LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• Педагогическое мастерство. Сформулируете самостоятельно.
• Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательный процесс тех или иных инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.
• Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Учитель вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности, значительно изменяет и повышает качество процесса обучения и воспитания.
Какие уровни профессионализма учителя вам встречались в школе чаще, какие реже, какие никогда? Как вы думаете почему?

Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства
От чего зависит уровень профессионализма учителя, работающего в школе? Конечно же, прежде всего от самого учителя.
Сегодня жизненный успех каждого из нас зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа носит название самовоспитание, саморазвитие.
Самовоспитание, саморазвитие - это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности [4, 122].
Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку [4, 123].
Какие сходства и различия можно выделить в сущности определений "самовоспитание, саморазвитие", "профессиональное самовоспитание, саморазвитие"? Как взаимосвязанные эти процессы?
Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Изучение жизни и деятельности великих людей убеждают в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности стимулируют человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность [4, 123].
Работа по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процесс сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.
Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целепологание как выбор личностно - значимых целей саморазвития. От выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективной в жизни человека.
Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без самопознания и самооценки. Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики. Знание этих качеств позволяет построить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности.
При необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии.
Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и поэтому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка.
Ознакомьтесь с характеристикой методов самовоспитания и придумайте вопрос-загадку к каждому методу, приведите примеры самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоободрение, аутогенной тренировки. Оцените четкость, многосторонность, ясность, лаконизм, оригинальность и содержательность вашего вопроса, приведенного примера.
Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами: создает притягательную для себя цель, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущие успехи [4, 126].
Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизводства определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Самовнушение может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: "Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!", "Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!" и делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность становится непоколебимой, не останется ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением [22, 268].
Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень значимой для человека. Чаще всего это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Например: "Разговаривать спокойно!", "Не поддаваться на провокацию!". Самоприказ помогает сдерживать эмоции, вести себя сдержанно, соблюдать требования этикета [22, 268].
Во многих жизненных ситуациях целесообразно применять метод самоободрения. Когда важно "оглянуться назад", вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Ободряя себя, надо бороться не со своими недостатками, а изменять свое отношение к ним. Относиться к длинному носу, оттопыренным ушам, низкому росту с юмором.
"Уменя самые красивые уши в мире", - улыбаясь, говорил Сократ. "Назначение ушей воспринимать звуки. Моя огромная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно". [22,270].
Все методы самовоспитания тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Максимальному их использованию способствует метод аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка - метод, благодаря которому происходит мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности [11, 26].
Более детально познакомиться с приемами самовоспитания можно в следующих книгах: Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. - Курск, 1967; Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта. - М., 1983.
Чтобы работать эффективно, учитель должен постоянно повышать не только общекультурный, но профессиональный уровень, свою психолого-педагогическую образованность. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разнообразными средствами и способами самовоспитания. Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.
В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами - самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т.д.
В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений своей личности.
Программирование изменений своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания, ведение дневниковых записей и т.д.
Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. И к ее средствам можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.
Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой).
Средствами самовоспитания будущего учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.
Вопросы для самоконтроля
1. Рассмотрите этапы формирования педагогического мастерства. Поясните их на примерах.
2. Определите взаимосвязь ступеней профессионализма учителя с педагогическим творчеством.
3. Должен ли учитель быть творческим человеком? Докажите или опровергните эту точку зрения.
4. Учитель должен уметь в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать с ними. С помощью каких средств происходит развитие этих умений. Какие из этих умений сформированы у вас?
5. Раскройте суть этапов профессионального самовоспитания, саморазвития.
6. Чем самоубеждение отличается от самовнушения? Самовнушение от аутогенной тренировки?
7. Опишите основные способы и средства работы по самовоспитанию личности будущего учителя.

Самостоятельная работа студентов
Цель: развитие навыков самоанализа, умения строить индивидуальные программы профессионального и личного роста через развитие аналитико - синтетических умений.
Задания на выбор:
1 вариант. Составьте индивидуальную программу профессионального и личностного роста, самосовершенствования, исходя из вашей карты личности (Таблица 3, 4). Выберите тот вариант таблицы, которая в большей мере отвечает вашим требованиям, и заполните ее:
Табл. 3
Индивидуальная программа профессионального и личностного роста


Основные качеств и умения личности
Оценка исходного состояния качества
Планируемая работа

Сроки
работы
I Общие качества
* гражданственность
* нравственность
* интеллигентность
* трудолюбие, работоспособность
* гуманистическая направленность
По 10 балльной системе
(правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений)
Когда планируете добиться результатов своей работы.


II Особенные качества
* теоретическая и методическая подготовленность по специальности
* психолого - педагогическая подготовленность к профессиональной деятельности
* развитие педагогических умений
1. диагностические
2. коммуникативные
3. организационные
4. исследовательские
5. проектировочные
* развитие педагогических способностей
1. дидактические
2. перцептивные
3. экспрессивные
4. организаторские
5. творческие
6. эмоционально - ценностные
(правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений)
III Индивидуальные качества
* особенности познавательных процессов, их педагогическая направленность
* эмоционально - нравственная отзывчивость
* культура внешнего вида (осанка, одежда, мимика, пантомимика)
* волевые качества (снимать излишнее напряжение, преодолевать в себе нерешительность или наоборот контролировать несдержанность, создавать необходимое настроение, сдерживать себя в стрессовых ситуациях)
* культура речи (грамматика, лексическое богатство, техника речи)

(правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений)



Табл. 4
Индивидуальная программа профессионального и личностного роста

Цель - проблема
Цель - идеал
Избавиться
Обрести
Уменьшить
Увеличить
Искоренить
Развить
Свой вариант

2 вариант. Напишите сочинение "Каким я вижу себя, и каким меня видят другие". В сочинении необходимо отметить как положительные качества личности, так и отрицательные, указать на свои ошибки, недочеты. Постарайтесь вскрыть причины неудавшихся моментов, укажите свои пожелания и предложения самим себе.
Форма контроля - проверка письменных заданий, выступление на занятие.
Время на СРС - 1 час.
Литература: 4, 8, 12, 16.

Практическая работа
Тема 1.3. Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств.
Кто смотрит на себя, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе, тот истинно велик.
П. Гренгор, французкий поэт
1. Тест "Профессиональное мастерство"
2. "Карта личности педагога"
3. Профессионально значимые качества личности педагога

Проверка теоретических знаний
Что такое личностное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие и профессиональное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие?
Раскройте уровни профессионализма учителя, приведите примеры из школьного опыта.
Каковы основные этапы профессионального самовоспитания, саморазвития?
Чем обусловлена необходимость и взаимосвязь этих этапов?
Выполняя СРС, вы анализировали качества своей личности, определяли сильные и слабые стороны, профессиональные позиции. Данную работу вы выполняли, опираясь на ваши ощущения, вашу точку зрения, вашу самооценку. В чем вы видите смысл проделанной работы?
Педагоги отличаются друг от друга не только по уровню профессиональной подготовки, но и психолого-педагогическим особенностям. В характере каждого учителя преобладают те или иные профессиональные психологические черты, определяющие взаимоотношения с учащимися, стиль работы и поведения. От этих особенностей зависит, например, предрасположенность к некоторым видам педагогической деятельности (обучающей или воспитывающей, урочной или внеклассной и т.д.). От них же зависит успешность в работе с учащимися разных возрастов.
Большое значение психолого-педагогические особенности имеют для формирования индивидуального стиля работы. Поэтому весьма важно, чтобы будущий учитель уже в самом начале своего трудового пути трезво оценил свои сильные и слабые стороны.
Для этого проведем самодиагностику и диагностику профессионально-личных качеств.
Тестирование
Профессиональное мастерство1
Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не пропускайте ни одного вопроса. Не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее типичный и естественный для Вас ответ: "да" (+) или "нет" (-). В ответах избегайте неопределенности.

Блок первый (проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов - природная предпосылка для становления Вашего профессионального мастерства).
1.1 Обычно у вас высокая работоспособность?
1.2 Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте?
1.3 Обычно при работе у вас хорошее настроение?
1.4 После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы?
1.5 Вам легко переключаться с одной деятельности на другую?
1.6 В Ваших руках любая работа спорится?
1.7 Обычно Вы действуете быстро и решительно?
1.8 Вам легко переключиться в новую ситуацию?
1.9 Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами?
1.10 Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная?

Обработка результатов.
Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у Вас высокий уровень психофизической готовности к деятельности учителя, 4-7 - средний, 1-3 - уровень критический. При среднем и критическом уровне: возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, выделите для себя смысл и их значимость, подумайте над конкретными примерами индивидуальной тренировки.

Блок второй (определяются ведущие свойства психики, способности, склонности поведения - социально- психологическая основа совершенствования профессионального мастерства). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущим блоком.
2.11 О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны?
2.12 Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека?
2.13 Вы любите фантазировать, придумывать?
2.14 Вы сами стремитесь к общению с другими людьми?
2.15 Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим?
2.16 Вас считают человеком сообразительным и энергичным?
2.17 Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее?
2.18 Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?
2.19 Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты?
2.20 Вы дорожите своим и чужим временем?

Обработка результатов.
Подсчитайте по двум блокам количество положительных ответов: 16-20 - высокий показатель педагогического совершенства; 10-15 - достаточный уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; До 9 - уровень критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить Ваше внимание и действия на недостающих свойствах своей психики и поведения.

Блок третий (определяются качества личности высоко профессионального педагога). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущими блоками.
3.21 Вы человек эрудированный и с широким кругозором?
3.22 Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны?
3.23 У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?
3.24 Вас считают человеком порядочным и счастливым?
3.25 О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны?
3.26 Вам легко представить и поставить себя на место другого человека?
3.27 Вы человек самокритичный и справедливый?
3.28 Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?
3.29 Вы любите детей и Вам интересно в их обществе?
3.30 Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами?
3.31 Вы можете увлечь делом и повести за собой?
3.32 Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу?
3.33 Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?
3.34 Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке?
3.35 Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна?
3.36 Вопросы детей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства?
3.37 Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?
3.38 Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения?
3.39 У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать?
3.40 Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?

Обработка результатов.
Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 - свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 - уровень достаточно высокий; до 19 - уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства.

"Карта личности педагога"
Для реализации программы саморазвития будущий педагог составляет свой психологический портрет - "Карту личности". "Карта личности педагога" может рассматриваться как руководство по организации самопознания (что изучать) и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.
Изучите качества и свойства своей личности (состояние здоровье, физическая активность, способности, качества личности, направленность личности, профессиональные умения и навыки, индивидуальные особенности психических процессов). Оцените каждый показатель по 10-балльной системе (10 баллов - наибольший результат,... 1 балл - качество отсутствует совсем). Обменяйтесь с одним, двумя соседями по парте карточками. Ваша задача оценить качества и свойства соседа по 10-балльной системе с вашей точки зрения.
1 Фоновые показатели:
1.1. Состояние здоровье.
1.2. Физкультурная активность.
2 Способности:
2.1 Познавательные
2.2 Коммуникативные
2.3 Конструктивные.
2.4 Организаторские.
2.5 Перцептивные.
3 Характер и качества личности:
3.1 Требовательность.
3.2 Справедливость.
3.3 Добросовестность.
3.4 Тактичность.
3.5 Оптимизм.
3.6 Выдержанность.
3.7 Самокритичность.
3.8 Деловитость.
3.9 Моральная зрелость.
4 Направленность:
4.1 Интересы.
4.2 Ценности.
4.3 Гуманизм.
4.4 Любовь к людям (детям).
4.5 Идеалы.
5 Профессиональные умения и навыки:
5.1 Интеллектуальное развитие.
5.2 Психомоторная культура (умения управлять собой)
5.3 Развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных, конструктивных и дидактических умений.
6 Индивидуальные особенности психических процессов:
6.1 Скорость мыслительных процессов.
6.2 Стратегия мышления.
6.3 Эмоциональность (характер эмоций).
6.4 Воля, самообладание.
6.5 Целеустремленность.
6.6 Память.
6.7 Внимательность.

Обработка результатов. Рефлексия.
Проанализируйте, насколько ваше представление о качествах и свойствах Вашей личности соответствует точке зрения других людей. Если результаты существенно отличаются (разница 4 балла и более) сделайте вывод, почему? Составьте программу развития отдельных качеств и свойств личности с показателем менее 7, 6 баллов.
Для культурного и интеллектуального развития человека выделяют определенные средства. В первую очередь это самообразование - чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересам к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития являются использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи [4,128]. К средствам управления своим психическим состоянием следует отнести и создание в процессе убеждения, самовнушения, самоприказа и самоободрения определенных установок. Ситуация успеха, переживаемая педагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания.
Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку его саморазвития, оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития.
В вашу программу самовоспитания должны войти упражнения, правила, действия по формированию и развитию качеств, умений с показателем менее 5 баллов.
Почему важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности? Потому что одного желания изменить себя бывает порой недостаточно.
Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-исследовательской деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов.

Профессионально-значимые качества личности педагога
Какими качествами должен обязательно обладать педагог?

Личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога. Наша задача не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определенной степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.
Профессионально - значимые качества личности как характеристики интеллектуальной, эмоционально - волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально -педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.
* Доминантные качества - отсутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности. (Социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние - сплав духовности, привлекательности, честность, справедливость, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, социальная активность, добросовестность.)
* Периферийные качества - качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности. (Доброжелательность, приветливость, артистичность, мудрость, оптимизм.)
* Негативные качества - качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда. (Выделение любимчиков и постылых детей, неуравновешенность, мстительность, высокомерие, рассеянность.)
* Профессионально - недопустимые качества ведут к профессиональной непригодности. (Наличие вредных привычек, рукоприкладство, грубость, беспринципность, нравственная нечистоплотность, безответственность.)

Достаточен ли такой перечень качеств?
Приведите из своего опыта примеры, которые подтверждают, что уравновешенность, гуманность, целеустремленность являются доминирующими качествами в педагогической профессии.
Предложите варианты предупреждения появления негативных качеств личности.
Каковы на ваш взгляд, связи между личностными качествами учителя и его действиями.
Отметьте плюсом все, те качества, которые вам присущи.
Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период развития положительных качеств личности.

Рефлексия.
"Карта личности", тест "Профессиональное мастерство" и анализ профессионально - значимых качеств личности позволяют нам оценить свои сильные и слабые профессиональные позиции, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, саморазвития. Но для того, чтобы это сделать необходимо сравнить данные этих трех работ. Сравните данные, сделайте выводы:
* Насколько полученные вами результаты свидетельствуют о дальнейшей успешности в педагогической деятельности?
* Какими рекомендациями по развитию тех или иных качеств вы бы хотели поделиться с группой?
* Проанализируйте собственное поведение в области воспитания и обучения учащихся, свои профессиональные качества.
* В чем значение данного практического занятия для вас?

Самостоятельная работа студентов
Цель: развивать умения логической обработки текста.
Задание
Напишите рецензию на главу 3, стр.79 - 92 из книги Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989.
Рецензия - это изложение анализа текста, в котором рассматривается его содержание, форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
Примерный план рецензии:
Какую проблему затрагивают авторы книги?
1. Основные идеи параграфа?
2. Какие пути решения поставленной проблемы предлагают авторы? С чем вы согласны, с чем нет? Почему?
3. Какова форма предоставления информации в книги, ее достоинства и недостатки?
4. Какие выводы можно сделать, после прочтения этих параграфов? Выразите ваше эмоциональное отношение к прочитанному материалу (понравилось, не понравилось, почему?)
Форма контроля - выступление на занятии, проверка письменных заданий.
Время на СРС - 1 час.

Практическая работа
Тема 1.4. Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства.
Воспитанник воспринимает вашу душу
и ваши мысли не потому, что знает,
что у вас на душе происходит,
а потому что видит вас, слушает вас.
А.С. Макаренко
1. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства
2. Совершенствование педагогической техники

Проверка теоретических знаний
Педагогическая техника - совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.

Зачем учителю необходимо уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать?
Из каких частей состоит каждая из этих групп умений?
Будут ли между учителями, относящимися к различным уровням профессионализма, существенные различия во владении педагогической техникой? Обоснуйте ответ.
Какова роль воображения, внимания, техники и культуры речи, целесообразности и выразительности пластики в работе учителя?
Уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать, выделите из этих трех групп ту, которая может доминировать в работе учителя. Докажите на примере.

В ходе обсуждения заполняется таблица 5 по трем группам педагогической техники, и делается вывод о значении этих групп.

Табл. 5
Структура педагогической техники

Уметь управлять собой.
Уметь управлять другими.
Уметь
сотрудничать.
* Социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
* Управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия);
* Владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов);
* Техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи).
* При организации урока;
* При организации КТД;
* При общении;
* При организации режимных моментов;
* При контроле дисциплины;
* При предъявлении требований.


* Уметь познать личность, разобраться в ней;
* Верное восприятие личности ученика;
* Уметь правильно понимать ребенка;
* Уметь влиять на ребенка;
* Уметь защищать ребенка;
* Уметь взаимодействовать;
* Уметь подавать информации.

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства
Докажите, что педагогическая техника - элемент педагогического мастерства.

Большое внимание педагогической технике и ее взаимосвязи с мастерством уделяли А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.
А.С. Макаренко отмечал: "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации... Такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, встать из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота - все это нужно, и без этого не может быть хорошего воспитания". "Я стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "Иди сюда" с 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".
В.А. Сухомлинский писал "Искусство и мастерство педагога как раз и заключаются в умении сочетать сердечность с мудростью. Это умение должно настраивать себя на задушевный разговор с учеником, уметь владеть собой, держать себя в руках, творчески организовывать учебно-воспитательный процесс".
Какое высказывание вам ближе - А.С. Макаренко или В.А. Сухомлинского? Почему?
Прокомментируйте свое понимание приведенных цитат из произведений выдающихся представителей советской педагогики.

Совершенствование педагогической техники
Учитель обязан уметь осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения. Способность к саморегуляции можно проверить, используя следующий тест.
Тестирование
Ответьте словами "да" или "нет" на вопросы, касающиеся самочувствия и настроения.
1. Вы всегда спокойны и выдержаны?
2. Ваше настроение, как правило, мажорное?
3. Во время занятий в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточены?
4. Вы умеете управлять своими эмоциями?
5. Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и близкими?
6. Вы легко усваиваете изученный материал?
7. У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось избавиться?
8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим образом?

Обработка результатов
Посчитайте количество "да" и "нет" и сделайте вывод.
* Если на все ответы вы ответили "да", то это свидетельствует либо о спокойствии, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной самооценке.
* Если ответы отрицательные на все или большинство вопросов, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой, либо о самокритичности.
* Смешанные ответы указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию.

Выполните следующие задания и проанализируйте степень владения педагогической техникой.
Тренинг 1. (Внимание)
* "Снежный ком". Участники по очереди называет предметы. Например, первый человек называет "стол", второй повторяет названный предмет "стол" и добавляет к нему название своего предмета "диван". И так все по очереди. (Упражнение не только развивает внимание, но и память).
* "Стихотворение". Представьте ситуацию: учитель готовит материал к выступлению. В класс то и дело заходят ученики и задают вопросы. Учителю важно проявить не только терпение, но и перцептивные способности. Одному из участников дается задание прочитать стихотворение. В это время, другие по очереди задают ему вопросы. Через три минуты проверяется результативность выполнения задания: рассказать стихотворение, вспомнить последовательность вопросов (задание предлагается любому участнику из группы).
* "Часики". Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу. Рассказывайте о них, а товарищи будут вас проверять.

Тренинг 2. (Воображение)
* "Аукцион предложений". Участникам предлагается из слов "дерево", "дом", "дети", "окно" составить как можно больше предложений. В каждое предложение должны входить все заданные слова.
* "Групповой рассказ". Участники по очереди сочиняют рассказ, используя большие фразы.
* "Школа будущего". Подумайте и опишите школу будущего, какие в этой школе будут ученики, учителя, особенности школы.
* "Что было бы, если бы...". Участникам предлагается придумать самые фантастические ситуации и найти различные варианты решения. Например, "Все учителя умеют читать мысли ...", "На Земле исчезла сила притяжения...".
* "Метаморфозы" (перевоплощение). Один из участников, по указанию ведущего, превращается в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее "характер". От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем; закончив рассказ, участник предлагает отгадать, что это за вещь.

Тренинг 3. (Невербальное поведение)
* "Передай предмет". Участники по кругу передают воображаемый предмет. Тот, кому он передается, должен принять его и передать далее. В процессе анализа обращается внимание на то, что распознавание и адекватная реакция зависят от открытости личности, ее воображения, эмоционального настроя.
* "Окно". Два участника встают друг против друга. Они должны представить, что их разделяет окно с толстым стеклом, что попытки кричать, бесполезны: партнер не слышит. Но им необходимо сообщить что-то очень важное. Что делать? Вокруг люди, руками размахивать некрасиво. Задача участников, не договариваясь о содержание разговора, попробовать передать через стекло все, что Вам нужно и получить ответ.
* "Пойми меня". Один из участников с помощью движений показывает природную зарисовку. Остальная часть группы угадывает содержание. Например. Ночь. Тишина. Снежинка все кружится в воздухе, словно исполняет одинокий вальс. Растет у дороги молоденькая осинка, кажется, выбежала она вперед и замерла в оцепенении.

Тренинг 4. (Основы техники и культуры речи)
* Упражнение на проговаривание скороговорок.
* Добыл бобов бобыль.
* Король -орел, орел - король.
* На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали. Рассердилась вдова, убрала в сарай дрова.
* "Интонация". Поздороваться с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинирования, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
* "Живые картины". Каждая группа получает репродукцию какой-либо известной картины. Например, И. Репина "Не ждали", "Запорожцы"; Г. Федотова "Сватовство майора"; В. Перова "Охотники на привале"; В. Васнецова "Богатыри". В течение 1-2 минут следует оживить картину, показать, что будет происходить дальше, произнести несколько реплик от имени персонажей.

Рефлексия.
Сделайте вывод о сформированности трех групп умений педагогической техники.

Практикум-игра "Корзина чувств".
Представьте корзину, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. На протяжении занятия вы развивали у себя умения управлять собой, другими, в вашей душе, в вашем сердце после упражнений появились чувства и эмоции, которые заполнили ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите "чувство", которое вас переполняет более всего на данный период времени, назовите его. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие при общении, и обсудить эти проблемы.

Самостоятельная работа студентов
Цель развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять; раскрытие значения внимания, наблюдательности, воображения в деятельности учителя.
Задания на выбор:
1 вариант. Рассмотрите один из основных видов способностей: экспрессивные, дидактические, перцептивные, научно - педагогические, авторитарные, коммуникативные, личностные, организаторские, конструктивные, мажорные, гностические, психомоторные. Разработайте доклад по теме "Педагогические способности", ставя перед собой цель: активизировать воображение однокурсников, вызвать у них яркие образные преставления с учетом следующих критериев оценки выполнения задания:
* уметь выделять слова, образное воспроизведение которых наиболее сложно для восприятия;

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign