LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Областной психолого-педагогический
и медико-социальный центр




Организация
компенсирующего обучения.

Из опыта работы образовательных учреждений Ростовской области.












г. Ростов-на-Дону
2003г.
Организация компенсирующего обучения. Из опыта работы образовательных учреждений Ростовской области - Ростов н/Д, 2003.



Настоящий сборник издан в рамках реализации региональных комплексных мероприятий по развитию системы компенсирующего обучения на 2002-2004 гг. (Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 11.01.2002 г. №19).
В сборнике представлен опыт работы специалистов, работающих в системе компенсирующего обучения Ростовской области. Материалы данного сборника адресованы специалистам органов управления образованием, директорам, администрации образовательных учреждений, учителям и психологам, работающим с детьми, испытывающими трудности в процессе обучения.



Общая редакция: Зенкова Т.Г. - заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области, кандидат педагогических наук.



Составители: Серов П.Н. - начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Чаусова Л.К. - директор областного психолого-педагогического и медико-социального центра, Солтовец А.В., Терентьева Т.Н., Бондарева Н.В., Немчина А.С. - специалисты областного психолого-педагогического и медико-социального центра.





Содержание:

1.
Зенкова Т.Г. "Актуальные задачи компенсирующего обучения в образовательной системе региона".
5
2.
Серов П.Н. "Анализ реализации Мероприятий по развитию системы компенсирующего обучения в образовательных учреждениях области"
10
3.
Никольская Т.В. "Проблемы организации компенсирующего обучения в Ростовской области".
15
4.
Чаусова Л.К. "Порядок приема детей в классы компенсирующего обучения".
17
5.
Баранова М.Л., Сухова Л.В., Николенко О.В. "Опыт организации психолого - педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения".
24
6.
Войнов В.Б "Комплексное воздействие начальной школы на уровень здоровья и формирование личности ребенка".
27
7.
Солтовец А.В. "Научно-методическое обеспечение ППМС помощи в региональной системе компенсирующего обучения"
32
8.
Вент Л.Ф. "Организация работы МО учителей начальных классов в классах компенсирующего обучения".
34
9.
Рябушко И.В., Данелян В.Э, Исикова Н.Н. "Организация интегрированного обучения в условиях сельской школы",
36
10.
Остапенко Т.А. - ГОУ РСПД "Дом Надежды" г. Ростов-на-Дону "Социальная и учебно-психологическая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта "Дом Надежды".
42
11.
Констанц С.В. "Программа стабилизации и развития коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях Азовского района".
46
12.
Каменцева Е.С. "Работа психологического Центра с классами компенсирующего обучения по проблеме оптимизации взаимодействия с учащимися".
51
13.
Панасенко Л.А. "Опыт организации коррекционных классов в Аксайском районе".
56
14.
Терентьева Т.Н. "Оценочная деятельность учителя в классах компенсирующего обучения"
58
15.
Павленко А.Э. "О новых формах организации обучения длительно болеющих детей"
60
16.
Кирбатова О.В. "Организация и проведение психодиагностического обследования учащихся классов коррекционно-развивающей направленности"
63
17.
Бондарева Н.В. "Особенности построения индивидуально ориентированных программ педагогической поддержки проблемного ребенка"
65
18.
Немчина А.С. "Роль социальной службы в системе компенсирующего обучения образовательных учреждений области".
69
19.
Шабанова Т.И. "Из опыта работы педагога-психолога в классах компенсирующего обучения школы-интерната №2".
72
20.
Серых В.Н. "Опыт организации компенсирующего обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста".
75
21.
Богданова Л.Н. "Основные направления логопедической работы с контингентом классов компенсирующего обучения".
77
22.
Дранка Т.А., Баранова М.Л., Светлова О.А., Констанц С.В., Радченко Г.М., Мыльникова Т.А., Плотникова Е.М. "Деятельность школьного ПМП-консилиума по индивидуализации образовательного процесса компенсирующего обучения".
79
23.
Кислякова Н.И. "Системный подход как необходимое условие функционирования компенсирующего обучения образовательного учреждения".
83
24.
Макареня Н.П. "Роль образовательного учреждения в психолого-педагогическом процессе реабилитации и коррекции".
87
25.
Катаева А.А. "Организации системы компенсирующего обучения в МОУ СОШ №6 г.Красный Сулин Ростовской области".
90
26.
Осипова А.А. "Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья личности в условиях образовательной среды"
93




Актуальные задачи компенсирующего обучения в образовательной системе региона.
Зенкова Т.Г. - заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области, канд.пед.н.

Современный этап развития российской педагогики характеризуется усилением внимания к реализации идеи индивидуализации обучения, обеспечивающей детям адекватные условия для развития, воспитания, получения полноценного образования.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" одним из основных направлений деятельности школы заявлена ориентация на самоопределение личности учащегося и создание условий для его самореализации. В качестве важнейших принципов новой образовательной политики закон определяет принципы, утверждающие гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адаптивности системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г. (Приказ МО РФ от 11.02.02 №393), ориентированная на развитие самостоятельности человека, на его способность делать ответственный выбор, на индивидуальную помощь ребенку в решении его проблем, потребовала вычленить наряду с воспитанием, обучением особую сферу деятельности школы - педагогическую поддержку детей в образовании.
В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постоянное увеличение числа детей с различными отклонениями психофизического и социального развития, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. По данным психолого-педагогических исследований, проводимых в Ростовской области, количество детей с такими проблемами составляет 21% от общего числа учащихся. Число учащихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув более 30% от общего числа обучаемых. Количество детей, нуждающихся в адекватной форме обучения, расширяется за счет детей-мигрантов, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей. К так называемой "группе риска" по школьной и социальной дезадаптации педагоги и психологи относят около 60 тыс. детей и подростков Ростовской области.
Наиболее эффективной на данный момент формой учебного взаимодействия с детьми, имеющими особенности психофизического развития, является компенсирующее обучение. Введение компенсирующего обучения обусловлено тем, что у довольно значительной части детей (по разным данным 30-40%) уже при поступлении в школу выявляются некоторые отставания в развитии психических познавательных процессов, снижение учебной мотивации, соматическая ослабленность, дефекты эмоционально-волевой сферы и т.д., что не позволяет этим детям, получившим название "группы риска", наравне с другими осваивать школьную программу, а накапливающееся отставание ведет к стойкой школьной дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации таких детей.
За время функционирования системы компенсирующего обучения в России (с 1992г.) она показала свои возможности как в преодолении школьной дезадаптации, так и в оздоровлении всего школьного учебно-воспитательного процесса. Мы располагаем данными лонгэтюдной экспериментальной работы, в ходе которой было проведено сравнительное исследование нескольких весьма важных параметров, таких, как качество образования, динамика психофизического здоровья, динамика социально-нравственных характеристик (самооценка, социометрический статус, учебная мотивация, система ценностей), динамика овладения государственными образовательными стандартами в период обучения в начальной школе. По данным показателям сравнивались дети группы риска, учащиеся компенсирующих классов и обычных классов общеобразовательных школ. По всем без исключения параметрам выявлено весьма значительное опережение учащихся компенсирующих классов.
Директора общеобразовательных школ отмечают, что эта система приносит безусловный и многофакторный позитив школьной практике как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива, приводит к системному преобразованию всего учебного учреждения. В результате реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы школа приобретает характер адаптивной модели, повышается социально-педагогическая защищенность детей группы риска, повышается познавательная мотивация не только детей, но и учителей, усиливается их стремление осваивать и использовать современные достижения психолого-педагогической науки.
Теория компенсирующего обучения базируется на положении о принципиальной возможности преодоления имеющихся у ребенка трудностей в обучении и поведении при своевременном создании адекватных педагогических условий. К числу важнейших педагогических условий обучения и воспитания детей с проблемами в развитии можно отнести обеспечение комплексной диагностики, необходимого лечения, профилактическую и коррекционно-педагогическую помощь в соответствии с результатами диагностики.
Компенсирующее обучение - это качественно новый уровень образовательного процесса, который позволяет удовлетворить образовательные потребности и интересы конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности и обеспечить полноценное образование, сохранить и укрепить здоровье.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, обучающимися в системе компенсирующего обучения, является лечебно-оздоровительная работа.
Специальные исследования, проводимые в последние годы широким кругом специалистов, показывают, что часто трудности, испытываемые учащимися при овладении навыками чтения и письма обусловлены рядом биологических причин, воздействовавших еще на ранних этапах развития ребенка. Обследование детей, обучающихся в классах компенсирующего обучения, показывает, что около 90% из них имеют перинатальную патологию, выраженную в разной степени. Именно этим определяется индивидуальное своеобразие их психического, моторного и личностного развития.
Для подавляющего большинства учащихся классов компенсирующего обучения характерны нарушения как в соматической, так и нервно-психической сферах. Именно эти нарушения и являются, как правило, этиологическими факторами отклонений в развитии детей. Лечебно-оздоровительная работа в таких случаях начинает выполнять коррекционные функции.
К основным задачам лечебно-оздоровительного направления коррекционно-развивающей деятельности образовательного учреждения относятся:
- комплексная оценка состояния здоровья с определением группы здоровья и назначение соответствующих рекомендаций;
- проведение ранней диагностики и профилактики заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста;
- обучение детей и их родителей способам сохранения и укрепления здоровья;
- осуществление мониторинга состояния физического и психического здоровья детей,
- использование возможностей образовательного процесса для формирования у школьников ценностей здорового образа жизни, валеологизации всего учебно-воспитательного процесса;
- приоритетное использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;
- включение в систему коррекционно-развивающей работы общеоздоровительных и лечебных мероприятий: массажа, ЛФК, плавания, фитотерапии, арттерапии, музыкотерапии, и др.;
- упорядочение режима учебных занятий, предотвращение перегрузки детей, надлежащая постановка контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
В системе компенсирующего обучения становится возможным достижение индивидуального, личностно-ориентированного подхода, позволяющего сохранить и укрепить здоровье физическое и психологическое здоровье ребенка, испытывающего трудности в процессе обучения, при условии организации комплексного взаимодействия специалистов коррекционно-развивающей службы образовательного учреждения. Учитель проводит работу по коррекции и компенсации в ходе уроков и на дополнительных занятиях. Психолог и логопед организуют и осуществляют специальную коррекционно-развивающую работу с детьми по показаниям. Медицинские работники наблюдают за здоровьем детей, проводят необходимое лечение.
Распорядок дня для обучающихся в классах компенсирующего обучения устанавливается с учетом повышенной утомляемости детей. Построение образовательного процесса основывается на психологическом компоненте, который включает спокойную и приветливую обстановку, раскрепощенную атмосферу учебных занятий, доброжелательный характер общения педагогических работников с детьми.
Cеть классов компенсирующего обучения является одним из компонентов системы коррекционно-развивающего образования, которая включает также сеть классов выравнивания для детей с задержкой психического развития. Система коррекционно-развивающего образования получает все более широкое распространение в различных типах образовательных учреждений, и прежде всего в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в средних общеобразовательных школах.
Сегодня в ряд первоочередных задач совершенствования образовательного комплекса Ростовской области выдвигается создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении. Для решения этой задачи необходимо paзвитие региональной системы коррекционно-развивающего обучения, открытие классов и групп коррекционно-развивающей (и, в частности, компенсирующей) направленности, учреждений психолого-педагогической и медико-социальной помощи, деятельность которых направлена на преодоление имеющихся дефектов личности ребенка, предупреждение школьной и социальной дезадаптации, раскрытие его потенциальных возможностей, способностей.
В последние годы система компенсирующего обучения Ростовской области развивается в сторону качественных, а не количественных показателей. Рост численности классов коррекционно-развивающей направленности (компенсирующих и выравнивания) приостановился, но их деятельность базируется на координации усилий специалистов образовательных учреждений, отработки механизма межведомственных связей. Во всех школах, где открыты такие классы, действуют медико-психолого-педагогические консилиумы, которые занимаются разработкой тактики и стратегии психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в обучении.
Отработан диагностический инструментарий системы ККО (Единый комплект документации для дошкольных и общеобразовательных учреждений Ростовской области - Индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, Единый региональный набор психодиагностического инструментария для системы компенсирующего обучения), определен перечень необходимых документов для приема в классы КО, выпущена серия методических рекомендаций по организации компенсирующего обучения.
Введение системы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения показало ее убедительное преимущество по сравнению с интегративным обучением в условиях нашей общеобразовательной школы. В настоящее время даже западные ученые, бывшие приверженцы интегрированного подхода, все больше приходят к выводу о преимуществе дифференцированного обучения, отмечают, "что интегративная система нужна для политических спекулянтов и недальновидных родителей. Дети, как нормальные, так и с проблемами в развитии, страдают при интегративном обучении". И это - в условиях, где с каждым проблемным ребенком, обучающимся в условиях интегративного обучения, дополнительно работают специалисты, и значительно снижена наполняемость классов.
Развитие системы коррекционно-развивающего обучения невозможно без высококвалифицированных специалистов - специально подготовленных учителей, школьных психологов, администрации школ и, что не менее важно, учителей физической культуры, которые в системе КРО должны быть ориентированы не столько на нормативы, сколько на двигательную коррекцию, физическое развитие и оздоровление детей с ослабленной психосоматикой.
Система целенаправленной подготовки педагогических кадров для системы компенсирующего обучения в Ростовской области находится на стадии становления. Специалисты органов управления образованием, образовательных учреждений часто испытывают трудности при организации работы классов и групп коррекционно-развивающей направленности, планировании учебно-воспитательной и психокоррекционной работы в них, построении системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Это связано с необходимостью использования при организации компенсирующего обучения знаний из смежных с педагогикой дисциплин: психологии, медицины, социологии, коррекционной педагогики.
Комплексный характер коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, основанный на системном подходе, определяет также требования к подбору специалистов для проведения данной работы: психологов, логопедов, педагогов и т д. Зачастую психологические проблемы ребенка невозможно решить без оценки и укрепления его соматического здоровья, преодоления пробелов в знаниях, исправления речевых дефектов и т.п. В связи с этим важно понимать, что коррекционно-развивающие программы оказываются более действенными в том случае, когда они носят комплексный характер, осуществляются командой специалистов и направлены на улучшение соматического, эмоционального состояния, формирование необходимых психологических функций и качеств.
Однако по-прежнему открытым остается вопрос о разработке и введении в учебные планы факультетов, готовящих школьных психологов, специального блока учебных программ как лекционных курсов, так и практических занятий с последовательным и целостным изложением всех знаний и навыков, необходимых для профессиональной работы со школьной дезадаптацией, что, в частности, включало бы такие проблемы, как природа отклоняющегося поведения, характеристика детей и семей группы риска и дезадаптированных учащихся, полный диагностико-коррекционный инструментарий, рассчитанный как на разные возрасты, так и на разные проблемы школьной дезадаптации, проблемы психологического сопровождения коррекционно-развивающего обучения, и т.д.
Такое систематизированное обучение необходимо вводить также и в учебных заведениях, готовящих прежде всего учителей начальной школы, учителей-предметников, учителей физической культуры.
Учитывая, что проблема школьной дезадаптации и психосоматически ослабленных детей приобрела в стране весьма значительные масштабы и имеет тенденцию роста, решение этой проблемы должно стать приоритетным как для Министерства образования, так и территориальных управленческих структур, а также для психолого-педагогической науки.

Анализ реализации Мероприятий по развитию системы компенсирующего обучения в образовательных учреждениях области
Серов П.Н. - начальник отдела специального образования и социально-правовой зашиты детства Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

11.01. 2002 г. было принято Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области №19 "О региональных комплексных мероприятиях по развитию и совершенствованию образования детей и учащейся молодежи в Ростовской области на 2002-2003 годы "Мероприятия по развитию системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы". Данные мероприятия позволили определить стратегию и приоритетные направления организации компенсирующего обучения детей с проблемами в обучении и поведении в системе образования Ростовской области.
Администрацией области в 2002г. на реализацию мероприятий было выделено 908900 руб., в 2003г.- 903340 руб. Министерством области выполнены все мероприятия.
В областном психолого-педагогическом и медико-социальном центре созданы и обновляются банки данных:
- об учреждениях и службах системы компенсирующего обучения и взаимодействующих с ними структур
Банк данных содержит перечень образовательных учреждений для детей, нуждающихся в ППМС помощи с указанием адреса, телефона, ФИО руководителя, основных направлений деятельности, кадрового состава, совместно с МО и ПО РО вносятся и корректируются сведения об открытии в территориях РО классов КО, экспериментальных площадок и школах с большим количеством классов коррекционно-развивающей направленности: о научной, методической, справочно-информационной литературе, инструментарии и средствах диагностики и комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении; о нормативных документах, регулирующих деятельность различных форм коррекционно-развивающего обучения для обеспечения нормативно-правовой основы компенсирующего обучения.
Полный вариант данной базы представлен в электронном виде. Избранные документы изданы на как сборник нормативно-правовых документов по компенсирующему обучению тиражом 600 экз. и распространены во все территории Ростовской области.
Разработана и издана карта сопровождения развития ребенка - "Карта психолого-педагогического и медико-социального развития ребенка". Карта предназначена для детей и подростков от 1 года до 18 лет, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях с целью своевременного выявления детей с отклонениями в развитии, квалифицированной характеристики имеющихся трудностей в обучении и поведении и предоставления им адекватной коррекционно-развивающей помощи. Карта позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты коррекционного воздействия, отслеживать динамику развития ребенка, является ориентиром в проведении углубленного психолого-педагогического обследования, в разработке индивидуального коррекционного маршрута.
Разработан единый комплект документации для дошкольных и общеобразовательных учреждений Ростовской области - "Карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку". Основные задачи, решаемые при использовании карты - разработка индивидуального образовательного маршрута на основании данных комплексной диагностики, а также реализация программы помощи и ее корректировка с учетом диагностики развития ребенка.
Разработан единый региональный набор диагностического инструментария для системы компенсирующего обучения. Цель составления данного набора - комплексность единообразие решения психодиагностических задач для учащихся классов компенсирующего обучения - всесторонняя оценка интеллектуального развития, эмоционально-мотивационной сферы, характера и особенностей личности в целом, оценка поведения и психологических механизмов его регуляции.
Согласно направлениям исследования предложен ряд диагностических методик, которые используются в разных возрастных группах, с учетом актуальных в данном возрасте критериев. Единый набор включает в себя 47 диагностических тестов и методик. Каждая методика коротко описана, содержит цель исследования, необходимый стимульный материал. Использование предложенного инструментария позволит определить актуальное психическое состояние и потенциальные возможности психического развития ребенка классов компенсирующего обучения.
Все три разработанных документа оттиражированы в количестве 200 экз. и распространены для апробации в образовательные учреждения Ростовской области.
В связи с реализацией Мероприятий в системе образования области обновляются и совершенствуются формы помощи детям риска, разрабатываются методы коррекционно-развивающего обучения. Значительно больше внимания стало уделяться выявлению, диагностике, и профилактике возникновения школьных проблем.
На базе областного ППМС Центра создан отдел ранней диагностики с целью своевременного выявления отклонений в развитии детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), оказании психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их родителям; разработки и апробации модели региональной системы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи.
Среди основных задач деятельности отдела - составление банка диагностических технологий и дифференциальных методик для обследования детей от 0 до 3 лет; формирование банка данных по детям раннего возраста с отклонениями в развитии; отработка механизма взаимодействия с учреждениями здравоохранения по раннему, своевременному выявлению и комплексной диагностики детей с риском отставания в развитии (в возрасте от 0 до 3 лет); осуществление ранней диагностики отклонений в развитии; оказание консультативной помощи родителям; обучение родителей и других членов семьи навыкам взаимодействия с ребенка раннего возраста; организация семинаров, дискуссионных групп, занятий с участием родителей имеющих опыт воспитания детей с особенностями развития; создание банка учебных пособий и игрушек, для коррекционных воздействий; организация семинаров для специалистов области по данной проблематике; координация деятельности служб и подразделений в системе образования, осуществляющих функции раннего выявления; обобщение и распространение опыта по ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям (в возрасте от 0 до 3 лет); участие в совместной работе с ведущими специалистами соответствующих служб образования, здравоохранения и социальной защиты населения, с общественными организациями по раннему выявлению детей с различными отклонениями в развитии; осуществление связи с аналогичными структурами на межрегиональном федеральном и международном уровне.
Территориям с большим опытом организации компенсирующего обучения было предложено участвовать в конкурсе на присвоении ОУ статуса областной экспериментальной площадки для отработки специальных методических рекомендаций по обучению детей с различной степенью психофизических отклонений и индивидуальному обучению длительно болеющих детей с различной степенью психофизических отклонений и индивидуальному обучению длительно болеющих детей.
Согласно Приказа №638 от 17.04.2002 г. "О присвоении статуса областных экспериментальных площадок образовательным учреждениям" по профилю компенсирующего обучения данный статус присвоен МОУ Кагальницкая средняя общеобразовательная школа по проблеме внедрения проекта "Комплексно-целевая программа по функционированию классов компенсирующего обучения в условиях массовой школы" и МДОУ №293 г. Ростова-на-Дону по проблеме "Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях".
В рамках экспериментальной работы разработан мониторинг инновационной деятельности, выпущены методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии. На выделенные средства (ежегодно выделяется по 25000руб. на каждую площадку) приобретены развивающие игры, психологические тесты, методическая литература, спортивное оборудование и т.д.
Разработана и апробируется новая модель организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, находящимся на надомном обучении по медицинским показаниям. Школы надомного обучения открыты в г.Таганроге и в г.Шахты. В г.Таганроге эта экспериментальная модель создана как структурное подразделение МОУ СОШ №29, в г. Шахты на базе МОУ школа-интернат №16. В соответствии с приказом МО и ПО РО от 15.05.2003г. №910 "О мониторинге содержания деятельности экспериментальных площадок и школ индивидуального обучения" осуществлялось изучение содержания их деятельности, в ходе которого были выявлены недостатки и пути их устранения. Разработана нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность школ надомного обучения. Отработано и скорректировано содержание обучения в указанных школах, а также их материально-техническое и финансовое обеспечение. Не регламентирован порядок приема и зачисления детей в школу надомного обучения. Не отработана схема первичной диагностики как начального этапа психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся. На данном этапе функционирования школ надомного обучения не отработаны формы обучения, так как учебно-воспитательный процесс в учреждениях осуществляется в рамках ранее существующей модели организации индивидуального обучения больных детей на дому.
По оперативным данным в области в 2003 году насчитывается 632 класса компенсирующего обучения, в которых обучается 7705 учеников. Из 16 городов, кроме г.Миллерово, в 15 - функционирует 399 класса (5004 учащихся). Из 39 сельских территорий в 35 (кроме Зимовниковского, Милютинского, Морозовского, Орловского районов) функционирует 233 класса, где обучается 2701 ученик.
В рамках реализации программных мероприятий оказана поддержка классам компенсирующего обучения (выделены средства на приобретение методической литературы, вспомогательных средств индивидуальной реабилитации: диагностических тестовых методик, дидактических развивающих игр и т.д.) в 2002г. г.Аксая, г.Белая Калитва, г.Волгодонска, г.Ростова-на-Дону (Железнодорожный, Пролетарский районы), г.Шахты, Семикаракорского района.: в 2003г. и - г.г.Новочеркасска, Новошахтинска, Каменск-Шахтинска, Цимлянска, Верхнедонского, Зерноградского, Матрыновского, Песчанокопского, Пролетарского, Родионово-Несветайского районов. Ежегодно выделялись средства в сумме 314540 руб.
Созданы учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи в г.Новочеркасске, Азовском районе (центры психолого-медико-социального сопровождения), г.Волгодонске (центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции). Оснащены специализированными средствами коррекции и реабилитации вновь созданные учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи в Азовском районе и г.Новочеркасске спортивным оборудованием, компьютерами, (по 100000 руб.) в г.Волгодонске - закуплена комната психологической разгрузки (200 000 руб.)
Открыты штатные психолого-медико-педагогические комиссии в г.Волгодонске, в г.Гуково, г.Каменске-Шахтинском, Усть-Донецком районе, школы индивидуального обучения в г.Сальске, в г.Таганроге, в г.Шахты. Для школ индивидуального обучения приобретено спортивное оборудование для работы с детьми инвалидами по 10000 -15000 руб. на каждую школу.
В учебно-воспитательный процесс внедряются принципиально новые технологии обучения, адекватные психофизическим возможностям детей. Специалистами областного ППМС Центра составлен и пополняется областной электронный банк педагогических инноваций коррекционно-развивающей направленности. Определено базовое понятие педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения. Составление банка ведется в опоре на системный метод и предполагает включение наиболее продуктивных современных технологий с указанием их методологических качеств научной основы, логики и целостности процесса, управляемости с целью коррекции результатов, эффективности и воспроизводимости (возможности применения педагогической технологии в других образовательных учреждениях). Для этой работы приобретена методическая литература по вопросам содержания коррекционнно-развивающего взаимодействия специалистов с детьми, нуждающимися в особых технологических условиях организации учебно-воспитательного процесса.
С целью организации системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательного учреждения в 2003 г. проведено 2 проблемных семинара: "Создание развивающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях Ростовской области" и "Психологическое здоровье учащихся в классах компенсирующего обучения Ростовской области".
С целью методического обеспечения реализации программы разработаны и изданы методические рекомендации:
"Организация компенсирующего обучения в образовательных учреждениях Ростовской области" - предназначены специалистам органов управления образованием, испытывающим трудности в процессе обучения. В сборнике содержатся методические материалы по вопросам организации и функционирования классов компенсирующего обучения;
"Основные направления лечебно-профилактической работы в рамках коррекционно-развивающей деятельности образовательных учреждений" - в сборнике содержатся методические материалы по вопросам организации системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях образовательного учреждения. Материалы предназначены для учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, дефектологов;
"Организация компенсирующего обучения. Из опыта работы образовательных учреждений Ростовской области" - сборник составлен по материалам ежегодных практических межведомственных областных конференций по проблемам организации компенсирующего обучения и адресован специалистам, работающим с проблемным детским контингентом.
В рамках реализации программных мероприятий проведены 4 областных проблемных семинара по вопросам организации компенсирующего обучения. На семинарах рассматривались актуальные вопросы развития системы компенсирующего обучения в Ростовской области, в том числе, организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно - развивающего обучения в условиях массовой школы; содержание педагогической диагностики и психодиагностического обследования; разработка и реализация программ психолого-педагогической помощи ребенку в классах КО, работа консилиума в общеобразовательном учреждении; основные направления и планирование деятельности учебно-воспитательный процесс коррекционно-развивающей направленности. К семинарам разрабатывались раздаточные материалы, содержащие рекомендации по работе с проблемными детьми, диагностические и коррекционно-развивающие программы для общеобразовательных учреждений, имеющих классы компенсирующего обучения.

Проблемы организации компенсирующего обучения в Ростовской области.
Т.В.Никольская - ведущий специалист отдела специального образования и социально-правовой зашиты детства Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

Экологическое, социальное, психологическое напряжение современного мира в числе наиболее острых социально-психологических проблем выдвинуло проблему экологии детства. Предметом общественной тревоги стало отмечающееся в последние десятилетия резкое ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей.
Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнедеятельности подрастающего поколения.
Одной из решительных мер, предпринятых в этом направлении, является рекомендованное Министерством образования России внедрение в образовательную практику школ компенсирующего обучения. Это одна из форм активной психолого-педагогической помощи детям группы риска.
В настоящее время в образовательных учреждениях России, в том числе и Ростовской области, происходит развитие педагогической системы компенсирующего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.
Согласно последним исследованиям школьной успешности, сегодня каждый четвертый ученик испытывает те или иные трудности в обучении. Например: 42,5% учащихся, то есть практически половина детей, не могут без ошибок написать предусмотренный Государственной программой диктант; 36,7% учащихся не овладевают навыками свободного чтения и при этом 8,5% детей не понимают содержания прочитанного текста и т.д.
Всем известно, что слабоуспевающие и неуспевающие дети очень часто находятся в состоянии психологического дискомфорта в обычных общеобразовательных классах. Все это происходит по ряду причин: социально запущенные дети, с риском школьной и социальная дезадаптации, психически и соматически ослабленные и т.д., но в первую очередь из-за неподготовленности к школе. Для таких детей посещение школы становится не интересным, т.к. обучаясь, без учета их индивидуальных особенностей, они затрудняются в освоении образовательных программ и учебный процесс для них является сложным к усвоению.
По данным последних исследований при традиционной организации учебно-воспитательного процесса около 30% выпускников начальной школы испытывают боязнь и отвращение к учебе. Причины столь низкого качества обучения кроются в несоответствии стандартных условий школы "нестандартным детям". Эта категория детей нуждается в специальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи .
Такие условия для организации обучения детей с проблемами в обучении и развитии дает открытие классов компенсирующего обучения (ККО) в общеобразовательных учреждениях.
Это стало возможным в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. №196 о "Типовом положении общеобразовательного учреждения", п.29 которого разрешает "в общеобразовательных учреждениях по согласованию с учредителем и с учетом родителей (законных представителей) открывать классы компенсирующего обучения". Большую роль в развитии системы компенсирующего обучения Ростовской области сыграло Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 11.01.2002 №19 "Мероприятия по развитию системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы".
Система компенсирующего обучения предполагает решение проблем школьной неуспешности путем реализации коррекционно-развивающих индивидуальных программ для детей группы риска с первых шагов их обучения в школе, т.к. наполняемость классов 9-12 человек и учитель имеет возможность в индивидуальном порядке учитывать возможности и способности каждого ребенка. При положительной динамике развития и успешном освоении учебных программ обучающиеся в ККО могут быть переведены в обычные классы.
В Ростовской области становление системы компенсирующего обучения началось в 90-х годах и претерпело несколько подъемов и спадов. На данном этапе идет развитие системы компенсирующего обучения в образовательном пространстве Ростовской области, где наблюдаются определенные позитивные сдвиги.
Таблица №1
Динамика развития ККО по годам.
(оперативные данные органов управления образованием)

Учеб-ные годы
всего
город
село

классы
Кол-во детей
классы
Кол-во детей
классы
Кол-во
детей
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
99/2000
197
100
2238
100
153
77,7
1758
78,6
44
22,3
480
21,4
2000/01
288
100
4624
100
249
86,5
4043
87,4
39
13,5
581
12,6
2001/02
532
100
6675
100
370
69,5
4884
73,2
162
30,5
1791
26,8
2002/03
632
100
7705
100
399
63,1
5004
64,9
233
36,9
2701
35,1

По результатам таблицы №1 можно сделать вывод: общее количество ККО и обучающихся в них детей с каждым годом увеличивается. На 01.09.2003г. по сравнению с 1999г. количество их увеличилось более чем в три раза (было 197 классов, стало 632). В них обучается 7705 учащихся. Количество ККО в городах больше, чем в сельской местности. Ежегодное увеличение открывающихся ККО наблюдается как в городах, так и селах.
На протяжении последних двух лет появляются учреждения нового типа - центры психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям с проблемами. В области их насчитывается 16.
Тем не менее, на данный момент в Ростовской области не все дети, нуждающиеся в компенсирующем обучении, могут своевременно получить квалифицированную помощь. Одним из условий открытия ККО является наличие специалистов (психологов, логопедов), которые не всегда есть в школах.
Не обеспечена преемственность форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования. Нарушение ее ведет к увеличению числа детей и подростков, выбывающих из средней школы, нежелание и неспособность указанного контингента к дальнейшему обучению.
Практически отсутствует раннее дошкольное выявление детей отстающих в развитии, их воспитание в системе компенсирующего обучения. Возникают вопросы:
- об определении содержания и коррекционной направленности внеурочной деятельности (кружки, секции и т. д.),
- о создании психологических служб консультативной помощи семье (по данным исследований около 80% родителей не воспринимают ребенка таким, каким он есть),
- о подготовке педагогических кадров по проблематике компенсирующего обучения.
Категоризация детей риска, детей с трудностями обучения как особой типологической группы в составе детского населения произошла недавно. Ее смысл - привлечение общественного мнения к проблемам этих детей, обоснование необходимости в системе образования особых материальных, организационных, кадровых, воспитательных ресурсов для обеспечения необходимой медицинской и психолого-педагогической реабилитации.

Порядок приема детей в классы компенсирующего обучения.
Л.К.Чаусова - директор областного ППМС центра

Классы компенсирующего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Классы компенсирующего обучения создаются, в основном, на этапе получения начального образования в начале первого или второго года обучения. При получении основного общего образования классы компенсирующего обучения могут сохраняться, или создаваться вновь в порядке эксперимента. Учащиеся, освоившие программу основного общего образования, получают соответствующий документ.
Согласно рекомендациям по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях) в классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети "группы риска", не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы).
При нормальном интеллектуальном развитии дети "группы риска" на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений вследствие:
* низкой работоспособности в связи с соматической ослабленностью;
* частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения.
* низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов;
* недостаточный самоконтроль;
* неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость;
* импульсивность, гиперактивность.
Конкретными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:
1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная аллергия и др.);
б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;
в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушение сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);
г) астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.
2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:
а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);
б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);
в) психогенное патологическое формирование личности;
г) синдром истинной невропатии;
д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий
е) синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;
ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);
з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении);
и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.
3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
Приему в классы компенсирующего обучения подлежат дети:
* 6 - 7 летнего возраста, посещавшие дошкольное образовательное учреждение или не прошедшие дошкольную подготовку с низким уровнем готовности к школьному обучению;
* в возрасте 6 - 8 лет, как обучавшиеся в 1 - 2 классах общеобразовательного учреждения, так и не обучавшиеся.
Комплектация 2-4 классов производится на основе результатов обучения и заключения школьного консилиума. Эти классы могут комплектоваться как из учащихся 1 диагностического класса, так и детьми, испытывающими стойкие трудности в процессе обучения.
В Приказе МО РФ №333 от 8.09.92г. указывались следующие противопоказания для направления детей в классы компенсирующего обучения:
а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;
б) олигофрения;
в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;
г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Однако более новые нормативные документы - ФЗ об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - принят Гос. Думой 18.07.96г. (ст.13,14), Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (Письмо МО РФ от 26.04.2001 №29/1524-6) акцентируют внимание на том, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с Законом РФ "Об образовании" при наличии соответствующего заключения ПМПК.
Тем не менее, если общеобразовательное учреждение не имеет условий для организации полноценного интегрированного образования - подготовленных специалистов, программ, пособий, специально разработанных индивидуальных графиков занятий и т.д., необходимо вести с родителями планомерную квалифицированную работу по разъяснению дальнейших образовательных перспектив ребенка, имеющего отклонения в развитии.
Дети с умственной отсталостью могут быть направлены в специальные коррекционные учреждения VIII вида для детей с нарушением интеллекта, либо обучаться по программе для умственно отсталых детей в условиях общеобразовательного учреждения на основании заключения областного ПМПК. Дети с психопатиями и психопатоподобными состояниями подлежат индивидуальному обучению на дому. Дети с выраженными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата направляются в соответствующие специальные коррекционные учреждения.
При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума учащиеся из классов компенсирующего обучения могут быть переведены в обычные классы с согласия их родителей (лиц их заменяющих). Школа представляет на консилиум документы и результаты психолого-педагогической коррекционной работы, доказывающие целесообразность перевода.

Перечень необходимых документов для приема в классы КО.
I. Из ДОУ:
1. Заключение (выписка из заключения) врачей-специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога, психиатра, ортопеда).
2. Выписка из заключения итогового консилиума ДОУ: в каких группах и какое время находился ребенок в ДОУ; какие проблемы в развитии были выявлены; результаты коррекционной работы, рекомендации по продолжению коррекционной работы в школе (обучение в ККО, дополнительные индивидуальные занятия со специалистами - психологом, логопедом, индивидуальный подход в обучении - темп, дозированная помощь и т.д.)
3. Психолого-педагогическая характеристика (если нет выписки):
> особенности усвоения образовательных программ, состояние предпосылок учебной деятельности;
> проблемы, связанные с состоянием высших психических функций;
> особенности эмоционально-волевой сферы;
> уровень развития коммуникативных качеств;
> социально-семейные отношения.
II. Из диагностического (компенсирующего) класса:
* педагогическая характеристика;
* психологическая характеристика;
* медицинское заключение на конец года.
III. Из массового класса:
* представление учителя,
* представление психолога,
* медицинское основание;
* социальная характеристика,
* диагностическая карта
Большую помощь психолого-педагогическим консилиумам школ и школьным психологам могут оказывать ППМС-центры, которые наряду с собственной диагностико-коррекционной работой ведут обучение, методическое руководство, обмен опытом школьных психологов района, округа, города.
Состав класса компенсирующего обучения по мере продвижения учащихся по этапам обучения может меняться. Дети, которые преодолевают отставание в развитии и приобретают необходимые качества учебной деятельности (темп, самостоятельность, произвольность), могут быть переведены в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие нуждающиеся в этом школьники. Реализация во всех классах единой общеобразовательной программы делает переход в обоих случаях безболезненным.
Комплектация классов компенсирующего обучения должна осуществляться на основе заключения ПМП-консилиума школы. Чрезвычайно важно, чтобы отбор на обучение в коррекционно-развивающую систему начинался с первого класса, и тем самым не был упущен сензитивный период развития психических познавательных процессов. К функциям ПМП-комиссии (района, города) следует отнести контроль за динамикой развития детей в классах КО, в т.ч. обучающимися в классах КО по индивидуальным программам, мониторинг деятельности классов КО, проведение рубежной диагностики при переходе в среднюю школу. ПМП-комиссии могут и должны оказывать методическую помощь психолого-педагогическим консилиумам школ, способствовать повышению их профессионализма, а также подключаться к проблеме диагностического отбора учащихся в особо сложных спорных случаях.
Классы выравнивания создаются для детей с более глубокими отклонениями в развитии, которые квалифицируются медиками как задержка психического развития. Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. Задержка психического развития (ЗПР) относится к пограничным формам интеллектуальной недостаточности. В отличие от умственной отсталости (олигофрении) с ведущей симптоматикой недоразвития высших психических функций, личности в целом, при, задержке психического развития страдают в первую очередь память, внимание, работоспособность, аффективно-волевая сфера, что препятствует полноценному использованию и развитию интеллектуальных возможностей ребенка (однако это недоразвитие высших психических функций носит временный характер).
Выделяется четыре основных варианта ЗПР;
1) ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) инфантильности часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.
2) ЗПР соматогенного происхождения - характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными, хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический статус.
3) ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания (безнадзорность, гиперопека, грубые формы авторитарного воспитания, жестокость) т.е. с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности.
4) ЗПР церебрально-органического генеза - обусловлена органическими поражениями ЦНС на ранних этапах онтогенеза (патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы). Включает в себя как несформированность эмоционально-волевой сферы по типу органического инфантилизма, так и незрелость познавательной деятельности, часто сопровождается нарушениями формирования навыков чтения, письма и счета.
Необходимо отметить, что в классы выравнивания принимаются дети с ЗПР церебрально-органического генеза, а остальные направляются в классы КО. ЗПР любого генеза носят временный характер, а имеющиеся нарушения поддаются коррекции и компенсации в ходе специально организованных педагогических, психологических и медицинских воздействий.
В классы выравнивания дети могут направляться с первого года обучения, если задержка психического развития была выявлена уже на этапе дошкольного детства, но в большинстве случаев со второго года обучения. Соответствующее решение принимает медико-педагогическая комиссия. Срок обучения в начальном звене школы в этих классах на один год больше, чем в обычных.
Дополняя друг друга, классы компенсирующего обучения и классы выравнивания наряду с другими перечисленными выше формами коррекционно-развивающего образования создают условия для того, чтобы каждый ребенок, имеющий особые образовательные потребности, обучаясь в общеобразовательной школе, получил тот вид и тот объем необходимой ему помощи, в котором он нуждается.
В силу относительно однородного состава обучающихся, меньшей наполняемости учебных групп в таких классах складываются объективные педагогические предпосылки для более глубокого изучения детей, более последовательной индивидуализации их учебной деятельности. Однако будут ли эти предпосылки в полной мере реализованы, решающим образом зависит от характера той общепедагогической и коррекционно-развивающей работы, которая будет вестись в данных классах


Опыт организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Баранова М.Л. - к.п.н., доцент кафедры общей и коррекционной педагогики РГПУ.
Сухова Л.В. - заведующая МДОУ № 293, областной экспериментальной площадки по проблемам компенсирующего обучения.
Николенко О.В. - ст. воспитатель МДОУ № 293.

Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного развития многих функций организма, периодом, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. Поэтому ранний возраст так важен для всего последующего развития ребенка, реализация его потенциальных возможностей. Особенно он важен для развития детей, имеющих серьезные нарушения в состоянии здоровья. Такие нарушения могут привести к задержке в развитии ряда психических функций, к различным нарушениям в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы, а в некоторых случаях к формированию патологических компенсаторных механизмов, нарушающих процесс социализации ребенка, создающих серьезные трудности в его обучении. Такие дети в силу своих индивидуальных типологических особенностей, обусловленных низким уровнем соматического и нервно-психического здоровья, нуждаются в специальном комплексе мер психолого-педагогического и лечебно-оздоровительного характера, которые позволяют предотвратить или преодолеть возможные нарушения развития. Эффективность названных мер тем выше, чем раньше начата их реализация. Именно в случае раннего начала психолого-педагогической и медико-социальной помощи возможно предупредить возникновение многих вторичных нарушений в познавательной и личностной сферах за счет максимального использования реабилитационного потенциала ребенка.
В то же время специальную лечебно-оздоровительную помощь детям раннего возраста сейчас оказывают в основном, только медики. Не менее важную психолого-педагогическую помощь эта категория детей не может получить нигде. В России система ранней психолого-педагогической помощи только начинает складываться. Утверждена Федеральная программа развития единой системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической помощи детям, рассчитанная на период от 2000 до 2010 года. Одной из важнейших задач Программы является разработка и апробация различных моделей организации ранней психолого-педагогической помощи и ее вариантов.
Именно эта задача и легла в основу экспериментальной деятельности, проводимой в МДОУ №293 Советского района г. Ростова-на-Дону, суть которой состоит в разработке и апробации модели организации ранней психолого-педагогической помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Такая модель, по нашему мнению, сможет обеспечить значительный охват нуждающихся в специальной помощи детей, ее приближенность к месту жительства ребенка, а также способна обеспечить преемственность коррекционно-развивающей помощи при поступлении ребенка в дальнейшем в дошкольное образовательное учреждение.
Организация в дошкольных образовательных учреждениях психолого-педагогической помощи детям раннего возраста способна обеспечить их оптимальное развитие на основе наиболее полной компенсации имеющихся отклонений в развитии и предупредить возникновение социальной дезадаптации при соблюдении следующих условий:
- осуществление коррекционно-развивающей психолого-педагогической помощи в соответствии с разрабатываемыми индивидуальными программами комплексной помощи ребенку;

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign