LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Упражнение 1. "Егорки". Данное упражнение позволит определить индивидуальные особенности речевого выдоха. После произнесения детской считалочки "Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки" - глубокий вдох и на выдохе считать: "раз Егорка, два Егорка..." и т.д. до полного использования воздуха. Последний результат показатель распределения и емкости дыхания.
Упражнение 2. "Свеча". Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см, длиной 7-10 см) и, представив, что это свеча дуйте на нее. Она откланяется от вас, - это "отклонилось "пламя". Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный - бумажка находится в одном положении - отклонившись. Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц.
Упражнение 3. "Этажи". Представьте, что шагаете по этажам с группой ребят. Они устали вы своим голосом как бы подбадриваете их, говоря о том, что скоро дойдем:
И пятый этаж...
И четвертый этаж.
И третий этаж.
И второй этаж.
И первый этаж.
Звук направляется не вперед, а как бы вверх. Слова "кладите" все выше и выше (это фиксируется движением руки).

Упражнения на развитие голоса
Упражнение 1. Обратитесь к ученику с просьбой, требованием, предупреждением, похвалой, приказом, пожеланием.
Упражнение 2. Попытайтесь произнести с разными оттенками фразы: "Кто сегодня дежурный?", "Прошу внимания!".
Упражнение 3. Произнесите фразы: "Посмотрите на доску!", "Откройте учебники!" - требовательно, обещая интересное, сердито, мягко, торжественно.
Упражнение 4. "Появитесь" перед аудиторией в одной из ролей: "новый русский", "одинокий художник", "Гамлет", "диктор государственного телевещания". Продумайте речевое и невербальное поведение. Расскажите в этой роли стихотворение:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
"Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!"
Можно ли на основании исполнения составить устный словесный портрет говорящего по его манере речи?
Упражнение 5. "Эмоциональная палитра". Прочитайте скороговорку так, чтобы каждая строка вне зависимости от содержания выражала какое - либо чувство, которое предстоит угадать аудитории. Это восторг (1), ирония (2), сочувствие (3), усталость (4), угроза (5), удивление (6). Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак; сунул грека руку в реку - рак за руку грека цап.

Упражнения на развитие выразительности речи
Упражнение 1. Посоветуйте прочитать своим товарищам какую-нибудь книгу: "Я советую прочитать...".
Упражнение 2. Поздравьте учеников с началом учебного года.
Упражнение 3. Дайте поручение собрать материал для стенгазеты.
Упражнение 4. Дайте поручение ученику подготовить беседу (об утренней гимнастике, о спорте и т.д.).
Упражнение 5. Подберите пословицу или крылатую фразу и объясните ее учащемуся, стараясь говорить эмоционально, образно, логично.
Упражнение 6. Перескажите текст литературного произведения, при этом не просто сообщая материал, а, рисуя словом, создайте образы. Остальные студенты должны рассказать об особенностях системного видения информации.

Упражнения по развитию коммуникативных способностей
Упражнение 1. С чего начинается разговор при встрече с родителями неуспевающего или недисциплинированного ученика?
Упражнение 2. Что Вы будете делать, если ученик опоздал на урок, отвлекается во время объяснения нового материала, мешает другим?
Упражнение 3. Как вы будете себя вести разговор с учеником, списавшим контрольную работу?
Упражнение 4. Придумайте и примените для объяснения какого -либо материала интересный прием.

Рефлексия.
Сделайте вывод о сформированности коммуникативных умений. Расскажите, в каких случаях жизни вы не смогли выполнить своих коммуникативных намерений, задач и сверхзадач общения. Что вы сами считаете причиной неудачного исхода, как думают об этом другие участники группы?
С точки зрения успешности решения коммуникативных задач можно выделить следующие уровни профессиональной компетентности учителя:
* Уровень теоретической грамотности, позволяющий избегать грубых ошибок.
* Уровень ремесленничества, характеризующийся стереотипностью педагогических действий.
* Уровень искусства, которому свойственно осознанное принятие оптимальных творческих решений.
Как вы оцениваете уровень своей коммуникативной компетентности? Каков, на ваш взгляд, уровень компетентности у учителей школы, которую вы окончили?

Для того чтобы выразить свои эмоции и переживания нарисуйте "Вселенную", причем помните, что у каждого она своя.
"Моя вселенная".
Начертите круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге напишите "Я", а в других кругах - окончание предложений:
* Общение для меня - это...
* Я общаюсь с людьми, чтобы ...
* Главное при общении...
* Сейчас цвет моего настроения ...
* Сегодня у меня возникли вопросы, проблемы, связанные с ...
* Я хочу задать себе вопрос: ...
Какими планетами вы дополните свою вселенную сегодняшнего занятия?
Посмотрите, все ли в порядке в вашем мире? Нет ли каких-то теней, вопросов, которые вы хотели бы обсудить. Если вас что-то тревожит и вы не знаете ответ на вопрос, то вы можете подойти ко мне.

Самостоятельная работа студентов
Цель: развитие средств педагогического взаимодействия.
Задание
Выписать аксиомы риторики, стр. 11-39, выполнить задания для самостоятельной работы, стр. 43-49 из книги А.А. Мурашов Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении -М.: Педагогическое общество России, 2000.

Форма контроля - выступление на занятие.
Время на СРС - 1 час.

Тема 2.3. Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия.
Ничто так не оказывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать.
Г. Тейлор, английский поэт
1. Создания благоприятного психологического климата в коллективе
2. Сущность понятия "конфликт"
3. Сигналы конфликтов
4. Формы конфликтов
5. Способы разрешение конфликта
6. Избегание конфликта

Создания благоприятного психологического климата в коллективе
В медицине существует понятие - "отдаленные последствия". И от врача требуется большая осторожность при лечении больного. Если врач дает лекарство, скажем от сердца, он обязан предусмотреть возможность рецидива, отрицательного воздействия рекомендованного средства на другие органы. Думать об отдаленных последствиях нелегко. Но медики это делают. А учителя?
В последнее время с детьми стало работать труднее. Но в воспитательном процессе превалируют не методы требования и наказания, а методы убеждения и примера. Почему?
Семья, общество, учебное заведение, где царит безоговорочное послушание, всегда делают глубоко несчастными своих членов. Управление при помощи силы вызывает защитную реакцию, снижает самооценку отдельных людей и самоопределение общества в целом. А насилие в свою очередь порождает насилие. Не случайно с исторической арены ушли огромные империи, строившие свою политику на насилии и принуждении [24, 220].
Избежать катастрофы в масштабе государства и отдельной личности, подобрать эффективные меры воздействия на членов взрослого, детского коллективов помогают тактичное и уважительное отношение, индивидуальный подход, знание основ конфликта, грамотное использование методов и приемов воздействия и взаимодействия, стилей общения и пристроек. Это позволяет создать благоприятный психологический климат в коллективе, составными элементами которого являются:
* доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
* доброжелательная и деловая критика;
* свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов;
* достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
* удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
* высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
* принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
Мы видим, что педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим В.А Кан-Калик выделяет следующие линии общения:
1. общение педагога с отдельными учащимися;
2. общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;
3. общение педагога с коллективом в целом;
4. общение педагога через коллектив с отдельными учащимися.
Причем эти линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т.п. В педагогической деятельности коллективность общения - это не просто коммуникативный фон деятельности, а важнейшая закономерность общения.
Одной из задач учителя при общении с детьми передать часть своих знаний. Уверенность в силе своего интеллектуального багажа выразится в том, как учитель войдет в класс (уверенно ли откроет и закроет дверь, пройдет через весь кабинет или, войдя, долго будет стоять у двери), каким голосом скажет первые слова (спокойным громким, не быстро и не медленно), как займет учительский стол, как будет двигаться по классу.
На усвоение слов преподавателя влияет и его внешний вид. Установлено, что человек, получивший положительную оценку за внешность, чаще всего положительно характеризуется по личностным характеристикам и наоборот. Чувствуя это, опытный учитель аккуратно одет, со вкусом причесан. Он неизменно демонстрирует уверенность в своих знаниях, сосредоточенность, целеустремленность. Недопустимо появление педагога на занятиях с озабоченным или растерянным лицом. К.Д. Ушинский справедливо считал, что педагог должен передавать своим воспитанникам заряд бодрости, оптимизма, мажорного настроения. Если у учителя сгорблены плечи, опущена голова, расслаблено висят вдоль тела руки - это первая степень готовности. Дисциплины в этом случае педагог не добьется, уважительного отношения к нему не будет. Но бывает еще хуже, когда старший начинает апеллировать к учащимся: Почему вы шумите? Вы что, заниматься не хотите? Вам что, знания не нужны?
Исследование по проблеме общения показывают, что в процессе педагогического общения происходит "взаимозаражение" общающихся, коммуникативное "взаимозаражение" педагога и учащихся, существенным образом влияет на творческое самочувствие педагога и класса, психологический климат. Это "взаимозаражение" возникает на основе эмоциональной общности переживаний педагога и обучающихся, укрепляет ее, выступает одновременно как результат эмоциональной общности. Этот эффект самым существенным образом влияет на содержательную сторону педагогического общения, на уровень познавательной деятельности учащихся и т.п. возникает педагогическое сопереживание. Учитель выступает как активатор сопереживания и заражает учащихся проблемой, совместным поиском, причем сопереживание, вызванное им у учащихся, в свою очередь, влияет и на самого педагога.
Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации, комфортности в классе.
Узнать о состоянии удовлетворенности человека при общении очень легко. Помогает в этом анализ "пристроек".
В транспорте каждый из нас легко заметит того из сидящих пассажиров, кому скоро выходить. Заметит по его приспособлению к вставанию. А на остановке из всех ожидающих мы сразу выделим тех, для кого подъезжающий автобус оказался с нужным номером маршрута - по тому, как они заранее готовится войти в автобус.
Особый интерес представляют для нас то, как изменяется характер пристроек одного человека к другому или другим. Это зависит о представлении одного человека о своем праве в данный момент именно так воздействовать на другого человека. Если воздействующий ощущает это свое право, то все его пристройки обладают чертами пристройки "сверху", если он ощущает свое бесправие - пристраивается "снизу", в случае "золотой средины" - пристраивается "наравне".
Предложенный П.М. Ершовым критерий различения "пристроек" человека к человеку - сверху, снизу, наравне - прост и понятен в наблюдении, хотя достаточен сложен в обосновании. Почему учитель, ученик, любой человек в данный момент "пристроился" именно "наравне", "сверху" или "снизу" - объяснить бывает трудно. А вот увидеть, узнать эту пристройку - достаточно просто1.
"Пристройка сверху" проявляется в распрямлении спины, "увеличении" роста человека, чтобы слова посылать сверху вниз, чтобы послушание, поддакивание, исполнительность того, к кому обращается последователи сами собой. Смело приблизиться, решительно протянуть руку, без спроса взять вещь, похлопать по плечу - и все это с уверенностью, что возражений у партнера быть не может.
"Пристройка снизу" выглядит, как тщательнее приспосабливание говорящего к тому, от кого он ждет ответа. Человек старается занять как можно меньше места, уложиться в самое короткое время, возможность меньше обеспокоить значительного для себя собеседника, чтобы то без труда смог согласиться, выполнить просьбу, помочь.
"Пристройка наравне" узнается по следующим признакам: человек не мобилизовался, не потратил ни одного лишнего усилия при обращении, никак дополнительно не приспосабливался.
Вспомните своих знакомых, друзей, родных, одноклассников, учителей, понаблюдайте за общением людей, определите пристройку. Одинаковы ли они?
"Пристройки" каждой разновидности у любого человека очень разнообразны. Они тонко отражают все изменения и в восприятия человеком своего партнера, и в его отношении к нему, и помогают понять кому в данной ситуации комфортно, а кому не очень, кто понимает уровень изложенного материала, а кто нет.
При организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия как способность "эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами"1. Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребенком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания - сложная задача. Верное преставление о партнере - условие продуктивности всех воздействий. Педагог У.П. Короленко писал: "Когда чувство не находят соответствующего выражения, резко снижается возможность взаимопонимания. Причина? Низкая эмоциональная культура, неумение владеть формой эмоциональных переживаний и читать чужие эмоции. Для педагога это губительно"2.
Таким образом, эмоциональная идентификация является важнейшим компонентом процесса педагогического общения как перед организацией воздействия, так и после него. Выстраивается следующая структура:

Эмоциональная Педагогическое Эмоциональная Педагогическое
идентификация воздействие идентификация воздействие

Здесь эмоциональная идентификация выступает как элемент опережающий (прогностический) и завершающий (оценочно - уточняющий). Таковы функции эмоциональной идентификации в процессе профессионально-педагогического общения.
Чтобы создать наиболее благоприятный климат, оптимизировать общение можно рекомендовать своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:
1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и.д.
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. Ученическое равнодушие часто появляется лишь потому, что тот интерес, с которым учитель готовил урок, на самом уроке никак не проявляется в учительском поведение, поэтому ученики оказываются не способны "заразиться" учительским интересом.
6. Органичное управления собственным самочувствием в ходе урока, внеклассного занятия и общения с детьми: ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении, вытеснение отрицательных мыслей и желаний.
7. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умения организовывать единство общения и метода воздействия.
8. Проявление педагогического такта.
9. Владение культурой речи: яркая, образная, эмоционально насыщенная, доступная, логичная, лаконичная.
10. Управление голосом: дикция, интонация.
11. Управление мимикой: энергичная, яркая, педагогически целесообразная.
12. Управление пантомимикой: выразительная, адекватная жестикуляции, пластичная образность, эмоциональная насыщенность жестов.
13. Формирование дружного ученического коллектива: включение учеников в общее дело, то есть обнаружение общей для всех целей.
14. Использование древнего педагогического совета: "Никогда не делайте замечание всем участникам беспорядка, а только одному устраивая проработку всему классу или его части, учителя часто невольно помогают детям объединиться в плохих делах".
15. Определение по внешним признакам состояния ребенка.
16. При общении выслушивать с вниманием и уважением, не прерывая собеседника.
17. Итоговая, общая характеристика общения.
Но все эти "технологические" приемы активно заработают только при наличии главного условия - интереса к педагогической профессии, вкуса к учительской работе, любви к детям, взаимопонимании и взаимоуважении субъектов учебно-воспитательного процесса, иначе говоря - при условии профессионально-педагогической направленности личности педагога. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встает перед проблемой: как разрешить конфликт с учеником, с коллегами, с родителями ученика.

П.П. Блонский сказал: "Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены". Объясните, о каких стенах и мостах идет речь.

Тестирование
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации1
Оцените собственное поведение в конфликтной ситуации с помощью предлагаемого теста.
Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно Вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто - 3 балла, от случая к случаю - 2, редко - 1 балл.
В конфликтной ситуации я:
1 Угрожаю или дерусь.
2 Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3 Ищу компромисс.
4 Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5 Избегаю противника.
6 Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7 Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8 Иду на компромисс.
9 Сдаюсь.
10 Меняю тему.
11 Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
12 Пытаюсь найти исток конфликта. Понять с чего все началось.
13 Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14 Предлагаю мир.
15 Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов.
Ключ к тесту: А (1, 6, 11),
В (2, 7, 12),
С (3, 8, 13),
Д (4, 9, 14),
Е (5, 10, 15).
Определите, в какой колонке сумма баллов оказалась самой высокой, это и есть Ваш стиль разрешения конфликтов.
А - "жесткий стиль разрешения конфликтов". Вы до последнего стоите на своем, защищая свои позиции, и во что бы то ни стало стараетесь выиграть. Вы уверены, что всегда правы.
Б - примиренческий стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться, во время спора пытаетесь предложить альтернативу, ищете решение, которое удовлетворило бы обе стороны.
В - компромиссный стиль. С самого начала Вы согласны на компромисс.
Г - мягкий стиль. Своего противника Вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на его сторону, отказываясь от своей точки зрения.
Д - уходящий. Ваше кредо - вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Сущность понятия "конфликт"
Конфликты возникают в любых человеческих взаимоотношениях, и отношения "учитель - ученик", "учитель-учитель" здесь не являются исключением.
По данным педагога-исследователя З.К. Шнекендорфа, из 100 конфликтов между учителями и учениками в школе 69 возникают по вине учителей. 23% учащихся 6-11-х классов считают, что в школе нарушаются их права. 15% указали на постоянное грубое, унижающее их обращение со стороны учителей. Заболевания, вызываемые действиями учителей, составляют 35% всех детских неврозов.
Практически все люди, когда они думают о конфликтах, мыслят в терминах "победа", "поражение", эта ориентация превалирует и в школе. Многие учителя считают, что они могут быть только строгими или попустительскими, твердыми или мягкими, разрешать или запрещать. Взаимоотношение с учениками воспринимается как непрерывная война, соревнование. Вполне понятно, что и школьники считают педагогов своими естественными врагами - диктаторами, которым нужно сопротивляться, либо "тряпками", об которых можно вытирать ноги.
Культура разрешения конфликтов имеет большое воспитательное и дидактическое значение. Для того чтобы дать характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс внутренних и внешних связей, их взаимозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определить содержание терминов, с помощью которых описываются те и ли иные закономерности. К основным конфликтологическим понятиям можно отнести: противоречие, конфликт, конфликтную ситуацию, инцидент. Рассмотрим их.
Конфликт - (латинское слово - столкновение) процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.
Признаки конфликта:
* Дискомфорт - интуитивное ощущение, что что-то не так.
* Недоразумение - мы делаем ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за отсутствия понимания.
* Напряжение - состояние человека, когда искажается восприятие другого человека и его действий, взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений, чувство к оппоненту значительно изменяются к худшему.
* Кризис - человек в своем воображении, а иногда и на самом деле, становится способным на крайности.
* Инцидент - какая-то мелочь (реплика, взгляд, реакция), которая может вызвать раздражение или волнение, через несколько дней она нередко забывается, но возможно послужит началом борьбы между участниками конфликта.
Конфликт возникает тогда, когда есть участники (или инициаторы конфликта), противоречия, конфликтная ситуация, инцидент.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникающих противоречий.
При взаимодействии людей всегда существуют противоречия:
* Мотивов, потребностей, ценностных ориентации;
* Взглядов, убеждений:
* Понимания и интерпретации информации;
* Ожиданий, позиций;
* Оценок и самооценок;
* Знаний, умений, способностей;
* Эмоциональных и психических состояний;
* Целей, средств, способов осуществления деятельности.
Перед наступлением конфликта, когда утрачивается равновесие в классе, происходит нарушение общения.

Сигналы конфликтов
На вербальном уровне:
* Ограничение и удержание информации (ученик знает ответ на вопрос, но не скажет). Например: "Кто разбил стекло? Вова, ты же был в классе". - "Да я не узнал его. Он спиной стоял".
* Ложь - намеренное искажение информации для сохранения своих позиций.
* Группировка - применяется как средство группового давления. Например: "Посмотрите, дети, на Смирнова. Он опять шумит. Он нас явно не уважает".
* Нокдаун - агрессия, при которой происходит награждение необщепринятыми прозвищами.
* Избежание - частые пропуски, просьба перевести в другой класс.
* Экспедирование - когда школьник, прервав учителя, высказывает свое мнение.
* Перемена темы. Например: "Витя, где твое домашнее задание?" - "Да, мама просила у Вас спросить, когда она сможет подойти к Вам поговорить".
* Укороченные фразы. Ребенок и раньше был не очень речист, но сейчас может побить все рекорды составителей телеграмм. "Приду, сдал, сделаю, это не так, нет, не буду, устал".

Невербальные симптомы:
* Вздохи, явно не к месту, когда человек вздыхает, как будто у него на плечах все тяготы мира. Например: "Витя, ты сегодня видел Евдокимова?" - (глубокий вздох) "Нет, не видел".
* Нерешительное молчание. Вы можете заметить, что школьник вроде бы делает попытки заговорить с вами, речевые усилия видны на лице, но нет почему-то слова остаются невысказанными.
* Напряженные движения лицевых мускул (человек может "играть" желваками, когда смотрит на Вас и когда говорит).
* Отворачивание. Раньше ребенок смотрел на Вас, когда говорил его лицо было развернуто в вашу сторону. Теперь же он старательно отводит глаза в сторону и отворачивается, да же если он просто говорит, какое сегодня число.
* Пропуски во внимании. Вы оставили ребенка, и разговор происходит наедине. Он Вас, кажется, слушает, кивает головой в знак согласия, а потом, вдруг, в середине фразы прерывает и спрашивает: "Что Вы говорите"?
* "Дудлинг" рисование ребенком различных узоров, фигурок, во время разговора с Вами.

Формы конфликтов:
* противостояние,
* противоборство,
* разногласие,
* противодействие,
* разъединение.

Содержание конфликтов:
* бытовые,
* детские,
* профессиональные,
* психологические.

Способы разрешение конфликта
Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющую общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию их отношений. Существует несколько точек зрения на стратегию управления конфликтом.
Крупенин А.Л., Крохина И.М. выделяют три способа разрешения конфликта в классе:
I способ конфликт разрешается в пользу учителя, все выгоды его, ученики же ничего не получают. Педагог - победитель, школьник - проигравший. Назовем этот способ "подавление".
Рассмотрим данную ситуацию на примере. Наталья Анатольевна любила начинать урок с объяснения того, чем класс будет заниматься, давать инструкции и отвечать на вопросы. Даша часто опаздывала на урок. Это требовало повторения всех данных инструкций.
Учитель: Когда ты опаздываешь на урок, ты пропускаешь все, что я говорила ранее, и я опять вынуждена специально для тебя одной все повторять. Я уже устала это делать.
Даша: Да, мы делали стенгазету и никак не могли закончить. Поэтому я немного задержалась.
Учитель: Я знаю, что ты у нас редактор стенгазеты и очень этим озабочена. Но математика нужна даже редакторам. Ты не сможешь окончить школу и поступить на филфак с двойкой по математике.
Даша: Я ведь написала все контрольные работы? Я не пойму, почему Вы так расстраиваетесь и к чему вообще весь этот шум, я ведь уже здесь, а вы даже мне задание не дали.
Учитель: Я и не собираюсь этого делать, ты вообще ничего не знаешь. Почему это я должна прощать тебе опоздания, а другим нет. Ты что, особенная? Теперь или ты будешь приходить на урок вовремя, или я тебя не пущу!
Даша: Но...
Учитель: Никаких но! Если ты хочешь сдать у меня экзамен, будешь приходить вовремя, как все! А теперь незамедлительно сядь!
Даша: (злобно) Хорошо, я попробую...
Как действовал учитель? Учитель подавил Дашу, чтобы та согласилась с решением. Когда та не согласилась, то учитель пустила в ход орудие - угрозу несдачи экзамена.
II способ предполагает, что конфликт решается в пользу учеников, все выгоды - их. Учитель ничего не получает. Школьник - победитель, учитель - проигравший. Назовем этот способ "уступка".
Учитель: Когда ты опаздываешь на урок, ты пропускаешь все, что я говорила ранее, и я опять вынуждена специально для тебя одной все повторять. Я уже устала это делать.
Даша: Да, мы делали стенгазету и никак не могли закончить. Поэтому я немного задержалась.
Учитель: Я знаю, что ты у нас редактор стенгазеты и очень этим озабочена. Но математика нужна даже редакторам. Ты не сможешь окончить школу и поступить на филфак с двойкой по математике.
Даша: Если Вы так ко мне относитесь, я перейду в "Б" класс к Наталье Петровне.
Учитель: "Б" класс и так переполнен. Ты не сможешь туда перейти.
Даша: О, она возьмет и не будет ко мне придираться из-за того, что я на пару минут задержалась, потому что я делала нужное для всей школы дело. Если Вам хочется придираться, почему Вы не обращаете внимание на мальчиков, которые сейчас курят в туалете?
Учитель: Даша, я не хочу ни к кому придираться. И я не стараюсь быть излишне строгой с тобой. Кроме того, я не хочу, чтобы ты переходила в другой класс.
Даша: Хорошо, я подумаю, если Вы не будете так болезненно реагировать на мои небольшие пропуски. В конце концов, я ведь не каждый день опаздываю!
Учитель: Хорошо, хорошо. Если ты задержишься, значит задержишься. Я только надеюсь, что это не будет ежедневно.

Как сопротивлялась ученица? Что использует учитель, уступая Даше?
Что в двух этих способов общего? (Упрямство, нежелание выслушать другого, неуважительное отношение, соревнование.)
Ш способ - способ "сотрудничества". При использовании этого способа учитель и ученик, голова к голове, ищут возможные решения. После этого приходят к соглашению о том, какие из них в наибольшей степени позволяют удовлетворить потребности обеих сторон.
Возможна следующая цепочка общения:
* активное слушание,
* констатация чувств,
* сбор возможных решений: "Как же нам быть",
* детализация принятого решения,
* выполнение принятого решения,
* контроль.
Учитель: Даша! До последних трех недель ты редко опаздывала. Сейчас ситуация изменилась, но это временно, правильно?
Даша: Да. Просто Тоня П. из 8 "Б" заболела, и мы не успеваем ничего сделать. Как только мы сделаем, я не буду опаздывать
Учитель: Проблема разрешится скоро сама собой?
Даша: Да.
Учитель: Теперь мне понятно, почему ты опаздываешь, но не это беспокоит меня. Послушай еще раз. Мне не нравится, что я должна выделять время на то, что бы инструктировать тебя, когда ты приходишь в класс. Когда ты опаздываешь, я вынуждена прекращать работу и вводить тебя одну в курс дела. Я не хочу больше этого делать, даже до конца следующей недели. Есть у тебя, какие-нибудь идеи, как мы можем разрешить эту проблему?
Даша: Ну, я, наверное, могла бы попробовать попросить Олю помочь нам...

Американские ученые Р. Блейка и Д. Моутона выделяют следующие педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование.
В процессе налаживания контактов у учителя возникает необходимость в приспособлении к индивидуальному своеобразию своих воспитанников, обеспечивая тем самым межличностную гармонию и совместимость. Эффективность данной стратегии обусловлена принятием ребенка таким, каков он есть, - подвижным и вялым, вспыльчивым и уравновешенным, покладистым и упрямым.
Близка к приспособлению стратегия уклона, сознательный уход учителя от конфронтации. Это бывает необходимо, когда сталкиваешься с мелкими размолвками, с проявлением дурного настроения, вспыльчивости, немотивированной агрессии.
Бывает необходимой и стратегия отступления. Как любой человек, учитель может ошибаться в своих решениях, в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намерений. Например, бывает затруднительно за внешней бравадой подростка распознать тревогу, страх, комплекс неполноценности. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности, опережающая самокритичность, обезоруживают ребят, снимают отчуждение.
Компромисс строится на двусторонних уступках, рационализации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет учителю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога ученики учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других.
Значительным регулирующим воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество, построенное на совместном с учащимися выборе решения, принятии взаимной ответственности.
Педагогическое общение не исключает стратегию доминирования, основанной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесообразны в чрезвычайных обстоятельств (ситуация угрозы психическому или физическому здоровью детей).

На какой точке зрения разрешения конфликта вы остановились сейчас? Почему?
А можно ли избежать, предупредить конфликт? Нужно ли избегать конфликтов?
Если конфликт все-таки произошел, и вы оказались в самом невыгодном положении, ваши ощущения?
А если в такой ситуации оказался ребенок?

Избегание конфликта
Учитель, который ориентируется в огромной сфере бессознательного, способен разобраться в конфликте и разрешить его. Учитель, который отучает воспитанников от ссор и склок и облегчает им повседневную жизнь, учит их правилам общения, избеганию ненужных конфликтов.
При уходе от конфликта, избегания выбора в сложной ситуации проявляются психологические защитные механизмы. Они, с одной стороны, характеризуют общие свойства личности, с другой стороны, оказывают влияние на ее развитие. Отсутствие защитных механизмов говорит о психическом нездоровье индивида, необходимости серьезного лечения. Защитные механизмы помогают человеку сохранить свое "я", избавиться от тревоги, хотя при этом нарушается объективность отражения реального мира.
3. Фрейд первым изучил использующиеся человеком защитные механизмы и классифицировал их. Наиболее прямым путем избегания тревоги он назвал вытеснение.
Этот механизм позволяет "забыть", не осознавать вызывающие тревогу события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности. Причем это не просто забывание. Часто забывается не только конфликт, но и все, что с ним связано. Иногда, чтобы восстановить исчезнувшие из памяти события, необходимы интенсивная психотерапия или гипноз.
Так, преподаватель вуза, неудачно прочитавший публичную лекцию и освистанный аудиторией, может благодаря вытеснению забыть о позорном провале и искренне удивиться, когда через некоторое время кто-то из присутствовавших на лекции напомнит ему о ней. При этом вытеснение происходит неосознанно. Это автоматическая реакция на конкретную конфликтную ситуацию.
Механизм рационализации, или обесценивания, помогает человеку в самых сложных ситуациях сохранить свое "я". Прекрасная иллюстрация к этому механизму - известная песня: "Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло". Лишая привлекательности то, что мы потеряли, обесценивая предмет или явление, мы интуитивно стараемся поддерживать свой имидж на достаточно высоком уровне в собственных глазах. Искажая восприятие, мы сохраняем свое достоинство, не теряем уверенности в себе.
Рационализация может быть осознанной. В этом случае она облегчает положение человека в обществе, но не ведет к самоуспокоению. Значительно чаще она относится к неосознаваемым психическим состояниям, когда, успокаивая себя, человек, не задумываясь, ухудшает, иногда окарикатуривает объект восприятия.
Рационализация, не изменяя окружающей обстановки, защищает психику личности и, тем самым, облегчает ее адаптацию к конфликтной ситуации. Однако следует иметь в виду, что привычка к систематическим самооправданиям может осложнить жизнь человека, помешать рационально решить стоящую перед ним проблему.
Механизм компенсации играет важнейшую роль в нашей жизни. Учащийся, попавший в положение отверженного в классе (группе), не получающий удовлетворения от общения с учителями и товарищами, ищет поле деятельности, где он сможет добиться успеха, завоевать уважение. Нередко он находит искомое в дворовой компании, в кружке таких же, как он, лишенных внимания окружающих молодых людей, реже в спортивной секции или неорганизованных занятиях спортом. Очень часто в таких случаях его учебные дела идут все хуже и хуже. Компания отвлекает молодого человека от учебы, и старшие напрасно ломают копья, проводя душеспасительные беседы, убеждая юношу изменить образ жизни, круг общения. До тех пор, пока не будет изменена его социальная роль в коллективе, его общественное положение в учебной группе, он будет искать компенсации, стараясь сохранить свое "я", свою самооценку.
Как и рационализация, компенсация иногда применяется сознательно, чаще бессознательно. Только в последнем случае личность не страдает от самобичевания, поддерживает на высоком уровне самоуважение.
Механизм идентификации - это бессознательное, реже осознанное стремление поставить себя на место другого человека, брать пример для идеала. Недисциплинированный, грубый учащийся считает, что у него все данные, чтобы стать офицером-пограничником. Девушка, по отзывам учителей, не обладающая элементарным тактом, не испытывающая желания помочь товарищам, когда они что-либо не понимают, не помогающая матери в воспитании младшего брата и сестры, готовится после школы поступить в педагогический институт. Недостаточно координированный, медлительный подросток мечтает о лаврах на большом ринге, идентифицирует себя с сильнейшим боксером страны.
Механизм проекции, при котором человек приписывает партнеру по общению свои положительные или отрицательные мысли, поступки, качества. В школе нередко руководители и коллеги "помогают" молодому учителю правильно сориентироваться во взаимоотношениях в коллективе класса, группы, подсказывая, кто может нарушить дисциплину, кто мастер подсказки, с кем вообще надо держать ухо востро. И, войдя в аудиторию, молодой учитель особенно внимательно смотрит на потенциальных нарушителей. Вместо того, чтобы увлечь их работой, педантично фиксирует малейшие нарушения установленного порядка. Вспоминает, как он сам относился к нелюбимым учителям и считает, что эти "трудные" подростки также относятся к нему. И нередко видит в обычных шалостях утомленных учебными занятиями и работой школьников грубейшие нарушения порядка, законов морали, покушение на общественные ценности.
А вот стандартный пример из жизни: один сосед решил попросить у другого спички. Поднимаясь по лестнице в соседнюю квартиру, он задумался: "А даст ли Иван Иванович просимое?" Неделю назад сосед не ответил на его улыбку улыбкой, а вчера сухо поздоровался. В голову пришли такие мысли: "Его сын вот уже несколько дней не заходит к нашему Витюшке. Да, а пару недель назад он сделал вид, что не заметил меня и не подвез, хотя ехал один в собственной машине. Да и вообще он жаден до предела". В это время человек, нуждающийся в спичках, подошел к нужной двери и машинально нажал на кнопку звонка. Улыбающийся сосед открыл дверь и был ошеломлен раздраженной фразой: "А пошел ты к черту со своими спичками!".
Так, мы иногда воспринимаем ближнего не таким, каков он есть, а таким, каким он "становится", когда мы приписываем ему собственные отрицательные мысли или поступки. Всегда, когда нам кажется, что на нас не так смотрят, не так разговаривают, не уважают нас, необходимо спокойно, не раздражаясь подумать, а может быть, мы приписываем собеседнику свое собственное отношение, свои мысли, непроизвольно искажаем его позицию, действуя по механизму проекции.
Помните, не следует бояться конфликтов в отношениях с отдельными учащимися. На фоне общего благополучия конфликтные ситуации могут оказаться даже полезными. Они предупреждают излишнюю успокоенность, поднимают эмоциональный тонус. Поэты тонко это почувствовали, раньше психологов. "Мне не надо в раю тоскующей, чтоб покорно за мною шла. Я бы взял с собой в рай такую же, что на грешной земле жила. Злую, ветреную, колючую...", - писал К. Симонов. Важно помнить, что в работоспособном коллективе конфликт - эпизод, а не система.
Однако не следует забывать, что столкновение противоположно направленных тенденций в сознании отдельного человека или в межличностных отношениях связано с острыми отрицательными переживаниями. Поэтому в конфликтных ситуациях желательно находить компромиссы. Где-то уступить, а где-то, наоборот, отстаивать свое мнение. Умение управлять конфликтом - одно из основных требований к учителю в современном обществе.
Педагогика всегда была и остается творчеством, а разрешение конфликтов - одним из наиболее сложных разделов. Вы должны быть готовы к тому, что найденный вами вариант решения наверняка не сработает в следующий раз. И вы будете искать новый выход из трудной ситуации. Важно помнить, что в любой ситуации мы должны уважать не только себя, но и ребенка, родителя и т.д.
"Зеркало уважения". Нарисуйте в круге свой протрет. Напишите, как вы работаете над собой, чтобы воспитать в себе уважения к людям, к детям, быть достойным их уважения и развить в себе чувство собственного достоинства.

Чтобы научиться уважать Я имею чувство
себя и других, я стараюсь... собственного достоинства,
______________________ так как...
______________________________________________________________
______________________________________________________________
________________________ _____________________
________________________ ______________________

Очень часто конфликты возникают между школьниками. И опять инициативу по разрешению конфликта в свои руки берет педагог.

Подумайте над вариантами разрешения конфликтной ситуации между школьниками?

Л.А. Байкова предлагает ряд этапов разрешение конфликтной ситуации между школьниками:
* Установить участников и инициаторов конфликта.
* Выявить, какие цели они преследуют.
* Чьи интересы затронуты, и каким образом.
* Каково отношение других членов коллектива к данной ситуации.
* Осуществить переход с эмоционального на рациональный уровень. Поочередно вызвать стороны и предложить каждому изложить суть и причины столкновения, называя только факты, не допуская эмоциональной окраски. Латинская пословица гласит: "Сказал и облегчил душу".
* Уточнив факты и выявив объект конфликта, учитель должен вызвать противостоящие стороны и предложить им свое решение.
* Если решение не устраивает стороны, то провести собрание, где участники выступают друг перед другом, по окончанию подвести итог, сделать выводы.
* Если не помогло использовать административные меры: от повторных замечаний и требований до наказаний.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте свое определение педагогического конфликта.
2. Раскройте сущность конфликта и конфликтной ситуации?
3. По каким признакам можно узнать о наступлении конфликта?
4. Почему учителю важно уловить первые признаки наметившейся дисгармонии во взаимоотношениях и понять его истоки?
5. Охарактеризуйте конфликты по формам, по содержанию.
6. Какие существуют стадии развития конфликта? Приведите примеры этих стадий.
7. Какие существуют способы разрешения конфликтов? Приведите примеры.
8. Что такое избегание конфликта?
Самостоятельная работа студентов
Цель: осознание технологии разрешения конфликта, через развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять, предвидеть педагогически эффекты воздействия, взаимодействия.
Задание:
Проанализируйте причину возникновения конфликтных ситуаций в сказках Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Снежная королева" (на выбор). Опишите позиции участников, как был решен конфликт, было ли это решение оптимальным, к каким последствиям это привело. Как Вы повели бы себя в подобной ситуации.
Форма контроля - проверка письменных заданий.
Время на СРС - 1 час.
Литература: 16.

Практическая работа
Тема 2.4. Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта.
Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале.
Л.Н. Толстой
1. Преимущества и недостатки способов разрешения конфликтов
2. Технология управления межличностными конфликтами
3. Тренинг по анализу конфликтной ситуации и разрешению конфликта
4. Пути ликвидации последствий конфликта


Проверка теоретических знаний
Раскройте сущность конфликта и конфликтной ситуации?
Существуют ли какие-либо признаки наступающего конфликта? Ответ обоснуйте.
Чем отличаются бытовые конфликты от профессиональных? Детские от психологических?
Какие существуют стадии развития конфликта? Приведите примеры этих стадий.
Какие существуют способы разрешения конфликтов? Приведите примеры.
Как вы поступаете в конфликтной ситуации?
Какова ваша стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации?
Левитан К.М. считает: "В конфликтной ситуации целесообразно руководствоваться принципами, на которых строится каратэ:
1. Перед боем ты должен быть подобен озеру в лесной глуши, спокойному, не колеблемому ветром чувств, например злобы, ненависти, страха. Почему? Потому что только в такой поверхности, неискаженно отразится твой противник. Ведь ты хочешь победить, не так ли? А для этого надо видеть очень точно, порой куда точнее, чем он сам видит себя.
2. Лучший бой тот, который не состоится".
Насколько убедительны, на ваш взгляд, советы, столь образно сформулированные?

Преимущества и недостатки способов разрешения конфликтов
В практике довольно часто учителя даже не представляют, что они пользуются каким-то особым "способом" для разрешения конфликта. Они просто делают как получится. Точно так же не осознаются связи между поведением педагога в конфликтной ситуации и последующим поведением школьников. Поэтому очень важно ясно представлять последствия применения этих способов.
Проанализируйте преимущество и недостатки способов разрешения конфликтов (авторы Крупенин А.Л., Крохина И.М.).

Сравните результаты вашей работы с точкой зрения исследователей, занимающихся данным вопросом1.
Преимущество и недостатки способа подавления.
1. Он может быть эффективным в экстремальных ситуациях ("Не пей, это серная кислота!")
2. Это может быть один из немногих способов для управления большими группами людей ("Дискотека окончена, двери закрываем через пятнадцать минут. Просим всех покинуть помещение").
3. Этот способ вызывает негодование и сильную враждебность проигравшего к выигравшему. Никому не нравится, когда им командуют и когда его потребности не удовлетворяются.
4. Он требует сильного принуждения со стороны выигравшего. А когда оно прекращается, проигравший перестает подчиняться.
5. Данный способ приучает проигравшего перекладывать ответственность на победителя, ограничивается инициативность и личностный рост.
6. Способ подавления развивает подчинение страха, неспособность и нежелание кооперироваться и действовать с кем-то.
7. Данный способ ограничивает креативность, творчество, активность школьников. Инновации редко возникают в атмосфере страха и репрессий.
8. Он не способствует формированию у школьников собственных моральных норм, вырабатывает наплевательское отношение ко всему.
9. Не дает развиваться самоконтролю и самодисциплине учеников. Никому не нужен самоконтроль, если вас жестко контролируют со стороны.
10. Данный способ часто вызывает чувство вины и раскаяния у победителя ("Я тебя наказал, а теперь переживаю).
11. Данный способ требует применения власти для того, чтобы добиться подчинения.
12. Данный способ часто вызывает негативные чувства у школьников: гнев, ненависть, крушение надежд, смущение, чувство собственной незначимости, страх, депрессию, горечь, унижение и т.д. И в результате они могут прибегать к различным "лекарствам" для избавления от этих чувств: сопротивление, бунт, отмщение, ложь, ябедничество, обвинение других, любовь к победе, ненависть к поражению, избегание, фантазирование.

Преимущество и недостатки способа уступки.
1. Это быстрый способ - вы просто игнорируете нежелательное поведение (самоустранение).
2. Этот способ во всех случаях приводит к негодованию проигравшего и возникновению у него даже ненависти к победителю.
3. Данный способ провоцирует развитие у победителя самовлюбленности, эгоизма, невнимания к окружающим. (Школьники становятся неуправляемыми, недисциплинированными, желающими, чтобы все было как им хочется. Класс становится хаотичным.)
4. Он способствует некоторой креативности и спонтанности школьников, но ценой нервов учителя.
5. Данный способ не способствует развитию моральных норм и высокой продуктивности в работе детей. Слишком много времени уходит впустую.
6. Он не способствует развитию у школьников уважения к учителю.
7. Данный способ часто вызывает чувство вины и раскаяния у победителя.
8. Данный способ требует применения власти для достижения победы над побежденным.
13. Данный способ часто вызывает негативные чувства у учителя: гнев, ненависть, крушение надежд, смущение, чувство собственной незначимости, страх, депрессию, горечь, унижение и т.д. И в результате они могут прибегать к возмездию (внезапные проверочные работы, снижение оценок за "нехорошее" поведение, усложнение классных или домашних заданий), бунту (обращение в вышестоящие инстанции), увольнению, уходу (посредством пьянства, фантазий), умасливанию учеников (попытки стать самым популярным учителем, выставление оценок практически ни за что), конформизму (нежеланию вносить в свою работу ничего нового, работа только "от сих до сих).

Преимущество и недостатки способа сотрудничества.
1. Данный способ позволяет избегать выявления победителей и проигравших.
2. Способ сотрудничества повышает желание реализовывать принятые решения.
3. Со временем улучшается качество принимаемых решений.
4. Отсутствует необходимость применять власть. Это снимает защитные механизмы детей и учителей, улучшает психологический климат и позволяет всем участникам заняться тем, ради чего они собрались - обучением.
5. Ученикам нравятся учителя, учителям - ученики.
6. Данный способ способствует развитию моральных норм и высокой продуктивности в работе детей.
7. Он способствует развитию креативности школьников.
8. Временные затраты при разрешении конфликта.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign