от которой надо вести расчет, надо уметь рассчитывать и знать, что рассчитывать; 2. Вчувствование в противника, способность стать на его точку зрения, рассуждать и решать за него; 3. Эмоциональность, состоящая в единстве чувства полководца и армии, полководца и всего народа"2. Таким же путем идет и педагог, прогнозируя предстоящее общение; тщательно изучает коллектив класса и каждого воспитанника в отдельности, определяет эпицентр будущей деятельности, ее важнейшие компоненты; ставит себя на место ученика (в системе общения это осуществляется через своеобразную эмоциональную идентификацию педагога с воспитанником). Важность последнего момента в свое время подчеркивал один из первых советских исследователей психотехники учителя Т. Маркарьян, писавший об умении "не только понимать, но и чувствовать детей, не только чувствовать, но предчувствовать их мысли и поступки".
Важным условием моделирования предстоящего общения является эмоциональное единство педагога и учащихся, помогающее учителю заранее предвидеть возможную атмосферу урока, ощутить, как сложатся взаимоотношения на этом уроке, увидеть перспективу их развития и на основе всего этого спланировать логико-педагогическую и эмоциональную структуру предстоящей деятельности, которая позволяет создать действительно творческую атмосферу. Чем точнее предвидит учитель атмосферу общения в классе, тем продуктивнее будет последующий процесс общения.
Анализ опыта передовых учителей показывает, что прогнозирование предстоящего общения в значительной мере определяет и дидактические аспекты урока, настраивает педагога, формирует у него определенную установку на взаимодействие с классом. Иногда эта настройка осуществляется быстро и непосредственно перед уроком, а порой носит более длительный характер. Она дает учителю возможность как бы представить собственное коммуникативное поведение и эмоциональное состояние на уроке, внеклассном занятии, родительском собрании и т.д.
А теперь попытайтесь создать целостный образ коммуникативной подготовки к уроку, классному часу, занятию кружка:
1. Представьте конкретный класс, или ряд классных коллективов, в которых вам предстоит давать уроки, классные часы.
2. Попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом. Стремитесь развивать положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные - они будут вам мешать.
3. Вспомните, какой тип общения свойственен именно вам. Возможен ли он при общении со школьниками данного класса, вписывается ли в урок, классный час.
4. Попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока, классного часа.
5. Соотнесите присущий вам стиль общения с классом с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) урока, классного часа. Попытайтесь добиться их единства.
6. Работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, классного часа, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации. Это поможет выбрать средства воздействия и взаимодействия, обучения, сделать планирование более прицельным.
7. Не забудьте "вспомнить" и ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям.
8. Наконец, попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения на уроке - это сделает вас более уверенным.
Нередко удачно спланированная система общения на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. Вообще продумывание предстоящего общения с классом, безусловно, оптимизирует весь учебно-воспитательный процесс.
Большое значение в учебном процессе имеет организация непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним (2 этап). Этот период условно можно назвать "коммуникативной атакой", во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.
Организуя общение с классом, в момент начального взаимодействия мы должны взять инициативу в свои руки. На практике этот этап занимает от 2 до 5 минут. "Коммуникативная атака" или начальный этап общения имеет свою логическую цепочку, которая реализуется всеми учителями. Рассмотрим ее более подробно:
1. Ориентировочная стадия. Учитель, войдя в класс, в течение нескольких секунд окидывает взглядом учащихся. При этом в памяти восстанавливаются особенности предыдущего общения в данном коллективе. Определяется новая ситуация, уточняется стиль, система предстоящего общения, общее настроение детей, их психологическая готовность к работе и т. п. Этот этап весьма оперативен по скорости своего протекания, но играет важную ориентировочную роль в ситуации общения.

2. Стадия привлечения внимания. Учитель использует различные варианты привлечения внимания:
* Речевой (вербальное обращение к классу).
* Паузальный (требование внимания).
* Двигательно-знаковый (проход по классу, развешивание таблиц, запись на доске).
* Смешанный.

3 Стадия "зондирования души" объекта.
* Учитель уточняет сложившиеся на предыдущих стадиях представления об условиях общения и неожиданных коммуникативных задачах.
* Определяет уровень готовности к немедленному началу продуктивного общения.
* Выбирает оптимальный момент для его начала.

4. Стадия вербального общения. Учитель использует слово, которое должно активно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление, воображение, создавать готовность и потребность в поисковой деятельности задания.
Современные социально-психологические исследования показывают, что человек по-разному может выступать в процедуре общения: во-первых, может быть инициатором, во-вторых, субъектом, в-третьих, в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником взаимодействия. Своеобразие профессионально-педагогического общения заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления общением и соответственно целостным учебно-воспитательным процессом. Можно сказать, что в плане социально-психологическом управление познавательным поиском на уроке и совместной творческой деятельностью педагога и обучаемых осуществляется через верно организованную систему общения.
Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических учебно-психологических задач: обеспечить управляющую (руководящую) роль в учебно-воспитательном процессе, придать педагогически целесообразное направление формам общения и соответственно настроениям, чувствам и деятельности детей, создать нужный социально-психологический климат, настраивающий на соответствующую ситуацию учебно-воспитательной деятельности.
Существуют ли какие-либо устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении. В этом плане можно порекомендовать следующее:
1. Четкость организации начального контакта.
2. Оперативный переход от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому общению.
3. Внешний вид учителя (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние)
4. Реализация речевых и невербальных средств общения, активное включение мимики, микромимики, контакта взглядом.
5. Умением "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружественность.
6. Постановка ярких и притягательных целей деятельности.
7. Оперативное достижение социально - психологического единства с классом.
8. Организация целостного контакта со всем классом.
9. Постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив.

Управление общением (3 этап) - важнейший элемент профессиональной коммуникации. Собственно управление представляет собой тот аспект педагогического общения, который придает последнему профессиональный характер.
Ярким примером своеобразного управления общением может служить описание Л. Н. Толстым вечера в салоне Анны Шерер (правда, это искусственное, механическое, духовно необогащенное общение).
"...Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением заводила равномерную, приличную разговорную машину"1.
В этой ситуации нет живого заинтересованного общения, но блестящая его технология налицо.
Задача профессионально-педагогического общения - овладеть технологией и процедурой педагогической коммуникации и согреть ее теплотой искренних человеческих отношений, в которых проявляется личность педагога.
Ю. П. Азаров в своей книге "Педагогика семейных отношений" в качестве способа воздействия, а по существу в качестве приема управления общением выдвигает такое требование, как изменение тональности в обращении к ребенку. Показывает он это на примере типичной ситуации во время завтрака.
- Я не хочу есть, - говорит ребенок.
- Ну съешь вот это...- настаивает мать.
- И это не хочу...
- Ну хоть чай выпей...
- И чай не хочу!
- Ну как же ты будешь заниматься? Ну это же невозможно...
Разыгрывается спектакль, в котором роли отработаны: страдающая мать и торжествующий ребенок. Заметьте, чем больше настаивает мать, тем сильнее сопротивляется ребенок. О том, что ребенок входит в роль и даже получает своего рода эгоистическое наслаждение от уговоров, свидетельствует многое.
Но вот родители по договоренности с экспериментатором меняют систему общения в этой утренней ситуации. Теперь она складывается следующим образом:
Завтрак был на столе, а Анна Ивановна не предлагала дочери сесть. Ася вертелась на кухне и не решалась сесть за стол: непривычно, не было маминых уговоров, причитаний.
- Ма,- капризно протянула Ася,- а чего есть?
- Все на столе,- сказала мать, не подходя к дочери. Ася ковырнула вилкой кашу:
- А чего здесь такое черненькое?
Мать не ответила на вопрос.
- А чай сладкий?-не унималась Ася.
- Попробуй...
Возмущенная "поведением" матери, Ася встала из-за стола и, не попрощавшись, ушла обиженная. Вечером она жаловалась матери:
- У меня на всех уроках живот болел, голова кружилась. Я ничего не соображала...
- Ну?-удивилась мать.
- Что "ну"?-возмутилась дочь, точно говоря: "Дочь уходит голодная в школу, а ты нукаешь"...
- А с чего бы это животику болеть?-спросила мать.
- А что я ела утром? Глоток чая- и все.
На следующее утро ситуация повторилась. Мать ласково сказала дочери: "Позавтракай как следует, чтобы снова живот не болел".
И вышла из комнаты. В то утро Ася впервые без напоминаний позавтракала как следует, убрала за собой посуду и молча ушла в школу'.
Можно выделить следующие элементы, из которых складывается управление общением: а) конкретизация спланированной ранее модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление начальной стадии непосредственного общения, г) управление инициативой в системе начавшегося общения.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность (4 этап). На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны педагогического общения, осмыслить в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.

Педагогический такт
В процессе общения учителя и учащихся могут складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми.
Такт в буквальном смысле слова означает "прикосновение". Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.
Выберите одно из приведенных определений педагогического такта, которое вам предоставляется самым удачным с точки зрения его сущностной характеристики.
* Педагогический такт- это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками1.
* Практически такт выражается в соблюдении педагогически обоснованной меры в применении воспитательных воздействий, в педагогически целесообразной их оптимизации, причем мера регулируется сложным психологическим и нравственно -психологическим содержанием2.
* Это соблюдение меры в следовании норме и изобретении нового... Педагогический такт - это всегда творческое, нешаблонное применение педагогической этики3.
* "...Педагогический такт будем считать категорией этической, профессионально значимым качеством личности учителя. Педагогический такт обуславливает культуру педагогического общения учителя и ученика, учителя и родителей учеников, учителя с его коллегами в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса и способствует наибольшему эффекту в воспитании и общении4".
Педагогический такт учителя проявляется с первой до последней минуты контакта с учащимися, на любом занятии. Педагогический такт предполагает:
1. уважение к школьнику и требовательность к нему;
2. развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
3. внимательность к психическому состоянию школьника, разумность и последовательность требований к нему;
4. развитие мышления и воли школьников, продуманная помощь им в работе, отзывчивость проявление заботы о них;
5. настойчивость учителя в работе с учениками и применение различных способов, приемов воспитательного воздействия с учетом их педагогической эффективности;
6. доверие к учащимся;
7. педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками;
8. спокойная уверенность, уравновешенность и выразительность в обращении.
Учитель с педагогическим тактом бережно относится к детям, особенно в их трудные, кризисные периоды. Он не похож на тех взрослых, о которых пишет в своих стихах подросток:
В нас столько всякого наносного,
В нас столько всякого ненужного,
В нас столько всякого наружного,
В нас столько всякого нарочного,
В нас столько всякого хорошего,
А люди ходят и не верят нам...
Они большие и сухие,
Они гуляют как по берегу,
Вокруг бушующей стихии1.
Опишите школьные ситуации, в которых проявились такт или бестактность учителя.
Педагогический такт необходим и в обучении, и в воспитании. Но в воспитании его роль особенна. У бестактного учителя дети еще сумеют чему-то научиться, хотя это будет "горькое" учение. А в воспитании бестактный учитель ничего не достигнет. "Убеждений силой не навяжешь", - говорил К.Д. Ушинский. А для этого ученики должны уважать своего учителя. Бестактного же учителя редко кто уважает.
Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

Приёмы косвенного воздействия педагога, условия их успешного применения
Педагогический такт предусматривает знание педагогом приемов воспитания, позволяющих эффективно и сравнительно безболезненно воздействовать на школьников.
Диалектичность педагогической науки особенно ярко обнаруживается во время обобщения и анализа различных аспектов взаимодействия учителей с учащимися, их реакций на ту или иную ситуацию, в частности, во время применения приемов общения. Неотъемлемая составная часть мастерства педагога - знание и умение применять эти приемы. Приемами называются элементы, составные части ситуаций корректировки общения, при помощи которых обеспечивается более гибкое и эффективное воздействие на отдельных учащихся и на их коллективы.
Сегодня, когда педагогическое общение не терпит учителей-диктаторов и учителей-конформистов, когда высокой дисциплины можно добиться не жестокостью, а только силой логики, личным примером, умелой организацией разнообразных контактов с воспитуемыми, овладение системой приемов воздействия становится первоочередной необходимостью педагога.
Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, учитель вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает ученику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Учитель при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории или факта, который действительно имел место в жизни, показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этой целью использовались рассказы о сновидениях, легенды, пословицы, поговорки, частушки. В наши дни необходимый материал о мужестве, честности человека, об его отношении к труду, товарищам можно найти в художественной литературе, в периодической печати. Опираясь на такой материал, преподаватель стремится, чтобы рассказ действовал не только на сознание школьников, но и на волю, чувства. При этом важно не столько фиксировать внимание на дурных поступках, сколько пробуждать интерес к формированию положительных качеств, вызывать желание совершенствовать свой характер.
Прием хорошо иллюстрирует случай из практики преподавателя Астраханского автодорожного техникума A.M. Гурылевой. В группе I курса произошел конфликт между учащимся Б. и одним из преподавателей. Учащийся-сирота из группы "трудных" нагрубил преподавателю, с издевкой назвавшему его "сиротинкой". Встал вопрос об отчислении подростка из техникума. Признать свою вину он категорически отказывался. Заведующая отделением не торопилась с принятием решения. Познакомилась с обстановкой, в которой живет Б., с воспитывающей его бабушкой, мягко говоря не вызывающей симпатии. Узнала, что мальчик годами не слышит доброго слова, не знает ласки. Только после этого пригласила его в свой кабинет, усадила рядом с собой, положила на колени большой альбом, который оформлялся четыре года группой, где она была классным руководителем, и, перелистывая страницы, стала рассказывать о председателе учебного сектора Олеге. Олегу было три года, когда его отец убил жену, мать мальчика, и покончил с собой. Олега и его брата стала воспитывать старенькая бабушка. Часто в семье нечего было есть. Несмотря на это Олег окончил школу без "троек", техникум с отличием. Пользовался уважением ребят, преподавателей. Отслужил в армии. Сейчас работает и учится на заочном отделении автомобильно-дорожного института.
"Очень хочется верить, что и у тебя все будет в порядке. Я надеюсь на это", - закончила разговор преподаватель.
Подросток был вызван на совет по профилактике правонарушений. С ним побеседовали. Теперь он успешно учится. Понял свою ошибку и преподаватель.
Пример, рассказ, приведенный учителем, может быть забудется через некоторое время, но суть сказанного, основное содержание мыслей и чувств педагога, их смысл оставляют след в сознании и эмоциональной сфере восприятия воспитанника нередко на всю жизнь.
Обращение по "неизвестному" адресу. И в, этом приеме учащегося подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом преподаватель к коллективу, не адресуя свой рассказ кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы.
Учитель литературы проводил урок. Был конец мая. Температура поднималась до 30°С. В классе 23 человека. Несколько человек вытирают пот на лице, шее. Кто рукой, кто листом бумаги. Ни одного носового платка в группе. На уроке анализируется роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Характеризуя Е. Базарова, учитель подчеркивает, что он не признавал перчатки. Называл их вещью, не нужной трудовому человеку. Но неотъемлемой частью туалета каждого культурного человека считал носовой платок. В этот момент, как бы иллюстрируя сказанное, учительница вынула из сумочки носовой платок и вытерла лоб. На следующий урок почти все слушатели пришли с носовыми платками, а один из них даже положил платок на край стола, чтобы заметила преподаватель. Думается, что ни какое другое замечание не дало бы такого результата, а вот обидело бы учеников наверняка.
Таким образом, рассказывая что-либо объекту воспитания, необходимо создать у него впечатление, что Ваше повествование не несет воспитательной нагрузки. Воспитательная позиция должна быть замаскирована, скрыта.
"Случайное" подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что преподаватель комментирует поведение отсутствующего в данный момент учащегося, с уверенностью, что тому станут известны слова старшего. При этом целесообразно, характеризуя поведение молодого человека, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки. Очевидно, подобная оценка не за глаза, а в лицо воспринимается подростком, как явный воспитательный прием, в ее искренность он не верит, положительного результата она не дает.
Характерен такой пример. Прообразом Митрофанушки для Фонвизина был восемнадцатилетний А.Н. Оленин. Конечно, его недостатки были гиперболизированы. Однако, увидев себя в пьесе, потрясенный Оленин засел за учебу. Он стал образованным человеком своего времени - директором Публичной библиотеки в Петербурге, президентом Академии художеств.
Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении учащихся - показатель зрелости педагога. Юмор помогает безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.
Уже несколько недель работал в школе новый учитель математики. Его высоченный рост (2 м) и непропорциональное сложение (очень длинные ноги) вызывали многочисленные шутки школьников. Но постепенно на занятиях устанавливался порядок. Налаживались взаимоотношения с ребятами. Помогало блестящее знание предмета и умелая организация педагогического процесса. И все же удивительная невозмутимость нового педагога не давала покоя некоторым старшеклассникам. И его неоднократно пытались вывести из себя.
"Держись, Николай", подумал учитель, краем уха уловив шепот с задней парты: "Сейчас он у меня зашумит..." Девушка, которую прозвали "Колючая", задала вопрос, заставивший испуганно замереть искушенных десятиклассников: "Николай Федотович, а какой длины должны быть у человека ноги?"
"Ровно такой, - после секундной паузы ответил учитель, - чтобы доставать ими до пола".
"Вот это да!" - выдохнул кто-то восхищенно. Улыбками озарились лица ребят.
"Пожалуй, именно в этот момент я впервые почувствовал, как прочные нити взаимопонимания, симпатии протягиваются от меня к школьникам", - рассказывает ныне один из лучших московских преподавателей.
Один из эффективных приемов общения - опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении учащихся в занимательную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества, создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы, а это обязательно рано или поздно положительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, с товарищами, на их учебе и дисциплине. Приведем примеры.
Все попытки учителей привлечь учащегося восьмого класса Григория П. к серьезной учебе, повлиять на его поведение кончались неудачей. Мальчик нарушал дисциплину на уроках, грубил учителям, отказывался дежурить по учебному корпусу. Учитель Б.А. Терещенко узнал от родителей учащегося, что живут они в собственном доме и сын охотно помогает им по хозяйству, увлеченно плотничает, ремонтирует бытовую технику. Подобрав подходящий момент, Борис Аркадьевич попросил Григория помочь ему в оборудовании кабинета технических средств. Учащийся остался после уроков и вместе с учителем сделал механизм привода штор затемнения, самостоятельно выполнил ряд других поручений старшего. В конце года Григория попросил записать его в кружок технического творчества, постепенно перестал прогуливать уроки, подтянулся в учебе и дисциплине.
В пятом классе особенно трудным учащимся считался Юрий К. Однажды на уроке, сделав подростку несколько замечаний, учительница подошла к нему и забрала альбом с марками, которые он рассматривал, отвлекая товарищей. Прервав занятие, учительница... похвалила учащегося за увлечение интересным, полезным делом. Рассказала ребятам о филателии, предложила создать кружок филателистов, а Юру выбрать его старостой. Через две-три недели преподаватели стали замечать, что мальчик стал прислушиваться к замечаниям старших, лучше учиться. Видимо, теперь неудобно стало ученику получать замечания при тех, кем он руководил.
"Совершенно неспособный парень, ничем его заинтересовать нельзя", - говорил директор школы об Александре Б., нарушителе дисциплины и очень слабом учащемся.
Но вот Саша стал заниматься в клубе юных собаководов. Непоседливый, по мнению большинства учителей, неспособный к самостоятельной работе, парень стал серьезно изучать труды И.П. Павлова, увлекся биологией, успешно закончил техникум. Сейчас Александре Б. - старшина-сверхсрочник на одной из пограничных застав. Готовится к поступлению в вуз.
Однако применение опосредствования, как и любого другого аспекта общения, требует предварительной подготовки. В практике нередки случаи, когда всех учащихся записывают в один кружок, педагогически запущенных подростков пытаются увлечь спортом и т. п. Вначале необходимо изучить интересы и склонности учащегося. Если человек тяготеет к живописи, музыке, натуралистической работе, не следует вовлекать его в занятия в кружке не по интересам такого учащегося или в спортивную секцию.
Но не каждый учащийся активно включается в предлагаемое ему занятие. И принудить заниматься чем-нибудь нельзя. Народная мудрость гласит: "Человек может отвести лошадь к воде, но даже тысяча людей не заставят ее пить, если она этого не хочет". Так и учащегося невозможно заставить заниматься нелюбимым делом с полной отдачей сил, побудить работать творчески. Поэтому опытный педагог меньше думает о приказах и требованиях, а больше о том, как заинтересовать ребенка.
И тут на помощь ему приходит другой прием - подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учитывая естественное желание школьника получить радость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скучной, неинтересной и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие.
В одну из школ пришел новый учитель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого футболиста - необходимое условие хорошей игры всей команды, а скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях. Так появилась первая промежуточная перспектива - начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол. Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива - необходимость заниматься гимнастикой, так как у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали заниматься лыжами, чтобы выработать выносливость, необходимую настоящему футболисту. Через два года на занятиях всеми стал изучаться только программный материал.
Так же безболезненно помогает изменить поведение учащихся прием инсценировка. В этом приеме учащийся самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и готовит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающие как выглядит нарушение моральных норм в сравнении с образцовым поведением в обществе.
Учительница четвертого класса после неудачной попытки изменить поведение вспыльчивого и грубого Сергея С. провела классный час на тему "Путешествие в страну вежливости". Демонстрировать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Сергею. Он охотно взялся подготовить роль. Класс хохотал над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведения героем Сергея и аплодировала, когда он изящно демонстрировал правила этикета. Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Мальчик начал следить за своим поведением. Учителя и ученики отметили, что он стал внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить старшим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.
Инсценировка - один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие у учащегося в создаваемой ситуации, подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а, значит, и на перестройку своего поведения.
Прием переключение. В целях установления высокой дисциплины на занятиях, налаживания правильных взаимоотношений с учащимися необходима высокая требовательность педагога. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь нарушителя, переключить его внимание и деятельность на новое занятие.
В школе ученики девятого класса записывала задание по математике. Демонстративно отказалась работать одна из учениц: "Я не поняла материал предыдущего урока. Потом перепишу все сразу и разберусь". Предложение учителя пропустить страницу и писать дальше осталось без внимания. Мало того, девочка достала кроссворд и стала решать его, отвлекая вопросами товарищей. Педагог, зная, что школьница охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Девочка с удовольствием занялась любимым делом, усвоила материал.
Определенную помощь, в первую очередь в работе с трудными учащимися, может оказать учителю прием отвлечение. Учитывая психические особенности детей среднего и старшего возраста: недостаточно развитое произвольное внимание, некритическое отношение к собственным возможностям, неумение преодолевать трудности, опытный учитель отвлекает подростка, мешающего ему работать, направляя его внимание на что-либо интересное.
Учительница истории И.Г. Савельева входит в кабинет и приглашает учащихся. Но подростки ни с места. Они условились не входить в аудиторию: "Кто первый зайдет, тот дурак!" Поняв, в чем дело, учительница весело подает несколько команд, посылая одного из ребят за журналом, несколько человек - за стульями, несколько - за дидактическим материалом, одного ребенка - за тряпкой и мелом, оставшихся, обращаясь к ним по именам, просит расставить стулья. Все занялись делом, забыв о проказе. А через пять минут весь класс, сидя на своих местах в кабинете, напряженно работал.
Один из эффективных приемов, входящих в арсенал тактичного педагога, парадокс. Применяя этот прием, преподаватель использует ситуацию, созданную учащимися (сорвать урок, пошалить, испытать педагога) так, что сами нарушители попадают в смешное положение, понимают всю несуразность своего поведения, недопустимого в учебном заведении.
Близок к парадоксу прием незамеченного оскорбления. Речь идет о ситуации, когда педагог не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности - он "не понимает", что его хотели задеть, обидеть.
Убеленный сединами преподаватель физкультуры рассказал автору, как однажды в конце четверти на его урок явилась, девочка, дочь высокопоставленных родителей, неоднократно приносившая справки об освобождении от занятий, и попросила, вернее потребовала выставить ей оценку.
"Ну что, выполните упражнение", - предложил педагог, а через две минуты подвел итог: "Для того, чтобы получить положительную оценку, Вам еще много надо работать".
Со злой гримасой на лице школьница направилась в строй, довольно громко бросив: "Дурак!" Редкая тишина воцарилась в зале. А пожилой, заслуженный педагог, сокрушенно покачав головой, сказал: "Наверное, Вы правы. Ведь я не смог привлечь Вас к занятиям, хотя догадывался, что Вы приносите ложные справки, и не научил ничему, а это мой долг". Учащаяся выбежала из зала со слезами на глазах, сопровождаемая гневными репликами товарищей, и за оставшиеся до окончания школы два года не пропустила ни одного урока, очень старательно выполняя все задания педагога. Ясно, что самое строгое наказание не изменило бы так ее отношение к педагогу и предмету.
Один из эффективных приемов - ожидание меры воздействия. Замечание, наказание целесообразно делать не сразу после совершения проступка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час, с тем чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался ребенок в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание, упрек. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, достаточно спросить, дал ли он объективную оценку своему поведению. И, услышав положительный ответ, сказать: "Хорошо, идите". Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда очень неприятна. Ожидание наказания вызывает страх и тревогу, усиливающиеся нетерпением.
Попытка же наказать виновного в момент самого проступка или сразу же после него нередко приводит к обратному действию - ведь виновный возбужден, он не в состоянии реагировать адекватно замечаниям старшего.
Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на вос-питуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благодаря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.
Если в учебном заведении распоряжения, просьбы учителя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе из тех классов, в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллективе. Но в своих классах, там, где он преподает, авторитет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, неназойливо, тактично демонстрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения. Приведем пример.
Детдомовцы встретили Тамару Николаевну, когда она выходила из библиотеки: "А зачем Вы столько книг набрали? Ведь все равно не прочтете". - "Все, ребята, прочитаю". - "А "Емельяна Пугачева" за сколько дней?" - "Дня за три". - "Не может быть". - "А мы сделаем так: я через три дня вечером зайду к вам и расскажу содержание книги. Договорились?"
Авансирование доверием, похвалой. Используя прием, хвалят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением учащегося, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Особенно часто авансировать похвалой следует так называемых "трудных" учащихся, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок.
Поучительно применила авансирование доверием преподаватель Т.Б. Фоминых из Челябинского автотракторного техникума. Учащийся Антон А. с первых дней учебы нарушал дисциплину, игнорировал замечания старших, учился плохо. Преподаватель обратила внимание на то, что в столовую А. ходил не с группой, а один. Брал только гарнир и много хлеба. Во время коллективного выхода в кинотеатр ребята покупали в буфете конфеты, мороженое, и только Антон, как заметила преподаватель, оставался без угощения. Посетив семью подростка, классный руководитель увидела ужасающую нищету и откровенную неприязнь матери к сыну.
Не без труда Т.Б. Фоминых добилась того, что не имевший на это права подросток стал получать стипендию. Когда она попросила Антона зайти и получить стипендию, он сначала не поверил. А когда зашел в кабинет, заявил, что в подачках не нуждается и его задабривать не надо. Но бравады хватило ненадолго. Преподаватели помогли ему устроиться лаборантом. Изменился учащийся резко, хотя рецидивы случались. Была попытка бросить учебу. И опять помог педагогический коллектив. Подросток переехал жить к деду, перестал голодать, стал серьезнее относиться к учебе. Успешно окончил техникум. Отслужил в армии. Сейчас - отец семейства, заходит в техникум, благодарит педагогов за науку.
Нет таких людей, которым нельзя было бы в каком-либо вопросе оказать доверие. Обычно слабый учащийся, не имеющий авторитета в коллективе, стремится себя проявить, изменить мнение товарищей о себе. И тот, кто поможет это желание реализовать, легко завоюет уважение и любовь воспитанника, получит возможность влиять на него, изменяя его жизненные установки в нужном направлении.
Кроме того, неудачи в учебе, так же как в любой другой деятельности, становятся субъективной причиной помех в завоевании достойного места в коллективе. И, наоборот, удачные свершения как бы мотивируют дальнейшие успехи в начатом деле. Таким образом, уровень достижений играет мотивационную роль в дальнейших успехах или неудачах, а это обязывает педагогов особенно внимательно относиться к учащимся, не добивающимся успехов в учебе, труде, не принимающим участие в общественной жизни коллектива.
Моральная поддержка, или укрепление веры учащегося в собственные силы. Чтобы подбодрить отстающего ученика, педагог отмечает в его поведении или подготовленности черту характера, знания, навык, которыми он отличается в лучшую сторону. Особенно окрыляет похвала холериков и сангвиников и подбадривает, укрепляет веру в собственные силы меланхоликов.
Уважение педагога, доверие к отстающему могут подтолкнуть его к мобилизации всех своих сил, способствовать исправлению. Угроза же и наказание, детальный разбор каждого проступка, чтение нотаций развивают чувство неполноценности, неуверенности в себе. Нередко мы рады, когда учащийся не нарушает дисциплину, беспрекословно выполняет указания старших. Постепенно он выпадает из поля зрения и нередко бывает, что замечаешь, как он стал индивидуалистом, не участвует в жизни класса, плохо относится к товарищам, а иногда и совершает аморальные поступки. В таком случае остается констатировать: "А ведь упустили парня".
Мы рассмотрели основные приемы общения, позволяющие преподавателю корректировать поведение учащихся. Однако необходимо подчеркнуть, что педагогика не терпит шаблона. Ошибкой было бы без анализа ситуации буквально применять рекомендации или во всех случаях некритично копировать лучших преподавателей, успешно применивших тот или иной прием. Простое копирование даже самого хорошего образца без знания объективных закономерностей психики школьника часто приводит к неудачам и дает повод к неудачам и отрицательной оценке того или иного приема общения. Удача ждет, того, кто изучит передовой опыт, современную литературу, узнав не только "как", но и "почему" добился успеха учитель. Затем использует этот опыт и последние данные науки с учетом особенностей своего характера, индивидуальных особенностей коллективов и учащихся и взаимоотношений с ними, всегда творчески будет относиться к работе.
Очень непросто управлять чувствами, обуздывать их. Но и этому можно научиться. Необходима тренировка. "Обыкновенная тренировка, как на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий, десятый, двадцать пятый, а потом эти невидимые мускулы станут натренированными".
В работе над собой первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, веры в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без тяжелых потерь. Если придется, надо уметь с наименьшими страданиями пройти через град оскорблений, обид, потерь, измен. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих ценностей. Конечно, несчастья близких, неудачи на работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие несчастья непоправимыми катастрофами. Что можно, следует исправить или помочь исправить, а на нет и суда нет, как говорят в народе.
Недоступные пониманию грубость, бестактность, бюрократизм, не зависящие от нас, так как изменить продавца или чиновника мы не можем, не должны расстраивать. Это их беда, пусть они и страдают. Разбитую вазу или даже сгоревшую квартиру не вернешь. Стоит ли горевать? Энергия и бодрость, веселое настроение помогут вернуть утраченное, утерянное.
П. Вайнцвайг рассказывает, как встречали Н. Рериха в США. В честь его приезда один из заслуженных горожан, миллионер, устроил грандиозный бал. В саду был устроен фейерверк. Глаза слепило от бриллиантов на платьях и вечерних прическах дам. Шикарные черные фраки мужчин усиливали праздничный эффект. Обворожительными были хозяин и хозяйка. Они прохаживались между группами гостей, развлекая их веселыми историями и там, где они появлялись, слышались возгласы удовольствия и смех. "Как жаль, - подойдя к Рериху, сказала одна из гостий. - Такой вечер в этом доме в последний раз". - "Почему?" - удивился Рерих. - "Как, а Вы разве не знаете, хозяин накануне полностью разорился. А ведь ему 71 год".
Рерих не поверил. Но каково же было его удивление, когда на следующий день он, открыв утренние газеты, прочитал, что бал проходил в доме, уже проданном с торгов, а его хозяева после окончания празднества переехали на жительство в собственный гараж. Но Рерих изумился еще больше, когда, приехав через три года в Америку, узнал, что хозяин вновь стал миллионером, выкупил свой бывший дом и опять живет в нем.
Что помогло старому человеку не сдаться, а победить судьбу? Вера в себя. Упорство и настойчивость. Умение ставить перед собой реальные задачи и, преодолевая трудности, решать их. Суть управления собой заключается в трезвой оценке своих возможностей, умении не пасовать перед сопротивлением людей и природы, намечать доступные цели и, зная свое дело, достигать намеченного.
Прав был библиограф и писатель Н.А. Рубакин, говоря: "Никогда не прекращайте Вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы Вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов".

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте значение приемов косвенного воздействия в деятельности педагога. Назовите условия успешного применения.
2. Назовите задачи и содержание этапов педагогического общения.
3. Как вы понимаете содержание выражения: установить целесообразный тон и стиль в отношениях "человек - человек"? От чего это будет зависть?
4. Что такое педагогическая этика, такт?
5. Опишите стиль общения, примы косвенного воздействия тактичного учителя.
6. Каковы условия овладения педагогическим тактом?

Самостоятельная работа студентов
Цель: учиться интерпретировать взаимосвязь педагогических ситуаций и субъектных характеристик учителя.
Задание:
Одну из глав своей книги "Искусство быть другим" психолог Вл. Леви демонстративно назвал "Гений общения", обозначив черты идеального "портрета": "плюсы" характера "человека общающегося", которые стоит воспитывать, и "минусы" (их обратную сторону). Объясните, как вы понимаете, выбранное высказывание (цитата дается в адаптации):
"Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся другого.
Минус тревожность. При всей живости и подвижности этот человек на редкость спокоен... Сопутствующие качества: открытость восприятия, доверчивость, свобода в поведения...
Плюс обратная связь. Вы еще только вглядываетесь, он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд как старого знакомого... В беседе улавливает малейшие изменения в интонации... Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.
Плюс оптимизм... минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность. Отсутствие предрассудков.
Плюс предвидение. Плюс симпатия. Отношение к людям как к существам, несмотря ни на что заслуживающим симпатии... Без симпатии не может быть интереса, без интереса неоткуда взяться симпатии. Излучение доброжелательности возвращается к ним отраженным светом".
Леви В. Искусство быть другим. М., 1988, С 89-92.
Ответьте на следующие вопросы и сделайте соответствующие выводы. Как определяются профессиональные способности учителя в педагогическом общении. Определите профессиональную позицию Владимира Леви. В чем вы согласны и не согласны с мнением автора.

Форма контроля - проверка письменных заданий, выступление на занятие.
Время на СРС - 1 час.

Практическая работа
Тема 2.6. Педагогический такт и культура общения учителя. Упражнения в проведение коммуникативной атаки.
При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы.
Д. Леббок, английский моралист
1. Педагогический такт
2. Тренинг по анализу педагогических ситуаций
3. Упражнения по развитию умений управлять общением
4. Психология педагогического взаимодействия

Проверка теоретических знаний
Что такое педагогическое воздействие, взаимодействие? Что объединяет эти два понятия? В чем разница этих действий?
Раскройте значение приемов косвенного воздействия в деятельности педагога. Назовите условия успешного применения.
Назовите задачи и содержание этапов педагогического общения.
Общаясь, человек устанавливает целесообразный тон и стиль в отношениях "человек - человек"? От чего это будет зависть?
Каждый учитель использует свой индивидуальный стиль общения. Раскройте содержание понятия "стиль общения".
Охарактеризуйте стили общения, стили руководства, коммуникативные позиции.
Какие принципы взаимодействия должны быть соблюдены при общении с учениками?
Какого учителя можно назвать тактичным? В чем проявляется педагогический такт? Каковы функции педагогического такта?

Педагогический такт
"В школе, писал К.Д. Ушинский, - должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма...". Как вы понимаете это высказывание?
Исследования показывают, что легче учиться, работать с тем человеком, который не только контактен, общителен, искренен, но и у которого сформирован такт.
Тестирование
Тактичный ли вы человек?1
Ответить на этот вопрос вам поможет предлагаемый тест.
Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечая, не пропускайте ни одного вопроса. Не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее типичный и естественный для Вас ответ: "да" (+) или "нет" (-). В ответах избегайте неопределенности.
1. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?
2. Быстро ли Вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
3. Зависит ли Ваше настроение от внешних причин?
4. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
5. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявили несправедливость?
6. Отстаивали ли Вы в школе интересы несправедливо обиженных школьников?
7. Легко ли Вы впадаете в гнев?
8. Заступаетесь ли Вы за посторонних людей, к которым допущена несправедливость?
9. Общительный ли Вы человек?
10. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувство юмора?
11. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели?
12. Предпримите ли Вы первым шаги к примирению?
13. Можете ли Вы, если на кого-нибудь сердитесь дать волю рукам?
14. Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глазах выступят слезы?
15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он не заподозрит о вашем отношении к нему?
17. Очень ли вы переживаете несправедливость?
18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
19. Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное общение?
20. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
21. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
22. Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
24. Совершаете ли вы внезапные импульсивные поступки?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы: 1, 2, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23.
Подсчитайте количество отрицательных ответов на вопросы: 3, 5, 7, 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.
До 12 баллов: Первая стадия развития такта такт не устойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокого педагогического эффекта, из-за этого вокруг Вас могут достаточно часто возникать конфликтные ситуации.
12-16 баллов: Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений не наблюдается. Однако Вам не достает находчивости в реагировании на различные ситуации, требующего тонкого вмешательства. Вы не всегда можете увидеть важные "мелочи".
16-20 баллов: Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением. Вам легче устанавливать любой контакт, но возникает трудность в достижении психологического контакта.
20-24 балла: Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой.

Педагогический такт учителя проявляется с первой до последней минуты контакта с учащимися, на любом занятии, в любое время. Чаще всего педагогу предоставляются прекрасные возможности для проявления гуманного отношения к детям, такта.
Идет урок литературы. Один из учеников читает у доски заданное на дом стихотворение. Несколько ребят посильнее смеются, переговариваются, вполголоса критикуют говорящего. Учитель просит извинение у отвечающего и обращается к нарушителям дисциплины: "Ребята, уверен, что заданное стихотворение вы твердо знаете. Попробуйте за несколько минут, пока опрашиваю остальных, выучить два рубайя О. Хайяма. Интересно, кто сможет справиться с этим заданием?"1
Или еще один пример.
На уроке физкультуры учащиеся играют в баскетбол. Один из них на голову выше товарищей и в прямом и переносном смысле слова. Он верховодит на площадке, фактически не давая играть товарищам. "Коля, - подойдя к нему, негромко говорит учитель, встань под свое кольцо, и распасовывай мячи так, чтобы включить в игру всех ребят, как делаю я, когда участвую в игре. Ты, наверное, обратил на это внимание". Больше замечаний делать не пришлось. В активную игру включились все1.
Педагогический такт не терпит формализма, не допускает крайностей во взаимодействии со школьниками. Это не отдельные поступки учителя, это стиль поведения. Выработать тактичный стиль поведения возможно, если развить в себе следующие нравственно-психологические качества:
* Научиться владеть собой, сдерживать проявление отрицательных эмоций, уметь понимать состояние другого человека, уметь критически относиться к собственной личности.
* Быть наблюдательным и внимательным, понимать мотивы поведения. Учитывать возраст, опыт и индивидуальные особенности воспитанника.
* Научиться прогнозировать последствия своего поведения, а также вовремя вносить необходимые изменения в свою педагогическую деятельность.

Уметь управлять собой, проявляя уважение и к ученикам и к себе - это важное педагогическое качество. Но для этого сначала надо научиться анализировать поведение учителя в различных ситуациях.

Тренинг по анализу педагогических ситуаций
Обсуждение ситуации по вопросам:
* Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.
* Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).
* Дайте характеристику участникам ситуаций: индивидуальные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
* Определите стили отношения, руководства, общения педагога.
* Удалось ли учителю проявить педагогический такт.
* Можно ли использовать приемы косвенного воздействия в данной ситуации.
* Как Вы повели бы себя в подобной ситуации.

1 ситуация:

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign