LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Департамент образования Кемеровской области












Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой


Описание опыта работы
















Кемерово 2004
Содержание


Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой


3
План-конспект урока "Общая физическая подготовка (8 класс)"

19
Сценарий конкурсно-спортивной программы "Неразлучные друзья - взрослые и дети"


23
Физкультминутки на уроках (комплексы упражнений)

28
Подвижные игры на переменах (комплексы упражнений)

31
Программа специальной физической подготовки юношей 10-11 классов (факультативный курс)

37


























Описание опыта работы

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье изучается разными науками: биологией, медициной, физиологией, психологией. По современным представлениям, достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта.
"Физическое воспитание - составная часть физической культуры, педа-гогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства"1.
В практическом отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к деятельности - трудовой, военной, общественной. В единстве с другими видами воспитания физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
В настоящее время ведётся много разговоров о состоянии здоровья детей нашей страны, о необходимости улучшения физического воспитания школьников, о важности для них систематических занятий физической культурой. Катастрофически уменьшается число здоровых детей, их 1-4% от общего количества. На 30-50% увеличилось число детей с патологией эндокринной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой системы, с аллергией и злокачественными заболеваниями. В 2 раза увеличилось количество психосоматических расстройств. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно возрастает число обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. И сейчас, как никогда, наиважнейшей задачей школы стала концентрация усилий педагогического коллектива и родителей для формирования здорового образа жизни ребёнка.
Решение поставленной задачи возможно при активной деятельности самого ребёнка, так как заставить работать на себя свои собственные резервы человек может только с участием своей воли и разума.

Исходя из этого, целями моей педагогической деятельности являются:
* формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
* пропаганда и поощрение здорового образа жизни;
* создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни.

Для решения поставленных целей я определил задачи:












































Считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации - основа формирования мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.
Рассмотрим подробнее компоненты мотивации к занятиям физической культурой (см.таблицы 1-3):
Таблица 1
Образовательный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания
Влияние средств физического воспитания на образовательный компонент (что будет знать и уметь обучающийся)
1.
Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата
Знать:
* средства формирования правильной осанки;
* средства формирования правильной стопы;
* методы управления своим двигательным аппаратом.
Уметь:
* выполнять упражнения, направленные на формирование правильной осанки и стопы; на развитие движений всех частей тела;
* осуществлять контроль за соблюдением правильной осанки и постановки стопы при ходьбе
2.
Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей
Знать: координационные, скоростные и силовые способности и их значимость для жизнедеятельности организма.
Уметь:
* различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц;
* осуществлять контроль за состоянием гибкости, телосложения
3.
Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию
Знать:
* значимость внимания, восприятия, ориентирования для овладения движениями и двигательными действиями;
* теорию об основных системах организма, обеспечивающих здоровье и движение;
* формирование способностей идеомоторного представления движений, аутотренинг.
Уметь:
* переключать внимание;
* ориентироваться во времени, пространстве, ситуации;
* формировать двигательное мышление, воображение;
* управлять напряжением и расслаблением мышц;
* овладевать способами релаксации за счет дыхания и мышечного расслабления
4.
Закаливание
Знать: активные средства закаливания (солнце, воздух, вода).
Уметь: самостоятельно применять простейшие процедуры
5.
Массаж (самомассаж)
Знать:
* движения производят по ходу тока крови;
* нельзя массировать лимфоузлы.
Уметь: владеть простейшими приемами массажа

Решение образовательных задач я вижу в овладении, воспроизведении и целенаправленном использовании разнообразных форм и способов физкультурной деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Образовательный компонент помогает школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни.


Таблица 2
Воспитательный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания
Влияние средств физического воспитания на воспитательный компонент (что будет уметь обучающийся)
1.
Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата
Уметь: держаться свободно, естественно, красиво; развивать организованность, дисциплинированность
2.
Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей
Уметь: преодолевать физические трудности; проявлять волевые качества; снижать эмоционально-психическую напряженность; своевременно находить и принимать обдуманные решения
3.
Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию
Уметь: утверждать нравственные нормы в различных ситуациях физкультурной деятельности; сосредотачивать внимание длительное время
4.
Закаливание
Уметь: положительно влиять на психоэмоциональную сферу школьника
5.
Массаж (самомассаж)
Уметь: оказывать тонизирующее влияние на центральную нервную систему

Убежден, что воспитательный компонент физического воспитания осуществляется через активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, когда процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых обучающимися как в учебной, так и физкультурно-спортивной деятельности.

Таблица 3
Оздоровительный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания
Влияние средств физического воспитания на оздоровительный компонент
1.
Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата
Приобретение обучающимися стойких структурных основ осанки: предотвращение дефектов осанки; укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника; укрепление мышц стопы; двигательного аппарата; регулирование аппарата; регулирование роста костей, мышц, связок
2.
Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей
Развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата; предупреждение и устранение изменений мышечной напряжен-ности; совершенствование функций вести-булярного аппарата; сопротивление утомляе-мости при разнообразных видах двигательной деятельности
3.
Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию

Развитие уравновешенности, подвижности нервной системы, нервных процессов возбуждения и торможения
4.
Закаливание
Повышение защитных сил организма обучающихся к воздействию неблагоприятных факторов; улучшение обмена веществ; укрепление имунной системы организма
5.
Массаж (самомассаж)
Повышение подвижности связочного аппарата, улучшение циркуляции крови и лимфы, обменных процессов, профилактика заболеваний


Оздоровительную направленность средств физического воспитания можно реализовать через укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, раскрытие резервных возможностей человека.
Применение рассмотренных компонентов в процессе физического воспитания прежде всего нацелено на развитие психических и познавательных, а затем и физических способностей.
В своей работе опираюсь на труды основоположника научной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафта, педагогов-новаторов: Б.П.Никитина и Л.А.Никитину, В.И.Ляха; С.И.Петухова, профессора Кузбасской государственной педагогической академии.

Для успешного обучения физической культуре во взаимоотношениях с детьми руководствуюсь принципами гуманистической педагогики:
* каждый ребёнок - это личность;
* каждый ребёнок - это индивидуальность;
* каждый ребёнок имеет право на ошибку.

Придерживаясь этих принципов, формирую у обучающихся всех возрастов различные спортивные и личностные качества, которые отражены в таблице 4:

Таблица 4
СПОРТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОСПИТАННИКА


Возрастные группы


Спортивные качества

Личностные качества



Младшие школьники
* интерес к спорту, формирование спортивного коллектива
* чувство товарищества
* честность
* бережливость
* трудолюбие



Подростки
9-12 лет
* ведение здорового образа жизни
* развитие выносливости, силы и координации
* толерантность
* уважение к чужому мнению
* интерес к людям
* инициативность






Подростки 13-16 лет


* владение стратегией, тактикой и техникой игры

* устойчивая потребность в здоровом образе жизни
* гражданственность, патриотизм
* способность к самосовер-шенствованию
* мобильность
* коммуникабельность
* надежность
* ответственность
* креативность
* умение противостоять негативным воздействиям социальной среды
* подготовка к службе в армии

На каждом этапе развития школьников воспитываю не только вышеперечисленные качества, но и развиваю навыки ведения здорового образа жизни, привлекая школьников к занятиям физкультурой. Чтобы эта работа была более эффективной, создана определенная система физического воспитания. Она состоит из трех структурных блоков:
1. Организационные формы.
2. Методы физического воспитания.
3. Взаимодействие школы с физкультурно-оздоровительными организациями города.

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СБЕРЕЖЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
































В основе данной системы лежит следующее:
* оценка результатов тестов по типологическим шкалам;
* оценка успеваемости по всему комплексу показателей физического развития и двигательной подготовленности (с учетом соответствия результата возрастно-половому типологическому нормативу и годичной динамики результатов);
* типологически адекватный режим тренировки "Навстречу природе" (принцип природосообразности);
* регулярное информирование учеников и их родителей о результатах тестирования и оценки физического состояния.

Появится ли у детей уважение к предмету, разовьется ли в детском сознании потребность заботиться о своём физическом здоровье, станет ли для них физическая культура частью их личности, зависит от работы учителя на уроке.
В связи с этим выдвигаю следующие требования к современному уроку физкультуры:
* внедрение диагностики и комплексного контроля за физическим развитием и физической подготовленностью обучающихся;
* включение в урок теоретической части и домашнего задания;
* учет уровня мотивации обучающихся при определении содержания урока (особенно в старших классах);
* создание здорового психологического климата на уроках за счет учета индивидуальности учащихся.

В результате сложились основные направления в работе, главным из которых является формирование физического здоровья каждого ученика через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников.
Современный школьник систематически недополучает необходимый объём моторики. Существуют определённые гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников (по А. Г. Сухареву), таблица 5.
Таблица 5

Возрастные группы
Локомоции (тыс.шагов)
Величина энергозатрат (ккал/сут.)
Продолжительность двигательной активности (ч.)
Младшая
(мальчики и девочки)
15-20
2500-3000
3,0-3,6
Средняя (мальчики и девочки)
20-25
3000-4000
3,6-4,8
Старшая:
юноши

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign